Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





o Стереобат



 

Культура – B основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений

o Символизм– одно из крупнейших направлений в искусстве, характеризующееся экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности.

o Антропоморфный миф – это такие антропогонические мифы, где человек (или антропоморфное существо, т. е. наделённое человеческими способностями) является прародителем.

o Зооморфный– основанный на представлении богов в образах животных или использующий или стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.

o Космогонический-мифы о творении, мифы о происхождении космоса из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий

o Теогонический – мифы о происхождении богов.

o Эсхатологический – мифы о предстоящем конце мира

o Культ предков – одна из древних и распространённых форм политеизма, в основе которой лежит поклонение умершим прародителям и сородичам, и вера в то, что предки магически участвуют в жизни потомков.

o Анимизм– Свойственное первобытным народам донаучное представление о существовании духа, души у каждой вещи.

o Фетишизм –Культ неодушевлённых предметов у первобытных племён.

o Тотемизм – некогда весьма распространённая и ныне ещё существующая религиозно-социальная система, в основании которой лежит культ так называемого тотема.

o Первобытный синкретизм сочетание или слияние «несопоставимых» образов мышления и взглядов, образующее условное единство. Чаще всего термин синкретизм применяется к области искусства, к фактам исторического развития музыки, танца, драмы и поэзии.

Мегалиты – сооружения из огромных каменных глыб, характерные в основном для финального неолита и энеолита (IV—III тыс. до н. э.

Петроглифы- выбитые или нанесённые краской изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба). Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую.Петроглифами называют все изображения на камне древнейших времён, с палеолита вплоть до Средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система письменных знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные живописные рисунки, так и более поздние рисунки и гравировки, например, на специально установленных камнях, мегалитах или на скалах.

o Менгиры простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного дикого камня или каменной глыбы, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные

o Дольмены – древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к категории мегалитов. Название происходит от внешнего вида обычных для Европы конструкций — приподнятой на каменных опорах плиты, напоминающей стол. Назначение сооружений и методы строительства достаточно исследованы и описаны.

Кромлехи- древнее сооружение, как правило, позднего неолита или раннего бронзового века, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю продолговатых камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей. Часто конструкции такого типа относят к мегалитам. Иногда в центре таких сооружений находится другой объект: скала, менгир, каирн, дольмен, галерея или даже целый мегалитический комплекс.

oНомы – греческое и римское название административной единицы в Древнем Египте, утвердившееся с эллинистического периода и также применяемое в науке к более древним эпохам истории Египта, когда области государства носили название септ, спат, сепат

o Мастаба – гробницы в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств, имеют форму усечённой пирамиды с подземной погребальной камерой и несколькими помещениями внутри, стены которых покрывались рельефами и росписями.

o Ушебти – специальные фигурки, изображающие человека, как правило со скрещенными на груди руками, либо с какими-нибудь орудиями труда. Необходимы они были для того, чтобы выполнять различную работу в загробном мире вместо хозяина. Изготовлялись ушебти обычно из дерева или мягкого камня — алебастра и стеатита.

 oЗиккурат – многоступенчатое культовое сооружение в Древней Месопотамии и Эламе, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.

o Шаманизм – ранняя форма религии, в основании которой лежит вера в общение шамана с ду́хами в состоянии транса. Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах

o оленный камень- это высокие каменные стелы, поверхность которых оформлена изображениями. Использовались техники выбивки, прошлифовки, гравировки, прокрашивания.массивные отёсанные каменные плиты с рисунками. Чаще всего на плитах изображался олень, откуда и произошло название. Рисунок выбит на поверхности, или нанесён охрой.Датируются поздним бронзовым и началом железного века. Встречаются на Алтае, в Тыве, Забайкалье, Монголии и Китае и других местах. Оленные камни в Забайкалье зачастую связаны с памятниками культуры плиточных могил. Камни устанавливались в оградки плиточных могил, а также на местах культовых торжеств, жертвоприношений. Возле плиточных могил оленные камни обычно ориентированы лицевой гранью на восток

o Таула- тип T-образного мегалита, характерного для о. Менорка в составе Балеарских островов. Таулы могут достигать по высоте 3,7 метров и состоять из вертикального столба (монолита или нескольких небольших камней, расположенных друг на друге) с горизонтальным камнем, расположенным сверху. U-образная стена обычно примыкает к сооружению.

o Адорант-фигура с простёртыми к небу руками, служившая для передачи образа просящего.

