Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Список использованной литературы 6 страница



Ш

ШАН­ТАН – пив­ные и ка­фе, где да­ва­лось пуб­лич­ное, весьма скабрезное по содержанию уве­се­ле­ние. Воз­ник­ли в VIII в. в Па­ри­же. В Ш., про­стую про­грам­му к-ро­го со­став­ля­ли му­зы­каль­ные пье­сы, пе­ние, а за­тем и тан­цы, пред­поч­те­ние от­да­ва­лось фри­воль­но­му жан­ру, дву­смыс­лен­ным шан­со­нет­кам (пе­сен­кам) и под­черк­ну­то эро­ти­че­ским тан­цам. Скаб­рез­ность об­ла­ча­ет­ся в не­вин­ную внеш­нюю фор­му и со­сто­ит в скры­том двой­ном смыс­ле лов­ко по­доб­ран­ных слов, в ра­фи­ни­ро­ван­ных пау­зах, в под­чер­ки­ва­нии из­вест­ных мест, в ми­ми­че­ских дви­же­ни­ях, со­про­во­ж­даю­щих шан­со­нет­ку и т.п. С ци­низ­мом слов со­еди­ня­ет­ся ци­низм жес­тов, при по­мо­щи жес­тов все пе­ре­ки­ды­ва­ет­ся в об­ласть эро­ти­ки. Ш. – пред­те­ча варь­е­те.

ШАРИ-ВАРИ – в цир­ке фи­наль­ная ком­би­на­ция груп­по­во­го но­ме­ра, про­ло­га или эпи­ло­га пред­став­ле­ния, в к-рой все уча­ст­ни­ки од­но­вре­мен­но ис­пол­ня­ют тем­по­вые эф­фект­ные трю­ки.

ШАРОЕВ ИОАКИМ ГЕОРГИЕВИЧ – (1930—2000) – со­вет­ский и рос­сий­ский опер­ный и эс­т­рад­ный ре­жис­сёр, по­ста­нов­щик мно­гих мас­со­вых те­ат­ра­ли­зо­ван­ных пред­став­ле­ний, сце­на­рист и опер­ный либ­рет­тист, пе­да­гог. На­род­ный ар­тист СССР (1984). Ро­дил­ся в Ба­ку в се­мье му­зы­кан­тов. Во вре­мя вой­ны (1944) се­мья пе­ре­ез­жа­ет в Мо­ск­ву. В 1948 го­ду Ш. окан­чи­ва­ет Цен­траль­ную музыкальную школу при Мо­с­ков­ской консерватории (класс скрип­ки) и по­сту­па­ет в ГИТИС, на от­де­ле­ние ре­жис­су­ры му­зы­каль­но­го те­ат­ра (окон­чил в 1953). По­сле окон­ча­ния ГИТИСа был на­прав­лен ре­жис­сё­ром в Та­тар­ский оперный театр. В 1954 го­ду был при­нят в ГАБТ, где про­ра­бо­тал 5 лет. По­ста­вил спек­такль «Сель­ская честь» П. Масканьи и как ре­жис­сёр уча­ст­во­вал в це­лом ря­де по­ста­но­вок. За­тем ра­бо­тал ху­до­же­ст­вен­ным ру­ко­во­ди­те­лем Крем­лёв­ско­го те­ат­ра (1959-1960), глав­ным ре­жис­сё­ром Все­рос­сий­ско­го га­ст­роль­но-кон­церт­но­го объ­е­ди­не­ния (1961) и Мо­с­ков­ско­го театра эстрады (1961-1964). В 1964 го­ду в ГИТИСе Ш. воз­гла­вил соз­дан­ный экс­пе­ри­мен­таль­ный курс ре­жис­сё­ров эс­т­ра­ды и мас­со­вых пред­став­ле­ний, а в даль­ней­шем – и ак­тё­ров эс­т­ра­ды. В 1968 воз­гла­вил соз­дан­ную ка­фед­ру эс­т­рад­но­го ис­кус­ст­ва, а вско­ре стал ху­до­же­ст­вен­ным ру­ко­во­ди­те­лем соз­дан­но­го им фа­куль­те­та эс­т­ра­ды. Ш. яв­лял­ся ру­ко­во­ди­те­лем ка­фед­ры и фа­куль­те­та на про­тя­же­нии 35 лет. С 1967 – до­цент, с 1977 – про­фес­сор ГИТИСа. Ш. – ав­тор ме­то­ди­ки вос­пи­та­ния и обу­че­ния ре­жис­сё­ров и ак­тё­ров эс­т­ра­ды и мас­со­вых пред­став­ле­ний. Автор 11 книг, посвящённых проблемам режиссуры музыкального театра, массовых действ и эстрады. Многие звёзды сегодняшней эстрады – воспитанники кафедры эстрадного искусства. Это Пугачёва, Вайкуле, Петросян, Новикова, Шифрин, отец и сын Акопяны, Бабкина, Рюмина, Марусев и мн. др. В 1988 в Америке (Бостон, Нью-Хейвен) с большим успехом гастролировала молодёжная эстрадная студия Ш., созданная при театре ГИТИС. Ш. ставил многочисленные правительственные концерты, массовые театрализованные представления. На крупнейших театрально-концертных площадках страны (в том числе Большой театр, Государственный Кремлевский дворец, ГЦКЗ «Россия») Ш. поставил более 150 массовых театрализованных представлений. Ш. был художественным руководителем и главным режиссёром Олимпиады-80, главным режиссёром открытия празднования в честь 850-летия Москвы и Эстафеты Олимпийского огня на Всемирных юношеских играх.

