Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Список использованной литературы 5 страница



10) при­ем «проявление». Воз­ник­но­ве­ние это­го прие­ма свя­за­но с ис­поль­зо­ва­ни­ем на фо­не флаж­ка квад­рат­ной фор­мы. Впер­вые та­кой фла­жок был при­ме­нен на празд­ни­ках от­кры­тия и за­кры­тия Олим­пиа­ды-80 в г. Мо­ск­ве. Наи­бо­лее удоб­ным ока­зал­ся фла­жок раз­ме­ром 50×50 см. Осо­бен­ность это­го флаж­ка в том, что он, во-пер­вых, об­лег­ча­ет со­став­ле­ние мо­за­ич­ных ри­сун­ков ху­дож­ни­ку, уве­ли­чи­ва­ет воз­мож­но­сти фо­на, во-вто­рых, что са­мое глав­ное, по­зво­ля­ет уча­ст­ни­кам дер­жать его не толь­ко дву­мя ру­кам, но и од­ной. Удер­жи­вая фла­жок од­ной ру­кой на уров­не глаз за древ­ко (вто­рое древ­ко вни­зу на­тя­ги­ва­ет фла­жок), уча­ст­ник ос­во­бо­ж­да­ет дру­гую ру­ку, в ре­зуль­та­те че­го по­яв­ля­ет­ся воз­мож­ность при не­об­хо­ди­мо­сти бес­пре­рыв­но, не за­ры­вая фо­на, по­ка­зы­вать под­ряд не­сколь­ко ри­сун­ков или цвет­ных фо­нов. Так поя­вил­ся при­ем «про­яв­ле­ния». Прак­ти­че­ски он вы­пол­ня­ет­ся так: удер­жи­вая от­кры­тый фла­жок, напр., ле­вой ру­кой на уров­не глаз, уча­ст­ник пра­вой бе­рет дру­гой фла­жок и со­вме­ща­ет его с уже от­кры­тым. За­тем мед­лен­но опус­ка­ет фла­жок в ле­вой ру­ке. Ри­су­нок при этом по­яв­ля­ет­ся мед­лен­но, на­по­ми­ная эф­фект воз­ник­но­ве­ния сним­ка на фо­то­кар­точ­ке при про­яв­ле­нии. Те­перь, по­ка­зы­вая ри­су­нок пра­вой ру­кой, уча­ст­ник мо­жет сво­бод­но дей­ст­во­вать ле­вой и т.д. Этот при­ем по ис­пол­не­нию зна­чи­тель­но лег­че, чем при­ем «кас­се­та», а вос­при­ни­ма­ет­ся эф­фект­нее. По­это­му на фо­не с квад­рат­ны­ми флаж­ка­ми при­ем «кас­се­та» прак­ти­че­ски не при­ме­ня­ет­ся. Ос­нов­ным здесь яв­ля­ет­ся при­ем «про­яв­ле­ние».

Ука­зан­ные прие­мы при­ме­ня­ют­ся ре­жис­се­ра­ми не толь­ко в чис­том ви­де, как они опи­са­ны. Очень час­то при по­ка­зе од­но­го ри­сун­ка они со­вме­ща­ют­ся. Напр., при­ем «ожив­ле­ние» со­че­та­ет­ся с прие­мом «вста­ва­ние», при­ем «вста­ва­ние» – с «за­ли­вом», при­ем «ма­ши­но­пись» – с «вста­ва­ни­ем» и т.д. Это уже сфе­ра твор­че­ской дея­тель­но­сти ре­жис­се­ра.

ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ФОНОМ УПРАВ­ЛЕ­НИЕ – процесс и методика создания «живого экрана». Что­бы ус­та­но­вить зву­ко­вую связь «реж-р – уча­ст­ни­ки Х.ф.» де­ла­ет­ся т.н. под­звуч­ка. В рай­оне рас­по­ло­же­ния Х.ф. ус­та­нав­ли­ва­ют­ся ди­на­ми­ки стро­го на­прав­лен­но­го зву­ча­ния на оп­ре­де­лен­ные уча­ст­ки эк­ра­на, а у ре­жис­се­ра на пуль­те обо­ру­ду­ет­ся мик­ро­фон. Сис­те­ма под­звуч­ки ор­га­ни­зу­ет­ся так, что­бы все ре­п­ли­ки и ко­ман­ды ре­жис­се­ра бы­ли рав­но­мер­но слыш­ны всем уча­ст­ни­кам Х.ф., но не до­но­си­лись бы до зри­те­лей.Зву­ко­вая сис­те­ма свя­зи под­стра­хо­вы­ва­ет­ся от­дель­ны­ми эл-та­ми зри­тель­ной свя­зи. Напр., но­ме­ра ри­сун­ков, на­зы­вае­мые реж-ром по мик­ро­фо­ну, обя­за­тель­но дуб­ли­ру­ют­ся по­ка­зом план­ше­тов с со­от­вет­ст­вую­щи­ми циф­ра­ми. Управ­ле­ние Х.ф. тре­бу­ет от уча­ст­ни­ков в ре­жис­се­ра пре­дель­но­го вни­ма­ния.

