Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Р 3 страница



 Деление по выполняемым функциям.                                Основной и вспомогательный (эффектный) свет:
1.Основной свет
– это комплект приборов постановочного освещения, достаточно универсального применения, позволяющий решать как художественные задачи (драматургия концерта, эмоциональный настрой, темпо-ритм концерта) так и утилитарные (освещение музыкантов, декораций, музыкальные акценты, эффекты так далее). Все перечисленные выше приборы условно относятся к основному свету, однако возможно нетрадиционное применение приборов или их групп, для создания отдельных эффектов.
2. Вспомогательный свет – это комплект приборов постановочного освещения, предназначенный для создания всевозможных эффектов – ярких, читаемых «изюминок» концерта. В арсенале, как и традиционные приборы, так и эффектные. Лазеры, проекционные аппараты. Снеговые, мыльные машины, светодиодные трубки, приборы ультрафиолетового излучения, стробоскопы, дискотечные приборы ит.д.
Несущие световые конструкции – металлические конструкции (фермы), предназначенные для монтажа на них, различного светового оборудования, как правило, объемные, светлые и блестящие, заметны сами по себе. Повсеместное распространение подобных конструкций практически вытеснило декорации из практики шоу-программ, заменив их подобным суррогатом.

СВЕ­ТО­ВАЯ ПАР­ТИ­ТУРА – со­став­ная часть ре­жис­сер­ской до­ку­мен­та­ции, в к-рой фик­си­ру­ет­ся по­сле­до­ва­тель­ность вклю­че­ния све­то­вой ап­па­ра­ту­ры и ха­рак­тер све­то­вых эф­фек­тов для соз­да­ния ат­мо­сфе­ры мас­со­во­го пред­став­ле­ния. В С.п. ука­зы­ва­ют све­то­вую ап­па­ра­ту­ру и тех­ни­че­ские сред­ст­ва, не­об­хо­ди­мые для вос­про­из­ве­де­ния све­то­вых эф­фек­тов во вре­мя пред­став­ле­ния на сце­не и в зри­тель­ном за­ле. В С.п. ука­зы­ва­ет­ся по­ряд­ко­вый но­мер вклю­че­ния и груп­па ос­ве­ти­тель­ных при­бо­ров, на­име­но­ва­ние эпи­зо­да пред­став­ле­ния и ре­п­ли­ки на вклю­че­ние, тех­но­ло­ги­че­ский при­ем вве­де­ния све­та: напр. «рез­ко», «плав­но» и т.п. Да­лее сле­ду­ет ре­п­ли­ка на сня­тие све­та и тех­но­ло­ги­че­ский при­ем его вы­ве­де­ния. В при­ме­ча­нии де­ла­ет­ся со­от­вет­ст­вую­щая за­пись, ес­ли свет да­ет­ся с«на­плы­вом». С.п. обя­за­тель­но све­ря­ет­ся с мон­таж­ным пла­ном ре­жис­се­ра (см. также: Свет, Све­то­вая Пар­ти­ту­ра, Све­то­вая про­ек­ция, Све­то­вой за­на­вес, Све­то­вой эф­фект).

СВЕ­ТО­ВАЯ ПРОЕКЦИЯсве­то­вой эф­фект, ба­зи­рую­щий­ся на воз­мож­но­сти све­та да­вать изо­бра­же­ние на эк­ран с по­мо­щью спе­ци­аль­ной про­ек­ци­он­ной ап­па­ра­ту­ры (ки­но-, ви­део­про­ек­то­ры для ди­на­ми­че­ской про­ек­ции и диа-, слайд­про­ек­то­ры для ста­ти­че­ской). Раз­ли­ча­ют фронтальную С.п. – со сто­ро­ны зри­тель­но­го за­ла и просветную С.п. (рир­про­ек­цию) – со сто­ро­ны арь­ерс­це­ны. Ху­до­же­ст­вен­ные эф­фек­ты за­кла­ды­ва­ют­ся в са­мо изо­бра­же­ние (при мон­та­же ди­на­ми­че­ской про­ек­ции), или при де­мон­ст­ра­ции ма­те­риа­ла ис­поль­зу­ют­ся воз­мож­но­сти про­ек­ци­он­ной ап­па­ра­ту­ры (см. также: Свет, Све­то­вая ап­па­ра­ту­ра, Све­то­вой за­на­вес, Све­то­вой эф­фект, Тех­ни­ка сце­ны, Эф­фек­ты сце­ни­че­ские).

СВЕ­ТО­ВОЙ ЗАНАВЕСсве­то­вой эф­фект, к-рый обыгрывает на­ли­чие пы­ли на лю­бой те­ат­раль­ной сце­не. Раз­лич­ные прие­мы уст­рой­ст­ва С.з. по­зво­ля­ют по­лу­чать эф­фект­ную дым­ку, а тем са­мым как бы уве­ли­чи­вать глу­би­ну сце­ны, вы­де­лять од­ни пла­ны сце­ны и пе­ре­кры­вать дру­гие, де­лать не­за­мет­ной сме­ну де­ко­ра­ций, не пре­ры­вая дей­ст­вия и не пе­ре­кры­вая сце­ну тра­ди­ци­он­ным за­на­ве­сом, соз­давать «за­на­вес» све­том рам­пы, на­прав­лен­ной в зри­тель­ный зал (в по­след­нем слу­чае ис­точ­ни­ки све­та не­сколь­ко ос­ле­п­ля­ют зри­те­лей, де­лая не­ви­ди­мой для них ра­бо­ту на сце­не, по­это­му реж-ру сле­ду­ет ду­мать об эти­ке ис­поль­зо­ва­ния это­го прие­ма). С.з. дол­жен со­от­вет­ст­во­вать сти­лю и ха­рак­те­ру оформ­ле­ния зре­ли­ща (см. также: Свет, Све­то­вая пар­ти­ту­ра, Све­то­вая про­ек­ция, Све­то­вой эф­фект).