ШЕСТВИЕ – кол­лек­тив­ное про­хо­ж­де­ние мас­сы лю­дей по ули­цам и пло­ща­дям. Ш. – это вид об­ще­ст­вен­ных ак­ций, соз­даю­щих в дви­же­нии по ули­цам или пло­ща­дям ди­на­ми­че­ски раз­ви­ваю­щий­ся сим­во­ли­че­ский об­раз жиз­нен­но­го со­бы­тия. В за­ви­си­мо­сти от це­ли Ш., вы­би­ра­ет­ся его фор­ма и вы­ра­зи­тель­ные сред­ст­ва. Оп­ре­де­ля­ет­ся ме­сто Ш. в об­щей струк­ту­ре празд­ни­ка: Ш. – про­лог, Ш. – куль­ми­на­ция, Ш. – эпи­лог, Ш. – связ­ка ме­ж­ду эпи­зо­да­ми. Оп­ре­де­ля­ет­ся мар­шрут Ш. и его вре­мя, объ­ек­ты ос­та­но­вок. Оп­ре­де­ля­ет­ся ха­рак­тер Ш.: Ш. – зре­ли­ще или Ш. – дей­ст­вие, в к-рое вклю­че­но мак­си­маль­ное чис­ло жи­те­лей дан­но­го на­се­лен­но­го пунк­та. Раз­ли­ча­ют ре­ли­ги­оз­ные и светские Ш. К ре­ли­ги­оз­ным от­но­сят тра­ур­ные це­ре­мо­нии (напр. в Ира­не проводились Ш. в честь ца­ря Ху­сей­на, на к-ром уча­ст­ни­ки ис­тя­зали се­бя), «про­цес­сии те­ле­ги», напр., пе­ре­ве­зе­ние ста­туи Джан­га­натт­ха на ог­ром­ной, ше­ст­на­дца­ти­ко­лес­ной те­ле­ге из од­но­го хра­ма в дру­гой (в Ин­дии), кре­ст­ный ход в День Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва (в ев­ро­пей­ских стра­нах и Рос­сии) и т.п.

К свет­ским Ш. мож­но от­не­сти па­ра­ды, ма­ни­фе­ста­ции, де­мон­ст­ра­ции, про­цес­сии па­мят­но-ре­к­ви­ем­но­го ха­рак­те­ра, кар­на­вал и др.

В мас­со­вом Ш. кол­лек­тив­ное про­хо­ж­де­ние уча­ст­ни­ков по ули­цам и пло­ща­дям со­став­ля­ет ос­но­ву те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го дей­ст­вия, в кот. используют де­ко­ри­ро­ван­ные ма­ши­ны, сце­ни­че­ские пло­щад­ки, ин­тер­ме­дии в пуб­ли­ке и др. Сред­ст­ва те­ат­ра­ли­за­ции яв­ля­ют­ся свое­об­раз­ным ху­до­же­ст­вен­ным эпи­цен­тром, во­круг к-ро­го кон­цен­три­ру­ет­ся ре­аль­ное дей­ст­вие. От­рыв те­ат­ра­ли­за­ции от дей­ст­вия масс сни­жа­ет эмо­цио­наль­ную ре­ак­цию, умень­ша­ет ак­тив­ность уча­ст­ни­ков, пре­вра­ща­ет ихв сто­рон­них на­блю­да­те­лей кра­си­во­го зре­ли­ща. Ш. долж­но ув­ле­кать лю­дей к фи­на­лу празд­ни­ка – ми­тин­гу, гу­ля­нию, зре­ли­щу на ста­дио­не, к фей­ер­вер­ку и т.п.

Ш. и па­ра­ды да­ют воз­мож­ность соз­дать сю­жет­но раз­ви­ваю­щие­ся эпи­зо­ды те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го дей­ст­вия в дви­же­нии, про­де­мон­ст­ри­ро­вать те­ма­ти­че­ский за­мы­сел в ди­на­ми­че­ских кар­ти­нах. В сво­ем те­ма­ти­че­ском по­строе­нии Ш. и па­ра­ды опи­ра­ют­ся в пер­вую оче­редь на дос­ти­же­ния лю­дей – ре­аль­ных ге­ро­ев кон­крет­ной кол­лек­тив­ной общ­но­сти – в со­че­та­нии с их оп­ти­ми­сти­че­ским празд­нич­ным на­строе­ни­ем и по­треб­но­стью в дей­ст­вен­ной ак­тив­но­сти. Боль­шое зна­че­ние при ор­га­ни­за­ции Ш. и па­ра­дов име­ет точ­ность ху­до­же­ст­вен­но­го оформ­ле­ния, яв­ляю­ще­го­ся не са­мо­це­лью, но ком­по­нен­том дей­ст­вия. В за­ви­си­мо­сти от сце­нар­но-ре­жис­сер­ско­го за­мыс­ла по-раз­но­му со­че­та­ют­ся ре­аль­ная и ху­до­же­ст­вен­ная об­раз­ность, тем­по-рит­ми­че­ский ри­су­нок как все­го Ш., так и от­дель­ных его час­тей. Ш. и па­ра­ды долж­ны ор­га­нич­но пе­ре­рас­тать в куль­ми­на­ци­он­ное дей­ст­вие, по­зво­ляю­щее реа­ли­зо­вать ак­тив­ность уча­ст­ни­ков че­рез кон­крет­ные по­ступ­ки, не­су­щее глу­бо­ко сим­во­ли­че­ский смысл (фа­кель­ное дей­ст­во, об­щая клят­ва, хо­ро­вое пе­ние и проч.).

ШЛЯГЕР(от нем. Shiager – букв, гвоздь се­зо­на, бое­вик), эс­т­рад­ная пес­ня или ме­ло­дия, имею­щая осо­бый ус­пех у пуб­ли­ки в дан­ное вре­мя.

ШОУ – 1) пыш­ное сце­ни­че­ское зре­ли­ще с уча­сти­ем «звезд» эс­т­ра­ды, цир­ка, спор­та, джаз-ор­ке­ст­ра, ба­ле­та на льду и т.п.; 2) спек­такль в ши­ро­ком смыс­ле сло­ва, к-рый на За­па­де не­ред­ко со­про­во­ж­да­ет про­ве­де­ние ка­ко­го-л. ме­ро­прия­тий в об­ще­ст­вен­ной и куль­тур­ной жиз­ни, напр., кон­кур­сы кра­со­ты, вру­че­ние те­ат­раль­ных, ли­те­ра­тур­ных и ки­но­пре­мий. Ак­цен­ты сме­ща­ют­ся в сто­ро­ну внеш. эф­фек­тов, при­зван­ных при­ук­ра­ши­вать со­дер­жа­ние про­ис­хо­дя­щих со­бы­тий.

