Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Р 1 страница



РА­ДИО­ВЕ­ЩАНИЕ – од­но из средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции (мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции). Осу­ще­ст­в­ля­ет­ся че­рез ра­дио­цен­тры и при­ни­ма­ет­ся на ра­дио­ве­ща­тель­ные при­ем­ни­ки. Осо­бен­ности Р.: а) симультанность – мгно­вен­ная пе­ре­да­ча на боль­шое рас­стоя­ние зву­ко­во­го об­раза со­бы­тия, к-рое про­те­ка­ет имен­но сей­час, в дан­ное вре­мя; б) вездесущность – од­но­вре­мен­ная ин­фор­ма­ция сра­зу мно­го­чис­лен­ной рас­сре­до­то­чен­ной ау­ди­то­рии; в) программность ве­ща­ния – объ­е­ди­не­ние от­дель­ных про­из­ве­де­ний в еди­ный, сис­тем­но ор­га­ни­зо­ван­ный про­цесс со­ци­аль­ной ин­фор­ма­ции. На ба­зе по­ли­функ­цио­наль­ных ком­му­ни­ка­тив­ных сис­тем раз­ви­лись но­вые тех­но­ген­ные иск-ва – ра­дио­иск-во и те­ле­иск-во, син­те­зи­рую­щие вер­баль­ный, муз. и шу­мо­вой язы­ки. Р. с ус­пе­хом ис­поль­зу­ет­ся при ор­га­ни­за­ции и про­ве­де­нии мас­со­вых действ: соз­да­ние на ра­дио фо­но­грамм, про­ве­де­ние ра­дио­мос­тов, ра­дио­га­зет, ра­дио­ре­пор­та­жей, ис­поль­зо­ва­ние ра­дио­мик­ро­фо­нов ис­пол­ни­те­ля­ми. Ра­дио – ос­нов­ная фор­ма управ­ле­ния мас­со­вым дей­ст­вом (ра­дио­связь ме­ж­ду служ­ба­ми, ра­дио­управ­ле­ние ху­до­же­ст­вен­ным фо­ном ста­ди­он­ных пред­став­ле­ни­ях и т.п.).

РАЁК, РАЁШНИК –на­род­ный те­атр, со­стоя­щий из не­боль­шо­го ящи­ка с дву­мя уве­ли­чи­тель­ны­ми стек­ла­ми впе­ре­ди. Внут­ри его пе­ре­став­ля­ют­ся кар­тин­ки или пе­ре­ма­ты­ва­ет­ся с од­но­го кат­ка на дру­гой бу­маж­ная по­ло­са с до­мо­ро­щен­ны­ми изо­бра­же­ния­ми раз­ных го­ро­дов, ве­ли­ких лю­дей и со­бы­тий. Ра­еш­ник пе­ре­дви­га­ет кар­тин­ки и рас­ска­зы­ва­ет при­сказ­ки и при­ба­ут­ки к ка­ж­до­му но­во­му сю­же­ту. Кар­тин­ки эти бы­ли час­то в лу­боч­ном сти­ле, пер­во­на­чаль­но, ре­ли­ги­оз­но­го со­дер­жа­ния – от­сю­да на­зва­ние «ра­ёк», а за­тем на са­мые раз­но­об­раз­ные те­мы, вклю­чая по­ли­ти­че­ские. Яр­ма­роч­ный ра­ёк. «Ра­ёш­ник» или «ра­ёч­ник» – рас­сказ­чик, ис­пол­ни­тель рай­ка, а так­же че­ло­век по­се­щаю­щий ра­ёк.

РАПИД (от лат. rapidus – быстрый скорый)  ускорение киносьемки, в результате которой на экране демонстрируется замедленное движение персонажей, замедленное панорамное движение камеры. В режиссуре ТПиП прием применяется в целях заострения внимания зрителей на определенных действиях персонажей театрализации.

РАПСОДИЯ (от греч. rhapsodia – буквально – сшивание песен) - инструментальное или вокальное произведение, написанное в свободном, импровизированном, эпическом стиле. В музыкальном оформлении ТПиП используются, чтобы подчеркнуть национальные или стилистические особенности содержания эпизода (Венгерская рапсодия Ф. Листа, Рапсодия в стиле блюз Д. Гершвина и т.п.

РАСКРЕПОЩЕНИЕ– от глагола раскрепоститься – освободиться от какой-либо зависимости. Это учебно-творческий процесс выработки профессиональных навыков органичного существования на игровой площадке. Раскрепощение – одна из задач работы режиссера с актером. В актерской психотехнике – элемент работы над собой по снятию мышечных и психологических зажимов.

РАЗ­ВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ – про­цесс пе­ре­хо­да сце­ни­че­ско­го дей­ст­вия от одного ка­че­ст­вен­но­го со­стоя­ния к но­во­му ка­че­ст­вен­ном со­стоя­нию (от про­сто­го к слож­но­му, от низ­ше­го к выс­ше­му, от мед­лен­но­го к бо­лее ди­на­мич­но­му и на­обо­рот); пе­ре­ход от од­но­го со­бы­тия (эпи­зо­да, но­ме­ра) к др. и по­вы­ше­ние на­пря­жен­но­сти дей­ст­вия к его куль­ми­на­ции и фи­на­лу.Р.д. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся тем­по-ритмом. В ре­зуль­та­те ком­по­зи­ци­он­но-целост­но­го Р.д. и ак­тив­но­сти уча­ст­ни­ков празд­ни­ка, те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го пред­став­ле­ния соз­да­ют­ся це­ло­ст­ное эмо­цио­наль­ное впе­чат­ле­ние о смыс­ле со­бы­тия, об­раз со­бы­тия и об­раз об­ще­ния.

