Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Зарождение фотографии



 

Тема 15. Основные этапы развития фотографии

Зарождение фотографии

Слово «фотография» происходит от греческого phos, photos – свет и grapho – пишу.

В современном понимании этот термин означает теорию и практику получения видимого изображения объектов, событий, процессов на светочувствительных фотографических материалах или цифровой матрице.

Фотография является одновременно отраслью и науки, и техники, и искусства. Феномен фотографии основан на способности света вызывать в светочувствительном слое фотоматериала скрытое фотографическое изображение, которое после химико-фотографической обработки превращается в видимое – негативное или позитивное.

Первоначально зародившись как способ фиксации портретных или натурных изображений, выполняемых гораздо быстрее, чем рукой художника, фотография затем проникла во все сферы человеческой деятельности. Объективность и точность фотоизображения сделали её одним из эффективных способов отображения действительности, важнейшим средством информации и документирования.

Фотография широко используется в искусстве, что создало термин как художественная фотография. Фотография (как вид искусства) - творческий процесс поиска и создания теоретически правильной и художественно-артистичной композиции, что в свою очередь определяется видением самого фотографа. Сам термин появился в 1839 г.

Способность различных материалов фиксировать изображение стало широко востребовано в самых различных отраслях науки, определив появление научной фотографии. В технике не без участия фотографии развились такие отрасли, как полиграфия, репрография.

Не менее значимое место фотография заняла и в быту. Менее, чем за 200 лет своего существования мировая фотография прошла большой и сложный путь непрерывного развития и совершенствования. При этом в органичной связи развивались все стороны отрасли: фотоматериалы и физико-химические процессы, принципы получения изображений, съёмочная фототехника, жанры и творческие приемы.

Датой рождения фотографии принято считать 7 января 1839 г., когда французский физик Д.Ф. Арго (1786 – 1853гг.) сообщил Парижской академии наук об изобретении художником и изобретателем Ж.М. Дагером (1787 – 1851 гг.) первого практически приемлемого способа фотографии, названного изобретателем даггеротипией.

Движущей силой, способствующей изобретению фотографии, было стремление найти такой способ получения изображения, которые не требовал бы сравнительно долгого и утомительного труда художника. Ведь в то время как художник за год делал 30 – 50 портретов-миниатюр, фотограф уже в первый период после изобретения фотографии мог за год снять 1000 – 1200 портретов.

Историки разделяют техническое развитие фотографии на четыре важных периода:

1. Период, предшествующий изобретению фотографии, когда была сконструирована переносная камера-обскура, оснащенная линзой (стеноп), и выполнены основные исследования о воздействии света на соли серебра, в тот период была сформулирована идея запечатлеть постоянное изображение, построенное камерой-обскурой, на соответствующем светочувствительном материале.

2. Вторым периодом развития считают собственно изобретение фотографии и первых фотографических процессов: гелиография Ньепса (1826 – 1833); дагерротипии Даггера (1837 – 1857) и калотипии Татльбота (1840 – 1857).

3. Третьим периодомразвития стало изобретение Арчера в 1851 году, положившее начало эре коллодия, закончившейся в 1880 году.

4. Четвертым этапомразвития фотографии, принято считать период ввода бромосеребряных желатиновых эмульсий Мэддокса в 1871 году, усовершенствованный в 1873 – 1878 гг. Бургесом, Кеннетом и Бенетто. Она привела к промышленному производству сухих фотографических пластинок, пленок и бумаги сегодняшних дней.

5. Пятым этапомможно считатьпоявление и развитие цифровой техники и фотографии

 

В оптике необходимые предпосылки для изобретения фотографии сложились уже несколько веков назад.

Художники эпохи Возрождения для обучения законам перспективы использовали устройство, которое называли «камера-обскура» (прибор – предшественник фотоаппарата; в дословном переводе означает «темная комната»).

Время изобретения камеры-обскуры неизвестно. Открытие принципа долго приписывалось Роджеру Бэкону (1214 – 1294). Однако супруги Гернсгейм в своей книге «История фотографии» отмечают, что этот принцип знал уже в середине XIв. Арабский учёный Хасан-ибн-Хасан, называемый Ибн-аль-Хайсам и известный в Европе под латинским именем Альгазен (965 – 1038). Любопытно то, что со времен античности известен способ построения изображения при помощи малого отверстия, выполняющего роль объектива современной фотокамеры.

