Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Р 2 страница



РЕПЕТИЦИЯ «ЗА СТОЛОМ» – про­во­дит­ся пе­ред про­го­ном те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го пред­став­ле­ния и пре­сле­ду­ет цель про­ве­рить во из­бе­жа­ние на­кла­док, на­сколь­ко хо­ро­шо ка­ж­дый ас­си­стент, по­мощ­ни­ки ре­жис­се­ра, ве­ду­щий пред­став­ле­ние и служ­бы зна­ют свой ма­невр.

РЕПЕТИЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ – это, по су­ще­ст­ву, раз­го­вор с ак­те­ром по ду­шам. Та­кая Р. по­мо­га­ет ис­пол­ни­те­лю прой­ти тща­тель­но и сво­бод­но уз­кие мес­та в ра­бо­те над ро­лью. Есть Р.и. тех­ни­че­ско­го ро­да (ра­зо­брать­ся в тек­сте, ло­ги­ке уда­ре­ний и т.п.). Р.и. пре­сле­ду­ет боль­шую про­ник­но­вен­ность в ин­тим­ные ме­ха­низ­мы ис­пол­ни­те­ля. Фор­ма, прие­мы, те­ма Р.и. за­ви­сят от ода­реннос­ти ре­жис­се­ра, его ав­то­ри­те­та и фан­та­зии. Та­кие Р. мо­гут быть за­пла­ни­ро­ва­ны за­ра­нее, но мо­гут воз­ни­кать спон­тан­но.

РЕПЕТИЦИЯ КОРРЕКТУРНАЯ – свя­за­на с шли­фов­кой ро­ли, но­ме­ра. Она мо­жет быть ин­ди­ви­ду­аль­ной, груп­по­вой, кол­лек­тив­ной, тех­ни­че­ской и смы­сло­вой. К Р.к. мож­но от­не­сти и та­кие, ко­гда кол­лек­ти­вы про­го­ня­ют свои но­ме­ра на но­вых для них пло­щад­ках, про­ве­ря­ют, как зву­чит фо­но­грам­ма на но­вой ап­па­ра­ту­ре и т.п.

РЕПЕТИЦИЯ МОНТАЖНАЯ – ее за­да­чи: вы­стро­ить об­щую ком­по­зи­цию, про­ве­рить «сце­п­ле­ния» эпи­зо­дов (т.н. «мос­ти­ки» и «бу­фе­ра»), про­ве­рить все пар­ти­ту­ры и мон­таж­ный лист, вне­сти из­ме­не­ния, най­ти до­пол­ни­тель­ные сред­ст­ва для обес­пе­че­ния пред­став­ле­ния в за­дан­ном тем­по-рит­ме, от­ре­пе­ти­ро­вать сла­бые мес­та, до­би­ва­ясь точ­но­сти и син­хрон­но­сти ис­пол­не­ния (см. также: Репетиция про­гон­ная).

РЕПЕТИЦИЯ МОНТИРОВОЧНАЯ – сбор­ка и от­ра­бот­ка взаи­мо­дей­ст­вия сце­ни­че­ско­го оформ­ле­ния, ху­до­же­ст­вен­ных и тех­ни­че­ских средств те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го зре­ли­ща. В на­зна­чен­ный по пла­ну-гра­фи­ку срок, к к-ро­му долж­ны быть под­го­тов­ле­ны все эл-ты оформ­ле­ния (стан­ки, зад­ни­ки и т.д.), реж-р вме­сте с ху­дож­ни­ком и все­ми тех­ни­че­ски­ми служ­ба­ми про­во­дит ре­пе­ти­цию, на к-рой окон­ча­тель­но оп­ре­де­ля­ет­ся де­ко­ра­ци­он­ное и све­то­вое ре­ше­ние пред­став­ле­ния. На сце­не в со­от­вет­ст­вии с эс­ки­за­ми или ма­ке­том ху­дож­ни­ка ус­та­нав­ли­ва­ют­ся все эл-ты оформ­ле­ния, раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся спо­со­бы и сред­ст­ва для бы­ст­рой их сме­ны, уточ­ня­ет­ся раз­ме­ще­ние от­дель­ных эл-тов оформ­ле­ния, про­ве­ря­ет­ся тех­ни­че­ская часть, пред­на­зна­чен­ная для по­лу­че­ния сце­ни­че­ских эф­фек­тов и т.д. На этой ре­пе­ти­ции так­же от­ра­ба­ты­ва­ют­ся пе­ре­ме­ны, свя­зан­ные с пе­ре­ста­нов­кой по хо­ду пред­став­ле­ния де­та­лей оформ­ле­ния.