РАЗ­ВЛЕ­ЧЕНИЕ –за­ня­тие, вре­мя­пре­про­во­ж­де­ние, дос­тав­ляю­щее‚ удо­воль­ст­вие (напр. мас­со­вые Р.); 2) то, к че­му от­но­сят­ся не­серь­ез­ная шут­ка, иг­ра, иг­руш­ка, смех, за­ба­ва, по­те­ха.

РАЗ­ВЛЕ­КАТЕЛЬ­НОСТЬ – свой­ст­ва всех раз­но­вид­но­стей иск-ва, вы­зы­ваю­щие эс­те­ти­че­ское со­пе­ре­жи­ва­ние, иг­ру чувству зри­те­ля, дос­тав­ляюшие ему ду­хов­ное удо­воль­ст­вие. Раз­вле­ка­тель­ный – дос­тав­ляю­щий удовольствие толь­ко на основе раз­вле­че­ния, безглу­бо­ко­го со­дер­жа­ния (см. также: За­ни­ма­тель­ность).

РАЗ­ВЯЗКА – 1)за­вер­ше­ние ка­ко­го-л. слож­но­го за­пу­тан­но­го де­ла; 2) зак­лю­чи­тель­ная часть дра­ма­ти­че­ско­го или ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния, сю­жет­но­го хо­да те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го пред­став­ле­ния; 3) раз­ре­ше­ние глав­но­го про­ти­во­ре­чия, кон­флик­та. Р. свя­за­на с нрав­ст­вен­ным эф­фек­том, к-рый в боль­шей сте­пе­ни ва­жен для зри­те­ля. В Р.зри­тель де­ла­ет для се­бя ка­кие-л. существенные вы­во­ды.

РАЗ­ДЁРЖ­КА – часть оде­ж­ды сце­ны, пред­став­ляю­щая со­бой по­лот­ни­ще, раз­де­лен­ное на две по­ло­ви­ны, к-рые мо­гут рас­хо­дить­ся в раз­ные сто­ро­ны. Р. за­мы­ка­ет сред­ний или по­след­ний план ку­лис.

РАЗ­МЕР – рит­ми­че­ская еди­ни­ца сти­ха, со­от­но­ше­ние удар­ных и без­удар­ных сло­гов или рит­ми­че­ских еди­ниц в муз.так­те.

РАЗ­МЕТКА – на­не­се­ние на по­верх­ность бу­ма­ги, а за­тем на по­ле ста­дио­на то­чек, по­зво­ляю­щих раз­ра­ба­ты­вать ри­сун­ки по­строе­ния уча­ст­ни­ков мас­со­вых сцен и чет­кое их вы­пол­не­ние. Прак­ти­ка по­ка­зы­ва­ет, что оп­ти­маль­ной для мас­со­вой по­ста­нов­ки на ста­дио­не яв­ля­ет­ся Р. 2×2 мет­ра. В за­ви­си­мо­сти от раз­ме­ров фут­боль­ное по­ле мо­жет вме­стить 48-56 от­ме­ток по фрон­ту и от 33 до 36 то­чек по глубине. Для Р. ис­поль­зу­ют­ся спе­ци­аль­ные мет­ки, по­хо­жие на кан­це­ляр­ские кноп­ки, толь­ко зна­чи­тель­но боль­ших раз­ме­ров (диа­метр шляп­ки 1-2 см, дли­на шты­ря 10-14 см). Важ­но, что­бы Р. бы­ла очень точ­ной по фрон­ту, в глу­би­ну и по диа­го­на­ли, т.к. от это­го за­ви­сит чет­кость ри­сун­ков и ка­че­ст­во дей­ст­вия всей мас­сы уча­ст­ни­ков. Р. ну­ме­ру­ет­ся по пер­вым ли­ниям то­чек го­ри­зон­таль­но (сле­ва на­пра­во) и вер­ти­каль­но (сни­зу вверх). По­лу­ча­ет­ся сис­те­ма ко­ор­ди­нат, с по­мо­щью к-рой мож­но лег­ко оп­ре­де­лить ме­стона­хо­ж­де­ние лю­бо­го уча­ст­ни­ка на по­ле ста­дио­на. Су­ще­ст­ву­ют два ме­то­да раз­ра­бот­ки ком­по­зи­ци­он­но-по­ста­но­воч­но­го пла­на: гра­фи­че­ский ме­тод и фо­то­ма­кет­ный ме­тод (см. также: При­ем об­рат­но­го дей­ст­вия, При­ем пря­мо­го дей­ст­вия, При­ем воз­вра­та к ис­ход­но­му по­ло­же­нию).

РАКУРС1) (в жи­во­пи­си, гра­фи­ке и рель­е­фе) изо­бра­же­ние фи­гу­ры или пред­ме­та в пер­спек­ти­ве с силь­ным со­кра­ще­ни­ем уда­лен­ных от зри­те­ля час­тей; 2) (в ки­но­съем­ке) изо­бра­же­ние объ­ек­та с раз­лич­ных то­чек зре­ния не­под­виж­ной или дви­жу­щей­ся ки­но­ка­ме­рой, точ­ка зре­ния ка­ме­ры, соз­да­вае­мая уг­лом на­кло­на или подъ­ё­ма оп­ти­че­ской оси ап­па­ра­та при съём­ке. Ак­тив­ный при­ем опе­ра­тор­ско­го иск-ва для по­строе­ния изо­бра­зи­тель­но-мон­таж­ной ком­по­зи­ции филь­ма. Р. по­мо­га­ет вы­ра­зить взгляд ге­роя или ав­то­ра на со­бы­тие; 3) (в дра­ма­тур­гии) точ­ка зре­ния, с к-рой ав­тор сце­на­рия рас­смат­ри­ва­ет про­бле­му (см. также: Сце­ни­че­ский ра­курс) [4].

