Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Что такое РЕМЕСЛО



 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

 

 

Тема: «Текст и его место в системе языка и речи. Строение и основные виды его

      преобразования. Межфразовая часть. Абзац как композиционно-стилисти-

      ческая единица текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

      Их признаки. Комбинация разных типов речи в одном тексте. Отбор язы-

      ковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа

      речи, адресата и речевой ситуации. Частичный (выборочный) и комплекс-

         ный анализ текстов разных типов речи».

 

План

 

1. Текст и его место в системе языка и речи. Строение и основные виды его

преобразования.

2. Межфразовая связь.

3. Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

4. Комбинация разных типов речи в одном тексте.

5. Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели,

типа речи, адресата и речевой ситуации.

6. Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи.

 

ТЕКСТ И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ЯЗЫКА И РЕЧИ.

СТРУКТУРНО-СМЫСЛОВЫЕ ПРИЗНАКИ

 

Текст (от лат. textum «связь, соединение») — это цельное рече­вое произведение, связанное по смыслу, грамматически и интонационно. Текст — результат речевой деятельности говорящего или пишущего. В нем заключена потенциальная речевая деятельность одновременно и слушающего и читателя.

К текстам можно отнести пословицы и поговорки, состоящие из одного предложения: Любишь кататься — люби и саночки во­зить; Жизнь прожить — не поле перейти. Текстом также называют любое законченное произведение (очерк, фельетон, стихотворе­ние, рассказ, роман и т.д.) или его фрагмент (глава, часть и др.). Текст может существовать в двух формах — устной и письменной.

Основными признаками текста являются содержательность, связность и цельность, логичность и лаконичность.

Содержательность – это наличие в тексте информационной насыщенности, целесообразной с точки зрения замысла произведения.

Связность текста находит свое выражение в содержании и в структуре текста, это стройность и последовательность изложения.

Цельность проявляется в смысловом единстве.

Предложения, входящие в текст, связаны между собой по смыслу и структуре. Чтобы составить текст, необходимо расположить пред­ложения в определенной последовательности, которая отражает логику развития мысли адресанта; одновременно автор должен учитывать возможности восприятия того, к кому обращена его речь, — адресата.

Логичность предполагает следование трем законам логики: тождества, противоречия и достаточного основания. Суть первого в том, что в рамках одного рассуждения предмет мысли остается неизменен, отход от главной темы есть нарушение логики. Второй закон говорит о том, что не могут быть истинными два противоположных положения. Третий требует четкости в аргументации при доказательстве или опровержении какой-либо мысли.

Также показателем качества текста, его важнейшим признаком считается лаконичность, т.е. умение в малой форме передать большое содержание. Одну и ту же мысль можно выразить с помощью простого и сложного предложения. Что предпочесть? Многое диктуют форма, стиль речи, особенности жанров. Например: отличительная особенность книжной письменной речи – употребление сложных предложений. Хотя известны слова Паскаля: «Я пишу длинно, потому что у меня нет времени писать коротко». Л. Толстой писал: «Короткие мысли тем и хороши, что заставляют думать». С одной стороны, лаконичность предполагает сжатость речи, а с другой – информационную насыщенность, которую следует отличать от избыточности, т.е. уметь избегать тавтологии и плеоназмов. В то же время в художественном стиле плеоназм может придать тексту выразительность: «И устарела старина и старым бредит новизна» (А.C. Пушкин).

Чтобы текст соответствовал признакам, он должен быть подчинен единой теме, наилучшим образом выражать заложенную в нем идею и отличаться композиционной  стройностью.

Тема – это то, что лежит в основе речевого произведения, то, о чем говорится в тексте. Очень часто тема текста отражается в его заглавии. Заглавия могут быть широкими и узкими. (Охрана природы. Влияние вредных выбросов в атмосферу.)

Тема текста часто может заключаться в первом предложении:

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики...

Берегите Землю!

(М. Дудин)

По форме тема текста может быть выражена обращением:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

(А. Пушкин)

Текст может начинаться с вопросительного предложения или с риторического вопроса:

Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму. В Мещерском крае можно увидеть сосновые боры, где так торже­ственно и тихо, что бубенчик-«болтун» заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в без­ветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и верши­ны сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

(К. Паустовский)

Но не следует приравнивать тему к общему содержанию, поскольку последнее является более широким понятием: оно отражает не только то, о чем говорится в тексте, но и отношение автора к теме. Следует помнить, что тема может содержать микротемы, т.е. части общей темы, которая обыч­но раскрывается в нескольких предложениях.

