Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Запись на радио 2012 года. Исполняет Николай Андреевич Фёдоров — бас, концертмейстер — Светлана Александровна Емелина.



 

К юбилею восьмидесятилетия автора «Песни сердца»

Веры Алексеевны Рубинской

 

Конспект-статья НОД Ярославской Наталии Михайловны 09.02.1986 г. рождения студентки третьего курса теоретического отделения ГБПОУ «Дзержинский музыкальный колледж» (редакция преподавателя колледжа Максименко Светланы Борисовны)

 Гражданско-патриотическая позиция «Песен сердца» Веры Алексеевны Рубинской в контексте третьего направления.

Программное содержание: творческая исследовательская работа с композиторским материалом

Цель: знакомство с новейшими сочинениями нижегородский композиторов

Задачи: внедрение новых знаний в современные образовательные технологии

Оборудование и учебные материалы: «Песни сердца» Презентация сборника В.Рубинской Запись на Нижегородском радио 2012 года

1.Музыкальная академия № 2 2020 (770) статья Настасьи Хрущёвой

Музыкальная академия №4 2020 (772) Эстетика Даргомыжского.

 

2.«ИМИ. Журнал». Русская поп музыка. Наблюдения Антона Вагина. i-m-i.ru>post/russian-pop

 

3. В.А. Васина-Гроссман Русский классический романс XIX века, год издания 1956-Москва

4. В. Васина-Гроссман Романтическая песня XIX века, год издания Москва 1966

5. В. Васина-Гроссман Мастера советского романса, год издания 1968, Москва

6.В.Г. Белинский. Собрание соч. в трёх томах, т. 3. М., 1948

7. Статья Бориса Сазонова из сборника «Песни сердца» 2011 г.

8.https://nnews.nnov.ru/posts/12141 Газета Нижегородские новости

9 . Интервью С.А .Емелиной – преподавателя ГБПОУ «Дзержинский музыкальный колледж» из беседы и творческих поисков совместной деятельности с В.А.Рубинской

 

Форма организации : интегрирование в образовательной и научной среде

Структура: Конспект-статья для лекционной работы и применения в сфере композиции

Дидактические приемы: эвристически-познавательные, исследовательские, коммуникативные, музыкально – художественные, аналитические, проверочные, синтезирующие.

 

  Ключевые слова: Вера Рубинская, историческое направление, патриотическая тема, монологическая лирика, бытовая жанровая основа, духовная направленность цикла, синтез стилей, третье направление, педагогическая цель.

Статья раскрывает аспект патриотического и духовного направления в современной песне нижегородского композитора В.Рубинской. Внимание сосредоточено на анализе наиболее значимых песен в творчестве В.Рубинской: «Россия», «Ночь над Нижним», «Танго», «Молитва», «Круг (Русь святая)». В цикле воплощается нижегородская историческая культура, нижегородская поэтическая традиция, при этом песни объединены в цикл, который открывают «Россия», «Марш победы». В центре находятся психологические и бытийные музыкальные картины. Романс страсти, посвящённый В. Биткину, старинный любовный романс. Завершает цикл духовная «Молитва» и «Земная песенка», снимает победную смысловую нагрузку-эффект отстранения, как бывает в финалах постсоветских композиторов. Альбом – цикл состоит из одиннадцати романсов.

В контексте последней четверти XX века цикл представляет собой синтез старинного бытового патриотического романса и одновременно, классического, современного и третьего направления в музыке.

Вера Рубинская — известная нижегородская пианистка, певица, композитор, окончила Горьковскую (Нижегородскую) государственную консерваторию им. М.И.Глинки по классу фортепиано (класс доцента С.В. Поляковой), аспирантуру в Институте имени Гнесиных в Москве (класс камерного ансамбля и концертмейстерского мастерства профессора Гр. Домбаева). Композицией (сочинением музыки) занималась у композитора А.А.Нестерова, а занятия академическим пением проходили в класс профессора Е.Г.Крестинского.

Лауреат радиоконкурса патриотической песни, посвящённой 65-летию Победы в 2011 году за «Марш победы» из сборника «Песни сердца» – с поэтом Владимиром Губиным , награждена медалями: Отличник культурного шествия над Вооружёнными Силами СССР и Отличник культурного шествия над селом, а также многочисленными Дипломами, Похвальными грамотами и Благодарственными письмами за творческую и исполнительскую деятельность.

В.А. Рубинская посвятила свою исполнительскую деятельность фортепианной и камерно-инструментальной музыке современных композиторов ХХго века. Прошла большой творческий и педагогический путь от преподавателя Горьковского и Арзамасского музыкальных училищ до старшего преподавателя консерватории, где она работала свыше 40 лет. В. Рубинская, как певица, стояла у истоков оперного театра в г. Арзамасе (70-е годы XX века), пела партии Земфиры («Алеко» С. Рахманинова) и Виолетты («Травиата» Дж. Верди). Её многолетняя деятельность связана также с песенно-романсовым творчеством горьковских — нижегородских композиторов.

