Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Режиссура театрализованных представлений и праздников 2 страница



ПЕ­РЕ­ВО­ПЛО­ЩЕНИЕ – спо­соб­ность ар­ти­ста внеш­не и внут­рен­не при­ни­мать ка­кой-н. но­вый вид, об­раз. В рус­ском те­ат­ре, на­чи­ная с ХХ в., ут­вер­жда­ют иск-во П., ло­мая рам­ки ам­п­луа, та­кие вы­даю­щие­ся ак­те­ры, как М.С. Щеп­кин. А.Е. Мар­ты­нов, А.П. Лен­ский. М.Г. Са­ви­на и др. С воз­ник­но­ве­ни­ем Мо­с­ков­ско­го ху­до­же­ст­вен­но­го те­ат­ра и соз­да­ни­ем сис­те­мы К.С. Ста­ни­слав­ско­го вте­ат­раль­ном иск-ве окон­ча­тель­но ут­вер­жда­ет­ся прин­цип не­по­вто­ри­мо­сти ху­до­же­ст­вен­но­го об­раза. П. один из пу­тей соз­да­ния ху­до­же­ст­вен­но­го об­раза на эс­т­ра­де. Но П. ар­ти­ста дра­ма­ти­че­ско­го те­ат­ра не рав­но­зна­чен П. ар­ти­ста эс­т­ра­ды. Вре­мя спек­так­ля по­зво­ля­ет ак­те­ру про­жить жизнь ге­роя в раз­ви­тии ха­рак­те­ра со все­ми из­ме­не­ния­ми, обу­слов­лен­ны­ми со­бы­тий­ным ря­дом це­лой пье­сы. На эс­т­ра­де это П. про­ис­хо­дитмгно­вен­но. Та­кую свое­об­раз­ную фор­му П. на­зы­ва­ют транс­фор­ма­ци­ей (см. также: Грим, Жест, По­за, Кос­тюм).

ПЕ­РИ­ПЕ­ТИЯ – 1) не­ожи­дан­ное об­стоя­тель­ст­во, вы­зы­ваю­щее ос­лож­не­ния, вне­зап­ная пе­ре­ме­на в жиз­ни; 2) сю­же­ты, по­во­ро­ты дей­ст­вия, в к-рых борьба идет с пе­ре­мен­ным ус­пе­хом в поль­зу од­ной или др. про­ти­во­бор­ст­вую­щей сто­ро­ны. П. име­ют свои внутр. кон­флик­ты,мик­ро­кон­флик­ты, куль­ми­на­ции. Сис­те­ма П. по вос­хо­дя­щей ли­нии ве­дет к цен­тру раз­ви­тия дей­ст­вия – куль­ми­на­ции.

ПЕРИФРАЗ -обо­рот, со­стоя­щий в за­ме­не на­зва­ния пред­ме­та или яв­ле­ния опи­са­ни­ем их су­ще­ст­вен­ных при­зна­ков или ука­за­ни­ем на их ха­рак­тер­ные чер­ты. «Улыб­кой яс­ною при­ро­да / Сквозь сон встре­ча­ет ут­ро го­да» (А.С. Пуш­кин)

ПЕРМАНЕНТНОСТЬ (от лат. permanens – постоянный) - непрерывность, постоянство. Перманентный – постоянно, непрерывно продолжающийся. Перманентность действия – одно из требований к актерскому существованию на сцене.

ПЕР­СО­НАЖ – 1) (в лит-ре и иск-ве) ху­до­же­ст­вен­ный об­раз чел-ка, со­вер­шаю­ще­го по­ступ­ки в оп­ре­де­лен­ной си­туа­ции. В от­ли­чие от по­ве­ст­во­ва­те­лей и ли­ри­че­ских ге­ро­ев в лит-ре, а так­же но­си­те­лей эмо­ций, за­пе­чат­лен­ных в му­зы­ке и хо­рео­гра­фии, П. в театре, по­ми­мо пе­ре­жи­ва­ний, на­де­лен оп­ре­де­лен­ным внеш­ним об­ли­ком и чер­та­ми по­ве­де­ния. Сво­его ро­да П. мо­гут ста­но­вить­ся об­ра­зы жи­вот­ных, рас­те­ний, фан­та­сти­че­ских су­ществ, упо­доб­ляе­мых че­ло­ве­ку. В со­ста­ве П. мож­но вы­де­лить ду­хов­ное яд­ро лич­но­сти, идей­ную по­зи­цию, круг жиз­нен­ных ин­те­ре­сов, эмо­цио­наль­ный мир, во­ле­вую энер­гию, фор­мы соз­на­ния и по­ве­де­ния. Чер­ты П. об­ла­да­ют раз­ной ме­рой оп­ре­де­лен­но­сти: од­ни из них по­лу­ча­ют не­по­сред­ст­вен­ное во­пло­ще­ние в ви­зу­аль­ном изо­бра­же­нии или пря­мом сло­вес­ном обо­зна­че­нии, др. же при­сут­ст­ву­ют в ху­до­же­ст­вен­ном про­из­ве­де­нии кос­вен­но, в ка­че­ст­ве апел­ля­ции к во­об­ра­же­нию зри­те­лей и чи­та­те­лей, вхо­дя в вос­при­ни­маю­щее соз­на­ние в ви­де не­обя­за­тель­ных ас­со­циа­ций. П. об­ра­зу­ют сво­его ро­да сис­те­му, к-рая яв­ля­ет­ся цен­тром ху­до­же­ст­вен­но­го по­строе­ния, важ­ней­шим ас­пек­том ком­по­зи­ции. Позна­чи­мо­сти и за­ни­мае­мо­му в про­из­ве­де­нии сце­ни­че­ско­го иск-ва мес­ту П. де­лят­ся на глав­ные, вто­ро­сте­пен­ные и вне­сце­ни­че­ские (П., лишь упо­ми­нае­мые по хо­ду дей­ст­вия). Сис­те­ма П. со­дер­жа­тель­но зна­чи­ма и во­пло­ща­ет идею про­из­ве­де­ния. Как си­но­ним тер­ми­на П. не­ред­ко ис­поль­зу­ет­ся сло­во­со­че­та­ние «дей­ст­вую­щее ли­цо»; 2) (в те­ат­ра­ли­зо­ван­ном пред­став­ле­нии) П. яв­ля­ет­ся но­си­те­лем ка­кой-то од­ной чер­ты изо­бра­жае­мо­го ти­па лич­но­сти (сме­лость, му­же­ст­во или на­про­тив под­лость, пре­да­тель­ст­во), ли­бо ка­кой-то обоб­щен­ной идеи; ка­ким он при­хо­дит на сце­ну, та­ким и ухо­дит. Т.о. сце­на­рист стре­мит­ся к про­ра­бот­ке не дра­ма­тур­гии сю­же­та, а дра­ма­тур­гии мыс­ли. От­сю­да воз­ни­ка­ет со­всем иная при­ро­да соз­да­ния ти­пи­че­ско­го об­раза. Здесь дей­ст­ву­ют ско­рее об­раз-пла­кат, об­раз-ал­ле­го­рия, об­раз-мас­ка. Их су­ще­ст­во­ва­ние под­чи­не­но иным за­ко­нам, чем в пье­се [4].

