Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АРТИСТИЗМ И ПОНЯТИЕ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА



 

УДК 37.013.77

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АРТИСТИЗМ И ПОНЯТИЕ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА

Мезенцева Ю. С.

Студентка 3 курса

Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ,

Россия, г. Ишим

E-mail: mezentseva_yulia01@mail.ru

Научный руководитель: Ермакова Е.В., к. п. н., доцент

Аннотация: В статье рассматривается понятие актерского мастерства, его история, перечислены основные составляющие, рассмотрен феномен педагогического артистизма как совокупности личностных качеств педагога. Перечислены важные составляющие элемента творческого состояния актёра, по мнению К. Станиславского, а также составляющие педагогического мастерства.

Ключевые слова: педагогический артистизм, актерское мастерство, процесс обучения, личность педагога.

 

Еще в первобытном обществе существовало актерское мастерство, но понятия «искусство» в тот период не существовало. В роли актёра выступали шаманы, которые для привлечения внимания и придания своему образу значимости использовали маски и костюмы.

Даже спустя время в  современном мире существует довольно большое количество актёров, не только начинающих, но и уже получивших огромную славу. Играя на сцене в театральном представлении или в кино, актёры примеряют на себя роль персонажа, испытывают его же чувства, эмоции, словно примеряют на себя маску.

Вид исполнительного искусства, профессиональной творческой деятельности, создающий сценические образы называется актёрским искусством.

Главным элементом актёрского творчества является перевоплощение, делящееся на внешнее и внутреннее. Еще до начала спектакля или в процессе подготовки к роли актёр подбирает мимику, жесты, эмоции, костюмы, действия, походку, грим. Актёр должен передать не только внешний облик персонажа (грим, костюм, маски), но и внутренний (пластика, музыкальный слух, память, эмоциональность, голос, моторика). Актёру необходимо раскрыть духовный мир героя, выразить все его эмоции и чувства.

Для того чтобы перевоплотиться в персонажа, актёру необходимо много знать и уметь. По причине этого К. Станиславский выделял две основные группы: элементы творчества актёра, а также искусство переживания и представления.

1) К элементам творчества актера относятся: эмоциональная память, внимание, память, искусство речи и пластики, воображение, чувство ритма, общительность. Актёр постоянно должен работать над собой, развивая внешние и внутренние артистические данные;

2) К элементам искусства переживания и представления относятся: работа актёра над ролью, слияние с образом персонажа, перевоплощение в образ.

Не только актёрское мастерство играет важную роль в хорошей игре, но и включение актёра в творческий процесс, воображение своего персонажа, домысливание его прототипа в реальной жизни. В ходе этого К. Станиславский выделил четыре важных составляющих элемента творческого состояния актёра: сценическое внимание, сценическая вера, сценическое действие и сценическая свобода

1) Сценическое внимание представляет собой активную сосредоточенность;

2) Сценическая вера представляет собой правильное оценивание предлагаемых обстоятельств;

3) Сценическое действие представляет собой возникающее желание действовать;

4) Сценическая свобода представляет собой расслабленность в теле и в действиях.

В работе актёра над собой или ролью можно выделить четыре главных этапа:

1) Познание один из важных этапов. На данном этапе актёру необходимо познакомиться с его ролью и правильно ее понять;

2) Переживание. Этот этап раскрывает спектр эмоций и чувств, проводится полный анализ роли;

3) Воплощение. Этот этап может начать использоваться только за счёт чёткого представления обстановки, времени и действий пьесы, людей;

4) Воздействие. Целью этапа является передача всей структурности роли, полной включенности актёра на сцене.

Если рассматривать современное общество, то люди испытывают апатию, неуверенность в себе, трудности в выражении своих собственных эмоций, чувств, мыслей. Причиной этого становится проведенное время за компьютером, которое замещает живое общение. У такого человека главенствует эмоциональная подавленность, которая приводит к внутренним зажимам. Поэтому актерское мастерство имеет пользу не только для людей, занимающихся профессионально актерством, но и для желающих раскрепоститься, научиться управлять своими эмоциями, жестами, мимикой, стать харизматичными, коммуникабельными и успешными в жизни.

Также актерское мастерство или педагогический артистизм имеет огромную значимость в процессе обучения. Важность педагогического артистизма не до конца осознается большинством педагогов. Но в последнее время преподаватель является не только проводником информации, но и культуры. Поэтому педагог должен уметь перевоплощаться, поддерживать свою творческую форму, то есть овладеть артистизмом. Для развития педагогического артистизма необходимы условия: внешние и внутренние [2].

Внешние условия включают в себя: общественные, профессионально-образовательные и деятельностные. Внутренние условия включают в себя: особенности психофизиологической сущности личности, профессиональная направленность личности и социально-нравственный и культурный уровень личности.

Способность красиво и убедительно что-то передать, богатство и красота внутреннего мира педагога, особый образно-эмоциональный язык творения нового называется педагогическим артистизмом.

В педагогическом артистизме выделяются следующие составляющие:

1. Перевоплощение – возможность перевоплотиться в кого-то другого, при этом оставаясь самим собой.

2. Способность говорить напрямую непосредственно и открыто, умение заражения своими чувствами и эмоциями.

3. Визуальность – внешняя привлекательность, умение педагога следить за собой, культура внешних и внутренних проявлений.

4. Импровизация – способность быстро и оперативно ориентироваться на изменившуюся ситуацию.

5. Способность управлять своим настроением. Педагог должен обладать эмпатией и рефлексией, то есть быть беспристрастным и способным к сопереживанию, а также умение увидеть себя со стороны.

6. Речевой артистизм – это умение убеждать, использовать наглядность, владение техникой речи, ясность речи, точность, логичность, простота, богатство и чистота речи [4, 5, 6]. Как писал академик В.О. Ключевский: «Самое трудное и самое важное в преподавании – это заставить себя слушать» [7].

Результатом педагогического артистизма является формирование у обучающихся мотивации в процессе обучения, быстрое восприятие материала, желание открыться. Появляется расположенность к собеседнику, раскованность, способность мыслить творчески, повышается заинтересованность к процессу обучения.

 

Список использованных источников

1. Берикханова Л.Ю. Педагогическая импровизация как индиви-
дуально-своеобразный компонент педагогической деятельно-
сти // Творческая индивидуальность педагога.—Тюмень,
1991.— С. 32-38.

2. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учеб. пособие для
студ. высших пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр
«Академия», 2001.—240 с.

3. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. – М.: АО «Аспект Пресс», 1993. – 127с.

4. Леонтьев А.А. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие
для студ. ВУЗов/ Под ред. Д.А.Леонтьева, Е.Е.Соколовой.—
М.: Смысл, 2001.— 511 с.

5. Леонтьев А.А. Что такое язык /А.А.Леонтьев.— М.: Педагоги-
ка, 1976.— 96 с.

6. Леонтьев А.А. Искусство лектора // Слово лектора.— 1988.—
№2.— С. 23-31.

7. Нечкин М.В. В.О. Ключевский. История жизни и творчества.—
М.: «Наука», 1974.— 638 с.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.