Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





П 4 страница



ПРОЕКЦИОННАЯ СИСТЕМА –это со­че­та­ние эк­ра­наи про­ек­то­ра. Су­ще­ст­ву­ет два ти­па та­ких сис­тем: пря­мой и об­рат­ной про­ек­ции. В пер­вом слу­чае про­ек­торрас­по­ла­га­ет­ся со сто­ро­ны зри­те­ля, во вто­ром – за эк­ра­ном. Про­ек­то­ры бы­ва­ют че­ты­рех ти­пов: CRT,LCD,DLP и D-ILA.

ПРО­ЛОГ – 1) на­ча­ло че­го-л., всту­п­ле­ние к че­му-л.: к ос­нов­но­му из­ло­же­нию ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния, к те­ат­раль­но­му или муз. спек­так­лю, к кон­цер­ту, празд­ни­ку и т.п. (про­ти­во­по­лож­ное – эпи­лог). В П. мо­жет быть дан рас­сказ о со­бы­ти­ях, пред­ва­ряю­щих и мо­ти­ви­рую­щих ос­нов­ное дей­ст­вие, или разъ­яс­не­ние ху­до­же­ст­вен­но­го за­мыс­ла, эс­те­ти­че­ско­го кре­до ав­то­ра; 2) (в те­ат­ре, те­ат­ра­ли­зо­ван­ном пред­став­ле­нии) об­ра­ще­ние к зри­те­лям, эпи­граф, за­вяз­ка, на­чаль­ный эпи­зод, в к-ром со­об­ща­ет­ся о за­да­чах пред­став­ле­ния. Цель П. – под­го­то­вить зри­те­лей к вос­при­ятию спек­так­ля, те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го дей­ст­вия.

ПРОМЕНАД(от фр. promenade) - про­гул­ка по го­ро­ду. Сло­во час­то ис­поль­зу­ет­ся как си­но­ним про­гул­ки, на ма­нер про­зы XIX ве­ка, ко­гда фран­цуз­ский язык был об­ще­упот­ре­би­тель­ным в Рос­сий­ской им­пе­рии.

ПРОМОУТЕР(от англ. promoter – спо­соб­ст­вую­щий) - ли­цо или груп­па лиц, за­ни­маю­щая­ся це­ле­на­прав­лен­ной рек­ла­мой то­ва­ра, ус­лу­ги или зна­ме­ни­то­сти с це­лью про­дви­же­ния их на ры­нок. Клуб­ный про­мо­утер за­ни­ма­ет­ся ор­га­ни­за­ци­ей и про­ве­де­ни­ем ве­че­ри­нок в ноч­ных клу­бах на оп­ре­де­лен­ных ус­ло­ви­ях. В его обя­зан­но­сти вхо­дит под­бор ди-джейcкого со­ста­ва, раз­ра­бот­ка кон­цеп­ции и рек­ла­ма ме­ро­прия­тия.

ПРОМОУШН (или СЕЙЛЗ-ПРОМОУШН)(от англ. sale – про­да­жи, promotion – про­дви­же­ние) 1) про­дви­же­ние то­ва­ра, ус­лу­ги, сти­му­ли­ро­ва­ние сбы­та; 2) по­ощ­ре­ние тру­да тор­го­вых ра­бот­ни­ков с по­мо­щью пре­мий, по­дар­ков.

ПРО­СТОЕ ФИ­ЗИ­ЧЕ­СКОЕ ДЕЙСТВИЕ –внеш. и внутр. те­лес­ные дви­га­тель­ные ак­ты (про­цес­сы), соз­на­тель­но ре­гу­ли­руе­мые ак­те­ром и на­прав­лен­ные на дос­ти­же­ние це­ли. П.ф.д. пред­по­ла­га­ет соз­на­тель­ную ори­ен­ти­ров­ку по от­но­ше­нию к це­ли как в ре­че­вом пла­не, так и в пла­не пред­став­ле­ния (во­об­ра­же­ния). Фи­зи­че­ски­ми дей­ст­вия­ми на­зы­ва­ют та­кие дей­ст­вия, к-рые име­ют це­лью вне­сти то или иное из­ме­не­ние в ок­ру­жаю­щую чел-ка материальную сре­ду, в тот или иной пред­мет, для осу­ще­ст­в­ле­ния к-рых тре­бу­ет­ся за­тра­та пре­иму­ще­ст­вен­но фи­зи­че­ской (мус­куль­ной) энер­гии. Ис­хо­дя из это­го оп­ре­де­ле­ния, к дан­но­му ви­ду дей­ст­вий сле­ду­ет от­не­сти и раз­но­вид­но­сти фи­зи­че­ской ра­бо­ты (пи­лить, стро­гать, ру­бить, ко­пать, ко­сить и т.п.), дей­ст­вия, но­ся­щие спор­тив­но-тре­ни­ро­воч­ный ха­рак­тер (гре­сти, пла­вать, от­би­вать мяч, де­лать гим­на­сти­че­ские уп­раж­не­ния и т.п.) и, на­ко­нец, дей­ст­вия, со­вер­шае­мые чел-ком по от­но­ше­нию к др. че­ло­ве­ку на сце­не – по от­но­ше­нию к сво­ему парт­не­ру (от­тал­ки­вать, об­ни­мать, при­вле­кать, уса­жи­вать, ук­ла­ды­вать, вы­про­ва­жи­вать, лас­кать, до­го­нять, бо­роть­ся, пря­тать, вы­сле­жи­вать и т.п.) П.ф.д. мо­гут осу­ще­ст­в­лять­ся как сред­ст­во вы­пол­не­ния пси­хи­че­ской за­да­чи (т.е. быть при­спо­соб­ле­ни­ем) и па­рал­лель­но с пси­хи­че­ской за­да­чей.

