Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ХУДОЖЕСТВЕННОЕ



 

СООТВЕТСТВУЕТ

ФГОС

Л. В. КУЦАКОВА

АВТОРСКАЯ ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

ТВОРЧЕСТВО

и

КОНСТРУИРОВАНИЕ

СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ

5-4 ЛЕТ

МОЗАИКА-СИНТЕЗ • 2017


ББК 74.100.5 УДК 373.2

Парциальная программа Л.В.Куцаковой
«Художественное творчество и конструирование»

рекомендуется в рамках реализации принципа вариативности содержания
программы «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой

Кулакова Людмила Викторовна — педагог, методист,
Отличник просвещения, автор методик по проблемам художественного,
интеллектуального и нравственного воспитания детей.
Лауреат Международного конкурса «Школа-2000». Автор более 30 книг,
а также многочисленных публикаций по вопросам дошкольного
воспитания и образования.

Куцакова Л. В.

Художественное творчество и конструирование. Сценарии занятий с детьми

3-4 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. - 128 с.

В пособии представлена система работы по художественному творчеству и конструированию с детьми 3—4 лет. Система включает планирование и конспекты занятий на учебный год.

Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных организаций, в том числе учреждений дополнительного образования, а также родителям.

© КуцаковаЛ. В., 2016 © «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016


Предисловие

Дошкольник — большой исследователь, изобретатель и эксперимента­тор. Окружающий мир он познает благодаря именно этим способностям. Взрослому следует развивать познавательную деятельность детей, чтобы она стала основным средством их всестороннего и гармоничного развития.

При этом важно учитывать уникальную черту детского мировоззрения. Дети не только по-своему изображают мир, но именно так его и восприни­мают; видят то, что мы, взрослые, порой не замечаем. Постигая реальное значение предметов, они включают свою богатую фантазию и способны взглянуть на создаваемый образ с самой неожиданной стороны.

Рисование, лепку, аппликацию, художественный труд, конструирование нельзя рассматривать лишь как передачу детям определенных знаний, умений и навыков. Известно, что передача опыта невозможна без активного участия ребенка, его стремления узнать, исследовать, преобразовать. Это пособие со­ставлено с учетом всех особенностей успешного педагогического процесса.

В пособии представлены конспекты занятий с детьми 3—4 лет. Кон­спекты могут быть использованы при работе по парциальной программе «Художественное творчество и конструирование». Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стан­дартом дошкольного образования и может использоваться при написании вариативной части основных образовательных программ дошкольных ор­ганизаций, а также в учреждениях дополнительного образования.

Пособие поможет воспитателям:

— формировать духовный мир ребенка посредством творческой дея­тельности, пробуждать в нем эмоционально-творческое начало;

— обогащать детей яркими впечатлениями от знакомства с разно­образными природными явлениями и предметами рукотворного мира, развивать познавательный интерес;

— развивать эстетическое восприятие, воображение дошкольников; побуждать их к самостоятельному творческому познанию;

— обогащать художественный и социально-нравственный опыт детей, способствовать воспитанию личностной культуры, используя изобрази-

 

тельную, музыкальную, театрализованную деятельность, произведения искусства, музыки, литературы;

— учить детей осмысливать свои знания, самовыражаться в деятельно­сти; способствовать вдумчивому, внимательному, серьезному отношению к суждениям других и к своим собственным;

— развивать любознательность, сообразительность, логическое мыш­ление, стремление добиваться результатов;

— интегрировать виды продуктивной деятельности; учить изображать по-разному одни и те же предметы и явления, используя различные изо­бразительные средства и материалы;

— побуждать к экспериментированию, в ходе которого дети познают богатые изобразительные возможности используемых материалов;

— учить детей предвидеть изменения, которые могут произойти с ри­сунком, поделкой, конструкцией благодаря вносимым изменениям;

— развивать воображение, способность к пространственному, аб­страктному, аналитическому, ассоциативному мышлению;

— учить планировать деятельность, понимать несложные чертежи, строить схемы, моделировать, создавая оригинальные композиции, раз­нообразные сооружения, конструкции, поделки и пр.