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ (от лат. persona – ли­цо, facere – де­лать) – оду­шев­ле­ние, пред­став­ле­ние не­оду­шев­лен­но­го пред­ме­та, яв­ле­ния, от­вле­чен­но­го по­ня­тия в ви­де жи­во­го су­ще­ст­ва. Пер­со­ни­фи­ка­ция близ­ка к оли­це­тво­ре­нию (на­де­ле­ние жи­вот­ных или не­оду­шев­лен­ных пред­ме­тов че­ло­ве­че­ски­ми чув­ст­ва­ми, мыс­ля­ми, ре­чью) и ино­гда рас­смат­ри­ва­ет­ся как его си­но­ним. При­мер: Ве­тер, ве­тер, ты мо­гуч Ты го­ня­ешь стаи туч...

ПЕР­СПЕК­ТИВА – 1) иск-во изо­бра­жать на плос­ко­сти трех­мер­ное про­стран­ст­во в со­от­вет­ст­вии с тем ка­жу­щим­ся из­ме­не­ни­ем ве­ли­чи­ны на­чер­та­ний, чет­кости пред­ме­тов, ко­то­рое обу­слов­ле­но сте­пе­нью от­да­лен­но­сти их от точ­ки на­блю­де­ния; 2) вид, кар­ти­на при­ро­ды с ка­ко­го-л. от­да­лен­но­го пунк­та на­блю­де­ния, ви­ди­мая даль; 3) (в те­ат­ре) рас­чет­ли­вое гар­мо­нич­ное со­от­но­ше­ние и рас­пре­де­ле­ние ро­лей при ох­ва­те все­го це­ло­го – пье­сы и ро­ли. Че­рез П. ро­ли ак­тер мо­жет рас­ста­вить нуж­ные ак­цен­ты, соз­на­тель­но про­стро­ить «ар­хи­тек­ту­ру» сво­его за­мыс­ла, рас­чет­ли­во рас­пре­де­лить свои соб­ст­вен­ные си­лы, ра­зум­но ор­га­ни­зуя се­бя в спек­так­ле. «Боль­шое фи­зи­че­ское дей­ст­вие, пе­ре­да­ча боль­шой мыс­ли, пе­ре­жи­ва­ние боль­ших чувств и стра­стей, соз­даю­щих­ся из мно­же­ст­ва со­став­ных час­тей, на­ко­нец, це­лый акт, це­лая пье­са, – го­во­рил К.С. Ста­ни­слав­ский, – не мо­гут об­хо­дить­ся без П. и без ко­неч­ной це­ли (сверх­за­да­чи)» [4].

ПЕРТУРБАЦИЯ (от лат. perturbatio – беспорядок, смятение, расстройство) - 1. Изменение пути небесного тела под воздействием силы притяжения других тел.  2. Внезапное, резкое нарушение нормального хода чего-либо, вызывающее замешательство, смятение, расстройство, беспорядок. В сценаристике ТПиП применение пертурбации – способ обострения ситуации, движения сюжета. Зачастую пертурбация строится на проверенных, неоднократно использованных клише: мирная жизнь – объявление войны, радостное событие – вмешательство злых сил. В режиссуре зрелищ пертурбация либо заранее планируется и создает новое эмоциональное переживание зрителями развития сюжета, либо возникает как незапланированная ситуация, следствием чего является разрушение композиции постановки и негативная реакция зрителей.

ПЕРФОРМАНС(от англ. performance —ис­пол­не­ние, пред­став­ле­ние, вы­сту­п­ле­ние) – фор­ма со­вре­мен­но­го ис­кус­ст­ва, в ко­то­рой про­из­ве­де­ние со­став­ля­ют дей­ст­вия ху­дож­ни­ка или груп­пы в оп­ре­де­лён­ном мес­те и в оп­ре­де­лён­ное вре­мя. К пер­фор­ман­су мож­но от­не­сти лю­бую си­туа­цию, вклю­чаю­щую че­ты­ре ба­зо­вых эле­мен­та: вре­мя, ме­сто, те­ло ху­дож­ни­ка и от­но­ше­ние ху­дож­ни­ка и зри­те­ля. В этом за­клю­ча­ет­ся от­ли­чие пер­фор­ман­са от та­ких форм изо­бра­зи­тель­но­го ис­кус­ст­ва, как кар­ти­на или скульп­ту­ра, где про­из­ве­де­ние оп­ре­де­ля­ет­ся вы­став­лен­ным объ­ек­том. Ино­гда пер­фор­ман­сом на­зы­ва­ют та­кие тра­ди­ци­он­ные фор­мы ху­до­же­ст­вен­ной дея­тель­но­сти, как те­атр, та­нец, му­зы­ка, цир­ко­вые вы­сту­п­ле­ния и т. п. Од­на­ко в со­вре­мен­ном ис­кус­ст­ве тер­мин «пер­фор­манс» от­но­сит­ся обыч­но к фор­мам аван­гард­но­го или кон­цеп­ту­аль­но­го ис­кус­ст­ва, на­сле­дую­щим тра­ди­цию изо­бра­зи­тель­но­го ис­кус­ст­ва.                                          

