Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





психология 36 страница



Почему же это происходит? Чувство самоуничижения, свое* го несоответствия предъявляемым требованиям: ставит перед выбором либо в пользу требований и продолжения мучительных переживаний самоуничижения,, либо в пользу повышения само­уважения в поведении, направленном против этих требований. Выбирается, как правило, второе. Поэтому желание соответство­вать ожиданиям коллектива, общества уменьшается, а стремление уклониться от них* напротив, растет, В результате и установки, и референтные группы, и поведение подростка становятся все более антинормативными, толкая его все дальше по пути девиации.

Достигается ли при этом цель — повысить самоуважение? При определенных условиях — да. Алкоголик, например* в состоянии опьянения не осознает своей ущербности и может даже гордиться собой. Принадлежность к преступной шайке дает социально ущербному индивиду новые критерии и способы самоутверждения, позволяя видеть себя в благоприятном свете не а а счет социальна положительных, в которых он оказался банкротом» а за счет социально отрицательных черт и действий* Новаяt негативная социальная идентичность предполагает и но­вые критерии самооценок, зачастую прямо противоположные прежним, так что бывший минус становится плюсом.

Разумеется, девиация — не лучший и яе единственный способ избавиться от чувства самоуничижения. <Высокое само­уважение* преступника нередко проблематично, в нем много напускного, демонстративного* в глубине души он не может не измерять себя общесоциальным масштабом, и рано или поздно это сказывается, Тем не менее девиантное поведение как средст­во повышения самоуважения и психологической самозащиты достаточно эффективно.

Компенсаторные механизмы, посредством которых подро сток «восстанавливает* подорванное самоуважение, не совсем одинаковы для той или иной стороны его «Я*. Чувство своей недостаточной маскулинности может побудить подростка начать курить или пить, что повышает его самоуважение как «крепкого парня». Ко этот сдвиг не обязательно распространяется на дру­гие элементы Я-концепции. Кроме того, подростковое самоуни­чижение снимается девиантным поведением лишь постольку, поскольку такое поведение принято в соответствующей субкуль­туре, в случае же смены субкультуры оно теряет смысл,

Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивирован­ным. Подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но по какимчго причинам (конституциональные факторы, социальные условия неумение правильно определить свои социаль­ные идентичности и роли, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нор­мальными способами социальной адаптации и/иди преодоления трудностей) он #е может этого сделать* Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях.

Важнейший фактор такого развития — девиантные сверстники (Г. Кэплан, Р. Джонсон, К. Бэйли, 1987)- Наличие девшштаой грун­ты: а) облегчает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне готова; 6) обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях и в) уменьшает эффектив­ность личных и социальных контрольных механизмов, которые мог­ли бы затормозить проявление девиантных склонностей.

При этом образуется порочный круг. Девиантные поступки увели­чивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая анткнорматив-ямс поступки, подросток привлекает к себе внимание t интерес и т.д. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность аодростка в социальном одобрении группы, особенно если он вырос в нормальной среде, где такие действия осуждаются. Наконец девишгтые действии вызывают отрицательное отношение к санкции со стороны «нормаль ных> других» вплоть до исключения девиантного подростка из обще ния С ними, &го социальное отчуждение способствует активизации общения подростка с девиантной средой t уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиак-тного поведения и склонности к нему* Для этой ситуации характерно формирование обтной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлеченности в девнантаые группы. В результа­те девишггные поступки из немотивированных становятся могивиро-

ВШП1ЫМН.

A. E. ЛИЧКО

ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

У ПОДРОСТКОВ1

БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

i

НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЯ

АНОМАЛИЙ ХАРАКТЕРА

ТТГарушения поведения* его отклонение от общепринятых

1 j норм являются основным проявлением как психопатий, так и в подростковом возрасте — акцентуаций характера,

Разнообразие нарушений поведения у детей и подростков по­будило к попыткам их систематизации. За рубежом наибольшую известность получили три классификации. Распространенная в США классификация R. Jenkins (1969) по существу является чис­то описательной. Выделяется 7 видов нарушений поведения: ги­перкинетическая реакция, реакция ухода («watndrawing*), судя по описанию — аутистического типа реакция тревоги, реакция бегства («runaway*), *несоциалнзировакная агрессивность», груп­повые правонарушения, прочие реакции.