СВЕ­ТО­ВЫЕ ЭФ­ФЕКТЫ – тех­ни­че­ские прие­мы с ис­поль­зо­ва­ни­ем све­та, к-рые со­вме­ст­но с др. ком­по­нен­та­ми внеш­ней фор­мы зре­ли­ща по­мо­га­ет реж-ру и ху­дож­ни­ку об­раз­но раскрыть его со­дер­жа­ние. Т.о. С.э. ста­но­вят­ся не только тех­ни­че­скими прие­мами, но и вы­ра­зи­тель­ными сред­ст­вами сце­но­гра­фии. С.э. бы­ва­ют стационарные (звез­ды, лу­на, ра­ду­га и т.п.) и ди­на­ми­че­ские (мол­ния, взрыв, по­жар, дождь, снег, ход по­ез­да и проч.). Для С.э. слу­жат спе­ци­аль­но из­го­тов­лен­ные при­бо­ры и при­спо­соб­ле­ния, или про­ек­ци­он­ный ап­па­рат с не­под­виж­ны­ми и дви­жу­щи­ми­ся диа­по­зи­ти­ва­ми («ра­ду­га», «дождь», «снег», «бе­гу­щие об­ла­ка», «вол­ны» и т.д.) (см. также: Про­ек­ция). Ту­ман, к-рый мож­но ими­ти­ро­вать слож­ным кон­тра­жу­ром, по­лу­ча­ет­ся го­раз­до эф­фект­ней, ес­ли в спе­ци­аль­ных ис­па­ри­те­лях че­рез су­хой лед про­пус­ка­ют го­ря­чий пар. «Мол­нию» лег­ко по­ка­зать обык­но­вен­ной фо­то­вспыш­кой, ес­ли по­мес­тить ее по­даль­ше от аван­сце­ны и по­вы­ше, что­бы зри­тель ви­дел толь­ко от­ра­жен­ный свет вспыш­ки. Эф­фект­ный снег по­лу­ча­ет­ся от вра­щаю­ще­го­ся ша­ра, об­кле­ен­но­го ку­соч­ка­ми стек­ла, ес­ли на не­го на­пра­вить луч све­та и вра­щать на го­ри­зон­таль­ной оси. Спе­ци­аль­ные ос­ве­ти­тель­ные при­бо­ры, на­прав­лен­ные на де­ко­ра­цию, рас­пи­сан­ную люминофорами (све­тя­щи­ми­ся крас­ка­ми), мо­гут на гла­зах зри­те­лей пре­вра­тить са­рай в рос­кош­ный за­мок, дре­му­чий лес – в эк­зо­ти­че­ское под­вод­ное цар­ст­во и т.д. Лю­ми­нис­цент­ные крас­ки при­ме­ня­ют­ся и для рос­пи­си кос­тю­мов, а ино­гда и в ак­тер­ских гри­мах. Черный  кабинет – это С.э., ос­но­ван­ный на свой­ст­ве чер­но­го бар­ха­та мак­си­маль­но по­гло­щать свет. Че­ло­век, оде­тый в чер­ный бар­хат, на фо­не чер­но­го бар­ха­та не ви­ден. По­это­му в чер­ном ка­би­не­те пред­ме­ты и лю­ди мо­гут ис­че­зать на гла­зах у зри­те­лей, ли­бо пла­вать в воз­ду­хе, ни­кем не под­дер­жи­вае­мые. Для это­го эф­фек­та не­об­хо­дим уме­ло по­став­лен­ный свет. Все С.э., как пра­ви­ло, тре­бу­ют на сце­не осо­бо­го, не­яр­ко­го све­та или пол­ной тем­но­ты (см. также: Го­ло­гра­фия, Лю­ми­нис­цен­ция, Све­то­вая про­ек­ция, Све­то­вой за­на­вес, Све­то­му­зы­ка).

СВЕТОДИОДНЫЙ ЭКРАН – (LED screen, LED display) – уст­рой­ст­во ото­бра­же­ния и пе­ре­да­чи ви­зу­аль­ной ин­фор­ма­ции, в ко­то­ром ка­ж­дой точ­кой, пик­се­лем (pix) яв­ля­ет­ся по­лу­про­вод­ни­ко­вый све­то­ди­од. Аб­бре­виа­ту­ра LED оз­на­ча­ет «све­то­ди­од» (Light Emitting Diode). С.э. по прин­ци­пу по­строе­ния де­лят­ся на два ти­па – кла­стер­ные и мат­рич­ные. С. э. по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние на кон­церт­ных и спор­тив­ных пло­щад­ках, в улич­ной рек­ла­ме, в ка­че­ст­ве ин­фор­ма­ци­он­ных эк­ра­нов и до­рож­ных зна­ков. С.э. мо­жет транс­ли­ро­вать как од­ну боль­шую, так и не­сколь­ко ма­лых кар­ти­нок од­но­вре­мен­но. Управ­ле­ние та­ким эк­ра­ном мо­жет вес­тись в ре­жи­ме ре­аль­но­го вре­ме­ни или по за­дан­ной про­грам­ме. Су­ще­ст­ву­ет мно­же­ст­во раз­но­вид­но­стей эк­ра­нов для шоу и кон­церт­ных пло­ща­док: ви­део­эк­ра­ны-сет­ки, ви­део­эк­ра­ны-за­на­ве­сы, эк­ра­ны бек-стейдж, эк­ра­ны для сце­ны, гиб­кие эк­ра­ны, про­зрач­ные ви­део­дис­плеи, кон­церт­ные све­то­ди­од­ные эк­ра­ны.