Одно из наиболее ранних описаний камеры-обскуры принадлежит известному итальянскому художнику и учёному Леонардо да Винчи (1452 – 1519 гг.). Некоторые авторы приписывают ему авторство изобретения камеры-обскуры.

В 1544 г. голландский физик и математик Гемм Фризиус наблюдал солнечное затмение при помощи камеры-обскуры, схема которой приведена на рисунке.

В своей первоначальной форме она представляла собой затемненную комнату с отверстием в стене. Изображения предметов, находящихся вне комнаты, проецировались через отверстие на противоположную стену, и люди, находящиеся в комнате, могли наблюдать эти изображения и переносить их на бумагу.

В 1568 году венецианец Д.Барбаро впервые дал описание камеры-обскуры с плосковыпуклой линзой, позволяющей увеличить действующее отверстие для проникающих в камеру лучей и усилить яркость оптического изображения, получаемого с его помощью.

Итальянский математик и физик Джираломо Кардано (1501 – 1576гг.) установил в нее линзу, а изображение с помощью зеркала проецировал на матовую стеклянную пластину.

В 1611 году немецкий астроном И.Кеплер усовершенствовал камеру-обскуру. Он создал ахроматическую оптическую систему, состоящую из вогнутой и выпуклой линз, это позволило увеличить поле зрения камеры-обскуры.

Хотя, используя камеру-обскуру изображения можно было фиксировать на бумаге при помощи карандаша, кисти или наблюдать, возникла необходимость в более простом способе фиксации изображения. Постепенно становилось понятно, что основой нового процесса закрепления изображения являются свойства света.

В 1655 году создана первая компактная камера-обскура. Стало возможным направлять камеру-обскуру в любом направлении и выполнять зарисовки с натуры передавая безукоризненную перспективу, свойственную фотографии при этом точно фиксировать детали.

Большой вклад в историю фотографии и в усовершенствование камеры-обскура внёс итальянский физик Джованни Порта. Сначала он предложил вставлять в отверстие камеры стекло в виде чечевицы, оно напоминало современную линзу. Затем Порта изобрел портативную камеру. В небольшом темном ящике находилось зеркало, установленное под углом 45 градусов, оно проецировало изображение на стол или лист бумаги.

И лишь развитие химии позволило трудами многих изобретателей создать процесс быстрого получения устойчивого во времени изображения, при помощи специального устройства, который мы называем фотография.

Будущим творцам истории фотографии помогло еще одно открытие. Долгое время считалось, что серебро может менять свой цвет под воздействием тепла. Но в 1725 году немецкий физик Йоганн Генрих Шульце (1687 – 1744) сделал важнейшее открытие – он доказал, что серебро темнеет не от тепла, а от света. Его открытие было почти случайным, он хотел получить светящееся вещество, смешивая мел с азотной кислотой. В этой смеси находилось немного серебра, и на солнце она потемнела. При этом часть, на которую не падали лучи, осталась светлой. Шульце провел ряд экспериментов, он накладывал на бутылку со смесью бумажные буквы и цифры, а потом получал из изображения. Через два года ученый опубликовал результаты своих исследований, но они имели только научный интерес, ведь Шульц даже не думал о том, что изображение можно зафиксировать.

В 1777 году шведский химик Карл Шееле пришел к тем же выводам, ставя опыты с хлоридом серебра. Но Шееле пошел дальше. Он провёл исследования по влиянию на соли серебра различных цветов солнечного спектра. При этом им было отмечено, что наибольшей активностью обладают лучи сине-фиолетовой области спектра.

В 1802 году произошла первая попытка получить изображение с помощью камеры-обскуры в Англии Гемфри Дэви и Томасом Веджвудом, которые экспонировали в ней обычную бумагу, пропитанную раствором азонокислого серебра и хлористого натрия (поваренной соли). На такой бумаге, между волокнами которой в результате пропитки образовывалось хлористое серебро, можно было получить изображение различных фигур. Правда, вскоре эксперименты были прекращены, так как экспонирование длилось часами, а изображение получалось малоконтрастным и при рассмотрении на свету полностью исчезало.