ШОУ-БИЗНЕС – биз­нес, свя­зан­ный с ин­ду­ст­ри­ей раз­вле­че­ний и ос­но­ван­ный на ор­га­ни­за­ции и про­ве­де­нии зре­лищ­ных пред­став­ле­ний.

ШОУИНГ –по­каз, де­мон­ст­ра­ция, зри­тель­ный кон­такт. Тер­мин на­руж­ной рек­ла­мы. При­ме­ня­ет­ся для обо­зна­че­ния сте­пе­ни ох­ва­та на­се­ле­ния из­бран­но­го пунк­та, рай­она, сред­ст­ва­ми на­руж­ной рек­ла­мы. Ос­нов­ная еди­ни­ца из­ме­ре­ния 100 шоу­ин­гов (к-во щи­тов, па­не­лей и т.д.). Для пол­но­го ох­ва­та на­се­ле­ния дос­та­точ­но – 100 шоу­ин­гов. Ес­те­ст­вен­но, что мо­гут быть 75, 50 и 25 шоу­ин­гов, т.е. ка­ж­дая из этих цифр ука­зы­ва­ет на про­цент ох­ва­та на­се­ле­ния.

ШОУМЕН (от анг. showmanshow – показ, демонстрация, man - человек) – специалист по организации и проведению шоу, ведущий эстрадного представления, развлекательной программы. Шоумен, как правило, непременный участник праздничного действа.

ШТАМП – 1) сте­рео­тип­ное вы­ра­же­ние, ме­ха­ни­че­ски вос­про­из­во­ди­мое в ти­пич­ных ре­че­вых кон­тек­стах и си­туа­ци­ях; шаб­лон­ная фра­за, вы­ра­же­ние (напр. «во­прос ждет сво­его ре­ше­ния»); 2) об­ще­из­ве­ст­ный об­ра­зец, к-ро­му сле­по под­ра­жа­ют; шаб­лон, тра­фа­рет; 3) (в те­ат­ре) од­на­ж­ды и на­все­гда ус­та­нов­лен­ные фор­мы (прие­мы) вы­ра­же­ния лю­бо­го чув­ст­ва, лю­бо­го об­раза, лю­бо­го дей­ст­вия, лю­бо­го сце­ни­че­ско­го пе­ре­жи­ва­ния, по­те­ряв­шие ка­кое бы то ни бы­ло внут­рен­нее со­дер­жа­ние, ко­гда ак­те­ры под­хо­дят к раз­ре­ше­нию слож­ных ду­шев­ных про­цес­сов с внеш­ней сто­ро­ны, т.е. ко­пи­ру­ют внеш. ре­зуль­тат пе­ре­жи­ва­ний, к-рый ко­гда-то у ка­ко­го-то ак­те­ра бы­л све­жим и взвол­но­ван­ным вы­ра­же­ни­ем жиз­нен­ной прав­ды. Это раз и на­все­гда за­фик­си­ро­ван­ная мас­ка чувств. Напр., лю­бовь вы­ра­жа­ет­ся воз­душ­ны­ми и на­стоя­щи­ми по­це­луя­ми, ко­ле­но­пре­кло­не­ния­ми, вол­не­ние – бы­ст­рым хо­ж­де­ни­ем взад и впе­ред, сту­ком ста­ка­на о гра­фин или о зу­бы и т.п.

ШУ­МЫ – зву­ки, не от­но­ся­щие­ся к ка­те­го­рии муз. и не яв­ляю­щие­ся че­ло­ве­че­ской ре­чью. К Ш. от­но­сят­ся все зву­ко­вые фор­мы про­яв­ле­ния жи­вой и не­жи­вой при­ро­ды, го­ло­са жи­вот­ных и птиц, зву­ки сти­хий, ра­бо­таю­щей тех­ни­ки и т.п. Ис­точ­ни­ком Ш. час­то яв­ля­ет­ся сам че­ло­век, вся дея­тель­ность к-ро­го, все жиз­нен­ные функ­ции по­сто­ян­но свя­за­ны с раз­лич­ны­ми зву­ча­ния­ми (напр. зву­ки ша­гов или каш­ля, пла­ча или сме­ха, зву­ки ли­кую­щей тол­пы и кри­ки не­го­до­ва­ния или вы­кри­ки тор­гов­цев и при­чи­та­ния по­ку­па­те­лей на вос­точ­ном ба­за­ре, в к-рых не раз­ли­ча­ют­ся смы­сло­вые окон­чен­ные фра­зы). Осо­бо сле­ду­ет ска­зать о яв­ле­нии, к-рое мож­но на­звать «шу­мо­вой му­зы­кой» (за­вы­ва­ние вет­ра, шум до­ж­дя, звук то­по­ра по де­ре­ву, скрип две­ри и т.п.). Прин­ци­пы ме­то­ди­ки соз­да­ния «шу­мо­вой му­зы­ки»: а) стро­гое «до­зи­ро­ва­ние» зву­ко­шу­мо­во­го фраг­мен­та; оп­ти­маль­ная дли­тель­ность зву­ча­ния ка­ж­дой за­пи­си в за­ви­си­мо­сти от ее со­дер­жа­ния и тех­ни­че­ских ка­честв мо­жет со­став­лять ли­бо 4-10, ли­бо 50-60 се­кунд. Здесь ну­жен лишь штрих, на­мек, что­бы во­об­ра­же­ние слу­ша­те­ля мог­ло «до­ри­со­вать» соз­да­вае­мую кар­ти­ну. На пол­то­ра ча­са сце­ни­че­ско­го дей­ст­вия дос­та­точ­но 5-6 ко­рот­ких фо­но­грамм, к-рые долж­ны быть со­б­ра­ны на од­ном но­си­те­ле; б) со­еди­не­ние шу­мо­вой фо­но­грам­мы с изо­бра­зи­тель­ным ря­дом (де­мон­ст­ра­ци­ей слай­дов, фраг­мен­тов и т.п.); в) ми­ни­маль­ное упот­реб­ле­ние час­то ис­поль­зуе­мых ма­те­риа­лов, что­бы из­бе­жать эф­фек­та «заи­гран­ной пла­стин­ки»; г) уме­лая и тон­кая по­да­ча фо­но­грам­мы (не за­ви­си­мо от вре­ме­ни ее зву­ча­ния). Важ­ней­шие ка­че­ст­ва лю­бой шу­мо­вой фо­но­грам­мы: а) ка­ж­дый шу­мо­вой при­мер за­пи­сы­ва­ет­ся в оп­ре­де­лен­ной тембровой ок­ра­ске, к-рая по­зво­ля­ет от­ли­чить од­но­тип­ные Ш., напр., кон­ский то­пот по бу­лыж­ной мос­то­вой бу­дет зву­чать ина­че, чем по де­ре­вян­но­му мос­ту; подъ­езд ма­ши­ны за­ви­сит от ти­па ав­то­ма­ши­ны (гру­зо­вая, лег­ко­вая, ав­то­бус и пр.) и т.д.; б) лю­бой шу­мо­вой при­мер тре­бу­ет не­об­хо­ди­мо­го ритма  записи (напр. ко­ле­са по­ез­да, про­хо­дя по сты­кам рельс, вы­сту­ки­ва­ют впол­не оп­ре­де­лен­ный свой соб­ст­вен­ный ритм, «ри­су­нок», за­ви­ся­щий от ти­па ва­го­нов – двух­ос­ных, че­ты­рех­ос­ных и т.д.); в) темп за­пи­си (напр. за­пись стре­ми­тель­но мча­щей­ся ма­ши­ны бу­дет от­ли­чать­ся от за­пи­си, вос­про­из­во­дя­щей мед­лен­ный подъ­ем той же ма­ши­ны и т.д.) Еще один спо­соб уме­лой по­да­чи фо­но­грам­мы – крат­кий сло­вес­ный ком­мен­та­рий, пре­ду­ве­дом­ляю­щий, под­го­тав­ли­ваю­щий зри­те­ля-слу­ша­те­ля к вос­при­ятию (см. также:  Шу­мо­вые эф­фек­ты).

