Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Аннелиз Ф. Корнер 42 страница



2) Контакт рисунка с верхним краем страницы, по-видимому, означает фиксацию на размышлениях и фантазиях как источниках удов­летворения.

3) Рисунок дома, примыкающий к краю страницы (боковой срез страницы используется в качестве границы стены дома), по-видимому, символизирует генерализованное чувство незащищенности, которое час­то имеет: а) определенное временное значение (левый край — прошлое, правый — будущее) и/или б) определенное значение, связанное с назна­чением комнаты или ее постоянным жильцом. Дерево, примыкающее к краю страницы, подразумевает сужение пространства и, как следствие, усиление чувствительности и проявление агрессивно-реактивных тенден­ций, которые могут быть либо подавленными, либо нет. Рисунок челове­ка, примыкающий к краю страницы, по-видимому, выражает генерали­зованную, а иногда и более конкретную и ситуативную незащищенность.

4) Использование нижнего края страницы вместо линии основа­ния рисунка означает: а) более или менее обобщенную незащищенность; б) депрессивно окрашенное настроение.

Б. Положение рисунка относительно наблюдателя. Существует по меньшей мере три подхода. Во-первых, очевидная позиционная взаимо­связь между наблюдателем и рисунком, например: дом представлен та­ким образом, что наблюдатель видит его как бы с высоты птичьего поле­та. Такое изображение трактуется как признак: а) отвержения нарисо­ванного дома или б) отклонение испытуемым довольно распространен­ной тенденции окружать неким ореолом такое понятие, как «домашний очаг».

При анализе рисунков, выполненных группой студентов-медиков, оказалось, что почти все нарисовали дома в таком ракурсе, как будто они находятся ниже уровня наблюдателя. Они считают себя (возможно, благодаря научному образованию) выше общепринятых эмоциональных и являющихся для них ограничительными домашних уз.

Дерево, нарисованное ниже уровня наблюдателя, по-видимому, символизирует депрессию или расстройство.

Люди редко изображаются ниже уровня наблюдателя, поэтому ри­сунок такого типа должен расцениваться как патоформный.

В противоположность этому существуют рисунки, выполненные так, как будто они находятся выше уровня наблюдателя, и о которых можно сказать, что они представляют предельно ограниченное поле зрения. Подобное изображение дома обычно выражает: 1) переживаемое испы­туемым чувство отчуждения его от дома либо желание оказаться в семей-

ном кругу или в домашней обстановке, осуществления которого, по его мнению, он вряд ли добьется; 2) стремление замкнуться, ограничить контакты с другими людьми.

Молодая, недавно овдовевшая мать нарисовала дом, тщательно огороженный забором, который производил на наблюдателя странное впечатление, как будто он находится одновременно и выше и ниже него. Это интерпретировалось как показатель ее подавленного настроения и сильной потребности восстановить очень желанную семейную обстанов­ку (взгляд снизу), а также как попытка обесценить недостижимую, по крайней мере в настоящее время, цель (взгляд сверху).

Дерево, нарисованное как будто на возвышении, по-видимому, означает: 1) чувство напряженности; 2) потребность в защите и безо­пасности. Одинокое дерево на вершине холма не всегда символизирует чувство превосходства. Напротив, оно может представлять чувство оди­ночества в совокупности со стремлением к автономии, так как находит­ся в положении брошенного на произвол судьбы.

Второй подход к анализу заключается в обсуждении кажущегося расстояния между наблюдателем и рисунком. Расстояние может быть ука­зано при помощи: 1) сильного уменьшения размеров нарисованного объек­та или 2) количества деталей, размещенных между наблюдателем и объек­том. Например, мужчина, хронический алкоголик, нарисовал крошечный домик, а также посчитал необходимым изобразить сначала ряд деревьев рядом с ним, затем большую реку (с индейцами, плывущими в каноэ) и шоссе, расположив их между домом и наблюдателем. Это изображение было истолковано как явно выраженное желание удалиться как можно дальше от общества, жить там, где он мог бы одеваться так и делать то, что доставляло бы ему удовольствие, не боясь критики.