РЕПЕТИЦИЯ ПРОГОННАЯ – ис­пол­не­ние и от­ра­бот­ка пред­став­ле­ния в его вре­мен­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти, шли­фов­ка пред­став­ле­ния. Р.п. за­кан­чи­ва­ет­ся ра­бо­та ре­жис­се­ра над пред­став­ле­ни­ем. Ста­но­вят­ся яс­ны, на­гляд­ны все дос­то­ин­ст­ва и не­дос­тат­ки: об­на­ру­жи­ва­ют­ся не­нуж­ные пау­зы, за­тяж­ки дей­ст­вия, рит­ми­че­ские «ды­ры». Здесь оп­ре­де­ля­ет­ся, что не­об­хо­ди­мо уточ­нить, что по­пра­вить и да­же пе­ре­де­лать; вы­ве­ря­ет­ся ком­по­зи­ция пред­став­ле­ния; ритм эпи­зо­дов при­во­дит­ся в со­от­вет­ст­вие с рит­мом все­го пред­став­ле­ния, ус­та­нав­ли­ва­ет­ся его те­ма; про­ве­ря­ет­ся дей­ст­вие ис­пол­ни­те­лей во вре­мя их вы­хо­да и ухо­да со сце­ну. Какпра­ви­ло, та­кие Р. идут без ос­та­но­вок, «под ка­ран­даш», что­бы ис­пол­ни­те­ли по­чув­ст­во­ва­ли це­ло­ст­ность сце­ни­че­ско­го дей­ст­вия, его ат­мо­сфе­ру, тем­по-ритм. Про­ве­ря­ет­ся дра­ма­тур­гия пред­став­ле­ния, про­во­дит­ся хро­но­мет­раж. По­сле Р.п. ино­гда воз­ни­ка­ет на­доб­ность в до­пол­ни­тель­ном ре­пе­ти­ци­он­ном вре­ме­ни для ли­к­ви­да­ции про­сче­тов и не­до­ра­бо­ток. По­это­му в ре­пе­ти­ци­он­ном пла­не по­сле пер­во­го про­го­на пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся вре­мя для ре­пе­ти­ций «по на­зна­че­нию».

РЕПЕТИЦИЯ ПРОСМОТРОВАЯ – про­смотр и про­слу­ши­ва­ние всех ис­пол­ни­те­лей. За­да­ча этой ре­пе­ти­ции – оп­ре­де­ле­ние ре­пер­туа­ра, с ко­то­рым ис­пол­ни­те­ли или кол­лек­ти­вы бу­дут вы­сту­пать в пред­став­ле­нии. Реж-р мо­жет ото­брать имею­щий­ся или пред­ло­жить ка­кой-л. ре­пер­ту­ар, к-рый не­об­хо­дим дня пред­став­ле­ния как са­мо­стоя­тель­ный но­мер или к-рый вой­дет и со­став свод­но­го но­ме­ра. Про­смотр мож­но про­во­дить и для оп­ре­де­ле­ния ста­дии го­тов­но­сти но­ме­ра.

РЕПЕТИЦИЯ СВЕТОВАЯ– репетиция, целью которой является ус­та­нов­ка све­та, про­вер­ка кос­тю­мов и гри­ма при ус­та­нов­лен­ном све­те. Пер­вая све­то­вая Р. про­во­дит­ся по­сле Р. мон­ти­ро­воч­ной, она имеет пред­ва­ри­тель­ный характер. Окон­ча­тель­но свет ус­та­нав­ли­ва­ют во вре­мя свод­ных Р. в при­сут­ст­вии на сце­не ис­пол­ни­те­лей.

РЕПЕТИЦИЯ СВОДНАЯ – репетиция, на которой реж-р впер­вые со­би­ра­ет все но­ме­ра и эпи­зо­ды пред­став­ле­ния под­ряд, вво­дя в них му­зы­ку, свет, ки­но и т.п. На Р.св. про­ве­ря­ют­ся все связ­ки ме­ж­ду но­ме­ра­ми и эпи­зо­да­ми, пра­виль­ность их че­ре­до­ва­ния, раз­ви­тие сквоз­но­го дей­ст­вия, сло­вом, все со­дер­жа­ние и все ком­по­нен­ты представления. По­это­му Р.св. ре­ко­мен­ду­ет­ся про­во­дить по­сле от­дель­ных Р. с ки­но, диа­по­зи­ти­ва­ми, слай­да­ми, фо­но­грам­мой, ра­дио­ап­па­ра­ту­рой, слож­ным све­том и дру­гой тех­ни­кой, что­бы по­том на Р.св. как мож­но мень­ше вре­ме­ни тра­тить на тех­ни­ку, а глав­ное вни­ма­ние уде­лять ис­пол­ни­те­лям.

РЕПЕТИЦИЯ ГЕНЕРАЛЬНАЯ – пред­став­ле­ние, иду­щее без зри­те­лей или при ог­ра­ни­чен­ном их ко­ли­че­ст­ве. Р.г. – это тот же про­гон, но с осо­бой це­лью и на осо­бом эта­пе. Ча­ще все­го она од­но­вре­мен­но яв­ля­ет­ся сда­чей пред­став­ле­ния за­каз­чи­ку. По­это­му Р.г. идет как спек­такль. Про­фес­сио­наль­ные ре­жис­се­ры про­во­дят Р.г. за день-два до по­ка­за пред­став­ле­ния, что­бы мож­но бы­ло вне­сти не­об­хо­ди­мые, об­на­ру­жив­шие­ся по хо­ду Р.г., из­ме­не­ния (см. также: Гра­фик ре­пе­ти­ций, При­кры­тие).

