Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Автор Маргарита Николаева. Хранительница книги и воин из рода Ветра.



Автор Маргарита Николаева

Хранительница книги и воин из рода Ветра.

 

Роман

 - …ветры производят ангелы, которых Бог поставил по четырем сторонам света, «они дуют поочередно: один устанет дуть – другой начнет; оттого и ветер бывает с четырех сторон. Как долго дует холодный ветер, надоть молиться тихому ангелу (находящемуся на юге), чтобы он задул и перешиб холодный ветер». «Тихий ветер происходит от дуновения ангелов, бурный от Дьявола»…

    Конь, всадник и просто «летящий человек» - традиционные облики ветра в русских поверьях, однако ветер так переполнен жизнью и разнообразными силами… Переполнен жизнью… - Ольга Николаевна подняла глаза от книги, которую читала.

    Прошел почти месяц с того дня, а точнее ночи. Волшебной ночи на Ивана Купала…

    Фиолетовые сумерки. Полная луна. Священный огонь костра… И черное зло, собравшись в один страшный, смертельный заряд несется на Воронова. Ее крик. И окровавленное, неподвижное тело воина…

    Одновременно перехватило дыхание и ручьем из глаз полились слезы на книжные страницы.

     - Выпей, успокойся, - Верочка протянула Ольге стакан с водой. Взяла ее руку в свою, крепко сжала. – Хватит вновь и вновь проживать эту ужасную трагедию. Ты опять можешь заболеть. Надо найти в себе силы жить дальше…

Ольга Николаевна посмотрела на подругу. У Васильевой серьезное выражение лица, а в глазах - тепло и забота о ней, как о маленькой. Вера подсела к Ольге, обняла ее за плечи, словно своего сына Степку. И ласково на распев стала приговаривать:

     - Ты же сильная. Вспомни об этом. Когда ты снова в это поверишь, изменится мир вокруг тебя. И ты изменишься… Ты найдешь его… - Вера заглянула Ольге в глаза. – Успокойся. Совсем успокойся… - Голос Васильевой становился властным и повелительным. – У тебя больше нет страха, и паники… Ты внимательно слушаешь себя … спокойную…

    Ольга Николаевна с помощью подруги и психолога Верочки Васильевой, стала входить в гипнотический транс. Дорога в свое подсознание была ей хорошо известна. Но она давно уже не путешествовала в этот мир. Сейчас стоило его навестить.

 

Знакомая тропинка… Ольга Николаевна чувствует босыми ногами каждый камушек… Вот, и дерево. Мимо него - в прохладный каньон. Ручей. По сложившейся традиции, она входит в его ледяную воду. А теперь наверх по ступенькам в скале. Сухой плющ скрывает проход в глубокую пещеру. Еще десять ступенек, но теперь вниз! Каждая из них – новый уровень в подсознании. Все дальше вниз… Заветная дверь. Ольга Николаевна толкает ее и выходит на берег Океана…

- Великий Океан подсознания, приветствую тебя!

Она стоит на берегу, но не касается ногами воды. Тихо. Спокойно. Мириады звезд отражаются в темной зеркальной поверхности Океана… Легкий, тихий звук, как чей-то шепот. Скорее шорох… Кто-то приближается. Ольга Николаевна поворачивает голову. По песчаному берегу, к ней навстречу идет человек. Она пристально всматривается в незнакомца. Это девушка… Мягкая, кошачья походка. Короткие, темные волосы, чуть раскосые глаза. Черная, стильная одежда. В незнакомке чувствуется внутренняя сила и уверенность. И она нравится Ольге Николаевне. Девушка подходит ближе.

- Здравствуй! Узнаешь меня? Это ты. – Темноволосая склонила на плечо голову и, прищурившись, посмотрела на Ольгу по-восточному загадочным взглядом.

- Я!? Не может быть! Разве я такая?.. – Ольга Николаевна стала внимательно изучать девушку в черном. – Нет… Ты ошибаешься, незнакомка. Мы с тобой такие разные!

- И все-таки, я это ты. Но ты плохо знаешь себя такую. Мы вовремя встретились. Только я смогу тебе помочь найти воина из рода Ветра. Я знаю: он жив. А ты – нет. Он спас тебе жизнь. А теперь ему нужна помощь. Возвращайся назад. Помни, если хочешь найти его, то твое место должна занять я. – Она легко, но настойчиво толкнула Ольгу Николаевну по направлению к двери, которая служит последним препятствием на пути к своему подсознанию.

Ольга, не сопротивляясь и не оглядываясь, быстро дошла до заветной двери. Преодолела десять ступенек вверх, холодный ручей, подъем из каньона.

 

- Как ты? – Васильева внимательно, как врач заглянула в глаза подруге, вернувшейся из виртуального путешествия в мир подсознания.