Международная классификация болезней (9-й пересмотр) де­лит нарушения поведения у подростков на «социализирован­ные* 1с «социализированные*, т*е. групповые (Жариков Н. М«, Логинова М, С 1989),

1 Личко А, Е. Психопатии и акцевтуации характера у подростков. Л.; Медицина, 1983*

Другая классификация создана G* Неиуег (дит, по L. Michaux, 1953) на основе работ французских детских психиатров. В отличие от систематики R. Jenkins здесь делается попытка вникнуть в побудительные мотивы, лежащие в основе нарушений поведения.

Французская классификация включает ряд поведенческих реакций — протеста, оппозиции* имитации и других.

Известная в странах немецкого языка классификация Н. Stutte (I960) представляет компилятивную смесь синдромов (сенситивно-параноидные, обсессивные реакции), побудительных мотивов <пь иеркомпеысаторные действия) и внешних проявлений нарушений поведения {ложь, воровство, побеги и т.п.).

С нашей точки зрения, систематика нарушений поведения должна проводиться в двух направлениях: по формам проявле­ния нарушений поведения (гл. III) и в отношении причин, фак­торов» мотивов, лежащих в их основе. Последние могут быть разделены на биологические и с оци о -психологические*

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ч                                                                                                                                                                                                                          -

Генетические факторы могут обусловливать аномалии харак­тера, что особенно видно .на примере конституциональных психо­патий. В определенной мере от типа психопатий или акцентуаций характера, в формировании которых также, по-видимому, прини­мает участие генетический фактор, зависит больший или меньший риск определенных видов нарушений поведения. Однако прямо ту илн( и*гую форму нарушений поведения (делинквентность, алкого­лизацию и т.д*) генетические факторы не определяют*

Резидуаяьлые органические поражения головного мозга> выраженные в незначительной степени {«неврологическая мвдфосимхггоматика*, «ми­нимальное мозговое поражение* американских авторов), в популяции достаточно распространены. При тщательном обследовании их удается обнаружить у многих здоровых подростков-школьников (Лебедин­ская К, С. и соавт., 1978) и у 43 % подростков, направляемых в связи с нарушениями поведения б специальные интернаты и ПТУ (данные нашего сотрудника А. А. Вдовиченко» 1976). По нашим данным, среди госхштализнрованных в психиатрическую больницу подростков с психо­патиями или с различными негадахогическими нарушениями на фоне акцентуаций характера подобные признаки «минимального мозгового поражения* обнаружены у 36 %. Видимо, если стертые формы резиду-альных поражений играют какую-то роль в развитии нарушений поведения» то эта роль сводится только к одному из предрасполага­ющих факторов.

*

Среди биологических факторов, играющих роль в становле­нии психопатий, издавна привлекал внимание инфантилизм (см* обзор М. И, Буянова, 1971). Однако ставшая в последние десятилетия актуальной проблема нарушений поведения у под* ростков совпала с другиад явлением, ярко проявившимся в те же годы: ускорением (акселерацией) в этом возрасте физического развития» в том числе полового созревания*

АКСЕЛЕРАЦИЯ И ИНФАНТИЛИЗМ

 

