Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Нидерланды



Нидерланды

Новизна ранней нидерландской живописи заключалась, с одной стороны, в детализированном описании поверхностей предметов, а с другой стороны, в пластичности, достигаемой за счёт точно подмеченных и удачно применяемых световых эффектов. В основу нового стиля легла новая живописная техника - масло.

Нидерландская школа живописи 15 в. отмечена пристальным вниманием к деталям, пониманием ценности каждого явления, общим ощущением одухотворенности, разлитым в воздухе (Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден; некоторые мастера этой школы работали при бургундском дворе). Творчество крупнейшего нидерландского художника этого периода Иеронима Босха лишь в пейзажных далях сохраняет этот восторг перед божественной красотой мироздания, в его произведениях торжествует сатирико-морализирующая линия, восходящая к народным традициям Средневековья. Влияние Босха ощутимо в произведения Питера Брейгеля, сумевшего подняться до высот философских обобщений о месте человека в мироздании. Пройдя школу в Италии, Брейгель показывают мощь и красоту фигур крестьян, далеких от античных образцов, но живущих в тесном единении с природой. Сильнейшее влияние на искусство Нидерландов оказала Реформация: религиозная картина утратила свое значение, получили развитие светские жанры — портрет, пейзаж, бытовой жанр.

 

Живопись стала в Нидерландах единственной, кроме музыки, сферой культуры, которая дала в эпоху Возрождения памятники не только национального, но и мирового значения. Ее развитие шло своеобразными путями. В XV в., начиная с творчества Яна ван Эйка, она опережала живопись всех стран Европы, кроме Италии; в XVI в., отличаясь необыкновенным разнообразием, обилием мастеров разных местных центров, общим высоким художественным уровнем, она выдвинула лишь одного великого художника — Брейгеля, но зато подготовила почву для нового блистательного расцвета искусства во Фландрии и Голландии

 

XVII в.

Основателем нового направления в живописи Нидерландов, которое на протяжении столетия осуществляло переход от готики к Ренессансу, все шире распространяя в среде художников свои завоевания, был Ян ван Эйк (1390—1441). Вместе со старшим братом Губертом он начал работу над грандиозным многостворчатым Гентским алтарем, предназначенным для городского собора, но после кончины брата, трудясь еще шесть лет, стал главным создателем этого шедевра, завершенного в 1432 г.

 

Ян ван Эйк опирался на первый опыт правдивого изображения жизни в франко-фламандской миниатюре братьев Лимбург и в религиозной живописи своего старшего современника Робера Кампена, но его собственное

искусство обладало и большим художественным совершенством, и иной мерой новаторства, основанного на глубоком постижении поэтической красоты и бесконечного многообразия мира.

 

Образы десятков персонажей и отдельные сцены, в том числе с панорамными пейзажами, написаны в Гентском алтаре с ювелирной тонкостью, пронизаны благоговейным отношением к человеку и миру. Все изображенное насыщено «скрытым символизмом», предметы и их сочетания имеют иносказательное религиозно-нравственное значение. В портретах заказчиков-донаторов скрупулезная точность следования натуре сочетается у художника с остротой характеристики индивида. Эта линия искусства Яна ван Эйка была затем развита им в парном портрете итальянского купца Арнольфини с его женой, изображенных в комнате в момент бракосочетания, и в других работах. Чтобы полнее выразить свое ощущение «мира как рая», каждая частица которого прекрасна и причастна общей одухотворенности, художник усовершенствовал технику масляной живописи и продемонстрировал такое богатство ее возможностей, такую светоносную красочность, что его открытия подхватили в Италии поры раннего Возрождения, а также и в других странах. Ясная и спокойная красота образов Яна ван Эйка была сродни творчеству итальянских мастеров XV в., хотя он опирался в своем искусстве лишь на множество живых и непосредственных наблюдений натуры, не подкрепленных, как в Италии, целой системой научных знании. В композиции, рисунке, построении пространства, как и в своем мироощущении в целом, художник еще тесно связан с готической традицией.