В своем сборнике «Песни сердца» В. Рубинская предстаёт как автор лирических песен, сочинённых в разные годы. Песенный жанр она чувствует прекрасно, и прежде всего ей удаётся лирическая песня. Её песни привлекательны широким мелодическим дыханием, оригинальным гармоническим мышлением, выразительным слиянием музыки и слова. Широк и жанровый спектр: это и лирические, и духовные, и патриотические песни. Композитор активно сотрудничает с нижегородскими поэтами на протяжении всей своей жизни.

Песни В. Рубинской популярны в наше время. Их исполняют певцы из камерного музыкального театра им. Степанова, народные исполнители, студенты Нижегородской консерватории, также В.Рубинская блестяще пела их сама.

Первые опусы композитора заметила Александра Пахмутова. В мелодии важна душа, поэтому сборник называется «Песни сердца».

Вера Рубинская - ученица по классу фортепиано Софьи Поляковой, талантливого композитора, с изысканной рафинированной манерой письма и тонкой характеристичностью образов. Многолетний творческий союз Веры Рубинской с горьковскими композиторами принес свои плоды. Рубинская представлена здесь как автор лирических песен (Борис Сазонов), сочинённые в разные годы жизни. Училась у композитора Аркадия Нестерова. Но занятия проводились не систематично. Песни Рубинской не привычны, с мелодичным дыханием, оригинальным гармоническим мышлением, выразительностью слова (Борис Сазонов).

Цель создания альбома – цикла – дидактический материал для работы в вокальном классе. Ученики В. Рубинской были и первыми исполнителями ее песен (из интервью со С.А.Емелиной) Подкупает искренность и «душевность» песен В.А.Рубинской – способность к глубокому чувству. «Молитва» и «Зимняя песенка» стали конкурсным репертуаром.

 Первый романс «Россия», посвящается Марии Лебединской, воскрешает традиции старинных русских романсов. Слова Певзнер, Юрия Соловьёва. Припев романса написан в манере русских народных песен. Жанр народного «фолка». Реприза звучит в альтовом регистре, вспоминается «русский тембр» Валентины Толкуновой. Кода звучит как вокализ. В основе мелодии лежит увеличенное трезвучие с секстой, слышатся лирические и романтические интонации исконно русской песни. Низкий женский голос словно альт становится особенно пронзительным и задушевным.

«Ночь над Нижним». Посвящен матери композитора. Слова Юрия Соловьёва. Романс написан в жанре ноктюрн, в строфической свободной форме. Партия аккомпанента тесно связана с поющей вокальной строкой. Частая смена гармоний: Fis-dur, e-moll, красочные гармонические сочетания освежают старинный русский романс. В припеве автором использована размашистая инструментальная мелодика, а в коде происходит транспозиция темы из припева на малую терцию вверх только более сжато и кратко. «Все уже сказано, добавить нечего». Рубинская мыслит очень артистично и театрально, не без напыщенного пафоса.  «Нижний Новгород мой»-песня победы «города героя» - Нижнего Новгорода — город труженик. В музыке слышится уверенная поступь, происходит частая смена гармоний в одной тональности и частые сопоставления далёких тональностей – город меняется…

Главная образная тема — это тема победы, тема нижегородского кремля. В мелодии же главная тема — патриотическая песня, схожие интонации «Эй, дороги, пыль да туман...». Эта традиция песен об отечественной войне проходит как память об отце. Завершает произведение кода — колокольная - «рахманиновский набат». Это музыкально поэтическое сочинение - высокая духовная нота в творчестве В. Рубинской. Основная мысль песни исторически патриотическая. Рассказывается об исторических фактах, происходящих в Нижнем Новгороде, о «поднятии» русского народа благодаря Пожарскому и Минину. Тема актуальна для сегодняшнего дня, в этом её особенность: «поющая духовная нота». В музыкальной теме слышны аллюзии из оперы «Ивана Сусанина» хор «Славься»

М.И. Глинки. В этой песне отражена наиболее ярко патриотическая тема вокальных сочинений В. Рубинской. Нижний Новгород - заклинание, оберег, заговор. Отсюда двойной эффект метода модернизма, осциллирование возможности, необъятности Нижнего Новгорода - личной романтической иронии. Это эпически — сентиментальная страница в культуре постмодернизма.

 «Приокский вальс».Посвящен Н. Храмовой. Слова Юрия Соловьёва. В песне проходят мотивы - шлягеры. Основной метод работы с материалом — это повторение фраз - клише. В куплете встречаются песенно-русские интонации, которые опираются на «горьковатую» терцию, часто используются гармонические эллипсисы. Отсюда возникает загадочность гармонических оборотов. Фактура произведения соткана в гитарных струнных переливах, это характерно для русских романсов Даргомыжского.