Данное пособие поможет встроить педагогический процесс в единую систему, в основе которой лежит понимание ценности детского творче­ства, а деятельность ребенка рассматривается не просто как упражнение в изобразительных и конструкторских умениях и пассивное отражение окружающего, а как творческий поиск ребенком жизненной опоры в нашей действительности, непрестанное переживание тех отношений и взаимосвязей, которые он усвоил в реальном мире.

Мы рекомендуем воспитателю завести тетрадь для учета и анализа дет­ской деятельности, в которой он будет отражать развитие умений, навыков и представлений детей, фиксировать творческие находки, возникающие во­просы, представления детей об изображаемом, интересные рассуждения, размышления и др. Это послужит материалом для получения представлений о каждом ребенке, его развитии, совершенствовании и необходимости инди­видуального подхода к обучению в той или иной деятельности. Такие записи могут также стать материалом, необходимым при общении с родителями.

Важно фиксировать трудности, возникшие в обучении; предпочте­ния детей по отношению к тем или иным изобразительным материалам; оценку усидчивости, трудолюбия, активности продвижения в обучении. Необходимо отмечать тех ребят, которые любят масштабность, больше работают с цветом, стремятся обобщать, и тех, кто склонен к предмет­ному, точному, выполнению сложных графических изображений и т. д.


Цели и задачи
работы с детьми

Эстетическое восприятие природного мира

Наблюдать с детьми за окружающей живой природой, учить замечать красоту. Обогащать впечатлениями от разнообразия красоты природы, содействовать эмоциональному отклику.

Воспитывать любовь к живой природе. Побуждать любоваться красо­той природы. Воспитывать стремление заботиться о живой природе, со­переживать, протестовать против насилия над ней.

Эстетическое восприятие социального мира

Побуждать бережно относиться к окружающему предметному миру (мебель, одежда, обувь, личные вещи, игрушки и пр.). Учить детей рас­сматривать предметы, любоваться красотой оформления. Исследовать предметы (гладить, трогать); выделять в них ярко выраженные свойства, качества. Учить различать эмоциональное состояние людей, проявляю­щееся в мимике, жестах, интонации голоса, откликаться на него (радо­ваться вместе со смеющимися; жалеть того, кто испытывает боль, стра­дание, ИТ.П.).

Художественное восприятие произведений искусства

Способствовать развитию эстетических чувств детей, художествен­ному восприятию. Вызывать эмоциональный отклик на произведе­ния искусства (картину, музыкальное произведение, фильм, народную игрушку и т. п.). Побуждать обращать внимание на яркость цветовых образов изобразительного и прикладного искусства (филимоновская и дымковская игрушка, матрешка и т. и.). Учить выделять средства вы­разительности (форма, элементы, украшения, цвет и т. д.). Учить рас­сматривать игрушки, видеть их красоту, испытывать удовольствие от восприятия. Формировать понимание назначения произведений ис­кусства. Знакомить с понятием авторства (художник, мастер). Побуж­дать детей чаще рассматривать картины, учить узнавать знакомые ил­люстрации к детским книгам, видеть в изображенной мимике, позах,

 

 

движениях людей и животных их настроение, состояние, сопережи­вать им.

Дать детям элементарные представления об архитектуре при рассма­тривании иллюстраций, слайдов; научить различать разные построй­ки (избушка, терем, церковь, дворец, здание современной архитекту­ры и пр.). Рассматривать с детьми мосты разного назначения, обращать внимание на их оформление. Побуждать ребят делиться своими впечат­лениями с взрослыми.

Художественная деятельность

Пробуждать у детей интерес к изобразительной деятельности, к образ­ному отражению несложных предметов, понятных им явлений действи­тельности. Давать представление о форме, величине, строении, оформ­лении предметов, которые вызвали у ребят интерес и эмоциональный отклик. С помощью изобразительных средств упражнять в передаче от­носительного сходства, используя цвет как основной признак в выделе­нии главного в предмете.

Упражнять в изображении конкретных предметов исходя из обобщен­ных округлых форм и цветовых пятен, передавая характерные детали. Знакомить с расположением изображения на бумаге.