ПЕСНЯ –род сло­вес­но-му­зы­каль­но­го ис­кус­ст­ва; жанр во­каль­ной му­зы­ки (на­род­ной и про­фес­сио­наль­ной), ос­но­ван­ной на реа­ли­за­ции вы­ра­зи­тель­ных воз­мож­но­стей че­ло­ве­че­ско­го го­ло­са, во­каль­ной ин­то­на­ции «ме­ло­ди­зи­ро­ван­ной ре­чи». Боль­шин­ст­во П. от­ли­ча­ет раз­ви­тая ме­ло­ди­ка. Муз. фор­ма П., как и ее по­эти­че­ская фор­ма, обыч­но ку­плет­ная или стро­фи­че­ская. Клас­си­фи­ка­ция П.: а) по со­ци­аль­но-прак­ти­че­ским функ­ци­ям и жиз­нен­но­му пред­на­зна­че­нию – об­ря­до­вые, тру­до­вые, пля­со­вые, за­столь­ные, куль­то­вые и т.д.; б) по со­дер­жа­нию и по об­ра­щен­но­сти к оп­ре­де­лен­ным клас­сам, со­ци­аль­ным ивоз­рас­тным груп­пам – светские, духовные, детские и т.д.; в) по те­ма­ти­ке – ли­ри­че­ские, шу­точ­ные, пат­рио­ти­че­ские, по­ли­ти­че­ские, ре­во­лю­ци­он­ные и т.д.; г) по осо­бен­но­стям бы­то­ва­ния и рас­про­стра­не­ния – до­маш­ние, кон­церт­ные, эс­т­рад­ные, мас­со­вые, яв­ляю­щие­ся ве­ду­щей жан­ро­вой раз­но­вид­но­стью со­вре­мен­но­го про­фес­сио­наль­но­го и са­мо­дея­тель­но­го пе­сен­но­го твор­че­ст­ва; д) по ис­пол­ни­тель­ско­му со­ста­ву (по ха­рак­те­ру ис­пол­не­ния) – соль­ные, ан­самб­ле­вые, хо­ро­вые, с ин­ст­ру­мен­таль­ным со­про­во­ж­де­ни­ем и без не­го. В не­ко­то­рых пе­сен­ных жан­рах об­на­ру­жи­ва­ет­ся тен­ден­ция к пре­об­ла­да­нию дек­ла­ма­ци­он­но­сти, по­эти­че­ско­го сло­ва над муз. вы­ра­зи­тель­ны­ми сред­ст­ва­ми (шан­сон, П. со­вре­мен­ных бар­дов), в др. – к уси­ле­нию мо­тор­но-рит­ми­че­ско­го на­ча­ла(П.-марш, тан­це­валь­ная П., шля­гер). В рус­ской и фран­цуз­ской му­зы­ке XIX в. ав­тор­скую П. обыч­но на­зы­ва­ли ро­ман­сом. Ме­ло­дии мно­гих на­род­ных пе­сен ста­ли ос­но­вой про­фес­сио­наль­ных ком­по­зи­ций.

ПЕТРОВ БОРИС НИКОЛАЕВИЧ - (1922-2007 гг.) заслуженный тренер РФ, заслуженный деятель искусств РФ, народный артист РСФСР, профессор, заведующий кафедрой режиссуры ТПиП Санкт-Петербурского университета культуры, Лауреат Государственной премии СССР (1985 г.). Выдающийся режиссер-постановщик спортивно-художественных представлений, в том числе церемоний Открытия и Закрытия двух Всемирных фестивалей молодежи и студентов (1957, 1985 гг.), Олимпийских Игр в Москве, Средиземноморских Игр в Сирии, Всеафриканских игр в Египте, Игры доброй воли в Петербурге, нескольких Спартакиад народов СССР. Борис Николаевич осуществил постановки более чем в 10 зарубежных странах. Б.Н.Петров автор учебных пособий по режиссуре, технологии и организации массовых спортивно-художественных представлений, один из создателей отечественной школы спортивной режиссуры. 

ПИРАМИДА ФРАЙТАГА – «пирамида структуры действия». Немецкий писатель Густав Фрайтаг в своей книге «Техника драмы» (1863 г.) пришел к выводу, что драматическое действие проходит 5 стадий: введение (завязку), повышение (развитие) действия, вершину (кульминацию) событий, падение действия, катастрофу (развязку). Труд Г. Фрайтага существенным образом повлиял на современное понимание драматургии.