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФОНА ФУНК­ЦИИроль Х.ф. в ходе массового представления: а) Х.ф. – зри­тель. Очень час­то фон ис­поль­зу­ет­ся по­ста­нов­щи­ком спек­так­ля в ро­ли ли­де­ра в соз­да­нии не­об­хо­ди­мо­го эмо­цио­наль­но­го на­строя в зри­тель­ном за­ле. Он по­мо­га­ет реж-ру ак­ти­ви­зи­ро­вать зри­те­ля, на­прав­ляя его эмо­ции и ак­тив­ность в нуж­ное рус­ло (ап­ло­дис­мен­ты, скан­ди­ро­ва­ние ло­зун­гов, вы­пол­не­ние про­стых дей­ст­вий, и т.д.); б) Х.ф. – ак­тив­ный уча­ст­ник дей­ст­вия, про­ис­хо­дя­ще­го на по­ле: свои­ми ри­сун­ка­ми, пла­ка­та­ми, ло­зун­га­ми он со­про­во­ж­да­ет их,под­чер­ки­вая оп­ре­де­лен­ную мысль ре­жис­се­ра, рас­кры­вая те­му пред­став­ле­ния; в) Х.ф. – уча­ст­ник мас­со­вых уп­раж­не­ний. В от­дель­ных слу­ча­ях по­ста­нов­щик пред­став­ле­ния под­клю­ча­ет уча­ст­ни­ков фо­на к вы­пол­не­нию мас­со­вых уп­раж­не­ний, ис­пол­няе­мых на по­ле ста­дио­на. Это зна­чи­тель­но уси­ли­ва­ет об­щее дей­ст­вие, де­ла­ет его бо­лее мощ­ным, мас­со­вым. Ино­гда уча­ст­ни­ки фо­на вы­пол­ня­ют мас­со­вые уп­раж­не­ния да­же при по­ка­зе ри­сун­ка; г) Х.ф. – эк­ран, на к-ром де­мон­ст­ри­ру­ют­ся ки­но­кад­ры. В этом слу­чае фо­ни­рую­щие флаж­ки де­ла­ют­ся из спе­ци­аль­но­го (эк­ран­но­го) ма­те­риа­ла; д) Х.ф. – со­лист, ко­гда ему от­да­ет­ся са­мо­стоя­тель­ный но­мер (напр. в про­ло­ге).

ХУ­ДОЖНИК –тот, кто твор­че­ски ра­бо­та­ет в той или иной об­лас­ти иск-ва; 2)то же, что жи­во­пи­сец; 3)тот, кто вы­пол­ня­ет что-то с боль­шим ху­до­же­ст­вен­ным вку­сом, мас­тер­ст­вом (см. также: Ху­дож­ник по све­ту, Ху­дож­ник-сце­но­граф)

ХУ­ДОЖНИК ПО СВЕТУ –член по­ста­но­воч­ной груп­пы, осу­ще­ст­в­ляю­щий све­то­вое ре­ше­ние празд­ни­ка, те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го пред­став­ле­ния. Со­вме­ст­но с глав­ным ре­жис­се­ром,Х.п.с. соз­да­ет све­то­вую пар­ти­ту­ру, оп­ре­де­ля­ет не­об­хо­ди­мый на­бор све­то­тех­ни­че­ских средств, оп­ре­де­ля­ет ко­ли­че­ст­во тех­ни­че­ских ис­пол­ни­те­лей (ос­ве­ти­те­лей сце­ны и элек­три­ков) и ру­ко­во­дитихра­бо­той:сле­дит за ка­че­ст­вом ап­па­ра­ту­ры, при­ни­ма­ет не­об­хо­ди­мые ме­ры по ее ре­мон­ту, изы­ски­ва­ет не­дос­таю­щую ап­па­ра­ту­ру, про­во­дит ре­пе­ти­ции и обес­пе­чи­ва­ет во­пло­ще­ние све­то­вой пар­ти­ту­ры напред­став­ле­нии.

ХУ­ДОЖНИК-СЦЕ­НОГРАФ –ху­дож­ник,соз­даю­щий об­раз­ное про­стран­ст­вен­ное ре­ше­ниеспек­так­ля, пред­став­ле­ния (см. также: Сце­но­гра­фия).

ХЕППЕНИНГ (или хе́ппенинг, от англ. happening) – фор­ма со­вре­мен­но­го ис­кус­ст­ва, пред­став­ляю­щая со­бой дей­ст­вия, со­бы­тия или си­туа­ции, про­ис­хо­дя­щие при уча­стии ху­дож­ни­ка, но не кон­тро­ли­руе­мые им пол­но­стью. Хэп­пе­нинг обыч­но вклю­ча­ет в се­бя им­про­ви­за­цию и не име­ет, в от­ли­чие от пер­фор­ман­са, чет­ко­го сце­на­рия. Од­на из за­дач хэп­пе­нин­га – пре­одо­ле­ние гра­ниц ме­ж­ду ху­дож­ни­ком и зри­те­лем. Ос­но­во­по­лож­ни­ком хэп­пе­нин­га как пред­став­ле­ния с эле­мен­та­ми слу­чай­но­сти яв­ля­ет­ся Джон Кейдж, ко­то­рый осу­ще­ст­вил пер­вый хэп­пе­нинг в 1952 го­ду. В со­от­вет­ст­вии с его пред­став­ле­ния­ми о зна­че­нии слу­чая в ху­до­же­ст­вен­ном твор­че­ст­ве, хэп­пе­нин­ги ино­гда на­зы­ва­ют «спон­тан­ны­ми бес­сю­жет­ны­ми те­ат­раль­ны­ми со­бы­тия­ми». Тер­мин в 1958 го­ду был пред­ло­жен Ал­ла­ном Ка­проу, уче­ни­ком Кей­джа. Ка­проу от­ка­зы­вал­ся от тра­ди­ци­он­ных прин­ци­пов ху­до­же­ст­вен­но­го мас­тер­ст­ва и по­сто­ян­ст­ва в ис­кус­ст­ве. В США к чис­лу ху­дож­ни­ков, раз­ви­вав­ших ис­кус­ст­во хэп­пе­нин­га в пе­ри­од его ста­нов­ле­ния, по­ми­мо Кей­джа и Ка­проу от­но­сят­ся Джим Дайн, Клас Оль­ден­бург, Ро­берт Рау­шен­берг, Рой Лих­тен­штейн. Идея хэп­пе­нин­га свя­за­на с прин­ци­пом зри­тель­ско­го уча­стия, час­то под­ра­зу­ме­ва­ет по­ста­но­воч­ные де­мон­ст­ра­ции в це­лях со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ской про­па­ган­ды, как мно­гие из ра­бот Йо­зе­фа Бой­са, или с це­лью шо­ки­ро­вать об­ще­ст­вен­ную мо­раль. В 1959 г. те­атр «Ру­бен-Гэл­ле­ри» по­ста­вил пье­су 18 хэп­пе­нин­гов в шес­ти час­тях (18 Happenings in 6 parts), при­ду­ман­ную Ал­ла­ном Ка­проу. Зри­те­ли мог­ли при­об­щить­ся к про­ис­хо­див­ше­му пря­мо в за­ле, вы­пив бо­кал ви­на вме­сте с ге­роя­ми. Хэп­пе­нин­ги ста­ли из­вест­ны с на­ча­ла 1960-х го­дов. На 1960-е го­ды при­шёл­ся их рас­цвет (пре­иму­ще­ст­вен­но в США). Од­ним из из­вест­ных со­вре­мен­ных ви­дов ре­гу­ляр­ных хэп­пе­нин­гов в Рос­сии яв­ля­ет­ся Мон­ст­ра­ция. Од­ним из из­вест­ных уст­рои­те­лей хэп­пе­нин­гов в Ев­ро­пе яв­ля­ет­ся фран­цуз­ский ху­дож­ник Жан-Жак Ле­бель.