Акселерация начала выявляться еще в конце XIX века — сперва среди потомства наиболее обеспеченных слоев городского населения, а во второй половине нашего столетия распространи­лась на все слои и почти на все развитые страны (Зельцер А,, 1968; Властовский Б. Г., 1976), Акселерация развития детей и подрост­ков является частью более широкого комплекса явлений» получив­шего название секулярного тренда (дословно — тенденции века). Сюда относягг и увеличение вообще всех показателей физического развития населения (роста* массы тела и т*п.), и более раннее половое созревание, и более позднее наступление климакса у жен­щин, и повышение средней продолжительности жизни, я мн. др. Есть в секулярном тренде и отрицательные черты — общее «поста­рение* населения, распространенность малодетных и бездетных семей и др* К ним, с нашей точки зрения, можно добавить актуа­лизацию проблемы инфантилизма — на фоне акселеркрованной массы сверстников инфантильные подростки оказываются в осо­бенно трудной положении.                                      -   '

Акселерация наиболее ярко выступает в подростковом возра­сте I, В 60—70-х годах московские подростки в 15 лет оказались выше ростом своих ровесников в 1927 г.; мальчики в среднем на 10 см* а девочки — на 6 см, (Основы морфологии,.., 1969), Одним из признаков завершения физического созревания является, как известно* прекращение роста. У акселерированных юношей рост стал заканчиваться к 17—19 годам вместо 23—25 лет в прошлом, а у девушек — к 16—17 годам вместо 21—23 лет прежде. По сравнению с когортой подростков 30—40-х годов все показатели окостенения скелета «помолодели* на 1—3 года {Пашкова В, A.t 1973)* Ускорилось и половое соареванае—месячные у девочек ста­ли начинаться на годполтора раньше*

Акселерация касается не только физического развития. Со* временная социальная жизнь предъявляет к нервной системе подростков более высокие требования, чем полвека назад* Поток

информации стал несравненно обильнее, впечатления разнооб­разнее и богаче, теми жизни более ускоренным, а образование более сложным, Физическая акселерация» несомненно, сочета­лась с определенным ускорением психического развития, осо­бенно в части интеллекта и способностей. Новые программы в начальных школах, успешно введенные в 60-х годах* не только это подтвердили, но, возможно» дали благоприятный стимул для ускорения интеллектуального развития.

Тем не менее взаимоотношения физической акселерация и раз­вития личности очень непросты* Какие-то стороны психического развития не претерпевают ускорения. У акселерироваыных подрост* кок нередко долго еще сохраняются некоторые детские черты, при­чудливо переплетающиеся с интересами взрослых» Слишком велика обычно бывает эмоциональная неустойчивость* податливость слу­чайным влияниям. Чувство ответственностиf долга оказывается на недостаточной высоте. Может быть, чрезмерно опекаемая старшим поколением жизнь физически развитого подростка не создает доста­точных стимулов для ускорения развития этой стороны психиче­ской сферы?

Большинство юношей к девушек в возрасте 15—16 лет по своему физическому, в том числе и сексуальному, развитию в 60—70-х годах XX века соответствовало 18—19-летним в 20— 30-х годах. Однако их социальный статус остался прежним: до 18 лет они еще несовершеннолетние (вступление в брак без разрешения родителей в ФРГ, Дании» Швейцарии возможно лишь с 20—21 года, в США этот возраст лишь в 70-х годах был снижен с 21 до 18 лет). Возможности самостоятельного полно­ценного заработка до 18 лет весьма ограниченны, среднее спе­циальное и высшее образование, к которому стремится все большая часть молодежи, завершается на 2—3 года позднее, чем в прежних поколениях. Возникшая диспропорция между акселерацией физического развития и социальным статусом, между физическим развитием к некоторыми сторонами соци­ального созревания была предсказана еще в начале нашего века И. И, Мечниковым (1903) как складывающаяся в процессе раз­вития цивилизация.

Другая диспропорция возникает внутри одной возрастной когорты подростков, В одном и том же возрасте, например у восьмиклассников в 14 лет, у одних половое созревание еще начинается, у других оно в самом разгаре, у третьих — уже

 

завершено* Подростки с задержкой полового созревания или с чрезмерным его ускорением оказываются в менее выгодном сре­ди сверстников положении*

Все эти диспропорции могут быть факторами» способствую­щими нарушениям поведения.

