Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Критерии оценки техники кумитэ в традиционном каратэ



 

Каратэ-до– «путь пустой руки»

Ниппон дэнто каратэ– японскоетрадиционное каратэ

Дайгаку Дэнто Каратэ КЭНАГЭ-РЮ– Высшая школа традиционного каратэ «Школа мужества»  
Мосукува тихо дэнто каратэ рэнмэй – Федерация традиционного каратэ Московской области  
Чехову дэнто каратэ рэнмэй – Чеховская федерация традиционного каратэ  
Юмэйнару Макото – Матыженко Станислав  
Сосай– Президент  
Сайко-сихан – старший мастер-наставник  
Кантё – технический директор  

 

Сийкаку – квалификация

 

Кю - ученическая ступень
кийро-оби - жёлтый пояс – 10-9 кю
дайдайиро-оби - оранжевый пояс – 8-7 кю
мидори-оби - зелёный пояс – 6-5 кю
аои-оби - синий пояс – 4-3 кю
тяйиро-оби - коричневый пояс – 2-1 кю
Дан - мастерская степень
курои-оби - чёрный пояс

 

Додзё – «место постижения пути», зал для занятий боевыми искусствами

 

Рэйги-додзё - этикет зала
рицурэй - ритуальный поклон стоя с наклоном корпуса около 30 гр.
дзарэй - ритуальный поклон с колен
сёмэн-ни-рэй - поклон официальным символам
отогай-ни-рэй - поклон всем
сэнсэй-ни-рэй - поклон учителю-наставнику

 

Додзё-кун – 5-ть правил для занимающихся в додзё

 

1. Хитоцу дзинкаку кансэй ни цутомуру кото - Главное – совершенствуйте себя
2. Хитоцу макото но мити о мамору кото - Главное – будьте искренними
3. Хитоцу дорёку но сэйсин о ясинау кото - Главное – старайтесь изо всех сил
4. Хитоцу рэйги о омонзуру кото - Главное – уважайте других
5. Хитоцу кэкки но ю о имасимуру кото - Главное – воспитывайте самообладание

 

Критерии оценки техники кумитэ в традиционном каратэ

1. Ма-ай - правильный выбор дистанции – позиция, достаточная и необходимая для наиболее эффективного применения техники и правильного угла атаки для ударов в зачётную зону
2. Тайминг - правильный расчёт времени и пространства – наиболее благоприятный момент для воздействия техникой относительно цели, когда ментальный (страх, злость, возбуждение, ступор, полная потеря воли, жизненных сил, желания бороться и бдительности) и физический (потеря физического баланса, промежуток времени между исполнением различных техник или перерыв на протяжении исполнения одной техники) уровни противника разбалансированы или находятся в состоянии отсутствия (кё)
3. Кимэ - максимальная концентрация энергии относительно цели
4. Зансин - общее состояние готовности, физической и ментальной концентрации

 

Касё – ударные поверхности и части тела

 

Дзёдан - верхний уровень, голова и шея
Тюдан - средний уровень, от плеч до пояса
Гэдан - нижний уровень, ниже пояса и ноги
Тэ (ван) - рука
Кобуси - сжатый кулак
сэйкэн - прямой кулак
татэкэн - вертикальный кулак
уракэн - перевёрнутый кулак
тэцуй - «кулак-молот», ребро кулака
Кэйсё (ванто) - «рука-меч»
сюто - ребро ладони
хайто - обратное ребро ладони
хайсю - внешняя часть ладони
тэйсё - нижнее основание ладони
Нукитэ - «рука-копьё»
Какуто - «лебединая шея», верхняя часть выгнутого запястья
Хиракэн - «лапа леопарда», вторые фаланги четырёх пальцев
Кумадэ - «медвежья лапа», внутренняя часть полураскрытой ладони
Юби - пальцы руки
Удэ (ван) - предплечье
хайван - верхняя часть
сюван - нижняя часть
гайван - внутренняя часть
найван - внешняя часть
Хидзи (эмпи) - локоть
Ката - плечо
Атама - голова
Аси - нога
Хидза (хитсуи) - колено
Сунэ - голень
Асиура - стопа
хайсоку - подъём стопы
сокуто - ребро стопы
мэйсоку - внутренняя часть стопы
тэйсоку - подошва
какато - пятка
коси - основание пальцев

 