ПИРОТЕХНИКА(от др.-греч. πῦρ – огонь, жар; τεχνικός от τέχνη – ис­кус­ст­во, мас­тер­ст­во, уме­ние) – от­расль тех­ни­ки, свя­зан­ная с тех­но­ло­гия­ми при­го­тов­ле­ния го­рю­чих со­ста­вов и сжи­га­ния их для по­лу­че­ния оп­ре­де­лён­но­го сиг­на­ла или эф­фек­та; де­лит­ся на во­ен­ную (та­кие как сиг­наль­ные ра­кет­ни­цы, све­то­шу­мо­вые спец­сред­ст­ва, ды­мо­вые шаш­ки), спе­циа­ли­зи­ро­ван­ную (ки­но­съе­моч­ные спе­цэф­фек­ты, гра­ж­дан­ские сиг­наль­ные сред­ст­ва, пи­ро­бол­ты, же­лез­но­до­рож­ные пе­тар­ды) и раз­вле­ка­тель­ную (глав­ным об­ра­зом фей­ер­ве­роч­ные из­де­лия – пе­тар­ды, бен­галь­ские све­чи, хло­пуш­ки, ра­ке­ты, фон­та­ны, са­лю­ты). К пи­ро­тех­ни­ке так­же от­но­сят­ся та­кие из­де­лия как спич­ки и спе­ци­аль­ные пи­ро­па­тро­ны для по­ду­шек безо­пас­но­сти. – фон­та­ны – вы­бра­сы­ва­ют столб искр ино­гда с до­пол­ни­тель­ны­ми эф­фек­та­ми; – ки­тай­ское ко­ле­со (сак­сон­ское солн­це) – вер­тит­ся на стерж­не, раз­бра­сы­вая ис­кры; – пом­пфей­ер или рим­ская све­ча – пе­рио­ди­че­ски с вы­стре­лом вы­бра­сы­ва­ет ша­ри­ки цвет­но­го ог­ня; – фи­гур­ная све­ча – го­рит цвет­ным пла­ме­нем; – ра­ке­ты – плав­но под­ни­ма­ют­ся, об­ра­зуя шлейф искр, и вы­бра­сы­ва­ют сноп цвет­ных ша­ри­ков или раз­ры­ва­ют­ся в не­бе, раз­бра­сы­вая звезд­ки; – ба­та­реи са­лю­тов- объ­е­ди­ня­ют в од­ном кор­пу­се от вось­ми до че­ты­рёх­сот оди­ноч­ных зал­пов, ко­то­рые вы­стре­ли­ва­ют­ся по­оче­ред­но, раз­ры­ва­ясь в не­бе са­лю­том; – шла­ги – на из­вест­ной вы­со­те да­ют вы­стрел; – бу­рак- вы­бра­сы­ва­ет ог­нен­ный сноп, све­тя­щий­ся от са­мой зем­ли и до верх­ней точ­ки подъ­е­ма; – ду­ке­ры – и кве­ка­ри, бе­га­ют и ны­ря­ют в во­де, под ко­нец про­из­во­дя вы­стрел; – пе­тар­ды – про­из­во­дят про­стой хло­пок; – хло­пуш­ка – с хлоп­ком вы­бра­сы­ва­ет кон­фет­ти или сер­пан­тин; – ле­таю­щие фей­ер­вер­ки – вра­ща­ясь, взле­та­ют за счет подъ­ем­ной си­лы кры­лей.

ПЛАН – чер­теж, в ус­лов­ных зна­ках де­таль­но изо­бра­жаю­щий на плос­ко­сти (в мас­шта­бе) не­боль­шой уча­сток ме­ст­но­сти или со­ору­же­ние (напр. П. сце­ны, П. зри­тель­но­го за­ла, П. по­ля ста­дио­на);2) ус­лов­ная зо­на, про­ле­гаю­щая по всей ши­ри­не сце­ны (Ну­ле­вой П. сце­ны, вто­рой (сце­ни­че­ский) П., Тре­тий П., Даль­ний П.);3) го­ри­зон­таль­ный раз­рез или вид свер­ху ка­ко­го-л. со­ору­же­ния или пред­ме­та (напр. П. де­ко­ра­ций);4)за­ра­нее на­ме­чен­ный оп­ре­де­лен­ный по­ря­док, по­сле­до­ва­тель­ность в из­ло­же­нии че­го-л. (напр. пье­сы, за­мыс­ла и т.п.); 5) за­мы­сел, пре­ду­смат­ри­ваю­щий ход, раз­ви­тие че­го-л.: осу­ще­ст­в­ле­ния ка­кой-л. про­грам­мы, вы­пол­не­ния ра­бо­ты, про­ве­де­ния ме­ро­прия­тий (напр. П.-сце­на­рий, Ком­по­зи­ци­он­но-по­ста­но­воч­ный П., По­ста­но­воч­ный П.); 6) на­ме­чен­ная на оп­ре­де­лен­ный пе­ри­од ра­бо­та с ука­за­ни­ем ее це­лей, со­дер­жа­ния, объ­е­ма, ме­то­дов, по­сле­до­ва­тель­но­сти сро­ков вы­пол­не­ния (напр. П. под­го­тов­ки и П. про­ве­де­ния празд­ни­ка); 7) раз­ме­ще­ние объ­ек­тов на изо­бра­же­нии – пе­ред­ний, сред­ний, зад­ний П., определение и их раз­ме­ров – круп­ный, мел­кий П. (напр. П. ки­не­ма­то­гра­фи­че­ский); 8) ду­хов­ный «ба­гаж» чел-ка-ге­роя, сце­ни­че­ско­го пер­со­на­жа (см. также: Вто­рой (ак­тер­ский) П.).

ПЛАН ПОД­ГО­ТОВКИ –со­став­ная часть ре­жис­сер­ской до­ку­мен­та­ции, за­ра­нее на­ме­чен­ная сис­те­ма ме­ро­прия­тий при под­го­тов­ке спек­так­ля, празд­ни­ка, те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го пред­став­ле­ния, пре­ду­смат­ри­ваю­щая по­ря­док, по­сле­до­ва­тель­ность, сро­ки вы­пол­не­ния ра­бот, а так­же лиц, от­вет­ст­вен­ных за кон­крет­ный уча­сток ра­бо­ты.

