Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сознание. Память и научение



20.3. Сознание

Сознание — специфически человеческая форма идеального отражения и ду­ховного освоения действительности, она включает в себя и осознание че­ловеком своей психической деятельности.

Слово «сознание» имеет латинский корень conscio. образованный при­ставкой сит. обозначающей «с», и глагола scio. обозначающиего «знать». В этом оригинальном смысле слова быть сознающим — это значит знать о чем-то или о ком-то, либо о самом себе.

В нейрологии сознание ассоциируют с состоянием бодрствования, спо­собностью воспринимать, взаимодействовать и общаться с окружающей средой и с другими людьми. По объективным критериям состояние созна­ния человека определяют как суженное, уменьшенное или восстанавли­вающееся; сознание может быть потерянным, подавленным и вновь вос­становленным. В наиболее общей форме быть в сознании — это значит быть бодрым, активным, бдительным и настороженным.

При нормальном состоянии бодрствования сознание — это, прежде все­го, проявление поведения человека. Сознание является содержанием жиз­ненного опыта в каждый момент времени. В этом смысле сознание обра­щено внутрь человека и касается такой качественной стороны, как субъек­тивные размеры жизненного опыта. Наряду с этим сознание является все­гда персональным и требует от субъекта определенной точки зрения. Со­держание сознания является стабильным на протяжении коротких перио­дов жизни, но, как правило, варьирует в течение длительных интервалов. Сознание является центральной для человека величиной: продолжение че­ловеческой жизни, когда его сознание утрачивается необратимо, в клини­ческой практике рассматривается как напрасное усилие.

Осознание человеком своей психической деятельности относится к ка­тегории самосознания. Самосознание проявляется в склонности к замеша­тельству, осведомленности об осведомленности и знании о самом себе.

20.3.1. Нейрофизиологические корреляты сознания

Любым произвольным (субъективным, осознанным) действиям человека соответствует определенный паттерн нейронной активности в различных областях мозга. Сознательный жизненный опыт является результатом взаимодействия значительного количества распределенных областей мозга, которые вовлечены в процессы внимания, восприятия, памяти и целена­правленного действия. Поэтому под нервными коррелятами сознания пони­мают совпадение паттернов активности (электрической или метаболиче­ской) между разделенными и расположенными на расстоянии друг от дру­га полями коры головного мозга при различных состояниях сознания. На­пример, сознание тесно коррелирует с состоянием сна и бодрствования, зрительным осознанием (синоним осведомленность) человека, а также вни­манием, восприятием, памятью и мыслительными функциями мозга (рис. 20.8).

20.3.1.1. Электрическая активность мозга человека

Электрическая активность мозга может быть физиологической основой осознаваемого жизненного опыта, но может и не иметь отношения к тако­вому. По данным современной нейрофизиологии мозга, поведенческие и электрофизиологические проявления в деятельности мозга человека в цик­ле сон-бодрствование коррелируют с тремя главными состояниями созна­ния: бодрствование, быстрое движение глаз и медленные волны сна (см. главу 21 «Сон и бодрствование»). Состояние сознания во время бодрство­вания и быстрых движений глаз характеризуется десинхронизацией ЭЭГ мозга человека, а в стадии медленных волн сна — электрической синхро­низацией мозга. Однако в у-диапазоне ЭЭГ (35—45 Гц) у человека синхро­низация электрической активности мозга имеет место как при бодрствова­нии, так и при быстрых движениях глаз. Электрофизиологическими корре­лятами сознания при этих состояниях являются сенсорные вызванные по­тенциалы в сенсомоторных областях коры и огромное разнообразие «ког­нитивных» потенциалов (потенциалы готовности), возникающих в различ­ных участках двигательных полей коры головного мозга примерно за 1 с до начала выполнения движения. Поэтому все осознаваемые человеком по­знавательные процессы имеют определенные электрические корреляты.

20.3.1.2. Активация мозга человека как нейрофизиологическая основа проявлений состояний сознания

Представление о «восходящей активирующей системе» базируется на веду­щей роли ретикулярных структур ствола мозга в регуляции состояний соз­нания. В регуляции состояний бодрствования, а следовательно, проявле­ний сознания у человека участвуют: холинергические ядра верхнего отдела ствола мозга и базального отдела переднего мозга; норадренергические яд­ра и особенно голубое пятно (locus coeruleus); гистаминергические проек­ции от заднего гипоталамуса; дофаминергические и серотонинергические пути, начинающиеся в стволе мозга.