Развивать воображение, способствовать проявлению творчества, фан­тазии. Формировать интерес к цвету, форме, материалу, умение переда­вать форму как основу для построения изображения, видеть некоторые средства выразительности (цвет, ритм, объем). Способствовать интере­су к изобразительным материалам, их свойствам. Побуждать к самосто­ятельности в продуктивной деятельности.

Рисование. Упражнять в изобразительных навыках: ритмично нано­сить штрихи, мазки; проводить в разных направлениях прямые линии (длинные, короткие, наклонные), пересекать их, сочетать, изображать округлые и прямоугольные формы.

Лепка. Знакомить со свойствами глины, пластилина, упражнять в изо­бразительных навыках (скатывать в шарик, расплющивать, соединять в кольцо, делать углубления, защипывать края, соединять части, пользо­ваться стекой). Учить лепить несложные предметы посуды, игрушки из нескольких частей конструктивным способом.

Аппликация. Побуждать детей создавать образы, узоры из готовых элементов на разных геометрических фигурах и других формах. Через игры-фантазии давать представления о свойствах бумаги, технике об­рывания, скатывания в комочки, наклеивания. Побуждать к совмест­ной деятельности (цветной коврик, лоскутное одеяло и т.д.).


Рассматривать с детьми элементарные постройки, выделяя их части. Учить рассказывать, из каких деталей построена каждая часть, называя детали строительного набора: кубик, кирпичик, пластина, призма. Спо­собствовать овладению элементарными конструкторскими навыками: приставлять, прикладывать, делать простые перекрытия, обстраивать плоскостные модели, огораживать небольшие пространства деталями, чередуя их, устанавливая на разные грани, плотно друг к другу и на опре­деленном расстоянии; создавать постройки с внутренним свободным пространством (будка, сарай, домик). Учить изменять постройки спосо­бом надстраивания (в высоту, длину, ширину), заменять детали, разли­чать части построек по величине (большая — маленькая, высокая — низ­кая, длинная — короткая, узкая — широкая). Развивать элементарные на­выки пространственной ориентации (в, около, за, далеко, близко и т.д.), умение соотносить нарисованные детали с реальными. Учить строить элементарные постройки по рисунку-чертежу: из кирпичика и кубика — стул, машину; из 5—6 одинаковых или чередующихся деталей — забор­чики, башенки.

Развивать представления о форме, величине, цвете. Побуждать стро­ить по собственному замыслу, объединять постройки по сюжету, обы­грывать их. Побуждать к совместным играм. Учить сооружать построй­ки из песка и снега.


Краткие методические рекомендации

Возрастные особенности детей 3-4 лет

У детей младшего дошкольного возраста развивается познавательная активность. Ребенок задает взрослому множество вопросов, желая по­лучить новую информацию. Общение с взрослым постепенно становит­ся внеситуативным.

Продолжают формироваться все психологические процессы. Ин­тенсивно развивается восприятие. Дети познают сенсорные эталоны, овладевают пространственными понятиями. В процессе рисования, конструирования, аппликации они научаются воспринимать более пя­ти цветов и форм. Совершенствуется воображение. Малыши, играя со строительным материалом или рисуя, фантазируют на ходу, разговари­вают с воображаемыми предметами, представляют ситуации и пр. На основе формирующегося наглядно-действенного начинает развиваться наглядно-образное мышление. От пробующих действий дети начинают переходить к направленным, стремясь получить результат, который уже могут представить, опираясь на свой опыт.

Содержание детских рисунков и конструкций зависит прежде всего от представлений детей об изображаемых предметах. В этом возрасте такие представления неясны и только начинают формироваться. Графические образы бедны, но цвет уже активно используется.

Для конструирования все еще характерна тесная связь с игрой. В этом возрасте продолжает развиваться практическое экспериментирование. Дети с удовольствием многократно сравнивают детали строительного материала, конструкторов, геометрические фигуры для плоскостного моделирования по величине, форме, цвету, пытаются подбирать, ком­бинировать, замещать; при этом они познают свойства строительных элементов, пытаются придумывать свои конструктивные приемы. Посте­пенно дети начинают применять меньше пробующих действий и учатся экспериментировать «в уме». Таким образом формируется воображение, появляется способность представлять будущую постройку, создавать за­мысел, искать способы его воплощения.

