Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МЕХАНИЗМЫ ЗАХВАТА ВНИМАНИЯ АУДИТОРИИ В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО ВЕБИНАРА



МЕХАНИЗМЫ ЗАХВАТА ВНИМАНИЯ АУДИТОРИИ В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО ВЕБИНАРА

Балабанова Анна,

студентка 3 курса, 2 группы филологического факультета

Аннотация: Условия пандемии коронавируса дали толчок для нового витка развития современного школьного образования. Учителя и ученики получили уникальный опыт использования новых нетрадиционных форм обучения. А новые формы всегда рождают новые методические вопросы и проблемы. В данной статье будет рассмотрена проблема эффективного захвата внимания школьной аудитории при условии отсутствия очного взаимодействия ученика и учителя на материале вебинаров, проводимых студентами 4 курса в рамках проекта «Герцен в помощь».

Ключевые слова: учебный вебинар, онлайн-коммуникация, методы привлечения внимания, дистанционное обучение.

Научно-технический прогресс 21 века диктует свои правила относительно развития разных сфер жизни общества, в корне меняя принципы их работы. В связи с этим, мир вокруг нас постоянно меняется, заставляя адаптироваться к новым условиям. Система образования одна из первых ощутила на себе изменения, произошедшие в связи с мировой пандемией 2020 года, поэтому изучение эффективных методов дистанционного обучения сейчас очень актуально.

Каждый учитель по-своему приспособил свой предмет под дистанционный формат – кто-то присылает задания в текстовом виде, кто-то проводит онлайн-конференции с аудио и видео взаимодействием с учениками, а кто-то выбирает формат вебинара. На последнем формате хотелось бы остановиться подробнее.

Сам по себе формат вебинара предполагает аудио или видео лекцию учителя, сопровождаемую трансляцией презентации на экране, при которой ученики имеют только текстовый способ связи с учителем через чат. Данный способ проигрывает формату конференции, где все участники видят и слышат друг друга, по причине более сложного привлечения и удержания и без того рассеянного внимания подростков. Именно этот аспект я и хотела бы изучить в своем исследовании.

За основу исследования был взят материал вебинаров, проводимых студентами 4 курса в рамках проекта «Герцен в помощь». Мной были проанализированы учебные вебинары для 5-8 классов по русскому языку и литературе, из которых методом сплошной выборки были отобраны основные принципы привлечения внимания школьников.

Существует огромное количество литературы на тему риторики и захвата внимания аудитории. К основным классическим правилам привлечеия внимания относится, например, личностный контакт. Нужно заранее узнать обстановку и продумать форму установления эмоционального контакта со слушателями. Возможно, вначале придется посвятить несколько слов произошедшему накануне событию, которое произвело впечатление, а может быть, поднять настроение собравшихся забавной историей. Теперь уже от предварительной подготовки оратора будет зависеть, не появятся ли познавательные барьеры, возникнет ли познавательный контакт, при котором только и возможно интеллектуальное взаимодействие. Важнейшее условие возникновения познавательного контакта - интерес к теме выступления. Интерес неизменно вызывает внимание и тем самым - контакт с оратором.

 В просмотренных мною вебинарах эмоциональный контакт создается использованием изображений смайликов или улыбок, стикеров со смешными или сленговыми фразами («Погнали!», «Дыа») для создания положительного настроя. Они обычно сопровождаются фразой студента «Посмотрите на эту милую картинку». 

Вебинар, посвященный теме природы в литературе, был открыт вопросом о прошедших каникулах и времени, проведенном на природе, что является актуальной и свежей темой для обсуждения со школьниками, которая стимулирует привлечение внимания.

А в качестве вступительной викторины было задание - написание поста к публикации в инстаграм, который является основной платформой для общения детей, что заставило обратить их внимание на данную игру и дальнейшие рассуждения о теме.

К популярным приемам также можно отнести:

1)Диалогизация выступления. Выступление можно построить по вопросно-ответной схеме: задавать себе вопрос и отвечать на него. Вебинары в рамках данного проекта часто ведут два лектора, это сильно упрощает выполнение данного пункта, так как диалог развивается между ведущими. Например, в вебинаре на тему «Мцыри», в котором обсуждались еще и черты романтических произведений, девушки предложили вспомнить черты классицизма, спрашивая одна у другой: «Вспомним произведения, которые мы уже прошли. Наташа, например, какие?»

2)Вопросы к аудитории. Вопросы способны очень существенно активизировать аудиторию, пробудить ее от спячки, важно только, чтобы вопросы были простыми – то есть, они могут быть и сложными по содержанию, но должны задаваться так, чтобы аудитория могла ответить просто «да» или «нет».

Авторы вебинаров часто используют прием игры в начале выступления – «Верное/Неверное утверждение», «Восстанови хронологию событий», викторины, мини-тесты. Краткие ответы учеников просят написать в чат, либо знак + или -. Таким образом создается диалог, который способен привлечь внимание ребенка.

Часто встречаются вопросы, которые взывают к эмоциональной, чувственной сфере ребенка: «Какие чувства вызывает у вас данная картина?», «Какие оттенки вы видите на картине?».

3)Организация дискуссии. Обычно используют «прием провокации»: на короткое время попробуйте вызвать у аудитории активное несогласие с вами – выскажите что-либо явно спорное, а затем разъясните свою позицию.

