|
|||
Психология. Лекция 8.. Психические процессы. ЭМОЦИИ и ЧУВСТВАПсихология. Лекция 8. Психические процессы ЭМОЦИИ и ЧУВСТВА Эмоции (от лат. возбуждать, волновать) – непосредственная форма выражения чувств, непосредственных переживаний (удовлетворения, радости, страха и т.д.) в процессе жизнедеятельности индивида. Они сопровождают практически любые проявления активности человека. При этом эмоции – одни из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения. Вольтеру принадлежат слова: «Как значимы эмоции и чувства! Это ветры, надувающие паруса корабля; они его иногда топят, но без них он не может плавать». Физиологические основы чувств и эмоций отличаются большой сложностью: как и другие психические процессы, они имеют рефлекторную природу, возникают под действием раздражителей – как внешних, так и внутренних. Раздражение рецепторов передается по центростремительным нервам в центральную нервную систему, в подкорковые и корковые отделы мозга. Оттуда по центробежным проводникам импульсы возбуждения идут к различным органам. При эмоциях нервные процессы возбуждения или торможения распространяются на вегетативные центры, что вызывает многообразные изменения в жизнедеятельности организма: рефлекторное учащение сокращения сердца или торможение дыхания, побледнение при страхе, покраснение и т.д. Большую роль при эмоциональных реакциях играет ретикулярная формация ствола мозга: она оказывает тонизирующее влияние на кору головного мозга и регулирует поведение человека. В корковом механизме различных эмоций большое значение имеют процессы формирования и преобразования динамических стереотипов (о которых мы с вами говорили). При этом легкость формирования динамических стереотипов связывается с положительными эмоциями, с переживанием удовольствия, приятного состояния. Трудность формирования динамических стереотипов связывается с отрицательными, неприятными эмоциями. Также в возникновении и протекании эмоций большую роль играет работа лобных долей коры головного мозга и функционирование второй сигнальной системы. Благодаря этому появляется возможность осознания эмоциональных состояний, целенаправленного управления эмоциями и передачи эмоционального опыта. Эмоции в античности рассматривались как особый вид познания (например, Аристотель). Сходные воззрения были развиты в философии Нового времени (Локк, Лейбниц, Гегель). Признание эмоций как самостоятельной способности чувствования, не тождественной с процессами познания и воли характерно для Канта. Большое значение в конкретно-научном изучении эмоций имела работа Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных», где рассматривалась адаптивная (приспособительная) роль эмоций. Исторически эмоции и чувства формируются в процессе социокультурного развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. Многочисленные этнографические исследования показывают изменения «эмоционального языка» у разных народов в различные исторические периоды. Действительно, эмоции возникли в процессе эволюции как средство определения биологической значимости состояния организма и внешних воздействий. В ходе эволюционного развития эмоции дифференцируются и образуют различные виды. Простейшая форма эмоций – эмоциональный тон ощущений – врожденные переживания, сопровождающие отдельные переживания жизненно важных воздействий: вкусовые, температурные, болевые. Уже здесь эмоции разделяются на два полярных класса: положительные и отрицательные. Эмоции как непосредственную форму выражения чувств можно классифицировать по степени выраженности переживаний: Сильные – к ним относят аффекты и страсти. Аффекты – переживания большой силы; бурное, интенсивное проявление эмоционального переживания; яркое внешнее проявление, но с коротким периодом протекания. Важно, что аффекты характеризуются способностью тормозить другие психические процессы и навязывать определенный закрепившийся в эволюции способ разрешения «аварийной» ситуации: бегство, агрессию. Именно с этим связано то, что аффекты характеризуются значительными изменениями сознания, безотчетностью, снижением сознательного контроля за своими действиями и нарушением волевого контроля. Физиологическая основа – возбуждение охватывает подкорковые центры, которые в данный момент освобождены от сдерживания и контроля всей коры. Происходит ломка сложившихся ранее стереотипов сознания, поведения и установок личности. Страсти – также относятся к сильным, глубоким переживаниям, это проявление доминирующего чувства, но, в отличие от аффектов, они длительные и устойчивые с ярко выраженной направленностью на достижение