- Нормально. Вера, ты права. Он жив. Теперь я в этом уверена.

- Прекрасно! Можешь больше не волноваться и не переживать. Он вернется. Куда он денется от такой красавицы? Ну? Не грусти. Посмотри на себя в зеркало. Когда ты спокойна и весела, ты чудо, как хороша!

Ольга Николаевна подошла к зеркальной книжной витрине. Оценивающе посмотрела на свое отражение.

- Это не я… оказывается…

- Да? А кто же?

- Скажи, Верочка, ты хотела бы выглядеть иначе?

- Конечно, хотела бы. Каждая женщина этого хочет. Потому что любой нормальный человек не доволен тем, как он выглядит. Я читала, что Клеопатра переживала из-за своего длинного носа. Жаклин Кеннеди из-за большого размера ступни. Николь Кидман не довольна своими длинными стройными ногами, в которых, по ее словам, она путается… Чудные дела твои, Господи! А ведь все они признанные красавицы! И мы равняемся на лучших! – Засмеялась Верунька. – Я хотела бы быть красивой и выглядеть, как…

- Софи Лорен?

- Ну, нет… Она конечно, красавица. Но Софи Лорен – идеал красоты другого поколения. Мне больше всех нравится Сельма Хайек!

- Значит Вы, коллега, такую красоту предпочитаете?

- Именно такую. А ты? Как бы ты хотела выглядеть сегодня?

Ольга Николаевна подошла к книжному стеллажу, достала большую книгу в красивом переплете, и открыла на нужной странице.

- Вот! – Она ткнула пальцем в середину, отвечая на вопрос подруги.

- Ты, что же, Оль, хочешь быть японкой или китаянкой? – Вера покатилась со смеху. - Ничего у тебя не выйдет!

- Это почему же? – Ольга Николаевна сделала вид, что сердится.

- Ну, посмотри на себя! Ты вся такая беленькая… Волосы светлые, глаза голубые. Высокая. А они там, на Дальнем Востоке, как раз наоборот… Темноволосые, кареглазые и роста небольшого. И чего это ты придумала? Ольга Николаевна, ты недооцениваешь свои внешние данные! Ты – лучше! Нет, я никого не хочу обидеть. И заранее извиняюсь перед женщинами восточного типа. Просто мы привыкли к другому. У тебя, дорогая, славянский тип красоты. А на Руси, именно такие женщины считались красавицами. Ты, как историк, со мной согласна?

- Да, согласна, что у них совсем другие эстетические идеалы… - Ольга Николаевна серьезно и задумчиво смотрела в окно. – В основе японской культуры – «скрытое очарование вещей». С одной стороны, это восхищение и любование внешней красотой. Например: лицом или цветком. С другой, всегда присутствующий оттенок грусти, близкий буддийскому пониманию иллюзорности материального мира. Идеал красоты – гармоничное соединение физического и духовного. В эпоху Хэйан двор, аристократы, как мужчины, так и дамы, покрывали лицо слоем белил и чернили зубы, а губы красили темно-зеленой с металлическим отливом краской. В полумраке лицо в таком гриме светилось, его белизна контрастировала с черными, свободно ниспадающими по спине волосами и яркими одеждами…

- Ужас! Ты так мечтаешь выглядеть?

- В Китае же, на протяжении его долгой истории, представление о совершенной женской красоте не раз менялось. Так луноликие придворные дамы периода Тан обликом своим старались походить на легендарную Ян – «драгоценную наложницу» императора, которая была несколько полновата. Китаянки тщательно заботились о руках: их коже надлежало быть белой и мягкой. Дамы отращивали длинные ногти, получившие название «птичьи коготки». Чтобы придать пальцам больше сходства с «яшмовыми ростками бамбука», ногти окрашивали красным соком бальзамина. Таким образом, по бытовавшим понятиям, привлекательность женщины зависела не только от природных данных. Во многом она была «сделанной» благодаря уходу и умело наложенному гриму. Писатель семнадцатого века, автор эротических романов, наставляя мужчин, как правильно выбирать наложницу, рекомендовал отдавать предпочтение красавицам с маленькими ножками. Он же советовал не прельщаться женщиной, голос которой неприятен. Голос исправить было трудно, а вот ножку казалось возможным. С детства размер ноги китаянок регулировали бинтами. В результате ступни китаянок приобретали форму лотоса.

- И ты начинай со ступни. – Вера не скрывала своего веселого настроения. – Так, возможно, ты быстрее достигнешь своего эстетического идеала.

- Издеваешься… Ну, подруга, чтобы стать Сельмой Хайек, тебе тоже стоит потрудиться. В Латинской Америке, а твоя красавица, если не ошибаюсь, оттуда, тоже своеобразные эстетические идеалы.