Средства связи частей текста также имеют свои правила. Пред­ложения в тексте, как правило, объединяются темой и определен­ными языковыми средства-ми: местоимениями, наречиями, род­ственными словами, союзами, повторением слов, синонимами, антонимами и т.д.

В каждом следующем предложении текста содержатся новые сведения, т.е. происходит развитие мысли. Предложения могут быть соединены последовательно и параллельно.

Смысловая и грамматическая цельность текста может созда­ваться с помощью синонимов, например: Облака бежали на нашу деревню... Вот они долетели до соснового бора, перевалили через ов­раг и помчались дальше          (В. Козлов). В данном тексте использова­ны контекстуальные синонимы (бежали, долетели, перевалили и помчались).

Несколько связанных между собой предложений, объединен­ных микротемой и определенной структурой, называются слож­ным синтаксическим целым (ССЦ) (или сверхфразовым един­ством). У ССЦ есть своя композиционная организация: оно состоит из трех частей — зачина, срединной части и концовки. В зачине, как правило, первом предложе­нии, определяется микротема, срединная часть ее развивает, а концовка предлагает авторский вывод, в котором звучит либо оценка, либо важное для автора суждение по поводу данной микротемы.

От ССЦ необходимо отличать абзац, который может совпадать с первым по своим границам. Абзац — это композиционно-сти­листическая единица, которая является важным стилеобразующим средством. Абзац служит для перехода от одной микротемы к дру­гой. Каждый абзац дает какую-либо новую информацию, разви­тие действия, характеристику героев, уточняет ту или иную мысль в рассуждении, доказательстве. Чаше всего абзац включает в себя два и более синтаксических целых, иногда ССЦ состоит из не­скольких абзацев.

Идея текста (основная мысль) всегда связывается с тем, что хочет сказать автор, это выражение авторского замысла. Идея может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста, но чаще всего ее надо понять из контекста произведения и сформулировать. В случае затруднения обычно рекомендуется произвести смысловое сжатие текста.

    Как это сделать? Для этого нужно отыскать и выделить в тексте главные, опорные слова (ключевые — это слова, благодаря которым создается единство, цельность текста), которые являются своеобразным ключом для передачи идеи текста: именно они помогут сформулировать основную мысль.

Клю­чевые слова — это слова, благодаря которым создается единство, цельность текста.

Определение темы помогает адресату понять круг интересов автора в дан-ном тексте, что важно для раскрытия основной мыс­ли или идеи (от греч. idea «понятие, представление»), — того глав­ного, что хочет сказать автор, ради чего создается произведение.

Например, прочитайте следующий текст. О чем он? Какова его идея?

Как рождается замысел?

... Возникновение замысла, пожалуй, лучше всего объяснить пу­тем сравнения. Сравнение вносит иногда удивительную ясность в самые сложные вещи...

Замысел — это молния. Много дней накапливается над землей электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра — молния.

...Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапли­вается это все исподволь, медленно, пока не доходит до той сте­пени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает мол­нию — замысел.                    (К. Паустовский)

Этот отрывок из произведения К. Паустовского о том, как рож­дается у писателя замысел его произведения. Тема этого текста заключена уже в первом предложении — рождение замысла. Ос­новная мысль, идея — показать путем сравнения, как в сознании писателя появляется замысел. Тема раскрывается с помощью клю­чевых слов и словосочетаний: замысел, возникновение замысла, внут­реннее состояние писателя, сравнение, молния, сознание человека. Так, в данном тексте автор сравнивает замысел со вспышкой мол­нии (молния — «мгновенный искровой разряд в воздухе скопив­шегося атмосферного электричества»).

Сравнив замысел писателя с молнией, К. Паустовский выстра­ивает следующую смысловую цепочку: замысел — молния; первая искра — молния, замы сел — сознание, молния — замысел. В идее текста (замысел — молния) выражено отношение автора к выска­зыванию, его позиция. Она проявляется в поисках точных, зна­комых и ярких образов, помогающих читателю понять его основ­ную мысль, вместе с автором подумать и пережить то, что его волнует.