В Древней Месопотамии так называлась фигурка человека, изготовляемая из мягких пород камня, а позднее — глины, устанавливавшаяся в храме для того, чтобы молиться за поставившего её человека.Она представляла собой сидящего или стоящего молящегося человека со сложенными на груди руками. Лицо обычно выполнялось тщательнее, чем туловище, хотя и должно было соответствовать определённым условностям, что лишало скульптуры индивидуальных черт. На плече адоранта обычно была выбита надпись, сообщающая, кто был его владельцем. Известны находки, когда первая надпись была стёрта и позднее заменена другой.

o Цивилизация- Римской цивилизацией является цивилизация, созданная римлянами на территории Италии и затем распространенная на все завоеванные народы. Центром этой цивилизации был Рим, давший ей название, первый мегаполис мировой истории, достигавший в периоды наибольшего могущества 1 млн. жителей.

oАкрополь- возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город. Акрополь — место первоначального поселения, вокруг которого развивался менее защищённый, так называемый нижний город, населённый земледельцами. Являлся крепостью и служил убежищем для граждан в военное время.На акрополе обычно находились храмы божеств-покровителей данного города. Наиболее известен акрополь в Афинах

o Амфора- античный керамический сосуд вытянутой или яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками на горле или на плечиках. Амфоры чаще остродонные, нередко с маленькой ножкой или круглодонные. Плоскодонные редки. Были распространёны у греков, римлян, этрусков. Кроме керамических, известны и амфоры из бронзы, серебра, мрамора, стекла. Обычные глиняные амфоры являлись массовым изделием, применявшимся в основном для транспортировки и хранения оливкового масла или вина. Вторично использовались для захоронений и в качестве урны при голосовании.

o Кратер- древнегреческий сосуд из металла или глины, реже — мрамора для смешивания вина с водой. Характерными чертами кратера являются широкая горловина, две ручки по бокам вместительного сосуда и ножка.

o Ксоан- древнегреческое архаичное культовое изображение, статуя, идол, вырезанный из дерева. Первоначально — простой деревянный столб, воплощавший божество, по мере развития — грубо вырезанные статуи богов из различного материала, в которых намечены лишь важнейшие, основные формы и пропорции человеческого тела. Предшествовал появлению круглой культовой антропоморфной статуи.Объекты, дошедшие до времен классической Греции, чрезвычайно почитались в качестве древнейших культовых предметов, имеющих непосредственную связь с богами. Одним из самых знаменитых ксоанов был палладиум, хранившийся в афинском Эрехтейоне и, по преданию, упавший с неба.

o Миф- повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

o Ордер— тип архитектурной композиции, использующий определённые элементы и подчиняющийся определённой архитектурно-стилевой обработке. Архитектурный ордер является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. Стилевое единство с использованием колонн было и в древнеегипетской, и в крито-микенской архитектуре, однако только в Древней Греции появилась строгая система, которая получила название «ордер». Само слово происходит от латинского «ordo» — строй, порядок, впервые было употреблено теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре».

Различают пять классических ордеров, которые впервые выделил итальянский архитектор Джакомо да Виньола: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный — в Древнем Риме. Коринфский в Древней Греции использовался редко, но стал распространённым в Древнем Риме.

o Периптер- сновной тип древнегреческого храма времён архаики и классики; прямоугольное в плане сооружение, обрамлённое с четырёх сторон колоннадой. Расстояние от неё до стен наоса равно одному интерколумнию.Вокруг со всех сторон чаще всего применялся дорический ордер, колонны стояли в один ряд.

