Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ход урока.. Составление плана сочинения



 

 

Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Ход урока.

      - Весна – любимое время года многих художников, писателей, поэтов, композиторов. Сегодня на уроке мы познакомимся с картиной Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» и будем учиться писать сочинение по этой картине.

          Алексей Кондратьевич родился в Москве 12 мая 1830 в семье мелкого купца. Подростком писал пейзажные картинки на продажу. В 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1848 году начались занятия Саврасова пейзажной живописью. Через два года Алексей Кондратьевич заканчивает обучение в училище и получает звание художника.

А ещё через семь лет в 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. А.К. Саврасов вошёл в историю русского искусства как один из основоположников русской пейзажной живописи, как мастер лирического пейзажа.

- Весна – самое любимое время года Алексея Кондратьевича. Именно поэтому им создано так много весенних пейзажей.

Знакомство с картиной.

            -Рассмотрите картину

— Какое настроение вызывает у вас картина, грустное или радостное?

— На картине художник изобразил природу. Как называется та­кой жанр изобразительного искусства? (Это пейзаж) 

— На своей картине Саврасов мастерски передал состояние при­роды. Это словно рассказ о том, что происходит в природе с приходом весны.

- Почему картина называется «Грачи прилетели»?

— Перечислите все, что вы видите на картине. (Корявые березки, усеянные грачами; талый, посеревший снег; задворки села, скрытые заборами, старая церквушка.)

— Можно ли назвать этот пейзаж красивым?

— Как художник показывает нам наступление весны? (В поле растаял снег, обнажилась темно-бурая, пропитанная влагой земля. Но нет еще яркого солнца, небесная лазурь затянута свинцово-белыми облаками, хотя край неба уже голубеет.)

— Какие краски преобладают на картине? (Желто-голубые, серовато-коричневые, желтовато-бурые, голубые, голубовато-серые.)

— Что на картине притягивает взгляд зрителя? (Деревья с густой сеткой ветвей, с многочисленными грачиными гнездами.)  

      - Совершим путешествие в картину:

   Закройте на минуту глаза, представьте, что вы около этих березок. Какие звуки вы можете услышать? (крики птиц, шум березовых крон, шум воды, стекающей в пруд)

- Что в картине является главным? Что изображено на переднем плане? (березы с грачиными гнездами, грачи).

-Чем птицы заняты? (ремонтом старых гнезд, постройкой новых).

- Что помогает почувствовать движение, которое Саврасов передает, изображая картину весны? (грачи, которые летают над гнездами)

- А как А.К. Саврасов изобразил снег? (снег ещё не растаял, он посерел, от березок на него падают робкие тени)

- Что изображено позади берез, на заднем плане? (деревушка, старая церковь, бескрайние луга и поля).

- Как художник изобразил небо? (небо ещё невысокое, блёклое, с серо-голубыми облаками, светло-голубое вверху и затянутое тёмной полоской на горизонте)

- Ребята, а как выдумаете, можно ли нарисовать воздух?Почему же, говоря о «Грачах», один из современников отмечал, что «картина наполнена свежим весенним воздухом»? Как автор смог это передать? (он передал это с помощью мягкой цветовой гаммы, сдержанных, светлых, прозрачных тонов, четкости изображения всех деталей картины)

 - Какие характеристики воздуха вы ещё можете добавить? (воздух по-весеннему прозрачен и легок)

— Что вы ощущаете, глядя на картину? (Легкий ветерок, запах та­лой земли, ласковое весеннее солнышко, свежесть весеннего воздуха.)

— Что, на ваш взгляд, было дорого самому художнику на этой картине? (Грачи. Они обрадовали и взволновали художника своим прилетом, и он сумел показать радость птиц, вернувшихся на ро­дину.)

- Как Вы думаете, что еще хотел передать Алексей Саврасов в своём произведении?  (Красоту русской природы).

— Попробуйте описать грачей, какие они?

Мирные — драчливые, радостные — печальные, спокойные — крикливые, шумные — смирные, спокойные — суетливые, счастливые — грустные, беспечные — трудолюбивые.

- Вам предстоит описать картину. Что будете описывать, назовите по порядку?

         - Какие слова мы можем использовать для описания грачей, берез, снега, неба и т.д.?

Художник -замечательный, русский, пейзажист, автор картины, мастер кисти.

Пейзаж -  скромный, простой..

Время года:весна, журчание ручьев, шум ветерка, запах та­лой земли, ласковое солнышко, свежесть весеннего воздуха.

Небо – невысокое, блеклое, светло-голубое, видны проблески солнца, рыхлые облака.

Грачи – вестники весны, старожилы, неугомонные, веселые, суетливые, трудолюбивые, драчливые, шумные, крикливые.

Березы – красавицы, белоствольные, сероглазые, ожившие, с тонким кружевом ветвей, кривые, старые, корявые, с черными прошлогодними гнездами, голые тонкие ветки.

Снег – талый, посеревший, рыхлый, с тенями от берез, грязный, серый, местами еще белый, нерастаявший.

Пруд – оттаявший, с темной холодной водой, с отражающимися облаками.

 Домики, домишки – деревянные, состарившиеся, с пошатнувшимися заборами, ветхие.

Церквушка – старая, каменная, ветхая. .

Поля:дальние, невспаханные, бескрайние.

Орфографическая работа:­

-Объясните написание данных слов?

 Горизонт, вдали, вблизи, прозрачный, светло-голубые, сероватые, желтовато-коричневые, вверху, справа, слева, небесные, свежесть, радостные.

7. Составление плана сочинения

- Давайте вспомним, с чего мы начинаем писать сочинение? (составление плана)

- На сколько частей поделим?

- О чем будем писать во вступлении?

- О чем мы будем писать в основной части?

- Как вы закончите свое сочинение? Какими словами начнете предложения о своих впечатлениях о картине, выражая свое отношение к картине?

                   План.

1. Художник и его картина.

2. Описание картины.

-Что изображено на переднем плане.

-Что изображено на заднем плане.

3. Мое отношение к картине.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.