- Просвети…

- Во-первых, коренные жители Северной и Южной Америки магическую силу приписывали волосам. У них было принято выщипывать волосы на лице и на теле, но при этом голову, как правило, не стригли. У североамериканских индейцев женщины заплетали две косы, мужчины ходили с распущенными волосами или же собранными в узел на макушке. Иногда на бритой голове специально сохраняли «скальповые пряди» - своеобразный вызов врагу. С мистическим значением, которое придавалось волосам, связан и обычай скальпирования: победитель отнимал у своего врага жизненную силу, заключенную в волосах.

Во-вторых, у древних майя привлекательным считалось косоглазие.

- Да, ты что? Правда? Полагаю, мне стоит попробовать приблизиться к своему идеалу красоты именно с этого места. – Васильева скосила оба глаза, уставившись на свой кончик носа. – Мне идет?

- Очень, Вера. Так и ходи. Жаль, что долго не проходишь. Устанешь. Поэтому о такой красоте заботились еще в раннем детстве. Матери приклеивали к волосам своих малышей шарики из смолы – эта постоянная помеха и приводила к косоглазию. Столь изощренные способы приближения к «идеалу красоты» дополнялись подпиливанием зубов и инкрустированием их драгоценностями.

И последнее, что мне хотелось тебе поведать: за общепринятый обычай наносить на лицо и тело красноватую охру первооткрыватели прозвали индейцев краснокожими.

- У-у-у-у! – Вера приложила ладонь к губам, и изобразила воинствующий клич индейцев. - Степка научил. Когда сын мой был поменьше, то обожал игру в индейцев. Непонятно, где он видел этих индейцев… Сейчас уж и фильмов про них не показывают. Ну, ладно. А теперь объясни, к чему весь этот долгий разговор про эстетические идеалы древних жителей Дальнего Востока и Америки.

- Ну, про латиноамериканскую красоту это…

- Это месть. Понятно. Чисто по-женски. Я критикую твои эстетические идеалы, ты отвечаешь мне тем же. Но я сейчас о другом. Почему вдруг Ольге Николаевне захотелось радикально поменять внешний облик? Из девушки славянского типа превратиться в восточную девушку?

- Вера, я несколько минут назад, в своем виртуальном путешествии, видела себя другой… Я была похожа на них. – Ольга показала на раскрытую книгу, где с глянцевой страницы смотрели на русских девушек современные стильные красотки из Страны Восходящего Солнца.

- Как ты это видела?

И Ольга Николаевна пересказала подруге все, что происходило в ее путешествии к Великому Океану подсознания.

- Значит, в тебе живет еще одна Ольга Николаевна… - Васильева стала серьезной. – Теперь, я понимаю, откуда твой интерес к Востоку, увлечения восточной философией, психологическими тренингами. Игра в ниндзю, наконец… Твое подсознание тебе подсказывает стать другой – женщиной Востока, и тогда ты сможешь найти и спасти Воронова, который на сегодняшний день нуждается в помощи.

- Воронов – воин из рода Ветра, дующего с восточной стороны. – Ольга опять посмотрела на свое отражение в зеркале. – Стать другой… - Заглянула в раскрытую книгу на японских красавиц. Сравнила. – Легко ли? – С улыбкой повернулось к Васильевой. - Так ты, Верочка, советуешь начать переходить в новое состояние со ступни?

- С переодевания… - Услышали подруги незнакомый женский голос. Одновременно повернулись.

В пустом читальном зале отдела культуры и религии за последним столом, с королевским достоинством выпрямив спину, восседала на обычном стуле, как на троне, дама во всем черном. Ольге Николаевне ее необычно красивое лицо показалось знакомым, он откуда, вспомнить не удавалось.

– Ах, извините! Как неудобно! У нас, оказывается, в зале читатель дожидается, а мы тут со своими глупостями… Какая литература Вас интересует?

Дама медленно и грациозно поднялась со своего места и… не пошла и не двинулась, а именно… поплыла навстречу Ольге. Подобные движения Ольга Николаевна видела лишь однажды, по телевидению. Это была старая запись выступления некогда знаменитого и прославленного в советские времена хореографического ансамбля « Березка». Тогда ее поразила и заворожила «походка» девушек на сцене. Они плыли, словно лебедушки. Ноги скрывали длинные колоколообразные юбки и, поэтому казалось, что девушки ходят не по деревянному полу, а плывут по воде.

- Меня интересуют «Легенды и мифы Древнего Востока» … - Дама, приблизившись к кафедре, за которой стояла Ольга Николаевна, подняла на девушку глаза. На долю секунды Ольга словно нырнула в зеленоватый омут глаз необычной читательницы. Резко закружилась голова, ее повело в сторону, и она ухватилась рукой за кафедру, чтобы не упасть.

Дама быстро протянула вперед правую руку и ее узкая, изящная ладонь оказалась перед самым носом библиотекарши. Ольга Николаевна сделала глубокий вдох, и к ней вернулось прежнее нормальное состояние.