 

Начинания Яна ван Эйка были подхвачены и использованы целой плеядой выдающихся нидерландских художников XV в. Самым крупным мастером середины столетия был Рогир ван дер Вейден (ок. 1400—1464). Свои наблюдения натуры он применял для создания преимущественно драматических сцен, духовно напряженных образов. Его мастерская с большим числом учеников получала заказы из разных стран Европы, от Испании до Скандинавии. Столь широкое распространение стиля одной мастерской было редкостью в XV в., но оно имело и оборотную сторону — появление работ многочисленных эпигонов. Новые творческие импульсы были даны искусству Нидерландов во второй половине XV в. экспрессивными образами религиозных композиций Гуго ван дер Гуса (ок. 1440—1482), проникновенной поэзией пейзажа в фонах работ художника-монаха Геертгена из монастыря св. Янса (ок. 1465—1495), лиризмом и изяществом творчества Ганса Мемлинга (ок. 1440—1494), который сочетал опыт предшественников и достижения итальянских живописцев. К концу века расширился круг заказчиков работ художников, они нередко выполняли специальные заказы состоятельных бюргеров или создавали для них уменьшенные и упрощенные варианты своих больших композиций, предназначенных для церкви или светских высокопоставленных лиц.

 

На рубеже двух веков Иероним Босх (до 1460—1516) связал воплощение по-ренессансному многообразных и острых впечатлений от современного быта, типов людей, мира природы с мрачной и горькой фантастикой, демоническими образами кишащей повсюду нечистой силы. Это воскрешение и резкое сгущение средневековых фольклорных представлений Босх осуществлял, широко используя гротесковые монтажи живого и механического, ужасающего и комического в образах, которые напоминали бредовые видения. Свой пессимистический взгляд на человека Босх выразил в динамичных композициях, имевших одной из главных целей моральное назидание зрителей.

 

В XVI в. расширение культурных связей с Италией способствовало распространению в Нидерландах эклектического течения «романизма», стремившегося соединить нидерландские традиции с опытом итальянского (особенно римского) Ренессанса, а затем и маньеризма. Он оказал воздействие на творчество антверпенского мастера алтарей и портретов Квентина Массейса (1465—1530), на крупнейшего северонидерландского художника XVI в. Луку Лейденского (1494—1533), одного из создателей бытового жанра в живописи и гравюре, но характернейшим выразителем особенностей этого течения впервые стал Ян Госсарт (ок. 1480—ок. 1536). Романизм, прошедший через весь XVI в., содействовал существенному усилению светских тенденций в искусстве. Он обогатил нидерландскую живопись образами античной мифологии, аллегориями, интересом к обнаженной натуре, новыми решениями композиций, знаниями перспективы и анатомии. Родился новый тип художника — гуманистически образованного, увлеченного различными отраслями знания. Вместе с тем романизм привел к такой степени интернационализации искусства и равнения на образцы, когда утрачивалась национальная самобытность живописи, а высокая виртуозность оттесняла собственно творческое начало и делала искусство холодным. Развитие романизма, поддержанного придворно-аристократическими вкусами, оказало значительное влияние на декоративное искусство, особенно на создание шпалер, которыми славились Нидерланды. В шпалерах появились мифологические, батальные, охотничьи сюжеты, которые изображались с правильным построением перспективы, использованием объемных фигур.

Особенностями живописи XVI в. было ее развитие во многих художественных центрах, в том числе и на севере страны, формирование различных светских жанров, особенно портрета, пейзажа, бытовой картины, появление все более четких по своей специфике внутрижанровых градаций — индивидуального, группового, парадного портретов, ночных, морских, зимних пейзажей. К концу века в силу растущей рыночной конкуренции усилилась жанровая специализация художников, подготавливавшая одну из характерных особенностей XVII в. С другой стороны, среди нидерландцев, многие из которых работали при дворах за рубежом, прежде всего в Праге, было немало мастеров-универсалов.

 

Об истории искусства родины рассказал в своей книге о художниках Карел ван Мандер. Его труд 1604 г. стал своеобразным подведением итогов эпохи.

 

До настоящего времени сохранилась лишь малая часть работ ранних нидерландских художников. Бессчетное количество картин и рисунков пали жертвой иконоборчества во времена реформации и войн. Кроме того многие работы получили серьёзные повреждения и нуждаются в дорогостоящей реставрации. Некоторые произведения сохранились лишь в копиях, большинство же утеряно навсегда.