Тати-синтай-сабаки-вадза – техника стоек и перемещений

Тати-вадза -

техника стоек

Камаэ -

положение тела, позволяющее оставаться устойчивым и свободно передвигаться

Дзию-камаэ -

свободная боевая стойка

Дзэн -

фронтальное положение бёдер

Ханми -

диагональный разворот бёдер

Ми-ханми -

увеличенный разворот бёдер

Гьяку-ханми -

обратный разворот бёдер

Камаэката -

верхняя часть тела и руки

камаэ-тэ -

положение рук, соответствующее стойке

маэ-тэ -

передняя рука

хики-тэ -

реверсирующая рука, у области «плавающих» рёбер

соэ-тэ -

поддерживающая рука

кабу-тэ -

накрывающая рука

Татиката -

нижняя часть тела и ноги

Сидзэн-тай -

естественные позиции

хэйсоку-дати -

«параллель»

мусуби-дати -

«соединение»

хэйко-дати -

«ровная»

хатидзи-дати -

«китайская восьмёрка»

тэйдзи-дати -

«Т-образная»

рэнодзи-дати -

«Г-образная»

мороаси-дати -

«выступающая»

Кутэки-хо-тай -

атакующие позиции

дзэнкуцу-дати -

«лука и стрелы»

мото-дати -

укороченная дзэнкуцу-дати

хангэцу-дати -

«полумесяц»

сико-дати -

«борца сумо»

киба-дати -

«всадника»

найханти-дати -

укороченная киба-дати

фудо-дати -

«крепость»

Дзиго-хо-тай -

оборонительные позиции

кокуцу-дати -

«оленя»

касэй-кокуцу-дати -

увеличенная кокуцу-дати

кё-дати -

уменьшенная кокуцу-дати

сантин-дати -

«песочные часы»

нэкоаси-дати -

«кошка с поднятой лапой»

Като-хо-тай -

переходные позиции

цуруаси-дати -

«цапли»

ганкаку-дати -

«журавля»

коса-дати -

«крест»

катохидза-дати -

с опорой на колено

Тэнсин-вадза   -

 

техника перемещений

Унсоку -

передвижение в стойках

Синтай-вадза -

техника наступления-отхода

Госи-но-кайтэн -

вращение бёдер

Дзику-аси -

опорная нога

До-гьяку -

движущаяся нога

Какэ\хики -

сближение\разрыв

Хо -

шаг

хо-аси -

вперёд

хо-гяку -

назад

ёри-аси -

скольжение вперёд, назад или в сторону

цуги-аси -

подход с задней или отход с передней ноги

сури-аси -

выпад с передней ноги (задняя на месте)

окури-аси -

подскок

хики-аси -

отскок

кэри-аси -

смена ног

саси-аси -

зашагивание

тобикоми -

влетание в соперника

нами-гаёси -

подъёмом ноги под себя

энгэцу-гаёси -

подъёмом ноги к себе

Каваси-вадза -

техника маневрирования

тай-хираки -

уход с линии атаки шагом

тай-сабаки -

уход с линии атаки вращением

тэнкан-аси -

уход от атаки разворотом

хоко-тэнкан -

изменение направления движения

Хоко– направления

 
       

Маэ - вперёд
маэ-кара - спереди
Усиро - назад 
хайго - сзади
Сокумэн - в сторону
ёко-кара - сбоку
Хо - направление движения
дзёхо - верх
кахо - вниз
сокухо - в сторону
ухо - вправо
сахо - влево
сёмэн - перед собой
нанамэ - по диагонали
уэ - верху
сита - внизу
татэ-но - вертикальный
хэйко-но - параллельный
ура-но - обратный
агэ - восходящий
отоси - нисходящий
ути-гава - во внутрь
сото-гава - наружу
коми - прямолинейный
маваси - круговой

Кихон – базовая техника

 

Тэ-вадза- техника рук

 