Ц

ЦВЕТ –све­то­вой тон че­го-н., ок­ра­ска. Свой­ст­во све­та вы­зы­вать оп­ре­де­лен­ные зри­тель­ные ощу­ще­ния в со­от­вет­ст­вии со спек­траль­ным со­ста­вом от­ра­жае­мо­го или ис­пус­кае­мо­го из­лу­че­ния. Од­но из изо­бра­зи­тель­ных средств иск-ва, ос­но­ван­ное на при­ро­де зри­тель­ных ощу­ще­ний и спо­соб­ст­вую­щее от­ра­же­нию мно­го­об­ра­зия пред­мет­но­го ми­ра во всем его кра­соч­ном бо­гат­ст­ве. Ц. об­ла­да­ет боль­ши­ми вы­ра­зи­тель­ным и воз­мож­но­стя­ми, по­зво­ляю­щи­ми пе­ре­дать эмо­цио­наль­но-смы­сло­вой на­строй ху­до­же­ст­вен­но­го про­из­ве­де­ния.Ис­поль­зо­ва­ние Ц. в ху­до­же­ст­вен­ном про­из­ве­де­нии за­ви­сит от мно­гих фак­то­ров (тех­ни­ки, сти­ля, ви­да иск-ва, ав­тор­ско­го за­мыс­ла и ин­ди­ви­ду­аль­но­сти мас­те­ра) он слу­жит важ­ней­шим ком­по­нен­том ху­до­же­ст­вен­но­го об­раза. Сис­те­ма цве­то­вых со­че­та­ний в жи­во­пи­си про­яв­ля­ет­ся как ко­ло­рит, а в ар­хи­тек­ту­ре – как по­ли­хро­мия. В ко­ло­ри­те и по­ли­хро­мии боль­шое зна­че­ние име­ют свой­ст­ва раз­ных Ц. (те­п­лых и хо­лод­ных, т.е. крас­ных, жел­тых и оран­же­вых, си­них, зе­ле­ных и фио­ле­то­вых) со­от­но­сить­ся друг с дру­гом, быть яр­кими или сдер­жан­ны­ми, ин­тен­сив­ны­ми и блек­лы­ми, спо­кой­ны­ми или на­пря­жен­ны­ми. На ха­рак­тер вос­при­ятия Ц. в ху­до­же­ст­вен­ном про­из­ве­де­нии влия­ют сте­пень ос­ве­щен­но­сти, уда­лен­ность от на­блю­да­те­ля, связь с ок­ру­жаю­щей сре­дой. Ц. име­ет боль­шое зна­че­ние в ор­га­ни­за­ции син­те­за иск-в, тех­ни­че­ской эс­те­ти­ке. Осо­бен­но ши­ро­ко изо­бра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ные воз­мож­но­сти Ц. про­яв­ля­ют­ся в та­ких син­те­ти­че­ских иск-вах, как ки­но­иск-во и те­ле­ви­де­ние,в све­то­му­зы­ке (см. также: Си­не­сте­зия), в те­ат­ра­ли­зо­ван­ных пред­став­ле­ни­ях. Свет и Ц. – ак­тив­ные сред­ст­ва пла­сти­че­ской ху­до­же­ст­вен­ной ха­рак­те­ри­сти­ки пер­со­на­жей, ат­мо­сфе­ры дей­ст­вия, раз­ви­тия со­бы­тий. Ц. и свет яв­ля­ют­ся ис­точ­ни­ком мгно­вен­ной, даю­щей бо­лее 90% по­сту­паю­щей в мозг че­рез зре­ние ин­фор­ма­ции, имею­щей ком­плекс­ный ха­рак­тер (фи­зи­че­ской, пси­хо­ло­ги­че­ской, эс­те­ти­че­ской). Цве­та де­лят­ся на три груп­пы: цвет­ные (хро­ма­ти­че­ские), не­цвет­ные (ах­ро­ма­ти­че­ские), про­из­вод­ные (ко­рич­не­вые – смесь хро­ма­ти­че­ских и не­хро­ма­ти­че­ских).

ЦВЕТОМУЗЫКА (так­же све­то­му­зы­ка, от англ. colour music, disco light, нем. Farblichtmusik, фр. musique des couleur) – 1. Вид ху­до­же­ст­вен­ной дея­тель­но­сти, ос­но­ван­ный на син­те­зе му­зы­ки и све­та. 2. Элек­трон­ное уст­рой­ст­во для по­строе­ния све­то­вых кар­тин, фор­ми­ро­ва­ния цве­то­вых зри­тель­ных об­ра­зов, со­пос­тав­лен­ных с му­зы­каль­ным со­про­во­ж­де­ни­ем. Та­кие уст­рой­ст­ва мо­гут быть двух ти­пов: управ­ляе­мые вруч­ную (све­то­вой ор­ган, пуль­ты управ­ле­ния свет. эф­фек­та­ми) и ав­то­ма­ти­че­ски, по оп­ре­де­лен­но­му ал­го­рит­му, за­ло­жен­ной кон­ст­рук­тив­но (та­кие так­же име­ну­ют­ся све­то­ди­на­ми­че­ски­ми ус­та­нов­ка­ми (СДУ), цве­то­му­зы­каль­ны­ми уст­рой­ст­ва­ми (ЦМУ), цве­то­му­зы­каль­ны­ми при­став­ка­ми (ЦМП) и т. д.).