Внутри периптер обычно состоял из пронаоса и наоса (латинское целла), позади наоса обыкновенно устраивался опистодом. Как и в большинстве храмов, расположение входа традиционно было на восточной стороне. Периптер сложился к началу VII века до н. э. и стал наиболее распространённым типом храма в период архаики.

Понятие ввёл Витрувий, им же дана типология древнегреческих храмов: мегарон, простиль, амфипростиль, периптер, диптер.

Про́стиль— тип античного храма.Представляет собой прямоугольное здание с рядом колонн на главном фасаде. Термин также используется для обозначения портика, выступающего из главного фасада здания.

Диптер —тип храма в антах, вокруг которого со всех сторон ионический ордер (чаще всего), колонны в несколько рядов (2 и больше).

Амфипростиль —тип древнегреческого храма в антах, на обоих фасадах которого (переднем и заднем) находится по четыре колонны в один ряд (ордер). Иначе называется двойным простилем. Амфипростиль —храм с двухсторонней ориентацией. Этот тип храма применялся нечасто. Наиболее знаменитый из такого типа храмов — храм Ники Аптерос на Афинском Акрополе. В Ансамбле Афинского Акрополя двухсторонняя ориентация храма Ники играет важную роль для организации общей композиции.

o Портик- крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.

Принято отличать: портик в антах — входная колоннада, которая стоит между торцами стен.

портик пилястровый — такой, где вместо колонн установлены пилястры.

портик плоский — вместо колонн размещены полуколонны или трёхчетвертные колонны.

o Фронтон-завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

o Стереобат

o Колонна- в архитектуре — столб, часто цилиндрической формы, обычно деревянный, каменный или металлический. В классической архитектуре поддерживает антаблемент (или арки).

Абака — в архитектуре верхняя плита капители колонны, полуколонны, пилястры.

o Каннелюра-вертикальный желобок на стволе пилястры или колонны (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких), а также горизонтальные желобки на базе колонны ионического ордера.

o Капитель-венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму.

o Архитрав- это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части. архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перемычка, перекрывающая расстояние между вертикальными опорами (колоннами, столбами) или проёмы в стене

o Фриз- декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

o Карниз- выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям. В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.

o Курос- тип статуи юноши-атлета, обычно обнажённого, характерный образец древнегреческой пластики периода архаики (ок. 650 г. до н.э. — 500 г. до н. э.).

o Кора- наименование типа древнегреческой скульптуры архаического периода, женский эквивалент куроса (ок. 660—480 до н. э.). Кора — это изображение женщины (всегда молодой), в статичной позе, одетой в традиционную греческую одежду, с архаической улыбкой на устах.

Архаическая улыбка- особенный тип улыбки, использовавшийся скульпторами греческой архаики, в особенности во второй четверти VI в. до н. э., возможно, для того, чтобы продемонстрировать, что предмет изображения — живой. Эта улыбка плоская и выглядит достаточно ненатурально, хотя при этом она является признаком эволюции скульптурного искусства к реализму и его поискам

o Гипподамова система- способ планировки античных городов с пересекающимися под прямым углом улицами, равными прямоугольными кварталами и площадями, отводимыми под общественные здания и рынки, кратными стандартным размерам квартала. Вслед за Аристотелем её обычно связывают с именем древнегреческого архитектора Гипподама Милетского, хотя ныне известны и более ранние примеры. По гипподамовой системе в разное время были распланированы многие как античные (Пирей, Родос, Фурии, Александрия Египетская), так и современные города

oКалокоготия -(также калокага́тия; др.-греч. καλοκαγαθία, от др.-греч. καλὸς καὶ ἀγαθός — «прекрасный и хороший», «красивый и добрый») - термин, использующийся в античной Этике, составленный из двух прилагательных: καλός (прекрасный) и ἀγαθός (добрый). Что в приблизительном переводе будет "нравственная красота". Большое значение термин имел в классический период философии Древней Греции, однако можно проследить его более раннюю историю. Калокагатия — это одновременно социально-политический, педагогический, этический и эстетический идеал. Человек-носитель калокагатии - идеальный гражданин полиса, стремящийся к осуществлению коллективных целей гражданского общества и способный их осуществить.