Текст может представлять собой простое или сложное предло­жение  (иногда — период):

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел,

Кто постепенно жизни холод

С летами вытерпеть умел;

Кто странным снам не предавался,

Кто черни светской не чуждался,

Кто в двадцать лет был франт иль хват,

А в тридцать выгодно женат;

Кто в пятьдесят освободился

От частных и других долгов,

Кто славы, денег и чинов

Спокойно в очередь добился,

О ком твердили целый век:

N.N. прекрасный человек.

(А. Пушкин)

    Тема и идея текста предполагают выбор его композиции (от латинского «compositio» – расстановка, составление) — структуры изложения (его начало, развитие и конец), т.е. определенного порядка следования структурно-содержательных компонентов (частей) текста.

 

МЕЖФРАЗОВАЯ СВЯЗЬ

 

Межфразовая связь — это «связь между предложениями, ССЦ, абзацами, главами и другими частями текста, организующая его смысловое и структурное единство». Смысловая связь между предложениями в тексте обеспечивается соответствующими лексико-грамматическими средствами. Чаще всего предложения в тексте связаны цепной или параллельной связью. Цепная связь реализуется посредством повторения в том или ином виде какого-либо члена предыдущего предложения, развёртывания части его структуры в последующем предложении.

При параллельной связи предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются, при этом благодаря параллелизму конструкций, в зависимости от лексического «наполнения», возможно сопоставление или противопоставление.

Каждый вид связи реализуется с помощью соответствующих средств языка. Так, для соединения частей текста, групп предложений используются союзы, частицы, вводные слова, вопросительные предложения и др.

Для реализации цепной связи между отдельными предложениями в ССЦ применяются синтаксические повторы, синонимы, местоимения, слова с временным и пространственным значением и т. п. Для осуществления параллельной связи уместно такое средство, как параллелизм построения предложений, выражающийся в использовании глаголов с единым временным планом, одинакового порядка слов, анафорических элементов и т. д.

Таким образом, текст обладает определённой структурой, в которой отдельные предложения и части текста взаимосвязаны.

 

ТИПЫ РЕЧИ: ПОВЕСТВОВАНИЕ, ОПИСАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ

 

По цели, коммуникативному намерению автор может офор­мить информацию по-разному. Если его цель описать предмет, рассказать о его признаках, дать характеристику какому-либо лицу или явлению, текст излагается как описание. Если автор размыш­ляет, доказывает правоту или ложность того или иного суждения, его текст будет рассуждением. Если же адресант хочет рассказать о событии, о какой-либо истории, он пишет повествование. Та­ким образом, по особенностям синтаксических связей и по функ­ционально-смысловым характеристикам все речевые произведе­ния делятся на три типа: описание, рассуждение и повествование.

Описание– это словесное изображение явлений, предметов действительности путем последовательного перечисления их признаков (свойств). Основной вопрос, на который призвано отвечать описание, – это вопрос «какой?» Композиция описания включает: название предмета, изображение деталей, общее впечатление о предмете или явлении:

Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то далеко — кажется, за краем земли — хрипло кричит старый петух в избе лесника. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождает­ся рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток.                                                                         (К. Паустовский)

Тема текста — описание природы в предрассветное время. Ос­новная мысль заключена в предложении Это лучшее время суток.

 Описание характеризуется статичностью, перечислительной структурой однородных компонентов, перечислительной интонацией. Нередко речевой ошибкой в текстах-описаниях считается неоправданное использование противопоставления вместо перечисления.

Повествование — это текст (монологическое высказывание), в котором предложения находятся в отношениях временной после­довательности, т.е. события рассматриваются в движении, как следующие одно за другим:

После прилета скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, охотятся в поле, в лесу, на пашне, собирают корм. Сидя на ветке дерева, трепеща черными крылышками, скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни.

    (По И. Соколову-Микитову)

В этом тексте говорится о поведении скворцов, о чем свиде­тельствуют однородные сказуемые. Автор использует глаголы не­совершенного вида в форме настоящего времени, чтобы поболь­ше рассказать о жизни этих птиц после прилета. Тема — скворцы, а идея — рассказать о характерном для них поведении.