 


Развивается игровая деятельность детей. Основным содержани­ем игр являются действия с игрушками, строительным материалом, предметами-заменителями. Дети любят играть с постройками. Обще­ние детей пока еще ситуативно, чаще всего они просто находятся рядом. Однако уже начинают проявляться избирательные взаимоотношения. Сознательное поведение только складывается, но уже наблюдается со­подчинение мотивов поведения в простых ситуациях. К ровесникам ребята относятся прежде всего как к участникам практической деятель­ности. Между детьми нередки конфликты, обычно возникающие из-за обладания игрушками, строительными деталями. Развивается основная функция сообщения и социальной связи. Постепенно возникает само­оценка, при которой дети ориентируются на мнение педагога.

Активно обогащается речевой запас. Рисуя, конструируя, играя, дети комментируют свои действия, вступают в общение друг с другом, пыта­ются влиять на действия других, распределять между собой роли; раз­вивается игровое общение.

Методика работы

Педагогу важно поддерживать развивающуюся фантазию и вообра­жение детей, их попытки отражать те или иные образы в рисунках, по­стройках, лепке. Без целенаправленного обучения воображение детей не станет направленным, а деятельность творческой. Развивающаяся целост­ность и эмоциональность восприятия образов изобразительного искусства позволяет формировать у детей эмоциональное восприятие предметов народно-прикладного искусства, книжной графики, изображений живот­ных. Воспитатель рассматривает с детьми произведения изобразительного искусства, любуется вместе с ребятами их красотой, задает малышам вопро­сы. Помогает отвечать на них, комментирует ответы: «Кто (что) это? Что нам рассказывает про него художник? (Если изображены живые существа.) Ка­кой на картине зайчик? Почему тебе нравится? Какими красками художник раскрасил небо, елочки, яблоки? Какой формы солнышко (колобок)? Что хочет тебе сказать тот, кто изображен на картине? Почему радуется, плачет? Что на картине красивее? Какая из фигурок тебе больше нравится? Возьми ее. Погладь котенка. Как художник нарисовал барышню?» и т.д. Использу­ются репродукции картин, доступных восприятию детей данного возраста, а также иллюстрации к сказкам, работы графиков, малая скульптура, на­родные игрушки, содержание которых отвечает детскому пониманию.

Развитию детского восприятия способствует прием обведения пред­метов руками, чтобы дети чувственно воспринимали форму.

 

Начинать обучение детей рисованию рекомендуется с изображения предметов, имеющих линейный характер (дорожки, рельсы, заборчики, лесенки и пр.). Затем можно переходить к обучению рисованию окру­глых, прямоугольных, треугольных предметов. Далее — к рисованию образов, состоящих из нескольких частей. Чтобы дети активнее упраж­нялись в изображении, им предлагают рисовать много отдельных пред­метов, располагая их по всей поверхности листа («Одуванчики цветут», «Петушок рассыпал горошек», «Следы на снегу», «Листочки летят», «Жучки ползут», «Мыльные пузыри» и др.).

Малышей учат украшать линиями, точками, мазками вырезанные воспитателем силуэты разных предметов (дымковские игрушки, посуда, одежда). Дети 3—4 лет активно «входят» в создаваемый образ, «ожив­ляют» свои мазки, линии, формы и играют с ними. Необходимо созда­вать условия для таких проявлений: предоставлять детям возможность выбирать и использовать разнообразные краски (гуашь), карандаши, фломастеры. При этом важно обучать ребят навыкам работы с изо­бразительными материалами (правильно держать карандаш, кисточку, пользоваться гуашевыми красками, делать мазки, проводить линии и пр.). Важно помнить, что дети данного возраста часто по-своему передают движение предметов. Например, движущаяся машина может быть изображена в виде перепутанной линии, занимающей всю по­верхность листа. Это своеобразное изображение движения. Но дети уже в состоянии, используя изобразительные средства и усвоенные навыки, рисовать и лепить предметы, которые можно узнать по определенным признакам. В продуктивной деятельности начинает появляться сюжет, поскольку ребята уже в состоянии удерживать в памяти простые за­мыслы.

