В практике современного образования большое значение имеет учёт психологических закономерностей развития
детей
Эксперт (от латинского Expertus опытный) — сведущее лицо, пригла-
шаемое в трудных или спорных случаях.
Экспертиза как метод предполагает ори-
ентацию, прежде всего, на компетент-
ность и опыт специалиста-эксперта,
личность которого и является главным
«инструментом» исследования.
Метод эксперти-
зы предусматривает осмысление спе-
циалистом всей совокупности разнооб-
разных сведений, полученных им из самых различных источников.
Диагностические методы использу-
ются в тех случаях, когда в качестве ис-
ходного критерия для оценки использу-
ются полученные ранее на статистиче-
ских выборках стандартные нормативы.
диагностика образовательной
среды предполагает использование ме-
тодик, объективность которых подтвер-
ждена соответствующими процедурами
стандартизации, валидизации и рандо-
мизации, либо использование специаль-
но разработанных и обоснованных для
данного случая методик.
эксперт —
это, прежде всего, специалист, компетентный и искушенный в экспортируемых вопросах, а затем исследователь,
владеющий экспертной методологией и
обладающий соответствующими способностями.
Предметом экспертизы образователь-
ного учреждения, по мнению В. И. Па-нова
- 1) Концепция
.
2) Образовательная среда (тип и ее
направленность).
взаимодействия
3)Экспериментальные и авторские
образовательные программы
4) Деятельность педагогического кол-
лектива.
5) Эффективность обучения и раз-
вития учащихся в данном образова-
тельном учреждении или посредством
данной образовательной технологии,
системы и т. д.
экспертиза должна про-
водиться в соответствии со следующи-
ми критериями:
1) для оценки концепции —
2) для оценки образовательной среды
и ее компонентов: развивающий эффект
(развитие физических, познавательных,
творческих и других способностей);
экологичность (обучение и развитие не в
ущерб физическому, психологическому
и психическому здоровью); использова-
ние
3) для оценки эффективности обра-
зовательных программ:
По мнению В. А. Ясвина, экспертиза образовательного учреждения может включать три основных
блока:
1. Анализ формальных результатов:
соответствие знаний учащихся госстандартам по итогам экзаменов; количество
выпускников; процент выпускников, по-
ступивших в вузы; квалификация педа-
гогов и т. п.
2. Анализ динамики развития учащихся: тестирование психофизиологических показателей и здоровья учащих-
ся; познавательной сферы учащихся
(память, внимание, мышление); лично-
стной сферы (мотивация, лидерство,
ценности, предпочтения в деятельности,
коммуникативные способности и т. д.).
3. Анализ психолого-педагогической
организации образовательной среды
основные функции гуманитарной экспертизы образования, к ним
можно отнести следующие:
• проясняющая, то есть экспертиза
должна помочь участникам проекта и
всем, имеющим к нему отношение, понять больше и глубже, чем они понимали до этого;
• защитная, означающая отстаивание
прав и интересов личности в соответствии с ключевыми гуманитарными критериями, с требованиями психогигиены,
охраны здоровья и т. п.;
• развивающая, предполагающая не
простую констатацию, но выявление
возможностей и потенциала развития
данного образовательного проекта, а
также получение ценных «уроков» для
разработки других проектов;
• оценочная, самая традиционная, но
необходимая функция любой экспертизы;
• легализация, обусловленная необходимостью для последующего признания образовательного проекта, его поддержки и дальнейшего распространения
два подхода к оценке
образовательной среды — диагностический, состоящий из пакета психодиагностических методик, адресованный отдельным участникам, и экспертный,
включающий набор оценочных суждений как самих участников учебновоспитательного процесса, так и независимых экспертов, знающих состояние
образовательной среды школы или знакомящихся с нею. Сама стратегия экспертизы, безусловно, во многом определяется методологическими представлениями, которыми руководствуется эксперт при выборе критериев оценки качества образовательной среды
Для выявления своеобразия основных
характеристик образовательной среды и
их связи с показателями развития в лаборатории был разработан комплекс
психодиагностических методов и процедур, включающий три блока:
1) выявление внутренних целевых установок школы;
2) определение средств, с помощью
которых данная школа достигает своего
развивающего эффекта;
3) оценка результатов воздействия
образовательной среды на развитие умственных способностей детей, их личностные и социальные особенности, мотивационную сферу.
| Согласно определению словаря русского языка, экспертиза — рассмотрение какого-либо вопроса экспертами для
вынесения заключения
В этой ло-гически первой форме экспертизы были
сформулированы ее основания: цель —
оценка качества; объект — некоторые
материальные характеристики; средства — интуитивные, сложившиеся по
опыту суждения вкуса; процедуры —
отбор и организация действий опытных
людей (экспертов); продукт — согласованное мнение экспертов. Следующей
формой становления экспертизы, уже
как особой, профессиональной деятель-
ности, является экспертиза уже завер-
шенной деятельности, то есть эксперти-
за исполнения, которая должна быть
квалифицирована по некоторым ее ха-
рактеристикам. Меняется объект экс-
пертизы, им становится квалификация
профессиональных моментов или аспек-
тов действия.
Таким образом, в этих
двух типах экспертизы исследуется то,
что уже имеется. Качество продукта, ка-
чество исполнения и качество програм-
мы могут быть объектами экспертизы в
любом виде человеческой практики, и
грамотный эксперт, исследуя их, должен
вырабатывать и оценивать альтернати-
вы, углублять и расширять понимание
ситуации, давать рекомендации и про-
гнозы возможного ее изменения в слу-
чае принятия тех или иных решений
Экспертное исследование
опирается на уже известные научные
факты и измерительные процедуры и
представляет собой их непосредствен-
ное применение при решении конкрет-
ных практических задач.
Любая экспертиза вбирает в себя спе-
цифику ее объекта — той сферы практи-
ческой деятельности, в которой она осу-
ществляется, и собственно профессио-
нальную деятельность эксперта. При
этом особенности экспертной деятель-
ности в значительной степени предопре-
деляются сферой применения, которая
обусловливает и постановку экспертных
задач, и выбор средств и процедур исследования, и способ применения полученных результатов. Следовательно, от-
правной точкой в изучении экспертной
деятельности в сфере образования
должно быть целеполагание, определе-
ние основных функций и решаемых за-
дач, выявление специфики объекта и
предмета экспертизы.
С. Л. Братченко рассматривает
экспертизу как особый способ изучения
действительности, который позволяет
увидеть и понять то, что нельзя просто
измерить или вычислить, т. е. как способ, который осуществляется компетентными и независимыми специалистами (экспертами) и в котором именно
субъективному мнению и ответственно-
му решению экспертов придается решающее значение.
Методы и средства
• статистический анализ социальных
и квалификационных показателей, в том
числе анкетирование учащихся, их родителей и педагогов;
• анализ (рефлексию) исходных оснований построения концепции (кого
учить, зачем и т. д.), включая исходные
основания создания образовательной
среды и образовательных программ;
• психодиагностические методики
для оценки уровня развития познавательных, личностных и иных способностей учащихся, включая их мотивацию,
и т. д.;
• метод экспертных оценок.
Первый этап экспертизы — это сбор
так называемой фоновой информации
Второй этап экспертизы — применение структурированных методик
Третий этап психолого-педагогической
экспертизы образовательной среды —
это экспертное заключение, которое, как
правило, состоит из следующих разделов:
– краткое описание проблемы и
формулировка целей экспертизы; состав
экспертной группы;
– полный перечень источников информации;
– общая характеристика образовательной среды;
– экспертные оценки;
– экспертные рекомендации
|
|
|