РАКУРС СЦЕ­НИЧЕСКИЙ, см. Сце­ни­че­ский ра­курс.

РАМПА – ниж­ний барь­ер вдоль аван­сце­ны, за­кры­ваю­щий от зри­те­ля ос­ве­ти­тель­ные при­бо­ры, на­прав­лен­ные на сце­ну.

РАС­СКАЗ –1) ме­тод ре­пе­ти­ци­он­ной ра­бо­ты (Ре­пе­ти­ция);2) ху­до­же­ст­вен­ное по­ве­ст­во­ва­тель­ное про­заи­че­ское про­из­ве­де­ние не­боль­шо­го раз­ме­ра. Вте­ат­ре ото­бра­же­ние дей­ст­ви­тель­но­сти про­ис­хо­дит по­сред­ст­вом сию­ми­нут­но­го вос­про­из­ве­де­ния про­цес­сов жиз­ни. На эс­т­ра­де – пу­тем Р. о про­цес­се жиз­ни: о со­бы­ти­ях, с мыс­лях, о чув­ст­вах чел-ка, рас­ска­зом ино­гда те­ат­ра­ли­зо­ван­ном, но лишь в оп­ре­де­лен­ной ме­ре. Свой­ст­ва Р.: а) воз­мож­ность сво­бод­но опе­ри­ро­вать про­шед­шим, на­стоя­щим ибу­ду­щим вре­ме­нами, про­стран­ст­вом, «сжи­мать» и «рас­тя­ги­вать» про­цес­сы жиз­ни; б) воз­мож­ность сде­лать дос­тоя­ни­ем слу­ша­те­лей внут­рен­нюю жизнь ге­роя;в) вклю­че­ние в Р. сло­вес­ных оце­нок и ком­мен­та­ри­ев ав­то­ра или ли­ри­че­ско­го ге­роя,от ли­ца к-ро­го он ве­дет­ся. Раз­но­вид­ностью Р. яв­ля­ет­ся инсценированный Р. В нем ка­ж­дый ис­пол­ни­тель оце­ни­ва­ет про­ис­хо­дя­щее либо с т. зр. сво­его ге­роя,ли­бо «пе­ре­во­пло­ща­ясь в ав­то­ра», ком­мен­ти­ру­ет по­ве­де­ние парт­не­ра, ли­бо де­ла­ет ав­тор­ский опи­са­тель­ный текст сво­им внут­рен­ним мо­но­ло­гом. В про­цес­се пе­ре­хо­да от ак­тер­ско­го са­мо­чув­ст­вия к функ­ции рас­сказ­чи­ка в ав­тор­ском тек­сте ак­тер иг­ра­ет сво­его ге­роя с менее ­глу­бо­ким вхо­ж­де­ни­ем в об­раз, чем он это де­лал бы в те­ат­ре. Но взаи­мо­дей­ст­вие с парт­не­ром долж­но дос­ти­гать той же сте­пе­ни ак­тив­но­сти, об­ще­ние долж­но про­ис­хо­дить так же под­роб­но, как в спек­так­ле (см. также: Инс­це­ни­ров­ка).

РАУС -1) высокий балкон над входом в ярмарочный балаган;2) в XVII – XXVIII вв. про­лог к ба­ла­ган­но­му пред­став­ле­нию, вы­не­сен­ный на пло­щадь: вы­кри­ки за­зы­вал, пе­ре­клич­ка тру­ба­чей, тре­ли ба­ла­ла­еч­ни­ков.

РАУТ(от англ. rout) – тор­же­ст­вен­ный свет­ский при­ём, зва­ный ве­чер без тан­цев (в от­ли­чие от ба­ла).

РАФТИНГ– экс­тре­маль­ные, не­стан­дарт­ные кор­по­ра­тив­ные ме­ро­прия­тия.

РЕАКЦИЯ – 1) (пси­хол.) лю­бой от­вет ор­га­низ­ма на из­ме­не­ние (раз­дра­же­ние) во внеш­ней или внут­рен­ней сре­де – от био­хи­ми­че­ско­й Р. от­дель­ной клет­ки до ус­лов­но­го реф­лек­са жи­вот­но­го или чел-ка; 2) (в те­ат­ре) от­вет­ное дей­ст­вие ак­те­ра на воз­дей­ст­вие парт­не­ра по сце­не. Ви­ды Р.: от­каз, уст­рем­ле­ние, тор­мо­же­ние (см. также: Био­ме­ха­ни­ка).

РЕАЛИЗМ - (от лат. realis – вещественный, действительный) направление в литературе и искусстве, ставящее основной целью правдивое воспроизведение объективной действительности в ее типических чертах. В режиссуре ТПиП на реализме основано включение в контекст сценария документально-фактического материала и передача функций «носителя содержания», так называемому, реальному герою – участнику тех или иных событий.

РЕА­ЛИЗМ ФАН­ТА­СТИЧЕСКИЙ, см. Фан­та­сти­че­ский реа­лизм.

РЕАЛЬНОЕ ПРО­СТРАНСТВО – про­стран­ст­во, объ­ек­тив­но су­ще­ст­вую­щее, ес­те­ст­вен­ные ус­ло­вия, в к-рых осуществляются сце­ни­че­ское дей­ст­вие, празд­ник, пред­став­ле­ние.