РЕ­ПЕ­ТИ­ЦИ­ОН­НОЙ РА­БО­ТЫ МЕ­ТО­ДЫ – способы организации работы с участниками будущего представления. Лю­бое ре­жис­сер­ское ука­за­ние мо­жет быть да­но как в фор­ме сло­вес­но­го объ­яс­не­ния (рас­ска­за), так и в фор­ме по­ка­за. Сло­вес­ное объ­яс­не­ние (рас­сказ) счи­та­ет­ся ос­нов­ной фор­мой ре­жис­сер­ских ука­за­ний. Рассказ – это разъ­яс­не­ние, по­гру­же­ние ар­ти­ста в за­мы­сел ре­жис­се­ра, вве­де­ние в об­стоя­тель­ст­ва ро­ли, сре­ды, в к-рой бу­дет су­ще­ст­во­вать ис­пол­ни­тель, ми­зан­сце­ны, вы­яс­не­ние дей­ст­вия в ка­ж­дом кус­ке ро­ли. Боль­шое вни­ма­ние рас­ска­зу уде­ля­ет­ся в за­столь­ный пе­ри­од. Ис­поль­зо­ва­ние рас­ска­за за­ви­сит так­же от сте­пе­ни под­го­тов­лен­но­сти ис­пол­ни­те­лей (про­фес­сио­на­лы – не­про­фес­сио­на­лы), от ви­да ре­пе­ти­ции, от взаи­мо­от­но­ше­ний ре­жис­се­ра и ис­пол­ни­те­ля (со­ав­то­ры – под­чи­нен­ные) и от не­ко­то­рых дру­гих фак­то­ров. Не ре­ко­мен­ду­ет­ся зло­упот­реб­лять рас­ска­зом, что­бы не убить ини­циа­тив­ный ха­рак­тер дей­ст­во­ва­ния ис­пол­ни­те­ля. Показ – это де­мон­ст­ра­ция ми­зан­сце­ны, ха­рак­те­ра, по­ве­де­ния ге­роя на сце­не, жес­тов и т.д. Раз­ли­ча­ют ре­жис­сер­ский и ак­тер­ский по­казы – это под­ме­на ак­те­ра ре­жис­се­ром, де­мон­ст­ра­ция, как на­до сыг­рать, ре­жис­сер­ский по­каз – это ука­за­ние, что на­до в дан­ном «кус­ке» де­лать, что­бы рас­крыть ка­кую-н. су­ще­ст­вен­ную сто­ро­ну об­раза. Ре­жис­сер­ский по­каз как пра­ви­ло кон­кре­тен и пред­став­ля­ет со­бой ла­ко­нич­ное сред­ст­во пе­ре­да­чи ак­те­ру ре­жис­сер­ско­го за­да­ния. Рассказ с демонстрацией – это есть под­лин­ный ре­жис­сер­ский по­каз. Толь­ко при по­мо­щи де­мон­ст­ра­ции с по­яс­не­ни­ем реж-р мо­жет вы­ра­зить мысль син­те­ти­че­ски, т.е. де­мон­ст­ри­руя од­но­вре­мен­но дви­же­ние, сло­во, ин­то­на­цию в их взаи­мо­дей­ст­вии. При этом реж-ру нет не­об­хо­ди­мо­сти про­го­ва­ри­вать точ­ный текст; кро­ме то­го, ре­жис­сер­ский по­каз свя­зан с воз­мож­но­стью твор­че­ско­го мо­би­ли­за­ци­он­но­го за­ра­же­ния ак­те­ра, реж-р толь­ко на­ме­ка­ет ак­те­ру, толь­ко под­тал­ки­ва­ет его, под­ска­зы­ва­ет ему на­прав­ле­ние в к-ром сле­ду­ет ис­кать [4].

РЕПЛИКА – 1) от­вет, воз­ра­же­ние, за­ме­ча­ние насло­ва со­бе­сед­ни­ка, го­во­ря­ще­го; 2) сце­ни­че­ском диа­ло­ге от­вет­ная фра­за парт­не­ра, по­след­ние сло­ва пер­со­на­жа, за ко­то­ры­ми сле­ду­ют текст дру­го­го дей­ст­вую­ще­го ли­ца спек­так­ля. По­ня­тие со­вре­мен­ной Р. рас­ши­ре­но. Р. называют дви­же­ние ак­те­ра, сме­на све­та, на­ча­ло или окон­ча­ние дви­же­ния по­во­рот­но­го кру­га, за­на­ве­са, штан­ке­та и проч.

РЕ­ПРИЗ(А) – 1) по­вто­ре­ние ка­ко­го-л. раз­де­ла муз. про­из­ве­де­ния; 2) (в цир­ке) дви­же­ние ло­ша­ди од­ним и тем же ал­лю­ром, а также се­рия трю­ков; 3) (в цир­ке и на эс­т­ра­де) сло­вес­ный или пан­то­ми­ми­че­ский но­мер, ла­ко­нич­ная шут­ка, мет­кое сло­во, ка­лам­бур,па­ра­докс, трюк, рас­счи­тан­ный на без­ус­лов­ную, об­щую и бы­ст­ро воз­ни­каю­щую ре­ак­цию ау­ди­то­рии. Р. бы­ва­ют са­ти­ри­че­ские, юмо­ри­сти­че­ские, пуб­ли­ци­сти­че­ские, му­зы­каль­ные (инструментальные и вокальные) и т.п. Р. мо­жет быть са­мо­стоя­тель­ным ми­ни­но­ме­ром кон­фе­ран­сье, от­лич­но при­спо­соб­ле­на для за­пол­не­ния меж­но­мер­ных па­уз, ко­гда в рас­по­ря­же­нии у артиста счи­тан­ные се­кун­ды, а так­же мо­жет су­ще­ст­во­вать как со­став­ная часть но­ме­ра эс­т­рад­но­го или цир­ко­во­го ар­ти­ста. Ре­приз­ный ход внут­ри фель­е­тона, мо­но­ло­га, ин­тер­ме­дии мо­жет кру­то по­ме­нять смы­сло­вое зна­че­ние це­ло­го кус­ка, при­дать осо­бую ост­ро­ту и вто­рой план со­дер­жа­нию. Как эле­мен­тар­ный вид ко­ми­че­ско­го, Р. внут­ри тек­ста слу­жат удар­ны­ми сме­хо­вы­ми ак­цен­та­ми, яв­ля­ясь по об­раз­но­му вы­ра­же­нию Н.П. Смир­но­ва-Со­коль­ско­го, по­плав­ка­ми, под­дер­жи­ваю­щими на по­верх­но­сти зри­тель­ско­го ин­те­ре­са ве­со­мые и ве­ду­щие час­ти про­из­ве­де­ния. Са­мое не­зна­чи­тель­ное пе­ре­ме­ще­ние слов в Р., к-рое мо­жет про­изой­ти при не­твер­дом зна­нии тек­ста, из­ме­не­нии ин­то­на­ции, фра­зи­ров­ки, вы­хо­ла­щи­ва­ет юмор мик­ро­ско­пи­че­ско­го, но точ­но по­стро­ен­но­го про­из­ве­де­ния.

