Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Что было позже



3. Что было позже

Описанная в Евангелиях история некончается смертью и погребением Иисуса. Дальше в них говорится, что он воскрес.Все авторы Нового Завета сходятся на том, что именно так и было. Как я ужесказал, это не убеждение, возникшее внутри Церкви; сама Церковь возникла вокругэтого убеждения, вера ее покоится на этой данности. Вот что может утверждатьисторик. Но может ли он пойти дальше испросить, что же произошло вдействительности, на чем же основана вера в воскресение?

Воскресение Иисуса Христа нигде неописывается в Евангелиях как конкретное событие (хотя именно так онопредставлено в некоторых апокрифах). Зададим же вопрос: почему Егопоследователи, знавшие, что Он был распят и умер на кресте, пришли к убеждению,что Он жив? В Евангелиях мы найдем два ответа: во-первых, гробница, кудаположили тело Иисуса, оказалась пустой; во-вторых, некоторые ученики видели Егоживым после смерти.

Прежде всего Евангелия сообщают, что ввоскресное утро, после того как в пятницу Иисус умер, Его гробницу нашлипустой. Обнаружила это Его последовательница, известная под именем МарииМагдалины, которая пришла туда то ли одна, то ли с несколькими женщинами. Присмерти Иисуса все они присутствовали. В этом Евангелия сходятся.

Евангелист Лука добавляет, что потом идругие подтвердили их слова: "Некоторые из наших пошли к гробнице иобнаружили, что в самом деле все так, как рассказывали женщины". Иоаннуточняет: ходили Петр и еще один ученик Иисуса. Описание того, в какомсостоянии была гробница, сделано очень подробно. Они убедились (и даже болеетого) в словах Марии Магдалины, "увидели и поверили". Рассказано этос тем драматическим реализмом, который столь характерен для Иоанна, и оченьпохоже на свидетельство из первых рук. Возможно, так оно и есть; тогда именноэто могло стать непосредственным основанием для веры "в телесное воскрешение".Но соотношение между "видением" и "верой" — одна из любимыхтем Иоанна. И здесь он подводит к словам, которые, по первоначальному егозамыслу, должны быть высшей точкой и главным выводом всего Евангелия:"Счастливы те, кто, не видев... поверили". Так что же, может,конструируя "идеальную сцену", в которой условия для веры,построенной на видении, максимально благоприятны, он пытался навести на мысль,что такая вера — не самая крепкая и не самая лучшая? Не исключено.

Во всяком случае, знаменательно, что это— единственный евангельский эпизод, из которого следует, что вера в воскресениеИисуса родилась, когда увидели Его гробницу. В Евангелиях Марка и Матфеяженщинам является ангел и говорит им: "Его здесь нет. Он восстал". УЛуки весть об этом приносят "два человека в сияющих одеждах?. В Библииявление ангелов — часто знак того, что передается "откровение", тоесть истина, недоступная чувственному восприятию. Можно предположить, что вэтом случае (как и в других, хорошо известных) речь идет об открытии, котороесовершается за пределами непосредственно данного —г воображением или"вдохновением", чтобы получить подтверждение в последующем опыте.Если следовать этой аналогии, то увиденное только привело женщин в недоумение;потом же, выйдя за пределы чувственной данности, они поняли, что это значит.Однако понятое, скажем снова, еще нуждалось в дальнейшей "проверке".