Наиболее неблагоприятным является особый вариант акселе­рации — « интенсификация» (Лебединская К, C*f 1973), проявля­ющаяся не снижением возраста начала полового созревания, а резким ускорением его темпа» Начавшись, как обычно» в 12—13 лет, созревание протекает крайне бурно: за 2—3 года половой метаморфоз полностью завершается — в 14—15 лет физически подросток превращается во взрослого.

В последние годы появились наблюдения, что с конца 70-х годов как будто акселерация пошла на спад. Однако статистиче­ских данных пока еще не опубликовано*                             . :

Инфантилизм в виде отставания в физическом развитии и асихосодаальком созревании остается достаточно распространен* ным явлением и в эпоху акселерации. Среди подростков-правонару­шителей и среди направляемых в связи с трудным поведением в специальные ПТУ инфантилизм обнаружен в 17 % (Фелшь екая Н. И. — цит. по Буя- нову М, И.» 1971; данные нашего сотруд­ника Вдовиченко А. А4). Инфантильные подростки в группе сверстников оказываются в трудном положении: они испытывают трудности в контактах! их отвергают> они чувствуют себя отщепен­цами. Часть из них тянется к малышам, но часть встает на путь нарушений поведения, в основе которых нередко лежат еще детские реакции оппозиции, подражание более старшим, развитым и ♦яр­ким* у с их точки зрения, подросткам, компенсации и гиперкомпен­сации. По мнению К. С, Лебединской (1969, 1973), если при акселе радии больше страдают девочки, то ори инфантилизме — мальчики.

Не случайно среди подростков, направленных на обследова­ние в психиатрические больницы в связи с непсихотическими нарушениями поведения (психопатии, психопатоподобные рас­стройства и др.), оба полюса девиации физического развития — акселерация и инфантилизм (ретардация) — оказываются доста­точно представленными. По данным О* Д, Сосюкало и соавт, (1978), в 15 % отмечена выраженная акселерация к в 24 % — инфантилизм; по нашим данным> среди 300 подростков муж­ского пола — у 26 % акселерация и у 22 % — инфантилизм.

Причины инфантилизма различны. Чаще всего он бывает конституциональном, но может быть вызван длительными со­матическими заболеваниями, эндокринными нарушениями, а также изнеживающим воспитанием.

В последние годы распространился термин + ретардация» как антипод акселерации, которую связывают с психическим дизонтогенезом (Ковалев В, В., 1981).

СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА КАК ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ

 

Психологические особенности подросткового возраста» когда они резко выражены, получили название подросткового комп­лекса*, а обусловленные ими нарушения поведения — «пубер­татного криза» (Homburger F., 1926).

Подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин» а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностейt умений сочетается с излишней само­надеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порой уживается с порази­тельной черствостью, болезненная застенчивость — с развязно­стью, желание быть признанным и оцененным другими — с показной назовисимостью, борьба с авторитетами, общеприня­тыми правилами н распространенными идеалами — с обожеств­лением случайных кумиров, а чувственное фантазирование — с сухим мудрствованием,

В современной западной психиатрической и психологической литературе широкое распространение получила концепция Е. Erikson (1968) о « кризисе идентичности* как о главной особенно­сти подросткового периода. Под * идентичностью * подразумевается определение себя как личности, как индивидуальности. Формирова­ние *идентичноста> рассматривается с психоаналитических позиций. как результат «распада детского Я» и необходимости синтеза нового ♦взрослого Я*> образования «сверх — Я» и т.п. Самой идентичности, процессу познаний самого себя придается самодовлеющее значение. Именно этот процесс, а не факторы окружающей среды, рассматри­вается как первоисточник всех трудностей и всех нарушений поведе­ния у подростков,

