Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Муниципальное общеобразовательное учреждение



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Спасская средняя общеобразовательная школа»

 

Нетрадиционные методы обучения, обеспечивающие создание на уроке ситуации успеха и условий для самореализации обучающегося

(из опыта работы)

Косьяненко Елена Юрьевна,

учитель изобразительного искусства

п. Спасский 2021

  Изобразительное искусство включает в себя богатые возможности для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребенка, развитие познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения различными художественными материалами. Уроки изобразительного искусства – особенные уроки. И очень часто на уроках ИЗО есть  дети, которые обладают способностями, но не хотят рисовать, потому что не умеют или боятся.  Как заинтересовать ребят изучением предмета, сделать урок любимым, увлекательным? Ответы на эти вопросы ищут многие учителя.

 Для неуверенных детей, для развития интереса к предмету, для стимулирования познавательного интереса, для самореализации обучающихся,  необходимо создать ситуацию успеха.

Сначала разберемся, что такое успех и ситуация успеха.

Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации. Ситуация  успеха — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики; это то, что способен организовать учитель.

 

  Переживание учеником ситуации успеха:

•  повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет обучающемуся  почувствовать удовлетворение от художественной деятельности;

•    стимулирует к высокой результативности труда, к самореализации;

• корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

•    развивает инициативность, креативность, активность;

•  поддерживает в классе благоприятный психологический, творческий климат.

 

Алгоритм создания ситуации успеха на уроке:

1. Атмосфера доброжелательности в классе;

2.  Снятие страха;

3.  Высокая мотивация: во имя чего? ради чего? зачем?

4.  Реальная помощь  учителя в продвижении к успеху;

5. Краткое экспрессивное воздействие на обучающихся – педагогическое внушение ( Успехов! За дело! и т.д. );

6. Соответствие заданий возрасту, физическим и психологическим особенностям обучающихся;

7. Индивидуальный подход;

8.  Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы.

 

Правила, обеспечивающие ситуацию успеха:

- Не наказывать отрицательной отметкой, грубой критикой в адрес обучающегося;

- Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими обучающимися, за помощь другим;

- Своевременно отмечать успехи и достижения обучающихся во всех видах деятельности. Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика; 

- Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика, и оценки за качество результата;

- Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, а также, развивающие креативность.

 

    Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать о нетрадиционных формах организации учебно-познавательной и художественной деятельности детей на  уроке изобразительного искусства.

Нетрадиционные формы организации и методы проведения уроков изобразительного искусства – эффективное средство повышения интереса обучающихся  к изучаемому предмету, создание ситуации успеха и условий для их самореализации.

Виды и формы нетрадиционных уроков: урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-аукцион, урок-презентация, урок-викторина, урок-представление, урок-игра, и так далее.

С каким удовольствием  проходят уроки-экскурсии. Вместе мы наблюдаем, как красив ковер из осенних листьев под ногами, как капли дождя висят на листьях, как удивительны узоры  коры деревьев. Любят ученики и уроки-конкурсы. Делает урок  интереснее использование сказочных повествований, игровых ситуаций, ролевых игр, игр-импровизаций, элементов пантомимы; метод погружения ребёнка в ситуацию зрителя, слушателя или собеседника.

На уроках большой  популярностью пользуется коллективная деятельность. Коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании обучающихся, является средством активизации развития их творческого потенциала, формирования и совершенствования навыков совместной работы, развития потребности в общении и интереса к изобразительной деятельности. Данная форма организации деятельности формируют у школьников такие качества как деловитость, вдумчивость, находчивость, работоспособность, ответственность за результат общего дела. А это значит, что ситуация успеха и самореализации создана для каждого ученика в классе.

Использование ИКТ на уроках  ИЗО имеет  массу преимуществ, делает процесс обучения более ярким и эмоционально насыщенным. Применение электронных образовательных ресурсов в процессе урока хорошо сочетается с развивающим, проблемным и дифференцированным обучением. Собранный материал к теме урока, его структурирование, систематизирование, оформление  на слайде презентации, достигает поставленной на уроке цели. Презентация помогает  объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, альбомов по искусству, недостающих предметов натурного фонда, аудио и видео аппаратуры. Во время урока приходится  рисовать на доске множество эскизов, объяснять и показывать типичные ошибки. На экране все композиционные ошибки наглядны, тем более что можно сопоставлять несколько эскизов на экране одновременно, выявить их достоинства и недостатки. Благодаря презентации, ребята окунаются в мир того события, той эпохи, о которой повествует художник. Они учатся рассматривать, анализировать, высказывать своё мнение и отношение к художественным произведениям.