РЕТРО (от лат. retro - назад, обращённый к прошлому) – cтиль в искусстве, культуре, моде, характеризующийся детальным воспроизведением реалий прошлого.

РЕТРОСПЕКЦИЯ (от лат. retrospectare – взгляд назад) - возвращение в прошлое, обозрение того, что было до начала происходящих событий. В режиссуре и сценаристике ТПиП этот прием используется для объяснения сути событий, положений, поступков героев представления в настоящем для соотношения событий современности с событиями прошлого.

РЕФРЕН(от стар.-фр. refrain (от refraindre) – «по­вто­рять») – в му­зы­ке глав­ная те­ма, оп­ре­де­лён­ный му­зы­каль­ный ма­те­ри­ал, не­од­но­крат­но воз­вра­щаю­щий­ся на про­тя­же­нии про­из­ве­де­ния. В по­эзии реф­ре­ном мо­жет яв­лять­ся стро­ка или не­сколь­ко строк, встав­лен­ных ме­ж­ду стро­фа­ми. При­сут­ст­вие реф­ре­на оп­ре­де­ля­ет фор­му про­из­ве­де­ния. Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ная фор­ма, имею­щая реф­рен, – рон­до. Сре­ди дру­гих форм с реф­ре­ном – вил­ла­нель, ви­ре­ле.

РЕ­ЧЕ­ВАЯ ПАР­ТИ­ТУРА – раз­де­ле­ние тек­ста ме­ж­ду ис­пол­ни­те­ля­ми по го­ло­сам для по­ли­фо­ни­че­ско­го (хо­ро­во­го) ис­пол­не­ния ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний.

РЕЧЁВКА– небольшой ритмически организованный рифмованный текст, исполняемый группой. У спортивных болельщиков называется «кричалкой». В режиссуре ТПиП используется для демонстрации единства, подъема праздничного настроения, активизации аудитории.

РЕ­ЧИ­ТА­ТИВ – во­каль­ный стиль, ос­но­ван­ный на со­от­вет­ст­вии ин­то­на­ци­он­ных и мет­ри­че­ских за­ко­но­мер­но­стей му­зы­ки и сло­вес­но­го тек­ста. В XVII в. воз­ник­ли «су­хой Р.» – наи­бо­лее близ­кий ре­че­вой им­про­ви­за­ции и ис­пол­няе­мый под ак­ком­па­не­мент от­дель­ных ак­кор­дов кла­ве­си­на, и «ак­ком­па­ни­ро­ван­ный Р.» – бо­лее ме­ло­ди­зи­ро­ван­ный, с раз­ви­тым ор­ке­ст­ро­вым со­про­во­ж­де­ни­ем. Р. встре­ча­ет­ся в опе­рах, ора­то­ри­ях, кан­та­тах, пес­нях.

РИМЕЙК (илиРЕМЕЙК) (от англ. remake – букв. пе­ре­дел­ка) – бо­лее но­вая вер­сия или ин­тер­пре­та­ция ра­нее из­дан­но­го про­из­ве­де­ния (филь­ма, пес­ни, лю­бой му­зы­каль­ной ком­по­зи­ции или дра­ма­тур­ги­че­ской ра­бо­ты). Ре­мейк не ци­ти­ру­ет и не па­ро­ди­ру­ет ис­точ­ник, а на­пол­ня­ет его но­вым и ак­ту­аль­ным со­дер­жа­ни­ем, од­на­ко «с ог­ляд­кой» на об­ра­зец. Мо­жет по­вто­рять сю­жет­ные хо­ды ори­ги­на­ла, ти­пы ха­рак­те­ров, но изо­бра­жа­ет их в но­вых ис­то­ри­че­ских, со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ских ус­ло­ви­ях.