Используя игровые приемы, воспитатель помогает малышам в созда­нии замыслов (обращаясь к ребенку, например, от лица игрушек).

Работа с аппликацией в основном направлена на развитие интереса детей к форме, цвету, на формирование навыков и умений создания простейших композиций из готовых форм. Воспитатель приобщает детей к изготовле­нию несложных поделок из бумаги, помогая им усваивать обобщенные приемы работы. Так, приклеивая разные элементы к полосам, сложенным пополам, ребята мастерят зверюшек, домики, машинки и пр.

На занятиях по лепке воспитатель может использовать как пласти­лин, так и глину. Дети испытывают интерес к любым пластическим ма­териалам, поэтому они с удовольствием поиграют с воспитателем в игру «На что похож комочек», упражняясь в приемах лепки, создания простых образов.

 

Удовлетворять потребности в практическом экспериментировании детям помогает конструирование. Пытаясь по-разному действовать со строительными деталями, осознавая их конструктивные возможности, ребята упражняются в умении создавать постройки и по образу, и по своему замыслу. Детей начинают учить преобразовывать образцы по предложенным условиям (построй такие же ворота, но чтобы в них мог­ла проехать твоя машина). Важно учить детей не механическим, а осо­знанным способам действий, постепенно побуждать их к поиску новых способов решения конструктивных задач, развивать творческую актив­ность. Дети создают свои постройки для игрушек, поэтому игрушки для обыгрывания следует предлагать им до начала строительства. Формируя конструкторские способности, важно постепенно усложнять предлагае­мые детям образцы одних и тех же объектов (от простого домика к более сложному) и постепенно расширять тематику построек. Начиная с этого возраста работа с детьми строится по единому тематическому принципу (от простейших корабликов в младшей группе до судов разного назначе­ния в старшем дошкольном возрасте).

При показе способов конструирования взрослому необходимо ком­ментировать свои действия, обращать внимание на новые приемы, предлагать рассматривать сооружения, приобщать малышей к их ана­лизу. Создание построек по образцу воспитателя — это подражательное конструирование. Им не следует пренебрегать, поскольку оно позволяет формировать у детей обобщенные преставления о конструируемых объ­ектах, способах анализа построек и навыках конструирования, а также является основой, на которой строится творческое конструирование.

Необходимо постоянно обогащать детей впечатлениями и пред­ставлениями о различных приемах, строениях, знакомить их с функ­циональным назначением и особенностями (избушка, терем, дворец, дом, в котором я живу, и т. п.). Следует целенаправленно рассматривать с детьми реальные объекты, сличать их с изображениями (картинками, фотографиями), рассказывать о них, используя при этом стихи, песенки для более яркого восприятия. Важно чаще разговаривать с малышами о том, что они видят. При наблюдении обращать внимание на существен­ное и учить видеть объекты в целом. Объяснять непонятное, отвечать на вопросы детей, комментировать ответы. (Предполагается и групповое, и индивидуальное общение с детьми.) Необходимо задавать вопросы, требующие развернутых ответов («Почему ты построил такой высокий забор для своих цыпляток?»). Развивающим методическим приемом яв­ляется придумывание вместе с детьми историй, связанных с их рисунка­ми, постройками, поделками, и обыгрывание ситуаций.


Организация предметно-развивающей среды
для детской продуктивной деятельности

При создании предметно-развивающей среды для организации ра­боты с детьми важно продумать удобство необходимого оборудования, предусмотреть его мобильность, возможность простой и быстрой транс­формации, компактность в собранном виде, которая позволит освобо­дить пространство для удовлетворения двигательной активности детей. Удобен, например, стол-трансформер для воспитателя (рис. 1).

Во время занятий педагог с его помощью сможет использовать разно­образные наглядные методы работы и многочисленные игровые приемы, которые делают любое занятие более интересным и результативным. Так, можно увеличить площадь стола с помощью откидного столика, чтобы удобнее разместить на нем необходимый материал. Можно превратить в кукольный театр (поднять боковые части стола и зафиксировать их стержнями ширмы, просунув их в скобы). Можно превратить стол в учеб­ную доску (поднять переднюю и боковую части, соединив их стержнем). На доске можно крепить демонстрационный материал (рисунки, схемы, чертежи), показывать способы изображения, решать занимательные за­дания, считать (счеты съемные), рисовать мелом, а также, повесив экран, просматривать слайды и пр.