Третий подход заключается в обсуждении позиции объекта, а его расположение на странице при этом не имеет значения. В качестве при­мера можно привести рисунок дома, обращенного торцом к наблюдате­лю (отметим, что в этом случае нет необходимости рисовать дверь), а также рисунок человека в абсолютный профиль (абсолютным считается профиль, при котором видна только одна сторона тела, с одной рукой, одной ногой, и нет даже слабого намека на существование другой сторо­ны). Кроме этого, может встретиться рисунок человека, стоящего спи­ной к наблюдателю. Такие изображения объясняются нежеланием испы­туемого встать «прямо лицом к лицу» с окружающим миром, его стрем­лением замкнуться, скрывать свое истинное «Я» и вступать в контакт только на его условиях. Противоположной так называемой позиции «из­бегания», описанной в предыдущем абзаце, является позиция рисунка анфас. Можно считать, что дерево нарисовано анфас, если его одномер­ные или двумерные ветви расположены по краям ствола и не скрывают его. Если все три рисунка нарисованы в абсолютный анфас, можно сде­лать вывод, что испытуемому в сущности свойственны ригидность и бес­компромиссность, и, кроме того, существует предположение, что под­разумеваемая готовность прямо и твердо смотреть в лицо любым обстоя­тельствам является реакцией, вызванной базовой незащищенностью.

Иногда испытуемый рисует дом и/или человека в профиль, обра­щенных в сторону, противоположную ожидаемой относительно его ве­дущей руки. Леворукие испытуемые, например, обычно рисуют дом, у которого видны правый TO^QU и основная стена, и человека, обращенно­го к наблюдателю правой стороной, а праворукие — наоборот. Рисунок дома или человека в профиль, обращенный в несоответствующую ожи­даниям сторону, противоречит норме и, кроме того, трудновыполним. Такой случай можно интерпретировать как выражение враждебных им­пульсов, которые испытуемый стремится подавить или сублимировать.

Оказалось, что информация, связанная с фактором времени, ко­торую можно определить по позиции рисунка, весьма полезна (при ин­терпретации можно сравнить те роли, которые выполняют прошлое и будущее в психологическом поле испытуемого).

Например, ствол дерева возле основания может быть искривлен влево, а повыше, как бы для равновесия, — вправо. Такое изображение можно проинтерпретировать как отражение склонности испытуемого к регрессии (в раннем возрасте) и к сверхкомпенсаторной фиксации на будущем (в более позднем возрасте). Однако, как правило, более уточнен­ные данные о временной дифференциации, выявленные на основании последовательности и количества деталей в рисунке, по-видимому, име­ют большую ценность, чем это несколько поверхностное заключение.

Не так давно было установлено, что в рисунке дерева, а возможно и дома, использование пространства слева от центра страницы может интерпретироваться как признак доминирования эмоциональной сфе­ры, а справа — как выражение преобладания интеллектуальной сферы. Предполагается, таким образом, что рассмотрение сферы будущего обя­зательно должно учитывать интеллектуальную доминанту, а тенденция преобладания в психологическом поле элементов прошлого должна быть связана с эмоциональной сферой, однако здесь не подразумевается на­личие строгой дихотомии. Полагают, что о преобладании интеллектуаль­ной или эмоциональной сферы можно судить отчасти по тому, как ис­пытуемый использовал правую и левую от центра стороны на рисунке дерева. Данная интерпретация, однако, еще требует дальнейшего под­тверждения.

В. Положение фрагмента относительно рисунка в целом. Случаи от­клонения от нормы, которые рассматриваются в этом разделе, связаны с нежеланием испытуемого рисовать фрагменты в их обычной позици­онной взаимосвязи с рисунком в целом. Например: 1) две большие сту­пени, ведущие к глухой стене нарисованного дома (как признак недо­ступности испытуемого); 2) нарисованное пациентом с развивающимся органическим ухудшением дерево, у которого только одна из несколь­ких ветвей соединяется со стволом; 3) рисунок женщины (выполненный пациенткой с инволюционной меланхолией), у которой руки прикрыва­ют тазовую область, а ноги скрещены (символическое проявление заши­ты испытуемой от сексуальной близости).