Творчество Питера Брейгеля Старшего.

Наиболее полным выражением специфики и кризиса нидерландского Возрождения стало опиравшееся на многообразные национальные традиции и фольклор творчество Питера Брейгеля Старшего (ок. 1525—1569). Широко образованный, хорошо знакомый также и с итальянской живописью, он за любовь к народной тематике был прозван «Мужицким». В отличие от Италии, где искусство Ренессанса, как и гуманизма, ставило в центр внимания образ человека, Возрождение в Нидерландах и искусство Брейгеля расставляло акценты по-другому: их интересовал мир и человек, находящийся в нем как частица мироздания, величественного бытия природы.

 

Нидерландский живописец и рисовальщик. Учился у П. Кука ван Альста в Антверпене. Работал в Антверпене (в гильдии живописцев Св. Луки с 1551) и Брюсселе (с 1563). Наиболее значительный живописец Нидерландов XVI в. и один из крупнейших художников всего европейского искусства этого столетия. Жизнь народных масс впервые становится у него основой универсальной картины мира.

 

Начинал свое творчество как рисовальщик. Был связан с антверпенским гравером и издателем И. Коком, публиковавшим многие рисунки Брейгеля, переведенные в гравюру. Первоначально это величавые панорамы альпийских пейзажей, открывающиеся с высоты птичьего полета; позже появляются гравюры по аллегорическим рисункам с многочисленными мелкими фигурками, напоминающими монструозные образы Босха.

 

Первые живописные произведения художника датируются концом 1550-х. В оставшееся десятилетие жизни им были созданы картины, признанные шедеврами мирового искусства. В противоположность своим предшественникам и современникам Брейгель почти не обращался к религиозной тематике, редко писал алтарные композиции. Большинство его произведений — либо аллегории и притчи, заимствованные из фольклора, либо реальные картины народной жизни.

 

Живописец работал в период начала борьбы Нидерландов за независимость против испанского владычества. Борьба сопровождалась религиозными движениями, глубоко связанными с укреплением национального самосознания народа. Эта сложная эпоха, показавшая, с одной стороны, мощь народного противостояния, с другой — трагические последствия неравной борьбы и взаимной ненависти, нашла в творчестве Брейгеля прямое или опосредованно-иносказательное выражение. Самые ранние картины исполнены в конце 1550-х — 1560-м. Это — Фламандские пословицы (1559, Берлин, Гос. музеи), Битва Масленицы и Поста (1559) и Детские игры (1560, обе — Вена, Музей истории искусства). Их сближает не только общность композиционного построения, но и фольклорность сюжетов. Действие происходит на городских площадях и улочках, заполненных множеством мелких человеческих фигурок.

 

Панорамное решение пространства дает возможность наблюдать необычайное разнообразие бытовых сцен, поступков и взаимоотношений людей, богатство их силуэтов, жестов и поз. Масса увлекательных, зачастую сатирических деталей предлагает зрителю стать любознательным очевидцем происходящего. Художник показывает персонажи в разнообразных игровых ситуациях, восхищая нас своей неистощимой изобретательностью. Пестрота цветовых пятен подчеркивает зрелищную остроту этого живописного карнавала.

 

В произведениях середины 1560-х Брейгель предстает уже совершенно иным мастером. В одном и том же — 1565-м — им создан цикл больших картин, посвященных месяцам или временам года; это, пожалуй, наиболее гармоничные и целостные из его созданий: Сумрачный день. Весна, Возвращение стад. Осень, Охотники на снегу. Зима (все — Вена, Музей истории искусства) и Жатва. Лето (Нью-Йорк, музей Метрополитен). Отношение к миру, народной жизни, природе здесь значительно изменилось, перерождаясь из сатиры в величественный эпос. Каждая из картин — монументальный символ поэтических представлений о временах года как о вечной череде картин мироздания. Показательно, что художник обращается на этот раз не к городской, а к сельской жизни, быту и трудам крестьян, теснее всего зависимых от годового природного цикла. В отличие от картин конца 1550-х первый план теперь чаще всего занят отдельной жанровой сценой, давшей название произведению; сцена эта происходит на возвышении, за которым уходящий вглубь пейзаж с рекой, рощами, полями и деревушками. Это родная природа, увиденная не только глазами, но и духовным зрением тех, кто изображен вблизи (озябшие охотники, спешащие в свои теплые жилища; усталые пастухи, что гонят стадо к дому; косцы возле тучных хлебов и т. д.). Эмоциональное воздействие произведений усиливается тонко продуманной колористической гаммой, соответствующей состоянию погоды и времени года. Здесь уже нет пестроты и дробности предыдущих картин, в каждой композиции господствует единая тональность. Заснеженная земля в соседстве с голубовато-зеленым льдом прудов и тускло-синим небом создает ощущение стылого холода в Зиме.