цели. Настроения – устойчивая форма психических переживаний, которые характеризуются эмоциональным тоном (положительным или отрицательным), обладают динамикой иимеют следующие отличительные особенности: - Слабая интенсивность эмоциональных переживаний, которые в своей основе не имеют интенсивных нервных возбуждений. - Значительная длительность – то есть они медленно развиваются и переживаются в течение длительного времени. - Неясность, безотчетность – как правило, человек слабо осознает причины того или иного настроения. - Диффузный характер – возможность перехода на другие, а иногда и на все мысли, действия и отношения человека в данный момент. Среди факторов, влияющих на индивидуальные характеристики настроений, важное место занимают особенности темперамента человека. Кроме того, эмоции могут носить идеаторный характер – т.е. способны предвосхищать ситуации и события и актуализироваться в представлении и воображении. При этом эмоции могут слабо проявляться внешне. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями может лежать в основе неврозов (которых мы касались в связи с анализом теории Фрейда), а также психических и психосоматических заболеваний. Важно помнить, что эмоциональный опыт каждого человека шире опыта его индивидуальных переживаний и формируется в результате сопереживаний в процессе общения между людьми, а также с произведениями искусства. Чувства – это психический процесспереживания человеком своего взаимодействия с действительностью, отражение отношения к миру, к другим людям, к процессу познания, результатам деятельности. Это высший продукт развития эмоциональных процессов в культурно-исторических условиях. Важно помнить, что чувства отражают потребности человека и мотивы его деятельности, поэтому они носят субъективный характер: одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение. В процессе онтогенеза чувства развиваются позже, чем эмоции. Чувства формируются по мере развития по мере развития индивидуального сознания под влиянием внешних условий жизнедеятельности: семьи, образования, искусства. Они являются результатом обобщения различных эмоциональных состояний и высшим продуктом развития эмоций. В свою очередь сформировавшиеся чувства определяют впоследствии динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций. Поскольку не только эмоции, но и чувства отличаются чрезвычайным многообразием, приведем их самую общую классификацию. Чувства делятся на: Стенические – активизируют деятельность человека, и Астенические – вызывают пассивность. Кроме того, можно разделить чувства по сферам деятельности: - интеллектуальные – связаныс познавательной деятельностью человека и возникают в процессе учебной, научной и творческой работы, в том числе, в сфере искусства; - нравственные – отражаютотношения в сфере морали, связаны с мировоззрением, традициями и нравственными принципами; - эстетические – связаны с удовлетворением эстетических потребностей и основными эстетическими модификациями (прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное и т.д.). Кроме того чувства подразделяют по степени обобщенности: - конкретные (к данному явлению, конкретному произведению искусства), - обобщенные (к определенному кругу явлений, к музыке вообще), - абстрактные (чувство справедливости, свободы). В отличие от эмоций, связанных с конкретной ситуацией и носящих ситуативный характер, чувства связаны со стабильной значимостью потребностей и мотивов человека. При этом одно и то же чувство может реализовываться в различных эмоциях, часто противоположных. Например, чувство любви может порождать радость, печаль, гнев и т.д. Это связано с двойственностью (амбивалентностью) чувств. Таким образом, эмоции и чувства способствуют либо мобилизации, либо торможению психической деятельности и поведения. В том числе они влияют на содержание и динамику всех познавательных психических процессов: восприятия, представления, внимания, воображения, памяти,мышления. В научной литературе приводится пример – страх перед учителем. (Из своего опыта могу это подтвердить: в детстве у меня резко ухудшился музыкальный слух при смене преподавателя по сольфеджио: до этого я первая писала диктанты, а потом почти перестала слышать…). Надеюсь, что у нас с вами этого не случится))) В содержании чувств человека проявляются такие важнейшие характеристики как его мировоззренческие установки, направленность личности (об этом мы будем подробнее говорить при рассмотрении темы личности и ее особенностей). Но в следующий раз мы должны еще остановиться на вопросах психических особенностей волевых процессов.
|
|||
|