Второй основной тип отклонения от нормы — это прозрачность деталей. Испытуемый противоречит реальности, позволяя увидеть на

рисунке сквозь одну деталь — другую, которая в принципе должна быть скрыта. Например: 1) можно увидеть руку сквозь рукав; 2) фрагменты мебели, нарисованные внутри дома, которые видны не через дверь или окна, а сквозь стену, на основании чего можно говорить о «прозрачнос­ти» стены. Патологическое значение прозрачности, вероятно, можно оценить: а) по количеству случаев прозрачности; б) по размеру про­зрачной детали (например, второй из вышеупомянутых случаев, по-ви­димому, более серьезен; чем первый). Поскольку случаи прозрачности подразумевают отсутствие критичности испытуемого, предполагается, что они представляют собой проявление неких символов, свидетельству­ющих о дезорганизации личности под влиянием эмоциональных и/или органических факторов, при условии, что испытуемый не является ум­ственно отсталым.

В случае умственной отсталости изображение прозрачной стены объясняется отсутствием критичности — основным недостатком испы­туемого; детали, которые можно увидеть внутри дома, в таких случаях интерпретируются так же, как неуместные детали, нарисованные вне дома (см. выше) испытуемыми с более высоким уровнем интеллекта, которые имеют навязчивую потребность максимально контролировать ситуацию. Умственно отсталый испытуемый, используя в рисунке имен­но внутренние, а не внешние, так называемые «неуместные», детали, по-видимому, обнаруживает свое чувство неполноценности в ситуаци­ях, лишенных поддержки и защиты.          .

Кроме того, здесь рассматривается такая неуместная деталь, как линия земли. Было установлено, что если линия земли поднимается вверх слева направо, то это часто символизирует предчувствие неизбежных трудно­стей в будущем, если же линия опускается вниз слева направо, то, веро­ятно, испытуемый чувствует, что его будущее сомнительно и, возможно, таит какую-то опасность (глубина чувства, по-видимому, определяется степенью крутизны наклона или^подъема линии). Линия земли, проведен­ная вниз от рисунка дома (дерева или человека) в любую сторону, может означать чувства одиночества и неуверенности испытуемого.

Г. Расположение фрагментов относительно друг друга. Здесь рас­сматриваются изображенные в необычном виде фрагменты одного ри­сунка, которые должны быть взаимосвязаны. Например, в рисунке дере­ва линии двумерного ствола не соединяются в основании, а одно- или двухмерные ветви, нарисованные по краям, фактически не объединяют­ся в общую крону, хотя и могут переплетаться между собой, таким обра­зом, рисунок представляет собой не одно, а два одномерных дерева.

Туловище человека может быть как бы подвешено над ногами, или вертикальные линии туловища могут продолжаться в виде линий одно­мерных ног, то есть в тазовой области нет «нормального» соединения линий. До сих пор на практике неспособность дорисовать тазовую область человека всегда оказывалась связанной с развитым сексуальным конф­ликтом (в большинстве случаев — сильные гомосексуальные тенденции).

Ноги и ступни у человека могут быть нарисованы в таком положе­нии, что создается впечатление, будто человек движется одновременно

в двух противоположных направлениях. Такой рисунок может интерпре­тироваться как выражение состояния крайней фрустрации с сильным желанием избежать неприятной ситуации. Плохо успевающий студент медицинского института, колеблющийся между сильной потребностью в успехе и не менее сильным желанием бросить институт, нарисовал человека в профиль, у которого голова, тазовая область и ноги до колен были направлены в одну сторону, а плечи и верхняя часть туловища, ноги ниже колен и ступни — в противоположную сторону.

Д. Эротические проявления. В большинстве случаев эротические про­явления принимают форму откровенных или символических деталей. Однако возможны случаи выражения сексуальной озабоченности посред­ством перспективы. Например, молодая пациентка нарисовала женщи­ну, которая своей энергичной позой приглашала к более интимной свя­зи. Вид перспективы может усилить уже представленные в рисунке эро­тические детали, как в изображении обнаженной женщины в анфас, которая расставила ноги врозь и раздвинула пальцами вульву влагалища.