В тексте могут совмещаться разные типы речи, например:

Всю ночь мшары дышали запахом мокрого мха, коры, черных коряг. К утру дождь прошел. Серое небо низко провисало над головой. От того, что облака почти касались верхушек берез, на земле было тихо и тепло. Слой облаков был очень тонок — сквозь него просвечивало солнце. Мы свернули палатку, взвалили на себя рюкзаки и пошли... Шли мы по коч­кам, а между кочками, там, где кисла рыжая вода, торчали острые, как колья, корни берез.

(По К. Паустовскому)

Перед нами отрывок текста, который нельзя назвать опреде­ленно — сложное синтаксическое целое, абзац, период. Это часть большего по размеру, чем здесь представлено, повествования, поэтому и развитие действия происходит при смешении типов связи внутри этого отрывка.

Тексты отвечают на вопрос: «Что произошло?» и характеризуются динамичностью, соотнесенностью видо-временных форм глаголов-сказуемых. Композиция обычно состоит из следующих компонентов:

1) экспозиция (часть, предшествующая завязке);

2) завязка (начало действия);

3) развитие действия;

4) кульминация (момент наивысшего напряжения);

5) развязка (конец действия).

Это можно наблюдать в развернутых эпических жанрах: повестях, сказках, романах, но если текст-повествование является эпизодом полномасштабного произведения, то в его композиции могут быть представлены не все компоненты. Нарушение последовательности считается серьезной речевой ошибкой в текстах-повествованиях.

Рассуждение– это такой порядок изложения мыслей, когда высказывается какое-то утверждение и для доказательства его истинности (либо для его опровержения) приводятся доводы. Тексты-рассуждения отвечают на вопрос: «Почему?».

Рассуждение строится по следующей схеме:

1) тезис (утверждение, которое нужно дока­зать),

2) доказательство,

3) вывод:

Любите чтение, потому что литература дает вам обширнейший и глу­бочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание — понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей — словом, делает вас муд­рыми.

(Д. Лихачев)

Основной тезис — читайте, потому что литература дает ... опыт жизни. Доказательства этого: литература делает человека интеллигентным, развивает чувство красоты, дает понимание жизни, служит проводником в другие эпохи, раскрывает сердца людей. Вы­вод: литература делает вас мудрыми.

 

Рассуждение характеризуется наличием сложных структур, передающих причинно-следственные связи, отношения. Речевой ошибкой считается нарушение логики, ошибочность или недостаточность аргументации.

Чтобы обобщить данную информацию, такое деление текстов на определенные типы можно представить в виде следующей таблицы и комментария к ней.

 

Тип текста Основной вопрос Характер содержания
Описание   Что произошло..? Речь идет о последовательных событиях: сначала.., потом.., затем… и наконец… .
Повествование Какой..? Каков..? Речь идет о признаках, свойствах, о том, что составляет характеристику предметов, явлений, субъектов и объектов действия.
Рассуждение Почему..? Речь идет о причинах возникновения явлений, событий, процессов, устанавливается между ними связь.

 

Указанные типы текстов в чистом виде встречаются редко. Чаще всего в тексте представлены элементы и повествования, и описания, и рассуждения (доказательства).

 

ОТБОР ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ТЕКСТА                                             В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕМЫ, ЦЕЛИ, ТИПА РЕЧИ, АДРЕСАТА И

РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ

 

Литературный язык – это основа культурной речи и культуры человека в целом. Человеку необходимо владеть различными языковыми средствами и умело их использовать в зависимости от речевых ситуаций. К языковым средствам выразительности относятся:

· фонетические – самые сильные средства, формирующие звуковой образ. Наиболее распространенная среди них, это аллитерация – повторение согласных звуков и их сочетаний в речи. К примеру, «Шорох, шуршащих под ногами листьев шёл отовсюду». Частое повторение буквы ш усиливает образность и выразительность речи. Менее распространенным фонетическим средством выразительности речи является ассонанс – повторение гласных звуков и их сочетаний. К примеру, «Забил снаряд я в пушку туго и думал: угощу я друга». («Бородино» М. Лермонтов);

· лексические – к ним относятся тропы, с которыми мы сталкиваемся на уроках русского языка и литературы ещё с младших классов. К тропам относятся сравнение (красива, словно луна), эпитет (лунная красавица), метафора (луна меркнет), олицетворение (луна подмигивает из-за облаков), синонимы (луна – месяц), антонимы (луна – солнце), гипербола (душа ушла в пятки), литота (мальчик-с-пальчик) и др.;

· синтаксические – к примеру, риторические вопросы (И ты, Брут?) и восклицания (Моя Россия! Нет тебе равных!) и другие.