 

Ржавая листва, блеклая бурая трава, рыжие бока коров, грязная глинистая дорога выстраивают цветовой ряд поздней осени. Столь же наполнена жизненным смыслом разработка цвета и в других картинах цикла. Глядя на эти произведения, зритель проникается ощущением глубокого единства жизни человека и природы, осознанием того, что подлинная ценность бытия в этом единстве и состоит.

 

Созданные в конце жизни работы Брейгеля знаменуют еще один этап. Художник как бы вплотную приближается к народу, создавая характерные типы и сцены его быта (Крестьянская свадьба и Крестьянский танец, обе — 1568, Вена, Музей истории искусства). Колорит теперь строится на крупных цветовых пятнах первопланных фигур. Танец весь пронизан вихревым движением, в стихии пляски есть что-то исступленно-самозабвенное.

 

Бурной динамике танцующих противостоит тихий покой деревенской улочки с ее пушистыми деревьями, уходящими вдаль. В Свадьбе событие происходит в замкнутом пространстве, заполненном людьми, сгрудившимися вокруг диагонально расположенного длинного стола. Изображены, казалось бы, праздничные сцены, но в лицах участников нет ни веселья, ни радости. Облик их разнообразен: здесь старики, молодежь, женщины, дети.

 

Художник очень наблюдателен, остро подмечая индивидуальные жесты, мимику грубоватых физиономий; он видит и то, что чувства крестьян примитивны, оставаясь на уровне животного инстинкта, и это тревожит мастера как свидетельство греховного несовершенства человеческой натуры. Противоречие между жизнью природы и человеком, наметившееся в Крестьянском танце, получает трагическое завершение в картине Слепые (1568, Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте). Вереница уродливых слепцов, вслед за поводырем падающих в воду, символизирует безысходную участь заблудшего в пороках человечества. И тут же мы вновь видим вечную прелесть природы, живущей своей мирной и тихой жизнью. Создав философскую притчу, полную горечи и пессимизма, несомненно, навеянную реальным драматизмом рубежно - революционного периода истории Нидерландов, мастер трансформирует религиозные представления о мире в поэтическую метафору безмерной и грозной власти слепой судьбы.

 

В написанном около 1562 «Триумфе Смерти» Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти: в зареве пожаров ставшая бесплодной и безлюдной земля, покрытая столбами с колесами пыток и виселицами; на горизонте — такое же пустынное море с гибнущими кораблями. Впечатление зловещей фантастичности усилено еще и тем, что Брейгель представил Смерть в виде бесчисленных полчищ воинов-скелетов, влекущих толпы людей — кардиналов и королей, крестьян и солдат, женщин и монахов, рыцарей, любовников, пирующих — к огромному распахнутому гробу. Человечество перед лицом Смерти предстает как бессильная множественность слепых частиц в царстве бессмыслицы, жестокости и всеобщей гибели.

 

Творчество Брейгеля — вершина и итог развития Возрождения в Нидерландах, причем итог кризисный.

 

С одной стороны, художник максимально использует мотивы новой, антропоцентрической ренессансной философии для создания обобщенных образов мира и человека в нем. С другой — он явно демонстрирует свое разочарование в якобы безграничных возможностях человека, а следовательно, и разочарование в самих ренессансных идеях, предвосхищая тем самым наступление новой эпохи, связанной с формированием маньеризма.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.