Взрослый мужчина (диагн. психопатия) нарисовал дерево, очень напоминающее человека, сидящего на пне. У него были выделены ягоди­цы и угадывался контур эрегированного пениса. В ПРО пациент совершен­но искренне сказал, что дерево напоминает ему мужчину, и обратил вни­мание исследователя на вышеупомянутые анатомические подробности.

Женщина (диагн: обсессивно-компульсивный невроз), которая была настроена одновременно против женственности вообще и отсутствия собственной физической привлекательности в частности, нарисовала красивую девушку в платье, положение складок которого создавало впечатление о наличии большого эрегированного пениса. В ПРО пациен­тка предоставила веские доказательства, которые подтвердили предва­рительно сформулированную гипотезу о ее зависти к пенису.

Е. Движение. Передать на рисунке движение дома, дерева или че­ловека можно только в откровенной, явной форме. Однако частота изоб­ражения движения свойственна перечисленным объектам в обратном по­рядке по очевидным причинам.

Если испытуемый рисует дом в движении (такое движение должно носить катастрофический характер, например, падение или разрушение), исследователь должен расценивать такое изображение по меньшей мере как патоформное, а чаще всего патологическое.

Движением в рисунке дерева можно считать только то, которое носит интенсивный характер, поскольку причиной изменения положе­ния дерева, которое можно назвать движением, могут быть природные катаклизмы или разрушительные действия человека. Мужчина (диагн. психопатия), пытающийся приспособиться к жизни через гетеросексу­альный брак, но болезненно и патологически реагирующий на это, на­рисовал дерево, которое наклонилось вправо, почти касаясь земли ниж­ними ветвями. Это было проинтерпретировано как выражение: 1) чув­ства того, что влияние окружающего мира подавляет его; 2) его доволь­но решительных попыток сохранить адекватный контакт на уровне ре­альности (то есть сохранить интеграцию собственной личности).

Движение в рисунке человека, в отличие от движения на рисунке дерева, а особенно дома, не должно расцениваться как патоформное или патологическое. Напротив, оно может выражать ощущение удовлет­ворительной адаптации испытуемого. Пациент в прогрессирующем пара­ноидальном состоянии явился на обследование, так как чувствовал, что, вероятно, сильно нуждается в госпитализации. Он нарисовал человека почти со спины, который играл в баскетбол и собирался забить гол, при этом создавалось отчетливое впечатление, что человек играл сам с собой. Спустя две недели он нарисовал боксера в очень жесткой боксерской стойке, повернувшегося спиной к наблюдателю, и вскоре после этого был надолго госпитализирован.

Ж. Способ изображения. Исследователь должен обратить внимание на два момента: 1) применение нетипичных способов штриховки; 2) при­менение способов правдоподобного и реалистичного изображения.

Прежде всего исследователь должен научиться различать нормаль­ный тип штриховки (использованный для передачи изображения листвы на дереве) и ненормальный тип штриховки (который, как предполага­ют, всегда служит показателем тревожности). В связи с этим необходимо рассмотреть следующие моменты: 1) количество времени, затраченного на штриховку; 2) нажим; 3) подкрепление штриховки (произвольный возврат к штриховке в процессе работы над этим рисунком или последу­ющими, либо на этапе ПРО). Нормальная штриховка (та, которая ис­пользуется тогда, когда присутствие некоторых деталей на рисунке толь­ко подразумевается) наносится быстро, без сильного нажима и повтор­ного возврата к ней.

Существуют несколько вариантов отклонения от реалистичного способа изображения деталей. Первый можно назвать способом избега­ния. Испытуемый, например, может так плохо нарисовать фасад дома, что у него не возможно определить ни одно из трех измерений, так что этот лжефасад не воспринимается как реальный образ. Или же он может изобразить фигуру человека в виде палочек, объяснив свое нежелание нарисовать человека как можно лучше тем, что такой рисунок вполне приемлем в мультипликации.

Другой способ — это так называемая «двойная перспектива», смысл которой заключается в том, что одновременно рисуются оба торца и боковая стена дома. Если такой рисунок выполнен испытуемым с низ­ким уровнем интеллекта, то в этом случае Р-оценка рисунку не присва­ивается (однако эта оценка присваивается, если испытуемый имеет или имел средний или более высокий уровень интеллекта).