ПРОСТРАНСТВО ПРАЗДНИКА – многомерная система, специфическое явление праздничной культуры, способствующее эстетическому и духовному развитию личности. «Среда обитания» празднующего сообщества, участников-исполнителей и зрителей - включает в себя ландшафтные и архитектурные особенности площадей, улиц, памятных мест, элементы декоративно-художественного оформления и сценографию, плоскости и объемы сценических площадок, экстерьеры и интерьеры зданий и сооружений (театров, стадионов, культурно-спортивных комплексов, залов), где проходят представления, концерты, торжества и т.д.; мизансцены исполнителей и движение масс.

ПРОЦЕССИЯ(от лат. procedere – дви­гать­ся впе­ред) - в ши­ро­ком смыс­ле вся­кое мно­го­люд­ное тор­же­ст­вен­ное и об­ще­ст­вен­ное ше­ст­вие.

ПСИ­ХИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ – име­ет це­лью воз­дей­ст­вие на пси­хи­ку (чув­ст­ва, соз­на­ние, во­лю) чел-ка. Объ­ек­том воз­дей­ст­вия мо­жет быть не толь­ко соз­на­ние др. чел-ка, но и соб­ст­вен­ное соз­на­ние дей­ст­вую­ще­го. Имен­но при по­мо­щи П.д. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся та борь­ба, к-рая со­став­ля­ет су­ще­ст­вен­ное со­дер­жа­ние вся­кой ро­ии и вся­кой пье­сы. К дан­но­му ви­ду сле­ду­ет от­не­сти та­кие дей­ст­вия, как про­сить, объ­яс­нять, убе­дить, уп­рек­нуть, по­шу­тить, уте­шать, от­ка­зать, по­тре­бо­вать, об­ду­мать (взве­сить, оце­нить), в чем-то при­знать­ся, ко­го-то о чем-то пре­ду­пре­дить, удер­жать, по­зво­лить, по­бра­нить, по­сле­дить и т.п. (см. также: Про­стое фи­зи­че­ское дей­ст­вие, Пси­хофи­зи­че­ское дей­ст­вие).

ПСИ­ХО­ЛО­ГИЧЕСКИЙ ТЕАТР – тип те­ат­ра, в к-ром об­раз­ность воз­дей­ст­ву­ет на зри­тель­ное вос­при­ятие пре­дель­но дос­то­вер­ным и оп­рав­дан­ным пе­ре­жи­ва­ни­ем со­бы­тия в пред­ла­гае­мых об­стоя­тель­ст­вах, ил­лю­зор­но при­бли­жен­ных к жиз­нен­ным. Зри­тель сопереживает ге­ро­ям спек­так­ля, вме­сте с ними ищет пу­ти ре­ше­ния их про­блем. Чем боль­ше по­треб­но­сти, мо­ти­вы, по­ступ­ки ге­роя при­вле­ка­ют зри­те­ля, чем глуб­же его пе­ре­жи­ва­ние и бо­лее кон­крет­на иден­ти­фи­ка­ция се­бя с ним, тем глуб­же и мно­го­знач­нее со­пе­ре­жи­ва­ние и боль­ше­го ху­до­же­ст­вен­но­го эф­фек­та дос­ти­га­ет об­раз­ность.

ПСИ­ХО­ФИ­ЗИЧЕСКОЕ ДЕЙ­СТ­ВИЕ –взаи­мо­свя­зан­ный про­цесс двух не­раз­рыв­ных сто­рон, где це­ле­со­об­раз­ное про­стое фи­зи­че­ское дей­ст­вие ро­ж­да­ет пси­хи­че­ское, ибо вся­кое фи­зи­че­ское есть пси­хи­че­ское и во вся­ком пси­хи­че­ском есть фи­зи­че­ское. Вся­кое пси­хи­че­ское дей­ст­вие, имея сво­ей не­по­сред­ст­вен­ной, бли­жай­шей за­да­чей оп­ре­де­лен­ное из­ме­не­ние в соз­на­нии (пси­хи­ке) парт­не­ра, в конечном счете стре­мят­ся, по­доб­но вся­ко­му фи­зи­че­ско­му дей­ст­вию, вы­звать оп­ре­де­лен­ные по­след­ст­вия во внеш­нем фи­зи­че­ском по­ве­де­нии парт­не­ра.

ПУБЛИКА –на­хо­дя­щие­ся где-н. в ка­че­ст­ве зри­те­лей, слу­ша­те­лей, пас­са­жи­ров и т.п., а так­же во­об­ще лю­ди, об­ще­ст­во (Те­ат­раль­ная П., чи­таю­щая П., гу­ляю­щая П.); 2) со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ская общ­ность по­тре­би­те­лей иск-ва, свя­зан­ных с ху­дож­ни­ка­ми мно­го­об­раз­ны­ми от­но­ше­ния­ми по по­во­ду иск-ва и че­рез не­го; не­отъ­ем­ле­мое зве­но ху­до­же­ст­вен­ной куль­ту­ры об­ще­ст­ва, бла­го­да­ря к-ро­му и по­сред­ст­вом к-ро­го реа­ли­зу­ют­ся офи­ци­аль­ные функ­ции иск-ва. П. – ак­тив­ный уча­ст­ник ху­до­же­ст­вен­но­го про­цес­са, борь­бы вку­сов, на­прав­ле­ний, сти­лей. Струк­ту­ра П. вклю­ча­ет ис­то­ри­че­ски под­виж­ную про­ти­во­ре­чи­вую диф­фе­рен­циа­цию ее по вне­ху­до­же­ст­вен­ным (клас­со­вым, со­ци­аль­ным, по­ли­ти­че­ским, ми­ро­воз­зрен­че­ским, эт­ни­че­ским, де­мо­гра­фи­че­ским, об­ра­зо­ва­тель­ным) и соб­ст­вен­но ху­до­же­ст­вен­ным па­ра­мет­рам (пред­поч­те­ние оп­ре­де­лен­ных ви­дов, жан­ров, на­прав­ле­ний, от­дель­ных про­из­ве­де­ний иск-ва; гос­под­ствую­щие ху­до­же­ст­вен­ные ус­та­нов­ки, ти­пы вос­при­ятия, оцен­ки, иде­альн. нор­мы и проч.) В фор­маль­ном от­но­ше­нии П. мо­жет быть ре­аль­ной и по­тен­ци­аль­ной, ор­га­ни­зо­ван­ной и диф­фуз­ной, ста­биль­ной и си­туа­тив­ной.