ЦЕ­ЛЕ­УСТ­РЕМ­ЛЁН­НОСТЬ – на­ли­чие яс­ной и оп­ре­де­лен­ной це­ли, стрем­ле­ние к ее дос­ти­же­нию.

ЦЕЛОЕ – все без изъ­я­тия, пол­ное, не­что еди­ное, не­раз­де­ли­мое.

ЦЕЛОСТНОСТЬ (ЦЕЛЬНОСТЬ) – то, чтоне име­ет не­дос­тат­ка ни в од­ной сво­ей час­ти, один из важ­ней­ших кри­те­ри­ев ху­до­же­ст­вен­но­сти. Ц. есть не­что оп­ре­де­лен­ное, объ­ем­лю­щее со­бой все раз­лич­ные свои час­ти. Ка­кие бы эл-ты ни ус­мат­ри­ва­лись в ней, она про­дол­жа­ет быть не­де­ли­мой.

ЦЕЛОСТНОСТЬ ХУ­ДОЖЕСТВЕННОГО ПРО­ИЗ­ВЕ­ДЕНИЯ –су­ще­ст­вен­ная ха­рак­те­ри­сти­ка про­из­ве­де­ния иск-ва, к-рое пред­став­ля­ет ма­те­ри­аль­но- иде­аль­ную сис­те­му, не­кий ху­до­же­ст­вен­ный мир. Это про­из­ве­де­ние, к-рое в фи­зи­че­ском от­но­ше­нии все­гда ор­га­ни­зо­ва­но в про­стран­ст­ве и вре­ме­ни. Ц.х.и. име­ет двой­ст­вен­ный про­ти­во­ре­чи­вый ха­рак­тер, к-рый вы­ра­жа­ет­ся в на­ли­чии ма­те­ри­аль­но-чув­ст­вен­ной внеш­ней и внут­рен­ней (ду­хов­ной) сто­рон, фор­мы и со­дер­жа­ния, зна­ка изна­че­ния. Эти сто­ро­ны на­хо­дят­ся в диа­лек­ти­че­ском ед-ве. Про­из­ве­де­ние иск-ва – это ор­га­ни­зо­ван­ное це­лое. Сло­во, жест, мра­мор и т.п. су­ще­ст­ву­ют вне про­из­ве­де­ния, до не­го, как ма­те­ри­ал. Во­лею ху­дож­ни­ка и в со­от­вет­ст­вии с его за­мыс­лом материал при­во­дит­ся в оп­ре­де­лен­ное со­от­но­ше­ние, взаи­мо­связь, имею­щую ус­той­чи­вый ха­рак­тер (в рам­ках про­из­ве­де­ния). В то же вре­мя лю­бое про­из­ве­де­ние иск-ва, бу­ду­чи ор­га­ни­че­ской це­ло­ст­но­стью, за­вер­шен­ным ед-вом оп­ре­де­лен­но­го со­дер­жа­ния и фор­мы, од­но­вре­мен­но пред­ста­ет от­кры­той, раз­вер­ну­той к лич­но­сти вос­при­ни­маю­ще­го (чи­та­те­ля, слу­ша­те­ля) и по­тен­ци­аль­но не­за­вер­шен­ной ху­до­же­ст­вен­ной сис­те­мой. В те­че­ние всей жиз­ни ху­до­же­ст­вен­но­го про­из­ве­де­ния, про­те­каю­щей в ис­то­ри­че­ском про­стран­ст­ве и вре­ме­ни, оно спо­соб­но от эпо­хи к эпо­хе ка­ж­дый раз в ак­те его ис­пол­не­ния и вос­при­ятия рас­кры­вать­ся по осо­бо­му, становиться по­во­дом к от­кры­тию в нем но­вых смы­слов, ак­цен­тов, ню­ан­сов и т.п. Прак­ти­ка ре­жис­су­ры ста­вит про­бле­му ху­до­же­ст­вен­ной Ц. как клю­че­вую про­бле­му про­фес­сии, как ее смысл и цель. Все эл-ты те­ат­раль­ной Ц. – ак­тер, его пси­хо­ло­ги­че­ская жизнь и пла­сти­че­ская вы­ра­зи­тель­ность, ми­зан­сце­на, звук, свет, де­ко­ра­ция и т.д. –долж­ны на­хо­дить­ся в со­под­чи­не­нии, быть вза­им­но обу­слов­лен­ны­ми и по­яс­нять друг дру­га (см. также: Ком­по­зи­ция).

ЦЕЛЬ – иде­аль­ное, осоз­нан­ное, мыс­лен­ное пред­вос­хи­ще­ние ре­зуль­та­та, на дос­ти­же­ние к-ро­го на­прав­ле­но дей­ст­вие чел-ка. В ка­че­ст­ве не­по­сред­ст­вен­но­го мо­ти­ва Ц. на­прав­ля­ет и ре­гу­ли­ру­ет че­ло­ве­че­скую дея­тель­ность. Со­дер­жа­ние Ц. за­ви­сит от объ­ек­тив­ных за­ко­нов дей­ст­ви­тель­но­сти, ре­аль­ных воз­мож­но­стей субъ­ек­та, при­ме­няе­мых средств.