ШУ­МО­ВЫЕ (ЗВУ­КО­ВЫЕ) ЭФ­ФЕКТЫ –про­из­во­дят­ся за ку­ли­са­ми с по­мо­щью про­стых приспособлений. Так, что­бы изо­бра­зить дождь, ис­поль­зу­ют вра­щаю­щий­ся на го­ри­зон­таль­ной оси ба­ра­бан, в к-ром пе­ре­кры­ва­ет­ся обык­но­вен­ный го­рох; в за­ви­си­мо­сти от ско­ро­сти вра­ще­ния дождь ути­ха­ет или при­пус­ка­ет силь­ным лив­нем. Гром про­из­во­дит­ся же­лез­ным лис­том, под­ве­шен­ным на ра­ме (или на­бо­ром из 2-3 лис­тов раз­но­го раз­ме­ра и раз­но­го зву­ча­ния). Цо­кот под­ков ими­ти­ру­ет­ся по­сту­ки­ва­ни­ем де­ре­вян­ны­ми ко­роб­ка­ми без кры­шек друг о дру­га. Сей­час шу­мо­вые при­бо­ры за­ме­ни­ли маг­ни­то­фо­ны, сте­рео­фо­ни­че­ские аку­сти­че­ские сис­те­мы и на­бо­ры пла­сти­нок с за­пи­сан­ны­ми на них все­воз­мож­ны­ми шу­ма­ми и зву­ка­ми. Звя­ка­нье двух се­реб­ря­ных ло­же­чек, под­ве­ши­вае­мых сво­бод­но на нит­ках у са­мо­го микрофона, в за­пи­си да­ет мо­гу­чий ко­ло­коль­ный звон. Мер­ное шур­ша­ние ском­кан­ным кус­ком цел­ло­фа­на да­ет то­пот ша­гаю­щей ро­ты сол­дат. Ве­тер, вью­гу, свист сна­ря­да, взрыв, звук мо­то­ра и т.п. мож­но вос­соз­да­вать с по­мо­щью язы­ка и губ. Не­ко­то­рые эс­т­рад­ные ар­ти­сты стро­ят на та­ком «мик­ро­фон­ном эф­фек­те» це­лые но­ме­ра. Шу­мо­вое оформ­ле­ние очень важ­но для соз­да­ния на сце­не оп­ре­де­лен­ной ат­мо­сфе­ры. Хо­ро­шо про­ду­ман­ный и точ­но вы­пол­нен­ный зву­ко­вой эф­фект мо­жет стать яр­ким ху­до­же­ст­вен­ным ком­по­нен­том спек­так­ля.  

ШУТОВСТВО – вид искусства, основанного на эксцентрических выходках занимающегося этим искусством лица (шута), чьи репризы построены на высмеивании наиболее ярких черт характера и поведения человека, как правило, негативных.

Э

ЭВРИСТИКА (от греч. heurisko – отыскиваю, открываю) – наука о творческом мышлении человека, о психических процессах решения сложных задач. Искусство является особым объектом внимания эвристики, изучающей формы творческого существования и дающий рекомендации для наиболее полного осуществления творческих задач. Собственно говоря, эвристика – это наука о творческом поиске и открытиях. Название происходит от известного восклицания Архимеда – «Эврика! - Нашел!».

ЭЗОПОВ ЯЗЫК– вид иносказательного языка по имени древнегреческого баснописца Эзопа, с нарочито затемненным смыслом, полным намеков и недомолвок. В искусстве зрелищ Эзопов язык проявляется в сценах шутовского направления, в ярмарочных балаганах, а также в представлениях скоморохов.

