Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Les chemins 29 страница



Способности творческие проявляются в том, что человек может находить большое число решений (пластичность), пользуясь разно­образными подходами (гибкость), часто необычными.

Способность-врожденное или приобретенное свойство организма, заключающееся в возможности осуществлять ту или иную деятельность.

Среднее отклонение - показатель разброса данных, соответствующий средней арифметической абсолютных значений всех отклонений данных выборки от средней арифметической.

Средний мозг-средняя часть головного мозга, расположенная между

344                                          Словарь терминал

варолиевым мостом и промежуточным мозгом. Средний мозг образует верхнюю часть мозгового ствола; через него проходят все сенсорные и моторные пути, связанные с мозжечком и играющие поэтому важную роль в поддержании равновесия и двигательной координации.

Средняя арифметическая-частное от деления суммы различных зна­чений на их число.

Стадия БДГ-то же, что стадия парадоксального сна. Для нее характерно появление быстрых движений глаз при закрытых веках.

Стандартное отклонение-показатель, характеризующий разброс в распределении относительно среднего.

Статистика-область науки, включающая методы описания, анализа и математической интерпретации данных, позволяющие делать опре­деленные выводы относительно явлений, о которых невозможно собрать полную информацию,        .                                                                 

Статистическая гипотеза - утверждение, касающееся распределения популяции или различия между двумя популяциями, основанное на данных, полученные на выборках из этих популяций.

Статистический критерий-статистический показатель, позволяющий принять или отвергнуть ту или иную гипотезу в зависимости от вероятности того, что различия обусловлены чистой случайностью.

Статистическое обобщение - изучение выводов, которые могут быть распространены на популяцию, исходя из данных, полученных на вы­борке, а также оценка степени достоверности таких выводов.

Стереоскопия-способ, позволяющий с помощью двух изображений, предъявляемых друм глазам одновременно, создавать ощущение объем-. ности видимой картины.

Стимул (раздражитель)-любой физический, химический иди механи­ческий агент, способный возбуждать рецепторы кожи, глаз, ушей, носа или языка.

Столбиковая диаграмма-диаграмма, используемая преимуществен­но для качественных данных; столбики, рисуемые отдельно друг от друга, соответствуют частоте каждой категории данных.

Стресс-общая реакция организма на такие факторы, как боль, опасность, душевное потрясение, препятствие к достижению желаемого и т.п.

Субьектнвный-основанный на индивидуальной интерпретации дейст­вительности мыслящим существом, зависимый от установок или эмо­ций человека. Субъективное знание может весьма неточно отражать реальность,

Схема (по Пнаже) организованная совокупность движений (сосание, хватание, толкание. ..) или операций (разбиение, классификация, измере­ние. ..), имеющихся у ребенка «от рождения» (если речь идет о движе­ниях) или приобретаемых и развиваемых в процессе взаимодействия с окружающим миром (если речь идет об операциях).

Схоластика-философия и теология, преподававшиеся в средние века в университетах; схоластика была основана ни доктрине Аристотеля и на христианской вере.

Смишрь пп'р.ишшв                                          345

Таламус. Так как у первых исследователей, изучавших эту структуру промежуточного мозга, сложилось впечатление, что она служит «ло­жем» для зрительных нервов, она получила также название «зрительного бугра». Таламус образован двумя большими группами ядер, располо­женными по обеим сторонам 3-го желудочка и связанных между собой серой спайкой. Таламус служит своего рода распределителем для ин­формации от рецепторов, которую он интегрирует, интерпретирует и затем передает в кору мозга.

Теория-совокупность идей или концепций по определенной теме. Когда эти идеи складываются в результате наблюдений и эксперимента, говорят о научной теории.

Теория присвоения-теория, согласно которой мы приписываем себе самим и окружающим причины наших действий или действий других людей* для того чтобы придать смысл этим действиям.

Терминальное разветвление-совокупность веточек аксона, каждая из которых оканчивается синаптической бляшкой.

Тесты - определенные задания, одинаковые для всех испытуемых; степень успеха или неудачи в выполнении таких заданий оценивается количественно/

Типология - система классификации людей по типам с учетом связи между их физическими и психологическими особенностями или по типам личности.

Тироксин - вещество, содержащее иод и составляющее главный ком­понент гормона щитовидной железы, участвующего в процессах роста и метаболизма.