Тори-вадза - удары руками
цуки-тэ - бьющая рука
сюри-тэ - опережающая рука
хики-тэ - реверсирующая рука
Цуки-вадза - пробивающие удары, только перед собой
тёко-цуки - основной прямой удар
ой-цуки - одноимённый удар в шаг
гяку-цуки - разноимённый удар
дзюн-цуки - удар вдогонку
кидзами-цуки - удар-выпад
татэ-цуки - удар вертикальным кулаком
ура-цуки - удар перевёрнутым кулаком
отоси-цуки - удар вниз
сокумэн-цуки - удар в сторону
агэ-цуки - поднимающийся удар
юми-цуки - удар с оттяжкой второй руки
Каги-вадза - дугообразные удары
маваси-цуки - круговой удар сбоку-вперёд
каги-цуки - круговой удар сбоку-внутрь
Моротэ-цуки - удар одновременно двумя руками
хэйко-цуки - параллельный парный удар
авадзэ-цуки - вертикальный парный удар
яма-цуки - парный удар по двум уровням с выпадом
Ути-вадза - рубящие удары
уракэн-ути - удар тыльной стороной кулака
сюто-ути - удар ребром ладони
хайто-ути - удар обратным ребром ладони
хайсу-ути - удар тыльной стороной ладони
тэйсё-ути - удар основанием ладони
тэцуй-ути - удар ребром кулака
хасами-ути - удар двумя кулаками сбоку-внутрь
Хидзи-атэ - удары локтём
маэ-эмпи-ути - удар локтём прямо-вперёд
агэ-эмпи-ути - удар локтём прямо-вверх
маваси-эмпи-ути - удар локтём вперёд-внутрь
отоси-эмпи-ути - удар локтём сверху-вниз
ёко-эмпи-ути - удар локтём в сторону
усиро-эмпи-ути - удар локтём назад-прямо
Укэ-вадза - защита руками
Харай-вадза - сметающие блоки
гэдан-барай - нисходящий блок изнутри-наружу
агэ-укэ - восходящий блок вверх-вперёд
сото-укэ - блок снаружи-внутрь
ути-укэ - блок изнутри-наружу
отоси-укэ - блок сверху-вниз
харай-укэ - нисходящий блок снаружи-внутрь
хикивакэ-укэ - блок изнутри-наружу с проворотом предплечья
хайван-укэ - блок изнутри-наружу верхней частью предплечья
сюто-укэ - блок изнутри-наружу ребром ладони
хайто-укэ - блок изнутри-наружу обратным ребром ладони
хайсю-укэ - блок изнутри-наружу тыльной стороной ладони
тэйсё-укэ - блок снаружи-внутрь основанием ладони
уракэн-укэ - блок изнутри-наружу наружней частью кулака
каги-укэ - блок снаружи-внутрь верхней частью предплечья
моротэ-укэ - блок ути-удэ-укэ усиленный второй рукой
моротэ-хайван-укэ - одновременный блок хайван-укэ и агэ-укэ
моротэ-хайсю-укэ - одновременный блок дзёдан-хайсю-укэ и сюто-агэ-укэ
хайсю-авадзэ-укэ - блок сложенными вместе тыльными сторонами ладонями
Нидан-укэ - смешанные блоки
мусо-укэ - одновременно гэдан-барай и агэ-укэ
мандзи-укэ - одновременно гэдан-барай и дзёдан-ути-укэ
коса-укэ - одновременно гэдан-барай и ути-укэ
кэйсё-коса-укэ - одновременно гэдан-сюто-барай и тюдан-хайто-укэ
яма-укэ - одновременно дзёдан-сото-укэ и дзёдан-ути-укэ
Осаэ-вадза - подавляющие блоки
тэйсё-осаэ-укэ - блок сверху-вниз основанием ладони
удэ-осаэ-укэ - блок вперёд-вниз предплечьем
татэ-сюто-укэ - блок изнутри-наружу ребром вертикальной ладони
какуто-укэ - блок снизу-вверх тыльной стороной выгнутого запястья
кэйто-укэ - блок снизу-вверх второй фалангой большого пальца
дзюдзи-укэ - блок сложенными в крест предплечьями
кэйсё-дзюдзи-укэ - блок сложенными в крест раскрытыми ладонями
ёко-дзюдзи-укэ - блок сбоку сложенными в крест предплечьями
кэйсё-ёко-дзюдзи-укэ - блок сбоку сложенными в крест раскрытыми ладонями
тэйсё-авадзэ-укэ - блок сложенными вместе основаниями ладоней
тэйсё-коса-укэ - блок по двум уровням тэйсё-укэ
какивакэ-укэ - блок двумя руками хикивакэ-укэ
яма-какивакэ-укэ - блок двумя руками в стороны дзёдан-ути-укэ
моротэ-дзё-укэ - блок по двум уровням кёко-укэ, ладони наружу
кёко-осаэ-укэ - блок по двум уровням кёко-укэ, ладони внутрь
кёко-авадзэ-укэ - блок сложенными в вилку ладонями
Нагаси-вадза - отводящие блоки
хайван-нагаси-укэ - восходящий блок предплечьем с вращением
хикитэ-нагаси-укэ - восходящий блок с захватом и вращением
удэ-нагаси-укэ - блок снаружи-внутрь предплечьем с протаскиванием
удэ-хинэри-укэ - блок изнутри-наружу предплечьем с вращением
Сукуи-вадза - подхватывающие блоки
сукуи-укэ - блок изнутри-наружу предплечьем
какэ-укэ - блок снаружи-внутрь предплечьем
сё-сукуи-укэ - блок снизу-вверх подхват ладонью
сё-хикитэ-укэ - блок снаружи-внутрь ладонью с подхватом и протягиванием
моротэ-сукуи-укэ - «блок-ножницы»
моротэ-маваси-укэ - «блок-колесо» 
Цуками-вадза - блоки-захваты
сюто-какэ-укэ - блок изнутри-наружу согнутой кистью
хикитэ-укэ - с протягиванием блок сюто-какэ-укэ
цуками-укэ - зажимающий блок раскрытой кистью
моротэ-цуками-укэ - зажимающий блок двумя руками
дзё-дори - блок против палки
моротэ-дзё-дори - блок против палки двумя руками

