Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Художественные направления и течения первой половины



4. Художественные направления и течения первой половины

двадцатого века

Искусство первой половины 20 в. с некоторой долей условности принято накрывать термином «эпоха модернизма». В это время с удивительной быстротой появлялись новые течения, стремившиеся противопоставить привычным приемам искусства новые средства выразительности, отстоять право художника создавать новую художественную реальность.

В архитектуре эпоха модернизма ярче всего проявилась в функционализме с его стремлением к рациональным конструкциям, каркасной системой, навесной стеной, сплошным остеклением, свободной планировкой, с его небоскребами и принципиально новыми градостроительными решениями (Гроппиус, Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье). Наряду с функционализмом имела место органическая архитектура (Райт, Аалто), а также короткие всплески экспрессионизма и неоклассицизма.

В изобразительном искусстве к наиболее важным течениям относятся: фовизм (Матисс, Вламинк, Дерен, Ван Донген, Руо, Марке, Дюфи), кубизм (Пикассо, Брак, Глез, Грис, Леже, Липшиц, Метценже, Архипенко, Попова, Лоран), футуризм (Балла, Боччони, Карра, Северини), конструктивизм (Татлин, Лисицкий, Родченко, Габо, Мохой-Надь), супрематизм (Малевич, Кандинский, Лисицкий), абстракционизм (Кандинский, Поллок, Мондриан, Малевич, Клее), экспрессионизм (Энсор, Мунк, Ходлер, Кирхнер, Нольде, Пехштейн, Кокошка, Сутин, Бекман, Шиле), дадаизм (Арп, Дюшан, Пикабиа, Швиттерс, Хаусман), сюрреализм (Де Кирико, Шагал, Эрнст, Танги, Миро, Массон, Дельво, Дали).

Наиболее радикальные течения проявляли себя как авангард с его любовью к манифестам, эпатажу публики, с его одержимыми поисками новизны в искусстве.

Очень своеобразным и ярким явлением первых трех десятилетий века стал русский авангард, внесший значительный вклад в революционные перемены искусства двадцатого столетия (Гончарова, Кандинский, Ларионов, Лентулов, Лисицкий, Малевич, Попова, Родченко, Розанова, Степанова, Сутин, Татлин, Фальк, Филонов, Шагал, Шевченко, Штеренберг).

5. Фовизм

Фовизм – течение в живописи французского постимпрессионизма. Первая выставка художников этого направления состоялась в Париже в 1905 г. Представителями этого течения являются, в основном, французские художники: А. Матисс, М. Вламинк, А. Дерен, К. Ван Донген, Ж. Руо, А. Марке, Р. Дюфи. В переводе с французского «фовисты» означает «дикие». Картины фовистов отличались необычной яркостью цвета и нарочито грубоватыми формами. Творчество фовистов основано не на теоретической программе, а на интуитивных устремлениях.

Фовизм стал своеобразной реакцией как на импрессионизм, так и на пуантилизм – рациональную и педантичную живопись. Для фовизма характерны предельная простота, демонстративно грубые мазки, контуры, бросающаяся в глаза фактура, усиление выразительности цветового пятна за счет одновременного контраста дополнительных цветов. Некоторые приемы фовисты заимствовали из средневековых витражей, романского искусства, другие – из японской гравюры, но более всего упрощенность манеры и вызывающий цвет явились результатом естественной эволюции постимпрессионистского искусства: «синтетизма» П.Гогена, экспрессионизма В. Ван-Гога.

Фовизм просуществовал недолго, и каждый из его представителей открывал собственные пути в искусстве, однако он стал первой ступенью разрушения традиционных основ живописи и начала субъективизма, отразившего трагическое одиночество художника в 20 в. Чаще всего фовизм рассматривают в качестве истока движения европейского экспрессионизма.

6. Кубизм

Кубизм – течение в изобразительном искусстве начала 20 века, главным образом во французской живописи, отчасти в скульптуре периода постимпрессионизма. Кубисты стремились придать изображению конструктивность, выявить геометрическую структуру изображаемых предметов, разлагая их на составляющие элементы (плоскости, линии) и организуя в новую форму с учетом условности восприятия изобразительного пространства на плоскости картины или в объеме скульптуры. Истоком кубизма стали аналитические тенденции постимпрессионизма, а его формированию способствовали живопись П.Сезанна, фовизм, интерес к экзотическому африканскому искусству. Кубизм прошел ряд периодов в своем развитии. Первый – сезаннистский (1907 – 1909). Художники Ж. Брак, П. Пикассо следовали в творчестве девизу П. Сезанна: «Трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса». Второй период – аналитический (1910 – 1912). Формы предметов дробили на мелкие грани, предметы показывали одновременно с нескольких сторон, снаружи и изнутри, отчего возникала двойственность: игра внутренних и внешних поверхностей, обманчивая стереометрия. Это порождало ощущение напряжения и внутреннего пластического движения. Третий период – синтетический кубизм (1913 – 1914). В хаосе плоскостей и линий формообразующим началом выступала картинная плоскость. Многомерные качества изображаемых предметов связывались ритмикой силуэтов, пятен и линий, поэтому в произведениях стало преобладать графическое и декоративное начало. Отсюда совмещение приемов локальной раскраски, подчеркивание контуров, фактуры, использование техники коллажа (вклеивание в холсты кусков газет, картона, фольги; соединение цветных пятен различной фактуры обрывками надписей, цифрами и т.д.). Живопись переродилась в декоративную графику. Наиболее изысканным представителем синтетического кубизма является Ж.Брак. В России художники-авангардисты на основе французского кубизма и итальянского футуризма создали кубофутуризм. Зрители, критика и многие художники других направлений относились к кубизму отрицательно. Кубизму, особенно в «редакции» Пикассо, действительно присущи яростный нигилизм, деструкция, стремление к эпатажу.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.