ПЛАН-СЦЕ­НАРИЙ – со­став­ная часть ре­жис­сер­ской до­ку­мен­та­ции, схе­ма­тич­ное из­ло­же­ние дра­ма­тур­ги­че­ско­го ма­те­риа­ла, схе­ма­тич­ное из­ло­же­ние дра­ма­тур­ги­че­ско­го за­мыс­ла те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го пред­став­ле­ния, празд­ни­ка, пер­вый офи­ци­аль­ный до­ку­мент в под­го­тов­ке мас­со­во­го ме­ро­прия­тия. Его раз­ра­ба­ты­ва­ет глав­ный ре­жис­сер и сце­на­рист, а ут­вер­жда­ет за­каз­чик (см. также: Со­ци­аль­ный за­каз). П.-с. вклю­ча­ет в се­бя на­зва­ния эпи­зо­дов, их крат­кое со­дер­жа­ние или опи­са­ние до­ку­мен­таль­но­го и ху­до­же­ст­вен­но­го ма­те­риа­ла, ис­поль­зо­ван­но­го в ка­ж­дом из эпи­зо­дов. В сво­ем со­дер­жа­нии он не­сет две функ­ции: твор­че­скую и ор­га­ни­за­ци­он­ную. П.-с. да­ет от­вет на три глав­ных во­про­са: «Где бу­дет?», «Что и как бу­дет?» и «Что для это­го на­до?». Важ­ность это­го до­ку­мен­та за­клю­ча­ет­ся в том, что он от­кры­ва­ет фронт ра­бот по не­по­сред­ст­вен­ной под­го­тов­ке пред­став­ле­ния. В пер­вой час­ти П.-с. да­ет­ся под­роб­ное опи­са­ние мес­та про­ве­де­ния, ука­зы­ва­ет­ся раз­мет­ка ос­нов­ной сце­ни­че­ской пло­щад­ки, под­роб­но опи­сы­ва­ет­ся транс­фор­ма­ция сце­ны, не­по­сред­ст­вен­но свя­зан­ная с за­мыс­лом по­ста­нов­ки, идея ее ху­до­же­ст­вен­но­го оформ­ле­ния. Во вто­рой час­ти крат­ко, но яр­ко из­ла­га­ет­ся идей­но-те­ма­ти­че­ская и по­ста­но­воч­ная ос­но­вы сце­нар­но-ре­жис­сер­ско­го за­мыс­ла, за­кла­ды­ва­ет­ся идея пла­сти­че­ско­го ре­ше­ния, ос­но­вы му­зы­каль­но­го и ху­до­же­ст­вен­но­го ре­ше­ния по­ста­нов­ки, под­роб­но рас­кры­ва­ют­ся глав­ные, удар­ные эпи­зо­ды, на ко­то­рых дер­жит­ся идей­но-те­ма­ти­че­ская и по­ста­но­воч­ная ос­но­вы пред­став­ле­ния. Тре­тья часть оформ­ля­ет­ся в ви­де при­ло­же­ний: пред­ва­ри­тель­ный рас­чет уча­ст­ни­ков пред­став­ле­ния по­эпи­зод­но, пред­ва­ри­тель­ный рас­чет ос­нов­но­го обо­ру­до­ва­ния и ин­вен­та­ря, пред­по­ла­гае­мый со­став глав­ной ре­жис­сер­ско-по­ста­но­воч­ной груп­пы. На этой ос­но­ве про­из­во­дит­ся ос­нов­ная эко­но­ми­че­ская оцен­ка пред­став­ле­ния, при­ни­ма­ют­ся наи­бо­лее объ­ек­тив­ные ре­ше­ния и пла­ни­ру­ет­ся ра­бота по под­го­тов­ке пред­став­ле­ния (см. также: План под­го­тов­ки).

ПЛАСТИКА –1) строе­ние ма­те­ри­аль­но­го те­ла (при­род­но­го, в т.ч. че­ло­ве­че­ско­го, или ис­кус­ст­вен­но­го), не­по­сред­ст­вен­но дос­туп­ное жи­во­му со­зер­ца­нию; 2) (в иск-ве) ося­за­тель­ные ка­че­ст­ва гар­мо­нии ху­до­же­ст­вен­ной фор­мы, со­гла­со­ван­ность и плав­ность дви­же­ний и жес­тов, ор­га­ни­че­ская слит­ность внеш. и внутр. раз­ви­тия дей­ст­вия; 3) в ши­ро­ком смыс­ле – эмо­цио­наль­ная ху­до­же­ст­вен­ная вы­ра­зи­тель­ность, гар­мо­ния, изя­ще­ст­во, «пре­лесть важ­ной про­сто­ты» (А.С. Пуш­кин) (см. также: Пла­сти­ка те­ла, Пла­сти­че­ский син­хрон, Пла­сти­че­ский об­раз, Пла­сти­че­ские иск-ва).

ПЛАСТИКА ТЕЛА – вы­ра­же­ние внут­рен­ней сво­бо­ды в фи­зи­че­ском по­ве­де­нии чел-ка. Она дос­ти­га­ет­ся спо­соб­но­стью це­ле­со­об­раз­но рас­пре­де­лять дви­же­ние, дос­ти­гать мус­куль­ной сво­бо­ды, т.е. та­ко­го со­стоя­ния ор­га­низ­ма, при к-ром ка­ж­дое дви­же­ние за­тра­чи­ва­ет столь­ко мус­куль­ной энер­гии, сколь­ко это дви­же­ние те­ла тре­бу­ет. Тре­бо­ва­ние точ­ной ме­ры мус­куль­ной энер­гии для ка­ж­до­го дви­же­ния и для по­ло­же­ния те­ла в про­стран­ст­ве – ос­нов­ной за­кон пла­сти­ки. За­да­ча ре­жис­се­ра – под­чи­нить пла­сти­ку ак­те­ра сталь­но­му рит­му ми­зан­сце­ны и при этом обес­пе­чить пол­ней­шую сво­бо­ду дви­же­ния внут­ри ка­ж­дой рит­ми­че­ской еди­ни­цы.