Токсикомания - патологическое стремление к добыванию и употреб­лению токсических веществ или лекарственных препаратов.

Толерантность - возрастающая способность организма сопротивлять­ся действию вещества; она приводит к необходимости увеличивать дозы для получения желаемого эффекта.

Транквилизаторы-лекарственные препараты, снимающие состояние тревоги путем воздействия на мозг.

Трйнс-состояние сильного возбуждения, вызываемое бурной мозго­вой активностью.

Трансцендентальный-выходящий за границы обычного сознания и достигающий уровня «чистого сознания», освобожденного от всякой связи как с внешней, так и с внутренней реальностью.

Тропизм-изменение в направлении роста тех или иных органов растения, вызванное физическими или химическими агентами. Гелиотро­пизм, геотропизм и фототропизм-наиболее обычные тропизмы в расти­тельном мире.

Угасание-процесс, при котором условный рефлекс постепенно ис­чезает (но не стирается при этом из памяти) вследствие того> что после условного раздражителя перестает подаваться безусловный.

Узнавание-одно из проявлений памяти, при котором субъект узнает предъявляемую ему информацию, вспоминает, что имел с ней дело раньше.

23-443

3 46                                             Or wap ь mi rp.\ 11t a an

Улитка-часть ушного лабиринта, составляющая орган слуха. В ней имеется спирально закрученный канал, внутри которого колебания базилярной мембраны, вызванные звуковыми волнами, приводят к воз­буждению волосковых клеток и передаче соответствующей информации по волокнам слухового нерва в головной мозг.

Ультразвук - звуковые волны, частота которых выше верхнего пре­дела восприятия человеческого уха.

Ультраднанные ритмы-биологические ритмы с периодичностью ко­роче суток; таков, например, ритм с периодом около 90 минут, за­трагивающий смену фаз сна.

Умственный возраст-умственный уровень индивидуума, определяе­мый по успешности прохождения им тестов для детей различного хронологического возраста.

Уретра-мочеиспускательный канал (у мужчин служит также для выведения спермы).                                                                . ,

Условный рефлекс - реакция, возникающая на ранее «безразличный» стимул, если его предъявление сочеталось несколько раз со стимулом, способным вызывать сходный рефлекс в естественных условиях.

Фактор G-фактор/общий для различных умственных операций и составляющий, по Спирмену, основу общего (генерального) интел­лекта.

Фактор S-фактор соответствующий той или иной специфической способности (по Спирмену).

Фаллическая стадия-стадия психосексуального развития, на которой у ребенка формируется интерес к половым органам и развивается эдипов комплекс.

Феннлкетонурия - врожденное заболевание (встречается у одного на 10000 новорожденных), обусловленное отсутствием фермента, участ­вующего в расщеплении аминокислоты фенилаланина. При этом фе-нилаланин накапливается в крови и превращается в фенилпировино-градную кислоту* что ведет к нарушению развития некоторых участков головного мозга и, как следствие, к умственной отсталости, .

Феномены «пси»-совокупность паранормальных феноменов созна­ния, до сих пор мало понятных (телепатия, ясновидение, телекинез).

Фигура - участок перцептивного поля, выделяющийся на некотором фоне (см,) в процессе восприятия.

Ферменты-биологические катализаторы белковой природы, каждый из которых ускоряет определенную химическую реакцию.

Фиксация лнбндо - закрепление либидо на какой-либо стадии психо­сексуального развития, нарушающее эволюцию личности и мешающее приспособлению либидо к реальности.

Фиксизм- доктрина, утверждающая, что все биологические виды неизменны. Креационисты, которые примыкают к этой теории, по­лагают, что все виды созданы Богом.

Филогенез - история развития видов в процессе эволюции животного и растительного мира.

Фнстула-искусственное отверстие, через которое в тот или иной

 347

орган вводят трубку (канюлю), позволяющую собирать секрет этого органа для измерения его количества или химического анализа.

Фобия - иррациональный страх перед определенными объектами и ситуациями, не представляющими реальной угрозы.

Фокалнэацня-стратегия мышления, при которой внимание и мысль сосредоточены на какой-то гипотезе или группе элементов с целью приобрести то или иное понятие или решить проблему*

Фон-менее структурированная область перцептивного поля, на ко­торой в процессе восприятия выделяется та или иная фигура (см,)

Фонема-звуковой элемент членораздельной речи, рассматриваемый как элементарная единица того или иного языка.