РИТМ – 1) че­ре­до­ва­ние ка­ких-л. эл-тов (зву­ко­вых, ре­че­вых, цве­то­вых и т.п.), про­ис­хо­дя­щее с оп­ре­де­лен­ной по­сле­до­ва­тель­но­стью, час­то­той; раз­ме­рен­ность в про­те­ка­нии, со­вер­ше­нии че­го-л.; 2) (муз.) вре­мен­ная ор­га­ни­за­ция муз. зву­ков и их со­че­та­ний. С XVII в. в му­зы­ке ут­вер­дил­ся так­то­вый ак­цент­ный Р., ос­но­ван­ный на че­ре­до­ва­нии силь­ных и сла­бых уда­ре­ний. Сис­те­мой ор­га­ни­за­ции слу­жит метр; 3) упо­ря­до­чен­ность зву­ко­во­го, сло­вес­но­го и син­так­си­че­ско­го со­ста­ва ре­чи, оп­ре­де­лен­ная его смы­сло­вым за­да­ни­ем; 4) (в сти­хе) а) об­щая упо­ря­до­чен­ность зву­ко­во­го строе­ния сти­хо­твор­ной ре­чи; ча­ст­ным слу­ча­ем Р. в этом зна­че­нии яв­ля­ет­ся метр; б) ре­аль­ное зву­ко­вое строе­ние кон­крет­ной сти­хо­твор­ной стро­ки в про­ти­во­по­лож­ность от­вле­чен­ной мет­ри­че­ской схе­ме; в этом зна­че­нии Р. яв­ля­ет­ся ча­ст­ным слу­ча­ем («рит­ми­че­ской фор­мой», «ва­риа­ци­ей», «мо­ду­ля­ци­ей») мет­ра и сти­хо­твор­но­го раз­ме­ра; 5) (в иск-ве) важ­ней­шее фор­мо­об­ра­зую­щее сред­ст­во ху­до­же­ст­вен­но­го про­из­ве­де­ния (муз., по­эти­че­ско­го, те­ат­раль­но­го), ос­но­ван­ное на за­ко­но­мер­ной по­вто­ряе­мо­сти в про­стран­ст­ве и/или во вре­ме­ни ана­ло­гич­ных эл-тов и от­но­ше­ний че­рез со­раз­ме­ри­мые ин­тер­ва­лы с ва­риа­тив­ны­ми про­пус­ка­ми или сгу­ще­ния­ми от­дель­ных рит­ми­че­ских еди­ниц; 6) (в сце­ни­че­ском и эс­т­рад­ном иск-ве, в мас­со­вом пред­став­ле­нии) пульс внутр. дей­ст­вия; от­дель­ные Р. скла­ды­ва­ют­ся в рит­ми­че­ский ри­су­нок пред­став­ле­ния, в рит­ми­че­ское на­строе­ние (см. также: Рит­ми­че­ские вол­ны, Рит­ми­че­ский по­втор, Рит­мич­ный).

РИТ­МИЧЕСКИЕ ВОЛНЫприн­цип ком­по­зи­ции, сфор­му­ли­ро­ван­ный М. Че­хо­вым и вы­ра­жаю­щий­ся в ре­гу­ляр­ном по­вто­ре рит­ми­че­ских дви­же­ний, в сме­не внут­рен­него и внеш­него дей­ст­вий. Все вы­ра­зи­тель­ные сред­ст­ва на сце­не ко­леб­лют­ся ме­ж­ду эти­ми дву­мя по­лю­са­ми: с од­ной сто­ро­ны, они дос­ти­га­ют наи­боль­ше­го на­пря­же­ния в сво­ей внеш­ней вы­ра­зи­тель­но­сти (речь, жес­ты, ми­зан­сце­ны, об­ра­ще­ния ак­те­ров с пред­ме­та­ми, све­то­вые и зву­ко­вые эф­фек­ты и т.п.), с др. – ста­но­вят­ся чис­то ду­шев­ны­ми, внут­рен­ни­ми (из­лу­че­ния­ми от­дель­ных ис­пол­ни­те­лей, их на­строе­ния и ат­мо­сфе­ры). Р.в. яв­ля­ют­сяваж­ней­шим прин­ци­пом ком­по­зи­ци­он­но­го по­строе­ния кон­церт­но­го но­ме­ра,кон­церт­но­го и празд­нич­но­го дей­ст­вия.

РИТ­МИЧЕСКИЙ ПО­ВТОРприн­цип ком­по­зи­ции, вы­ра­жаю­щий­ся в том, что от­дель­ные ее час­ти, мо­мен­ты по­вто­ря­ют­ся в про­стран­ст­ве и/или во вре­ме­ни, ос­та­ва­ясь при этом не­из­мен­ны­ми, или ме­ня­ют­ся при ка­ж­дом по­вто­ре ко­ли­че­ст­вен­но и ка­че­ст­вен­но. Раз­ли­ча­ют Р.п. смы­сло­вые, зву­ко­вые, зри­тель­ные и т.д. Они со­сре­до­то­чи­ва­ют вни­ма­ние на смыс­ле дей­ст­вия, соз­да­ют его ат­мо­сфе­ру. Как вы­ра­зи­тель­ное сред­ст­во ре­жис­су­ры, Р.п. струк­ту­ри­ру­ет, ук­ре­п­ля­ет и уси­ли­ва­ет воз­дей­ст­вие всех эл-тов спек­так­ля, те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го пред­став­ле­ния, празд­нич­но­го мас­со­во­го дей­ст­ва на зри­те­ля (см. также: Ритм, Рит­ми­че­ские вол­ны, Рит­мич­ный).

РИТ­МИЧНЫЙ – под­чи­нен­ный рит­му, рав­но­мер­ный, на­ла­жен­ный, раз­ме­рен­ный. Ка­кое вре­мя и в ка­ком про­стран­ст­ве мо­жет обо­зре­вать зри­тель од­ну кар­ти­ну без из­ме­не­ний, за­ви­сит от ко­ли­че­ст­ва и ка­че­ст­ва ху­до­же­ст­вен­ной ин­фор­ма­ции (см. также: Ритм, Рит­ми­че­ские вол­ны, Рит­ми­че­ский по­втор).