ПЛА­СТИЧЕСКИЕ ИС­КУССТВА – ви­ды иск-ва, про­из­ве­де­ния к-рых су­ще­ст­ву­ют в про­стран­ст­ве, не из­ме­ня­ясь и не раз­ви­ва­ясь во вре­ме­ни, вос­при­ни­ма­ют­ся зре­ни­ем. Они на­зы­ва­ют­ся так­же про­стран­ст­вен­ны­ми иск-ва­ми. П.и. де­лят­ся на изо­бра­зи­тель­ные иск-ва (жи­во­пись, скульп­ту­ра, гра­фи­ка), вос­про­из­во­дя­щие ре­аль­ный мир, и не­изо­бра­зи­тель­ные иск-ва (ар­хи­тек­ту­ра, де­ко­ра­тив­но-при­клад­ное иск-во, ху­до­же­ст­вен­ное кон­ст­руи­ро­ва­ние), слу­жа­щие соз­да­нию ма­те­ри­аль­но-пред­мет­ной сре­ды жиз­ни чел-ка.

ПЛА­СТИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ – 1) зри­мое, ком­по­зи­ци­он­но за­кон­чен­ное вы­ра­же­ние ор­га­ни­че­ской сво­бо­ды в не­пре­рыв­но­сти ху­до­же­ст­вен­но­го дви­же­ния, его гар­мо­ни­че­ской цель­но­сти;2)ли­ния раз­ви­тия за­кон­чен­ной ху­до­же­ст­вен­ной фор­мы, вы­ра­жен­ная в ли­нии ри­сун­ка, дви­же­ния, в раз­ви­тии сце­ни­че­ско­го или мас­со­во­го те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го дей­ст­вия, ор­га­ни­че­ская не­пре­рыв­ная ли­ния раз­ви­тия вы­ра­зи­тель­ных средств, ото­бра­жаю­щих внутр. смысл по­ступ­ка, сце­ны, эпи­зо­да.

ПЛА­СТИЧЕСКАЯ ФОРМА – зри­мое, ося­зае­мое вы­ра­же­ние об­раз­но­го со­дер­жа­ния ху­до­же­ст­вен­но­го про­из­ве­де­ния.

ПЛА­СТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ – зри­мое (слы­ши­мое, зву­ко­вое), чув­ст­вен­но ощу­щае­мое вы­ра­же­ние смы­сло­во­го  и ду­хов­но­го со­дер­жа­ния ху­до­же­ст­вен­но­го про­из­ве­де­ния, мас­со­во­го дей­ст­вия. П.о. – ди­на­ми­че­ская кон­ст­рук­ция, где ка­ж­дый эл-т на­хо­дит­ся в со­от­вет­ст­вии и взаи­мо­дей­ст­вии с др., а зна­чит и со всей кон­ст­рук­ци­ей в це­лом, оп­ре­де­ляю­щей роль, ме­сто и функ­цию дан­но­го эл-та. Та­ким эл-том, в от­ли­чие от дра­ма­тур­гии те­ат­ра, мо­жет быть пес­ня, дра­ма­ти­че­ский от­ры­вок, пан­то­ми­ма, мо­но­лог, та­нец, фар­со­вая сцен­ка, т.е. но­мер. Ме­то­дом сце­п­ле­ния, «сбор­ки», кон­ст­руи­ро­ва­ния из но­ме­ров це­ло­ст­но­го пред­став­ле­ния яв­ля­ет­ся мон­таж.

ПЛА­СТИЧЕСКИЙ РИ­СУНОК РО­ЛИ –об­раз­ный ри­су­нок дви­же­ний ак­те­ра, вы­ра­жаю­щий ха­рак­тер пер­со­на­жа (см. также: Жест, По­за, Сце­ни­че­ский ра­курс).

ПЛА­СТИЧНОСТЬ –1) спо­соб­ность при­ни­мать под воз­дей­ст­ви­ем внеш. сил и со­хра­нять оп­ре­де­лен­ную фор­му;2) со­раз­мер­ность, вы­ра­зи­тель­ность, гар­мо­нич­ность; 3) плав­ность, гиб­кость.

ПЛЕОНАЗМ(в лит.) – упот­реб­ле­ние слов, из­лиш­них для вы­ра­же­ния мыс­ли, с це­лью уси­ле­ния вы­ра­зи­тель­но­сти ре­чи. «Ма­рия Го­ду­но­ва и её сын Фё­дор от­ра­ви­ли се­бя ядом. Мы ви­де­ли их мёрт­вые тру­пы» (А.С. Пуш­кин).

ПЛОЩАДНОЙ ТЕАТР – различные виды народных театральных представлений, происходивших на площадях и улицах под открытым небом (мистерия, фарс, русские скоморошьи игры, комедия дель арте, балаган, берикаоба, фастнахтшпиль и др.). В режиссуре ТПиП широко используются приемы площадного театра. Современное развитие получило движение уличных театров, проводятся различные фестивали («Бумбарамания», «Елагин парк», «Золотая карусель» и др.).

ПЛОЩАДЬ – 1) часть плос­ко­сти, ог­ра­ни­чен­ной замк­ну­той ло­ман­ной или кри­вой ли­ни­ей; 2) не­за­стро­ен­ное боль­шое ров­ное ме­сто (в го­ро­де, се­ле), от к-ро­го обыч­но рас­хо­дят­ся в раз­ные сто­ро­ны ули­цы. Для ре­жис­се­ра – ме­сто про­ве­де­ния пред­став­ле­ния, празд­ни­ка.