Фонология-наука, изучающая звуки того или иного языка (фонемы) и их функцию в этом языке.

Формирование реакции-методика, часто используемая при оперант-ном обусловливании; она состоит в подкреплении тех реакций, которые постепенно приближают поведение к желаемому конечному результату. Таким образом, данное поведение формируется методом последова­тельных приближений.

Фотопигмент-вещество, содержащееся в палочках и колбочках сет­чатки, способное преобразовывать световую энергию в химическое изменение и далее в электрическую активность. Палочки и каждый из трех типов колбочек содержат свои особые фотопигменты.

Фрустрация - психологическая реакция, связанная с разочарованием, неудачей в попытке достичь какой-либо цели и т, п.

Функциональная ригидность - неспособность находить нестандартные решения проблем, новые применения вещам, которые мы привыкли использовать определенным образом.

Хватание-способность схватывать предметы с помощью соответст­вующего органа. Становление человека связано с переходом от хватания ртом к хватанию с помощью рук.

Химиотерапия-лечение заболеваний с помощью химических пре­паратов. .

Хорея-неврологическое расстройство, проявляющееся в непроиз­вольных некоординированных сокращениях лицевых мышц и судорож­ном подергивании конечностей. Хорея Гентингтона, обусловленная рецессивным наследственным фактором, начинается в зрелом возрасте и нередко сопровождается умственной деградацией.

Хромосомы-структуры в клеточном ядре, несущие гены. Число хромосом у данного вида постоянно (у человека-23 пары). Своим названием хромосомы обязаны тому обстоятельству, что благодаря содержащейся в них ДНК они интенсивно окрашиваются некоторыми красителями.

Хронологический возраст - возраст, рассчитываемый исходя из даты рождения человека.                            

Центральная тенденция-измеряемая величина, соответствующая «центру» выборки. Мерами центральной тенденции являются мода, медиана и средняя арифметическая.

23*

 Стопарь термишт

Центральная ямка-центральный участок сетчатки, содержащий только колбочки; это область наибольшей остроты зрения.

Цнркаднанкые ритмы - биологические циклы с периодичностью, близ­кой к 24 часам, управляющие ежедневной активностью организма.

Цитоплазма-все внутреннее содержимое клетки за исключением ядра.

Частота колебаний-число их в единицу времени. Измеряется в герцах (1 Гц-одно колебание в секунду).   '                                         

Черепномозговые нервы - нервы, корешки которых соединены со ство­лом головного мозга; иннервируют рецепторы и мышцы головы и шеи.

Чувство - сложное аффективное состояние, которое, в отличие от эмоций, относительно стабильно и продолжительно.

Чувство неполноценности-чувство, зарождающееся у ребенка вслед­ствие осознания им своей биологической неполноценности и заставляю­щее его выработать собственный стиль жизни, который может позво­лить ему развить способности и получить превосходство над другими.

Шизофрения - состояние, для которого характерна потеря контакта с реальностью и возникновение противоречивых чувств и реакций, парадоксальных мыслей.

Эйдетические образы-проявление относительно редкой формы па­мяти (называемой в обиходе фотографической памятью), при которой человек чрезвычайно ярко представляет себе все детали того или иного изображения, чего не бывает при обычных воспоминаниях.

Эгоцентризм-субъективная установка, при которой за исходную точку для восприятия мира принимается собственная личность.

Эдипов комплекс - нежная привязанность мальчика к своей матери, сопровождающаяся враждебностью к отцу, который рассматривается как «соперник».

Экэокрннная железа-железа, выделяющая продукты своей деятель­ности на поверхность кожи или в какую-нибудь естественную полость тела.

Эклектик-человек, заимствующий и использующий элементы, ко­торые ему кажутся лучшими, из различных систем* течений, научных школ.

Экспериментальная группа-группа испытуемых, подвергнутых экспе­риментальному воздействию (в отличие от контрольной группы).

Экстаз-состояние, в котором находится индивидуум, как бы вышед­ший из себя. Это состояние вызывается у мистиков проповедью и мо­литвами. Чрезмерная мозговая активация при этом контрастирует с неподвижностью тела и выражением возвышенного счастья.

Экстраверт-индивидуум, обращенный к внешнему миру и социаль­ной жизни, контактный.