Выбор речевых средств зависит не только от конкретной ситуации, но и от темы, цели и адресата.

Литературный язык делится на устную и письменную речь. Каждая из них имеет специфичный характер восприятия слушателем или читателем.

Устная речь — это речь звучащая, она создаётся в процессе говорения; для неё характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, повторы, возможна незаконченность выражения мысли).

Устная речь предполагает наличие собеседника. Говорящий и слушающий обычно не только слышат, но и видят друг друга. Поэтому устная речь нередко зависит от того, как её воспринимают. Говорящий создаёт свою речь сразу, работая одновременно над содержанием и формой.

Устная речь отличается от письменной и характером адресата. Письменная речь обычно обращена к отсутствующим, на неё не влияет реакция тех, кто её читает.

Различен и характер восприятия устной и письменной речи. Устная речь воспринимается на слух. Чтобы её воспроизвести ещё раз, необходимы специальные технические средства. Поэтому устная речь должна быть построена и организована таким образом, чтобы её содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями. Устная форма литературного языка представлена в двух разновидностях: разговорная речь и кодифицированная речь.

Разговорная речь предполагает непринуждённость общения, неофициальность отношений между говорящими, неподготовленность речи, непосредственное участие говорящих в акте общения, использование жестов и мимики. Перечисленные признаки влияют на выбор средств общения для разговорной речи. Например, на вопрос «Ну как?» в зависимости от конкретной ситуации ответы могут быть самыми разными: «Пятёрка», «Встретил», «Достал», «Проиграл», «Единогласно». Иногда вместо словесного ответа достаточно сделать жест рукой, придать своему лицу нужное выражение, и человеку понятно, что хотел сказать собеседник.

Кодифицированная речь, в отличие от разговорной, используется в официальной сфере общения (на симпозиумах, съездах, конференциях, собраниях, заседаниях и т. д.). Чаще всего она бывает заранее подготовлена (выступление с лекцией, докладом, сообщением, информацией, отчётом) и далеко не всегда учитывает особенности общения. Для кодифицированной речи характерна сдержанность жестов и мимики.

При официальном общении наша речь отличается от той, которая используется в быту.

В зависимости от целей и задач общения отбираются языковые средства. Они соответствуют разновидностям единого литературного языка, которые называются функциональными стилями.

В бытовой устной речи употребляется преимущественно разговорная лексика. Она не нарушает общепринятых литературных норм, однако ей свойственна определённая свобода. Слова разговорного стиля отличаются большой смысловой ёмкостью и красочностью, придают речи живость и экспрессивность. Разговорные слова противопоставляются книжной лексике. К ней относятся слова научного, публицистического и официально-делового стилей.

Разделение лексики на книжную и разговорную является условным, т. к. эти понятия не связаны с одной какой-либо формой речи. Книжные слова, типичные для письменной речи, могут употребляться и в устной (научные доклады, публичные выступления и др.), а разговорные — в письменной (в дневниках, бытовой переписке и т. д.).

К разговорно-обиходной речи примыкает просторечная лексика, которая находится за пределами стилей литературного языка. Просторечные слова употребляются при сниженной, грубоватой характеристике людей, явлений и предметов. Например: барахло, брехня, мразь и др. В официально-деловом общении эти слова недопустимы, а в обиходно-разговорной речи их следует избегать.

Однако не все слова распределяются между различными стилями речи. В русском языке есть большая группа слов, употребляемых во всех стилях без исключения и характерных как для устной, так и для письменной речи. Такие слова называются стилистически нейтральными.

Человеку нужно знать различные стили литературного языка и владеть ими, ведь каждая речевая ситуация требует совершенно определённых средств выражения. Говорящие должны следить за тем, чтобы слова, употребляемые ими, были однородны по своим стилистическим свойствам, чтобы не возникал стилевой разнобой, а использование стилистически окрашенных слов было оправдано целью высказывания.