-

По мнению G. Nissen (1971), пубертатный криз, кроме «кри­зиса идентичности*, слагается также из + кризиса авторитета* к «сексуального кризиса*. Кризис авторитета выводится как след­ствие «эдипова комплекса*р как«иротест против отца». роль отца в современной семье или его отсутствие в семьях ведет к распространению этого протеста на все авторите -ты мира взрослых. Крайним проявлением этого кризиса являют -ся побеги из дому и бродяжничество. С кризисом идентичности связываются склонность к психогенным депрессиям и суин** -дальному поведению, а также эпизоды дереализации и деперсо­нализации* Криаис сексуальности объясняется по Э, Фрейду сменой эрогеяньгх зон с анальной на геяитальнуя»*

С нашей точки зрения» суть «подросткового комплекса» сскгга**--ляют свойственные этому возрасту определенные психологические « особенности» поведенческие модели, специфически-подростковые по­веденческие реакция на воздействия окружающей социальной ды. К ним относятся описанные нами [Личко А* Е., 1973] эмансипации, группирования со сверстниками, реакция увлечение« (хобби-реакция) и реакции, обусловленные формирующимся сексу­альным влечением.

РЕАКЦИЯ ЭМАНСИПАЦИИ

Эта реакция проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших — родственников, учите­лей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще. Реахс-цня может распространяться на установленные старшими порлдоси:» правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться свяаана с борьбой за самостоятельисостг-», да самоутверждение как лэтностн. Термин * реакция эмансипахдам *-, нам представляется, более точно отражает суть явления, чем «криз**с авторитетов* (Nisaen G:, 19711-

Возможно, реакция эмксиладии имеет какие-то биологиче­ские, филогенетические корни. У высших млекопитающих имен -дго с периода полового созревания начинается борьба за свое место среди сородичей, за определенное положение в иерархической лестнице сложных взаимоотношений в стаде или стае [Воров-ский В. Мм 1936; Chauvin R.* 1963], Разумеется, эта peaKixxfjx у подростков развертьгеается под действием социопсихологииеекзгагх факторов (чрезмерная опека со сторонь старших, мелочный котнпс1-роль, лишение минимальной самостоятельности и всякой свобо-

ды» продолжающееся отношение к подростку как к маленькому ребенку). Воспитательская гиперпротекция особенно тяготит

подростков с гииертимыой акцентуацией.

Проявления реакции эмансипации весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка» в желании всегда и везде поступать * по-своему *, «самостоятельно*. Но даже не сказываясь открыто на поведении, эта реакция получает отражение в результатах психологического исследования, оценивающего отно­шение здоровых, хорошо социально адаптированных подростков к родньш, к опеке над собой и наставлениям, к критике и возражени­ям в свой адрес, к правилам и законам [Иванов EL Я., 1973]. У гипертимных подростков реакция эмансипации наиболее проявля­ется в поступках, у истероидных к шизоидных — в высказываниях.

Реакцией эмансипации может быть продиктовано поступле­ние на учебу или на работу обязательно в другом городе, чтобы жить отдельно от родителей* Одной из крайних форм проявле* ния реакции эмансипации является побега из дому и бродяжни­чество, когда они обусловлены желанием «пожить свободной жизнью*.

РЕАКЦИЯ ГРУППИРОВАНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ

                                                                                                                                              L                                                                                                     

Дети охотно тянутся к старшим, часто даже предпочитают играть не с ровесниками, а с ними. Подросткам свойственно почти инстинктивное группирование со сверстниками. Подрост­ковые группы проходят через всю историю человечества от пер­вобытного общества и древней Спарты до современных хиппи.

С. Haffter (1966) полагает, что распространившиеся в разви­тых капиталистических странах начиная с 50-х годов, подростко­вые +6анды», с социологической точки зрения, явление отнюдь не новое» а скорее архаическое.