Кроме этого, существует т. н. «тройная перспектива». Например, испытуемый, невротик, сделав попытку нарисовать все четыре стены дома одновременно, по-видимому, выразил: 1) желание знать все, что происходит вокруг него; 2) чрезмерный интерес к тому, что о нем дума­ют другие люди. Иначе говоря, он стремится полностью контролировать все внешние аспекты, касающиеся его персоны (если рассматривать дом как автопортрет). Испытуемые с органическими нарушениями испыты­вают затруднения, сталкиваясь с необходимостью перенести на бумагу

идею трехмерности дома и используют вместо этого такой способ изоб­ражения, который может быть назван воплощением двух замыслов. Они начинают рисовать так, как обычно изображаются дома, но в конце кон­цов их рисунок приобретает вид чертежа.

Например, рисунок испытуемого (диагн. эпилепсия) с умеренным органическим ухудшением имел явный патологический характер. Он на­рисовал коттедж, фасад и боковая стена которого не были соединены между собой и'находились друг от друга на расстоянии нескольких сан­тиметров. Такой вид он объяснил тем, что эти стены фактически невоз­можно увидеть одновременно из-за густого подлеска рядом с домом.

Иногда испытуемый может начать с создания проекта или плана этажей дома. Исследователь должен позволить закончить эту работу без комментариев со своей стороны. Очевидно, что этот тип изображения противоречит норме, и тот факт, что рисунок невозможно адекватно оценить с количественной точки зрения, не имеет большого значения. По-видимому, такой рисунок всегда является показателем серьезного конфликта в домашней ситуации. Выполняя план этажей дома, испыту­емый, по-видимому, систематизирует внешнюю ситуацию и, фактичес­ки, обнаруживает перед исследователем существование сложных взаи­моотношений. Особого внимания заслуживает присущее таким испытуе­мым свойство выражать в рисунке свое отношение к проблемам, связан­ным с определенной комнатой (гостиная — гости, спальня — секс, ван­ная — отвержение, гигиена) или людьми, проживающими в них, что выражается в бессознательном изменении размеров комнат и иногда их расположения.

Попытки уклонения, с одной стороны, и погрешности в изобра­жении действительности — с другой, имевшие место в процессе вопло­щения идеи трехмерности, расцениваются соответственно как потенци­ально и фактически патоформные реакции.

3. Согласованность. Не следует ожидать абсолютной согласованнос­ти рисунка с точки зрения оценки перспективы, поскольку в большин­стве случаев рассогласованность выражает индивидуальные различия ис­пытуемых (на самом деле абсолютную согласованность, очевидно, мож­но считать патологической). Тем не менее, приемлемая степень согласо­ванности должна иметь место. К сожалению, в настоящее время понятию «приемлемая степень согласованности» нельзя дать удовлетворительное определение.

IV. ВРЕМЯ

Предполагается, что, определив количество времени, затраченно­го испытуемым, и то, насколько продуктивно оно было использовано во время рисуночной фазы ДДЧ и последующего ПРО, исследователь мо­жет узнать, насколько значим для испытуемого данный рисунок в целом или составляющие его части.

А. Отношение общего количества затраченного времени к качеству рисунка. Если качество рисунка высокое, нет нужды задаваться вопро­сом о степени психической интеграции личности испытуемого даже в

случае большого количества затраченного времени. Исследователь дол­жен решить, оправдывает ли затраченное время количество деталей и способ их изображения. Если оправдывает, то испытуемый не получает Р-оценку за этот параметр. Если общее время (то есть затраченное в це­лом на все три рисунка) меньше 2 минут или больше 30 минут, исследо­ватель имеет полное основание сделать вывод о наличии некоего ано­мального фактора, если нет доказательств обратного.

Б. Отношение качества рисунка к количеству затраченного времени. Критерий в данном разделе тот же, что и в предыдущем, только рисунки рассматриваются по отдельности. Если количество времени, затраченно­го на выполнение рисунка дома, дерева или человека, оправдывается количеством деталей и способом их изображения, то Р-оценка не при­сваивается.

В. Латентный период, предваряющий рисование. Анастази и Фо-лей, изучая спонтанные рисунки, выполненные «аномальными» людь­ми, обнаружили, что такой латентный период у «аномальных» испытуе­мых, как правило, более продолжителен, чем у «нормальных».