РЕАЛЬНОСТЬ – 1) объ­ек­тив­но су­ще­ст­вую­щее яв­ле­ние, дей­ст­ви­тель­ность. Диа­лек­ти­че­ский ма­те­риа­лизм раз­ли­ча­ет объ­ек­тив­ную Р. (ма­те­рию) и субъ­ек­тив­ную Р. (яв­ле­ния соз­на­ния); 2) не во­об­ра­жае­мое (см. также: Ре­аль­ный ге­рой, Ре­аль­ное дей­ст­вие).

РЕАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ – тер­мин, обо­зна­чаю­щий ес­те­ст­вен­ное по­ве­де­ние ге­ро­ев те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го дей­ст­вия, к-ро­му да­ет­ся ху­до­же­ст­вен­ный ак­цент; ком­по­нент сце­нар­но-ре­жис­сер­ской раз­ра­бот­ки те­ат­ра­ли­зо­ван­ных празд­ни­ков (см. также:  Жиз­нен­ное дей­ст­вие). Дей­ст­вие уча­ст­ни­ков мо­жет быть спе­ци­аль­но ор­га­ни­зо­ван­ным, но при этом долж­но но­сить ес­те­ст­вен­ный ха­рак­тер, на­хо­дить от­клик у уча­ст­ни­ков ху­до­же­ст­вен­ной ак­ции, же­ла­ние в нем уча­ст­во­вать (см. также: Ре­аль­ный ге­рой).

РЕАЛЬНЫЙ ГЕ­РОЙ – че­ло­век, судь­ба к-ро­го ста­ла пред­ме­том те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го дей­ст­вия; че­ло­век, вы­пол­няю­щий ро­ле­вую функ­цию в до­ку­мен­таль­ном те­ат­ра­ли­зо­ван­ном дей­ст­вии. Иг­ро­вая функ­ция Р.г. долж­на быть ор­га­ни­че­ски свя­за­на с его дей­ст­ви­тель­ны­ми жиз­нен­ны­ми уст­рем­ле­ния­ми, а не ис­кус­ст­вен­но на­вя­зы­вать­ся ему сце­на­ри­стом и ре­жис­се­ром. Те­ат­ра­ли­зо­ван­ная иг­ра Р.г. яв­ля­ет­ся ор­га­ни­че­ским про­дол­же­ни­ем егожиз­нен­ной дея­тель­но­сти в ху­до­же­ст­вен­ной фор­ме – от пре­дель­ной кон­кре­ти­за­ции Р.г. сце­на­рия, осо­бен­но в ка­ж­дом из его эпи­зо­дов, к обоб­щен­но­му со­би­ра­тель­но­му об­ра­зу сце­нар­но-ре­жис­сер­ской раз­ра­бот­ки, наи­бо­лее аде­к­ват­но­му идее празд­нич­но­го дей­ст­вия (см. также: Ре­аль­ное дей­ст­вие).

РЕВЮ(от фр. revue – обозрение) - эстрадное или театральное представление, состоящее из отдельных сцен и номеров, объединенных общей темой. Ревю включает музыку, танец и т.д., а так же обмен репликами между артистами в цельное сценическое действие. В то же время в ревю отсутствует единая сюжетная связка. Жанр ревю близок к варьете и кабаре. К видам ревю относятся камерное и ревю-феерия. См. Концерт-ревю.

РЕ­ЖИС­СЁР – по­ста­нов­щик спек­так­лей, филь­мов, празд­ни­ков, эс­т­рад­ных и цир­ко­вых про­грамм, мас­со­вых празд­ни­ков, на­прав­ляю­щий и объ­е­ди­няю­щий ра­бо­ту от­дель­ных ис­пол­ни­те­лей, твор­че­ских кол­лек­ти­вов и тех­ни­че­ских служб для соз­да­ния цель­но­го ху­до­же­ст­вен­но­го про­из­ве­де­ния кол­лек­тив­но­го твор­че­ст­ва. (см. также: Глав­ный Ре­жис­сер, Ре­жис­сер по зву­ку, Ре­жис­сер по спор­ту, Ре­жис­сер по ки­но, По­ста­но­воч­ная груп­па, Ре­жис­сер­ская груп­па, Функ­ции ре­жис­се­ра).

РЕ­ЖИС­СЁР МАССОВОГО ТЕ­АТ­РА­ЛИ­ЗОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ – по­ста­нов­щик и ор­га­ни­за­тор че­ло­ве­че­ско­го об­ще­нияху­до­же­ст­вен­ны­ми сред­ст­ва­ми, соз­даю­щий сред­ст­ва­ми жиз­нен­но­го и ху­до­же­ст­вен­но­го дей­ст­вия об­раз об­ще­ния. В ре­жис­су­ре мас­со­во­го дей­ст­вия по­ста­нов­ка празд­нич­ной иг­ры не­раз­рыв­но связана с ре­жиссу­рой са­мой жиз­ни, и в этом глав­ная осо­бен­ность про­фес­сии Р.м.т.д.

РЕ­ЖИС­СЁР ПО КИ­НО – член по­ста­но­воч­ной груп­пы, со­вме­ст­но с глав­ным ре­жис­се­ром оп­ре­де­ляющий, ка­кие ки­но-, ви­део- и фо­то­до­ку­мен­ты бу­дут ис­поль­зо­ва­ны в сце­на­рии. Р.п.к. со­став­ля­ет пар­ти­ту­ру ди­на­ми­ко-ста­ти­че­ской про­ек­ции, под­би­ра­ет и мон­ти­ру­ет ма­те­ри­ал, осу­ще­ст­в­ляет кон­так­ты с те­ле­ви­де­ни­ем, ки­но- и ви­део­цен­тра­ми, оп­ре­де­ля­ет ко­ли­че­ст­во тех­ни­че­ских ис­пол­ни­те­лей (опе­ра­то­ров и мон­та­же­ров), ру­ко­во­дит их ра­бо­той: сле­дит за ка­че­ст­вом ап­па­ра­ту­ры, при­ни­ма­ет не­об­хо­ди­мые ме­ры по ее ре­мон­ту, про­во­дит ре­пе­ти­ции и празд­ник. Ес­ли на пред­став­ле­нии пред­по­ла­га­ет­ся при­сут­ст­вие ТV, то Р.п.к. вместе с ре­жис­се­ром те­ле­ви­де­ния со­гла­со­вы­ва­ет тех­ни­че­ские осо­бен­но­сти по­ка­за до­ку­мен­таль­но­го ма­те­риа­ла, а по­сле про­ве­де­ния празд­ни­ка воз­вра­ща­ет ис­поль­зо­ван­ные ма­те­риа­лы их вла­дель­цам.