- Подождите минуточку… - Заведующая отделом из соседней комнаты, под названием «запасник», принесла названную книгу. Быстро и аккуратно заполнила на новую посетительницу читательский билет. Дама поставила подпись. Взяла книгу. Поблагодарила.

- Пожалуйста… - Ольга с облегчением выдохнула, и автоматически добавила, - приходите…

Новая читательница приложила тонкие пальцы к своему виску, словно собиралась что-то вспомнить, и одними губами, только для Ольги, произнесла

- Вы, приходите… – И заскользила к выходу.

Минут пять подруги сидели молча, уставившись друг на друга. Наконец Ольга Николаевна смогла пошевелиться, а Верочка, дождавшись возможности говорить, обратилась к ней с вопросом

- Оль, опять, что ли началось? – В голосе Васильевой звучали нотки недовольства.

- Что ты имеешь в виду? Началось, что? – Ольга все еще продолжала смотреть, не моргая на дверь, в которую уплыла прекрасная дама.

- Чудеса твои в решете… Кто эта читательница, странная до жути? Из нашего мира, реального? Не похоже… Колдунья? Волшебница? Экстрасенс? Или, может быть, инопланетянка?

- Не знаю… - Несколько на распев произнесла заторможенная Белова.

- Что значит твое: « Не знаю»? Да, очнись ты! Приди в себя! Ты на нее читательский билет заполняла. Как ее зовут? Где живет?

Ольга Николаевна взяла в руки библиотечный документ. Покрутила в руках.

- Ну?! – Вера теряла терпение.

- Тут ничего нет…

- Не может быть! – Верочка подскочила к Ольге. Вырвала из ее рук пустую бумажку. Посмотрела. Бросила на стол. И обреченно тяжело вздохнула. - Ну, все! Точно. Началось…

 

 

Вечером Ольга Николаевна долго не могла заснуть… Волшебный мир снова открыл перед ней свою невидимую и таинственную дверь. Что там, впереди? Новые испытания и свидание с Вороновым? Ольга даже подпрыгнула на кровати, переворачиваясь на другой бок. Ее охватило сладкое и щемящее чувство от ожидания встречи с зачарованным миром.

- Нет, так я не усну. Пора принимать сонное зелье для эмоциональных девушек под названием: валерьянка… - Бурчала себе под нос взволнованная библиотекарша.

Постепенно успокоительные капли сделали свое дело. Ольга Николаевна заснула и увидела короткий, но яркий сон.

Она снова была маленькой…

 

Оленька стоит на подоконнике и смотрит в окно. Сзади ее придерживает мама, чтобы дочка не упала. Мама такая красивая, добрая… Она целует Оленьку в волосы.

 – Мам, киса! – Смотрит, что происходит за окном маленькая девочка.

- Правильно, это кошка. А кто это побежал к тете Рите во двор?

- Собака.

- Да. Правильно. А вот и тетя Рита…

- Лита… - Плохо выговаривает Оля имя женщины, на которую смотрит.

Высокая красивая дама в длинном черном платье тоже заметила девочку в окне. Она улыбается и приветливо машет рукой.

- Маргарита Владиславна известная и талантливая актриса! Но ты пока еще не понимаешь, кто такая актриса… - Мама прижимает к себе Олю.

- Актлиса…

- Пойдем ко мне, - говорит Маргарита Владиславна и показывает Оле на свой деревянный, увитый плющом, дом.

- Иди… иди… - одобрительно шепчет мама.

Оля шагает вниз и… просыпается.

 

 

 

После работы Ольга Николаевна решила сходить на улицу, где они жили раньше, до смерти родителей. Там, напротив их маленького двухэтажного дома, жила Маргарита Владиславна, талантливая актриса, дама в черном и загадочная читательница, приходившая накануне в библиотеку. Ее Ольга  и видела в своем сне.

Вот, она – Страна детства! Возвращаешься в те места, где делала первые шаги, открывала для себя этот мир, играла, фантазировала и мечтала о разных чудесных вещах, и с трудом узнаешь: и двор, и дом… Тот мир был огромным, загадочным за каждым окном и в конце любой тропинки, ведущей в чужой двор или сад…

 Все-таки дети ближе всех, даже самых одаренных экстрасенсов и медиумов, находятся к волшебному миру. Но потом вырастают, и все забывают… Все дороги, ведущие в Страну чудес!

Ольга Николаевна обошла вокруг дом, где жила раньше семья Беловых. Ничего внутри нее не отозвалось при изучении старого двухэтажного строения. Ни ностальгии, ни болезненных ощущений. Видимо, все же, со временем, она смогла что-то заблокировать в своем сознании, чтобы, вспоминая о родителях, избегать мучительной боли.