Стремление подростков к группированию со сверстниками, мо­жет быть, также имеет какие-то филогенетические корни. У высших млекопитающих, ведущих стадный образ жизни (некоторые виды обезьян, копытных и ластоногих), особи подросткового возраста* образуют отдельные группы на периферии стада или даже обособля­ются в отдельные временные стада (Боровский В, М*, 1936; Chauvin P., 1963), Обезьяны-подростки реагируют депрессией на изо­ляцию от группы сверстников; ни у детенышей, ни у взрослых обезьян добиться депрессии таким образом не удается flSchweicheinier F., 1972], Однако подобное поведение молодняка вы­сших млекопитающих также не может служить моделью для изуче-

ния подростковых групп, возникающих и функционирующих по социопсихологическим закономерностям. Эти закономерности еще недостаточно изучены-Существуют два типа подростковых групп. Одни отличаются однополым составом» наличием постоянного лидера, довольно жест­ко фиксированной ролью калсдого члена, его твердым местом на иерархической лестнице внугригрупповых взаимоотношений (под-чияяемость одним, помыкание другими). В этих группах есть такие роли, как «адъютант лидера* — обычно физически сильный подро­сток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит группу в повиновении, есть *анти-лидер*> стремящийся занять место лидера* есть «шестерка*, которым все помыкают* Нередко такая группа обладает «своей территорией*t тщательно оберегаемой от вторжения сверстников из других групп, в борьбе с которыми в основном протекает жизнь. Состав групп довольно стабилен» прием новых членов нередко сопряжен с особыми «испытаниями* или ритуалами. Примкнуть к группе без согласия вожака немыслимо, тот же оценивает новичка црежде всего с точки зрения опасности аадолучить сильного *анти-лидерам. Обнаруживается склонность к внутригрупповому символизму — условные знаки, свой *язык*у свои клички, сбои обряды — например, обряд «братания кровью» [Алмазов Б, Н,, 1981]. Подобные группы обычно образуются только из подростков мужского пола,       .                             .

Другой тип подростковых групп отличается нечетким рас­пределением ролей, отсутствием постоянного лидера — его фун­кцию несут разные члены группы в зависимости от того* чем в данный момент группа занята. Состав группы обычно разнопо­лый и нестабильный — одни уходят, другие приходят. Жизнь такой группы минимально регламентирована, нет каких-либо четких требований, удовлетворение которым необходимо для вступления в нее.

По-видимому, существуют и промежуточные, и иные типы подростковых групп*

В закрытых заведениях для подростков (интернаты, спор-тивные лагеря, подростковые отделения психиатрических боль­ниц) реакция группирования проявляется с особой силой и может быть причиной серьезных нарушений режима. В этих условиях, а также при семей но-педагогической запущенности, реакция группирования может стать главным регулятором пове­дения подростка.

Реакцией группирования может быть объявлен известный факт, что подавляющее большинство правонарушений у подро­стков совершается в группе [Миньковский Г, М,, 1964], В груп­пе сверстников, как правило, начинается также алкоголизация, осуществляется первое знакомство с действием иных токсиче­ских веществ. Даже формирование психической зависимости к алкоголю или иным токсическим веществам проходит стадию особой « групповой зависимости» — когда, например, влечение к алкоголю вспыхивает только когда подросток попадает в «свою» группу [Строгонов Ю. А., Капанадзе В, Г., 1978].

В обстановке спортивного лагеря для подростков с нарушениями поведения быстро складываются спонтанные группы [Архангель­ский А. Е„ 1971], Лидерства в них обычно добиваются подростки/ судя по описанию, с выраженными пгаергамными чертами, стенич-ные, ежеминутно бестрепетно готовые вступить в драку, общитель­ные, активные, во все вмешивающиеся, шумные, легко вскипающие при противоречии кли ограничениях. С воспитателями у них быстро устанавливаются враждебные отношения. Реже лидерами становят­ся истероидные подростки. Но эти не завоевывают власть в борьбе, a, легко улавливая назревающие настроения в коллективе, подделыва­ясь под желания группы, становятся наиболее демонстративными выразителями аггах желаний и настроений, В дальнейшем они под­держивают свою власть над группой руками «адъютанта* — физиче­ски сильного, но недалекого подростка, которого умеют «очаровать* и использовать как орудие расправы и запугивания, однако их власть в группе редко бывает продолжительной,

