Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Список использованной литературы 2 страница



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕ­ЧЕР-ДИСПУТ – близ­ко сто­ит к ве­че­ру-ин­тер­вью. Но его ос­нов­ное со­дер­жа­ние – про­бле­мы вос­пи­та­ния под­рас­таю­ще­го по­ко­ле­ния. От уча­ст­ни­ков ве­че­ра тре­бу­ет­ся уметь не толь­ко вы­ска­зать, но и от­сто­ять свою точ­ку зре­ния на за­тра­ги­вае­мые во­про­сы.

ТЕМБР - (от фр. timbre – колокольчик, метка) особое качества звуков, его окраска, характерная для каждого голоса, инструмента. В театре тембр может стать фактором назначения актера на определенную роль.

ТЕМП – 1) сте­пень бы­ст­ро­ты дви­же­ния, осу­ще­ст­в­ле­ния, ин­тен­сив­ность раз­ви­тия че­го-л. в ис­пол­не­нии че­го-л., ка­ко­го-н. де­ла, за­да­ния; 2) (в фи­зи­че­ских уп­раж­не­ни­ях) оп­ре­де­лен­ная час­то­та по­вто­ре­ния мно­го­крат­но вы­пол­нен­ных дви­же­ний (напр. ша­гов при ходь­бе); 3) (муз.) ско­рость сле­до­ва­ния счет­ных мет­ри­че­ских еди­ниц. Ос­нов­ные Т. (в по­ряд­ке воз­рас­та­ния): ла­рго, лен­то, ада­жио (мед­лен­ные Т.); ан­дан­те, мо­де­ра­то (уме­рен­ные Т.); ал­лег­ро, ви­во, пре­сто (бы­ст­рые Т.). Не­ко­то­рые музыкальные жан­ры (марш, вальс) ха­рак­те­ри­зу­ют­ся оп­ре­де­лен­ным Т. Для точ­но­го из­ме­ре­ния Т. в музыке слу­жит мет­ро­ном; 4)(в те­ат­ре) те­че­ние вы­сту­п­ле­ния ар­ти­ста во вре­ме­ни (бы­ст­ро-мед­лен­но) от­но­сит­ся к внешнему про­яв­ле­нию сквоз­но­го дей­ст­вия.

ТЕМПЕРАМЕНТ (от лат. temperamentum – соразмерность, надлежащее соотношение частей) – совокупность психических свойств человека, в физиологической основе которых лежит тип высшей нервной деятельности (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). Темперамент проявляется в поведении человека, степени его жизненной активности. В режиссуре , в актерском искусстве определение темперамента персонажа служит определению характера его действий в ходе конфликта, и в конечном счете созданию образа. Темперамент личности оказывает определенное воздействие на стиль режиссерского творчества.

ТЕМПОРИТМ – со­че­та­ние рит­ма (на­пря­жен­но­сти пуль­са, внут­рен­ней ин­тен­сив­но­сти по­ста­нов­ки) и тем­па (внеш. про­яв­ле­ния хо­да сквоз­но­го дей­ст­вия), к-рые мо­гут ли­бо сов­па­дать, ли­бо рез­ко кон­тра­сти­ро­вать друг с дру­гом. Т.-р. те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го пред­став­ле­ния – со­че­та­ние взаи­мо­дей­ст­вия внут­рен­ней и внеш­ней ди­на­ми­ки ис­пол­не­ния, а также со­че­та­ние но­ме­ров и эпи­зо­дов. В вер­ном Т-р. пред­став­ле­ния за­ло­женус­пех его вос­при­ятия как еди­но­го, не­пре­рыв­но и стре­ми­тель­но раз­ви­ваю­ще­го­ся дей­ст­вия, иду­ще­го как бы на од­ном ды­ха­нии. Со­вре­мен­ные ре­жис­се­ры ча­ще все­го ис­поль­зу­ют син­ко­пи­ро­ван­ное по­строе­ние Т.-р. (при не­пре­мен­ном со­блю­де­нии за­ко­на его на­рас­та­ния), т.е. та­кое че­ре­до­ва­ние и со­че­та­ние но­ме­ров, к-рое при­во­дит к рез­кой, кон­тра­ст­ной сме­не (пе­ре­ак­цен­ти­ров­ке) рит­мов. Со­че­та­ние тем­по-рит­мов – од­но из дей­ст­вен­ных вы­ра­зи­тель­ных средств, по­зво­ляю­щих реж-ру наи­бо­лее точ­но и яр­ко вы­явить че­рез ди­на­ми­ку раз­ви­тия эпи­зо­да его глав­ную мысль.

ТЕХНИЧЕСКИЙ РАЙДЕР(пас­порт) – спе­ци­фи­ка­ция обо­ру­до­ва­ния на дан­ное ме­ро­прия­тие, оформ­лен­ное на бу­ма­ге.

ТЕХНОЛОГИЯ –(от греч. techne – ис­кус­ст­во, мас­тер­ст­во, уме­ние и ло­гия); на­уч­ная дис­ци­п­ли­на, раз­ра­ба­ты­ваю­щая со­вер­шен­ст­вую­щая та­кие приё­мы и спо­со­бы. Так­же са­ми опе­ра­ции до­бы­чи, по­ис­ки, об­ра­бот­ки, пе­ре­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции, ко­то­рые яв­ля­ют­ся ос­нов­ной со­став­ной ча­стью про­из­вод­ст­вен­но­го про­цес­са. Сис­те­ма зна­ний о спо­со­бах и сред­ст­вах об­ра­бот­ки ка­че­ст­вен­но­го пре­об­ра­зо­ва­ния объ­ек­та.

ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТАНОВОЧНОГО ПРОЦЕССА –совокупность организационно-технических действий основного и вспомогательного творческого персонала и различных служб в целях реализации замысла режиссера-постановщика. Знание и умелое руководство данными технологическими процессами является одним из факторов успеха постановки. Немаловажное значение имеют оснащение технологического постановочного процесса современными техническими средствами (световыми, звуковыми, проекционными, электронными и т.д.) и способы их эффективного применения. Кроме того, технология постановочного процесса включает в себя и методы работы с коллективами и исполнителями.

ТИНЕЙДЖЕРЫ(англ.) – под­ро­ст­ки и мо­ло­дые лю­ди в воз­рас­те от 13 до 19 лет, субъ­ек­ты и но­си­те­ли мо­ло­деж­ной суб­куль­ту­ры. В этом воз­рас­те про­ис­хо­дят важ­ные фи­­зи­ол­ог­ич­еские из­ме­не­ния (од­но из них – на­сту­п­ле­ние по­ло­вой зре­ло­сти), ко­то­рые вле­кут за со­бой оп­ре­де­лен­ные пси­хол. сдви­ги: по­яв­ля­ют­ся вле­че­ние к про­ти­во­по­лож­но­му по­лу, аг­рес­сив­ность, за­час­тую не­мо­ти­ви­ро­ван­ная, про­яв­ля­ют­ся склон­ность к не­об­ду­ман­но­му рис­ку и не­уме­ние оце­нить сте­пень его опас­но­сти, под­черк­ну­тое стрем­ле­ние к не­за­ви­си­мо­сти и са­мо­стоя­тель­но­сти. Склон­ность к ин­но­ва­ти­ке и твор­че­ст­ву, не­при­зна­ние всех и вся­ких ав­то­ри­те­тов, с од­ной сто­ро­ны, под­черк­ну­тая ав­то­но­мия и не­за­ви­си­мость – с дру­гой, по­ро­ж­да­ют осо­бое яв­ле­ние, ко­то­рое на­зы­ва­ют мо­ло­деж­ной суб­куль­ту­рой.

ТИПИЗАЦИЯ (от греч. tipos – черта, след, отпечаток) - творческий процесс изучения и рассмотрения средствами искусства совокупности определенных черт и свойств характеров, поведения, отношения к жизненным явлениям определенных социальных групп (типичный крестьянин, типичный «отморозок» и т.п.). Типизация широко используется в режиссуре, способствуя зрительскому «узнаванию» героев и соответствующему отношению к ним.  

ТРА­ГЕДИЯ – вид дра­мы, про­ник­ну­тый па­фо­сом тра­ги­че­ско­го. Ос­но­ву Т. со­став­ля­ют ост­рые об­ще­ст­вен­ные кон­флик­ты, ко­рен­ные про­бле­мы че­ло­ве­че­ско­го бы­тия, столк­но­ве­ния лич­но­сти с судь­бой, об­ще­ст­вом, ми­ром, вы­ра­жаю­щие­ся в на­пря­жен­ной фор­ме борь­бы силь­ных ха­рак­те­ров и стра­стей. Тра­ги­че­ская кол­ли­зия раз­ре­ша­ет­ся обыч­но ги­бе­лью глав­но­го ге­роя. Клас­си­кой жан­ра ста­ла Т. древ­ней Гре­ции (Эс­хил, Со­фокл, Ев­ри­пид), Воз­ро­ж­де­ния и ба­рок­ко (У. Шек­спир, Ж. Ра­син). На­чи­ная с XVIII в. в дра­ма­тур­гии реа­лиз­ма жанр ут­ра­чи­ва­ет стро­гость; Т. сбли­жа­ет­ся с дра­мой (как ви­дом), воз­ни­ка­ют про­ме­жу­точ­ные жан­ры, напр. «ме­щан­ская Т.» (Ф. Шил­лер), тра­ги­че­ская дра­ма (Г. Клейст, В. Гю­го), ис­то­ри­че­ская дра­ма (А.С. Пуш­кин, А.К. Тол­стой), ге­рои­че­ская дра­ма (Вс. Виш­нев­ский). С кон­ца XIX в. ста­но­вит­ся ак­ту­аль­ной тра­ги­ко­ме­дия.

ТОПЛЕС(от англ. topless – без вер­ха) – тер­мин, ко­то­рый ис­поль­зу­ет­ся для обо­зна­че­ния об­на­жён­ной жен­ской гру­ди в об­ще­ст­вен­ных мес­тах, ча­ще на пля­же, рес­то­ра­не, на кон­церт­ной эс­т­ра­де (ка­ба­ре).

ТОПТЭЙБЛ(от англ. toptable) - новое направление в области декорирования мероприятий, популярное у европейских декораторов. Это полный декор столов на банкете, конференции или любом другом специальном событии, предполагающем наличие столов, где каждый стол, или группа столов вместе со стульями являются эксклюзивными тематическими декорациями.