СВЕ­ТО­МУЗЫКА – син­те­ти­че­ский вид ис­кус­ст­ва, ос­но­ван­ный на раз­лич­ных ви­дах син­те­за му­зы­ки и све­та (цве­та, изо­бра­же­ния, про­стран­ст­вен­но ор­га­ни­зо­ван­но­го све­та). Впер­вые по­пыт­ки со­еди­не­ния му­зы­ки и цве­та бы­ли пред­при­ня­ты А.Н. Скря­би­ным (1871-1915) в сим­фо­нии «Про­ме­тей». С. от­но­сит­ся к слу­хо-зри­тель­ным, про­стран­ст­вен­но-вре­мен­ным ис­кус­ст­вам тех­ни­че­ско­го ком­плек­са, к группе вы­ра­зи­тель­ных, ин­то­на­ци­он­ных его раз­но­вид­но­стей. Ху­до­же­ст­вен­ная реа­ли­за­ция С. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в двух ос­нов­ных жан­рах – све­то­му­зы­каль­ных кон­цер­тах (спек­так­лях) и ки­но­филь­мах. На­ря­ду с ни­ми раз­ви­ва­ют­ся при­клад­ные фор­мы С., ис­поль­зую­щие прие­мы и тех­ни­ку ав­то­ма­ти­че­ско­го све­то­зву­ко­во­го син­те­за (ка­би­не­ты ре­лак­са­ции на про­из­вод­ст­ве, све­то­му­зы­каль­ные фон­та­ны, де­ко­ра­тив­ное оформ­ле­ние дис­ко­тек). В 1987 г. со­сто­ял­ся  пер­вый все­со­юз­ный фес­ти­валь С.

 СВЕТОЗВУКОСПЕКТАКЛЬ– жанр театрализованного представления, представление на открытом воздухе с использованием ландшафтных и архитектурных объектов, строится на выразительных средствах световых и звуковых эффектов, проекций, лазерных технологий. Светозвукоспектакль имеет специфическую сценарную драматургию.

СВО­БОДА МЫШЦ – уме­ние ак­те­ра це­ле­со­об­раз­но рас­пре­де­лять и за­тра­чи­вать свою фи­зи­че­скую энер­гию, ос­во­бо­ж­дать­ся от из­лиш­не­го мы­шеч­но­го на­пря­же­ния; дос­ти­га­ет­ся тре­нин­гом. В со­во­куп­но­сти на за­ня­тиях пла­сти­кой, рит­ми­кой, тан­ца­ми и т.д. у ак­те­ра вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся уме­ние дви­гать­ся вы­ра­зи­тель­но и прав­ди­во.

СВЯЗКА – 1) не­сколь­ко од­но­род­ных пред­ме­тов, свя­зан­ных вме­сте; 2) пе­ре­ход­ный, ло­ги­че­ски обос­но­ван­ный мо­мент, со­еди­няю­щий два со­сед­них эпи­зо­да в те­ат­ра­ли­зо­ван­ном пред­став­ле­нии, или «мос­тик».

СЕМИОТИКА (от греч. semeion – знак, признак) – наука о знаках, знаковых системах, символах и мифoлогемах. В определенном смысле – праздник и театрализованное представление обладают своей системой знаков, символов, которая проявляется как в тексте сценария, так и в совокупности декоративно-художественного оформления, сценографии, режиссерских приемов, особенностей актерской игры, сценических действий других исполнителей.

СИЛЫ ДЕЙСТВУЮЩИЕ, см. Дей­ст­вую­щие си­лы.

СИКВЕЛ (от англ. sequel – про­дол­же­ние) - кни­га, фильм или лю­бое дру­гое про­из­ве­де­ние ис­кус­ст­ва, по сю­же­ту яв­ляю­щее­ся про­дол­же­ни­ем дру­го­го про­из­ве­де­ния, по­стро­ен­ное на пер­со­на­жах из не­го и т. д. Осо­бый раз­ряд си­к­ве­лов со­став­ля­ют «ду­хов­ные си­к­ве­лы», ко­то­рые не яв­ля­ют­ся пря­мы­ми про­дол­же­ния­ми, од­на­ко же рас­смат­ри­ва­ют тот же на­бор по­ня­тий и идей, что и про­из­ве­де­ния, пред­ше­ст­вую­щие по сю­же­ту. Три­к­велтретье из се­рии по­сле­до­ва­тель­ных про­из­ве­де­ний. Раз­ви­вая пре­ды­ду­щий при­мер: ро­ман «Ви­конт де Бра­же­лон, или Де­сять лет спус­тя» яв­ля­ет­ся про­дол­же­ни­ем для ро­ма­на «Два­дцать лет спус­тя» и, та­ким об­ра­зом, три­к­ве­лом ро­ма­на «Три муш­ке­тё­ра». Три­к­вел от­ли­ча­ет­ся по­сле­до­ва­тель­но­стью за­мыс­ла от три­ло­гии, ко­то­рая из­на­чаль­но соз­да­ёт­ся как трёх­ча­ст­ное про­из­ве­де­ние. При­квел – бо­лее позд­нее про­из­ве­де­ние, опи­сы­ваю­щее со­бы­тия, пред­ше­ст­вую­щие бо­лее ран­не­му. Мид­квел – про­из­ве­де­ние, раз­ви­ваю­щее сю­жет пред­ше­ст­вую­щих про­из­ве­де­ний на ту же те­му. Осо­бен­ность мид­кве­ла в том, что изо­бра­жае­мые в нем со­бы­тия хро­но­ло­ги­че­ски от­но­сят­ся к пе­рио­ду внут­ри ис­ход­но­го сю­же­та.