На откидном столике удобно размещать учебный материал к занятию, демонстрировать конструкции, изделия из глины, игрушки, поделки и пр. (чтобы стол не был травмоопасным, откидывающиеся части вы­полняются из облегченного материала 1,2—1,5 см).

Для детей среднего дошкольного возраста рекомендуются столы- подиумы (рис. 2). Они удобны для организации конструкторской дея­тельности, рисования, художественного труда, поскольку позволяют удобно, свободно разместить детей, избежав тесноты; дать ребятам про­стор в удовлетворении фантазий и творчества, возможность создавать изображения на крупных листах, мастерить большие элементы и пр. Благодаря таким подиумам можно не разбирать каждый раз детские постройки и конструкции, а оставить их после занятия, давая ребятам возможность продолжить с ними игру, дополнять, изменять сооружения или, если работы не закончены, позже вернуться к ним.

Для детей средней группы достаточно одного подиума. Выдвижную полку можно использовать и как стенд для демонстрации рисунков, чер­тежей и пр., и как дополнительную поверхность, соединяя ею два раз­вернутых стола. Такие подиумы-столы особенно удобны для оснащения кабинетов художественного и технического творчества.

Рис. 1


 



 


 

Рис. 2


 

Материалы для конструкторской деятельности

Для конструирования в средней группе используется мелкий (на­стольный) и крупный (напольный) строительный материал (рис. 3), от­дельные крупные модули (рис. 4), которые изготавливают из плотного цельного поролона, покрытого чехлами, сшитыми из разноцветного дер­матина, а также конструкторы с различными по сложности способами соединения деталей — от элементарных сборно-разборных игрушек до довольно сложных в сборке деревянных и пластмассовых конструкторов


Рис. 3


 


 

Рис. 4


 

(«Него Дакта»). Для плоскостного конструирования применяются на­боры различных геометрических фигур (пластмассовые, деревянные). Рекомендуются различные конструкторские игры-головоломки. Кроме этого необходимы разные дополнительные материалы и игрушки для обыгрывания сооружений (промышленного изготовления и сделанные детьми).

Учитывая, что при конструировании из строительных материалов зна­чительная часть деталей уходит на изготовление перекрытий, а порой их ограниченное количество не позволяет сооружать перекрытия в соот­ветствии с детскими замыслами, дошкольникам предлагаются различные по конструкции пластины: квадратные, круглые, треугольные, овальные, многоугольные (см. рис. 3). Делают их из фанеры, оргстекла, оргалита, плотного картона и других материалов. Размер подбирается произвольно. Удобно, чтобы пластины для мелкого строительного материала умеща­лись в обычный ящик, а пластины из крупного строительного материала не превышали по длине самую длинную деталь в наборе.

Для обогащения представлений детей о конструируемых объектах применяют рисунки, иллюстрации, фотографии с изображением зда­ний, мостов, транспортных средств, летательной техники и пр., а также простые чертежи и схемы.

Чтобы строительным материалом было удобно пользоваться в свобод­ное от занятий время, для него в групповых комнатах отводят определен­ное место в стороне от постоянного движения детей.

Строительный материал лучше хранить в коробках, в которых он при­обретен. Мелкие игрушки лучше не расставлять на полках, а тоже уби-

 

рать в коробки. Крупный строительный материал хранят на платформах, в шкафах, на подвесных полках (в открытом виде). Чем крупнее детали, тем ниже их размещают.

Хорошо, если в дошкольном учреждении есть специально оснащен­ные кабинеты технического и художественного творчества, где созданы условия для организации конструирования и изобразительной деятель­ности: расставлены столы, разложен строительный материал, игруш­ки и другие дополнительные материалы, подобраны конструктивные игры-головоломки, имеется возможность показывать детям слайды, диа­фильмы, видеофильмы, прослушивать музыку и пр. На расставленных по кабинету мольбертах дети могут рисовать, например, здания, машины, мосты, а затем использовать свои рисунки как образцы для конструиро­вания. На мольбертах удобно демонстрировать чертежи, схемы, планы.