В состоянии бодрствования таламокортикальные нейроны тонически


Рис. 20.8. «Нервные корреляты сознания». Совпадение паттернов активности (электрической или метаболической) между распре­деленными полями коры головного мозга коррелирует с состоянием сознания человека и обусловливает индивидуальную форму отражения действительности (сознание) и способность осознавать психическую деятельность (самосознание).


20. Физиологические основы познавательной деятельности человека • 815


 

 


деполяризованы под влиянием холинергических, норадренергических и гистаминергических входов от структур ствола мозга и гипоталамуса, бло­кирующих калиевую гиперполяризацию мембраны нейронов. Это обуслов­ливает спайковый тип активности таламокортикальных нейронов, что обеспечивает беспрепятственную передачу сигналов в таламус и далее в кору головного мозга. Снижение числа деполяризующих входов к нейро­нам таламуса вызывает в них гиперполяризацию и инициирует в них зал­повый тип активности, что имеет место при медленных волнах сна. Залпо­вые разряды таламических нейронов на фоне их гиперполяризации обу­словлены низкопороговой кальциевой мембранной проницаемостью, но в целом этот тип активности таламических нейронов ограничивает поступ­ление сигналов к таламусу.

Одновременное растормаживание ретикулярных ядер таламуса в начале сна как следствие снижения торможения холинергических входов от структур ствола мозга, приводит к синхронизированному ГАМК-ергиче- скому торможению таламокртикальных нейронов, которое ведет к увели­чению «веретен» ЭЭГ во вторую стадию сна. Дальнейшая гиперполяриза­ция мембраны таламокортикальных нейронов по мере увеличения глубины сна обусловливает их участие в медленных волнах сна на ЭЭГ. В возник­новении этого состояния участвуют как индивидуальные, так и сетевые свойства таламокортикальных, кортикоталамических нейронов и нейронов ядер ретикулярной формации. Различия между спайковыми и залповыми реакциями таламокортикальных нейронов совпадают с поведенческими различиями человека, т. е. способностью реагировать при состоянии бодр­ствования и отсутствием таковой во время сна.

Во время бодрствования изменение уровня активации мозга также кор­релирует с активностью структур покрышки ствола мозга и таламуса, кото­рые регулируют проявления сознания. Так, при переходе от состояния по­коя к выполнению зрительных и соматосенсорных тестов происходит ак­тивация ядер покрышки среднего мозга и интраламинарных ядер таламуса. Снижение степени активации структур среднего мозга и таламуса ассоции­руется со снижением способности человека выполнять длительное время распознавание звуковых тестов.

Электрическая активность клеток холинергических и норадренергиче­ских ядер ствола мозга полностью зависит от функционального состояния мозга и коррелирует с состоянием бодрствования. При этом чем длитель­нее период бодрствования, тем сильнее выражено у человека желание спать. Важнейшую роль в качестве «гипнотоксина» может играть увеличе­ние внеклеточной концентрации аденозина во время бодрствования. Это приводит к торможению активных холинергических ядер верхнего отдела ствола мозга и структур основания переднего мозга, что обусловливает снижение степени проявления сознания у человека (например, возникает дремота).

Уровень физиологической активности нейротрансмиттерных систем влияет на познавательную деятельность человека, находящегося в состоя­нии сознания. Так, повреждение норадренергической системы снижает уровень внимания, повреждение холинергической системы снижает точ­ность действий человека, нарушение дофаминергической системы увели­чивает длительность латентного периода реакций и длительность самих ре­акций, нарушение серотонинергической системы ведет к импульсивным реакциям человека. Потеря сознания у человека под влиянием некоторых анестетиков обусловлена избирательным подавлением функций структур таламуса, которые связаны с механизмами обезболивания и сна.

20.3.1.3. Осознание зрительного восприятия (зрительная осведомленность)

Процессы, лежащие в основе содержания элементарного сознания, тесно связаны, прежде всего, с функцией зрения человека. При этом у человека между уровнем мозговой активности и зрительным жизненным опытом имеется высокая степень корреляции. Выше были изложены представле­ния о функции ретинотопической карты зрительной коры в восприятии простых зрительных стимулов.