ПУБЛИЦИСТИКА (от лат. publicus – общественный) - род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества; играет важную роль как средство выражения общественного мнения, формирующегося вокруг острых проблем жизни. В режиссуре и сценаристике ТПиП проявляется в полной мере в одном из основных жанров - документально-публицистическом представлении.

ПУНК­ТУАЦИЯ – «зна­ки пре­пи­на­ния» в ми­зан­сце­ни­че­ских фра­зах. Они под­чи­ня­ют­ся всем фор­маль­ным пра­ви­лам и смыс­лу, слу­жат од­ной це­ли – вы­ра­зить суть про­ис­хо­дя­ще­го, по­мочь зри­те­лям луч­ше вос­при­нять его.

Точка – ито­го­вый пла­сти­че­ский штрих пе­ред за­на­ве­сом или за­тем­не­ни­ем. Точ­ка – все­гда ос­та­нов­ка. За­вер­шая сце­ни­че­ский пе­ри­од-бы­тие, она да­ет вре­мя для оцен­ки его. Важ­ные, зна­чи­тель­ные со­бы­тия тре­бу­ют боль­ших, за­мет­ных то­чек. Ма­лые – ма­лых. Точ­ка – это так­же безу­преч­ный свя­зую­щий знак ме­ж­ду дву­мя ми­зан­сце­на­ми (напр. со­еди­нить точ­кой два пе­ре­хо­да на сце­не – зна­чит за­вер­шить пер­вый из них нек-рой ус­по­ко­ен­но­стью, ут­вер­жде­ни­ем). Точ­ки внут­ри ак­тов – точ­ки-про­во­ка­ции. Мни­мые окон­ча­ния, лож­ные точ­ки ка­жут­ся ло­гич­но за­вер­шаю­щи­ми ход со­бы­тий. Но по­том про­ис­хо­дит ка­кая-л. не­ожи­дан­ность, на са­мом-то де­ле то­же мни­мая, ка­жу­щая­ся, хо­тя ло­гич­но под­го­тов­ле­нная. Точ­ка в кон­це по­ста­нов­ки – это дей­ст­ви­тель­ный ко­нец. Точ­ка по смыс­лу мо­жет быть и др. зна­ком пре­пи­на­ния. Запятая удер­жи­ва­ет на сты­ке пла­сти­че­ских фраз оп­ре­де­лен­ную не­за­вер­шен­ность, не­ус­той­чи­вость, на­ме­ка­ет на смы­сло­вую связь ме­ж­ду ни­ми. Двоеточие в кон­це пер­во­го кус­ка пла­сти­че­ски обо­зна­ча­ет пред­стоя­щее по­яс­не­ние, на­зи­да­ние, оно при­ме­ни­мо в ко­ме­дий­ных и во­де­виль­ных сце­нах. Восклицание – эмо­цио­наль­ный ре­зуль­тат кус­ка, в к-ром вы­ра­жа­ет­ся осо­бая по­ра­жен­ность, не­мыс­ли­мое удив­ле­ние, не­ве­ро­ят­ное, ка­кое-н. сар­ка­сти­че­ское воз­му­ще­ние в т.д.Знак вопроса ста­вит­ся в кон­це ми­зан­сце­ни­че­ско­го пред­ло­же­ния и за­клю­ча­ет во­прос, рас­счи­тан­ный на не­по­сред­ст­вен­ное по­лу­че­ние от­ве­та.

Многоточие вы­ра­жа­ет не­дос­ка­зан­ность, что в ми­зан­сце­не вы­ра­зи­тель­но, но и ко­вар­но. Не­сколь­ко мно­го­то­чий под­ряд соз­да­ют ин­то­на­цию же­ман­ной чув­ст­ви­тель­но­сти ила лож­ной мно­го­знач­но­сти. Тире – люф­тпау­за, это как бы на се­кун­ду за­мер­шее дей­ст­вие. При­ем ем­кий, упот­реб­ляе­мый в са­мых раз­лич­ных си­туа­ци­ях.

ПЬЕСА – 1) не­боль­шое ин­ст­ру­мен­таль­ное муз. со­чи­не­ние ли­ри­че­ско­го или вир­ту­оз­но­го ха­рак­те­ра (напр. нок­тюрн, та­ран­тел­ла, сбор­ник пьес для бая­на); 2) дра­ма­ти­че­ское про­из­ве­де­ние для те­ат­раль­но­го пред­став­ле­ния. П. обыч­но яв­ля­ет­ся ху­до­же­ст­вен­ным обоб­ще­ни­ем мно­же­ст­ва су­деб, со­бы­тий и фак­тов. Мно­гое здесь стро­ит­ся на ху­до­же­ст­вен­ном вы­мыс­ле. В то же вре­мя в ря­де пьес на­блю­да­ет­ся об­рат­ная кар­ти­на – опо­ра на до­ку­мен­таль­ный ма­те­ри­ал («Поч­то­вый ро­ман», «За­пис­ки кня­ги­ни Вол­кон­ской» и др.). Но в дра­ма­тур­гии те­ат­ра, в срав­не­нии с дра­ма­тур­ги­ей те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го пред­став­ле­ния, это ис­клю­че­ние, а не пра­ви­ло.