РИ­ТУАЛ – вид об­ря­да, ис­то­ри­че­ски сло­жив­шая­ся фор­ма слож­но­го сим­фо­ни­че­ско­го по­ве­де­ния, упо­ря­до­чен­ная, сте­рео­тип­ная сис­те­ма дей­ст­вий (в т.ч. ре­че­вых), которая вы­ра­жа­ет оп­ре­де­лен­ные со­ци­аль­ные и куль­тур­ные взаи­мо­от­но­ше­ния, цен­но­сти. В древ­них ре­ли­ги­ях слу­жил глав­ным вы­ра­же­ни­ем куль­то­вых от­но­ше­ний. Р. иг­ра­ет осо­бо важ­ную роль в ис­то­рии об­ще­ст­ва как тра­ди­ци­он­но вы­ра­бо­тан­ный ме­тод со­ци­аль­но­го вос­пи­та­ния. В со­вре­мен­ном об­ще­ст­ве со­хра­ня­ет­ся, глав­ным об­ра­зом, в об­лас­ти це­ре­мо­ни­аль­ных форм офи­ци­аль­но­го по­ве­де­ния и бы­то­вых от­но­ше­ний (гра­ж­дан­ская об­ряд­ность, эти­кет, ди­пло­ма­ти­че­ский про­то­кол и т.п.). В празд­нич­ном Р. важ­ное ме­сто за­ни­ма­ет ше­ст­вие (про­цес­сия), де­мон­ст­ри­рую­щее при­над­леж­ность к ка­кой-л. со­ци­аль­ной идее, общ­но­сти, к-рая ото­бра­жа­ет­ся в пес­нях, пан­то­ми­мах, тан­цах, мо­лит­вах, но так­же ранг, ие­рар­хию, со­ци­аль­ную функ­цию уча­ст­вую­щих в нем лиц. Ри­ту­аль­ное дей­ст­вие, яв­ляю­щее­ся обя­за­тель­ным струк­тур­ным эл-том лю­бо­го те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го празд­нич­но-об­ря­до­во­го дей­ст­вия, опи­ра­ет­ся на на­род­ные тра­ди­ции. К об­щим ри­ту­аль­ным эл-там ор­га­ни­за­ции те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го дей­ст­вия сле­ду­ет от­не­сти культ ог­ня, во­ды, рас­ти­тель­но­го ми­ра, ри­ту­аль­ную тра­пе­зу, ря­же­нье и проч.

РОЛЬ – 1) (пси­хол.) со­ци­аль­ная функ­ция лич­но­сти, со­от­вет­ст­вую­щая при­ня­тым нор­мам, спо­соб по­ве­де­ния лю­дей в за­ви­си­мо­сти от ста­ту­са или по­зи­ции в об­ще­ст­ве, в сис­те­ме меж­лич­но­ст­ных от­но­ше­ний; 2) изо­бра­же­ние ак­те­ром на сце­не пер­со­на­жа пье­сы; 3) со­во­куп­ность ре­п­лик од­но­го дей­ст­вую­ще­го ли­ца в пье­се. В мас­со­вом дей­ст­ве уча­ст­ни­ки доб­ро­воль­но при­ни­ма­ют на се­бя раз­лич­ные иг­ро­вые и ро­ле­вые функ­ции, вы­пол­ня­ют твор­че­ские за­да­ния, пред­ло­жен­ные сце­на­ри­ем, ре­жис­се­ром, ве­ду­щим (см. также: Пла­сти­че­ский ри­су­нок ро­ли).

РОМАН –эпи­чес­кое про­из­ве­де­ние, ох­ва­ты­ваю­щее ши­ро­кий круг яв­ле­ний ча­ст­ной и об­ще­ст­вен­ной жиз­ни и рас­кры­ваю­щее ис­то­рию не­сколь­ких, ино­гда мно­гих че­ло­ве­че­ских су­деб на про­тя­же­нии дли­тель­но­го вре­ме­ни, по­рой це­лых по­ко­ле­ний лю­дей. Име­ет не­сколь­ко сю­жет­ных ли­ний, по­зво­ля­ет пе­ре­дать наи­бо­лее глу­бо­кие и слож­ные про­цес­сы жиз­ни (Л.Н. Тол­стой «Вой­на и мир»).

РОМАНС –не­боль­шая му­зы­каль­ная пье­са для пе­ния. Так на­зы­ва­ют ещё не­боль­шое пе­ву­чее ли­ри­че­ское сти­хо­тво­ре­ние, обыч­но по­свя­щён­ное ми­мо­лёт­ным на­строе­ни­ям, лю­бов­ным пе­ре­жи­ва­ни­ям и т.п. (И.С. Тур­ге­нев «Ут­ро ту­ман­ное, ут­ро се­дое»).

РОМАНТИЗМ(от фр. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

РЯЖЕНИЕ– обрядовое перевоплощение с помощью масок, одежды и других атрибутов внешнего облика. В режиссуре ТПиП наиболее характерно в праздновании Рождества, Масленицы, Святок, дожинок (осенних праздников урожая). У славян ряженье известно как обязательный элемент свадьбы. Традиции ряжения восходят к глубокой древности, имеет магические корни – ряженые это пришельцы из другого мира, души умерших предков, поэтому угощение ряженых-колядовщиков – это акт задабривания , чтобы они покровительствовали семье, скоту и будущему урожаю. Традиция ряжения связана с сатурналиями, хэллоуином, карнавалом, мистериями.