ТОТЕМ(от англ. totem из яз. ин­дей­цев, оз­на­чаю­щее его род) – 1) жи­вот­ное, рас­те­ние, пред­мет или яв­ле­ние при­ро­ды, ко­то­рые у ро­до­вых групп слу­жи­ли объ­ек­том ре­ли­ги­оз­но­го по­чи­та­ния; ка­ж­дый род но­сил имя сво­его то­те­ма; 2) герб пле­ме­ни с изо­бра­же­ни­ем то­те­ма. В ка­че­ст­ве то­те­ма мо­гут вы­сту­пать ве­тер, солн­це, дождь, гром, во­да, же­ле­зо (Аф­ри­ка), да­же час­ти от­дель­ных жи­вот­ных или рас­те­ний, на­при­мер, го­ло­ва че­ре­па­хи, же­лу­док по­ро­сён­ка, кон­цы ли­сть­ев и т. п., но ча­ще все­го – клас­сы жи­вот­ных и рас­те­ний. Так, на­при­мер, се­ве­ро­аме­ри­кан­ское пле­мя од­жиб­ва со­сто­ит из 23-х ро­дов, ка­ж­дый из ко­то­рых счи­та­ет сво­им то­те­мом осо­бое жи­вот­ное (волк, мед­ведь, бобр, карп, осётр, ут­ка, змея и т. д.); в Га­не в Аф­ри­ке то­те­ма­ми слу­жат смо­ков­ни­ца и сте­бель маи­са. В Ав­ст­ра­лии, где то­те­мизм осо­бен­но про­цве­та­ет, да­же вся внеш­няя при­ро­да рас­пре­де­ле­на ме­ж­ду те­ми же то­те­ма­ми, что и ме­ст­ное на­се­ле­ние. Так, у ав­ст­ра­лий­цев из Ма­унт-Гам­бир к то­те­му во­ро­ны при­над­ле­жат дождь, гром, мол­ния, ту­чи, град, к то­те­му змеи – ры­бы, тю­ле­ни, не­ко­то­рые по­ро­ды де­ревь­ев и т. д.; у пле­мён в Порт Мак­кай солн­це от­но­сит­ся к то­те­му кен­гу­ру, лу­на – к то­те­му ал­ли­га­то­ра.

ТОТЕМИЗМ – не­ко­гда весь­ма рас­про­стра­нен­ная и ны­не ещё су­ще­ст­вую­щая ре­ли­ги­оз­но-со­ци­аль­ная сис­те­ма, в ос­но­ва­нии ко­то­рой ле­жит свое­об­раз­ный культ так на­зы­вае­мо­го то­те­ма. Тер­мин этот, впер­вые упот­реб­лён­ный Лон­гом в 1791 го­ду, за­им­ст­во­ван у се­ве­ро­аме­ри­кан­ско­го пле­ме­ни од­жиб­ва, на язы­ке ко­то­рых totem оз­на­ча­ет на­зва­ние и знак, герб кла­на, а так­же на­зва­ние жи­вот­но­го, ко­то­ро­му клан ока­зы­ва­ет спе­ци­аль­ный культ. В на­уч­ном смыс­ле под то­те­мом под­ра­зу­ме­ва­ет­ся класс (обя­за­тель­но класс, а не ин­ди­вид) объ­ек­тов или яв­ле­ний при­ро­ды, ко­то­ро­му та или дру­гая со­ци­аль­ная груп­па, род, фрат­рия, пле­мя, ино­гда да­же ка­ж­дый от­дель­ный пол внут­ри груп­пы (Ав­ст­ра­лия), а ино­гда и ин­ди­вид (Сев. Аме­ри­ка) – ока­зы­ва­ют спе­ци­аль­ное по­кло­не­ние, с ко­то­рым счи­та­ют се­бя род­ст­вен­но свя­зан­ным и по име­ни ко­то­ро­го се­бя на­зы­ва­ют. Нет та­ко­го объ­ек­та, ко­то­рый не мог бы быть то­те­мом, од­на­ко наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ны­ми (и, по-ви­ди­мо­му, древ­ни­ми) то­те­ма­ми бы­ли жи­вот­ные.

ТРАВЕСТИ (от итал. travestire – переодевать) – представитель актерского амплуа, как правило, женского рода, чья творческая деятельность заключается в исполнении ролей детей, подростков (мальчиков или девочек) со всеми сопутствующими этому возрасту голосовыми и поведенческими манерами. К травести так же относятся роли, требующие переодевания в мужской костюм.

ТРАВЕСТИ-ШОУ – это эс­т­рад­ное те­ат­раль­но-тан­це­валь­ное пред­став­ле­ние, за­час­тую с эле­мен­та­ми па­ро­дий и са­ти­ри­че­ским ха­рак­те­ром, глав­ной осо­бен­но­стью ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся ис­пол­не­ние ак­тё­ра­ми или ак­три­са­ми ро­лей про­ти­во­по­лож­но­го по­ла.

ТРА­ГИ­КО­МЕДИЯ – дра­ма­ти­че­ское про­из­ве­де­ние, об­ла­даю­щее при­зна­ка­ми как ко­ме­дии, так и тра­гедии. В основе Т. ле­жит ощу­ще­ние от­но­си­тель­но­сти су­ще­ст­вую­щих кри­те­ри­ев жиз­ни: од­но и то же яв­ле­ние дра­ма­тург ви­дит и в ко­ми­че­ском, и в тра­ги­че­ском ос­ве­ще­нии. Ха­рак­тер­на для дра­ма­тур­гии XX в. («Шесть пер­со­на­жей в по­ис­ках ав­то­ра» Л. Пи­ран­дел­ло).

ТРА­ГИЧЕСКОЕ – фи­ло­соф­ско-эс­те­ти­че­ская ка­те­го­рия, ха­рак­те­ри­зую­щая не­раз­ре­ши­мый об­ще­ст­вен­но-ис­то­ри­че­ский кон­фликт,раз­во­ра­чи­ваю­щий­ся в про­цес­се сво­бод­но­го дей­ст­вия чел-ка и со­про­во­ж­даю­щий­ся его стра­да­ни­ем, ги­бе­лью. Т. не­от­де­ли­мо от идеи дос­то­ин­ст­ва и ве­ли­чия чел-ка, про­яв­ляю­щих­ся в са­мом его стра­да­нии. Пред­мет спе­ци­фи­че­ско­го ви­да дра­мы – тра­ге­дии.