ПОВЕСТЬ –эпи­чес­кое про­из­ве­де­ние, по ко­ли­че­ст­ву дей­ст­вую­щих лиц и изо­бра­жае­мых со­бы­тий боль­ше рас­ска­за, но мень­ше ро­ма­на. Ча­ще все­го со­дер­жа­ние П. со­став­ля­ет ис­то­рия од­ной че­ло­ве­че­ской жиз­ни, свя­зан­ная с судь­ба­ми дру­гих лю­дей. (И.С. Тур­ге­нев «Ася»).

ПОДИУМ - (от лат. podium – постамент) 1. Возвышение вокруг арены античного цирка с местами для почетных гостей. 2. Возвышение на эстраде, в зале, в студии скульптура, художника. 3. Возвышение в виде дорожек от 50 до 100 метров длиной для показа моды. 4. Возвышение для вручения наград. В режиссуре ТПиП подиум при необходимости выносится от основной сцены в публику для укрупнения, приближения героев к зрителю.

ПОД­ТЕКСТ – 1) (в лит-ре, пре­иму­ще­ст­вен­но ху­до­же­ст­вен­ной, в дра­ме, но­ме­ре раз­го­вор­но­го жан­ра) внутр. скры­тый, от­лич­ный от пря­мо­го зна­че­ния вы­ска­зы­ва­ния смысл, к-рый вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся на ос­но­ве кон­тек­ста с уче­том си­туа­ции; 2) (в те­ат­ре, на эс­т­ра­де) П. рас­кры­ва­ет­ся ак­те­ром по­сред­ст­вом ин­то­на­ции, пау­зы, ми­ми­ки, жес­та.

ПОЗА –по­ло­же­ние те­ла в ста­ти­ке. П. оп­ре­де­ля­ет­ся по­лом (муж­чи­на ила жен­щи­на), фи­зи­че­ски­ми дан­ны­ми, фи­зи­че­ским со­стоя­ни­ем (дик­туе­мым внут­рен­ни­ми и внеш­ни­ми пред­по­сыл­ка­ми, в т.ч. кос­тю­мом), объ­ек­том и кру­гом вни­ма­ния, цен­тром тя­же­сти в раз­лич­ных час­тях те­ла, пред­ме­том, к-рый дер­жит че­ло­век, ма­лым, сред­ним или боль­шим кру­гом дви­же­ния, жес­том. К.С. Ста­ни­слав­ский го­во­рил, что на сце­не при ка­ж­дой при­ни­мае­мой П. (по­ло­же­нии те­ла су­ще­ст­ву­ют три мо­мен­та: а) из­лиш­нее на­пря­же­ние, не­из­беж­ное при ка­ж­дой но­вой П. и при вол­не­нии от пуб­лич­но­го вы­сту­п­ле­ния; б) ме­ха­ни­че­ское ос­во­бо­ж­де­ние от из­лиш­не­го на­пря­же­ния с по­мо­щью кон­тро­ле­ра; в) обос­но­ва­ние или оп­рав­да­ние П.

ПОКАЗ – публичное демонстрирование чего-либо (фильма, мод, новой продукции и т.п.). В режиссуре ТПиП - завершающий этап работы, итог репетиционно-постановочного процесса.

ПОЛИФОНИЯ (от лат. polyphonia – многозвучие) – 1. Вид многоголосия при одновременном звучании нескольких мелодий в вокальном или инструментальном произведении. 2. В литературе и живописи – художественное многообразие, многоплановость, сложная структура произведения. Полифония праздника создается одновременным проведением мероприятий на различных площадках.

ПО­ЛИШИНЕЛЬ (от фр. polichinelle, от итал. Pulcinella — Пульчинелла) — персонаж французского народного театра: горбун, весёлый задира и насмешник. Популярный в народе, стал одним из излюбленных героев театра кукол. Появился на сцене ярмарочного театра в конце XVI века. «Родственник» русского Петрушки, английского Панча и Пульчинеллы из итальянской комедии дель арте. Неисправимый болтун, не умеющий хранить секреты. Отсюда происходит выражение «секрет Полишинеля». В широком смысле «полишинель» — шут, несерьёзный человек.

ПО­ЛО­ВИКчасть оде­ж­ды сце­ны, ткань, по­кры­ваю­щая план­шет пол­но­стью или час­тич­но. П. мо­жет быть од­но­тон­ным  или цвет­ным. П. по­зво­ля­ет ими­ти­ро­вать пол раз­лич­ных по­ме­ще­ний (напр. в зам­ках, квар­ти­рах, офи­сах), по­верх­но­стей зем­ли (напр. тра­ву, кам­ни, разъ­ез­жую до­ро­гу) и т.д. В по­след­ние го­ды в ка­че­ст­ве П.ис­поль­зу­ют пла­сти­ко­вые по­кры­тия (см. также: Тех­ни­ка сце­ны).

ПО­ЛУ­СПИН­НАЯ МИ­ЗАН­СЦЕНА – сце­ни­че­ский ра­курс. Егоос­нов­ное на­зна­че­ние – пол­но­стью со­сре­до­то­чить вни­ма­ние зри­те­ля на глав­ном объ­ек­те, от­кры­том ли­це парт­не­ра и до­пол­нить кар­ти­ну по­лу­спин­ной по­зой пер­во­го. В П.м. за­кры­то ли­цо ак­те­ра, но ино­гда имен­но это и тре­бу­ет­ся. Пла­сти­ка те­ла при­об­ре­та­ет осо­бую крас­но­ре­чи­вость и, вме­сте с тем, ка­кую-то та­ин­ст­вен­ность. Зри­те­лю пре­дос­тав­ля­ет­ся воз­мож­ность до­фан­та­зи­ро­вать, что вы­ра­жа­ют в этот мо­мент ли­цо и гла­за ак­те­ра. Ос­та­нов­ка в по­во­ро­те П.м. вы­ра­зи­тель­на по по­зе и ис­поль­зу­ет­ся в ос­нов­ном в двух слу­ча­ях: ес­ли на­до под­черк­нуть та­ин­ст­вен­ный или зло­ве­щий от­те­нок этой ос­та­нов­ки, или, на­обо­рот, ес­ли мо­мент ос­та­нов­ки пер­со­на­жа не не­сет ни­ка­кой на­груз­ки, но необходим для ком­по­зи­ци­он­но­го рав­но­ве­сия всей кар­ти­ны. Пе­ре­ход и уход пер­со­на­жа по­лу­спи­ной по диа­го­на­ли от­ли­ча­ет­ся скром­но­стью про­сто­той, не­дос­ка­зан­но­стью.