Рядом с калиткой во двор дома Маргариты Владиславны Ольга остановилась, залюбовавшись обилием зелени и цветов. В небольшом садике росли плодовые деревья и кустарники. На яблонях среди зеленой листвы выглядывали наливные желтые и красные спелые яблоки; в дальнем углу сада, облокотившись на заборчик, придерживала усыпанные синими спелыми плодами свои ветки слива. Внизу гроздья черной смородины и зеленого крыжовника, по форме и обилию крупных ягод напоминали виноград. Все остальное пространство было занято цветами. Поближе к окну дома на высоких стеблях ярко-розовая мальва и темно-красные георгины. У крыльца - заросли люпинов: белых, розовых, синих, дымчатых, лиловых и фиолетовых оттенков. Вдоль дорожки, ведущей от калитки к дому – львиный зев, с кровавой серединкой, желтая настурция и рыжая календула. Отдельным островком в глубине сада пестрые, разномастные астры. А вся стена дома, была увита зеленым плющом, к которому умудрился прицепиться вьюн, цветущий крупными сине-сиреневыми колокольчиками. Все росло, как бы само собой, не требуя дополнительного ухода и полива, только оттого, что рядом живут хорошие люди и зла никому не причиняют.

Скрипнула, открываясь, дверь, и на пороге появилась хозяйка. Она сделала жест рукой, приглашая Ольгу Николаевну в гости. Девушка кивнула и заспешила по дорожке к дому.

 

 

- Чтобы измениться внешне, надо измениться внутренне… - Маргарита Владиславна закурила длинную тонкую сигарету. Рыжий, неправдоподобно больших размеров кот чихнул и слетел с ее колен, устроившись на высоком подоконнике. Хозяйка восседала в высоком кресле, поставив ноги на маленькую скамеечку, и набросив на плечи меховое манто. Она с удовольствием грелась около старой печки. Ольге Николаевне показалось странным, что даже в теплые летние дни, в доме было и холодно, и даже зябко. В неизменно черном платье до пят, со старинными ювелирными серебряными украшениями и высокой прической из совершенно седых волос Маргарита Владиславна выглядела точно так, как представлялись Ольге в детстве все настоящие волшебницы.

Наверное, больше получаса Ольга Белова гостила у известной актрисы и загадочной дамы, успев рассказать ей о своих проблемах. После того сна, в котором она увидела Маргариту Владиславну, Ольга поняла, что может ей довериться. Ведь на это ее благословила мама!

- Нелегко. Конечно, нелегко! Даже если, где-то, глубоко внутри, живет в тебе та самая, другая женщина… – Актриса еще раз оценивающе взглянула на гостью. – Но в твоем случае, детка, я думаю, что ты позволишь мне так тебя называть? Ведь я помню Оленьку, еще с пеленок… – Она улыбнулась. - Как я и говорила ранее: начинать надо с переодевания...

Ольга Николаевна заворожено смотрела и внимательно слушала женщину-легенду. Ее актерской игрой, мастерством перевоплощения восхищались все, кто видел Маргариту Владиславну на сцене. Были времена, когда старейший, прославленный, известный на всю страну театр в их городе выезжал на гастроли в Москву, Петербург, Лондон и Прагу, Венецию и Токио… Местные радио, телевидение и газеты захлебывались от восторга, рассказывая, как успешно гастролировали артисты. И, конечно, в центре их внимания, как залог этого невероятного успеха, талант Маргариты Владиславны. Ее боготворили на Западе, ей поклонялись на Востоке. Ей, как сообщала местная пресса, предлагали сумасшедшие контракты, но «русская звезда» предпочла остаться на Родине, в провинциальном театре, живя закрыто и одиноко. Это добавляло таинственности. Но и разжигало страсти вокруг красивой, талантливой и одинокой женщины. В городе стали навязчивыми слухи, что Маргарита – ведьма. А как еще можно объяснить этот невероятный успех?

 Время мало, что меняет в людях… В век космоса и компьютеров, так же, как и пятьсот, тысячу, две тысячи лет назад люди по-прежнему боятся личности, выдающейся красотой или талантом, непохожей на остальное подавляющее большинство. Из-за такой неудобной исключительности, у обычных людей рождается комплекс неполноценности, чувство недовольства собой, зависть и злоба. Поэтому во все времена от исключительности предпочитали избавляться…

Маргарите досталось сполна от завистливых людей: от женщин - за несравненную красоту, от мужчин – за отказ быть рядом, от коллег – за талант, от остальных – за головокружительный успех и постоянное внимание прессы… Как ей удалось не озлобиться на весь род людской, не ослабнуть от коварных преследователей и злопыхателей? Она отдалилась от реального жестокого мира, оставив сцену, когда еще была полна творческих сил. Какое-то время преподавала в Училище культуры и искусств. А, выйдя на пенсию, совсем исчезла из поля зрения поклонников и завистников…

- И так… - по-особому пронзительный взгляд серо-зеленых глаз Маргариты задержался на девушке, и ее качнуло в сторону, точно так же, как и прошлый раз в библиотеке. – Тихо…Спокойно. – Узкая ладонь с длинными изящными пальцами, словно веер махнула перед лицом гостьи, и та обрела равновесие. – Ты уверена, что хочешь перемен?