ТРА­ДИЦИЯ – элементы со­ци­аль­но­го и куль­тур­но­го на­сле­дия, пе­ре­даю­щие­ся от по­ко­ле­ния к по­ко­ле­нию и со­хра­няю­щие­ся в оп­ре­де­лен­ных об­ще­ст­вах, клас­сах и со­ци­аль­ных груп­пах в те­че­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни. В ка­че­ст­ве Т. вы­сту­па­ют оп­ре­де­лен­ные об­ще­ст­вен­ные ус­та­нов­ле­ния, нор­мы по­ве­де­ния, цен­но­сти, обы­чаи, об­ря­ды и т.д. Те или иные Т. дей­ст­ву­ют в лю­бом об­ще­ст­ве и во всех об­лас­тях об­ще­ст­вен­ной жиз­ни. Наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны Т. в ре­ли­гии. Ре­ак­ци­он­ные Т. слу­жат со­хра­не­нию от­жив­ших об­ще­ст­вен­ных и куль­тур­ных форм, про­грес­сив­ные спо­соб­ст­ву­ют раз­ви­тию твор­че­ских на­чал в об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ни­ях и куль­ту­ре.

ТРАНСIIОРТ –не­тра­ди­ци­он­ное вы­ра­зи­тель­ное сред­ст­во мас­со­во­го те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го пред­став­ле­ния. В по­ста­нов­ках мо­гутуча­ст­во­вать лег­ко­вые и гру­зо­вые ав­то­мо­би­ли, трак­то­ры и тан­ки, ма­ши­ны-ам­фи­бии, бро­не­транс­пор­те­ры, мо­ло­ко­во­зы, це­мен­то­возы, сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ная тех­ни­ка (се­ял­ки, жней­ки, ком­бай­ны и др.), ве­ло­си­пе­ды и мо­то­цик­лы, са­мо­ле­ты и вер­то­ле­ты, ка­те­ра и глис­се­ры, шлюп­ки и ях­ты, па­ро­хо­ды в те­п­ло­хо­ды, су­хо­пут­ные и пла­ву­чие подъ­ем­ные кра­ны, ме­тео­зон­ды и воз­душ­ные ша­ры и т.д. В Пет­ро­гра­де в 20-х гг. XX в. про­хо­ди­ли «трам­вай­ные» ше­ст­вия. На од­ном из мас­со­вых пред­став­ле­ний, про­во­див­шем­ся в ноч­ное вре­мя, ис­поль­зо­ва­лись ил­лю­ми­ни­ро­ван­ные элек­тро­ка­ры. А.П. Кон­ни­ков по­ста­вил хо­ро­вод «Мо­то­бе­рез­ка» на празд­ни­ке «Рус­ской зи­мы» в Луж­ни­ках, смон­ти­ро­вав на мо­то­цик­лах вы­со­кие «гнез­да» и по­мес­тив ту­да де­ву­шек в по­лу­шуб­ках, рас­пис­ные по­лы к-рых на­кры­ва­ли всю кон­ст­рук­цию вме­сте с мо­то­цик­лом. Транс­порт­ные сред­ст­ва мо­гут «за­го­во­рить», стать «дей­ст­вую­щи­ми ли­ца­ми». Т. яв­ля­ет­ся очень удоб­ной са­мо­дви­жу­щей­ся де­ко­ра­ци­ей, сце­ни­че­ской пло­щад­кой.

ТРАНСПОРАНТ-ПЕРЕТЯЖКА (РЕКЛАМНАЯ РАСТЯЖКА) – один из но­си­те­лей улич­ной рек­ла­мы. Бы­ва­ют раз­лич­ных раз­ме­ров: 15х1, 15х1,1, 14х1, 14х1,1, 14х1,5, 14х1,2, 14х1,8, 13х1, 13х1,1, 12х1 м и др. Кон­ст­рук­ция со­сто­ит из тро­сов, ко­то­рые кре­пят­ся к до­мам или, ес­ли не­воз­мож­но кре­п­ле­ние к до­мам, к стол­бам. Рек­лам­ное по­лот­но из­го­тав­ли­ва­ют из ар­ми­ро­ван­но­го ПВХ (бан­нер), хлоп­ча­то­бу­маж­ной тка­ни, шёл­ка или дру­гих ма­те­риа­лов. Удоб­ное по­ло­же­ние пе­ре­тяж­ки над про­ез­жей ча­стью, де­ла­ет ее до­ро­гим, но эф­фек­тив­ным ви­дом на­руж­ной рек­ла­мы. Час­то рек­ла­ма на пе­ре­тяж­ках ис­поль­зу­ет­ся для анон­си­ро­ва­ния вы­ста­вок, кон­цер­тов и дру­гих крат­ко­сроч­ных со­бы­тий.

ТРАНС­ФОРМАЦИЯ – (в те­ат­ре, цир­ке и на эс­т­ра­де) при­ем, ос­но­ван­ный на бы­ст­ром из­ме­не­нии ак­те­ром сво­его внеш. об­ли­ка (см. также: Пе­ре­во­пло­ще­ние). В те­ат­ра­ли­зо­ван­ных пред­став­ле­ни­ях час­то ис­поль­зу­ют­ся Т. кос­тю­мов, ре­к­ви­зи­та.

ТРЕТИЙ ПЛАН – один из даль­них пла­нов, по­пе­реч­ная до­ля сце­ни­че­ской пло­щад­ки, рас­по­ла­гаю­щая­ся в глу­би­не за вто­рым (сце­ни­че­ским) пла­ном. Т.п. со­от­вет­ст­ву­ет об­ще­му пла­ну в ки­но. Ню­ан­сы иг­ры, гла­за – зер­ка­ло ду­ши ак­те­ра тут раз­гля­деть труд­но. Но при этом взгляд зри­те­ля ох­ва­ты­ва­ет все или боль­шую часть сце­ни­че­ско­го про­стран­ст­ва. Т.п. – раз­до­лье для ху­дож­ни­ка и ре­жис­се­ра, что­бы «по­иг­рать» рель­е­фом сце­ны.