Экстр&вертярованное (поверхностное) сознание - состояние сознания, соответствующее активному бодрствованию. Оно дозволяет организму адаптироваться к окружающей среде путем установления связей между внешним и внутренним миром.

Экстрасенсорное восприятие - восприятие событий без участия об-

C.uwapb терминов                                             34У

щеизвестных органов чувств. Парапсихологи объясняют этот феномен аномальностью восприятия или рассматривают как явление, механизмы которого пока неизвестны.

Эктоморфнын тип-морфологический тип, свойственный крупным людям со слабо развитой мускулатурой и преобладающим развитием тканей эктодермального происхождения; этот тип соответствует «цере­бральному» темпераменту. (Эктодерма - внешний листок зародыша, дающий начало, в частности, нервной системе.)

Электроды вживленные-чрезвычайно тонкие иглы, вводимые на длительное время в определенные участки мозга; через них можно стимулировать эти участки электрическим током, а также регистри­ровать активность их нейронов.

Элементаризм доктрина, разработанная Вундтом, согласно которой сознание состоит из простых элементов (таких, как чувствования, воспо­минания, ощущения), а эти элементы объединяются и организуются по законам ассоциации.

Эмбрион - организм в период развития от оплодотворенного яйца до стадии плода; у человека этот период продолжается со второй по восьмую неделю внутриутробной жизни.

Эмпиризм-концепция, согласно которой все знания происходят толь­ко из наблюдения и эксперимента.

Энграмма - след, оставляемый в мозгу тем или иным событием (в частности, при научении).

Эндокринная железа-железа, выделяющая продукты своей деятель­ности (гормоны) непосредственно в кровь.

Эндоморфный тип - морфологический тип, свойственный полным лю­дям с преимущественным развитием тканей энтодермального происхож­дения; этот тип соответствует общительному темпераменту, стремя­щемуся к любви и комфорту, (Энтодерма-внутренний листок заро­дыша, дающий начало главным ббразом внутренним органам.)

Эндорфнны-нейромодуляторы, облегчающие, подобно морфину, фи­зическую боль. Кроме того, эндорфины играют значительную роль в снятии стресса.                                                    "

Энзимы см. Ферменты.

Эпилепсия - нервное заболевание, для которого в большинстве слу­чаев характерны более или менее генерализованные судорожные при­падки. Припадок возникает вследствие широкого распространения (в частности, через мозолистое тело) нервных импульсов, генерируемых в эпилептогенном очаге.

Эрогенные зоны-участки тела, стимуляция которых может вызывать половое возбуждение.

Эстральнын цикл - совокупность физиологических изменений, перио­дически происходящих на уровне матки и влагалища у некоторых животных. Эструс-фаза цикла, соответствующая созреванию яйцеклет­ки; соответствует периоду «течки», наиболее благоприятному для зачатия.

Эстроген-половой гормон, ответственный за овуляцию у женщин:

350                                           Cwmipt* mvp литой

Этнология-наука, изучающая группы людей, их антропологические, социальные, культурные и другие особенности.

Этолог-специалист, изучающий поведение животных главным обра­зом в естественных условиях.

Эффекторы-органы или группы клеток, функционирование которых под контролем нервной системы позволяет организму отвечать на различные стимулы внешней и внутренней среды. Эффекторами являют­ся гладкие и поперечнополосатые мышцы, экзокринные и эндокринные железы,

«Я»-понятие, используемое во многих психологических теориях как обозначение личности, ее сознательной оценки при взаимодействии с внешней и внутренней реальностью. Ассоциируется с состоянием активного бодрствования,                                                              *

«Я» идеальное-совокупность представлений, отражающих то, чем человек хотел бы быть, или то, чем, по его мнению, он может быть в силу присущих ему качеств.

«Я» реальное - представление, которое складывается у человека о самом себе на основании личного опыта.