РЕ­ЖИС­СЁР ПО ПАН­ТО­МИМЕ – член по­ста­но­воч­ной груп­пы, в чьи обя­зан­но­сти вхо­дит от­бор пан­то­ми­ми­че­ских но­ме­ров, про­ве­де­ние ре­пе­ти­ций, а так­же соз­да­ние пла­сти­че­ских, пан­то­ми­ми­че­ских свя­зок ме­ж­ду но­ме­ра­ми и эпи­зо­да­ми и, ес­ли нуж­но, «жи­во­го за­на­ве­са». Ра­бо­та­ет со­вме­ст­но с глав­ным ба­лет­мей­сте­ром

РЕ­ЖИС­СЁР ПО СПОРТУ – член по­ста­но­воч­ной груп­пы, от­ве­чаю­щий за осу­ще­ст­в­ле­ние той час­ти те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го пред­став­ле­ния, к-рая свя­за­на со спор­тив­ны­ми но­ме­ра­ми. Осо­бен­но ве­ли­ка роль Р.п.с. в физ­куль­тур­но-спор­тив­ных празд­ни­ках и те­ат­ра­ли­зо­ван­ных пред­став­ле­ни­ях на ста­дио­не.

РЕ­ЖИС­СЁРСКАЯ ГРУППА – 1) груп­па лю­дей, соз­да­вае­мая глав­ным режиссером при ор­га­ни­за­ции мас­штаб­ной ху­до­же­ст­вен­нойак­ции (осо­бен­но празд­ни­ка), в к-рой за ка­ж­дым эпи­зо­дом за­кре­п­ля­ет­ся свой ре­жис­сер, соз­даю­щий, в свою оче­редь, по­ста­но­воч­ную груп­пу;2) чле­ны по­ста­но­воч­ной груп­пы, осу­ще­ст­в­ляю­щие ре­жис­сер­ские функ­ции: ре­жис­сер по пан­то­ми­ме, ре­жис­сер по спор­ту, ре­жис­сер по ви­део ит.п., а так­же ре­жис­се­ры эпи­зо­дов [4].

РЕ­ЖИС­СЁРСКАЯ ДО­КУ­МЕН­ТАЦИЯ –обос­но­ва­ние ре­жис­сер­ско­го за­мыс­ла,за­фик­си­ро­ван­ное на бу­ма­ге. К Р.д. от­но­сят­ся: план-сце­на­рий, сце­на­рий, эс­ки­зы оформ­ле­ния сце­ны, за­ла, кос­тю­мов,пла­ни­ров­ки сце­ни­че­ско­го дей­ст­вия (опор­ные ми­зан­сце­ны), мон­таж­ный лист, муз. пар­ти­ту­ра, пар­ти­ту­ра ди­на­ми­ко-ста­ти­сти­че­ской про­ек­ции, све­то­вая пар­ти­ту­ра, мон­ти­ро­воч­ный лист, гра­фик ре­пе­ти­ций, спи­сок по­ста­но­воч­ной груп­пы, сме­та за­трат на ху­до­же­ст­вен­но-по­ста­но­воч­ную часть, ин­ст­рук­ции для ря­да тех­ни­че­ских ис­пол­ни­те­лей.

РЕ­ЖИС­СЁРСКАЯ СИ­ТУАЦИЯ –иг­ро­вая жиз­нен­ная си­туа­ция, к-рая соз­да­ет­ся сце­нар­ным и ре­жис­сер­ским хо­дом и вклю­ча­ет в те­ат­ра­ли­зо­ван­ное дей­ст­вие зри­те­лей и ре­аль­ных ге­ро­ев. В сце­на­рии и ре­жис­сер­ском за­мыс­ле про­грам­ми­руют­ся иг­ро­вые си­туа­ции бу­ду­ще­го дей­ст­ва. Са­мо празд­нич­ное те­ат­ра­ли­зо­ван­ное иг­ро­вое об­ще­ние ис­пол­ни­те­лей и зри­те­лей про­ис­хо­дит в са­мый мо­мент празд­ни­ка и вы­зы­ва­ет­ся те­ми иг­ро­вы­ми си­туа­ция­ми, к-рые соз­да­ны реж-ром и ор­га­ни­за­то­ра­ми празд­не­ст­ва.

РЕ­ЖИС­СЁРСКИЙ АК­ЦЕНТ – мо­мент осо­бо­го на­пря­же­ния дей­ст­вия, в котором реж-р со­сре­до­то­чи­ва­ет вы­ра­зи­тель­ные сред­ст­ва для рас­кры­тия сво­его смы­сло­во­го и об­раз­но­го ре­ше­ния. Р.а. кон­цен­три­рует вни­ма­ние зри­те­лей на глав­ном, осо­бен­но су­ще­ст­вен­ном для вы­яв­ле­ния идеи спек­так­ля (пред­став­ле­ния), его сквоз­но­го дей­ст­вия, ре­жис­сер­ской трак­тов­ки. Р.а. про­ду­мы­ва­ют­ся, на­чи­ная с пер­вых ви­де­ний пье­сы, мас­со­во­го пред­став­ле­ния и реализуются в по­ста­но­воч­ном пла­не, в от­бо­ре со­бы­тий, че­рез обо­ст­ре­ние кон­флик­тов, кон­тра­стов мон­таж­ных свя­зей, че­рез зву­ча­ние сло­ва и му­зы­ки, опор­ные ми­зан­сце­ны, ат­мо­сфе­ру дей­ст­вия.