Стриарная кора окружена многочисленными анатомо-функциональны­ми зрительными полями, к основным из которых относятся затылочно-ви­сочные и затылочно-теменные. «Потоки» зрительной информации (вен­тральный и дорсальный соответственно) через эти поля обеспечивают вос­приятие человеком формы, цвета, глубины и движения. При этом актив­ность зрительных вентральных путей («вентральный поток») является обя­зательным условием осознания «зрительного жизненного опыта». Поле в области червеобразной извилины (вентральный поток) избирательно реа­гирует на различные выражения человеческого лица, а структуры парагип­покампального поля воспринимают локализацию объектов в окружающем зрительном пространстве.

20.3.1.4. Внимание и сознание

Внимание имеет общее значение для человека. Так, педагог обращается к своим студентам с фразой «будьте внимательными», когда он просит их сконцентрироваться, чтобы выслушать его учебное задание. Эта общая форма внимания зависит от состояния бодрствования и бдительности че­ловека, когда зрение и слух «настраиваются» на лучшее восприятие, а ум­ственная деятельность ориентируется на выполнение задания. При выпол­нении какого-либо задания на внимание абстрактное знание начинает управлять вниманием человека. Это называется произвольно контролируе­мым вниманием. При этой форме внимания оно направляется в опреде­ленную точку пространства и поэтому обозначается как фокусное внимание.

Фокусное внимание является часовым на воротах осознанного воспри­ятия. Фокусное внимание, ориентированное на характерные особенности объекта, всегда является активным, т. е. произвольным. Наиболее важным нервным коррелятом произвольного внимания является изменение ней­ронной активности в специфических областях коры головного мозга при движении объекта к фокусу зрительного внимания и от него. Этот процесс называется нейронной экспрессией внимания и в определенной степени отра­жает нейронное «сопровождение» сознания. Активность веретенообразной (восприятие лица) и гиппокампальной (восприятие объектов) областей ко­ры головного мозга человека с высокой достоверностью изменяется при переключении внимания с лиц на виды при их одновременной демонстра­ции испытуемым. Феномен нейронной экспрессии внимания выражен в наи­большей степени, если человек осведомлен о содержании воспринимаемого зрительного стимула.

20.4. Память и научение

Памятью называется способность мозга человека приобретать, сохранять в мозге полученную в процессе индивидуальной жизни информацию, а так­же неоднократно использовать эту информации) в дальнейшем поведении.

Научением называется относительно устойчивое изменение в поведении или знании человека, которое возникает в результате жизненного опыта или тренировки. В результате научения у человека возникает новая форма поведения, которая позволяет ему полнее приспосабливаться к условиям окружающей среды. Научение основано на механизмах памяти мозга чело­века, поэтому их развитие в процессе индивидуальной жизни человека не­разрывно связаны между собой.

Мозг должен «уметь учиться», добавлять к врожденным механизмам по­ведения индивидуальный опыт. Это «умение» основано на пластичности ЦНС, т. е. на способности к перестройке функциональных свойств и свя­зей нейронных сетей мозга человека под влиянием внешних воздействий. Такая перестройка должна обеспечивать адаптивное изменение поведения благодаря сохранению памяти о приобретаемом опыте. Для образования энграмм (следов) памяти необходимо изменять эффективность синаптиче­ских переключений между определенными классами нейронов.

У человека врожденное и приобретенное поведение основано на реали­зации имеющихся в распоряжении его клеток генетических программ. Раз­ница состоит в том, что программы врожденного поведения формируются еще до рождения человека и обеспечивают стабильный минимум поведен­ческих реакций, а программы приобретаемых форм поведения мозг реали­зует в соответствии с индивидуальным опытом, приобретаемым в процессе жизни, т. е. в условиях непрерывного научения.

20.4.1. Формы памяти и научения

Внимание человека привлекает любой новый раздражитель. Непроизволь­ный механизм внимания обусловлен врожденным ориентировочным реф­лексом (реакция «что такое?», как определял ее И. П. Павлов). Но если та­кой раздражитель не представляет опасности и не связан с какой-либо биологической потребностью, то он постепенно утрачивает новизну и ори­ентировочная реакция исчезает, что получило название привыкания, или габитуации. Примером привыкания может служить отсутствие реакции на обычный городской шум за окнами квартиры или учебной аудитории. Противоположную привыканию форму научения представляет собой сен­ситизация, проявляющаяся в усилении обычных ответов на прежде ней­тральные раздражители. Так, например, пациент, испытавший боль на приеме у зубного врача, повышенно реагирует даже на манипуляции, не вызывающие боли. Привыкание и сенситизация являются простейшими формами научения, существующими благодаря специальным механизмам памяти.