Предметный указатель

Абстиненции синдром I: 145

Абстрагирование I: 324

Дверейвная терапия, аверсивдое обу­словливание II: 167, 201-202

Австралопитеки I: 52

Авторитарный тип личности II: 94

Агнозии I; 385

Аграфии 1: 386

Агрессивность I: 24, 44-45

-мотивация Т: 289-293

Адаптации синдром (по Селье) I: 262

Адаптация I: 137

-и научение I: 302

-и привыкание I: 192-194

-и творчество I: 414, 415, 438-440

Адреналин II: 239

Акронимы I: 382

Акростихи I: 382

Активация I: 134-136, 242-243, 265

Алексия I: 387

Алкоголь I: 145, 166

Алкогольное отравление II: 141

Альтруизм II: 78-79

Альцгеймера болезнь I: 385; II: 141-142

Амнезия I: 384-385 психогенная II: 147-148

Амфетамины I: 146, 167; II: 269

Аналитическая психология II: 37-38

Анатомия I: 87

Анкеты I: 111

Аномальное поведение II: 126-138

- - пример фрейдистской интерпрета­ции Н: 192-193

Анорексня II: 182

Антидепрессанты II: 156, 269

«Антипсихиатрия» U: 1S9—190

Антисоциальная личность II: 151

Аплизня (морской заяц) I: 404, 405

Апноэ I: 175-176

Апраксин I; 385-386

Артериолатическая деменция II: 142

Артефакт I: 115 Архетипы I: 171; II: 37 Архивизация в памяти I: 353-355 Ассоциативная организация информа­ции в памяти I: 354 Ассоциации идей I; 63, 329 Атрибуции теория 1: 267 Аутизм детский Н: 178-180 Афазии 1: 386-387 Афазия Брака Г: 386 -Вернике I: 387

Аффективные расстройства И: 145 Ацетилхолнн II: 268

Барбитураты I: 147-148, 166, 167

Барнума эффект Т: 126

БДГ (сон с быстрыми движениями глаз) I: 140, 141, 170, 172, 227

Безусловные рефлексы I: 305

Белая горячка II: 141

Беспокойство I: 262

«Беспомощность» I: 34G* 341

Бессознательное в повседневной жизни I: 90-91

Бессонница Т: 175

Вине тест (шкала) I: 427, 430, См. так­же Стэнфорл-£ике тест

Бинокулярное зрение I: 191, 192* 214

Биологические побуждения I: 240-242, 245-257, 265

-ритмы I: 337, 340

-часы I: 139, 158-160

Биологический подход в психологии I: 69-72

Биполярное расстройство И: 145

Бихевиоризм, бихевиористы I: 87-88

Бихевиористские концепции когнитив­ных процессов I: 365-366

Бихевиористский подход к аномалиям повеления I: 67-69; II: 134

. \ ге

 чса -нтп\ 1ь

—к терапии II: 166-169

Близнецы I: 462, 464; II: 220 Богословы I: 60 Бодрствование I: 137-140 Болевые центры I: 269, 270 Боль I: 248-249; II: 224/ Боринга рисунок I: 189 Бред II: 183-184 Булимия I: 152; II: 182-183 Бурундуки I: 337, 338 Буфотенин I: 150 Быстроволновый сон I: 170

Вазопрессин I: 247

Валнум I: 148, 166

Варнанса II: 290

Вариация I: 2S

Варолиев мост II: 248-249

Вдохновение I: 264

Векслера шкалы интеллекта (WAIS,

WISC) I: 428, 431-434, 449 Вера в догматы I; 60 Вербальная (словесная) гибкость I: 416 Вербальное восприятие I: 417 Веронал I: 166 Вещество Р I: 248; II: 269 Вживленные электроды I: 70 Викарное научение I: 316, 317, 332 Вкус II: 225-226 -корковые зоны И; 255 Вкусовая аверсия I: 339-340 Вкусовое восприятие I: 214, 215 Власть II: 76-78, 99 Влечение I: 264

-межличностное II: 79-84, 110-111 Влечения, вытесненные в подсознание

I: 171

Внешний раздражитель I: 265, 266 Внимание I; 194-199, 210 Внутреннее пространство I: 220-222 --картография I: 155-158 Внутренний мир I: 137, 139 —и наркотики I: 153 Военная психология I: 105-106 Возбуждающие средства I: 145-147 Возраст хронологический I: 429, 430.

