Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





лка в траншее. К слову о «Слове…»



Ёлка в траншее

Это было зимой тысяча девятьсот сорок первого года в осаждённом Ленинграде. Уже много дней и ночей не было электричества, в трубах замёрзла вода, три последних декабрьских дня никто во всём городе не получал хлеба.

В эти самые тяжёлые для Ленинграда дни гитлеровцы усилили бомбардировку города. Мальчишки часто ночевали в траншеях, вырытых напротив дома. В них было теплее, почти всегда горел огарок свечи или фонарь, а главное – всегда было людно. Невдалеке стояла батарея зениток, охранявшая один из невских мостов. Порой в траншею заглядывали артиллеристы. Как радовались мальчишки каждый раз их приходу! Они-то и устроили для всех новогоднюю ёлку.

Не думайте, что это была большая, пышная ёлка. Высота её была не больше метра, несколько сучков покрывали тонюсенькие светло-зелёные иголочки. Зато вся она была в игрушках. Висело на ёлке и несколько винтовочных гильз, а на самой макушке – ярко начищенная красноармейская бляха с пятиконечной звездой.

Где достали артиллеристы ёлку, осталось тайной. Все знали, что поблизости нигде ёлок не было. Мальчишки сидели, как заворожённые, уставившись на несколько потрескивавших свечных огарков, оставшихся, вероятно, от предыдущего года. Не было вокруг ёлки плясок, весёлого смеха. А вместо подарков мальчишкам зенитчики дали по куску сахара.

(189 слов)                                                      (По Ф. Бездудному)*

* Бездудный Федор Исаакович –уроженец п. Гришино (Донбасс), жертва репрессий.


К слову о «Слове…»

Пожалуй, всё главное об этом чудесном памятнике национальной словесности уже произнесено и написано с подобающей ему оценкой. Вместе с другой великой святыней рублёвского письма народ наш благоговейно, как материнские ладанки, хранит обе на груди своей, близ самого сердца… Казалось бы, потомкам остаётся лишь в порядке доследования раскопать побочные обстоятельства создания Слова, освежить в памяти суть роковой и поучительной ошибки пращуров и, полюбовавшись немеркнущим лексическим жемчугом шедевра, юбилейными цветами украсить безвестное имя его создателя, настолько для нас живое, как если бы сам он был участником похода Игорева.

И всё же тема далеко не исчерпана. В частности, нам представляется случай на блистательном примере пристальней прислушаться к периодически возникающей в литературных кулуарах дискуссии насчёт обязательности счастливого конца и положительного героя. Перед нами налицо как раз не фанфарный рапорт о знаменитой победе, а всего лишь грустная, в жанре классического плача исполненная повесть, местами даже летопись о злосчастном событии на заре русской государственности. Тогда почему этот умный и скорбный шедевр приобрёл в сознании такую важную нужность и долговечность?

Не предрешая ответов, хотелось бы пригласить заинтересованных лиц к плодотворному раздумью…

(178 слов)                                                                (По Л. Леонову)*

* Леонид Максимович Леонов – русский писатель и драматург, мастер социалистического реализма. Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.