ЭК­ЛЕКТИКА – 1) фор­маль­ное, ме­ха­ни­че­ское со­еди­не­ние раз­но­род­ных, час­то про­ти­во­по­лож­ных прин­ци­пов, взгля­дов, тео­рий, сти­ле­вых и ху­до­же­ст­вен­ных эл-тов и т.п.; 2) от­сут­ст­вие ед-ва, це­ло­ст­но­сти, по­сле­до­ва­тель­но­сти в убе­ж­де­ни­ях, тео­ри­ях; бес­прин­цип­ное со­че­та­ние раз­но­род­ных, не­со­вмес­ти­мых, про­ти­во­по­лож­ных воз­зре­ний, напр., ма­те­риа­лиз­ма с идеа­лиз­мом; 3) (в ар­хи­тек­ту­ре и изо­бра­зи­тель­ном иск-ве) со­че­та­ние раз­но­род­ных сти­ле­вых эл-тов или про­из­воль­ный вы­бор сти­ли­сти­че­ско­го оформ­ле­ния для зда­ний или ху­до­же­ст­вен­ных из­де­лий, имею­щих ка­че­ст­вен­но различное на­зна­че­ние (ис­поль­зо­ва­ние ис­то­ри­че­ских сти­лей в ар­хи­тек­ту­ре и ху­до­же­ст­вен­ной про­мыш­лен­но­сти XIX в.); 4) (в ре­жис­су­ре мас­со­вых действ) про­бле­ма Э. вы­ра­жа­ет­ся в ме­ха­ни­че­ском со­еди­не­нии сти­ле­вых и ху­до­же­ст­вен­ных эл-тов в тек­стах ис­пол­ни­те­лей, в оформ­ле­ниипред­став­ле­ния, кос­тю­мах раз­ных кол­лек­ти­вов (го­то­вых и взя­тых на про­кат) и т.п.

ЭК­РАН – плос­кость для ото­бра­же­ния лу­чей про­ек­то­ра. Яв­ля­ет­ся ча­стью оде­ж­ды сце­ны. Э. мо­жет быть плот­ным, не­про­зрач­ным, по­зво­ляю­щим да­вать пря­мую про­ек­цию, или по­лу­про­зрач­ным, по­зво­ляю­щим да­вать рир­про­ек­цию (об­рат­ную про­ек­цию), ос­но­ван­ную на про­пус­ка­нии лу­чей про­ек­то­ра. В Пе­тер­бур­ге на мас­со­вых празд­ни­ках в ка­че­ст­ве Э. ис­поль­зу­ют низ­кие об­ла­ка. Жи­вым эк­ра­ном на­зы­ва­ют ху­до­же­ст­вен­ный фон, ис­поль­зуе­мый в ста­ди­он­ных пред­став­ле­ни­ях.

ЭКС­ПЛИ­КАЦИЯ – 1) то же, что ле­ген­да; 2) крат­кое пись­мен­ное со­про­во­ж­де­ние экс­по­зи­ции му­зея или вы­став­ки; со­дер­жит объ­яс­не­ние и оцен­ку дан­но­го ис­то­ри­че­ски-ху­до­же­ст­вен­но­го яв­ле­ния; 3) объ­яс­не­ние ус­лов­ных обо­зна­че­ний, упот­реб­ляе­мых на пла­нах, кар­тах и проч. (см. также: Гра­фи­че­ский ме­тод);4) (в те­ат­ре, те­ат­ра­ли­зо­ван­ных пред­став­ле­ни­ях) пись­мен­ное со­про­во­ж­де­ние и объ­яс­не­ние ус­лов­ными обо­зна­че­ни­ями ре­жис­сер­ско­го за­мыс­ла [3].

ЭКС­ПО­ЗИЦИЯ – 1) (в му­зе­ях и на вы­став­ках) раз­ме­ще­ние экс­по­на­тов в оп­ре­де­лен­ной сис­те­ме (хро­но­ло­ги­че­ской, ти­по­ло­ги­че­ской и пр.); 2) (муз.) на­чаль­ный раз­дел со­нат­ной фор­мы, в к-ром из­ла­га­ют­ся ос­нов­ные те­мы про­из­ве­де­ния, а так­же 1-я часть фу­ги, вклю­чаю­щая про­ве­де­ние те­мы во всех го­ло­сах; 3) (лит.) часть ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния, в к-рой ха­рак­те­ри­зу­ет­ся об­ста­нов­ка, рас­ста­нов­ка пер­со­на­жей и об­стоя­тельств, не­по­сред­ст­вен­но пред­ше­ст­вую­щих на­ча­лу дей­ст­вия; пред­ва­ряю­щее на­ча­ло раз­вер­ты­ва­ния фа­бу­лы. Рас­по­ла­га­ет­ся в на­ча­ле (прямая Э., да­ет­ся как всту­пи­тель­ная часть), ре­же в се­ре­ди­не (задержанная Э. – внут­ри тек­ста) или в кон­це (обратная Э.) по­ве­ст­во­ва­ния; 4)(в те­ат­ра­ли­зо­ван­ном пред­став­ле­нии) вве­де­ние в те­му (см. также: Про­лог). Э. в ши­ро­ком  смысле – оформ­ле­ние фойе, встре­ча гос­тей, ка­кие-л. дей­ст­вия до на­ча­ла пред­став­ле­ния. В уз­ком смыс­ле (за­вяз­ка)оформ­ле­ние сце­ны, пер­вые сло­ва ве­ду­щих, по­свя­щаю­щих в курс де­ла. За­да­ча Э. – пси­хо­ло­ги­че­ски и эмо­цио­наль­но под­го­то­вить зри­те­ля к вос­при­ятию зре­лищ­ной час­ти ме­ро­прия­тия.

ЭКСПРЕССИЯ  (от лат. expressio – выразительность) – сила проявления чувств, переживаний. В широком смысле – повышенная выразительность произведения искусства, достигаемая всей совокупностью художественных средств; в узком – проявления темперамента художника в его творческом почерке. Все перечисленное в полной мере относится к искусству режиссуры.

ЭКС­ПРОМТ – 1) не­боль­шое сти­хо­тво­ре­ние, ча­ще шу­точ­но­го со­дер­жа­ния, соз­дан­ное мгно­вен­но, раз­но­вид­ность им­про­ви­за­ции;2) ли­ри­че­ская муз. пье­са им­про­ви­за­ци­он­но­го скла­да; 3) в ши­ро­ком смыс­ле – раз­лич­но­го ро­да вы­сту­п­ле­ния без пред­ва­ри­тель­ной спе­ци­аль­ной под­го­тов­ки («вы­сту­пать экс­пром­том»).