РЕ­ЖИС­СЁРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ, см. За­мы­сел ре­жис­сер­ский.

РЕЖИССЁРСКИЙ ПРИЁМ - способ организации сценического действия с использованием специально созданных, или отобранных из арсенала существующих выразительных средств. Режиссерский прием имеет важное значение в режиссуре ТПиП, так как, наряду со сценарным ходом является основой конструкции создаваемых постановок.

РЕ­ЖИС­СЁРСКИЙ СЛУХ – со­во­куп­ность хо­ро­шо раз­ви­тых, от­то­чен­ных до пре­де­ла та­ких ре­жис­сер­ских ка­честв, как чув­ст­во вре­ме­ни, про­стран­ст­ва, ме­ры, чув­ст­во прав­ды, чув­ст­во зри­те­ля.

РЕ­ЖИС­СЁРСКИЙ СЦЕ­НАРИЙ – опи­са­ние ре­жис­сер­ско­го во­пло­ще­ния ли­те­ра­тур­но­го сце­на­рия в жи­вом об­раз­ном дей­ст­вии. Жиз­нен­ная ос­но­ва ре­жис­су­ры мас­со­во­го те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го дей­ст­вия пред­по­ла­га­ет из­на­чаль­ную род­ст­вен­ность функ­ций и со­вме­ст­ную ра­бо­ту сце­на­ри­ста и ре­жис­се­ра. Но в от­ли­чие от ли­те­ра­тур­но­го сце­на­рия, опи­сы­ваю­ще­го пред­по­ла­гае­мое празд­нич­ное дей­ст­во как бу­ду­щий ре­зуль­тат, ре­жис­сер­ский сце­на­рий со­дер­жит ре­жис­сер­ское ре­ше­ние, кон­крет­ные ху­до­же­ст­вен­ные прие­мы по­ста­нов­ки са­мо­го про­цес­са дей­ст­вия и ис­поль­зо­ва­ния вы­ра­зи­тель­ных средств в реа­ли­за­ции сце­нар­но­го и ре­жис­сер­ско­го за­мыс­ла.

РЕ­ЖИС­СЁРСКИИ ХОД – зри­мое, ус­лов­ное иг­ро­вое дей­ст­вие, вы­ра­жаю­щее ре­жис­сер­ское ре­ше­ние и свя­зы­ваю­щее все час­ти, эпи­зо­ды, но­ме­ра, вы­ра­зи­тель­ные сред­ст­ва в не­пре­рыв­но раз­ви­ваю­щую­ся ком­по­зи­цию це­ло­го, вклю­чаю­щее зри­те­лей и уча­ст­ни­ков в сквоз­ное дей­ст­вие празд­ни­ка, пред­став­ле­ния, кон­цер­та.

РЕ­ЖИС­СЁРСКОЕ РЕ­ШЕНИЕ – ре­жис­сер­ская кон­цеп­ция пье­сы или сце­на­рия, вы­ра­жен­ная ху­до­же­ст­вен­ны­ми вы­ра­зи­тель­ны­ми сред­ст­ва­ми. Вклю­ча­ет в се­бя оп­ре­де­ле­ние об­раз­но­го зер­на, сквоз­но­го дей­ст­вия и сверх­за­да­чи, со­бы­тий­но­го и ре­жис­сер­ских ак­цен­тов и т.д. За­мы­сел – это не­осу­ще­ст­в­лен­ное ре­ше­ние. Ре­ше­ние – это осу­ще­ст­в­лен­ный за­мы­сел (Г. Тов­сто­но­гов). Р.р. ра­бо­та­ет на сквоз­ное дей­ст­вие, оп­ре­де­ля­ет ритм и стиль, жанр спек­так­ля, те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го пред­став­ле­ния. Р.р. вы­ра­жа­ет ин­ди­ви­ду­аль­ность ху­дож­ни­ка, ре­жис­се­ра. «Ре­ше­ние, при­шед­шее на ум мно­гим, при всей ка­жу­щей­ся ори­ги­наль­но­сти ни­че­го не сто­ит. Это не ре­ше­ние, а штамп» (Ре­хельс).