ТРЁХ­ЧЛЕННОСТЬ – по оп­ре­де­ле­нию М. Че­хо­ва, ос­нов­ное ка­че­ст­во ком­по­зи­ции це­ло­го. Начало пе­ре­жи­ва­ет­ся как зер­но, из к- ро­го раз­ви­ва­ет­ся рас­те­ние, конец – как со­зрев­ший плод, а середина – как про­цесс пре­вра­ще­ния зер­на в зре­лое рас­те­ние. Ка­ж­дая из этих час­тей композиции име­ет свою за­да­чу и свою спе­ци­фи­че­скую функцию в ком­по­зи­ции це­ло­го.

ТРИЛЛЕР(от англ. thrill тре­пет, вол­не­ние) – жанр про­из­ве­де­ний ли­те­ра­ту­ры и ки­но, на­це­лен­ный вы­звать у зри­те­ля или чи­та­те­ля чув­ст­ва тре­вож­но­го ожи­да­ния, вол­не­ния, стра­ха. Жанр не име­ет чёт­ких гра­ниц, эле­мен­ты трил­ле­ра при­сут­ст­ву­ют во мно­гих про­из­ве­де­ни­ях раз­ных жан­ров. В ки­не­ма­то­гра­фе к трил­ле­рам за­час­тую от­но­сят де­тек­тив­ные и шпи­он­ские филь­мы, филь­мы ужа­сов, при­клю­чен­че­ские филь­мы, а так­же ган­г­стер­ские филь­мы и филь­мы жан­ра ну­ар.

ТРИТМЕНТ (от анг. treatmeht – обработка) – в сценаристике - расширенное либретто, вольное изложение сценария на нескольких страницах, это своего рода реклама сценария. Тритмент необходим, что бы заинтересовать потенциальных заказчиков, покупателей сценария, а затем успешно продать его. Тритмент длиннее синопсиса, пишется в авторском стиле более эмоционально, с деталями самых эффектных и запоминающихся моментов. Иногда тритмент называют «поэпизодником» - что означает изложение сценария по сценам, эпизодам. По сути это чертеж будущего сценария, краткое изложение сюжета без диалогов с завязкой, серединой и финалом. Сродни сценарно-постановочному плану в американском варианте тритмента.

ТРОП(от др.-греч. τρόπος – обо­рот) – в ху­до­же­ст­вен­ном про­из­ве­де­нии сло­ва и вы­ра­же­ния, ис­поль­зуе­мые в пе­ре­нос­ном зна­че­нии с це­лью уси­лить об­раз­ность язы­ка, ху­до­же­ст­вен­ную вы­ра­зи­тель­ность ре­чи. Ос­нов­ные ви­ды тро­пов: ме­та­фо­ра, ме­то­ни­мия, эпи­тет, си­нек­до­ха, ги­пер­бо­ла, дис­фе­мизм, ка­лам­бур, ли­то­та, срав­не­ние, пе­ри­фраз, ал­ле­го­рия, оли­це­тво­ре­ние, иро­ния, па­фос, сар­казм, эв­фе­мизм, мей­о­зис.

ТРУППА – ак­тер­ский со­став дра­ма­ти­че­ско­го, опер­но­го, опе­ре­точ­но­го и др. те­ат­ров.

ТУМАНОВ ИОСИФ МИХАЙЛОВИЧ(на­стоя­щая фа­ми­лия – Ту­ма­ниш­ви́ли; 1909-1981) – со­вет­ский ак­тёр и те­ат­раль­ный ре­жис­сёр. На­род­ный ар­тист СССР (1964). Лау­ре­ат Ста­лин­ской пре­мии вто­рой сте­пе­ни (1950). И. М. Ту­ма­нов ро­дил­ся 2(15) ян­ва­ря 1909 го­да в Тиф­ли­се. Там же на­чал сце­ни­че­скую дея­тель­ность в 1923 го­ду. Окон­чил дра­ма­ти­че­ские кур­сы под ру­ко­во­дством Ю.А. За­вад­ско­го (1929). Был ак­тё­ром Те­ат­ра-сту­дии За­вад­ско­го (1925-1932), где сыг­рал ряд ве­ду­щих ро­лей. В 1933-1934 го­дах – глав­ный ре­жис­сёр Мо­с­ков­ско­го ра­бо­че­го ху­до­же­ст­вен­но­го те­ат­ра; в 1934-1936 го­дах – ре­жис­сёр Но­во­го те­ат­ра. С 1936 го­да ре­жис­сёр, в 1938-1946 го­дах – глав­ный ре­жис­сёр Опер­но­го те­ат­ра име­ни К. С. Ста­ни­слав­ско­го (с 1941 года – МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). В 1946-1953 го­дах – ру­ко­во­ди­тель МТО. В 1953-1961 го­дах – глав­ный ре­жис­сёр МАДТ имени А. С. Пушкина. С 1961 года глав­ный ре­жис­сёр КДС, од­но­вре­мен­но в 1964-1970 го­дах – ГАБТ. Глав­ный ре­жис­сёр тор­же­ст­вен­ных це­ре­мо­ний от­кры­тия и за­кры­тия Олим­пиа­ды-80 (Мо­ск­ва). С 1951 года пре­по­да­ёт в ГИТИСе. Про­фес­сор с 1965 года. И. М. Ту­ма­нов умер 8 июля 1981 года. По­хо­ро­нен в Мо­ск­ве на Ва­гань­ков­ском кладбище.

ТУТТИ-ФРУТТИ  (от итал. tutti frutti – все плоды, в переносном смысле – всякая всячина) – 1. Кулинарное название сборного блюда из однотипных (фрукты, сладости) или неоднотипных пищевых продуктов. 2. Жаргонное обозначение набора разноплановых номеров и исполнителей, не связанных какой-то общей идеей, темой в каком-либо клубном или концертном мероприятии; смесь, микс. На сленге – «солянка».