ЭКС­ЦЕНТРИК –цир­ко­вой или эс­т­рад­ный ак­тер, но­ме­ра к-ро­го стро­ят­ся на не­ожи­дан­ном кон­тра­сте, при­чуд­ли­вом сме­ще­нии при­выч­ных по­ня­тий, ало­гич­ном по­ве­де­нии соз­да­вае­мо­го им об­раза.

ЭКС­ЦЕНТРИКА –1) (в те­ат­ре, цир­ке, ки­но, на эс­т­ра­де)за­ост­рен­но-ко­ме­дий­ное изо­бра­же­ние ало­гич­ных, не­ле­пых дей­ст­вий пер­со­на­жа. Э. муз. –трю­ко­вое ис­пол­не­ние муз. про­из­ве­де­ния на обыч­ных или осо­бых экс­цен­три­че­ских муз. ин­ст­ру­мен­тах – ко­ло­коль­чи­ках, бу­бен­чи­ках, пи­лах и т.п.; 2) ху­до­же­ст­вен­ный при­ем за­ост­рен­но-ко­ме­дий­но­го изо­бра­же­ния дей­ст­ви­тель­но­сти, ос­но­ван­ный на на­ро­чи­том на­ру­ше­нии ло­ги­ки, по­сле­до­ва­тель­но­сти и взаи­мо­свя­зи ме­ж­ду изо­бра­жае­мы­ми по­ступ­ка­ми, яв­ле­ния­ми.

ЭКШН (транс­лит. – «эк­шен» или «экшн»; англ. Action – «дей­ст­вие») – пер­во­на­чаль­но action был жан­ром за­пад­ных (пре­иму­ще­ст­вен­но аме­ри­кан­ских) филь­мов-бое­ви­ков, поз­же он рас­про­стра­нил­ся на по­хо­же­го ти­па ком­пь­ю­тер­ные иг­ры – ар­кад­ные иг­ры.

ЭЛЕГИЯ –один из ви­дов ли­ри­че­ской по­эзии. Поя­вил­ся в Древ­ней Гре­ции. Сти­хо­тво­ре­ние, про­ни­зан­ное гру­стью. Жанр Э. был по­пу­ляр­ным в за­пад­но­ев­ро­пей­ской и рус­ской ли­ри­ке XVIII и ХIХ вв. В рус­ской ли­те­ра­ту­ре Э. пи­са­ли В.А. Жу­ков­ский, А.С. Пуш­кин, М.Ю. Лер­мон­тов и др.

ЭЛЛИПСИС– (в лит.)сти­ли­сти­че­ская фи­гу­ра, за­клю­чаю­щая­ся в про­пус­ке ка­ко­го-ли­бо сло­ва, лег­ко вос­ста­нав­ли­вае­мо­го из кон­тек­ста. «Зве­рю – бер­ло­га, / Стран­ни­ку – до­ро­га, / Мёрт­во­му – дро­ги, / Ка­ж­до­му – своё» (М. Цве­тае­ва)

ЭМОЦИЯ – не­по­сред­ст­вен­ное и при­стра­ст­ное пси­хи­че­ское пе­ре­жи­ва­ние жиз­нен­но­го смыс­ла яв­ле­ний и си­туа­ций, ду­шев­ное вол­не­ние (гнев, страх, ра­дость и т.д.), воз­ни­каю­щее у чел-ка и жи­вот­но­го в ре­зуль­та­те воз­дей­ст­вия на не­го внеш. и внутр. раз­дра­жи­те­лей. Э. име­ет яр­ко вы­ра­жен­ную субъ­ек­тив­ную ок­ра­ску, т.к. свя­за­на с удов­ле­тво­ре­ни­ем (по­ло­жи­тель­ная Э.) или не­удов­ле­тво­ре­ни­ем (от­ри­ца­тель­ная Э.) раз­лич­ных по­треб­но­стей ор­га­низ­ма. В те­ат­ра­ли­зо­ван­ных пред­став­ле­ни­ях од­на из глав­ных пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­че­ских за­дач – пре­вра­ще­ние Э. по по­во­ду то­го или ино­го со­бы­тия в зре­ли­ще че­ло­ве­че­ских чувств. Эмо­цио­наль­ное вос­при­ятие идей уси­ли­ва­ет­ся кол­лек­тив­ной ат­мо­сфе­рой пред­став­ле­ния, празд­ни­ка, пре­вра­щаю­щей­ся в мощ­ный сти­мул воз­дей­ст­вия. Реж-ру не­об­хо­ди­мо пом­нить об ор­га­нич­ном слия­нии в сце­нар­но-ре­жис­сёр­ском за­мыс­ле ин­фор­ма­ци­он­но-ло­ги­че­ской и эмо­цио­наль­но-об­раз­ной ли­ний раз­ви­ваю­ще­го­ся дей­ст­вия (см. также: Эмо­цио­наль­ная па­мять).

ЭМО­ЦИО­НАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ – 1) за­пас хра­ня­щих­ся в соз­на­нии эмо­цио­наль­ных впе­чат­ле­ний (па­мять «чувств»); 2) спо­соб­ность ак­те­ра со­хра­нять и вос­про­из­во­дить в соз­на­нии, а так­же сце­ни­че­ски во­пло­щать преж­ние эмо­цио­наль­ные впе­чат­ле­ния, эмо­цио­наль­ный опыт в кон­тек­сте соз­да­вае­мо­го им об­раза.