РЕ­ЖИС­СУРА –свое­об­раз­ный вид ху­до­же­ст­вен­но­го твор­че­ст­ва, по­зво­ляю­щий соз­да­вать про­стран­ст­вен­но-пла­сти­че­ское, ху­до­же­ст­вен­но-об­раз­ное ре­ше­ние идей­но-те­ма­ти­че­ско­го за­мыс­ла про­из­ве­де­ния од­но­го из зре­лищ­ных иск-в с по­мо­щью толь­ко ему при­су­щих вы­ра­зи­тель­ных средств. Раз­ли­ча­ют Р. дра­мы, муз. те­ат­ра (опе­ры, опе­рет­ты, ба­ле­та), ки­но, эс­т­ра­ды, цир­ка, те­ат­ра­ли­зо­ван­ных пред­став­ле­ний и мас­со­вых празд­ни­ков. По­ня­тие Р. се­го­дня рас­про­стра­ня­ет­ся на ху­до­же­ст­вен­ную ор­га­ни­за­цию не толь­ко са­мых раз­лич­ных про­из­ве­де­ний кол­лек­тив­но­го твор­че­ст­ва, но и жиз­нен­ных об­ще­ст­вен­ных ак­ций: Р. об­ще­ст­вен­ных и по­ли­ти­че­ских ком­па­ний, пре­зен­та­ций, ре­жис­су­ра ху­до­же­ст­вен­ных вер­ни­са­жей и па­рада мод, Р. кни­ги и муз. аль­бо­ма, Р. школь­но­го уро­ка и т.д. По­ня­тие Р. мож­но оп­ре­де­лить как ху­до­же­ст­вен­ный про­цесс соз­да­ния ком­по­зи­ции гар­мо­ни­че­ско­го це­ло­го из раз­лич­ных ком­по­нен­тов про­из­ве­де­ний иск-ва и яв­ле­ний ре­аль­ной жиз­ни. Все эти ви­ды Р. от­ли­ча­ют­ся свои­миспе­ци­фи­че­ским осо­бен­но­стя­ми, но име­ют свои об­щие прин­ци­пы, ос­но­ван­ные на ес­те­ст­вен­ных за­ко­нах ком­по­зи­ции це­ло­го в при­ро­де и иск-ве. Пред­ме­том ре­жис­су­ры мас­со­во­го те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го дей­ст­вия яв­ля­ет­ся че­ло­ве­че­ское об­ще­ние ху­до­же­ст­вен­ны­мисред­ст­ва­ми, это дву­еди­ный твор­че­ский про­цесс Р. ху­до­же­ст­вен­ных вы­ра­зи­тель­ных средств и Р. са­мой жиз­ни. Ре­зуль­та­том ре­жис­сер­ско­го про­цес­са здесь ста­но­вит­ся об­раз празд­нич­но­го со­бы­тия, об­раз празд­нич­но­го те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го об­ще­ния (см. также: Зре­ли­ще, Празд­ник, Пред­став­ле­ние).

РЕ­К­ВИ­ЗИТ – со­во­куп­ность пред­ме­тов, ве­щей (под­лин­ных и бу­та­фор­ских), ис­поль­зуе­мых в те­ат­раль­ном и те­ат­ра­ли­зо­ван­ном пред­став­ле­ни­ях, на ки­но­съем­ках. К Р. от­но­сят­ся все пред­ме­ты, к-рые на­хо­дят­ся во вре­мя пред­став­ле­ния на сце­ни­че­ской пло­щад­ке (кар­ти­ны, ча­сы, ва­зы, об­ру­чи, мя­чи и т.д.) или с ко­то­ры­ми вы­хо­дит ис­пол­ни­те­ли (руч­ка, блок­нот, би­нокль, ру­жье, шпа­га и т.п.). В Р. все­гда мно­го под­лин­ных пред­ме­тов. В за­ви­си­мо­сти от жан­ра, от сти­ли­сти­ки по­ста­нов­ки, Р. име­ет раз­ный ха­рак­тер. В од­них спек­так­лях ис­поль­зу­ют­ся в ос­нов­ном на­ту­раль­ные пред­ме­ты, в др. – пред­ме­ты мо­гут быть уп­ро­щен­ны­ми или пре­уве­ли­чен­ны­ми в раз­ме­рах (фарс, ко­ме­дия) или фан­та­сти­че­ски ви­до­из­ме­нен­ны­ми, при­ук­ра­шен­ны­ми (сказ­ка) (ср. Бу­та­фо­рия, Ак­сес­су­ар).

РЕКЛАМА (от лат. reclamare – утверждать, выкрикивать, протестовать) одно из основных средств маркетинговых коммуникаций, выполняющих функции информирования о товаре, услуге, событии и стимулирования потенциального потребителя к акту покупки товара, пользования услугой и посещения события. В режиссуре ТПиП рекламно-информационное обеспечение является частью процесса реализации постановочного проекта, для чего используются различные виды и формы рекламной деятельности.

РЕЛИЗ(от англ. release – ос­во­бо­ж­де­ние, вы­пуск) - это вы­пуск в свет 1. филь­ма, кни­ги, му­зы­каль­но­го про­из­ве­де­ния, про­грамм­но­го про­дук­та; 2. со­об­ще­ние для пе­ча­ти; 3. пуб­лич­ная де­мон­ст­ра­ция, пуб­ли­ка­ция, по­каз. Ре­ли­зом на­зы­ва­ют так­же раз­ре­ше­ние на пуб­ли­ка­цию ин­фор­ма­ции, на по­каз филь­ма по ка­на­лам СМИ, а так­же сам вы­пус­кае­мый (де­мон­ст­ри­руе­мый) объ­ект.

РЕМАРКА - (от фр. remargue – замечание, примечание) 1. Замечание, пометка (например, на полях книги, в контексте речи, выступления и т.п.). 2. Пояснение автора к тексту пьесы, содержащие краткую характеристику обстановки действия, внешности и особенностей поведения персонажей и т.п. Сочетание реплик и ремарок является формой записи, изложения содержания драмы. В режиссуре ТПиП развернутая ремарка выполняет не только дежурные функции информирования о месте, времени действия и о действующих лицах, но и несет функции изложения содержания сценария, подробно описывая либретто танца или пластической композиции, «раскадровку» видеофрагмента или слайдфильма и т.д.