СИЛИН АНАТОЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ– (род. в 1937 г.) – профессор кафедры режиссуры театрализованных представлений МГУКИ, Заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат Государственной премии СССР, Лауреат Всероссийской премии «Грани театра масс», Почетный председатель ассоциации постановщиков детских праздников, выдающийся советский и российский режиссер ТПиП, сценарист, автор ряда книг по специфике работы режиссера при постановке массовых театрализованных представлений на нетрадиционных площадках («Площади – наши палитры», «Театр улиц и площадей» и др.). Является автором сценариев и режиссером-постановщиком более 200 представлений и праздников в СССР, РФ и за рубежом (Польша, Венгрия, Болгария, Чехословакия, Германия, Дания, Швейцария, Франция, Индия). В 1995 году возглавлял режиссерско-постановочную группу XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в г.Москве. Уделяет большое внимание повышению квалификации режиссеров ТПиП, руководя творческими школами и семинарами в регионах РФ.

СИМВОЛ – 1) (в древ­ней Гре­ции) ус­лов­ный ве­ще­ст­вен­ный опо­зна­ва­тель­ный знак для чле­нов оп­ре­де­лен­но­го об­ще­ст­вен­но­го образования – груп­пы, тай­но­го об­ще­ст­ва и т.п.; 2) С. ве­ры – крат­кое из­ло­же­ние ос­нов­ных по­ло­же­ний ве­ро­уче­ния ос­нов­ных дог­ма­тов хри­сти­ан­ст­ва; 3) (в нау­ке – ло­ги­ке, ма­те­ма­ти­ке и др.) то же, что знак; 4) пред­мет­ное дей­ст­вие, слу­жа­щее ус­лов­ны­м обо­зна­че­ние­м ка­ко­го-л. об­раза, по­ня­тия, идеи; 5) (в иск-ве) трюк, пред­став­ляю­щий со­бой мно­го­знач­ный и глу­бо­кий по смыс­лу ху­до­же­ст­вен­ный об­раз, к-рый со­от­но­сит раз­но­об­раз­ные пла­ны изо­бра­жае­мой дей­ст­ви­тель­но­сти, во­пло­ща­ет ка­кую-л. идею. Это об­раз, яв­ляю­щий­ся пред­ста­ви­те­лем др. (как пра­ви­ло, весь­ма мно­го­об­раз­ных) об­ра­зов, со­дер­жа­ний, от­но­ше­ний. С. род­ст­ве­нен по­ня­тию «знак», од­на­ко их сле­ду­ет раз­ли­чать. Знак –  пред­мет (яв­ле­ние), слу­жа­щий пред­ста­ви­те­лем дру­го­го пред­ме­та; С. – пред­ста­ви­тель др. об­раза (со­дер­жа­ния, от­но­ше­ния). Для зна­ка (осо­бен­но в фор­маль­но-ло­ги­че­ских сис­те­мах) мно­го­знач­ность – яв­ле­ние не­га­тив­ное: чем од­но­знач­ней рас­шиф­ро­вы­ва­ет­ся знак, тем кон­ст­рук­тив­ней он мо­жет ис­поль­зо­ван. С., на­про­тив, чем бо­лее мно­го­зна­чен, тем бо­лее со­дер­жа­те­лен. Знак со­дер­жа­ние обозначает, С. со­дер­жа­ние  раскрывает (изо­бра­жа­ет, вы­ра­жа­ет от­но­ше­ние к не­му, соз­да­ет на­строе­ние); знак ус­ло­вен, бо­лее или ме­нее «про­из­во­лен», не мо­ти­ви­ро­ван, не име­ет сход­ст­ва с обо­зна­чае­мым пред­ме­том (напр. зна­ки Зо­диа­ка не по­хо­жи на их на­зва­ния). С. же име­ет сход­ст­во с обо­зна­чае­мым пред­ме­там, но уже от­да­лен от не­го (крест – звез­да). Знак – не­раз­вер­ну­тый С., он лишь ука­зы­ва­ет на пред­мет, де­мон­ст­ри­ру­ет его, вы­чле­ня­ет из по­то­ка дей­ст­ви­тель­но­сти: ес­ли мы обо­зна­чи­ли ка­кое-то яв­ле­ние, мы сде­ла­ли его пред­ме­том на­ше­го ощу­ще­ния или мыш­ле­ния. С. – раз­вер­ну­тый знак. Прин­ци­пи­аль­ное от­ли­чие С. от ал­ле­го­рии со­сто­ит в том, что смысл С. не­от­де­лим от его об­раз­ной струк­ту­ры и от­ли­ча­ет­ся не­ис­чер­пае­мой мно­го­знач­но­стью сво­его со­дер­жа­ния, его нель­зя де­шиф­ро­вать толь­ко уси­ли­ем рас­суд­ка; в не­го на­до «вжить­ся».