Но поскольку они позволяли испытуемым решать самостоятельно, что именно они нарисуют в первую очередь, вряд ли можно предполо­жить, что в ДДЧ существует такая же связь между «нормальными» и «аномальными» испытуемыми.

Можно утверждать, что только «аномальные» испытуемые нужда­ются в некоторой паузе, чтобы «настроиться»-на выполнение задания пе­ред тем, как начать рисовать. Если испытуемый не приступает к рисунку в течение 30 секунд после получения инструкции, исследователь должен расценить задержку как патоформную. Любая подобная задержка — веское доказательство наличия конфликта, и исследователь должен попытаться обнаружить его причину в процессе ПРО.

Г. Пауза в процессе рисования. Пауза в процессе рисования — это явный перерыв, превышающий несколько секунд, при условии, что ис­пытуемый вообще приступил к выполнению задания. Паузу более 5 се­кунд можно расценивать как достаточное доказательство конфликта, при отсутствии оснований для утверждения обратного.

Та или иная часть рисунка, во время, перед или после выполнения которой испытуемый делает паузу, обычно дает ключ к пониманию при­чины конфликта. Например, сексуально неприспособленные испытуе­мые делают значительную паузу после того, как нарисуют талию челове­ка, и прежде, чем смогут заставить себя нарисовать таз — сферу их кон­фликта.

Д. Пауза в комментариях. Продолжительность паузы, сделанной испытуемым во время непосредственного или пост-рисуночного ком­ментария, который он внезапно прерывает, должна быть записана. Про­должительность паузы в данном случае — это время, которое протекает с момента прекращения комментария до его возобновления. Дополни­тельный опрос в таких случаях — обязательная процедура.

Е. Согласованность. Предполагается, что количество времени, зат­раченного на каждый рисунок,, должно быть достаточно согласованно.

Но в оценке данного фактора исследователь должен принять во внима­ние тот факт, что обычно на адекватное изображение дома и человека затрачивается больше времени, чем на рисунок дерева, так как во мно­гих случаях дерево с легкостью можно изобразить в символическом виде, поскольку для этого требуется меньшее количество деталей (если только испытуемый не настолько дотошен, чтобы вырисовывать каждый листо­чек). Большое количество времени, затраченное на выполнение того или иного рисунка, может свидетельствовать о наличии сильного позитив­ного или негативного чувства испытуемого по отношению к изображен­ному объекту в целом, или его конкретному фрагменту, или той идее, которая символически выражена рисунком или его фрагментом. Цели ис­пытуемый затратил очень мало времени, это указывает на отклонение задания и/или изображенного объекта, идеи или ситуации, символичес­ки представленной в рисунке.

V. КАЧЕСТВО линий

А. Моторный контроль. Среднестатистический индивид не должен испытывать больших затруднений при рисовании прямых линий. Углы и кривые линии в его рисунке должны быть четко прорисованы, а процесс их рисования — контролируемым. Несоответствие уровня моторного кон­троля вышеупомянутым требованиям к качеству линий предполагает плохую функциональную приспособленность личности или нарушение центральной нервной системы, при этом степень отклонения зависит от значительности органического или функционального нарушения.

Однако необходимо учитывать, что люди, которые большую часть жизни занимались тяжелым ручным трудом, не смогут манипулировать таким довольно деликатным инструментом, как карандаш или мелок, с легкостью клерка, и исследователь должен быть осторожен в выводах, чтобы не сделать заключения, что эта неспособность, обусловленная родом занятий, является симптоматикой нервной болезни, такой как ранний атеросклероз.