- Я готова. – Ольга Николаевна взяла себя в руки и отважно взглянула на хозяйку дома.

- Хорошо. – Улыбнулась Маргарита, отводя глаза от намеренно настойчивого и такого же проверочного, как у нее самой, взгляда девушки.

- Начнем. За мной! – Женщина легко поднялась с кресла, и в ту же секунду оказалось рядом с деревянной лестницей, ведущей на чердак.

- Ух, ты! Как это у Вас так получается? – Ольга с восхищением смотрела на Маргариту Владиславну.

- Детка, тебе еще многому предстоит научиться… Всему свое время. Лама, иди первым! Хватит претворяться, что спишь.

Огромное, рыжее и лохматое животное по кличке Лама лениво и неспешно потянулось, зевнуло, продемонстрировав нешуточные клыки, и одним прыжком достигло верхней ступеньки перед дверью на чердак.

Сколько интересного там оказалось! Стены довольно вместительной чердачной комнаты украшали театральные афиши на разных языках... Старинные и почти современные вещи из разных стран и со всех уголков земли, словно декорации и реквизит спектаклей, были сложены на полу. Картины в дорогих рамах, статуэтки тонкой, профессиональной работы, китайские вазы, медная диковинная посуда, отдельные инкрустированные предметы мебели… Костюмы из парчи, бархата, атласа и шелка, украшенные вышивкой, тонким кружевом висели на стенах между афишами. Остальные «сокровища» размещены по большим сундукам и маленьким коробочкам. В отличие от иллюзорного мира театра все они были настоящими и, наверняка, имели большую историческую ценность и денежную стоимость. Но главной достопримечательностью, как показалось гостье Маргариты Владиславны, было зеркало в рост человека, стоявшее в середине небольшого пустого пространства чердака. Оно вполне могло принадлежать какой-нибудь королевской особе, на столько это «серебряное чудо» было дорогим и красивым…

Хозяйка чердачных сокровищ присела на краешек табуретки из красного дерева и, обращаясь к Ольге Николаевне, произнесла

- Открывай ящик, возле которого стоишь. Не бойся… Достань черный костюм, что лежит сверху. Рядом парик. Переодевайся!

Через несколько минут, облачившись в черное и парик, Ольга заглянула на себя в зеркало.

- Вот это ничего себе… - Из зазеркалья на нее смотрела другая Ольга Николаевна, похожая на ту девушку, что встретилась ей в последнем виртуальном путешествии, только глаза и брови посветлее… - Я, без пяти минут, ниндзя. – Ольга не могла до конца разобраться со своими внутренними ощущениями. Но одно знала точно, что-то там, в глубине ее, менялось…

- А что ты знаешь о ниндзя? – Маргарита, таинственно улыбаясь, приготовилась слушать.

- Ниндзя – рыцари обмана…

Хозяйка одобрительно хмыкнула.

- Говорят, что они могут становиться невидимками… - Голос девушки становился тихим и загадочным. – Что ходят по потолку, как мухи, а по морю аки по суху… Говорят, что они умеют летать и дышать под водой. Могут обернуться любым зверем или птицей… Что над ними не властны цепи и веревки. И могут обмануть болезнь и смерть… Говорят, что им покровительствуют духи… Что они маги и волшебники…

- А еще ниндзя - таинственные шпионы японского Средневековья. Жестокие убийцы. – Маргарита Владиславна то ли дополняла, то ли спорила с рассказчицей.

- Ниндзя в переводе с японского означает «лазутчик», а ниндзютсу – «искусство шпионажа». В Японии эти лазутчики появились приблизительно в шестом веке. Ниндзя были людьми, чьих имен никто не знал и чьих лиц никто не видел. Ниндзя – были воинами-наемниками. В отличие от самураев, для которых унизиться перед врагом было абсолютно невозможным. В этом случае согласно кодексу чести воин должен был сделать себе харакири. Для ниндзя же, главным было выполнить поставленную перед ним задачу, независимо от того, какие средства он при этом применяет – побеждает в честном бою, крадет, лжет, убивает, унижается, выпрашивает или покупает.

