Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Другие факты из жизни



Другие факты из жизни

Особенное уважение он испытывал к произведениям издательства «Современник». Из-за своих взглядов Гаршин часто сталкивался с непониманием. Его депрессивные сочинения использовали в качестве примера на тему «тяжёлой жизни интеллигенции».

Всеволода Михайловича часто критиковали, настоящее признание он получил уже после войны. Через десять лет после её окончания портрет прозаика напечатали на марках. Спустя некоторое время его сказки добавили в школьную программу.

Писатель всегда поддерживал живопись, особенно передвижников. Именно он позировал для нескольких картин Репина, в том числе для знаменитой работы «Иван Грозный убивает своего сына». Художник также написал портрет Гаршина. Ему удалось в точности передать не только черты лица, а и эмоции Гаршина. Особенно выделялись печальные, но ласковые глаза. «Этой кротости, этой голубиной чистоты в человеке мне ещё не приходилось встречать. Как кристалл чистая душа!» (И. Репин о В.Гаршине)

«Не ждали» (1884) Картина посвящена судьбе русского революционера-народника. Моделью для главного героя был выбран Гаршин. Работа потребовала долговременного труда – фигура и особенно лицо входящего несколько раз переписывались уже после того, как картина была выставлена и приобретена Павлом Третьяковым, который и посоветовал Репину писать центральный образ картины с Гаршина.

В 1883 г. литератор женился на Н.М. Золотиловой, на тот момент она была слушательницей женских медицинских курсов. Годы, проведённые с любимой женщиной, были самыми счастливыми в жизни Гаршина. Именно тогда появились на свет его лучшие рассказы.

 Наиболее известными сочинениями Гаршина стали рассказы «Денщик и офицер», «Надежда Николаевна», «Трус» и «Происшествие». Детям полюбились его сказки, в их числе «То, чего не было» и «Лягушка-путешественница». По мотивам последнего произведения даже был снят мультфильм. Книга «Сигнал» стала основой для первого детского фильма, выпущенного в СССР.

Основные произведения:

— «Четыре дня» (1877)

— «Происшествие» (1878)

— «Трус» (1879)

— «Встреча» (1879)

— «Художники» (1879)

— «Ночь» (1880)

— «Из воспоминаний рядового Иванова» (1883)

— «Красный цветок» (1883)

— Повесть:

— «Надежда Николаевна» (1885)

— Сказки:

— «Attalea princeps» (1880)

— «То, чего не было» (1882)

— «Сказка о жабе и розе» (1884)

— «Сказание о гордом Аггее» (1886)

— «Лягушка-путешественница» (1887)

— Статьи о живописи, очерки, стихи, стихотворения в прозе.

Особое место в творчестве писателя занимает тема искусства и его роли в жизни общества. В.М.Гаршин стал рьяным посетителем собраний художников, где шли горячие споры об искусстве и литературе. Уже тогда писатель высказывал вполне определенные взгляды на искусство, которым оставался верен всю жизнь. Он считал, что искусство не должно быть лишь предметом развлечения и любования кучки эстетов и знатоков. Оно должно служить высоким идеалам добра и справедливости. Он отвергал теорию «искусство для искусства» и требовал от искусства борьбы, действенной борьбы за лучшее будущее человечества. Интерес к искусству не оставлял писателя всю жизнь. Сами художники побуждали его писать статьи об искусстве. В статьях о художественных выставках В.Гаршин размышляет о назначении искусства, о его месте в обществе. Тяготел он к живописи и в прозе — не только делая своими героями именно художников («Художники», «Надежда Николаевна»), но и сам мастерски владея словесной пластикой. Чистому искусству, которое В.Гаршин почти отождествлял с ремесленничеством, противопоставлял более близкое ему реалистическое искусство, болеющее за народ, искусство, способное задевать душу, тревожить её. Эта тема была весьма серьезно разработана в произведениях В.Гаршина.

