Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Икона в окладе «Богоматерь Одигитрия» вторая половина XVIII в. Невьянск



Живопись на Урале по-прежнему была представлена прежде всего иконописным искусством. Продолжала свою деятельность иконописная мастерская Строгановых. Квалифицированными иконописцами и резчиками иконостасов располагали Тобольский и Вятский архиерейские дома.

Основная масса иконописцев и резчиков по дереву состояла из государственных крестьян, мещан и цеховых. Многие из них были уже потомственными мастерами. Крупным центром иконописания иконостасной резьбы на протяжении XVIII в. оставался Тобольск. Большое развитие иконописание получило в Туринске. Туринцы писали иконы на свободную продажу, и эти иконы пользовались большим спросом. Большое количество туринских икон вывозилось на Ирбитскую ярмарку, откуда они расходились по Тобольской и Пермской губерниям. Славились также туринские мастера-резчики. Туринские живописцы и резчики подряжались делать иконостасы для церквей Урала и Западной Сибири. Один из авторитетных церковных авторов XIX в. А. И. Сулоцкий (жил в Тобольске и Омске и был близок к ссыльным декабристам) утверждал, что живописцы и резчики из Туринска «много украсили церквей в Западной Сибири очень порядочною живописью и изящною резьбою, далеко лучше суздальской».

Расцвет иконописания и иконостасной резьбы в Туринске специалисты связывают с появлением в начале XVIII в. при Нижнетагильском заводе демидовской школы живописи. Для школы были выписаны из-за границы искусные живописцы. Набирали в школу мальчиков из демидовских вотчин. Приезжали сюда учиться и из соседнего Туринска. Демидовская школа ориентировалась на западноевропейские принципы искусства и способствовала их проникновению в местное иконописание.

На вятское иконописание и иконостасную резьбу, особенно во второй половине XVIII в., сильное воздействие оказывали петербургская и московская школы. Именно под руководством столичных архитекторов и «рещиков» велось оформление интерьера главного собора в Вятке. Живопись и великолепный барочный иконостас этого собора местным духовным начальством были объявлены «образцами» иконного художества и мастерства искусства резчиков. Церковь постепенно ужесточала требования к убранству храмов, качеству икон.

Несколько обособленно от общих художественных процессов развивалась невьянская старообрядческая иконописная школа. Невьянская живопись отличалась строгой каноничностью. Иконы местными мастерами в основном изготовлялись на заказ.

Икона в окладе «Богоматерь Одигитрия» вторая половина XVIII в. Невьянск

В XVIII в. на Урале возникает и развивается роспись металлических изделий. Центрами ее стали Нижний Тагил и Невьянск. Побывавший здесь в 1770 г. академик П. С. Паллас удивлялся высокому уровню этого «художества», которым, по его словам, местные жители занимались «с немалою пользою» для себя. Расписывали подносы, медные и железные чайники, кофейники, самовары (первые уральские самовары сохраняли конструкцию жаровни английских самоваров середины XVIII в.), стаканы и пр. Зарождение искусства росписи по металлу на Урале также было связано с открытием демидовской школы живописи на Нижнетагильском заводе. Из стен школы это искусство, кстати, перекочевало и в Туринск. К 1770 г., по свидетельству Палласа, получило распространение индивидуальное обучение мастерами учеников за плату.

Уральские живописцы особенно любили разнообразные растительные мотивы. На подносах часто изображали красочные букеты цветов. Наряду с этим помещались различные сюжетные картины. Художественные приемы, вырабатываемые в живописи по металлу, переносились в роспись и резьбу по дереву, по-прежнему остававшихся в числе наиболее распространенных на Урале народных промыслов.

Новой ветвью уральского искусства стало чугунное художественное литье. Чугунные архитектурные детали, отливаемые на уральских заводах, использовались и в местных постройках, и отправлялись в большом количестве в Москву и Петербург. Во второй половине XVIII в. предпринимаются попытки освоить производство чугунных статуй, бюстов. Одним из самых интересных произведений уральского литейного производства стали чугунные «готические» ворота, выполненные на казенном Каменском заводе для Царского Села.

XVIII столетие положило начало уральскому камнерезному искусству. Своим быстрым расцветом камнерезное дело во многом было обязано таким выдающимся мастерам, как И. И. Сусоров, И. К. Патрушев, М. Колмогоров, С. С. Ваганов. С именем И. И. Сусорова связано устройство Екатеринбургской гранильной фабрики, осуществленное после его поездки в 1750 г. в Петергоф, где уже существовала такая фабрика. По собственным чертежам и моделям он построил «камнерезные мельницы» (две в Екатеринбурге и одну на Северском заводе). Заведующим художественной частью на Екатеринбургской фабрике стал М. Колмогоров. Под руководством С. С. Ваганова и И. К. Патрушева в 1782 г. на фабрике началось изготовление первых уральских ваз из цветных камней. Первоначально уральские камнерезы использовали твердые породы (топазы, сердолик, горный хрусталь и пр.). В дальнейшем они больше работали с мрамором и различными красочными яшмами. Декоративные вазы, чаши, столешницы, созданные екатеринбургскими мастерами,— замечательные памятники камнерезного искусства русского классицизма.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.