Материалы для изобразительной деятельности

• Цветные карандаши.

• Фломастеры.

• Краски: гуашь, готовая к употреблению; акварель. Палитры для сме­шивания красок. Салфетки.

• Кисти для рисования разного размера и кисти для работы с клеем. Клей крахмальный, казеиновый, ПВА. Подставки для кистей, подклад­ные клеенки.

• Различные изобразительные материалы, с которыми знакомы дети (уголь, сангина, пастельные мелки и пр.).

• Бумага белая для рисования, цветная для аппликации и художе­ственного труда, а также двусторонняя, расписная бумага и пр.

• Мольберты: дощечки из фанеры 42x30 см.

• Линейки, шаблоны кругов, квадратов, овалов, трафаретные линейки.

• Ножницы (с закругленными концами).

• Шаблоны и готовые бумажные силуэты для росписи под хох­лому, городец, гжель и др. (по мере ознакомления детей с народным декоративно-прикладным искусством).

• Дидактические игры на различение формы, цвета, развитие вооб­ражения, творчества, познавательные игры (по ознакомлению с искус­ством, растительным и животным миром и пр.).

• Глина, пластилин, подкладные доски для лепки.

• Несколько экземпляров народной игрушки (глиняной, деревянной).

• Скульптура малых форм.

• Предметы народного декоративно-прикладного искусства (кружево, шали, изделия, элементы одежды и пр.).

 

• Альбомы, слайды с изображением предметов декоративно-приклад­ного искусства, видеофильмы.

• Книжки-раскраски для индивидуального использования.

• Подборка иллюстраций по темам занятий (транспорт, животные, цветы, времена года, разные деревья и пр.).

• Наборы репродукций, картин разных жанров.

Экспериментирование
с природным материалом

Конструирование из песка

Конструирование из песка — любимое детское занятие, отвечающее интересам и возможностям ребят. Игры с песком способствуют оздоров­лению и закаливанию, поскольку они организуются на свежем воздухе, в теплый период года, при естественном и непосредственном воздей­ствии этого природного материала на детский организм. Ребята знако­мятся со свойствами этого материала, постигают приемы строительства из него. В процессе деятельности у детей развиваются творческие, иссле­довательские, конструктивные способности, воображение, эстетический вкус. Эта работа имеет большие возможности для развития нравственных качеств детей. Дошкольники учатся действовать сообща, у них форми­руются навыки самостоятельной деятельности, гуманные чувства и по­ложительные взаимоотношения. Воспитатели имеют возможность фор­мировать у дошкольников стремление к самовыражению, взаимообуче- нию и самоуправлению, а это в свою очередь способствует активизации детской социально направленной деятельности.

Воспитателю необходимо создать условия для данной работы, побу­дить ребят к строительству из песка и к играм с ним, научить их приемам работы, наполнить их деятельность интересным содержанием.

Главным условием для организации конструирования из песка яв­ляется его подготовка к работе. Он должен быть чистым, просеянным и влажным, каждые два-три дня его необходимо перелопачивать, чтобы он не слеживался.

Для работы с детьми 4—5 лет удобны небольшие переносные пе­сочницы на ножках (размер ящика 120x120 см, глубина — 20 см, вы­сота — 50—60 см). Желательно, чтобы на участке было две-три такие песочницы-столика. Они могут иметь любую форму и оформление, к ним также могут прилагаться съемные зонты-тенты. Для удобства на дно песочницы следует настелить листовое железо, поскольку дерево


быстро гниет от постоянной влаги. Песок периодически (раз в неделю) промывается из шланга (вода при этом должна свободно стекать на землю через зазоры между дном и боковыми частями ящика). В случае необхо­димости такие песочницы в отсутствие детей можно накрывать поли­этиленовой пленкой для защиты песка от загрязнения.