Р

РА­ДИО­ВЕ­ЩАНИЕ – од­но из средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции (мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции). Осу­ще­ст­в­ля­ет­ся че­рез ра­дио­цен­тры и при­ни­ма­ет­ся на ра­дио­ве­ща­тель­ные при­ем­ни­ки. Осо­бен­ности Р.: а) симультанность – мгно­вен­ная пе­ре­да­ча на боль­шое рас­стоя­ние зву­ко­во­го об­раза со­бы­тия, к-рое про­те­ка­ет имен­но сей­час, в дан­ное вре­мя; б) вездесущность – од­но­вре­мен­ная ин­фор­ма­ция сра­зу мно­го­чис­лен­ной рас­сре­до­то­чен­ной ау­ди­то­рии; в) программность ве­ща­ния – объ­е­ди­не­ние от­дель­ных про­из­ве­де­ний в еди­ный, сис­тем­но ор­га­ни­зо­ван­ный про­цесс со­ци­аль­ной ин­фор­ма­ции. На ба­зе по­ли­функ­цио­наль­ных ком­му­ни­ка­тив­ных сис­тем раз­ви­лись но­вые тех­но­ген­ные иск-ва – ра­дио­иск-во и те­ле­иск-во, син­те­зи­рую­щие вер­баль­ный, муз. и шу­мо­вой язы­ки. Р. с ус­пе­хом ис­поль­зу­ет­ся при ор­га­ни­за­ции и про­ве­де­нии мас­со­вых действ: соз­да­ние на ра­дио фо­но­грамм, про­ве­де­ние ра­дио­мос­тов, ра­дио­га­зет, ра­дио­ре­пор­та­жей, ис­поль­зо­ва­ние ра­дио­мик­ро­фо­нов ис­пол­ни­те­ля­ми. Ра­дио – ос­нов­ная фор­ма управ­ле­ния мас­со­вым дей­ст­вом (ра­дио­связь ме­ж­ду служ­ба­ми, ра­дио­управ­ле­ние ху­до­же­ст­вен­ным фо­ном ста­ди­он­ных пред­став­ле­ни­ях и т.п.).

РАЁК, РАЁШНИК –на­род­ный те­атр, со­стоя­щий из не­боль­шо­го ящи­ка с дву­мя уве­ли­чи­тель­ны­ми стек­ла­ми впе­ре­ди. Внут­ри его пе­ре­став­ля­ют­ся кар­тин­ки или пе­ре­ма­ты­ва­ет­ся с од­но­го кат­ка на дру­гой бу­маж­ная по­ло­са с до­мо­ро­щен­ны­ми изо­бра­же­ния­ми раз­ных го­ро­дов, ве­ли­ких лю­дей и со­бы­тий. Ра­еш­ник пе­ре­дви­га­ет кар­тин­ки и рас­ска­зы­ва­ет при­сказ­ки и при­ба­ут­ки к ка­ж­до­му но­во­му сю­же­ту. Кар­тин­ки эти бы­ли час­то в лу­боч­ном сти­ле, пер­во­на­чаль­но, ре­ли­ги­оз­но­го со­дер­жа­ния – от­сю­да на­зва­ние «ра­ёк», а за­тем на са­мые раз­но­об­раз­ные те­мы, вклю­чая по­ли­ти­че­ские. Яр­ма­роч­ный ра­ёк. «Ра­ёш­ник» или «ра­ёч­ник» – рас­сказ­чик, ис­пол­ни­тель рай­ка, а так­же че­ло­век по­се­щаю­щий ра­ёк.

РАПИД (от лат. rapidus – быстрый скорый)  ускорение киносьемки, в результате которой на экране демонстрируется замедленное движение персонажей, замедленное панорамное движение камеры. В режиссуре ТПиП прием применяется в целях заострения внимания зрителей на определенных действиях персонажей театрализации.

РАПСОДИЯ (от греч. rhapsodia – буквально – сшивание песен) - инструментальное или вокальное произведение, написанное в свободном, импровизированном, эпическом стиле. В музыкальном оформлении ТПиП используются, чтобы подчеркнуть национальные или стилистические особенности содержания эпизода (Венгерская рапсодия Ф. Листа, Рапсодия в стиле блюз Д. Гершвина и т.п.

РАСКРЕПОЩЕНИЕ– от глагола раскрепоститься – освободиться от какой-либо зависимости. Это учебно-творческий процесс выработки профессиональных навыков органичного существования на игровой площадке. Раскрепощение – одна из задач работы режиссера с актером. В актерской психотехнике – элемент работы над собой по снятию мышечных и психологических зажимов.

РАЗ­ВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ – про­цесс пе­ре­хо­да сце­ни­че­ско­го дей­ст­вия от одного ка­че­ст­вен­но­го со­стоя­ния к но­во­му ка­че­ст­вен­ном со­стоя­нию (от про­сто­го к слож­но­му, от низ­ше­го к выс­ше­му, от мед­лен­но­го к бо­лее ди­на­мич­но­му и на­обо­рот); пе­ре­ход от од­но­го со­бы­тия (эпи­зо­да, но­ме­ра) к др. и по­вы­ше­ние на­пря­жен­но­сти дей­ст­вия к его куль­ми­на­ции и фи­на­лу.Р.д. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся тем­по-ритмом. В ре­зуль­та­те ком­по­зи­ци­он­но-целост­но­го Р.д. и ак­тив­но­сти уча­ст­ни­ков празд­ни­ка, те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го пред­став­ле­ния соз­да­ют­ся це­ло­ст­ное эмо­цио­наль­ное впе­чат­ле­ние о смыс­ле со­бы­тия, об­раз со­бы­тия и об­раз об­ще­ния.