СИНЕКДОХА –пе­ре­не­се­ние зна­че­ния од­но­го сло­ва на дру­гое на ос­но­ве ко­ли­че­ст­вен­ных со­от­но­ше­ний: часть вме­сто це­ло­го, це­лое вме­сто час­ти, един­ст­вен­ное чис­ло вме­сто мно­жи­тель­но­го и т.д. «И гор­дый внук сла­вян, и финн, и ны­не ди­кий / Тун­гус, и друг сте­пей кал­мык» (А.С. Пуш­кин)

СИНЕКТИКА(от англ. Synectics – со­вме­ще­ние раз­но­род­ных эле­мен­тов) – ме­то­ди­ка ис­сле­до­ва­ния, ос­но­ван­ная на со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской мо­ти­ва­ции кол­лек­тив­ной ин­тел­лек­ту­аль­ной дея­тель­но­сти, пред­ло­жен­ная В. Дж. Гор­до­ном. Яв­ля­ет­ся раз­ви­ти­ем и усо­вер­шен­ст­во­ва­ни­ем ме­то­да моз­го­во­го штур­ма. При си­нек­ти­че­ском штур­ме до­пус­ти­ма кри­ти­ка, ко­то­рая по­зво­ля­ет раз­ви­вать и ви­до­из­ме­нять вы­ска­зан­ные идеи. Этот штурм ве­дет по­сто­ян­ная груп­па. Её чле­ны по­сте­пен­но при­вы­ка­ют к со­вме­ст­ной ра­бо­те, пе­ре­ста­ют бо­ять­ся кри­ти­ки, не оби­жа­ют­ся, ко­гда кто-то от­вер­га­ет их пред­ло­же­ния.

СИНТЕЗ(от гр. synthesis – со­еди­не­ние, со­че­та­ние, со­став­ле­ние) – 1) со­еди­не­ние (мыс­лен­ное, ре­аль­ное) раз­лич­ных эле­мен­тов объ­ек­та в сис­те­му (син­тез ис­кусств). 2) Ме­тод на­уч­но­го ис­сле­до­ва­ния ка­ко­го-ли­бо пред­ме­та, яв­ле­ния, со­стоя­щий в по­зна­нии его еди­но­го це­ло­го, в един­ст­ве и вза­­и­мной свя­зи его час­тей; обоб­ще­ние, све­де­ние в еди­ное це­лое дан­ных, до­бы­тых ана­ли­зом. 3) Про­цесс об­ра­зо­ва­ния зву­ков ре­чи и му­зы­каль­ных ин­ст­ру­­ме­нтов спе­ци­аль­ным аку­сти­че­ским уст­рой­ст­вом (син­те­за­то­ром).

СИМУЛЬТАННОСТЬ (от лат. simul – вместе, совместно) - синхронность, одновременность, параллельность происходящего. В средневековом театре - одновременная установка на сценической площадке всех мест действия, необходимых для данного представления. В режиссуре ТПиП принцип симультинности характерен для организации праздничного действия одновременно на нескольких площадках.

СИНКРЕТИЗМ (от греч. sunkretismos – соединение) – нерасчленность, характеризующая неразвитое состояние искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга. Синкретизм – неотъемлемое свойство традиционной праздничной культуры.

СИНОПСИС (от греч. synopsis – обозрение, обзор) – 1. Краткий общий обзор или сборник сведений и материалов по какому-либо вопросу или по какой-либо области знаний в целом со сводным изложением предмета. 2. Последовательное изложение событий. В сценаристике ТПиП – краткое линейное изложение концепции и фабулы сценария с представлением главных героев и участников театрализации. Объем синопсиса варьируется от одного абзаца (6-8 предложений) в кратком синопсисе – до 1-2 страниц в расширенном синопсисе (трименте). Синопсис должен быть написан так, чтобы заказчик мог легко понять и оценить замысел праздника или представления.

СИНТЕЗ СРЕДСТВ ВЫ­РА­ЗИТЕЛЬНЫХ –ор­га­ни­че­ское взаи­мо­дей­ст­вие и взаи­мо­влия­ние раз­лич­ных ви­дов жиз­нен­но­го и ху­до­же­ст­вен­но­го дей­ст­вий, пре­об­ра­зую­щих их в осо­бый вид жиз­нен­но­го и ху­до­же­ст­вен­но­го твор­че­ст­ва мас­со­вое те­ат­ра­ли­зо­ван­ное дей­ст­во.

СИНТЕЗ ИС­КУССТВ – со­че­та­ние раз­ных ви­дов иск-ва, ока­зы­ваю­щее мно­го­сто­рон­нее эс­те­ти­че­ское воз­дей­ст­вие. Ед-во ком­по­нен­тов в С.и. оп­ре­де­ля­ет­ся ед-вом идей­но-ху­до­же­ст­вен­но­го за­мыс­ла. Ар­хи­тек­тур­но-ху­до­же­ст­вен­ный С.и. об­ра­зу­ют ар­хи­тек­ту­ра, изо­бра­зи­тель­ное и де­ко­ра­тив­ное иск-ва (ар­хи­тек­тур­ный ан­самбль, зда­ние, ин­терь­ер). Ки­но­фильм, спек­такль, те­ат­ра­ли­зо­ван­ное пред­став­ле­ние – син­тез ре­жис­сер­ско­го, ак­тер­ско­го иск-ва, ли­те­ра­ту­ры, му­зы­ки, изо­бра­зи­тель­но­го иск-ва ит.д. С.и. яв­ля­ет­ся ос­но­вой ре­жис­сер­ских вы­ра­зи­тель­ных средств мас­со­во­го дей­ст­ва.