Использование системно – деятельностного подхода на уроках изобразительного искусства формирует у учащихся положительную мотивацию к изучению предмета и также создает ситуацию успеха.
Использование нетрадиционных техник и приёмов рисования способствует развитию фантазии, мышления, образного воображения. 

    Нетрадиционные техники - это использование необычных материалов и инструментов в рисовании, а также необычных способов в создании изображений на различных материалах. Нетрадиционное рисование – это мастерство изображать, не опираясь на традиции.

Нетрадиционные техники рисования - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, созданию ситуации успеха.

Материалы могут быть самые разные: акварель, гуашь, пластилин, восковые мелки, тушь, фломастеры, акриловые и масляные краски, свечи и другое. Материалы остаются, в основном, традиционные, а вот применение их и способы рисования могут быть необычными.

Используя нетрадиционные техники, можно нарисовать работы в разных жанрах: пейзаж, портрет, натюрморт, а также выполнить различные декоративные композиции. При этом можно в одном рисунке соединить разные техники рисования.

Способы нетрадиционного рисования:

Рисование по стеклу – имитация витража;

Роспись ткани – батик;

Рисование мелом по бархатной бумаге;

Рисование отпечатками различных предметов и материалов – краска наносится на предмет и делается отпечаток на бумаге;

Рисование отпечатками листьев деревьев;

Рисование руками, пальцами;

Рисование ватными палочками;

Пластилинография – выполнение изображения при помощи пластилина на плоской поверхности;

Волшебные нити – выполнение изображения при помощи цветных нитей или нитей смоченных в краске;

Монотипия – отпечаток на бумаге, выполненный различным способом.

Техники работы с акварелью:

Кляксография – рисование при помощи клякс;

Рисование на мокрой бумаге;

Рисование пальцами;

Рисование ладонью;

Восковые мелки + акварель создают необычное изображение;

Свеча + акварель;

Рисование с применением манной крупы, соли;

Монотипия на стекле и предметная;

Рисование набрызгом – изображение делается при помощи брызг с зубной щетки или жесткой кисти, с применением трафаретов или без них;

Рисование мыльными пузырями – акварель смешивается с мылом и выдуваются через соломинку пузыри;

Рисование смятой бумагой – нанесение краски при помощи смятой бумаги или рисование на смятом листе.

Виды нетрадиционного рисования:

Зентангл

Дудлинг

Граттаж

Эбру

Суминогаши

Фроттаж

Пуантилизм

Творческая деятельность вселяет уверенность в каждом ученике в том, что он может фантазировать. Одним из способов развития творческих способностей и фантазии является выполнение ряда необычных проблемно-исследовательских заданий, которые развивают воображение, умение отойти от шаблона и работать по собственному замыслу: сказочные птицы; сказочный дом; необычная игрушка; выполнение орнаментов на разные темы; чудо-зверь; фантазийное царство; образ солнца; образ дерева; портрет, составленный из изображений овощей, фруктов; образы животных из геометрических фигур, образы природы и многое другое.
   

Наиболее часто используемые формы и методы работы на уроках ИЗО:
- применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-аукцион, урок-презентация, урок-викторина, урок-представление, урок-игра и т.д.);   
- использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные, комбинированные, проектные, творческие мастерские, КТД, и т.д.);
- использование ИТК;

 - использование различных форм работы (групповые, парные, совместно-индивидуальные,  совместно-взаимодействующие, коллективные и т.д.);
- интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично- поисковый, творческий и т.д.);
- использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды);
- использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.);
- системно - деятельностный подход в обучении.

На уроках изобразительного искусства я стараюсь применять нетрадиционные методы обучения и нетрадиционные художественные техники, интеграцию с уроками музыки, литературы, технологии. Подобный подход позволяет создать ситуацию успешности практически для каждого ребёнка, невзирая на его способности и увлечение предметом. Ребёнок вовлекается в процесс творчества, получает успешный результат, а вместе с этим он получает мотивацию к дальнейшей деятельности, положительный жизненный опыт, обретает уверенность в своих силах, поднимает собственную самооценку.

В любой профессии, в любом труде творческая способность является основой движения вперёд. Уроки искусства таят в себе огромный творческий потенциал. Занятия дают много возможностей для самовыражения и развития творческих способностей. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребёнка. Это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах.

С  маленькой успешности на уроке изобразительного искусства может начаться большой успех формируемой нами человеческой личности.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.