 

С

САЛЮТ (от лат. salutis – здоровье, благополучие) – торжественная форма приветствия или отдания почестей холостыми ружейными или артиллерийскими залпами, ракетами, флагами и т.п. (не путать с фейерверками). В режиссуре ТПиП часто используется ружейный салют на церемониях возложения венков к памятникам, погибшим в Великой Отечественной войне в День Победы, в Дни воинской славы России. Салют с использованием разного рода фейерверков включается в программу празднования   для приветствия триумфаторов, почетных гостей,     участников шествия и т.д.                                           

СА­МО­ДЕЯТЕЛЬНОЕ ИС­КУССТВО – (в ши­ро­ком смыс­ле) все ви­ды и жан­ры ху­до­же­ст­вен­ной са­мо­дея­тель­но­сти, со­от­вет­ст­вую­щие ви­дам и жан­рам про­фес­сио­наль­но­го ис­кус­ст­ва или тра­ди­ци­он­но­го на­род­но­го твор­че­ст­ва (фольк­ло­ра):му­зы­каль­ная, тан­це­валь­ная (хо­рео­гра­фи­че­ская), те­ат­раль­ная, изо­бра­зи­тель­ная, де­ко­ра­тив­но-при­клад­ная, ху­до­же­ст­вен­ная са­мо­дея­тель­ность, фо­то- и ки­но­лю­би­тель­ст­во. С.и. – один из спо­со­бов рас­про­стра­не­ния ху­до­же­ст­вен­ной куль­ту­ры, при­вле­че­ния ши­ро­ких масс не­про­фес­сио­на­лов к ху­до­же­ст­вен­но­му твор­че­ст­ву. Ха­рак­тер­ная чер­та С.и. – сво­бод­ное опе­ри­ро­ва­ние эл-та­ми дей­ст­ви­тель­но­сти, об­ще­из­ве­ст­ны­ми ху­до­же­ст­вен­ны­ми фор­ма­ми, их пре­об­ра­зо­ва­ние без стро­го­го со­блю­де­ния су­ще­ст­вую­щих тра­ди­ций, ка­но­нов, пра­вил. Твор­че­ст­во в рам­ках С.и. спо­соб­ст­ву­ет вы­яв­ле­нию та­лан­тов и не­ред­ко слу­жит ис­точ­ни­ком для по­пол­не­ния кад­ров про­фес­сио­наль­но­го иск-ва, где уже нет мес­та са­мо­дея­тель­но­сти как не­про­фес­сио­наль­но­сти, не­обу­чен­но­сти; 2) (в уз­ком смыс­ле) твор­че­ст­во вне ху­до­же­ст­вен­ных тра­ди­ций, ка­но­нов и пра­вил, дос­ти­гаю­щее вы­сот ху­до­же­ст­вен­но-об­раз­но­го обоб­ще­ния. Яр­кий при­мер та­ко­го иск-ва – при­ми­тив в са­мо­дея­тель­ном изо­бра­зи­тель­ном иск-ве [4].

САМОВЫРАЖЕНИЕ –1. Выражение себя, своей индивидуальности в какой-либо деятельности. 2.Творческий процесс воссоздания внутреннего мира художника средствами литературы и искусства, где понятие «лирический герой» исходит от авторского «Я» и воплощает мировоззрение автора, его жизненное кредо, жизненный опыт, чувства и переживания. 

САР­КАЗМ – яз­ви­тель­ная, жес­то­кая и иро­ни­че­ская на­смеш­ка, по­стро­ен­ная на уси­лен­ном кон­тра­сте внеш. смыс­ла и под­тек­ста.

СА­ТИРА – 1) об­ли­чаю­щая, би­чую­щая иро­ния; 2) ли­те­ра­тур­ное про­из­ве­де­ние, об­ли­чаю­щее от­ри­ца­тель­ные яв­ле­ния, дей­ст­вия; 3) вид ко­ми­че­ско­го, осо­бо ост­рая и яз­ви­тель­ная фор­ма ко­ме­дий­ной, т.е. эмо­цио­наль­но-эс­те­ти­че­ской кри­ти­ки, от­ри­цаю­щая са­му сущ­ность ос­меи­вае­мо­го яв­ле­ния пу­тем про­ти­во­пос­тав­ле­ния его вы­со­ким эс­те­ти­че­ским идеа­лам, би­чую­щее изо­бли­че­ние все­го, что сто­ит на пу­ти к их осу­ще­ст­в­ле­нию, спе­ци­фи­че­ский спо­соб ху­до­же­ст­вен­но­го вос­про­из­ве­де­ния дей­ст­ви­тель­но­сти, рас­кры­ваю­щий ее как не­что не­со­об­раз­ное, са­мо­стоя­тель­ное с по­мо­щью пре­уве­ли­че­ния, за­ост­ре­ния (по­рой до­во­дя­ще­го об­лик изо­бра­жае­мо­го до де­фор­ма­ции), ги­пер­бо­ли­за­ции, гро­те­ска.

СВАДЬБА – бытовой праздник, посвященный бракосочетанию; совокупность ритуалов и обрядов, связанных с подготовкой жениха и невесты к совместной жизни.

СВЕРХ­ЗА­ДАЧАидея, став­шая внут­рен­ней по­треб­но­стью, стрем­ле­ни­ем, па­фо­сом ху­дож­ни­ка; жизненная цель, при­тя­ги­ваю­щая к се­бе все без ис­клю­че­ния жиз­нен­ные и твор­че­ские за­да­чи, ради которой ре­жис­сер тво­рит мас­со­вое те­ат­ра­ли­зо­ван­ное дей­ст­вие и объ­е­ди­ня­ет в об­щий твор­че­ский про­цесс всех его уча­ст­ни­ков. От­ход от С. и сквоз­но­го дей­ст­вия в ре­жис­су­ре это не толь­ко по­те­ря идей­ной це­ле­уст­рем­лен­но­сти, но это од­но­вре­мен­но и рас­пад фор­мы, ко­гда по­ста­нов­ка у ре­жис­се­ра и об­раз уак­те­ра раз­мель­ча­ет­ся на от­дель­ные кус­ки, не способные объединиться в це­лое (см. также: Пер­спек­ти­ва).