ЦЕРЕМОНИАЛ(от сло­ва: це­ре­мо­ния – ряд дей­ст­вий или изъ­яв­ле­ний сим­во­ли­че­ско­го ха­рак­те­ра, тра­ди­ци­он­но обя­за­тель­ных в тех или дру­гих слу­ча­ях об­ще­ст­вен­ной, куль­тур­ной, ре­ли­ги­оз­ной жиз­ни). Упот­реб­ля­ет­ся в троя­ком зна­че­нии. В об­шир­ном смыс­ле сло­ва под Ц. под­ра­зу­ме­ва­ет­ся весь ком­плекс тра­ди­ци­он­но обя­за­тель­ных об­ря­дов и форм, ре­гу­ли­рую­щих все сфе­ры об­ще­ст­вен­ной, куль­тур­ной, спор­тив­ной, ре­ли­ги­оз­ной жиз­ни. В бо­лее тес­ном смыс­ле под Ц. под­ра­зу­ме­ва­ют­ся фор­мы, ре­гу­ли­рую­щие внеш­нее об­ра­ще­ние лю­дей ме­ж­ду со­бою, все то, что в об­ще­жи­тии обык­но­вен­но на­зы­ва­ет­ся эти­ке­том. На­ко­нец, в об­ще­жи­тии под Ц. по­ни­ма­ют лишь по­ря­док со­вер­ше­ния це­ре­мо­ний, ус­та­нов­лен­ных для то­го или дру­го­го тор­же­ст­вен­но­го слу­чая, напр., Ц. прие­ма по­слов, ко­ро­но­ва­ния, по­гре­бе­ния, вен­ча­ния ко­ро­но­ван­ных особ и т.д.

ЦЕРЕМОНИЯ(от.лат. caeremonia, ceremonia, cerimonia) – в рим­ской ре­ли­гии об­щий тер­мин, слу­жив­ший для обо­зна­че­ния куль­то­во­го ак­та или об­ря­да и во­об­ще об­ряд­но­сти и до­пол­няв­ший по­ня­тие religio (связь, со­еди­няю­щая че­ло­ве­ка с бо­же­ст­вом). Се­го­дня Ц., в об­щем смыс­ле, тор­же­ст­вен­ное ме­ро­прия­тие, важ­ное для тор­же­ст­вую­щих.

ЦЕРЕМОНИМЕЙСТЕР– рас­по­ря­ди­тель це­ре­мо­ний, ор­га­ни­за­тор це­ре­мо­ниа­ла.