ПО­ЛУ­ФАС (ТРУА­КАР) – сце­ни­че­ский ра­курс.Об­ла­да­ет боль­ши­ми воз­мож­но­стя­ми ви­до­из­ме­не­ния. Эта по­за дос­та­точ­но крас­но­ре­чи­ва, рас­кры­та, чи­тае­ма для зри­те­ля, удоб­на для пря­мо­го и кос­вен­но­го об­ще­ния с парт­не­ром. Воль­но стоя­щие но­ги с тя­же­стью те­ла пре­иму­ще­ст­вен­но на од­ной из них, ра­курс кор­пу­са с оп­ре­де­лен­ным по­во­рот го­ло­вы – все это мо­жет пе­ре­дать слож­ный под­текст по­зы. Пе­ре­ход по сце­не в П. (дви­же­ние по диа­го­на­ли сце­ны) – од­на из цен­ней­ших ми­зан­сце­ни­че­ских воз­мож­но­стей.

ПО­ЛЯРНОСТЬ – прин­цип ком­по­зи­ции, сфор­му­ли­ро­ван­ный М. Че­хо­вым. Он вы­ра­жа­ет­ся в том, что на­ча­ло (сра­зу или по­сте­пен­но) пре­вра­ща­ет­ся в кон­це про­из­ве­де­ния в свою про­ти­во­по­лож­ность. П. соз­дает на­пря­же­ние раз­ви­тия дей­ст­вия. В пье­се, в спек­так­ле, те­ат­ра­ли­зо­ван­ном пред­став­ле­нии, где в ка­ж­дом мо­мен­те су­ще­ст­ву­ет про­ти­во­стоя­ние по­ляр­ных сил, это про­ти­во­дви­же­ние от на­ча­ла к кон­цу и от кон­ца на­ча­лу.

ПО­МОЩНИКИ РЕ­ЖИС­СЁРАгруп­па лю­дей, к-рые во вре­мя ре­пе­ти­ции те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го пред­став­ле­ния обес­пе­чи­ва­ют свое­вре­мен­ную по­да­чу но­ме­ров, вы­ход и уход ар­ти­стов со сце­ны. Выпускающие П.р. ра­бо­та­ют под не­по­сред­ст­вен­ным ру­ко­во­дством ас­си­стен­та ре­жис­се­ра. Обыч­но ко­ли­че­ст­во П.р. оп­ре­де­ля­ет­ся чис­лом вы­хо­дов на сце­ну (пра­вая, ле­вая, зад­няя сто­ро­на сце­ны и т.д.), к ко­то­рым до­бав­ля­ет­ся еще один по­мощ­ник – ве­ду­щий те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го пред­став­ле­ния. В за­да­чу вы­пус­каю­щих вхо­дит и ор­га­ни­за­ция по­ряд­ка за ку­ли­са­ми (со­блю­де­ние ти­ши­ны, про­вер­ка на­ли­чия не­об­хо­ди­мо­го ре­к­ви­зи­та и т.п.). При не­об­хо­ди­мо­сти оп­ре­де­ля­ют­ся и др. по­мощ­ни­ки: а) сле­дя­щие за свое­вре­мен­ным при­хо­дом кол­лек­ти­вов и ис­пол­ни­те­лей на сце­ну и их ухо­дом по­сле ис­пол­не­ния но­ме­ра за пре­де­лы сце­ни­че­ско­го про­стран­ст­ва; б) по ком­пь­ю­тер­но­му обес­пе­че­нию; в) по су­ве­ни­рам и ре­к­ви­зи­ту; г)  по ра­бо­те с ре­аль­ны­ми ге­роя­ми и т.п.

ПОМПЕЗНОСТЬ (от лат. pompa – триумфальное шествие) подчеркнутая пышная торжественность, тяжеловесность, монументальность, напыщенность. В режиссуре ТПиП следует избегать помпезности, противоречащей духу праздничного действия. Элементы помпезности могут использоваться в ироничном, пародийном ключе.

ПОР­ТАЛ –ар­хи­тек­тур­ная ар­ка, об­рам­ляю­щая зер­ка­ло сце­ны. Не­по­сред­ст­вен­ная за­да­ча П. – об­рам­ле­ние сце­ны, мас­ки­ров­ка хо­да за­на­ве­са и скры­тие пер­во­го со­фи­та. Раз­ме­ры ра­мы за­ви­сят от зер­ка­ла сце­ны иши­ри­ны зри­тель­но­го за­ла. Бо­ко­вые П. долж­ны быть дос­та­точ­но ши­ро­ки­ми, что­бы за них ухо­ди­ла по­ла за­на­ве­са, а груп­па ак­те­ров мог­ла за ни­ми при­го­то­вить­ся для вы­хо­да. За ка­мен­ным П. на­хо­дят­ся обыч­но пор­та­лы раз­движ­ные. Сдви­га­ясь, они, ес­ли это не­об­хо­ди­мо, су­жа­ют зер­ка­ло сце­ны.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.