СИНХРОБУФФОНАДА –это эс­т­рад­ный, ар­ти­сти­че­ский жанр, за­час­тую с юмо­ри­сти­че­ским ук­ло­ном, близ­кий к та­ким жан­рам, как кло­уна­да, па­ро­дия, тра­ве­сти и дру­гим. С. – это бес­сло­вес­ная пан­то­ми­ма под му­зы­каль­ное со­про­во­ж­де­ние с це­лью ими­та­ции из­вест­но­го ху­до­же­ст­вен­но­го пер­со­на­жа или ре­аль­но­го че­ло­ве­ка. Наи­бо­лее яр­ким пред­ста­ви­те­лем это­го жан­ра на рос­сий­ской эс­т­ра­де яв­ля­ет­ся па­ро­дист Алек­сандр Пес­ков.

СИН­ХРОНИЗМ –1) сов­па­де­ние и связь во вре­ме­ни че­го-н. со­вер­шаю­ще­го­ся, па­рал­лель­ность в дей­ст­вии че­го-н.; 2) (в те­ат­ре) один из при­зна­ков фор­мы сти­хо­твор­ной ми­зан­сце­ны, атак­же один из прие­мов ор­га­ни­за­ции боль­ших сце­ни­че­ских групп. Ес­ли в те­ат­ре чис­тый С. оп­рав­дать труд­но, то в мас­со­вом празд­ни­ке, те­ат­ра­ли­зо­ван­ном пред­став­ле­нии он ис­поль­зу­ет­ся очень ак­тив­но (напр. мас­со­вые уп­раж­не­ния на ста­дио­не) [4].

СИС­ТЕМА – 1) тех­ни­че­ское уст­рой­ст­во, кон­ст­рук­ция; 2) то, что ста­ло нор­маль­ным, обыч­ным, ре­гу­ляр­ным; 3) фор­ма ор­га­ни­за­ции че­го-л.; 4) оп­ре­де­лен­ный по­ря­док в рас­по­ло­жен­ии че­го-л., в дей­ст­ви­ях; 5) не­что це­лое, пред­став­ляю­щее со­бой ед-во за­ко­но­мер­но рас­по­ло­жен­ных и на­хо­дя­щих­ся во вза­им­ной свя­зи час­тей (см. также: Сис­те­ма Ста­ни­слав­ско­го).

СИС­ТЕМА СТА­НИС­ЛАВСКОГО – прак­ти­че­ское уче­ние о при­род­ных ор­га­ни­че­ских за­ко­нах ак­тер­ско­го твор­че­ст­ва. Цель С.С. – раз­бу­дить ес­те­ст­вен­ную при­ро­ду ак­те­ра для ор­га­ни­че­ско­го твор­че­ст­ва в со­от­вет­ст­вии с его сверх­за­да­чей,вы­звать к жиз­ни ор­га­нич­ный, ес­те­ст­вен­ный про­цесс са­мо­стоя­тель­но­го и сво­бод­но­го твор­че­ст­ва. Прин­ци­пы С.С.:1) прин­цип жиз­нен­ной прав­ды как ос­но­ва всей сис­те­мы; 2) уче­ние о сверх­за­да­че; 3) прин­цип ак­тив­но­сти и дей­ст­вия, го­во­ря­щий о том, что нель­зя иг­рать об­ра­зы и стра­сти, а на­до дей­ст­во­вать в об­раз­ах и стра­стях ро­ли; 4) в твор­че­ст­ве ак­те­ра все долж­но под­чи­нять­ся тре­бо­ва­нию органичности, т.е. не долж­но быть ни­че­го ис­кус­ст­вен­но­го, ни­че­го ме­ха­ни­че­ско­го; 5)прин­цип перевоплощения как ко­неч­ный этап твор­че­ско­го про­цес­са соз­да­ния сце­ни­че­ско­го об­раза. Суть С.С. – в со­вер­шен­ст­во­ва­нии внут­рен­ней и внеш­ней тех­ни­ки ак­те­ра; назначение – сде­лать этот ин­ст­ру­мент по­дат­ли­вым твор­че­ско­му им­пуль­су, т.е. го­то­вым в лю­бой мо­мент осу­ще­ст­вить нуж­ное дей­ст­вие. Внутр. тех­ни­ка за­клю­ча­ет­ся в соз­да­нии не­об­хо­ди­мых внутр. (пси­хи­че­ских) ус­ло­вий для ес­те­ст­вен­но­го и ор­га­ни­че­ско­го за­ро­ж­де­ния дей­ст­вия, к-рое осу­ще­ст­в­ля­ет­ся че­рез тре­ни­ров­ку вни­ма­ния сце­чи­че­ско­го, сце­ни­че­ской сво­бо­ды мышц, пра­виль­ной оцен­ки пред­ла­гае­мых об­стоя­тельств (сце­ни­че­ская ве­ра) и воз­ни­каю­щем на этой ос­но­ве же­ла­ние дей­ст­во­вать. Вос­пи­та­ние ак­те­ра в об­лас­ти внеш­ней тех­ни­ки име­ет це­лью сде­лать фи­зи­че­ский ап­па­рат ак­те­ра (его те­ло) по­дат­ли­вым внут­рен­не­му им­пуль­су че­рез тре­ни­ров­ку тех­ни­ки ре­чи, по­ста­нов­ку го­ло­са, гим­на­сти­ки, ак­ро­ба­ти­ки, фех­то­ва­ние, рит­ми­ки, тан­ца, сце­ни­че­ско­го дви­же­ния и т.д.