На этой проверке и делают упор всеевангелисты. Им, похоже, не очень хочется строить свою аргументацию наотрицательных свидетельствах ("не нашли тела Его", сказано вЕвангелии от Луки), и они склонны свести их на нет. Согласно Марку,"женщины ничего никому не сказали" о виденном. По Евангелию от Луки,они сообщили ученикам Иисуса, "но их слова показались апостолам нелепойвыдумкой, и женщинам не поверили"; причем ничего не говорится о том, далоли какие-нибудь убедительные доказательства второе посещение гробницы. ПоМатфею, женщины шли рассказывать, но тут им повстречался сам Иисус, — а этановость была уже куда более значительной. У Иоанна Магдалина, обнаруживгробницу открытой, с отодвинутым камнем, подумала, что тело кто-то унес, итогда же рассказала об этом ученикам; но, как и в Евангелии от Матфея, встречас самим Иисусом разрешает ее сомнения. Очевидно, евангелисты убедились(вероятно, на собственном опыте, когда пытались убедить других), что сама посебе пустая гробница, даже если в нее поверить, еще не доказательство. Теломогли унести враги или друзья2. Обе возможности принципиально допустимы (хотя,разумеется, их необходимо отвергнуть). Во всяком случае, евангелисты явностремятся сосредоточить внимание не на том, что гробница пуста, а на том, чтоученики видели Иисуса.

В других писаниях Нового Завета нигде нетупоминаний о пустой гробнице, хотя много сказано о воскресении Христа. Но,присмотревшись к языку этих текстов, можно прийти к выводу, что подразумеваетсябольше, чем кажется на первый взгляд. Такие общие фразы, как "Христос...умер и ожил" или "быв умерщвлен во плоти, но оживлен в духе",действительно иногда встречаются. Но гораздо чаще мы читаем: "Христосвоскрес из мертвых" или "Он погребен был и... воскрес в третийдень". Отсюда напрашивается естественный вывод: воскресение как быпротивостоит погребению. К такому же выводу можно прийти, внимательно читаядругие отрывки, хотя там это не столь явно. Приведенные мною фразы, вероятно,восходят ко времени, предшествующему составлению Евангелий. Трудно отказатьсяот мысли, что именно так первые христиане представляли себе воскресениеГоспода. Для них, говоривших, что "Он восстал из мертвых", было самособой разумеющимся, что тело Его больше не лежало в гробнице; если бы гробницупришли осмотреть, ее нашли бы пустой. Евангелия же дополняют это рассказом отом, что гробницу действительно осмотрели, и она оказалась пуста.

Те евреи, которые верили тогда в жизньпосле смерти, представляли ее себе как жизнь тела, воскресшего послепогребения. Тогда, может быть, ранние христиане, по другим причинам уверенные втом, что Иисус жив, пытались выразить эту уверенность в символах или образах, основанныхна принятых представлениях? Может, именно отсюда взялись евангельские рассказы?Возможно — да, а может, и нет. Как мы видели, эпизод с женщинами, обстоятельноописанный в четырех Евангелиях, все-таки показывает, что одного свидетельства опустой гробнице было недостаточно. По-видимому, евангелисты располагали целымрядом преданий, которыми нельзя было пренебрегать, так как они основывались нанепосредственных свидетельствах. Однако эти предания не придавали связности ихрассказу, да и скорее всего евангелисты плохо представляли себе, как имивоспользоваться.

Я бы сказал так: хотя общепринятаятрадиция говорила о воскресении Христа (нередко подразумевая, что Он вышел изгробницы, где погребли Его тело), в ней сохранилась и действительная память отом, что воскресным утром гробницу нашли открытой и, очевидно, пустой. Сначалаувидевшие это смутились, не понимая, что произошло; потом они поняли, что Онкаким-то образом покинул гробницу. Другой вопрос, правильно ли они поняли, иесли да, то что это значило. Однако историк не вправе на это отвечать, и явоздерживаюсь от суждения.

Но как бы то ни было, главное значениепридается свидетельству о том, что некоторые последователи Иисуса"видели" Его живым после смерти. Здесь мы уже вступаем на болеетвердую почву. Начать можно с самого раннего сообщения. Оно намногопредшествует Евангелиям и приводится в одном из посланий апостола Павла,написанном примерно через четверть века после смерти Иисуса. Павел пишет, чтодо него дошли (очевидно, тогда, когда он принял христианство, то есть годамидвадцатью ранее) сведения, хранимые и передаваемые преданием: "что Христосумер... и что Он был погребен, и что Он воздвигнут в третий день... и что Онявился Кифе, потом — Двенадцати; затем свыше чем пятистам братьям одновременно,из которых большая часть доныне в живых, а некоторые почили; затем явилсяИакову, потом всем апостолам". По словам Павла, все христианские учители,как бы ни спорили они о других вещах, это признают.