ЦЕРЕМОНИИ ОТКРЫТИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР –Пер­вая це­ре­мо­ния от­кры­тия Олим­пий­ских игр со­вре­мен­но­сти со­стоя­лась 6 ап­ре­ля 1896 го­да в Афи­нах в при­сут­ст­вии 80 ты­сяч зри­те­лей. На ней бы­ли за­ло­же­ны пер­вые две олим­пий­ские тра­ди­ции: офи­ци­аль­ноя от­кры­тие Олим­пий­ских игр гла­вой го­су­дар­ст­ва, в Гре­ции это был ко­роль Ге­орг I, и ис­пол­не­ние олим­пий­ско­го гим­на. Гимн, на­пи­сан­ный Спи­ро­сом Са­ма­ра­сом и Кос­ти­сом Па­ла­ма­сом, ко­то­рый ис­пол­нил хор, со­стоя­щий из 150 че­ло­век. Па­рад спорт­сме­нов на це­ре­мо­нии от­кры­тия впер­вые со­сто­ял­ся на Иг­рах 1908 го­да в Лон­до­не. Пе­ред три­бу­на­ми про­шли 18 сбор­ных ко­манд, не­ся на­цио­наль­ные фла­ги. По­ря­док вы­хо­да ко­манд на ста­ди­он рег­ла­мен­ти­ро­вал­ся анг­лий­ским ал­фа­ви­том. Олим­пий­ские иг­ры 1920 го­да в Ан­твер­пе­не по­да­ри­ли це­ре­мо­нии от­кры­тия олим­пий­скую клят­ву и олим­пий­ский флаг. Мысль воз­ро­дить ан­тич­ную тра­ди­цию про­из­но­сить на от­кры­тии Игр клят­ву вер­но­сти олим­пий­ским идеа­лам при­над­ле­жа­ла Пье­ру де Ку­бер­те­ну. Идея ди­зай­на олим­пий­ско­го фла­га – пять раз­но­цвет­ных ко­лец на бе­лом фо­не – так­же ба­ро­на де Ку­бер­те­на. Твор­че­ст­во де Ку­бер­те­на на­шло от­клик в серд­цах бо­лель­щи­ков: че­рез па­ру дней по­сле це­ре­мо­нии от­кры­тия флаг был по­хи­щен, но бла­го­да­ря по­ли­ции че­рез не­ко­то­рое вре­мя воз­вра­щен на ста­ди­он. За­жже­ние олим­пий­ско­го ог­ня – еще один обя­за­тель­ный ри­ту­ал Игр – впер­вые со­стоя­лось на це­ре­мо­нии от­кры­тия в Ам­стер­да­ме в 1928 го­ду. Пер­вая те­ле­транс­ля­ция це­ре­мо­нии от­кры­тия олим­пий­ских игр бы­ла осу­ще­ст­в­ле­на в 1936 го­ду в Бер­ли­не. Мо­с­ков­ская олим­пиа­да 1980 го­да бы­ла ом­ра­че­на бой­ко­том, ко­то­рый был объ­яв­лен мно­ги­ми стра­на­ми За­па­да в знак про­тес­та про­тив вво­да со­вет­ских войск в Аф­га­ни­стан. И тем не ме­нее це­ре­мо­нии от­кры­тия и за­кры­тия (ре­жис­сё­ры И.М. Ту­ма­нов, Б.Н. Пет­ров, И.Г. Ша­ро­ев) до сих пор мно­ги­ми счи­та­ет­ся не­пре­взой­дён­ной по си­ле эмо­цио­наль­но­го воз­дей­ст­вия. Це­ре­мо­ния от­кры­тия тадиционно на­чи­на­ет­ся с те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го пред­став­ле­ния, ко­то­рое долж­но пред­ста­вить зри­те­лям об­лик стра­ны и го­ро­да, по­зна­ко­мить с их ис­то­ри­ей и куль­ту­рой. Спе­ци­аль­но для Игр пи­шут­ся соб­ст­вен­ные гим­ны. По­жа­луй, пер­вым гим­ном Игр, ко­то­рый стал на­стоя­щим хи­том и ра­зо­шел­ся мно­го­мил­ли­он­ны­ми ти­ра­жа­ми по все­му ми­ру, бы­ла пес­ня Barcelona, на­пи­сан­ная в 1988 го­ду Фред­ди Мер­кь­ю­ри и Май­ком Мо­ра­ном. Пес­ню ис­пол­ни­ли Мер­кь­ю­ри и ис­пан­ская опер­ная ди­ва Мон­сер­рат Ка­ба­лье. Главной загадкой во всех церемониях является спосо зажжения олимпийского огня. В Барселоне (1992) Олим­пий­ский огонь эф­фект­но за­жег ис­пан­ский стре­лок из лу­ка па­ра­лим­пи­ец Ан­то­нио Ре­бо­льо, вы­стре­лив в ча­шу го­ря­щей стре­лой, на­хо­дясь в цен­тре ста­дио­на. Ори­ги­наль­ный спо­соб за­жже­ния олим­пий­ско­го ог­ня при­ду­ма­ли по­ста­нов­щи­ки це­ре­мо­нии от­кры­тия Игр-2000 в Сид­нее: ав­ст­ра­лий­ская лег­ко­ат­лет­ка Кэ­ти Фри­мен «по­дожг­ла» во­ду, а че­рез мгно­ве­ние пла­мя уже по­лы­ха­ло в ча­ше ста­дио­на. В Афи­нах в 2004 го­ду ста­ди­он на вре­мя це­ре­мо­нии от­кры­тия пре­вра­тил­ся в бас­сейн, ко­то­рый оли­це­тво­рял Эгей­ское мо­ре, и зри­те­ли ста­ли сви­де­те­ля­ми ан­тич­ной ис­то­рии Гре­ции. Са­мой мас­штаб­ной ста­ла це­ре­мо­ния от­кры­тия Олим­пий­ских игр 2008 го­да в Пе­ки­не. В шоу бы­ло за­дей­ст­во­ва­но 15 ты­сяч че­ло­век. По­ста­нов­щи­ком це­ре­мо­нии был зна­ме­ни­тый ки­тай­ский ре­жис­сер Чжан Имоу, ав­тор филь­мов «Дом ле­таю­щих кин­жа­лов» и «Ге­рой». Бюд­жет це­ре­мо­ний от­кры­тия и за­кры­тия со­ста­вил бо­лее 100 мил­лио­нов дол­ла­ров. Це­ре­мо­ния от­кры­тия Олим­пиа­ды-2012 в Лон­до­не, бюд­жет ко­то­рой со­ста­вил око­ло 27 млн. фун­тов, со­стоя­лась на но­вом, спе­ци­аль­но со­ору­жён­ном к Иг­рам, 80-ты­сяч­ном Олим­пий­ском ста­дио­не и на­зы­ва­лась «Ост­ров чу­дес», в ко­то­рой рас­ска­зы­ва­лась ис­то­рия Анг­лии. Бри­тан­ская сто­ли­ца при­ни­ма­ла Иг­ры в тре­тий раз – по­сле ор­га­ни­за­ции их в кри­зис­ные 1908 и 1948 го­дах. Ре­жис­сё­ром це­ре­мо­нии яв­лял­ся ос­ка­ро­но­сец Дэн­ни Бойл, ав­тор филь­мов «Мил­лио­нер из тру­щоб» и «На иг­ле». Иг­ры от­кры­ла ко­ро­ле­ва Великобритании Ели­за­ве­та II. 20-ми­нут­ную сек­цию сыг­рал Майк Олдфилд с ин­ст­ру­мен­таль­ной ком­по­зи­ци­ей Tubular Bells. В за­вер­ше­нии от­кры­тия вы­сту­пил Пол Маккартни с пес­ня­ми «The End» и «Hey Jude». Кро­ме ак­те­ров, му­зы­кан­тов и во­лон­тё­ров в шоу бы­ли за­дей­ст­во­ва­ны ко­зы, ко­ро­вы, ов­цы, ку­ры, гу­си, ло­ша­ди, со­ба­ки.                                                                  Церемония открытия зимних XXII Олимпийских Игр в Сочи состоялась 7 февраля 2014 года на Олимпийском стадионе «Фишт» и продолжалась в течение почти трёх часов. Официально Игры открыл Президент Российской Федерации. Олимпийский гимн исполнила российская оперная певица Анна Нетребко и мужской хор Московского Сретенского монастыря, а гимн России — мужской хор Московского Сретенского монастыря. Тематическое шоу «Сны о России» началось парением над стадионом девочки с символичным сценическим именем Любовь. В театрализованной части церемонии зрителям представили историю становления российского государства, в том числе масштабные сцены времён царской России, — в виде парада гвардейцев и бала высшего света, — эпох революции, индустриализации и послевоенной жизни. Во время последних на поле стадиона появлялись слова, связанные с советской эпохой, в частности: пионеры, космонавты, студенты, стиляги. Всего же в представлении принимали участие более трёх тысяч танцоров, акробатов, актёров, воздушных гимнастов, артистов балета и певцов, а также три сотни бегунов на роликовых коньках. Завершилась церемония зажжением чаши Олимпийского Огня и масштабным и продолжительным салютом с фейерверками. Церемонию смотрели сорок тысяч зрителей непосредственно на стадионе «Фишт», а также три миллиарда телезрителей по всему миру. Режиссёром-постановщиком (а также одним из сценаристов) церемонии открытияОлимпиады в Сочи стал режиссёр Первого канала Андрей Болтенко.Режиссер церемонии закрытия - театральный режиссёр из Швейцарии (кроме того, известный сотрудничеством с "Цирком дю Солей" и постановкой оперы "Аида" в Мариинском театре) - Даниэль Финци Паска,которыйбыл режиссёром церемонии закрытия на Олимпийских Играх-2010 (в Турине).