Привыкание, сенситизация и условные рефлексы образуются на основе имплицитной (от англ, implicit — неявный, скрытый) памяти, не требую­щей обязательного участия сознания в процессе научения. Благодаря та­кой памяти у человека образуется большинство двигательных навыков, на­пример умение ездить на велосипеде или танцевать, при ее участии все де­ти овладевают основами родного языка. Другая форма памяти — экспли­цитная (от англ, explicit — явный, высказанный до конца) — относится к познанию окружающего мира, других людей; она образуется при активном участии сознания и подразделяется на эпизодическую и семантическую. Эпизодическая память содержит биографические сведения, включающие данные о конкретных людях, времени и окружающем пространстве или местности, а семантическая включает в себя общие знания об устройстве мира и общества. Имплицитную память иначе называют процедурной, а эксплицитную — декларативной. Например, приобретенное умение ездить

 

Рис. 20.9. Основные формы памяти. Наиболее простыми формами памяти являются габитуация (привыкание) и сенситизация, на основе которых у человека развивают­ся различные виды, например, двигательной памяти (развитие речи или спортив­ный навык). Познание окружающего мира осуществляется на основе эксплицитной памяти. Формирование памяти — это последовательные во времени процессы сме­ны кратковременной памяти на долговременную.

 

Рис. 20.10. Схематическое изображение последовательности процессов образования памяти при ее восприятии, хранении, а также извлечении из долговременной па­мяти.

 

на велосипеде базируется на процедурной, или имплицитной, памяти, а все остальные знания о велосипеде, равно как и очередное его изобрете­ние, требуют привлечения декларативной, или эксплицитной, памяти. Раз­личные формы памяти можно представить в виде следующей схемы (рис. 20.9).

Образование памяти у человека при восприятии сенсорной информа­ции представляет собой ступенчатый процесс преобразования одного фи­зиологического процесса в другой: активация сенсорных систем при по­ступлении информации в мозг, реверберация возбуждения в нейронных кругах мозга (кратковременная память), консолидация следов памяти и об­разование энграмм (долговременная память), хранение энграмм памяти в структурах мозга и процесс извлечения энграмм памяти при научении (рис. 20.10).Новая информация в течение небольшого отрезка времени (около 1 мин) сохраняется в кратковременной памяти, емкость которой не­значительна: в среднем 7 ± 2 элементов информации, т. е. семь слов, букв, цифр или символов (но не более двенадцати). Приблизительно 20—30 се­кунд мозг обрабатывает эту информацию, решая, насколько она важна и
стоит ли сохранять ее в дальнейшем. Повторное поступление той же ин­формации повышает вероятность ее преобразования в долговременную па­мять, емкость которой практически не ограничена, а длительность хране­ния варьирует от нескольких минут до десятилетий.

20.4.2. Нейронные механизмы имплицитной памяти

Поступающее в центральную нервную систему возбуждение способно не­которое время циркулировать в замкнутых цепях нейронов. При этом по­ступившая в мозг информация может циркулировать в структурах мозга и после того, как прекратилось действие раздражения на органы чувств. Процесс циркуляции возбуждения в замкнутых нейронных сетях мозга че­ловека называется реверберацией (рис. 20.11). При реверберации потенциа­лы действия возвращаются к одним и тем же нейронам, сохраняя их воз­бужденное состояние в течение некоторого времени, этим обеспечивается кратковременная память. В возбужденных нейронах стимулируется фосфо­рилирование ферментов, связанных с окислением субстратов, что способ­ствует кратковременному сохранению активности таких клеток. Если дей­ствие раздражителя на органы чувств повторяется, то одни и те же синап­сы мозга, куда поступает это возбуждение, используются многократно, и в результате эффективность их деятельности постепенно повышается. Повы­шение эффективности синап­тической передачи лежит в ос­нове механизма долговремен­ной памяти.

20.4.2.1. Габитуация и сенситизация

При габитуации и сенситиза- ции проявляются две ступени образования памяти: кратко­временная и долговременная. Однократное действие серии слабых стимулов приводит к непродолжительной габитуа- ции, а однократно применен­ный сильный раздражитель (однократное действие серото­нина) вызывает кратковремен­ную сенситизацию, отмечае­мую на протяжении несколь­ких минут. Четыре-пять таких тренировок, следующих друг за другом, приводят уже к долго­временной сенситизации, со­храняющейся в течение суток, а при дальнейшем повторении тренировок сенситизация со­храняется на протяжении 3 нед и больше.

При повторяющихся трени­ровках (повторяющемся дейст­

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.