СИ­ТУАЦИЯ – 1) со­че­та­ние ус­ло­вий и об­стоя­тельств, соз­даю­щих оп­ре­де­лен­ную об­ста­нов­ку, по­ло­же­ние; 2) оп­ре­де­лен­ное со­от­но­ше­ние об­стоя­тельств, об­ще­ст­вен­ных и лич­ных, в к-рые по­ме­ще­ны пер­со­на­жи про­из­ве­де­ния иск-ва; 3) (в мас­со­вом дей­ст­ве) глав­ным ис­ход­ным ус­ло­ви­ем жи­во­го те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го дей­ст­ва яв­ля­ет­ся ор­га­ни­че­ское ед-во трех С.: С. об­ще­ст­вен­ной жиз­ни, нрав­ст­вен­ной С. лич­но­сти и С. празд­нич­но­го дей­ст­вия. С. об­ще­ст­вен­ной жизни – это со­от­но­ше­ние об­ще­ст­вен­ных и лич­ных жиз­нен­ных об­стоя­тельств, оп­ре­де­ляю­щее смысл празд­нич­но­го те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го дей­ст­вия и по­ве­де­ние его уча­ст­ни­ков. С. личности – нрав­ст­вен­ный кон­фликт чел-ка с са­мим со­бой, с си­туа­ци­ей ок­ру­жаю­щей жиз­ни и с ус­ло­вия­ми празд­нич­но­го дей­ст­вия. С. действия иг­ро­вая кол­ли­зия, за­дан­ная сце­на­ри­стом и реж-ром и вы­зы­ваю­щая ед-во об­ще­ст­вен­ной, нрав­ст­вен­ной и ху­до­же­ст­вен­ной ак­тив­но­сти уча­ст­ни­ков.

СКАЗ– 1. Жанр устного народного творчества о событиях прошлого и современности. 2. Вид литературно-художественного повествования подражающий фольклорным произведениям стилем, интонацией и стилизацией речи (П.Бажов, Н.Лесков, М.Горький). В режиссуре ТПиП сказ нередко используется как сценарный ход и режиссерский прием.
СКАЗАНИЕ – один из видов древнерусской повествовательной литературы легендарного характера об историческом событии («Сказание о конце Новгорода» XV века или «Сказание о граде Китеже» XIV века и др.). В режиссуре ТПиП сказание – театрализованная, визуалированная легенда, изложенная посредством событийного ряда, с соответствующими атрибутами.

СКАЗИТЕЛЬ– народный поэт-певец (улигершин, акын и т.д.), исполнитель произведений народного творчества – былин, исторических песен, сказок и сказов. В режиссуре ТПиП образ сказителя нередко выступает как «сквозной» герой, ведущий действие, представляющий персонажей, дающий оценку событиям и поступкам и т.д.

СКАЗКА – жанр эпи­чес­ко­го про­из­ве­де­ния уст­но­го на­род­но­го твор­че­ст­ва, по­ве­ст­вую­щее о фан­та­сти­че­ских, вы­мыш­лен­ных со­бы­ти­ях. Сю­же­ты на­род­ных ска­зок обыч­но ос­но­ва­ны на ми­фо­ло­ги­че­ских пред­став­ле­ни­ях. Ге­рои, как пра­ви­ло, об­ла­да­ют вол­шеб­ной си­лой, или поль­зу­ют­ся по­мо­щью ма­ги­че­ских су­ществ или пред­ме­тов.

СКВОЗ­НОЕ ДЕЙСТВИЕ – ос­нов­ное на­прав­ле­ние вы­ра­зи­тель­ных средств и стрем­ле­ние всех дей­ст­вую­щих сил к осу­ще­ст­в­ле­нию сверхза­да­чи спек­так­ля, празд­нич­но­го дей­ст­ва. Это вы­зван­ное ре­жис­сер­ски­ми вы­ра­зи­тель­ны­ми сред­ст­ва­ми внут­рен­нее личное стрем­ле­ние ка­ж­до­го уча­ст­ни­ка празд­ни­ка к об­щей ду­хов­ной жизненной цели. Это про­цесс пре­вра­щения те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го иг­ро­во­го об­ще­ния вжиз­нен­ное со­бы­тие.

СКО­МО­РОХИ – 1) (в древ­ней Ру­си) стран­ст­вую­щие ак­те­ры, пев­цы-му­зы­кан­ты, ко­ме­ди­ан­ты, ост­ро­сло­вы, ис­пол­ни­те­ли сце­нок, дрес­си­ров­щи­ки, ак­ро­ба­ты. Из­вест­ны с XI в. Осо­бую по­пу­ляр­ность по­лу­чи­ли в XV–XVII вв. Под­вер­га­лись го­не­ни­ям со сто­ро­ны церк­ви и гра­ж­дан­ских вла­стей; 2) (пе­рен.) не­серь­ез­ный чел-к, по­те­шаю­щий дру­гих свои­ми шу­тов­ски­ми вы­ход­ка­ми.

СКЕТЧ – ко­рот­кая эс­т­рад­ная пье­са (глав­ным об­ра­зом, ко­ме­дия) для двух (ре­же трех) ис­пол­ни­те­лей. Ве­дет на­ча­ло от на­род­ной ин­тер­ме­дии. С. от­ли­ча­ет «куч­ность» со­бы­тий, кон­цен­три­ро­ван­ность и ре­приз­ность диа­ло­га, не­пре­мен­ный гро­теск в ха­рак­те­ри­сти­ках ко­ми­че­ских пер­со­на­жей. Для дру­гойраз­но­вид­но­сти С. ха­рак­тер­ным при­зна­ком яв­ля­ет­ся не раз­ви­тие сю­жет­ной ли­нии, а на­сы­щен­ность зло­бой дня в диа­ло­ге (см. также: Ре­при­за).