Совершенно недопустимо неоправданное смешение в речи разностилевой лексики — разговорной, просторечной, книжной. В таком случае высказывание становится как бы разноголосым, лишается внутренней гармонии.

Например: …И тут. он с преступными намерениями поднял антикварную вазу неземной красоты и грохнул её об пол (Из объяснительной записки).

Знание специфических особенностей каждого функционального стиля помогает умело пользоваться языковыми средствами разных стилей в зависимости от ситуации общения и целей высказывания.

 

ЧАСТИЧНЫЙ (ВЫБОРОЧНЫЙ) И КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТОВ РАЗНЫХ ТИПОВ РЕЧИ

 

Анализ текста может быть комплексным и выборочным (частичным).

Комплексный анализ текста требует большой затраты времени, поэтому его можно проводить лишь после изучения какой-либо темы, раздела.

При этом используют такие тексты, анализируя которые можно показать роль изучаемых в данный момент языковых средств.

При выборочном анализе текста изучают отдельные языковые единицы в создании цельности текста, его стилистической окраски и т.д. В некоторых случаях ограничиваются комментированием отдельных слов и выражений (например, архаизмов, историзмов, неологизмов и т.д.), замечаниями по поводу морфемного состава слов и построения синтаксических конструкций.

Комплексный анализ текста предполагает целостное рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации, включает смысловой и языковой анализ. Это обеспечивает понимание содержания текста, его темы и основной мысли, стиля и типа речи, сферы применения, функции, жанра, узнавание и анализ грамматических признаков и свойств языковых единиц разных уровней языка.

Комплексный анализ помогает восприятию текста как единого целого и осознанию того «о чём? для чего? как?» написан текст, позволяет обсудить различные проблемы, выразить личное отношение к ним, предоставляет необходимый фактический и языковой материал для самостоятельного анализа и создания собственного текста, развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, творческие и интеллектуальные способности и , в целом, повышает культурный уровень ученика.

План комплексного анализа текста.

1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка). Определите, где нужны логические ударения, паузы – короткие и более продолжительные. Выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.

2. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.

3. Озаглавьте текст. (Объясните смысл названия.) На что указывает заглавие: на тему или на основную мысль текста? (Предложите свои варианты названия.)

4. Определите стиль текста. Докажите своё мнение.

5. Докажите, что это текст. Какова роль первого (последнего) предложения?

6. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст? Докажите.

7. Какие средства связи между предложениями используются в тексте (одном абзаце)? Какой способ связи между предложениями в этом тексте (цепная, параллельная связь, их сочетание)?

8. Объясните, пользуясь словарём, значение выделенных слов.

9. Подберите к выделенным словам синонимы (антонимы). Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему из ряда синонимов в тексте используется данное слово?

10.  Найдите в тексте два-три многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Докажите, что эти слова многозначные.

11.  Найдите в тексте (если есть) синонимы, антонимы; слова, употреблённые в переносном значении; слова, стилистически окрашенные (высок., книжн., разг., прост., офиц.,). Определите их роль в тексте?

12.  Найдите в тексте заимствованные слова (диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы). Объясните их значение.

13.  Составьте план текста, подготовьтесь к его пересказу (устному или письменному; напишите изложение: подробное, или сжатое, или выборочное и т.д.).

14.  Произведите на материале текста разные виды разбора.

15.  Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы, объясните их.

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Снятие страноведческих трудностей — биографическая справка о писателе и времени создания произведения. Эта информация может быть дана преподавателем в виде небольшой лекции.
Снятие лексических трудностей — знакомство с новыми словами, словосочетаниями, фразеологизмами из текста. Преподавателю необходимо тщательно отобрать из текста неизвестные учащимся лексические единицы, составить словарь к тексту или части и текста и предложить учащимся определить значение слов по словарю, подобрать синонимы, антонимы к словам, найти однокоренные слова, обратить внимание на способ образования некоторых слов и т.д. Для объяснения значения фразеологизмов необходимо привести несколько наиболее типичных ситуаций употребления этих выражений.
Собственно чтение текста рекомендуется в качестве домашнего задания для учащихся. В начале работы целесообразно задавать на дом не более пяти страниц текста, затем — до восьми и более в зависимости от уровня подготовленности учащихся. Кроме чтения самого текста, учащимся следует предложить вопросы по прочитанному материалу и составление плана.
Аудиторная работа: устные ответы на вопросы по прочитанному тексту, пересказ по составленному дому плану (пересказ от лица героя, от 1-го лица), собственные примеры употребления фразеологизмов из текста, грамматические упражнения (вставить предлоги, употребить глаголы в нужной форме, существительные в нужной форме, преобразовать прямую речь в косвенную, и наоборот, замена причастных и деепричастных оборотов придаточными предложениями и т.д.).
Выход в письменную речь. Конечным этапом подобной работой над текстом может быть письменный ответ на предложенный преподавателем вопрос, передача содержания несколькими фразами, задания на прогнозирование.