РЕ­МЕС­ЛО – 1) куль­ту­ра тру­до­вых про­фес­сио­наль­ных на­вы­ков и тех­ни­че­ских прие­мов ху­до­же­ст­вен­ной об­ра­бот­ки раз­лич­ных ма­те­риа­лов (ме­тал­ла, ко­жи, тка­ней и т.д.), вы­ра­ба­ты­вае­мых в про­цес­се на­ко­п­ле­ния твор­че­ско­го опы­та мас­те­ров, соз­даю­щих ху­до­же­ст­вен­ные из­де­лия. Про­фес­сио­наль­ный опыт ре­мес­лен­ни­ка скла­ды­вал­ся пу­тем от­кры­тия наи­бо­лее эф­фек­тив­ных в эс­те­ти­че­ском смыс­ле прие­мов и тех­ни­ки ху­до­же­ст­вен­ной об­ра­бот­ки ма­те­риа­ла, до­ве­ден­ных до со­вер­шен­ст­ва; 2) (в те­ат­ре) од­но из на­прав­ле­ний сце­ни­че­ско­го иск-ва, имею­щее де­ло не с внут­рен­ним чув­ст­вом, а с его внеш­ним ре­зуль­та­том, пре­вра­щен­ным в штамп. Р. не яв­ля­ет­ся иск-вом, ибо в нем от­сут­ст­ву­ет че­ло­ве­че­ское пе­ре­жи­ва­ние; 3) (пе­рен.) знать свое ре­мес­ло – быть про­фес­сио­на­лом [4].

РЕМИКС(англ. re-mix) – вер­сия му­зы­каль­но­го про­из­ве­де­ния, за­пи­сан­ная поз­же ори­ги­наль­ной вер­сии, как пра­ви­ло, в бо­лее со­вре­мен­ном ва­ри­ан­те аран­жи­ров­ки. Ино­гда соз­да­ет­ся пу­тём «пе­ре­ме­ши­ва­ния» не­сколь­ких час­тей ис­ход­ной ком­по­зи­ции, на­ло­же­ния на неё раз­лич­ных зву­ков, спе­цэф­фек­тов, из­ме­не­ния тем­па, то­наль­но­сти и т. П., но в этом слу­чае ка­че­ст­во пес­ни ухуд­ша­ет­ся, те­ря­ет­ся ритм пес­ни. В наи­бо­лее об­ще­при­ня­том смыс­ле ре­мик­сом на­зы­ва­ют лю­бой но­вый ва­ри­ант ком­по­зи­ции или про­из­ве­де­ния. Ча­ст­ны­ми слу­чая­ми ре­мик­са яв­ля­ют­ся: ре­мик­ши­ро­ва­ние, ме­га­микс (ком­пи­ля­ция не­сколь­ких му­зы­каль­ных про­из­ве­де­ний), ка­вер-вер­сия, ре­ворк и ри­мейк.

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ(от лат. reminiscentia, вос­по­ми­на­ние) – эле­мент ху­до­же­ст­вен­ной сис­те­мы, за­клю­чаю­щий­ся в ис­поль­зо­ва­нии об­щей струк­ту­ры, от­дель­ных эле­мен­тов или мо­ти­вов ра­нее из­вест­ных про­из­ве­де­ний ис­кус­ст­ва на ту же (или близ­кую) те­му. Од­ним из глав­ных ме­то­дов ре­ми­нис­цен­ции (по оп­ре­де­ле­нию вос­по­ми­на­ния) яв­ля­ет­ся ал­лю­зия и рет­ро­спек­ция реф­лек­си­рую­ще­го соз­на­ния. Ре­ми­нис­цен­ция – это не­яв­ная ци­та­та, ци­ти­ро­ва­ние без ка­вы­чек. По сво­ей при­ро­де ре­ми­нис­цен­ция все­гда про­из­вод­на или вто­рич­на, это мыс­лен­ная от­сыл­ка, срав­не­ние с не­ким об­раз­цом, соз­на­тель­ное или не­осоз­нан­ное со­пос­тав­ле­ние, взгляд на­зад или в про­шлое. Од­на­ко сам по се­бе спо­соб ре­ми­нис­ци­ро­ва­ния все­гда но­сит ин­тел­лек­ту­аль­ный и твор­че­ский ха­рак­тер, этим он от­ли­ча­ет­ся от обык­но­вен­но­го ко­пи­ро­ва­ния, ком­пи­ля­ции или, тем бо­лее пла­гиа­та. По той же при­чи­не не­об­хо­ди­мо раз­гра­ни­чи­вать ре­ми­нис­цен­цию и ци­та­ту.

РЕ­ПЕР­ТУАР – со­во­куп­ность про­из­ве­де­ний, ис­пол­няе­мых в те­ат­ре (дра­ма­ти­че­ском, муз.), на кон­церт­ной эс­т­ра­де, от­дель­ным ар­ти­стом. Раз­ли­ча­ют Р. так­же по сти­лям и жан­рам (ро­ман­ти­че­ский, ко­ме­дий­ный). Су­ще­ст­ву­ют по­ня­тия «совре­мен­ный Р.», «клас­си­че­ский Р.».

РЕПЕТИЦИОННО-ПОСТАНОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС – совокупность различных видов репетиционной работы с исполнителями, основным и вспомогательным творческим персоналом в целях реализации сценарно-постановочного плана театрализованного представления или праздника в соответствии с графиком репетиций.

РЕ­ПЕ­ТИЦИЯ – 1) бы­строе по­вто­ре­ние од­но­го в то­го же зву­ка на кла­виш­ных и не­ко­то­рых др. ин­ст­ру­мен­тах; 2) ос­нов­ная фор­ма под­го­тов­ки (под ру­ко­во­дством ре­жис­се­ра) те­ат­раль­ных, эс­т­рад­ных, цир­ко­вых пред­став­ле­ний, кон­церт­ных про­грамм, от­дель­но­го но­ме­ра, сце­ны пу­тем мно­го­крат­ных по­вто­ре­ний (це­ли­ком или час­тя­ми).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.