Значение подростковых групп для психиатрия в последнее время все более становится очевидным. По нашим наблюдениям [Личко А. Е,, 1973], в условиях закрытого психиатрического отделения для подростков также быстро складываются стихий­ные группы. И также на лидерство в них претендуют те, кто наделен пгаертимными и «стероидными чертами, а также эпи-лептоидные подростки* По данным нашего сотрудника А. П. Би-зюка (1972), истероидам в зтих условиях обычно выпадает роль формальных лидеров (старосты палат и т.п.)* Неформальное лидерство в условиях круглосуточного совместного пребывания, регламентированного режима, замкнутой системы контактов не­редко в конце концов достается не гипертимным, а стеничным ,шизоидным подросткам. Чрезмерная активность и общитель­ность гиперткмов в этих условиях начинают тяготить» О них с раздражением начинают говорить, что они пристают всюду

суются {на жаргоне подростков — «возникают»). Шизоиды с их сдержанностью, внешним спокойствием, неназойливостью и вме­сте с тем независимостью становятся объектом симпатий н наибо­лее частого выбора для совместного участия в малых группах. В иных условиях специальных интернатов для трудных подростков t по данным нашего сотрудника А, А, Вдовиченко (1976), лидерство формальное и неформальное часто сразу сосредотачивается в руках подростка эпилептокдного типа. Этому способствует умение эпи-лептоида приспособиться к условиям строгого дисциплинарного режима с иерархией управления и подладиться к начальству, с одной стороны, и проявить жесткую власть и деспотизм над слабы­ми и менее стеничнымя сверстниками — с другой.

При психопатиях к акцентуациях характера реакция группиро­вания весьма разнится в проявлениях в зависимости от типа харак­тера. У гилергимных» неустойчивых и конформных подростков тяга к группированию сильна и постоянна. Циклоидные подростки обна­руживают это стремление в положительной фазе* У истероидов реак­ция группирования отличается капризной изменчивостью — они тянутся к обществу сверстников, и экстравагантность этой группы для них особенно привлекательна [Амбрумова А, 1\, Жезлова Л, Я«, 1973), Однако обычно вскоре они заявляют, что * разочаровались* в своих приятелях. На самом же деле это случается, когда группа раскусила их самих — их театральность, лживость, склонность предавать друзей и т,п- Конформные подростки ценят место в при­вычной группе и боятся его потерять. Для эпидегггоида группа представляет ценность, если дает в руки определенную власть и позволяет извлечь для себя выгоды,

РЕАКЦИЯ УВЛЕЧЕНИЯ — ХОББИ-РЕАКЦИЯ

*

Хобби у взрослых могут быть и могут отсутствовать* Для подросткового возраста увлечения составляют важнейшую чер­ту. Подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр, К сожалению, проблема увлечений остается еще мало осве­щенной в современной психологической литературе,

С нашей точки зрения, увлечения составляют особую катего­рию психических феноменов, структурных компонентов лично-сти» располагаясь где-то между инстинктами и влечениями, с одной стороныt и наклонностями я интересами — с другой, В отличие от влечений, хобби не имеют непосредственной связи с инстинктами, со сферой безусловных рефлексов* В отличие же от интересов и наклонностей, увлечения всегда более эмодио-

нально окрашены > хотя и не составляют главную трудовую направленность личности» не являются профессиональной дея­тельностью, средством заработка.                                      .

Увлечения подростков и разнообразны, и относительно ограни­ченны* Хоккей и футбол, мотоспорт и автомашины, поп-музыка — наиболее частые увлечения в 60-х и 70-х годах у подростков муж­ского пола. Но наряду с ними приходится встречать самые неожи­данные хобби* Попытка их систематизации составляет нелегкую задачу. Наша рабочая классификация [Личко А. Ем 1973; Скроц-кий ГО. А., 1973] была основана на стремлении разобраться в моги* вах, толкающих на то или иное увлечение. С этой точки зрения выделены следующие типы увлечений*



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.