РАЗ­ВЛЕ­ЧЕНИЕ –за­ня­тие, вре­мя­пре­про­во­ж­де­ние, дос­тав­ляю­щее‚ удо­воль­ст­вие (напр. мас­со­вые Р.); 2) то, к че­му от­но­сят­ся не­серь­ез­ная шут­ка, иг­ра, иг­руш­ка, смех, за­ба­ва, по­те­ха.

РАЗ­ВЛЕ­КАТЕЛЬ­НОСТЬ – свой­ст­ва всех раз­но­вид­но­стей иск-ва, вы­зы­ваю­щие эс­те­ти­че­ское со­пе­ре­жи­ва­ние, иг­ру чувству зри­те­ля, дос­тав­ляюшие ему ду­хов­ное удо­воль­ст­вие. Раз­вле­ка­тель­ный – дос­тав­ляю­щий удовольствие толь­ко на основе раз­вле­че­ния, безглу­бо­ко­го со­дер­жа­ния (см. также: За­ни­ма­тель­ность).

РАЗ­ВЯЗКА – 1)за­вер­ше­ние ка­ко­го-л. слож­но­го за­пу­тан­но­го де­ла; 2) зак­лю­чи­тель­ная часть дра­ма­ти­че­ско­го или ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния, сю­жет­но­го хо­да те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го пред­став­ле­ния; 3) раз­ре­ше­ние глав­но­го про­ти­во­ре­чия, кон­флик­та. Р. свя­за­на с нрав­ст­вен­ным эф­фек­том, к-рый в боль­шей сте­пе­ни ва­жен для зри­те­ля. В Р.зри­тель де­ла­ет для се­бя ка­кие-л. существенные вы­во­ды.

РАЗ­ДЁРЖ­КА – часть оде­ж­ды сце­ны, пред­став­ляю­щая со­бой по­лот­ни­ще, раз­де­лен­ное на две по­ло­ви­ны, к-рые мо­гут рас­хо­дить­ся в раз­ные сто­ро­ны. Р. за­мы­ка­ет сред­ний или по­след­ний план ку­лис.

РАЗ­МЕР – рит­ми­че­ская еди­ни­ца сти­ха, со­от­но­ше­ние удар­ных и без­удар­ных сло­гов или рит­ми­че­ских еди­ниц в муз.так­те.

РАЗ­МЕТКА – на­не­се­ние на по­верх­ность бу­ма­ги, а за­тем на по­ле ста­дио­на то­чек, по­зво­ляю­щих раз­ра­ба­ты­вать ри­сун­ки по­строе­ния уча­ст­ни­ков мас­со­вых сцен и чет­кое их вы­пол­не­ние. Прак­ти­ка по­ка­зы­ва­ет, что оп­ти­маль­ной для мас­со­вой по­ста­нов­ки на ста­дио­не яв­ля­ет­ся Р. 2×2 мет­ра. В за­ви­си­мо­сти от раз­ме­ров фут­боль­ное по­ле мо­жет вме­стить 48-56 от­ме­ток по фрон­ту и от 33 до 36 то­чек по глубине. Для Р. ис­поль­зу­ют­ся спе­ци­аль­ные мет­ки, по­хо­жие на кан­це­ляр­ские кноп­ки, толь­ко зна­чи­тель­но боль­ших раз­ме­ров (диа­метр шляп­ки 1-2 см, дли­на шты­ря 10-14 см). Важ­но, что­бы Р. бы­ла очень точ­ной по фрон­ту, в глу­би­ну и по диа­го­на­ли, т.к. от это­го за­ви­сит чет­кость ри­сун­ков и ка­че­ст­во дей­ст­вия всей мас­сы уча­ст­ни­ков. Р. ну­ме­ру­ет­ся по пер­вым ли­ниям то­чек го­ри­зон­таль­но (сле­ва на­пра­во) и вер­ти­каль­но (сни­зу вверх). По­лу­ча­ет­ся сис­те­ма ко­ор­ди­нат, с по­мо­щью к-рой мож­но лег­ко оп­ре­де­лить ме­стона­хо­ж­де­ние лю­бо­го уча­ст­ни­ка на по­ле ста­дио­на. Су­ще­ст­ву­ют два ме­то­да раз­ра­бот­ки ком­по­зи­ци­он­но-по­ста­но­воч­но­го пла­на: гра­фи­че­ский ме­тод и фо­то­ма­кет­ный ме­тод (см. также: При­ем об­рат­но­го дей­ст­вия, При­ем пря­мо­го дей­ст­вия, При­ем воз­вра­та к ис­ход­но­му по­ло­же­нию).

РАКУРС1) (в жи­во­пи­си, гра­фи­ке и рель­е­фе) изо­бра­же­ние фи­гу­ры или пред­ме­та в пер­спек­ти­ве с силь­ным со­кра­ще­ни­ем уда­лен­ных от зри­те­ля час­тей; 2) (в ки­но­съем­ке) изо­бра­же­ние объ­ек­та с раз­лич­ных то­чек зре­ния не­под­виж­ной или дви­жу­щей­ся ки­но­ка­ме­рой, точ­ка зре­ния ка­ме­ры, соз­да­вае­мая уг­лом на­кло­на или подъ­ё­ма оп­ти­че­ской оси ап­па­ра­та при съём­ке. Ак­тив­ный при­ем опе­ра­тор­ско­го иск-ва для по­строе­ния изо­бра­зи­тель­но-мон­таж­ной ком­по­зи­ции филь­ма. Р. по­мо­га­ет вы­ра­зить взгляд ге­роя или ав­то­ра на со­бы­тие; 3) (в дра­ма­тур­гии) точ­ка зре­ния, с к-рой ав­тор сце­на­рия рас­смат­ри­ва­ет про­бле­му (см. также: Сце­ни­че­ский ра­курс) [4].