В одном из вебинаров спорная ситуация, «ловушка», была создана с помощью утверждения «В русском языке 33 звука». Ученики пятого класса по аналогии с буквами алфавита считают данное утверждение верным. Это создает противоречивую и вызывающую интерес ситуацию, когда учитель рассказывает, как есть на самом деле.

Интересный выход на противоречивую ситуацию был использован в вебинаре на Лекториуме. Преподаватель дает определение речевой нормы, доводя последнюю его часть до провокации, которая и создает противоречие: «То есть под языковой нормой мы будем понимать то, что в данный момент используется большинством носителей языка. Вроде бы все логично и последовательно, но с другой стороны вы могли бы со мной поспорить и сказать: «Позвольте, но если все говорят тортЫ или лОжить, это должно стать нормой? Почему тогда большинство речевых ошибок до сих пор не являются нормированными вариантами?».

4)Авансирование. Под авансированием понимается нарочитое затягивание сообщения важной или интересной мысли, идеи, некоторых подробностей, которые наверняка интересуют слушателей. В этом случае оратор лишь упоминает о том или ином факте и говорит: – Но об этом несколько позже; Об этом подробнее я расскажу потом и т. д.

Лектор заявляет микротему в начале вебинара с помощью мини-игры – утверждение об одинаковом произнесении гласного звука в зависимости от положения ударения оказывается неверным, но его объяснение откладывается на потом фразой: «Но об этом мы поговорим позже».

5) Заметное активизирующее воздействие на аудиторию оказывает акцентировка оратором слов, фраз, отдельных мыслей. Акцентировка может быть только звуковой – изменением темпа, ритма, нажима, интонации, паузами.

Акцентировка может быть достигнута и лексическими средствами – специальными словами: прошу обратить внимание; вот что особенно важно; нужно подчеркнуть, что; вот что интересно и т. д. Наибольший эффект дает комбинирование звуковой и лексической акцентировки.

6)Неожиданное краткое отвлечение от темы. В одном вебинаре, посвященном понятию языковой нормы, ведущий привел пример резонансного общественного события, как бы отходя от темы, обозначив это словами: «На всякий случай напоминаю». Этот прием можно отнести и к первому пункту – созданию эмоционального контакта с помощью актуальной истории. Это демонстрирует практическую направленность любой науки, ведь все что изучается происходит вокруг нас. Такой прием хорошо стимулирует интерес к предмету и привлекает внимание к лекции: «На всякий случай напоминаю, такая ситуация произошла, когда нам законодательно настоятельно рекомендовали использовать такие формы как йогУрт или брачащиеся, вместо брачующиеся. Сейчас об этом никто не помнит, но в момент выхода данный законопроект произвел эффект разорвавшейся бомбы».

7)Использование юмора. Юмор играет активизирующую внимание роль в том случае, если он использован правильно: юмора должно быть немного; не надо предварять шутку улыбкой или словами типа «А вот смешная история...»; не надо никак комментировать свою шутку.

Таким образом, наиболее полный эффект привлечения и удержания внимания создается совокупностью средств. Для аудитории школьного возраста риторические средства видоизменяются. Появляется больше игровых форм (в которых используются форматы известных интернет-ресурсов или игр), вопросы аудитории становятся проще по содержанию; юмор, актуальные ситуации, используемые для установления личностного контакта, в подростковой аудитории тоже будут другими, в речи лекторов появляются элементы сленга. Формат вебинара диктует свои правила, которые также отличают и преобразуют классические приемы публичных выступлений: диалог строится только через чат или между ведущими, обращение внимание на разные аспекты возможно только словесно. Основная тенденция современного образования – это непредсказуемость и скорость развития, которая требует от человека быть гибким. Мы готовим детей к жизни в новой реальности, которая нам самим еще неизвестна, поэтому нужно учиться жить и эффективно образовываться в любых условиях.

Список литературы

1. Михальская А.К. Основы риторики. М: Просвещение, 1996.

2. Пятков А. Г. Захват внимания аудитории при работе со студентами разных уровней мотивации. - Красноярск, 2017.

3. Стернин И.А. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить. - Воронеж: «Истоки», 2011.

4. Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика. - М.: Дело, 2003.

Список источников материала

1. Павленко Ю. И., Ганжа Н. А. «М. Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» как романтическое произведение. Романтический герой». https://youtu.be/V0ykorx4pcY

2. Агапова Н. «Русский язык как инструмент успешной коммуникации». https://youtu.be/kI7krKXrYNU  

3. Груздева Д. Д., Филиппова Н. А. «Какие бывают звуки и как они меняются в речи?» https://youtu.be/gui39Nq5a8I

4. Трофимова А. В., Зюко М. В. «Художественные особенности стихотворения М. Ю. Лермонтова “Бородино”» https://youtu.be/Q_Tn_xNiTJQ

5. Петрова А. Н, Романова Н. А. «Человек и природа в лирике Федора Ивановича Тютчева» https://www.youtube.com/watch?v=_arMErCkh3w&feature=youtu.be

6. Самохина А. Г, Захарова Ю, А «Особенности изображения природы в лирике Афанасия Фета»

 https://www.youtube.com/watch?v=qUm6m5p9sW8&feature=youtu.be

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.