ТРЮК(от лат. truc – ловкость, сноровка, уловка)  – 1) лов­кий, эф­фек­тив­ный при­ем, ис­кус­ный, слож­ный ма­невр; 2) (в цир­ке) од­но из глав­ных вы­ра­зи­тель­ных средств, от­дель­ный за­кон­чен­ный фраг­мент лю­бо­го цир­ко­во­го но­ме­ра. Да­же ес­ли Т. са­мый обык­но­вен­ный по тех­ни­ке и крат­ко­вре­мен­ный по вы­пол­не­нию, он впол­не са­мо­стоя­телен и в се­бе замк­ну­т. Т. яв­ля­ет­ся про­стей­шим воз­бу­ди­те­лем ре­ак­ции, дей­ст­вую­щим на зри­те­ля та­ким ре­аль­но вы­пол­няе­мым раз­ре­ше­ни­ем за­да­ния, к-рое ле­жит вне обыч­но­го кру­га пред­став­ле­ния и ка­жет­ся не­раз­ре­ши­мым. Т. всегда является неожиданным, ал­о­гичным; 3) (на эс­т­ра­де) Т. лежит в основе построения номеров ори­ги­наль­но­го жан­ра, является сред­ст­вом вы­ра­же­ния его специфики. С его по­мо­щью соз­да­ет­ся эс­т­рад­ное про­из­ве­де­ние – в этом его су­ще­ст­вен­ное от­ли­чие от спор­та, где де­мон­ст­ра­ция са­мо­го Т., тех­ни­че­ская вир­ту­оз­ность ис­пол­не­ния яв­ля­ет­ся ко­неч­ной це­лью вы­сту­п­ле­ния спорт­сме­на. Т. – не са­мо­цель, а крас­ка, осо­бый язык, строи­тель­ный ма­те­ри­ал, ко­то­рым соз­да­ет­ся про­из­ве­де­ние. Лю­бой Т. мож­но рас­смат­ри­вать как ху­до­же­ст­вен­ную ме­та­фо­ру (см. также:  Ат­трак­ци­он, Мон­таж ат­трак­цио­нов).

ТЭГЛАЙН (от анг. tagline) - 1. Краткая фраза, употребляемая в качестве подзаголовка, рекламного слогана, части подписи под электронным письмом. 2. Тэглайн – это емкая фраза, отражающая главный смысл фильма, спектакля, представления. Используется в рекламных целях (например, тэглайн голливудского фильма «Бонни и Клайд»: «Они молоды…они влюблены… и они убивают людей»).

У

УВЕРТЮРА (от фр. ouverture, лат. - apertura – открытие, начало) – 1. Оркестровая пьеса, являющаяся вступлением к опере, балету, драме, кинофильму и т.п. 2. Начальный, вступительный этап, предваряющая часть чего-либо (переносное значение). В режиссуре ТПиП увертюра может быть включена в структуру действа.

УКРУПНЕНИЕ – в сценическом искусстве художественный прием, позволяющий режиссеру акцентировать внимание зрителей на определенном моменте, сцене, эпизоде различными средствами (перенос действия на авансцену, высвечивание определенных персонажей, музыкальный акцент на каком либо действии). Укрупняется то, что важно для смысла, режиссерской идеи спектакля, представления.

УЛИЧНЫЙ ТЕАТР – театр, спектакли которого происходят на открытом пространстве – улице, площади, в парке и т.п., как правило, без оборудования сцены, при этом зрители часто вовлекаются в действие, они участвуют не только эмоционально, как в классическом театре, но и непосредственно вносят те или иные коррективы, поэтому для уличного театра немаловажен моментимпровизации и особая стилистика игры. Виды уличных театров многообразны, близкие направления – перформанс, хепенинг, флеш-моб. Со времен Средневековья уличные театры различных видов – непременные участники праздничного действа.

УНИ­ВЕР­САЛЬНОСТЬ –раз­но­сто­рон­ность, вла­де­ние все­ми ча­ст­ны­ми спе­ци­аль­но­стя­ми в сво­ей про­фес­сии. Вла­де­ние мно­ги­ми про­фес­сио­наль­ными на­вы­ка­ми, на­хо­ж­де­ние «на сты­ке» не­сколь­ких ви­дов иск-ва – важ­ное сце­ни­че­ское ка­че­ст­во эс­т­рад­но­го ис­пол­ни­те­ля. Этим он и раз­вле­ка­ет, и ув­ле­ка­ет пуб­ли­ку, вы­зы­вая у нее по­ло­жи­тель­ные эмо­ции не толь­ко со­дер­жа­ни­ем ис­пол­няе­мо­го про­из­ве­де­ния, но и сво­ей У.

УНИ­ФОРМА – 1) фор­ма, при­ве­ден­ная к еди­но­му об­ра­зу (уни­фи­ка­ции) (напр. фор­мен­ная оде­ж­да во­ен­ных, уча­щих­ся и т.п.); 2) (в цир­ке) оде­тый в спе­ци­аль­ные оде­ж­ды пер­со­нал, об­слу­жи­ваю­щий аре­ну во вре­мя пред­став­ле­ний. У. мо­жет быть дос­та­точ­но яр­ким вы­ра­зи­тель­ным сред­ст­вом в не­ко­то­рых те­ат­ра­ли­зо­ван­ных пред­став­ле­ни­ях. Напр., У. ак­тив­но ис­поль­зо­ва­лась в агит­те­ат­рах «си­ней блу­зы». В мас­со­вых те­ат­ра­ли­зо­ван­ных пред­став­ле­ни­ях, что­бы из­бе­жать эк­лек­ти­ки в кос­тю­мах, ре­жис­се­ры при­бе­га­ют к У. (па­рад­ной пио­нер­ской фор­ме, фор­ме бой­цов сту­ден­че­ских строи­тель­ных от­ря­дов, к три­ко, во­ен­ной и спор­тив­ной фор­мам, ра­бо­чей спец­оде­ж­де и т.п.). Од­на­ко та­кой при­ем ис­поль­зо­ва­ния кос­тю­ма имен­но в мас­со­вых пред­став­ле­ни­ях ве­дет к од­но­об­ра­зию, уны­ло­му фо­ну, от­сут­ст­вию яр­ких цве­то­вых пя­тен (см. также: Ак­сес­су­ар) [4].

