Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ



 

ГБПОУ СО «Уральский государственный колледж имени И.И.Ползунова

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

ДИСЦИПЛИНА: РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

РАЗДЕЛ 6.РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

ТЕМА 6.3ОСНОВЫ МАСТЕРСТВА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: СЕРГЕЕВА НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА

 

 

Екатеринбург

Раздел 6. Речевое поведение человека

Тема 6.3 Основы мастерства публичного выступления

Цель: знать три важнейших средства, с помощью которых достигается эффект близости к аудитории: разговорность речи, зрительный и голосовой контакты; материал лекции позволит поставить общепредметную задачу морально-эстетического воспитания учащихся.

Вид занятия: урок ознакомления с новым материалом (лекция с элементами беседы).

Оборудование: оформленная доска, тетради по предмету, ручки, карандаши, тетради для практических работ.

 

Ход занятия

Лекция

1. Чувство аудитории и принцип коммуникативного сотрудничества в публичной речи. 

Дляуспеха публичной речи классическая и современная риторика рекомендует оратору предпочесть коммуникатив­ную стратегию «близости». Конечно, проявляться эта страте­гия в речевом поведении оратора должна особым образом, не так, как в беседе. Применительно к ораторскому выступле­нию владение стратегией «близости», умение ее осуществлять правильно, в меру, риторики называют «чувством ауди­тории», а в общем смысле, применительно к различным ре­чевым ситуациям — коммуникативностью.

Коммуникативность, или (для ораторской речи) «чувство аудитории» — важнейшее свойство эффективной речи. Поэто­му это и одна из важнейших тем во всем курсе, требующая особого внимания и в теоретическом, и в практическом отно­шении. Всякая хорошая речь в своей основе — общение со слушаю­щим, чем она и отличается от плохой; риторически образован­ный человек отличается от необразованного отсутствием «сте­ны» между собой и адресатом — тем, что он говорит не слуша­телям, а со слушателями.

Посмотрим теперь, как реализуется принцип коммуни­кативного сотрудничества при публичной речи.

В истории нашей страны существовал длительный период, когда оратор мог и даже должен был читать речь по напи­санному тексту — «по бумажке». Проанализируем речевое по­ведение говорящего в этом случае.

Обращение к публике и первая фраза произносятся, как правило, со взглядом в зал. Затем оратор опускает глаза и на­чинает читать, время от времени на секунду взглядывая пря­мо перед собой. Заключительная фраза сопровождается снова взглядом в пространство. Речь закончена. Оратор покидает трибуну.

Следить за такой речью, уловить ее смысл очень трудно: ведь то, что написано, требует не слушания, а чтения. (Читаю­щий может вернуться к началу любой фразы или абзаца, если ему это необходимо.) Это не устная речь, а письменная, но оз­вученная. Устная и письменная речь строятся по различным законам и требуют различного восприятия. В ситуации озву­чивания письменной речи настоящий контакт с аудиторией практически отсутствует. А без него ничто не поможет — ни поставленный голос, ни дикция, ни вырази­тельность чтения, ни богатство языка, ни фигуры речи, ни темп, ни логичность построения текста.

Совершенно иная ситуация складывается, когда текст речи создается в процессе говорения и когда оратор находится в реальном контакте с аудиторией. При этом у слушающего возникает особое ощущение, описанное теми, ко­му посчастливилось слушать хороших ораторов. У каждого присутствующего возникает иллюзия, что оратор обращается именно к нему, выделяя его из всей аудитории. В начале речи слушателю кажется, что оратор ищет в зале именно его, нако­нец, находит и дальше говорит только с ним. Очень интерес­но, что такой «эффект общения» речь настоящего оратора во многом сохраняет и при трансляции или в записи; возникает впечатление живого присутствия оратора в помещении.

Итак, коммуникативность речи или ораторское «чувство аудитории» проявляется в том, что у слушателя возни­кает ощущение живого общения с говоря­щим: еще при выходе оратора на трибуну и в начале его вы­ступления слушатели чувствуют, что сейчас говорить будут с ними, что человеку есть что сказать и что он рад поделиться своими мыслями и знаниями со всеми присутствующими.

Каким же образом возникает этот чудодейственный «эф­фект общения», коммуникативный контакт оратора и публи­ки — основное условие действенной речи?

Назовем три важнейших средства, с помощью кото­рых этот эффект достигается:

1) разговорность речи;

2)зрительный контакт;

3)голосовой контакт.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.