Для организации деятельности детей с песком в сырую, дождливую, ветреную погоду можно перенести песочницу-столик на веранду. С на­ступлением холодов хорошо разместить песочницу в помещении с тем, чтобы дети имели возможность заниматься строительством из песка кру­глый год. Чтобы песок из ящика не сыпался через зазоры и не засорял пол помещения, его дно и края застилают полиэтиленовой пленкой, а затем ящик заполняют промытым песком.

В санитарно-гигиенических целях не следует устраивать песочные дворики в постоянной тени. В прохладное время здесь будет сыро, холод­но, неуютно. Солнце — источник борьбы с различными вредоносными организмами. Хорошо зарекомендовали себя дворики из пеньков. Чтобы сделать такой дворик, бревно распиливается на чурбачки, которые зака­пывают в землю тесно друг к другу на разном уровне по любому очерта­нию. Дворики могут быть сделаны также и из лежащих бревен или досок и иметь любую форму. Ребят приучают бережно относиться к материалу, не разносить песок по участку.

Для работы с песком можно предлагать пластмассовые ведерки, совки, лопатки и формочки; игрушки — машины, куклы, животные (они долж­ны отличаться прочностью и легко мыться); различные дополнительные материалы — дощечки, фанерные трафареты, изображающие людей, до­ма, знакомых детям животных, транспортные средства, деревья. Можно предложить малышам кукольную посуду, куски клеенки, цветной плен­ки, фанерные пластины.

Хранить эти игрушки можно в корзинах, сетчатых сумках. На участках удобны стойки с сетками, которые могут использоваться во всех возраст­ных группах. Игрушки, лежащие в них, хорошо видны детям, их можно быстро вымыть, направив струю воды из шланга или лейки, и затем про­сушить. Дополнительный материал удобно хранить в ящике с разделите­лями (каждый вид материала отдельно).

Для обыгрывания построек из песка можно применять и поделки, из­готовленные самими ребятами. С этой целью используются материалы, которые не портятся от влаги (катушки, поролон, пенопласт, цветная кле­енка, проволока идр.). Например, дети могут сплести коврики из пленки способом переплетения основы полосами. Для устройства комнаты для кукол можно сделать мебель из молочных пакетов, обклеенных бумагой,

 

 

смастерить флажки и флагштоки, деревья, дорожные знаки из клеенки, палочек и катушек, вырезать человечков, зверюшек из поролона идр.  При обучении детей конструированию из песка рекомендуется свя­зывать тематику построек с тематикой занятий по конструированию из строительного материала и конструкторов. Это дает возможность научить ребят строить сооружения одного типа из разных материалов.                                                     

Воспитатель учит малышей сгребать песок в небольшие кучки с по­мощью совков и лопаток, утрамбовывать их, выкапывать в них ямки, ( накладывать песок в небольшие низкие формочки и «печь» пирожки, ( пряники, торты и другие угощения для кукол.                                                                                           )

Можно научить детей строить будку для собачки. Воспитатель показывает, как для этого надо сгрести песок в кучку, уплотнить ее, сделать в ней углубление совком у основания и предложить малышам поместить  в нее игрушечную собачку.                                                                                                                              

Воспитатель предлагает провести в песке дорожку — продвигать по к ней дощечку, слегка придавливая ее плашмя к песку. Затем вместе с детьми делает на дорожке кочки (кучки) и ямки. Постройка обыгрывается. о При этом можно использовать народную потешку. Воспитатель продвигает по дорожке игрушку и приговаривает: «По кочкам, по кочкам, по Г ровненькой дорожке, в ямку — бух!»

Воспитатель учит детей приему формовки объемных и высоких форм.                   

Показывает, как набрать полную форму песка, уплотнить его, опрокинуть форму, постучать по ней, поднять ее, не повредив куличик. Таким образом малыши делают торты, башни, домики.                          

Можно научить ребят строить горки. Для этого воспитатель вместе v с детьми насыпает кучу песка, утрамбовывает и с помощью дощечки прокладывает спуски с горки (аналогично строительству дорожки).       

Малыши могут научиться строить скамеечку, ворота, стол, стул, мост.  Для этого надо на один или два куличика, стоящих рядом, наложить пластину.                                                                         

Можно научить малышей



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.