Очевидно, что сам апостол почитал такоеединодушие очень важным доказательством фактов: если кто-нибудь усомнится,правда ли это, пусть сам спросит у помянутых людей. Среди них -" Петр(Кифа), глава ближайших к Иисусу учеников, и Иаков, брат Иисуса. Павел хорошознал их. Он встречался с ними и даже провел две недели с Петром, когда приехалв Иерусалим через несколько лет после распятия — не более чем через семь, а тои через четыре. Таким образом, у нас солидный набор свидетельств, весьмаблизких по времени к основным событиям. С этими людьми случилось что-то, о чемони могли сказать только: мы "видели Господа". Речь идет не окаком-то общем для христиан "внутреннем опыте", а о вполнеопределенных событиях, уникальных, неповторимых и обозначенных во времени.

Это мы и должны иметь в виду, читая напоследних страницах Евангелий о воскресении Христа. Внимательный читатель тутже заметит такую подробность: последовательное повествование, охватывающеесобытия со входа в Иерусалим до пустой гробницы, вдруг прерывается. Далее переднами скорее набор разрозненных эпизодов. Правда, Лука и Иоанн не без искусствапытаются выстроить их в связное повествование, но результат выглядитненатурально. Во всяком случае, это явно не один и тот же рассказ. Ощущениетакое, будто эти события не увязываются между собой в единое целое. Оникакие-то спорадические, ускользающие, хотя и оставили в сознании участниковнеколебимую уверенность в том, что им явился живой Господь.

Переданы эти события по-разному:некоторые рассказы — короткие, почти бесцветные описания — приводят лишьнеобходимый минимум фактов; другие — пространны, подробны и нарочито искусны.Но схема одна и та же: ученики "осиротели" (слово это — из Евангелияот Иоанна*), потеряв своего Наставника. И вдруг Он появляется — в комнате, надороге, в саду, на склоне холма, на берегу озера, если они там. Сначала всеизумлены, некоторые сомневаются, колеблются (об этом не всегда сказано прямо,но это можно понять), а потом вдруг узнают Его. Сомнений уже нет. В Евангелииот Луки мы читаем, как два странника заговорили с незнакомцем; он сел поужинатьс ними, и вдруг "глаза у них открылись — они узнали Его". У Матфея(где повествование гораздо суше) — о том, как в Галилее ученики Иисуса вдругощутили Его присутствие, но лишь немногие сразу Его узнали, "хотянекоторые и засомневались"; тогда Он заговорил, и тут Его узнают все...Согласно Евангелию от Иоанна, Мария Магдалина в неясном свете раннего утразаметила кого-то в саду. Она думала, что это садовник, но он обратился к ней:"Мария". "Учитель!" — ответила она... Рыбаки плывут в лодкепо озеру, возвращаясь с неудачной ночной ловли, и видят на берегу незнакомца,окликающего их. Он говорит им, чтобы они еще раз закинули сети, они так иделают — на сей раз сети полны. "Это Господь!" — восклицает один изних. — И правда, это Он... Вот основной мотив всех рассказов. В деталях ониразличаются, и попытка согласовать их друг с другом довольно безнадежна. Приописании явлении, лежащих, ех hуроthesi (Гипотетически), на границе нормальногочеловеческого опыта, если не за нею, едва ли можно требовать от авторовнепререкаемой точности. И действительно, все их сообщения, если принимать ихбуквально, кажутся сомнительными или безнадежно противоречивыми. Евангелистыстремятся во что бы то ни стало оправдать, даже логически объяснить то, что дляочевидцев было мгновенно пережитой, интуитивно понятой истиной, не нуждающейсяв обосновании. Ученики были абсолютно уверены в том, что видели самого Иисуса.Больше сюда добавить нечего. Они снова обрели столь дорогую им личную связь сИисусом, казалось бы, навеки утерянную. Как мы уже видели, значило это, что Онпростил их, хотя они предали Его в "час испытаний". Теперь они былиновыми людьми в новом мире — смелыми, верными, предприимчивыми — и возглавилидвижение, которое тут же распространилось с невиданной быстротой.