См. также Умственный возраст Восприятие 1: 135, 181-238* См, также

Зрительное восприятие, Слуховое

восприятие -времени 1: 215-216

- глубины см. Стереоскопическое вос­приятие

-движения I: 215 -константность I: 188-191 -принципы организации I: 186-188 Впечатление II: 84-85 Время I: 215

Врожденное и приобретенное поведе­ние I: 21, 24-26, 46, 79-80, 302 Врожденные дефекты I: 420-423 -наклонности I: 2!5 -рефлексы I: 36, 305 -факторы I: 421 Вселенная! II; 71 -единство Т: 205 -место человека I: 205-206 Вторичные половые признаки II: 14 Вуайеризм II: 149 Выборка II: 279 Выводковые птицы I: 34, 331 Вытеснение (по Фрейду) II: 133

Галлюцинации I: 146, 155-158, 218-222;

II: 127, 181-182

Галлюциногены I: 149-152, 166 Гаметы II: 215-216, 218 Гамма-аминомасляная кислота

(ГАМК) II; 268, 269 Гашиш I: 150-152, 167 Генеалогическое дерево I: 27 Генерализация I: 313 Генетика I: 29, 72 Генетическая память I: 326 -психология I; 107-108, 126 Гены I: 29; II: 215, 218-219 Геринга теория I: 184 Героин I: 144, 145, 149, 166 Гештдльтпсихология I: 73, См. также

Восприятие, принципы организации Гсштальттерапия II: 161-162, 195-197 Гештальты (паттерны) у младенцев I:

88-89

Гиббоны I: 43 Гнперактивность' II: 180 Гипноз I: 162-164, 225, 227 Гипоталамус II: 251 Гипотезы Т: 62, 185, 210-212, 389-391 Гипофиз II: 239-240 Гиппокамп I: 399 Глаз II: 230-231 Глухота II: 230

Пргдлгеотый укаитк\

Голдстепна шкала I: 157

Головной мозг II: 244-260

--эволюция I: 42

Голографическая гипотеза I; 400-401

Голография I: 206-208, 231

Голод Г: 246 247

Гомеостаз Т: 241

Гомеостатическое поведение I: 241

Го мин иды Г: 50-52

Гомосексуализм I: 121, 122, 251-253; II: 150, 201-202

- эгодистонический II: 150

Гориллы Г; 37

Гортань I: 42

Гравитация I; 222

Группы взаимопомощи II: 171-172

«Группы роста», групповая терапия II: 164-166, 170-175

Гуманистический подход (в психоло­гии) I: 77-78; II: 38-41

--к аномалиям поведения II: 136

Диссоциативные расстройства II: 147-148, 187

ДНК (дезоксирибонуклеиновая кисло­та) I: 401; II: 215

Добрачные половые связи V 122; Н: 18

Дождевой червь I: 35, 36

Долговременная память I: 350-353

Доминирующие индивидуумы I: 25; II: 99-103

Донаучная психологи? I: 59-64

Досада см* Фрустрация

Достоверность (статистическая) II: 297

Дофамин II: 263

Древесный образ жизни I: 37

Дремота I: 170

Дуалистический подход в психологии I: 84, 207

Душа и тело 1: 84-85

Естественный отбор I: 28

Дауна болезнь (синдром, трисомия 21) I: 421> 422; II: 216, 219

«Двойное принуждение» II: 84, 113-114

Двусмысленные изображения I: 216, 217

Дегенеративные деменции II: 141-142

Дедукция I: 389-391

Декартовский дуализм I: 61

Деперсонализация II: 148

Депрессия I: 139, 200; II: 145

Дервиш-турнеры I: 142

Десенсибилизация II: 166-167, 200-201

Детектор лжи (полиграф) I: 280

Детерминация I: 80-82

Дети I: 88-90. См, также Ребенок; Родители и дети, взаимоотноше­ния восприятие I: 182, 212-215

-импульсивные I: 456

-моторное развитие II: 12-14

-половое развитие II: 16-17

-умственное развитие I: 366-370, 419-430, 442-444; II: 19-23

-усвоение языка I: 391-393

Дети-первенцы I; 254, 425

Детство Н: 8-9

-стадии по Валлону II: 23-25

Диалог внутренний I: 365, 372

Дисперсионный анализ П: 301 302

Дисперсия см. Варианса

Жажда I: 247

Желания I: 76, 264

Железы 11: 237-240

Женщина и сексуальность I; 250-251

Жестокость I: 91-93, 292-293

Жизненные кризисы (по Эриксону) II:

43-45

Жизненный цикл, фазы по Бюлср II: 40 Жизнь, системная организация II: 71-72. См. также Продолжитель­ность жизни Жираф I: 29