СКЕТЧ-ШОУ(от англ. Sketch show, Sketch comedy) – не­оп­ре­де­лен­ное ко­ли­че­ст­во ко­ме­дий­ных сце­нок или «скет­чей», как пра­ви­ло, от од­ной до де­ся­ти ми­нут ка­ж­дый. Сло­во «скит» (англ. skit) име­ет то же зна­че­ние в оп­ре­де­ле­нии ко­ме­дии. В Ве­ли­ко­бри­та­нии очень по­пу­ляр­ны те­ле­ви­зи­он­ные скетч-шоу (Sketch comedy). Яр­ким при­ме­ром скетч-шоу яв­ля­ет­ся те­ле­се­ри­ал «Ле­таю­щий цирк Мон­ти Пай­то­на», «Шоу Фрая и Ло­ри». Ана­ло­гич­ные про­грам­мы на рос­сий­ском те­ле­ви­де­нии: «Шесть кад­ров», «Да­ёшь мо­ло­дёжь!», «Джент­ль­мен-шоу», «Го­ро­док», «Од­на за всех», «На­ша Russia», «Ураль­ские пель­ме­ни», «Брод­вей шоу» и т. п.

СКУЛЬП­ТУРА– вид изо­бра­зи­тель­но­го иск-ва, про­из­ве­де­ния к-ро­го име­ют объ­ем­ную трех­мер­ную фор­му и вы­пол­ня­ют­ся из твер­дых или пла­стич­ных ма­те­риа­лов. С. изо­бра­жа­ет чел-ка, ре­же жи­вот­ных. Ее глав­ные жан­ры – порт­рет, ис­то­ри­че­ские, бы­то­вые, сим­во­ли­че­ские, ал­ле­го­ри­че­ские изо­бра­же­ния, ани­ма­ли­сти­че­ский жанр. Вы­ра­зи­тель­ные сред­ст­ва:по­строе­ние объ­ем­ной фор­мы, пла­сти­че­ская мо­де­ли­ров­ка (леп­ка), раз­ра­бот­ка си­лу­эта, фак­ту­ры, в не­ко­то­рых слу­ча­ях так­же цве­та. Раз­ли­ча­ют­ся круг­лая С. (ста­туя, груп­па, ста­ту­эт­ка, бюст), ос­мат­ри­вае­мая с раз­ных сто­рон, и рель­еф (изо­бра­же­ние рас­по­ла­га­ет­ся на плос­ко­сти фо­на). Мо­ну­мен­таль­ная С. (па­мят­ни­ки, мо­ну­мен­ты) сочетается с ар­хи­тек­тур­ной сре­дой, от­ли­ча­ет­ся зна­чи­тель­но­стью идей, вы­со­кой сте­пе­нью обоб­ще­ния, круп­ны­ми раз­ме­ра­ми. Мо­ну­мен­таль­но-де­ко­ра­тив­ная С. вклю­ча­ет все ви­ды уб­ран­ст­ва ар­хи­тек­тур­ных со­ору­же­ний и ком­плек­сов (ат­лан­ты, ка­риа­ти­ды, фри­зы, фрон­тон­ная, фон­тан­ная, са­до­во-пар­ко­вая С). Стан­ко­вая С., не за­ви­ся­щая от сре­ды, име­ет раз­ме­ры, близ­кие к на­ту­ре, и кон­крет­ное уг­луб­лен­ное со­дер­жа­ние, пред­на­зна­че­на для ин­терь­е­ра. Ее жан­ры – порт­рет, бы­то­вой, ню, ани­ма­ли­сти­че­ский. Ма­те­риа­лы С. – ме­талл, ка­мень, бе­тон, пла­ст­мас­са, гли­на, воск, пла­сти­лин, де­ре­во, гипс и др. Ме­то­ды их об­ра­бот­ки – вы­се­ка­ние, леп­ка, вы­ре­за­ние, ли­тье, ков­ка, че­кан­ка и др. Прин­ци­пы по­строе­ния скульп­тур­ных групп час­то ис­поль­зу­ют­ся в те­ат­ра­ли­зо­ван­ных пред­став­ле­ни­ях с по­мо­щью раз­но­об­раз­ных прие­мов: по­каз уве­ли­чен­ных фо­то­гра­фий, на к-рых изо­бра­же­ны те или иные скульп­тур­ные про­из­ве­де­ния. Прин­ци­пы мно­го­фи­гур­ных ком­по­зи­ций ус­пеш­но пе­ре­но­сят­ся на сце­ну в жи­вом че­ло­ве­че­ском ма­те­риа­ле («жи­вые скульп­ту­ры», «эмб­ле­ма») и за ее пре­де­лы (груп­пы на бор­ту гру­зо­ви­ка); из­вест­ны и скульп­тур­ные па­ро­дии.

СКАНДИРОВАНИЕ (от лат. scandere – размеренно читать) – 1. Искусственное чтение стихов, подчеркивающее их метрическую структуру. 2. Ритмические организованное выкрикивание каких-либо призывов (например: «Шай-бу! Шай-бу!»). В режиссуре ТПиП организация скандирования – один способов активизации аудитории.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.