Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Галимова Татьяна Петровна



 

 

Подготовила: воспитатель первой                                                квалификационной категории Галимова Татьяна Петровна

"Использование нетрадиционной техники рисования Эбру в решении познавательного развития детей дошкольного возраста"

Актуальность

В эпоху научно-технического прогресса жизнь становится всё сложнее. Современное общество требует формирования творческой личности, которая обладает креативным мышлением и способностью эффективно, нестандартно решать новые жизненные проблемы. А так как основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, то перед системой дошкольного образования встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Развитие творческих способностей тесно связана с развитием мышления, интеллектуальных способностей детей.

Еще древнегреческий ученый и философ Аристотель говорил: «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка», а чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский утверждал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Современный исследователь детского изобразительного творчества Т. С. Комарова (Комарова Тамара Семеновна,ПедагогСоветский и российский педагог, создатель целостной системы художественно-эстетического воспитания дошкольников. Доктор педагогических наук, профессор. Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Отличник народного просвещения РСФСР, работа «Школа эстетического воспитания) утверждает, что «художественная деятельность вносит в жизнь детей радость, так как ребенок соприкасается с насыщенными яркими красками, узорами, образами".

Ученые, исследовавшие детское изобразительное творчество, указывали, что развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, чтобы результаты оказались положительными, необходимо заинтересовать ребенка. Об этом говорили такие ученые, как Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева.

Нам взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».

Выбор мною нетрадиционной техники рисования Эбру в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя» можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции.

«ЭБРУ» - старинная, восточная техника рисования на воде. История возникновения Эбру окутана тайной. Сложно даже сказать, в каком именно веке оно появилось. Также невозможно определить, где именно зародилось Эбру: то ли в Индии, то ли в Персии, то ли в Бухарском ханстве, то ли еще где-то на Востоке. Единственный факт не вызывает сомнений: Эбру является характерным восточным искусством.

В переводе слово «Эбру» — это «облачный», «волнообразный». В Европе рисунки «Эбру» называли — «турецкая бумага» или «мраморная бумага». Эбру – это больше, чем просто искусство, это соединение воды, краски и художника в едином порыве создания шедевра. Техникой Эбру может овладеть каждый.

Эбру — это рисование, в основе которого лежат правильные, природные формы, а именно круг. Каждая капля, которая попадает в воду, растекается в круг, который мы можем преобразовать абсолютно в любую желаемую форму.

Виды Эбру: Баттал Эбру – разбрызгивание при помощи кисти краски на воду и переведение узора на бумагу.

· Эбру Шаль – повторение S-образных форм.

· Осветленное Эбру – заготовка для надписей.

· Эбру Гребенка – позволяет создать при помощи гребня орнамент из волн и других повторяющихся линий.

· Цветочный Эбру – изображение цветов.

Дети, наблюдающие за таинством рисования на воде, воспринимают сам процесс как настоящее волшебство. Когда же их творение, сказочное по красоте и полету фантазии, переходит на бумагу, оставляя при этом воду кристально чистой, восторг малышей не поддается описанию! Благодаря рисованию на воде детская фантазия и воображение развиваются с космической скоростью. Кроме того, Эбру приносит и сугубо практическую пользу: развивает моторику рук, терпение и выдержку, а также оказывает успокоительный эффект, о котором особенно страстно мечтают родители гиперактивных детишек. Нет сомнений, что каждому ребенку понравится этот необычный вид творчества, когда на воде могут получиться такие красивые и разнообразные узоры. Красивые узоры, цветы, звезды получаются как бы сами собой, что не может не радовать маленьких художников. Ребенок будет гордиться своими результатами и обязательно будет радовать новыми творческими свершениями.

 Занятия с использованием техники Эбру помогают  сохранить психическое равновесие детей, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность. Развивается познавательный интерес. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря. Развивается ориентировочно–исследовательская деятельность дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски, использование разных диаметров «шила» и т. д.). Развивается тактильная чувствительность (при непосредственном контакте пальцев рук с водой и листом дети познают их свойства: густоту, твердость, вязкость)

Вывод.

Мне как педагогу, использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники ЭБРУ, помогает развивать познавательную деятельность, нестандартное мышление, творчество. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Работая с детьми, пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.