 

ЦИРК – 1) (в древ­нем Ри­ме) ме­сто для кон­ных со­стя­за­ний и со­стя­за­ний ко­лес­ниц, для трав­ли зве­рей, бо­ев гла­диа­то­ров, ку­лач­ных бо­ев и т.д.; 2) зда­ние с аре­ной (ма­не­жем) и ам­фи­те­ат­ром длязри­те­лей, где да­ют­ся цир­ко­вые пред­став­ле­ния; 3) вид иск-ва, спе­ци­фич­ность ко­то­ро­го за­клю­ча­ет­ся в соз­да­нии ху­до­же­ст­вен­но­го об­раза при по­мо­щи дви­же­ний, трю­ков, ак­тер­ско­го мас­тер­ст­ва. Ре­шая как бы сверх­за­да­чу, де­мон­ст­ри­руя вир­ту­оз­но-сво­бод­ное вла­де­ние труд­но ос­ваи­вае­мым пред­ме­том (жи­вот­ны­ми, про­стран­ст­вом, сво­им те­лом и чув­ст­ва­ми), цир­ко­вой ар­тист тво­рит по за­ко­нам экс­цен­трич­но­сти, рас­кры­вая выс­шие че­ло­ве­че­ские воз­мож­но­сти. Сла­гае­мы­ми цир­ко­во­го об­раза яв­ля­ют­ся так­же му­зы­ка, грим, кос­тюм ис­пол­ни­те­ля. Иск-во Ц.иг­ра­ет су­ще­ст­вен­ную роль в эмо­цио­наль­ном воз­дей­ст­вии на зри­те­ля. Те­ат­ра­ли­зо­ва­нные ве­че­ра, пред­став­ле­ния, празд­ни­ки не об­хо­дят­ся без цир­ко­вых ат­ри­бу­тов: ве­се­лых экс­цен­три­че­ских но­ме­ров, яр­ких кос­тю­мов, ма­сок, ил­лю­зи­он­ных но­ме­ров и т.д. Жан­ры Ц.:кло­уна­да, ак­ро­ба­ти­ка (си­ло­вая, прыж­ко­вая, пла­сти­че­ская, воль­таж­ная и др.), эк­ви­либ­ри­сти­ка (на ка­туш­ках, на ша­ре, на воль­но­стоя­щих ле­ст­ни­цах, на пе­ре­ход­ной ле­ст­ни­це, на про­во­ло­ке, на ка­на­те, на штейн-тра­пе, на ве­ло­си­пе­дах), жонг­ли­ро­ва­ние (соль­ное, си­ло­вое, ан­ти­по­ди­ст­ское), ма­ни­пу­ли­ро­ва­ние, гим­на­сти­ка, пан­то­ми­ма, муз. экс­цен­три­ка, ил­лю­зио­низм, на­езд­ни­че­ст­во, дрес­си­ров­ка жи­вот­ных, «ори­ги­наль­ный жанр» ит.д.

Ч                                      

ЧАС­ТУШКАжанр уст­нойна­род­ной по­эзии, ли­ри­че­ская пли ли­ри­ко-ко­ме­дий­ная ми­ниа­тю­ра, чет­ве­ро­сти­шие или дву­сти­шие (ли­ри­че­ское или зло­бо­днев­ное, шут­ли­вое), ис­пол­няе­мое на оп­ре­де­лен­ный на­пев. На эс­т­ра­де Ч. – со­став­ная часть ку­плет­но­го жан­ра. Они еще бо­лее ла­ко­нич­ны и про­сты по сво­ей струк­ту­ре, чем ку­пле­ты. Ч. за ред­ким ис­клю­че­ни­ем все­гда че­ты­рех­строп­ны. Для них ха­рак­тер­на про­стая сло­вес­ная и муз. фор­ма, точ­ность в вы­бо­ре те­мы, лю­бовь к ост­ро­му сло­ву, яс­ность мыс­ли, энер­гич­ность и крат­ность. Один из час­то встре­чаю­щих­ся в час­туш­ках прие­мов – по­втор, свое­об­раз­ный «круп­ный» план, цель к-ого вы­де­ле­ние наи­бо­лее важ­ной мыс­ли. Ви­ды Ч.: соль­ные, (муж­ские, жен­ские), Ч.-диа­ло­ги, груп­по­вые, пля­со­вые (двух- и че­ты­рех­строч­ные), Ч. с при­пе­вом, двух­строч­ные «стра­да­ния», «се­ме­нов­на», «ма­та­ня» и т.д. Ч. мо­жет вклю­чать в се­бя и тра­ги­че­ское и пуб­ли­ци­сти­че­ское со­дер­жа­ние. Они мо­гут ис­пол­нят­ся под ба­ла­лай­ку, гар­мош­ку, ба­ян, ансамбль на­род­ных ин­ст­ру­мен­тов.

ЧИСТЫЙ ПРОФИЛЬра­курс сце­ни­че­ский, в сце­ни­че­ской ком­по­зи­ции при­ме­ня­ет­ся ре­же, чем аб­со­лют­ный фас. Глав­ный не­дос­та­ток Ч.п. – в том, что он наи­ме­нее уни­вер­са­лен с т.зр. обо­зре­вае­мо­сти. Про­филь­ная фи­гу­ра в се­ре­ди­не сце­ны од­ной по­ло­ви­ной за­ла чи­та­ет­ся как по­лу­ли­це­вая, а др. как по­лу­спин­ная. А эти два ра­кур­са слу­жат раз­лич­ным за­да­чам и об­ла­да­ют не­оди­на­ко­вы­ми вы­ра­зи­тель­ны­ми воз­мож­но­стям, Ч.п. в ста­ти­ке все­го по­мо­га­ет соз­дать эф­фект ока­ме­не­ло­сти че­ло­ве­че­ской фи­гу­ры.