Б. Нажим. Жирные линии в рисунке испытуемого, не имеющего нарушений центральной нервной системы, оцениваются в соответствии с характером их использования. Например: (1) если весь рисунок выполнен жирными линиями, можно сделать вывод о наличии напряженности нео­пределенного характера; (2) если такие линии использованы в изображе­нии определенных деталей рисунка, это может означать: а) фиксацию на этой детали (например, рука человека рассматривается как источник гре­ха) и/или б) враждебность, подавленную или открытую по отношению к нарисованному объекту или тому, что он символизирует; (3) если контур дома, дерева или человека нарисован жирными линиями в отличие от других линий внутри этих рисунков, можно предположить, что испытуе­мый прилагает все усилия, чтобы сохранить личностный баланс; (4) если жирными линиями нарисован торец дома или ствол дерева, это, веро­ятно, означает, что пациент старается сохранить контакт с реальнос­тью и отказывается от возможности получить удовлетворение в фанта­зии; (5) очень жирная линия земли обычно интерпретируется как отра-

жение чувства тревожности, вызванного взаимоотношениями в реальной жизни; (6) жирные линии контура крыши дома означают (если рассмат­ривать дом в качестве автопортрета) фиксацию на фантазии как источни­ке удовлетворения с сопутствующим этому чувством тревоги.

Если все три рисунка выполнены чрезвычайно слабыми линиями, то это интерпретируется как показатель генерализованного чувства не­полноценности, сопровождаемого нерешительностью и боязнью пора­жения. Если линии постепенно становятся более тонкими, начиная с рисунка дома и заканчивая рисунком человека, можно предположить наличие генерализованной тревоги и/или депрессии. Если слабые линии использованы только при выполнении некоторых деталей, это говорит об определенном нежелании испытуемого рисовать данную деталь (или несколько деталей) из-за того, что она (они) фактически или символи­чески представляет.

В. Тип линий, (применение штриховки обсуждалось в параграфе «Перспектива», см. пункт «Способ изображения»).

Исследователь должен определить следующие характеристики ли­ний, использованных испытуемым в рисунке: 1) линии прерывистые или непрерывистые; 2) линии всегда (или почти всегда) твердые и пря­мые или всегда (или почти всегда) плавные и изогнутые.

Постоянное использование эскизных отрывистых линий в лучшем случае, вероятно, выражает потребность в аккуратности и скрупулезнос­ти, в худшем (в особенности если линия нарисована очень медленно) — это патоформный признак. Жесткая, прямая линия часто оказывается вы­ражением внутренней ригидности. Обычно изогнутая линия •— здоровый знак, хотя она также может свидетельствовать о неприятии условностей и/или ограничений.

Г. Согласованность. Изображение дома, как правило, требует пря­мых линий. Человек в целом преимущественно рисуется с помощью изог­нутых линий. Для рисунка дерева обычно необходимо сочетание обоих типов линий. Отклонения от обычно используемого типа линий и каче­ства их нажима для данного рисунка, очевидно, являются патоформны-ми; кроме этого необходимо регистрировать колебания типа и нажима линий внутри данного рисунка.

VI. КРИТИЧНОСТЬ

Критичностью считается: а) критическая позиция испытуемого и б) его готовность что-то предпринять с тем, что он посчитал неправиль­ным или неадекватным.

Способность к объективной оценке, критике и умение пользовать­ся такой критикой — одни из первых интеллектуальных функций, кото­рые страдают от чрезмерной эмоциональности и/или процессов органи­ческого ухудшения. Из этого следует, что полезно анализировать дефек­ты, обнаруженные испытуемым в рисунках, и определять, какие кор­ректирующие шаги он предпринимал и насколько они были успешны.

А. Вербальная критичность. Вербальная критика, судя по опреде­лению, — это критика, выражаемая устно. Она имеет несколько типов:

во-первых, существует тип спонтанного комментария, заключающийся в том, что испытуемый осуждает задание, которое его попросили вы­полнить, считая его незаконным; во-вторых, испытуемый может пы­таться оправдать свою неумелость утверждением, что в школе его не учи­ли рисовать или что его руки с возрастом огрубели (или другими подоб­ными комментариями); в-третьих, испытуемый может сказать: «Посмот­рите, как все непропорционально получилось» или «Я нервничаю, по­этому эти линил такие кривые». Второй и третий случаи можно назвать реальной критикой, и только в третьем случае испытуемый демонстри­рует реальную способность к критике. Комментарии подобного рода встре­чаются довольно часто. Однако, если их становится слишком много, это должно расцениваться как признак патоформности, особенно при от­сутствии сопутствующей или последующей попытки исправления вер-бально идентифицированного дефекта или дефектов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.