 

Если объём произведения превышает пять страниц, то его необходимо разделить на логически завершённые части и работать над каждой частью. На завершающем занятии по данному произведению преподаватель предлагает учащимся вопросы и задания, направленные на выявления главной мысли произведения и отношение самих учащихся к авторской идее. Это могут быть задания типа: «Согласитесь или опровергните мнение…», «Согласны ли вы с мнением автора, что…», «Как вы считаете,…» и т.д. Подвести итог всей работе над произведением позволит сочинение на предложенные преподавателем темы.

 

 

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
______________________________________________________________________

 

1. Что такое текст? Какова роль текста как единицы общения?

2. Что такое тема, общее содержание и идея текста?

3. Какие типы текстов вы знаете, и чем они отличаются друг от друга?

4. На какие структурные компоненты членится текст?

 

БЛОК ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

 

 

Написать сочинение по одной из предложенных тем:

Ø Что такое настоящее искусство?

Ø Как отличить настоящее искусство от ремесла?

Ø Почему люди путают искусство и ремесло?

Ø В чём ценность искусства?

Ø Можно ли без любви к своему делу стать профессионалом?

Ø Над каким искусством время невластно?

Ø Верите ли вы, что можно стать хорошим ремесленником за короткое время?

Ø Какими качествами должен обладать человек, чтобы овладеть искусством?

Ø Как вы понимаете фразу: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться»?

Ø Кого можно назвать ремесленником в искусстве?

Ø Что такое талант?

Ø Чем отличается истинное искусство от фальшивого?

Ø Почему искусство называют вечным?

Ø Можно ли научиться искусству?

Ø Кого можно назвать истинным творцом?

Ø Как Вы понимаете фразу: «Не боги горшки обжигают»?

Ø Как взаимосвязаны между собой ремесло и искусство?

Ø Всегда ли ремеслу предстоит стать настоящим искусством?

Ø Каким должно быть ремесло, чтобы оно стало искусством?

 

КАК МОЖНО РАСКРЫТЬ ТЕМУ «ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО»

Ø Искусство, деятели искусства. Их роль в жизни общества. Влияние искусства на жизнь человека, предназначение художника.

Ø Талант/бесталанность. Истинный/мнимый талант.

Ø Ремесло/искусство. Общее и различия в целях и т.д. Граница между ремеслом и искусством. Ремесленники/художники.

Ø Феномен творчества, роль груда, созидания в жизни человека.

Ø Энтузиаст/филистер как мировоззренческая категория.

 

РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ТЕМЕ

Искусство – крайне тонкая материя, требующая особого подхода и понимания. Где та грань, где заканчивается ремесло и начинается искусство? Как отличить бездарность от гения? В чем предназначение художника? Какова сила творчества? Все эти вопросы заключает в себе данное направление.

       Искусство включает в себя очень много направлений: музыка, литература, танец, скульптура, кинематограф, театр, живопись и пр. Каждый может найти то, что будет близко ему. Через отношение к искусству раскрывается внутренний мир персонажа, будь то созидатель или сторонний наблюдатель.

       Что такое ИСКУССТВО

       Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

       Умение, мастерство, знание дела.

       Самое дело, требующее такого умения, мастерства.

Что такое РЕМЕСЛО

       Профессиональное занятие изготовление изделий ручным, кустарным способом.

 

   Текст (от лат. textum «связь, соединение») — это цельное речевое произведение, связанное по смыслу и грамматически.

     
 

 


                          СВЯЗНОСТЬ                                ЦЕЛЬНОСТЬ

((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228469']=__lxGc__['s']['_228469']||{'b':{}})['b']['_699880']={'i':__lxGc__.b++};
   


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.