ЧУВСТВА1) (пси­хол.) диф­фе­рен­ци­ро­ван­ные и ус­той­чи­вые эмо­ции, воз­ни­каю­щие на ос­но­ве пе­ре­жи­ва­нии чел-ком сво­его от­но­ше­ния к пред­ме­там и яв­ле­ни­ям дей­ст­ви­тель­но­сти на ос­но­ве выс­ших со­ци­аль­ных по­треб­но­стей чел-ка (Ч. ин­тел­лек­ту­аль­ные, Ч. эс­те­ти­че­ские, Ч. нрав­ст­вен­ные). В этом смыс­ле Ч. свя­за­ны с пред­став­ле­ни­ем или иде­ей о нек-ром объ­ек­те – кон­крет­ном или обоб­щен­ном (напр. Ч. люб­ви к Ро­ди­не, к че­ло­ве­ку). Силь­ное, аб­со­лют­но до­ми­ни­рую­щее Ч. на­зы­ва­ет­ся страстью. Со­бы­тия, сиг­на­ли­зи­рую­щие о воз­мож­ных из­ме­не­ни­ях в жиз­ни чел-ка, на­ря­ду со спе­ци­фи­че­ски­ми, мо­гут вы­звать так­же из­ме­не­ния об­ще­го эмо­цио­наль­но­го фо­на – т.н. настроения. Фор­ми­ро­ва­ние Ч.– не­об­хо­ди­мое ус­ло­вие раз­ви­тия чел-ка как лич­но­сти. Са­мо по се­бе зна­ние мо­ти­вов, идеа­лов, норм по­ве­де­ния не­дос­та­точ­но для то­го, что­бы ими ру­ко­во­дство­вать­ся. Толь­ко став пред­ме­том ус­той­чи­вых чувств, эти зна­ния ста­но­вят­ся ре­аль­ны­ми по­бу­ж­де­ния­ми к дея­тель­но­сти. Ч. об­ще­ст­вен­ные обу­слов­ле­ны ис­то­ри­че­ски, как и са­ма лич­ность; 2) (в те­ат­ре) ат­ри­бут сце­ни­че­ско­го дей­ст­вия (см. также: Чув­ст­во це­ло­го, чув­ст­во ме­ры, Чув­ст­во юмо­ра).

ЧУВСТВО МЕРЫ – эс­те­ти­че­ское чув­ст­во, к-рое вы­зы­ва­ет­ся не­об­хо­ди­мо­стью и дос­та­точ­но­стью оп­ре­де­лен­ных ко­ли­че­ст­вен­ных ха­рак­те­ри­стик про­из­ве­де­ний иск-ва для воз­ник­но­ве­ния не­пре­мен­но при­су­ще­го ему ка­че­ст­ва – ху­до­же­ст­вен­но­сти. Ху­до­же­ст­вен­ное ка­че­ст­во про­из­ве­де­ния иск-ва обу­слов­ле­но ор­га­ни­зо­ван­но­стью, со­гла­со­ван­но­стью, строй­но­стью, со­раз­мер­но­стью всех его ко­ли­че­ст­вен­ных сто­рон (ве­ли­чи­на в про­стран­ст­ве и во вре­ме­ни, про­пор­ции, ритм, эл-ты фор­мы и т.д.). В иск-ве ме­ра оп­ре­де­ля­ет­ся за­ко­но­мер­но­стя­ми строе­ния про­из­ве­де­ния, об­на­ру­жи­вае­мо­го в твор­че­ст­ве. Она свя­за­на так­же с пси­хо­ло­ги­че­ски­ми и куль­тур­но-ис­то­ри­че­ски­ми за­ко­но­мер­но­стя­ми эс­те­ти­че­ско­го вос­при­ятия. Ме­ра пред­по­ла­га­ет: а) точ­ность вы­ра­же­ния в ка­ж­дом эл-те фор­мы ху­до­же­ст­вен­но­го про­из­ве­де­ния, оп­ре­де­лен­ной гра­ни его со­дер­жа­ния; б) не­об­хо­ди­мость и дос­та­точ­ность имен­но этих эл-тов для соз­да­ния ху­до­же­ст­вен­но­го це­ло­го. То, что мо­жет быть уст­ра­не­но из про­из­ве­де­ния без ущер­ба для ху­до­же­ст­вен­но­сти, долж­но быть уст­ра­не­но как на­ру­шаю­щее ме­ру.  В этом смыс­ле про­из­ве­де­ние в лю­бом ви­де иск-ва долж­но соз­да­вать­ся по прин­ци­пу ра­бо­ты скульп­то­ра – уст­ра­не­ния лиш­не­го (см. также: Ус­лов­ность).

ЧУВСТВО ЦЕЛОГО – 1) эс­те­ти­че­ское пе­ре­жи­ва­ние ху­дож­ни­ком сво­его про­из­ве­де­ния как еди­но­го це­ло­го. Это пе­ре­жи­ва­ние кон­ца про­из­ве­де­ния в его на­ча­ле и на­ча­ла про­из­ве­де­ния в его кон­це, уме­ние ви­деть в ка­ж­дом эпи­зо­де часть це­ло­го. Для ре­жис­се­ра – это уме­ние ох­ва­тить цель­ный об­раз ме­ро­прия­тия, мас­со­во­го дей­ст­вия в пер­во­на­чаль­ном ре­жис­сер­ском за­мыс­ле, чув­ст­во ре­жис­сер­ской ком­по­зи­ции. Для ис­пол­ни­те­ля – умение в ка­ж­дый от­дель­ный мо­мент пе­ре­жи­вать свою роль в це­лом, ох­ва­тывать од­но­вре­мен­но на­ча­ло и ко­нец но­ме­ра, эпи­зо­да, чув­ст­во­вать ме­сто сво­его но­ме­ра в об­щей ком­по­зи­ции пред­став­ле­ния. Для уча­ст­ни­ка празд­ни­ка – ак­тив­ная со­при­ча­ст­ность к празд­нич­но­му дей­ст­вию, ощу­щение мас­штаба празд­ни­ка. Мас­со­вое те­ат­ра­ли­зо­ван­ное дей­ст­во свою жиз­нен­ную и ху­до­же­ст­вен­ную цель­ность об­ре­та­ет в са­мом про­цес­се его свер­ше­ния, в ор­га­ни­че­ском ед-ве жиз­нен­но­го и ху­до­же­ст­вен­но­го дей­ст­вий его уча­ст­ни­ков.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.