ЭМ­ПАТИЯ –1) (пси­хол.) по­сти­же­ние эмо­цио­наль­ных со­стоя­ний др. чел-ка в фор­ме со­пе­ре­жи­ва­ния. Раз­ли­ча­ют: а) эмоциональную Э., ос­но­ван­ную на ме­ха­низ­мах про­ек­ции (т.е. ин­тер­пре­та­ции эмо­цио­наль­но­го со­стоя­ния др. чел-ка в со­от­вет­ст­вии со свои­ми лич­но­ст­ны­ми осо­бен­но­стя­ми) и под­ра­жа­ния мо­тор­ным и аф­фек­тив­ным ре­ак­ци­ям др. чел-ка; б) когнитивную Э., ба­зи­рую­щую­ся на ин­тел­лек­ту­аль­ных про­цес­сах (срав­не­ние, ана­ло­гии и т.п.); в) предикативную Э., рас­смат­ри­вае­мую как спо­соб­ность пред­ска­зы­вать ре­ак­ции др. чел-ка в кон­крет­ных си­туа­ци­ях. Как осо­бые фор­мы Э. вы­де­ля­ют: а) со­пе­ре­жи­ва­ние – пе­ре­жи­ва­ние субъ­ек­том тех же эмо­цио­наль­ных со­стоя­ний, к-рые ис­пы­ты­ва­ет др. чел-к на ос­но­ве ото­жде­ст­в­ле­ния с ним; б) со­чув­ст­вие – пе­ре­жи­ва­ние субъ­ек­та по по­во­ду чувств др. чел-ка; 2) (в те­ат­ре) пе­ре­ход­ный ме­ха­низм от фан­та­зии к во­об­ра­же­нию. В Э. формируется во­до­раз­дел ме­ж­ду ак­тер­ской и ре­жис­сер­ской про­фес­сия­ми; 3) (в мас­со­вом дей­ст­ве) со­пе­ре­жи­ва­ние реж-ром об­ще­ст­вен­ных на­строе­ний, к-рое слу­жит от­прав­ным эмо­цио­наль­ным мо­мен­том при соз­да­нии за­мыс­ла [4].

ЭМФАТИЧНОСТЬ - (от греч. emphatiokos – выразительность) – особая эмоциональная выразительность. Эмфатичны произносимые в приподнятом тоне монологи и диалоги, отличающиеся особой эмоциональной насыщенностью (например – монолог Чацкого в финале пьесы А.Грибоедова «Горе от ума»). 

ЭНЕРГИЯ – 1) об­щая ка­че­ст­вен­ная ме­ра раз­лич­ных форм дви­же­ния и взаи­мо­дей­ст­вия. В со­от­вет­ст­вии с фи­зи­че­ски­ми про­цес­са­ми раз­ли­ча­ют Э. те­п­ло­вую, ме­ха­ни­че­скую, элек­тро­маг­нит­ную, гра­ви­та­ци­он­ную, ядер­ную и т.д. Вслед­ст­вие су­ще­ст­во­ва­ния за­ко­на со­хра­не­ния энер­гии, по­ня­тие Э. свя­зы­ва­ет во­еди­но все яв­ле­ния при­ро­ды; 2) дея­тель­ная си­ла, на­стой­чи­вость, ре­ши­тель­ность в дос­ти­же­нии по­став­лен­ной це­ли (Э. ре­жис­се­ра, Э. сце­ни­че­ско­го дей­ст­вия).

ЭОР­ТО­ЛОГИЯ – со­вре­мен­ная нау­ка о празд­ни­ках. Э. ут­вер­жда­ет взгляд на празд­ник как на об­ще­ст­вен­ный акт, фор­му че­ло­ве­че­ской куль­ту­ры, от­ра­жаю­щую ху­до­же­ст­вен­ны­ми сред­ст­ва­ми об­ще­ст­вен­но зна­чи­мые со­бы­тия, яв­ле­ния, фак­ты, по­ли­ти­че­ские, нрав­ст­вен­ные идеа­лы той или иной эпо­хи.

ЭПИ­ЗОД –1) слу­чай, про­ис­ше­ст­вие (см. также: Со­бы­тие);2) часть ху­до­же­ст­вен­но­го про­из­ве­де­ния, имею­щая от­но­си­тель­ную за­кон­чен­ность и пред­став­ляю­щая собой от­дель­ный мо­мент раз­ви­тия те­мы;3) (в дра­ма­тур­гии, мас­со­вом дей­ст­вии) от­но­си­тель­но са­мо­стоя­тель­ная еди­ни­ца дей­ст­вия, имею­щая за­кон­чен­ное об­раз­ное ре­ше­ние и стро­ящаяся по за­ко­нам ком­по­зи­ции [2].

ЭПИ­ЛОГ – 1) (в древ­не­гре­че­ской дра­ме) за­клю­чи­тель­ный мо­но­лог-об­ра­ще­ние к зри­те­лю с по­уче­ни­ем, прось­бой о снис­хо­ж­де­нии или с ито­го­вым объ­яс­не­ни­ем со­дер­жа­ния;2) (в со­вре­мен­ной лит-ре) за­клю­чи­тель­ная часть про­из­ве­де­ния, в к-рой крат­ко со­об­ща­ет­ся о судь­бе ге­ро­ев по­сле изо­бра­жае­мых в нем со­бы­тий, а по­рой об­су­ж­да­ют­ся нрав­ст­вен­ные, фи­ло­соф­ские ас­пек­ты изо­бра­жае­мо­го, или да­ют­ся до­пол­ни­тель­ные разъ­яс­не­ния за­мыс­ла ав­то­ра (про­ти­во­по­лож­ное – про­лог);3) за­клю­чи­тель­ная часть опе­ры, ки­но­филь­ма и др.; 4) ко­нец, раз­вяз­ка че­го- ли­бо.

ЭПИГРАММА(от др.-греч. ἐπίγραμμα «над­пись») – не­боль­шое са­ти­ри­че­ское сти­хо­тво­ре­ние, вы­смеи­ваю­щее ка­кое-ли­бо ли­цо или об­ще­ст­вен­ное яв­ле­ние.

ЭПИГРАФ –(в лит.) не­боль­шая ци­та­та, по­ме­щае­мая ав­то­ром пе­ред всем про­из­ве­де­ни­ем или его ча­стью с це­лью по­мочь чи­та­те­лю глуб­же по­нять со­дер­жа­ние это­го про­из­ве­де­ния (На­при­мер: по­сло­ви­ца «Бе­ре­ги честь смо­ло­ду», по­ме­щён­ная А.С. Пуш­ки­ным как эпи­граф к по­вес­ти «Ка­пи­тан­ская доч­ка»).