Забывание I: 348, 356-358

Закон ассоциации I; 329

-эффекта 1: 329

Замещение I: 266

Засыпание I: 169

Звук, физические аспекты И; 233-235

Земледелие I: 43

Зеиера карты I: 227, 232

Зимняя спячка I: 160

Зоопсихолог, зоопсихология I: 71, 109-110, 126

Зоофилия II: 149

Зрачок как показатель психологичес­кой реакции I: 218-219

Зрелость I: 324; II: 9

11 pi ч). \ ii'ii itthtu i h.(f jt tn и'. ih

Зрелый возраст, половое развитие II:

14-15

--физическое развитие II: 18-19 Зрение II: 230-233 -корковые зоны II: 254-255» 257 -нарушения И: 233 -новорожденного I: 212-214 Зрительная память I: 349-350 Зрительное восприятие I: 182-194 --новорожденного I: 212-214 Зрительные иллюзии I: 185, 216 218

Избегание I: 269

Избирательное внимание I: 195-196

Изоляция, влияние на память I: 220

-и материнское поведение I: 254

-и сексуальное поведение I; 249-250

Иллюзии I: 218. См. также Зритель­ные иллюзии; Мюллера - Лайера иллюзии; Понсо иллюзии

Имплозивная терапия II: 167

Импринтинг I: 33-34, 254, 303-305, 331

Инсайт I: 303, 321-322, 334

Инстинктивное поведение, инстинкты I: 25, 32-35, 76, 338-339

Инструментальные ответы по Стэн-форду I: 230

Интеллект I: 301, 377, 414-477. См. также Искусственный интеллект; Умственное развитие

-и первичные способности II: 416-418

-«нормальный» и «аномальный» II: 451-453

-развитие I: 419-423

-роль наследственности I: 420-422, 460-467

-структура по Гил тону I: 417, 418 уровни I: 419, 433-434, 439

-шкалы Векслера I: 428, 431-433, 449

Интеллектуалы I: 453-454

Интенциональность II: 40

Интересы I: 194

Интериоризация II: 21

Интрапсихическая терапия II: 158-163

Интроверсия II: 31, 32

Интроверты I: 229

Интроспекция I: 65, 66

Информация I: 281-282, 300

-ее обработка I: 134

«Иные» II: 5, 124

Ипохондрия II: 147, 187

Иррациональные представления II: 135 Искусственный интеллект I: 110, 126,

470, 474*76 Исследовательское поведение I: 225

Леркса- Додсопа закон I: 138* 242 Йога, йоги I: 142, 143, 156, 157       ;

Карты наблюдений I: 111 Каталепсия I: 175 Кататония I: 158 Каузальная атрибуция II; 85-86 Квантовая механика I: 181 -теория I: 205 Кениапитек I; 37 Кессон I: 220, 221 Кибернетика I: 472-473 Кинестезия II: 224 Клайифелътерй синдром II: 219 Клаустрофобия I: II7-119 Клетка JJ: 215 -деление И: 215-216 Клещи Т: 204-205 " Клиническая психология I: 102 103, 117-119, 126

-

Когнитивная психология I: 73-76, 208 Когнитивное научение Т: 303, 318-324*

332-333

-равновесие II: 92 -развитие II: 19-26 Когнитивные процессы, развитие I:

365-370

-стратегии I: 320 -способности I: 419 -теории I: 244, 366-370 Когнитивный диссонанс II: 92 -подход к аномалиям поведения II:

135-136

Кодеин I: 149, 166 Кодирование (в памяти) I: 351, 353 Кожная чувствительность II: 222-224 Кожно-гальванические реакции I: 282 Кока I: 165

Кокаин I: 146-147, 165; II: 269 Кока-кола I: 146 Кола I: 165 Колюшка I: 47-48 Кома I: 14S, 176

Компьютер и мышление 1: 470- 477 Конверсионные расстройства Н: 146-

147, 186

Предметный vrca шпе. а*

Конкретных операций стадия 11: 21-22 Конопля I: J 50, 151, 167 Константность восприятия I: 188-191 Конструктивизм I; 74-75, 376-377 Контекст и память 1: 351 Кентр-обусловливание Н: 166-167 Контрольная группа I:. 144, 126 Конфликты I: Д 71 Конформизм II: 77-78, 105 107 Концептуальное научение 1: 323 Кора мозга I: 173; П: 245-246, 253-260



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.