УП­РАЖ­НЕНИЕ – по­втор­ное вы­пол­не­ние ка­ко­го-л. за­да­ния, дей­ст­вия с це­лью его со­вер­шен­ст­во­ва­ния, ус­вое­ния. В те­ат­ра­ли­зо­ван­ных пред­став­ле­ни­ях на ста­дио­не У. яв­ля­ют­ся вы­ра­зи­тель­ным сред­ст­вом в по­строе­нии мас­со­вых сцен. Ис­поль­зу­ют­ся У. с ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­ме­та­ми (напр. шарфом, лен­той, мячом) или с груп­по­вы­ми пред­ме­та­ми (напр. ле­ст­ни­цей, шестом, кругом). Свою спе­ци­фи­ку име­ют У. воль­ные, по­точ­ные, пи­ра­мид­ко­вые и проч. (см. также: Гра­фи­че­ский ме­тод, Фо­то-ма­кет­ный ме­тод, При­ем об­рат­но­го дей­ст­вия, При­ем про­сто­го дей­ст­вия, При­ем воз­вра­та к ис­ход­но­му по­ло­же­нию).

УС­ЛОВНОСТЬ –во­об­ра­жае­мый, не­су­ще­ст­вую­щий или сим­во­ли­че­ский (напр. ус­лов­ная ли­ния, ус­лов­ная де­ко­ра­ция, ус­лов­ная иг­ра). У. – од­но из су­ще­ст­вен­ных свойств иск-ва, под­чер­ки­ваю­щее от­ли­чие ху­до­же­ст­вен­но­го про­из­ве­де­ния от вос­про­из­во­ди­мой в нем ре­аль­но­сти. Эс­те­ти­че­ский эф­фект У. воз­ни­ка­ет бла­го­да­ря на­ли­чию и соз­на­тель­но­му раз­ве­де­нию та­ких по­лю­сов об­раз­но-твор­че­ских про­ти­во­ре­чий, как «сход­ст­во» и «не­сход­ст­во», ви­ди­мость и сущ­ность, чув­ст­вен­ное и мыс­ли­мое, объ­ек­тив­ное и субъ­ек­тив­ное. От­нюдь не по­ры­вая с ре­аль­но­стью, ху­до­же­ст­вен­ная У. по­мо­га­ет вы­ра­зить ее сущ­ность, де­лая ее на­гляд­но, чув­ст­вен­но вос­при­ни­мае­мой, дос­ти­гая вы­со­кой сте­пе­ни ху­до­же­ст­вен­ной прав­ды. В этих це­лях ис­поль­зу­ют­ся ви­до­из­ме­не­ние при­род­ной фор­мы изо­бра­жае­мых яв­ле­ний и пред­ме­тов, на­ру­ше­ние вре­мен­ных и про­стран­ст­вен­ных свя­зей, дос­тиг­ну­тых не­по­сред­ст­вен­но­му на­блю­де­нию, оду­шев­ле­ние вещ­но­го и ове­ще­ст­в­ле­ние жи­во­го и т.п. (см. также: Ус­лов­ный те­атр) [4].

УС­ЛОВНЫЙ ТЕАТР – тип те­ат­ра, вк-ром ре­жис­сер стре­мит­ся при­влечь вни­ма­ние зри­те­ля от­кры­ти­ем но­вых гра­ней и черт ха­рак­те­ра ге­роя, мас­тер­ст­вом ак­те­ра, яр­ки­ми и не­ожи­дан­ны­ми сред­ст­ва­ми сце­ни­че­ской вы­ра­зи­тель­но­сти. Про­ис­хо­дя­щее в этом слу­чае сотворчество как вид вос­при­ятия ос­но­ва­но на вос­пол­не­нии во­об­ра­же­ни­ем зри­те­ля про­бе­лов или соз­на­тель­но ор­га­ни­зо­ван­ных раз­ры­вов в ло­ги­че­ски по­сле­до­ва­тель­ном бы­тии пер­со­на­жа в со­бы­тии. Зри­те­ля по­ра­жа­ет и вы­зы­ва­ет вос­торг вы­мы­сел и за­ра­зи­тель­ность, не­обыч­ность сце­ни­че­ско­го дей­ст­вия, пла­сти­ки ак­те­ра, ми­зан­сце­н, светового решения.