Несомненно, что-то изменило этих людей.Сами они говорили, что то была встреча с Иисусом. Проверить их слова нам не подсилу. Предлагать другие объяснения, основываясь на какой-либо предвзятойконцепции, вряд ли стоит. Ведь мы действительно не знаем, каков был характерэтой встречи, что было "на самом деле". Если под этим мыподразумеваем то, что мог увидеть любой случайный наблюдатель, — вопросостанется без ответа. Но история не состоит из "голых фактов". В неевходит и то, какой смысл придавали событиям их участники; а реальность событийпознается через доступные наблюдению последствия. В нашем случае значение ипоследствия "фактов" яснее, нежели сами "факты". Впрочем,такое уже бывало и с другими значительными явлениями в истории. Так что мыимеем дело с действительно "историческим" событием. Оно было высшейточкой всего, что случилось в жизни первых христиан, и жило в их памяти обИисусе. Оно же стало точкой отсчета для событий, открывшихся вскоре всему миру.Именно из-за него ученики Иисуса сделались новыми людьми и родилась новаяобщина, или, как сказали бы сами ученики, заново родился Народ Божий. Израильвосстал из мертвых, и они были в нем. Свидетельство их столь ценно именнопотому, что они говорят из самого сердца нового творения. Они сами прошли черезсмерть к новой жизни. Тьма и отчаяние Страстной пятницы и горечь субботы лишилиих жизнь всякого смысла. На "третий день" они, как сказал Павел,"воздвигнуты со Христом"; и это — исповедание веры едва ли менеезначительное, чем провозвестие: "Христос воскрес".

"Явления" воскресшего Христа,как мы видели, происходили в очень ограниченный период времени и совсем непохожи на обычный для христиан "мистический опыт". Лука во второйсвоей книге (в Деяниях Апостолов) заключает пору "явлений"символической сценой: через "сорок дней" (число символическое)Христос исчезает с человеческих глаз ("облако скрыло Его от них").Эта тема закончена. Такое никогда не повторится. Но весь Новый Заветсвидетельствует о том, что реальное присутствие Христа в мире вовсе непрекратилось, когда окончились "явления". Неповторимые и короткиевстречи с воскресшим Господом дали начало новым отношениям между людьми,которые и оказались вечными. Иоанн намекает на смысл новых отношений, повествуяо том, как воскресший Иисус дал хлеб своим ученикам; Лука тоже упоминает о них,говоря, что ученики "узнали Его, когда Он разламывал хлеб". Конечно,оба евангелиста напоминают о словах и действиях Иисуса во время Тайной Вечери.Несомненно, оба имеют в виду то "преломление хлеба", которое воплотилодля них самый смысл христианского общения и осталось таким для нас. Господьприсутствовал в общине, но это уже не было внезапным явлением — убедительным,но недолгим. Теперь Он пребывал с ней всегда, творя новую, общую жизнь.

По мере того как жизнь эта становиласьвсе более зрелой, обретая новые перспективы, ее очевидцы все глубже понимали,что же произошло. Дело было не просто в том, что к ним вернулся утраченный имиУчитель. Сам Бог пришел к ним совсем по-новому. И все евангельские события предсталив новом свете. В Евангелии Матфея это видно из того, как он начинает и кончаетсвое повествование. В начале говорится, что истинное имя Иисуса — Еммануил, тоесть "с нами Бог"8. Завершается же Евангелие словами воскресшегоГоспода: "Я с вами все дни до конца века"9. Значит, все описанное всередине — это история о том, как Бог пришел к людям, чтобы остаться с ниминавсегда. И Церковь, основываясь на этом, взялась за непреходящее дело — сталасоздавать христианское богословие и христианскую философию жизни. Но это другаяистория, и она еще не окончена.

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.