 «Танго». Первая песня «Танго» написана ещё в студенческие годы. Посвящается        Н. Николаевой, слова В. Рубинской. Это типичная музыка победы с шаблонными гармоническими оборотами. В основе песни лежит шлягер - интонация  «Ландыши», тема ассоциируется со словами: - «Это ложь в устах твоих...», тема прощания. Романс написан в сквозном едином строении тематического материала, с реминисценцией в конце.  Вспоминаются такие песни как: «Тёмная ночь», «Вечер на Рейде». Интонации песни  из киномузыки. Романс В. Рубинской сделан в жанре третьего направления: музыка кино. В припеве слышна декламация, появляются вопросительные интонации: «Где же затерян наш общий путь...». Произведение заканчивается шестой повышенной ступенью. Точка еще не поставлена.

«Молитва».Романс посвящается Борису Сазонову. Слова Бориса Архимандрита. Жанр произведения типичен для русской музыки, преобладает фактурный аскетизм – намеренное упрощение музыкального языка , обращение к православию. Очень земная молитва. Происходит сопоставление тональностей— b - moll и Des - dur, проявляется светлое звучание. Постоянно звучат репетиции, типичная барабанная дробь, речитатив на одном звуке, словно рок судьбы. Далее происходит раздвоение в голосах, сопоставляются секундовые и интонации сексты: «Не все мы исполняем обещания...», секунда переходит в септиму, слышна напряжённость в музыке. Кода построена на квартовом остинато с типичной для кульминации вокальных циклов Свиридова – формой монолога. Также это романс можно сравнить с монологом из репертуара песен А. Пугачёвой , например: «Не отрекаются любя» (романтическая молитва к себе). В конце произведение заканчивается в тональности B -dur на тоническом септаккорде – патетично и довольно торжественно.

Романс «Круг».Посвящается В. Губину. Слова Юрия Хромова.

Жанровые признаки романса -   шести дольная баркарола. Это произведение можно сравнить с романсом  П.И. Чайковского «Нам звёзды кроткие сияли». Общая тональность F - dur, как прообраз романса. Но кульминация становится масштабной. Реприза эпическая, написана в эпическом ключе. Заключительная строка: - «Я с гулянки домой спешил...». Возвращение к фольклорному направлению.

Запись на радио 2012 года. Исполняет Николай Андреевич Фёдоров — бас, концертмейстер — Светлана Александровна Емелина.

«Россия святая» - мелодия очень напевная и одновременно декламационная. В песне отражаются музыкальный стиль и традиции М. Мусоргского – свободное чередование гармонических ступеней, массово-театральная логика развития музыкального текста. Интонации перекликаются и с романсом Даргомыжского «Старый капрал». В речевой интонации и музыкальной форме происходит чередование декламации с распевной вокальной строфой («Потомкам вернётся душевный покой...» - декламация; «Сберечь бы сумела Россия святая родные просторы леса и поля» - распев). Завершает песню кода — колокольная, как у Свиридова.

Романсы актуальны и в наше время, в них отражены психологическое состояние человека нашего времени, отражена лиричность, обыденность жизни, присутствует «ретромания», горький иронический подтекст мета модерна и шаблонные плакатные элементы.

Но жанр, песенный цикл В. Рубинской, представлен значительно шире, основой в центре лежит психологизм романсов русских композиторов: романсы П.И. Чайковского, песни   Ф. Шуберта, лирические тетради В. Гаврилина. Тем не менее произведения В. Рубинской находят свою глубокую ноту в строгой нижегородской поэзии.

Музыкальные песни превращаются в эстетическую ценность. Натурализм слова, не реализм, а натурализм — термин Ирины Степановой. Это эмоциональные акценты, мелодимы (типовые конструирование языка). Так рождается мелодика декламационное высказывание В. Рубинской.

Способность создавать музыкальные альбомы – национальный русский проект. Обязательная любовная лирика, от романсов востока, а гражданский пафос от декабристов. Фон существует сам, т.е. партия фортепиано абсолютна самостоятельна. Жестокая правда русской жизни - в горечи высказывания лирико – романтических песен В. Рубинской, автобиографичность, эмоциональные переломы - монологизм. «Намоленность» тона главного персонажа В. Рубинской глубоко символична, характерна и оперная многоликость образов , как у Р. Щедрина. Нельзя не вспомнить мэтра нижегородской композиторской школы Б.С. Гецелева, которого не стало в этом году. Им создано пост романтическое и философское направление в песенно-вокальных циклах. В. Рубинская продолжает традицию нижегородской композиторской школы: глубина проникновения в психологическую сущность, горечь разочарования в современном мире, как трагедия русской души, характерна только для русского романтизма, национальная общность, вера в победу - национальный символ самосознания. Доступность и понятность музыкального языка В.А. Рубинской и умение говорить популярными «клише» делают ее сборник «Песни сердца» не только лирическими песнями, но и образцом культуры третьего направления.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.