o Акведук- водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных ниже их источников.Акведуком в более узком значении называют часть водовода в виде моста над оврагом, рекой, дорогой. Достаточные по ширине акведуки могли также использоваться судами (водный мост). Акведук по своей структуре аналогичен виадуку, с тем отличием, что его используют для переноса воды вместо организации дороги или железнодорожного пути.

o Базилика- тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф — обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса. В случае отсутствия окон во втором ярусе центрального нефа строение относится к типу псевдобазилика, являющемуся разновидностью зального храма.Базиликами также именуются наиболее значимые римско-католические храмы вне зависимости от их архитектурного решения. О религиозном значении термина см. базилика (титул).

o Форум- форум в центре Древнего Рима, вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на нём размещался рынок, позже он включил в себя комиций, курию, и приобрел политические функции.

o Пантеон- «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э.

o Колосс- нечто выдающееся по своей величине, значительности, то же что гигант, титан, исполин. Коло́сс в истории искусства — статуя или архитектурное сооружение огромной величины. Колосс Родосский. Колоссы Мемнона около Фив в Египте.

o Неф- это главная, центральная часть собора. В плане она выглядит как продольная перекладина условного креста. Иначе говоря, неф - это длинный коридор собора, составляющий его основное внутреннее пространство.

oТрансепт- поперечный неф в базиликальных и крестообразных в плане храмах. Трансепты возникли в раннехристианских храмах, когда усложнение обрядов потребовало увеличить пространство перед алтарём и апсидой. Переход от продольных нефов к трансептам оформлялся подпружной аркой средокрестия.

o Алтарь- главная часть христианского храма, располагавшаяся в его восточной части. В православном храме отдел является алтарной перегородкой или иконостасом. В алтаре размещался престол — возвышение для совершения главного христианского таинства — евхаристии.

o Апсида- примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Как правило, этим термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре.

oАркада- ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или на прямоугольные или квадратные столбы — устои.

o Антаблемент- балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент — верхняя, несомая часть архитектурного ордера.

o Крестово-купольный тип храма- архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского Востока в V—VIII веках. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. В классическом варианте представляет собой прямоугольный объём, центр которого разделен четырьмя столбами на девять ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом.

 

o Смальта цветное непрозрачное («глушёное») стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов, равно как и кусочки различной формы, полученные из него методом колки или резки. Кусочки смальты являются традиционным материалом для создания мозаичных панно

 

o Мистерия- один из жанров европейского средневекового театра, связанный с религией.Сюжет мистерии обычно брался из Библии или Евангелия и перемежался различными бытовыми комическими сценками.

 

o Романский стиль- художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XI—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью.

 

o Монохромный стиль

 

o Готика- период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XI — XII по XV—XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его.

 

o Донжон- главная башня в европейских феодальных замках.В отличие от башен на стенах замка, донжон находится внутри крепостных стен (обычно в самом недоступном и защищённом месте) и обычно не связан с ними — это как бы крепость внутри крепости. Донжоны сооружались из дерева или из камня, имели по три этажа, но в большинстве случаев там находились очень тесные помещения, не предназначенные для жилья.

 

o Аббатство-католический монастырь, принадлежащий какому-либо монашескому ордену, управляемый аббатом (мужской) или аббатисой (женский), подчиняющийся епископу, а иногда непосредственно римскому папе.

 

oМиниатюра— в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.

 

o Иллюминирование- процесс выполнения цветных миниатюр (иллюминаций) и орнаментации в средневековых рукописных книгах.

 

o Портал —архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.

 

o Нервюры- — выступающее ребро готического каркасного крестового свода.Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и боковой распор и расширить оконные проёмы. Нервюрный свод также называют веерным. Система нервюр (главным образом в архитектуре готики) образует каркас, облегчающий кладку свода.

 

o Контрфорсы- вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном.

 

o Аркбутаны наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб, расположенный за пределами основного объёма здания.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.