УСТРОЙСТВО СЦЕНЫ -                                Театральная сцена (основная часть театрального здания) - это замкнутая коробка (сценическая коробка), примыкающая к зрительному залу и соединенная с ним портальным отверстием. По высоте сценическая коробка подразделяется на нижнюю, среднюю и верхнюю сцены. По глубине сценическая коробка делится на авансцену (просцениум), планшет сцены, арьерсцену и на боковые карманы сцены.
Авансцена (от фр. Avant-scene) - открытая передняя часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал. Авансцена занимает пространство, равное по ширине портальной арке, от красной линии сцены до рампы. В оперных и балетных спектаклях авансцена часто используется в качестве игровой площадки. В драматических театрах авансцена служит преимущественным местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, являющихся связующим звеном между основными картинами спектакля.
Просцениум (от лат. Proscaenium) - часть сцены, выступающая в сторону зрительного зала и расположенная перед занавесом.
Планшет сцены (от фр. Planche - доска) - это пол сцены, состоящий из отдельных съемных щитов, плотно прилегающих друг к другу. Различают горизонтальные планшеты и покатые планшеты с уклоном от арьерсцены к рампе.
План сцены (от лат. Planum - плоскость)- часть сценической площадки, расположенная параллельно рампе на ширину расстояния межу софитами. Планы отсчитываются от портальной арки начиная с нулевого номера. Каждый план оборудован комплектом штанкетных подъемов и индивидуальных подъемов.
Арьерсцена (от фр. Arriere - сзади) Арьерсцена в театре - пространство позади основной сценической площадки. Арьерсцена является продолжением основной сцены, используется для создания иллюзии большой глубины пространства и служит резервным помещением для установки декораций. На арьерсцене размещают фурки или вращающийся накатный круг, с заранее установленными декорациями. Верх арьерсцены оборудуется колосниками с декорационными подъемами (штанкетные подъемы и индивидуальные подъемы) и световой аппаратурой. Под полом арьерсцены могут быть размещены склады навесных декораций.
Боковой карман сцены - помещение для динамичной смены декораций с помощью накатных фур (фурок). Боковые карманы располагаются с двух сторон сцены на уровне планшета за пределами боковых стен основной коробки сцены. Размеры кармана позволяют полностью уместить на фурке декорацию, занимающую всю игровую площадку сцены. Обычно к боковым карманам примыкают декорационные склады.                                      Верхняя сцена - часть сценической коробки, находящаяся выше зеркала сцены и ограниченная сверху колосниковой решеткой. Она оборудована рабочими галереями и переходными мостиками, служащая для размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, различных сценических механизмов. На боковых стенах верхней сцены располагаются в несколько ярусов рабочие галереи.
Дымовой люк - специальное сценическое устройство, служащее для выпуска дыма и газов при пожаре на сцене. Дымовые люки располагаются в верхней части сцены над колосниками и состоят из собственно люков, закрывающих клапанов и системы приводов с лебедками и противовесами.
Колосники (колосниковая решетка) - решетчатый настил, расположенный над сценической площадкой. Колосники служат для:                             -установки блоков сценических механизмов                                                                         -работ, связанных с подвеской элементов оформления спектакля. Колосники сообщаются с рабочими галереями и сценой стационарными лестницами.                                                                  Колосниковое пространство - пространство над колосниками, ограниченное сверху перекрытием. Рабочая галерея в театре (машинная галерея) - галерея, расположенная по правой или левой боковым стенам верхней сцены. Рабочие галереи имеют несколько ярусов и сообщаются между собой и со сценической площадкой лестницами, лифтами и переходными мостиками.                                                 На рабочих галереях находятся:                                                                         рабочие сцены, поднимающие и опускающие декорации,осветители, сценические механизмы,                                                                                         пульты управления.                                         Высота сцены - расстояние от планшета сцены до колосников. Обычно высота сцены в 2.5-3 раза превышает высоту зеркала сцены, что позволяет менять декорации путем их подъема и спуска.
Красная линия в театре (красная черта) - граница между авансценой и нулевым планом сцены. На красную линию опускается противопожарный занавес.
Люк-провал - сценическое устройство, предназначенное для подъема из трюма сцены до уровня планшета сцены отдельных исполнителей спектакля или деталей сценического оформления, а также для их спуска с уровня планшета в трюм сцены. Люк-провал состоит из                                                                                                                                           проема в планшете с выдвижным щитом и запирающим механизмом подъемно-опускного устройства с жесткими направляющими,                                                                 контргруза и привода.                                                                                                                        Нижняя сцена в театре (трюм) - часть сценической коробки ниже планшета, где расположены                                                                                                                                           сценические механизмы,                                                                                                                 суфлерская и светорегуляторная будки,                                                                                          подъемно-опускные устройства,                                                                                                   приспособления для сценических эффектов.                                                                         Часто нижняя сцена состоит из нескольких этажей - верхнего первого трюма, расположенного непосредственно под ним, второго трюма и т.д.                                                      Осветительное оборудование театральной сцены:                                                                          Аппаратура бокового освещения в театре - осветительные приборы прожекторного типа, устанавливаемые на портальных кулисах, боковых осветительских галереях и пр.                            Аппаратура верхнего освещенияв театре - осветительные приборы, подвешиваемые над игровой частью сцены в несколько рядов по ее планам.
Аппаратура выносного освещения в театре - рампа, а также прожекторы, установленные вне сцены, в различных частях зрительного зала.                                                                       Аппаратура горизонтного освещения в театре - осветительные приборы, служащие для освещения театральных горизонтов.                                                                                        Выносной софит - группа осветительных приборов, расположенных в один или два ряда в зрительном зале сверху перед порталом сцены.                                                                    Переносная осветительная аппаратура в театре - осветительные приборы, устанавливаемые для каждого действия спектакля.                                                                                   Пистолет - осветительный прибор, предназначенный для высвечивания узким и сильным световым пучком отдельных актеров и части декораций.
Рампа - (от фр.Ramper - спускаться отлого) - система осветительных приборов рассеянного света, установленная на планшете по переднему краю авансцены и предназначенная для освещения пространства сцены спереди и снизу. Скрыта от зрителей низким бортиком (рампой).                                                                                                             Световая проекция - метод светового оформления спектакля, с помощью которого создаются:                                                                                                                                          -динамические проекционные эффекты: облака, волны, дождь, падающий снег, огонь, взрывы, вспышки, летающие птицы,                                                                                            -самолеты, плывущие корабли и пр.                                                                                           -статические изображения, заменяющие живописные или некоторые детали декорационного оформления (светопроекционные декорации).                                                           Световые сценические эффекты - сценические эффекты, имитирующие дневное, утреннее, ночное и другое естественное освещение с помощью трехцветной системы освещения или создающие иллюзии льющегося дождя, движущихся облаков, полыхающего зарева пожара, падающих листьев, струящейся воды и т.д. с использованием светоп



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.