 

Аси-вадза – техника ног

 

Кэри-вадза - удары ногами
Кэри-агэ - восходящие удары
Кэри-коми - пробивающие удары
маэ-гэри - прямой
ёко-гэри - боковой
усиро-гэри - задний
Кэри-маваси - кругообразные удары
маваси-гэри - круговой снаружи-внутрь
ура-маваси-гэри - круговой изнутри-наружу
микадзуки-гэри - серповидный снаружи-внутрь
ура-микадзуки-гэри - серповидный изнутри-наружу
маваси-усиро-гэри - задний с разворотом
Хидза-гэри - удары коленом
Маэ-аси-гэри - удары с передней ноги
Фуми-вадза - нисходящиё удары
фуми-коми - раздавливающие
фуми-кэри - режущие
Кари-вадза - подрезающая техника
дэ-аси-барай - разноимённый подбив снаружи-внутрь
окури-аси-барай - одноимённый подбив снаружи-внутрь
маваси-гари - подрез снаружи-внутрь
кайтэн-гари - подрез изнутри-наружу с разворотом на 360 гр.
мороаси-гари - подбив под обе ноги
кани-басами - подрез-сваливание обеими ногами в прыжке

 

 

Ката – технический комплекс приёмов традиционного каратэ

 


Ситтэй-ката - простые ката
Тайкёку-сёдан - «великий предел»
Хэйан I-V - «мир и покой»
Тэкки I- - «железный всадник»
Сэнтэй-ката - сложные ката
Бассай-дай   - «взятие крепости»
Канку-дай - «созерцание небес»
Дзион - «любовь и милосердие»
Эмпи - «полёт ласточки»
Токуй-ката - высшие ката
Дзиттэ - «десять рук»
Хангэцу - «полумесяц»
Ганкаку - «журавль на утёсе»
Бассай-сё -  
Канку-сё -  
Нидзюсихо - «24 шага»
Сотин - «великое умиротворение»
Унсу - «облачная рука»
Тэкки II-III -  
Тинтэ - «редкая рука»
Дзи’ин - «постройка храма»
Мэйкё - «созерцание в зеркале»
Ванкан - «шум сосен»
Годзюсихо-дай - «54 шага»
Годзюсихо-сё -  

Бункай - «приложение», варианты реального применения элементов ката
бункай-оё - расширенное приложение
бункай-сёмэни - применение бункай лицом к сопернику

 

Эмбусэн - схема перемещений
энбу-дзё - точка старта и финиша
сёкитэ - начальная фаза
укэтэ - промежуточная фаза
сёмэтэ - конечная фаза
Ёкю - требования
ёй-но-кисин - собранность и готовность
дзансин - выражение состояния волевой концентрации и готовности
кэйтай-но-ходзи - точное следование схемы перемещений
тикарано-кёяку - точное следование ритму перемещений
вадза-но-канку - различие быстрых и медленных движений
иньё - чёткое различие активных и пассивных действий
киай - концентрация в ключевых местах
тай-но-синсюку - фазы напряжения и расслабления
карада-но-синсукэ - осанка
кокю-но-сэйкакуна - правильное дыхание
дзюсин-но-антэй - координация
тякуган - понимание смысла совершаемых действий

 

Кумитэ-но-рюги – методы обучения ведению боя

 

Маай - дистанция
сика-ма - короткая
ути-ма - средняя
то-ма - длинная
Сэн - время реагирования на действия соперника
Сэн-но-сэн - захват инициативы на себя в начале атаки противника
какэ-но-сэн - развивая собственную атаку
тай-но-сэн - в момент начала действий соперника
Го-но-сэн - перехват инициативы после атаки противника
Кё - ментальное и физическое состояние соперника
Сикакэ-вадза - технические приёмы с целью использования состояния кё
сасои-вадза - провоцирование соперника
кудзуси-вадза - выведение из равновесия
рэндзоку-когэки-вадза - непрерывные атаки
Какэ-вадза - нападение без атаки соперника

 

Кайсу-вадза – продвинутая техника

Рэндзоку-вадза - техника связок и комбинаций
рэн-цуки - два удара на одно передвижение в форме ой-гьяку
дан-цуки - два удара на одно передвижение в форме ой-дзюн
санбон-цуки - три удара на одно передвижение в форме ой-гьяку-дзюн
рэн-гэри - связки из ударов ногами
сихо-вадза - удары на четыре стороны

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.