Впервые нечто похожее на искусство ниндзя было описано индийскими браминами в качестве способа поддержания крепкого здоровья и средства самообороны путем аскетизма, ведения суровой религиозной жизни, тренировок и познания природы. Этот способ, включавший в себя укрепление тела, постановку дыхания, приобретения навыков предсказания погоды, знание медицины, ядов, растений, определенный философско-религиозный взгляд на жизнь и смерть, сначала вместе с буддизмом пришел из Индии в Китай, а затем в Японию. Здесь, в молодом агрессивном государстве, это бесценное знание было воспринято, переосмыслено и использовано в военных целях: шпионаж, убийства, доставка донесений. Можно возмущаться хладнокровными убийствами, совершенными ниндзя, а можно восхищаться их почти безукоризненным искусством… Но в царстве Хаоса, каким была Япония долгие века, ниндзя вносили некий элемент дисциплины. В стране без морали они неукоснительно соблюдали внутриклановый моральный кодекс, который, фактически, был священным. В обществе, где разбой, грабеж, убийства случались ежедневно, ниндзя убивали не ради денег, не из собственной жадности, не из жажды крови, не из личной ненависти, а исключительно повинуясь приказу…

- А знаешь, кто был первым ниндзя?

- Конечно, - Ольга улыбнулась и увидела свое отражение в серебряном зеркале. Ее мимика изменилась. Улыбаясь, девушка прищурила глаза совсем по-восточному, и стала еще больше похожа на людей из Страны Восходящего Солнца. – «Первым ниндзя» иногда называют полумифического принца Ямато, сына древнеяпонского императора Кэйко. Этот легендарный герой известен тем, что однажды, переодевшись девушкой, пробрался на пир, устроенный врагами. Таинственная «красавица» ухитрилась не только незаметно втереться в круг недругов, но и сесть на пиру между двумя вождями. В разгар веселья Ямато выхватил, спрятанный в одежде короткий меч, и сразил наповал вражеских командиров.

- Японские шпионы не только владели многочисленными боевыми искусствами, но и в совершенстве осваивали мастерство перевоплощения. Могли переодеться девушкой, как принц Ямато, прикинуться бродячими фокусниками, буддийскими монахами, торговцами или крестьянами…

- То есть они были хорошими актерами… - Новая Ольга Николаевна продолжала крутиться перед зеркалом, и ей это нравилось. Девушка гладила рукой необычный костюм, пытаясь определить из какой ткани сшит наряд, современный он или театральный… И не могла найти ответа - не слишком компетентна Ольга Белова в вопросах моды и стильной одежды.

- Хочешь знать, что за костюм на тебе надет? – Маргарита внимательно наблюдала за ученицей.

- Одежда ниндзя… из какого-нибудь спектакля?.. – осторожно предположила Ольга Николаевна.

Маргарита Владиславна засмеялась так громко, что сладко дремавший на большом сундуке, покрытом пушистым ковром, кот Лама резко принял боевую стойку. Продолжая веселиться над ответом Ольги, хозяйка утешительно махнула бдительному животному рукой. Лама помялся нерешительно на ковре, как бы соображая, можно ли теперь спокойно отдыхать или все же стоит приглядеть за женщинами… Маргарита вытерла брызнувшие от смеха из глаз слезы. И это убедило Ламу, что ничего страшного не произошло. Кот сделал вид, что спит, поглядывая полуприкрытым глазом на хозяйку.

- Когда я служила в театре, никто пьес про ниндзя не писал и на сцене их не ставил. Лишь в восьмидесятых годах двадцатого века в Америке узнали о таинственных японских лазутчиках, а уж в Росси и того позже…

- Ну да, конечно… - Словно оправдываясь, стала говорить Ольга. – В 1982 году Хацуми Масааки – тридцать четвертый хранитель секретов школы Тога-курэ рассекретил искусство ниндзя. Он предпринял гастрольную поездку по Соединенным Штатам Америки с целью пропаганды искусства военных японских лазутчиков. Результатом этой поездки стал «бум ниндзя» в американской массовой культуре. А с 1985 года славу ниндзя в Америке закрепил Голливуд, занявшийся производством боевиков с японской военно-исторической тематикой. – Она вопросительно подняла глаза на Маргариту Владиславну.

- Все так. – Актриса несколько свысока посмотрела на свою гостью и добавила, - на тебе сейчас надет костюм от известного японского дизайнера одежды Йоджи Ямамото…

- Как Вы сказали? Я-ма-мо-то?

- Детка, ты совсем отстала от моды… - Маргарита опять засмеялась. – С этим что-то надо делать… Когда в 1978 году наш театр был на гастролях в Японии, уже тогда жителей Страны Восходящего Солнца считали самыми передовыми не только в области технологий, но и в области моды. Йоджи Ямамото – авангардист в моде, а еще философ и романтик. Для его стиля характерно изменение и соединение традиционных японских и западных форм одежды, аскетическая палитра, состоящая из двух основных цветов – черного и белого. Часто Ямамото называют поэтом черного цвета, который, по его мнению, одновременно цвет скромности и высокомерия, ленивый и ни к чему не обязывающий, но в то же время мистический. Черный может поглощать свет, а может придавать вещи остроту. Но в первую очередь черный цвет говорит: «Я вас не беспокою – так не беспокойте и меня!» Именно японские дизайнеры превратили черный цвет в культ. Одежда ниндзя из какого-нибудь спектакля, как ты выразилась, подарок от самого Йоджи Ямамото!