В рассказе «Художники» Дедов и Рябинин символизируют два направления в искусстве. Дедов — сторонник «чистого искусств», влюблен в свои картины, с наслаждением рисует бесконечные «Закаты», «Утра», «Натюрморты». Он считает, что художник должен выискивать в окружающей жизни красоту и гармонию и услаждать взор знатоков. Ему кажется странным и непонятным пристрастие Рябинина — представителя реалистического, общественного направления в искусстве — к реальным сюжетам. «Зачем, — рассуждает Дедов, - нужно писать эти лапти, онучи, полушубки, как будто не довольно насмотрелись на них я натуре?“ „По-моему, — продолжает он, вся эта мужичья полоса в искусстве — чистое уродство. Кому нужны эти пресловутые репинские „Бурлаки“? Написаны они прекрасно, нет спора, но ведь и только. Где здесь красота, гармония, изящное? А не для воспроизведения ли изящного в природе существует искусство?»

Рябинин представляет в рассказе другое направление.

Дедов и Рябинин попадают как-то на машиностроительный завод. В котельном отделении внимание Рябинина привлекла работа «глухарей». Работа эта заключалась в следующем: рабочий садился в котел и держал заклепку клещами, изо всех сил напирая на нее грудью, а снаружи мастер колотил по заклепке молотом, пока не образовывалась шляпка – металлический кружок. «Да ведь это все равно, что по груди бить!» – в ужасе восклицает Рябинин. Дедов – в прошлом инженер – подробно объясняет Рябинину, что работа действительно очень тяжелая, что рабочие на этом деле мрут, как мухи, что больше года-двух не выдерживает самый здоровый и сильный, что работать приходится летом в жару, а зимой на холоде, согнувшись в котле в три погибели, что «глухарями» прозвали этих рабочих потому, что они большей частью глохнут от шума, а платят «глухарям» гроши, так как для этой работы квалификации никакой не требуется, а нужно лишь «рабочее мясо».

Рябинин потрясен. Он решает написать картину «Глухарь». Его искусство должно показать обществу весь ужас человеческого угнетения. Нужно закричать на всю страну о позоре, о несправедливости строя, в котором возможна подобная эксплуатация человека человеком. Картина захватывает Рябинина. Образ несчастного рабочего преследует его.

Рябинин в противоположность Дедову, создавая свои произведения, не думал ни о деньгах, ни о славе. Он мучительно размышлял о том, какое значение будут иметь его картины для людей, ведь он еще «не видел хорошего влияния хорошей картины на человека». Он не хочет творить для удовлетворения тщеславия «какого-нибудь разбогатевшего желудка на ногах». Он стремится создавать свои произведения такими, чтобы они «убивали спокойствие» «прилизанной толпы», чтобы изображение на полотне народного страдания потрясало сытых и самодовольных зрителей с такой же силой, как и его самого.

Однако Рябинин знает, что его картина ничего не изменит, что «общество», к которому он апеллирует, останется глубоко равнодушным к взволновавшей и перевернувшей ему душу теме. «Солидные господа с бычьими глазами поглазеют… и благополучно проследуют далее. И разве только какой-нибудь юноша или молодая девушка остановятся со вниманием и прочтут в измученных глазах, страдальчески смотрящих с полотна, вопль, вложенный мною в них».

Несмотря на то, что Рябинин нашел путь к искусству, «убивающему спокойствие», он бросил живопись и ушел «в народ» бороться с «язвой растущей» в жизни людской. Рябинин бросил искусство и пошел в учителя, но Гаршин кончает рассказ словами, что на этом поприще он «не преуспевал».

В.М. Гаршина называли «современным Гамлетом», «Гамлетом сердца».

ü Основные выводы

Основные произведения В.М. Гаршина:

§ «Четыре дня» (1877)

§ «Происшествие» (1878)

§ «Трус» (1879)

§ «Встреча» (1879)

§ «Художники» (1879)

§ «Ночь» (1880)

§ «Из воспоминаний рядового Иванова» (1883)

§ «Красный цветок» (1883)

§ Повесть:

§ «Надежда Николаевна» (1885)

§ Сказки:

§ «Attalea princeps» (1880)

§ «То, чего не было» (1882)

§ «Сказка о жабе и розе» (1884)

§ «Сказание о гордом Аггее» (1886)

§ «Лягушка-путешественница» (1887)

§ Статьи о живописи, очерки, стихи, стихотворения в прозе.

Тема искусства и его роли в жизни обществаразработана в рассказе «Художники». Чистому искусству, которое В.Гаршин почти отождествлял с ремесленничеством (его представляет Дедов), писатель противопоставлял более близкое ему реалистическое искусство, болеющее за народ, искусство, способное задевать душу, тревожить её (представляет Рябинин).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.