РАКУРС СЦЕ­НИЧЕСКИЙ, см. Сце­ни­че­ский ра­курс.

РАМПА – ниж­ний барь­ер вдоль аван­сце­ны, за­кры­ваю­щий от зри­те­ля ос­ве­ти­тель­ные при­бо­ры, на­прав­лен­ные на сце­ну.

РАС­СКАЗ –1) ме­тод ре­пе­ти­ци­он­ной ра­бо­ты (Ре­пе­ти­ция);2) ху­до­же­ст­вен­ное по­ве­ст­во­ва­тель­ное про­заи­че­ское про­из­ве­де­ние не­боль­шо­го раз­ме­ра. Вте­ат­ре ото­бра­же­ние дей­ст­ви­тель­но­сти про­ис­хо­дит по­сред­ст­вом сию­ми­нут­но­го вос­про­из­ве­де­ния про­цес­сов жиз­ни. На эс­т­ра­де – пу­тем Р. о про­цес­се жиз­ни: о со­бы­ти­ях, с мыс­лях, о чув­ст­вах чел-ка, рас­ска­зом ино­гда те­ат­ра­ли­зо­ван­ном, но лишь в оп­ре­де­лен­ной ме­ре. Свой­ст­ва Р.: а) воз­мож­ность сво­бод­но опе­ри­ро­вать про­шед­шим, на­стоя­щим ибу­ду­щим вре­ме­нами, про­стран­ст­вом, «сжи­мать» и «рас­тя­ги­вать» про­цес­сы жиз­ни; б) воз­мож­ность сде­лать дос­тоя­ни­ем слу­ша­те­лей внут­рен­нюю жизнь ге­роя;в) вклю­че­ние в Р. сло­вес­ных оце­нок и ком­мен­та­ри­ев ав­то­ра или ли­ри­че­ско­го ге­роя,от ли­ца к-ро­го он ве­дет­ся. Раз­но­вид­ностью Р. яв­ля­ет­ся инсценированный Р. В нем ка­ж­дый ис­пол­ни­тель оце­ни­ва­ет про­ис­хо­дя­щее либо с т. зр. сво­его ге­роя,ли­бо «пе­ре­во­пло­ща­ясь в ав­то­ра», ком­мен­ти­ру­ет по­ве­де­ние парт­не­ра, ли­бо де­ла­ет ав­тор­ский опи­са­тель­ный текст сво­им внут­рен­ним мо­но­ло­гом. В про­цес­се пе­ре­хо­да от ак­тер­ско­го са­мо­чув­ст­вия к функ­ции рас­сказ­чи­ка в ав­тор­ском тек­сте ак­тер иг­ра­ет сво­его ге­роя с менее ­глу­бо­ким вхо­ж­де­ни­ем в об­раз, чем он это де­лал бы в те­ат­ре. Но взаи­мо­дей­ст­вие с парт­не­ром долж­но дос­ти­гать той же сте­пе­ни ак­тив­но­сти, об­ще­ние долж­но про­ис­хо­дить так же под­роб­но, как в спек­так­ле (см. также: Инс­це­ни­ров­ка).

РАУС -1) высокий балкон над входом в ярмарочный балаган;2) в XVII – XXVIII вв. про­лог к ба­ла­ган­но­му пред­став­ле­нию, вы­не­сен­ный на пло­щадь: вы­кри­ки за­зы­вал, пе­ре­клич­ка тру­ба­чей, тре­ли ба­ла­ла­еч­ни­ков.

РАУТ(от англ. rout) – тор­же­ст­вен­ный свет­ский при­ём, зва­ный ве­чер без тан­цев (в от­ли­чие от ба­ла).

РАФТИНГ– экс­тре­маль­ные, не­стан­дарт­ные кор­по­ра­тив­ные ме­ро­прия­тия.

РЕАКЦИЯ – 1) (пси­хол.) лю­бой от­вет ор­га­низ­ма на из­ме­не­ние (раз­дра­же­ние) во внеш­ней или внут­рен­ней сре­де – от био­хи­ми­че­ско­й Р. от­дель­ной клет­ки до ус­лов­но­го реф­лек­са жи­вот­но­го или чел-ка; 2) (в те­ат­ре) от­вет­ное дей­ст­вие ак­те­ра на воз­дей­ст­вие парт­не­ра по сце­не. Ви­ды Р.: от­каз, уст­рем­ле­ние, тор­мо­же­ние (см. также: Био­ме­ха­ни­ка).

РЕАЛИЗМ - (от лат. realis – вещественный, действительный) направление в литературе и искусстве, ставящее основной целью правдивое воспроизведение объективной действительности в ее типических чертах. В режиссуре ТПиП на реализме основано включение в контекст сценария документально-фактического материала и передача функций «носителя содержания», так называемому, реальному герою – участнику тех или иных событий.

РЕА­ЛИЗМ ФАН­ТА­СТИЧЕСКИЙ, см. Фан­та­сти­че­ский реа­лизм.

РЕАЛЬНОЕ ПРО­СТРАНСТВО – про­стран­ст­во, объ­ек­тив­но су­ще­ст­вую­щее, ес­те­ст­вен­ные ус­ло­вия, в к-рых осуществляются сце­ни­че­ское дей­ст­вие, празд­ник, пред­став­ле­ние.

РЕАЛЬНОСТЬ – 1) объ­ек­тив­но су­ще­ст­вую­щее яв­ле­ние, дей­ст­ви­тель­ность. Диа­лек­ти­че­ский ма­те­риа­лизм раз­ли­ча­ет объ­ек­тив­ную Р. (ма­те­рию) и субъ­ек­тив­ную Р. (яв­ле­ния соз­на­ния); 2) не во­об­ра­жае­мое (см. также: Ре­аль­ный ге­рой, Ре­аль­ное дей­ст­вие).

РЕАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ – тер­мин, обо­зна­чаю­щий ес­те­ст­вен­ное по­ве­де­ние ге­ро­ев те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го дей­ст­вия, к-ро­му да­ет­ся ху­до­же­ст­вен­ный ак­цент; ком­по­нент сце­нар­но-ре­жис­сер­ской раз­ра­бот­ки те­ат­ра­ли­зо­ван­ных празд­ни­ков (см. также:  Жиз­нен­ное дей­ст­вие). Дей­ст­вие уча­ст­ни­ков мо­жет быть спе­ци­аль­но ор­га­ни­зо­ван­ным, но при этом долж­но но­сить ес­те­ст­вен­ный ха­рак­тер, на­хо­дить от­клик у уча­ст­ни­ков ху­до­же­ст­вен­ной ак­ции, же­ла­ние в нем уча­ст­во­вать (см. также: Ре­аль­ный ге­рой).

РЕАЛЬНЫЙ ГЕ­РОЙ – че­ло­век, судь­ба к-ро­го ста­ла пред­ме­том те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го дей­ст­вия; че­ло­век, вы­пол­няю­щий ро­ле­вую функ­цию в до­ку­мен­таль­ном те­ат­ра­ли­зо­ван­ном дей­ст­вии. Иг­ро­вая функ­ция Р.г. долж­на быть ор­га­ни­че­ски свя­за­на с его дей­ст­ви­тель­ны­ми жиз­нен­ны­ми уст­рем­ле­ния­ми, а не ис­кус­ст­вен­но на­вя­зы­вать­ся ему сце­на­ри­стом и ре­жис­се­ром. Те­ат­ра­ли­зо­ван­ная иг­ра Р.г. яв­ля­ет­ся ор­га­ни­че­ским про­дол­же­ни­ем егожиз­нен­ной дея­тель­но­сти в ху­до­же­ст­вен­ной фор­ме – от пре­дель­ной кон­кре­ти­за­ции Р.г. сце­на­рия, осо­бен­но в ка­ж­дом из его эпи­зо­дов, к обоб­щен­но­му со­би­ра­тель­но­му об­ра­зу сце­нар­но-ре­жис­сер­ской раз­ра­бот­ки, наи­бо­лее аде­к­ват­но­му идее празд­нич­но­го дей­ст­вия (см. также: Ре­аль­ное дей­ст­вие).

РЕВЮ(от фр. revue – обозрение) - эстрадное или театральное представление, состоящее из отдельных сцен и номеров, объединенных общей темой. Ревю включает музыку, танец и т.д., а так же обмен репликами между артистами в цельное сценическое действие. В то же время в ревю отсутствует единая сюжетная связка. Жанр ревю близок к варьете и кабаре. К видам ревю относятся камерное и ревю-феерия. См. Концерт-ревю.

РЕ­ЖИС­СЁР – по­ста­нов­щик спек­так­лей, филь­мов, празд­ни­ков, эс­т­рад­ных и цир­ко­вых про­грамм, мас­со­вых празд­ни­ков, на­прав­ляю­щий и объ­е­ди­няю­щий ра­бо­ту от­дель­ных ис­пол­ни­те­лей, твор­че­ских кол­лек­ти­вов и тех­ни­че­ских служб для соз­да­ния цель­но­го ху­до­же­ст­вен­но­го про­из­ве­де­ния кол­лек­тив­но­го твор­че­ст­ва. (см. также: Глав­ный Ре­жис­сер, Ре­жис­сер по зву­ку, Ре­жис­сер по спор­ту, Ре­жис­сер по ки­но, По­ста­но­воч­ная груп­па, Ре­жис­сер­ская груп­па, Функ­ции ре­жис­се­ра).

РЕ­ЖИС­СЁР МАССОВОГО ТЕ­АТ­РА­ЛИ­ЗОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ – по­ста­нов­щик и ор­га­ни­за­тор че­ло­ве­че­ско­го об­ще­нияху­до­же­ст­вен­ны­ми сред­ст­ва­ми, соз­даю­щий сред­ст­ва­ми жиз­нен­но­го и ху­до­же­ст­вен­но­го дей­ст­вия об­раз об­ще­ния. В ре­жис­су­ре мас­со­во­го дей­ст­вия по­ста­нов­ка празд­нич­ной иг­ры не­раз­рыв­но связана с ре­жиссу­рой са­мой жиз­ни, и в этом глав­ная осо­бен­ность про­фес­сии Р.м.т.д.

РЕ­ЖИС­СЁР ПО КИ­НО – член по­ста­но­воч­ной груп­пы, со­вме­ст­но с глав­ным ре­жис­се­ром оп­ре­де­ляющий, ка­кие ки­но-, ви­део- и фо­то­до­ку­мен­ты бу­дут ис­поль­зо­ва­ны в сце­на­рии. Р.п.к. со­став­ля­ет пар­ти­ту­ру ди­на­ми­ко-ста­ти­че­ской про­ек­ции, под­би­ра­ет и мон­ти­ру­ет ма­те­ри­ал, осу­ще­ст­в­ляет кон­так­ты с те­ле­ви­де­ни­ем, ки­но- и ви­део­цен­тра­ми, оп­ре­де­ля­ет ко­ли­че­ст­во тех­ни­че­ских ис­пол­ни­те­лей (опе­ра­то­ров и мон­та­же­ров), ру­ко­во­дит их ра­бо­той: сле­дит за ка­че­ст­вом ап­па­ра­ту­ры, при­ни­ма­ет не­об­хо­ди­мые ме­ры по ее ре­мон­ту, про­во­дит ре­пе­ти­ции и празд­ник. Ес­ли на пред­став­ле­нии пред­по­ла­га­ет­ся при­сут­ст­вие ТV, то Р.п.к. вместе с ре­жис­се­ром те­ле­ви­де­ния со­гла­со­вы­ва­ет тех­ни­че­ские осо­бен­но­сти по­ка­за до­ку­мен­таль­но­го ма­те­риа­ла, а по­сле про­ве­де­ния празд­ни­ка воз­вра­ща­ет ис­поль­зо­ван­ные ма­те­риа­лы их вла­дель­цам.