ЭПИЗОД В ТЕАТРАЛИЗОВАННОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ – са­мо­стоя­тель­ная еди­ни­ца дей­ст­вия, имею­щая за­кон­чен­ное об­раз­ное ре­ше­ние и стро­ит­ся по за­ко­нам ком­по­зи­ции. Э. в те­ат­ра­ли­зо­ван­ном пред­став­ле­нии не­раз­рыв­но свя­зан со все­ми ос­таль­ны­ми эпи­зо­да­ми об­щей те­ма­ти­кой, еди­ной и не­раз­рыв­ной во вре­ме­ни и про­стран­ст­ве дей­ст­вен­ной ли­ни­ей. Ви­ды Э. в пред­став­ле­нии: про­лог, эпи­лог, эпи­зод – куль­ми­на­ция, эпи­зод – мос­тик, эпи­зод – раз­ви­тие, эпи­зод – точ­ка зре­ния, эпи­зод – по­во­рот те­мы, ос­нов­ной эпи­зод. Те­ма­ти­ка Э. все­гда бо­лее ло­каль­на и кон­крет­на, чем те­ма­ти­ка все­го пред­став­ле­ния. Ос­нов­ная струк­тур­ная еди­ни­ца Э. – но­мер.

ЭПИТЕТ –ху­до­же­ст­вен­ное оп­ре­де­ле­ние, при­даю­щее вы­ра­же­нию об­раз­ность и эмо­цио­наль­ность. «От­го­во­ри­ла ро­ща зо­ло­тая / Бе­рё­зо­вым ве­сё­лым язы­ком» (С. Есе­нин)

ЭПИЧЕСКИЙ ТЕАТР – тип те­ат­ра, в к-ром все­ми сред­ст­ва­ми сце­ни­че­ской вы­ра­зи­тель­но­сти реж-р и ак­тер стре­мят­ся раз­бу­дить в зри­те­ле ин­тел­лек­ту­аль­ное, ра­цио­наль­ное от­но­ше­ние к по­ка­зы­вае­мо­му и стрем­ле­ние пе­ре­де­лать по­ря­док ве­щей. Ос­но­ву вос­при­ятия зри­те­лем эпи­чес­ко­го спек­так­ля пред­став­ля­ет со­твор­че­ст­во с ин­тел­лек­ту­аль­ным ук­ло­ном или соучастие.

ЭПИФОРА– (в лит.) по­втор сло­ва или со­че­та­ния слов в кон­це смеж­ных сти­хов, строф или фраз. «Де­точ­ка, / Все мы не­множ­ко ло­ша­ди, / Ка­ж­дый из нас по-сво­ему ло­шадь» (В.В. Мая­ков­ский).

ЭПОПЕЯ - (от греч. epopoiia – слово, повествование) крупное художественное произведение с широко развернутым повествованием и большим числом действующих лиц; ряд событий, связанных с трудным и долгим движением сюжета; сложная и длинная история (например, эпопея «Война и мир» Л.Толстого, киноэпопея «Освобождение» Ю.Озерова и др.).

ЭПОС –1) то же, что эпо­пея, а так­же древ­ние ис­то­ри­ко-ге­рои­че­ские пес­ни (напр. бы­ли­ны); 2) род ли­те­ра­тур­ный (на­ря­ду с ли­ри­кой и дра­мой), по­ве­ст­во­ва­ние о со­бы­ти­ях, пред­по­ла­гае­мых в про­шлом (как бы свер­шив­ших­ся и вспо­ми­нае­мых по­ве­ст­во­ва­те­лем). Лич­ность ав­то­ра-по­ве­ст­во­ва­те­ля фор­маль­но уст­ра­ня­ет­ся до пре­де­ла. Э. схва­ты­ва­ет бы­тие в его пла­сти­че­ской объ­ем­но­сти, про­стран­ст­вен­но-вре­мен­ной про­тя­жен­но­сти и со­бы­тий­ной на­сы­щен­но­сти (см. также: Сю­жет­ность). Воз­ни­ка­ет в фольк­ло­ре (сказ­ка, эпо­пея, ис­то­ри­че­ская пес­ня, бы­ли­на). До XVIII в. ве­ду­щий жанр ли­те­ра­тур­но­го Э. – эпи­чес­кая по­эма. Ис­точ­ник ее сю­же­та – на­род­ное пре­да­ние, об­разы идеа­ли­зи­ро­ва­ны и обоб­ще­ны, речь от­ра­жа­ет от­но­си­тель­но мо­но­лит­ное на­род­ное соз­на­ние, фор­ма сти­хо­твор­ная («Илиа­да» Го­ме­ра, «Энеи­да» Вер­ги­лия). В XVIII–XIX вв. ве­ду­щим жан­ром ста­но­вит­ся ро­ман (ры­цар­ский, плу­тов­ской, аван­тюр­ный, ис­то­ри­че­ский и пр.). Сю­же­ты за­им­ст­ву­ют­ся пре­иму­ще­ст­вен­но в со­вре­мен­но­сти, об­ра­зы ин­ди­ви­дуа­ли­зи­ру­ют­ся, речь от­ра­жа­ет рез­ко диф­фе­рен­ци­ро­ван­ное мно­го­языч­ное об­ще­ст­вен­ное соз­на­ние, фор­ма про­заи­че­ская (Л.Н. Тол­стой, Ф. М. Дос­то­ев­ский). Др. жан­ры Э.: по­весть, рас­сказ, но­вел­ла. Стре­мясь к пол­но­му ото­бра­же­нию жиз­ни, эпи­чес­кие про­из­ве­де­ния тя­го­те­ют к объ­е­ди­не­нию в цик­лы («По­вес­ти Бел­ки­на» А.С. Пуш­ки­на). На этой же ос­но­ве скла­ды­ва­ет­ся ро­ман-эпо­пея («Са­га о Фор­сай­тах» Дж. Гол­су­ор­си) [4].



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.