СВЕРХ-СВЕРХ­ЗА­ДАЧА – жиз­нен­ная це­ле­уст­рем­лен­ность, ле­жа­щая в ос­но­ветвор­че­ско­го пу­ти ху­дож­ни­ка. Лич­ное от­но­ше­ние ху­дож­ни­ка к жиз­ни, к со­бы­ти­ям, к-рые яв­ля­ют­ся ос­но­вой те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го дей­ст­вия.

СВЕТ – 1) лу­чи­стая энер­гия, вос­при­ни­мае­мая гла­зом, де­лаю­щая ок­ру­жаю­щий мир ви­ди­мым; 2) тот или иной ис­точ­ник ос­ве­ще­ния (см. также: Со­фит, Рам­па, Ла­зер).С. и цвет – ак­тив­ные сред­ст­ва пла­сти­че­ской ху­до­же­ст­вен­ной ха­рак­те­ри­сти­ки пер­со­на­жей, ат­мо­сфе­ры дей­ст­вия, раз­ви­тия со­бы­тий. Сце­ни­че­ский С. пре­об­ра­жа­ет де­ко­ра­ции, рас­кра­шен­ный холст пре­вра­ща­ет в бар­хат и пар­чу, фа­не­ру и кар­тон – в сталь или гра­нит, жесть – в хру­сталь, стек­ляш­ки – в ал­маз, фоль­гу – в зо­ло­то и се­реб­ро. Ис­кус­но ус­та­нов­лен­ный на сце­не С. соз­да­ет впе­чат­ле­ние жа­ры или хо­ло­да, «сол­неч­но­го ут­ра» или «зим­не­го ве­че­ра», «осен­ней мглы» или «яс­но­го без­дон­но­го не­ба». С. пред­на­зна­чен так­же для соз­да­ния све­то­вых эф­фек­тов. Но са­мое важ­ное на­зна­че­ние С. на сце­не – соз­да­ние ат­мо­сфе­ры, не­об­хо­ди­мой по хо­ду дей­ст­вия. Он мо­жет быть ней­траль­ным или эмо­цио­наль­но ок­ра­шен­ным – празд­нич­ным, тре­вож­ным, уны­лым, кар­на­валь­но-ди­на­мич­ным. С. на сце­не ус­та­нав­ли­ва­ет­ся на спе­ци­аль­ных све­то­вых ре­пе­ти­ци­ях, ко­гда уже пол­но­стью го­то­во и смон­ти­ро­ва­но оформ­ле­ние спек­так­ля (см. также: Ре­пе­ти­ция мон­ти­ро­воч­ная). За­ни­ма­ет­ся этим ос­ве­ти­тель­ный цех во гла­ве с ху­дож­ни­ком по­ста­нов­ки и ре­жис­се­ром. Всю све­то­вую ап­па­ра­ту­ру мож­но раз­де­лить на при­бо­ры на­прав­лен­но­го и рас­се­ян­но­го све­та. Цвет­ное ос­ве­ще­ние дос­ти­га­ет­ся с по­мо­щью цвет­ных стек­лян­ных или пла­ст­мас­со­вых фильт­ров. Све­то­вая ап­па­ра­ту­ра рас­по­ло­же­на как внут­ри сце­ни­че­ской ко­роб­ки, так и вне нее, в зри­тель­ном за­ле (т.н. вы­нос­ная). На сце­не ап­па­ра­ту­ра кре­пит­ся на пор­та­лах и на га­ле­ре­ях (длин­ных бал­ко­нах). Кро­ме то­го, пе­ре­нос­ные при­бо­ры ус­та­нав­ли­ва­ют­ся в ку­ли­сах на шта­ти­вах. Над сце­ной во всю ее ши­ри­ну под­ве­ши­ваются со­фи­ты, в к-рые вмон­ти­ро­ван це­лый на­бор раз­но­об­раз­ных ос­ве­ти­тель­ных при­бо­ров. Со­фи­ты скры­ты от зри­те­лей па­ду­га­ми, под­ни­ма­ют­ся и опус­ка­ют­ся они при по­мо­щи по­ли­спас­ной сис­те­мы (см. также: Све­то­вая пар­ти­ту­ра, Све­то­вая про­ек­ция, Све­то­вой за­на­вес, Све­то­вой эф­фект).

СВЕ­ТО­ВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ(ЗРЕЛИЩА)- Постановочное световое оборудование делится на несколько типов, причем отдельный прибор может одновременно принадлежать к нескольким типам аппаратуры.
Деление по перемещению луча в пространстве:
1. Динамические головы и сканеры
2. Статичный и динамичный свет
Сканер– интеллектуальный (программируемый) статичный прибор с движущимся зеркалом (призмой), перемещение зеркала – вызывает перемещения луча в пространстве.
Динамическая голова – интеллектуальный (программируемый) динамический прибор, с движущимся корпусом (вращается источник света с оптической системой).                                                                 Статичные приборы:
Под этим термином подразумевается любой источник света, не обладающий возможностью управления перемещениям луча в пространстве.
Точечный свет – высвечивание объекта или его участка относительно узким лучом различной формы и четкости границы. Так называемой «точкой».
Типы приборов:
1. Профиль. Узконаправленный луч, применяемый для освещения участка объекта, как правило, снабжен системой, позволяющей менять форму луча от традиционно круглой до многоугольной, квадратной, прямоугольной неправильной и т.п. Световые пушки и световые пистолеты, можно отнести к частному случаю профилей. Линзовый прибор или направленный, безлинзовый прибор – эти приборы в концертном жаргоне именуются театральными прожекторами.Колорченджер, рассматривается, как частный случай направленного линзового прибора, с большими возможностями. Заливочный свет –сегодняразработана и с успехом применяется линейка колорченджеров заливочного света.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.