РЕ­ЖИС­СЁР ПО ПАН­ТО­МИМЕ – член по­ста­но­воч­ной груп­пы, в чьи обя­зан­но­сти вхо­дит от­бор пан­то­ми­ми­че­ских но­ме­ров, про­ве­де­ние ре­пе­ти­ций, а так­же соз­да­ние пла­сти­че­ских, пан­то­ми­ми­че­ских свя­зок ме­ж­ду но­ме­ра­ми и эпи­зо­да­ми и, ес­ли нуж­но, «жи­во­го за­на­ве­са». Ра­бо­та­ет со­вме­ст­но с глав­ным ба­лет­мей­сте­ром

РЕ­ЖИС­СЁР ПО СПОРТУ – член по­ста­но­воч­ной груп­пы, от­ве­чаю­щий за осу­ще­ст­в­ле­ние той час­ти те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го пред­став­ле­ния, к-рая свя­за­на со спор­тив­ны­ми но­ме­ра­ми. Осо­бен­но ве­ли­ка роль Р.п.с. в физ­куль­тур­но-спор­тив­ных празд­ни­ках и те­ат­ра­ли­зо­ван­ных пред­став­ле­ни­ях на ста­дио­не.

РЕ­ЖИС­СЁРСКАЯ ГРУППА – 1) груп­па лю­дей, соз­да­вае­мая глав­ным режиссером при ор­га­ни­за­ции мас­штаб­ной ху­до­же­ст­вен­нойак­ции (осо­бен­но празд­ни­ка), в к-рой за ка­ж­дым эпи­зо­дом за­кре­п­ля­ет­ся свой ре­жис­сер, соз­даю­щий, в свою оче­редь, по­ста­но­воч­ную груп­пу;2) чле­ны по­ста­но­воч­ной груп­пы, осу­ще­ст­в­ляю­щие ре­жис­сер­ские функ­ции: ре­жис­сер по пан­то­ми­ме, ре­жис­сер по спор­ту, ре­жис­сер по ви­део ит.п., а так­же ре­жис­се­ры эпи­зо­дов [4].

РЕ­ЖИС­СЁРСКАЯ ДО­КУ­МЕН­ТАЦИЯ –обос­но­ва­ние ре­жис­сер­ско­го за­мыс­ла,за­фик­си­ро­ван­ное на бу­ма­ге. К Р.д. от­но­сят­ся: план-сце­на­рий, сце­на­рий, эс­ки­зы оформ­ле­ния сце­ны, за­ла, кос­тю­мов,пла­ни­ров­ки сце­ни­че­ско­го дей­ст­вия (опор­ные ми­зан­сце­ны), мон­таж­ный лист, муз. пар­ти­ту­ра, пар­ти­ту­ра ди­на­ми­ко-ста­ти­сти­че­ской про­ек­ции, све­то­вая пар­ти­ту­ра, мон­ти­ро­воч­ный лист, гра­фик ре­пе­ти­ций, спи­сок по­ста­но­воч­ной груп­пы, сме­та за­трат на ху­до­же­ст­вен­но-по­ста­но­воч­ную часть, ин­ст­рук­ции для ря­да тех­ни­че­ских ис­пол­ни­те­лей.

РЕ­ЖИС­СЁРСКАЯ СИ­ТУАЦИЯ –иг­ро­вая жиз­нен­ная си­туа­ция, к-рая соз­да­ет­ся сце­нар­ным и ре­жис­сер­ским хо­дом и вклю­ча­ет в те­ат­ра­ли­зо­ван­ное дей­ст­вие зри­те­лей и ре­аль­ных ге­ро­ев. В сце­на­рии и ре­жис­сер­ском за­мыс­ле про­грам­ми­руют­ся иг­ро­вые си­туа­ции бу­ду­ще­го дей­ст­ва. Са­мо празд­нич­ное те­ат­ра­ли­зо­ван­ное иг­ро­вое об­ще­ние ис­пол­ни­те­лей и зри­те­лей про­ис­хо­дит в са­мый мо­мент празд­ни­ка и вы­зы­ва­ет­ся те­ми иг­ро­вы­ми си­туа­ция­ми, к-рые соз­да­ны реж-ром и ор­га­ни­за­то­ра­ми празд­не­ст­ва.

РЕ­ЖИС­СЁРСКИЙ АК­ЦЕНТ – мо­мент осо­бо­го на­пря­же­ния дей­ст­вия, в котором реж-р со­сре­до­то­чи­ва­ет вы­ра­зи­тель­ные сред­ст­ва для рас­кры­тия сво­его смы­сло­во­го и об­раз­но­го ре­ше­ния. Р.а. кон­цен­три­рует вни­ма­ние зри­те­лей на глав­ном, осо­бен­но су­ще­ст­вен­ном для вы­яв­ле­ния идеи спек­так­ля (пред­став­ле­ния), его сквоз­но­го дей­ст­вия, ре­жис­сер­ской трак­тов­ки. Р.а. про­ду­мы­ва­ют­ся, на­чи­ная с пер­вых ви­де­ний пье­сы, мас­со­во­го пред­став­ле­ния и реализуются в по­ста­но­воч­ном пла­не, в от­бо­ре со­бы­тий, че­рез обо­ст­ре­ние кон­флик­тов, кон­тра­стов мон­таж­ных свя­зей, че­рез зву­ча­ние сло­ва и му­зы­ки, опор­ные ми­зан­сце­ны, ат­мо­сфе­ру дей­ст­вия.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.