- Я не совсем понимаю… Вы говорили: «Чтобы измениться внешне, надо измениться внутренне…»

- Совершенно верно.

- А мы начали, наоборот, с преобразования внешнего, переодевания…

- Пока ты только ряженная… Костюм, парик, грим подтолкнут, помогут перейти в другое состояние и стать восточной женщиной, но лишь при твоем сильном желании. А значит, сначала изнутри… Сигналом к тому, что, получается, будет совершенно новое выражения лица и мимика, манера говорить и двигаться. Но мы заболтались, однако… Нам стоит закончить наш первый урок, добавив последний штрих к твоему образу женщины из Страны Восходящего Солнца.

- Это грим, - догадалась Ольга и послушно уселась на маленький табурет. Она с интересом посматривала на Маргариту, доставшую из очередного ящика с «сокровищами» красивую коробку.

- О-лень-ка, - удивленно протянула актриса, внимательно разглядывая лицо девушки, - да, ты совсем не пользуешься косметикой!

- Не-а! – Спокойно ответила библиотекарша.

- Безобразие! Как говорит героиня Людмилы Марковны Гурченко в одном из старых фильмов, имея в виду лицо женщины: « Фасад надо укреплять!»

Через полчаса, благодаря фирменной косметике и стараниям профессиональной актрисы, лицо Беловой Ольги Николаевны изменилась до неузнаваемости.

- Ну, все… - Маргарита Владиславна еще раз оценивающе взглянула на Ольгу. – Надеюсь, что ты запомнила все мои рекомендации, как это делается… Иди теперь, к зеркалу. Узнаешь себя?

Из зазеркалья на Ольгу Николаевну смотрела с восточным прищуром темноволосая девушка, которую она встретила в своем последнем виртуальном путешествии. Не отрываясь, Ольга разглядывала свое отражение и слушала эмоциональный голос талантливой актрисы.

- …Преклонив колена, японец любуется восходом солнца над величественной Фудзи или нежным цветком. Во всем, в чем явлена Красота, усматривает он дух божества. В такие мгновения приходит ощущение встречи с откровенной тайной, которая таится в каждом, точно цветок в бутоне.

Японцы говорят: чтобы увидеть цветок, нужно стать цветком, цвести и радоваться солнцу и дождю. Когда это происходит, тогда я начинаю понимать, о чем цветок говорит со мной, узнаю его радости и горести, переживаю всю жизнь, трепещущую в нем.

 

Раскроется цветок – и всюду

Уже весна, и безмятежно небо,

И падает на разные деревья –

На ивы, груши, персики и сливы –

Сиянье солнечных лучей…

Все это –

Явленье сущности единой, сокровенной.

 

Сначала в глубине зеркала Ольга Николаевна заметила тонкую полоску, и цвет этой полоски не был похож ни на какой цвет в мире. Затем она услышала откуда-то из недр зазеркалья бряцанье оружия. Какая-то неведомая сила толкнула ее вперед. Успев ухватиться руками за серебряную раму, Ольга не провалилась в царство зазеркалья, мгновенно открывшегося перед ней, а лишь увидела на той стороне зеркала странных существ с горящими глазами. Вспышка. Резкая боль, и она упала без чувств рядом с «серебряном чудом » Маргариты.

Все, что происходило дальше в чердачной комнате, она видела откуда-то сверху, а возможно ей это приснилось…

Маргарита Владиславна подлетела к ней по воздуху. Набросила на зеркало большую черную шаль и легко, будто девушка не имела веса, подхватила Ольгу на руки. Занимая почти все пустое пространство комнаты, угрожающе рычал на закрытое зеркало огромных размеров полосатый тигр…

Очнувшись, но, еще не открывая глаз, Ольга Николаевна слышала, как разговаривала хозяйка дома.

- Лама, ты должен быть всегда начеку. Заканчивается время колдовского заклятья. Только ты сможешь их остановить. Надо продержаться до той поры, когда она будет готова вновь заточить их в зеркала… Да, осторожнее придерживай ей голову, экий ты неуклюжий!

Ольга почувствовала, как кошачьи лапы дотронулись до ее головы. Она открыла глаза и увидела перед собой Маргариту Владиславну, державшую перед лицом девушки стакан, наполовину наполненный прозрачной изумрудной жидкостью.

- Ох, очнулась… Как ты, Оленька? – Женщина участливо заглянула ей в глаза.

- Нормально… почти хор



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.