Способ получения при помощи камеры-обскуры устойчивого во времени изображения при химическом воздействии света на специальный материал открыл Жозеф Нисефор Ньепс (1765 – 1833), второй сын в состоятельной семье королевского нотариуса. Он родился в небольшом городке Шало-на-Сене. Его предки были аристократами, но довольно благополучно пережили революцию, приняв в ней живое участие. Сам Ньепс в молодости начал военную карьеру, которая прервалась довольно рано из-за плохого здоровья. Вместе со своим старшим братом Клодом (1763 – 1828) он принимал участие в военной экспедиции на Сардинию в 1793 году, где оба молодых человека договорились решить проблему закрепления изображения в камере-обскура.

Жозеф Нисефор Ньепс (1765 – 1833)

Первые опыты с камерой-обскура Нисефор Ньепс начал проводить в 1816 году, желая использовать ее в литографии. Он собирался переводить изображения на литографический камень. Камеры различных размеров Ньепс изготавливал сам. Вначале он вкладывал в камеру бумагу, покрытую тонким слоем хлорида серебра. Этот процесс не дал удовлетворительных результатов по двум причинам. Нарисованное светом изображение Ньепс не мог закрепить, а само изображение казалось ему неприменимым, поскольку имело характер негатива. Поэтому для дальнейших опытов он избрал иное, реагирующее на свет вещество – сирийский асфальт, или битум, хорошо знакомый ему по предыдущим литографическим работам. Ньепс знал, что асфальт бледнеет на свету и теряет сою растворимость в керосине. Порошкообразный асфальт он растворял в лавандовом масле. И этим раствором, с помощью тампонов из тонкой кожи натирал различные подложки – стекло, цинковые, медные, серебряные пластинки, литографический камень. Асфальт – вещество, малочувствительное на свет. Поэтому сперва Ньепс экспериментировал с ним без камеры-обскуры. Он покрыл стеклянную пластинку тонким слоем асфальтового раствора, после сушки скопировал на нее путем прямых солнечных лучей гравюру, бумажную подложку которой промаслил, чтобы она была более прозрачной для света. После этого он положил пластинку в блюдце со смесью лавандового масла и керосина, которая растворяла асфальт в местах, защищаемых от воздействия света линиями гравюры. После промывания водой и сушки на пластинке оставалось слегка коричневое негативное изображение гравюры. Должно быть, Ньепс очень удивился, когда при рассмотрении на темном фоне увидел прекрасное позитивное изображение.

В 1822 году таким способом он изготовил на стекле изображение гравюры, воспроизводящей папу Пия VII. Копию Ньепс показа своему кузену генералу Понсе де Мопа, который был настолько восхищен представшим перед его глазами образом, что распорядился оправить его в раму и демонстрировать при каждом удобном случае друзьям и знакомым. Один из нерасторопных гостей выронил случайно картину из рук, в результате до нас не дошла эта первая гелиография, как назвал Ньепс позже свой процесс.

Ньепс нашел способ размножения гелиографий. Он стал использовать в качестве подложки не стекло, а оловянную или медную пластинку, рисунок же вытравливал достаточно глубоко на местах незащищенным асфальтом. С полученного клише он мог наносить изображения на простую бумагу по известной графической технологии. Сохранился целый ряд таких гелиогравюр Ньепса, являющихся гордостью мировых музеев и коллекций.

Гелиографические снимки не могли передать полную шкалу полутонов, потому что тонкий слой асфальта затвердел после воздействия света по всей глубине до самой подложки, а там, свет не действовал, полностью вымывался растворителем. Изменение толщины слоя по экспозиции была не возможной. Единственными местами с меняющейся толщиной были контуры изображения, грани между светом и тенью, которые при недостаточно качественных тогда объективах казались нерезкими, размытыми.

Успешно занимаясь гелиогравюрами, Ньепс продолжал экспериментировать с камерой-обскурой. В 1824 году он пишет Клоду, что экспонировал в камере при съёмке из окна своего кабинета литографический камень со слоем асфальта и получил почти незаметное изображение, которое при виде наискосок на травленном камне становилось отчетливым, что казалось прямо-таки волшебным.

В 1826 году Ньепс приобрел у парижских оптиков братьев Шевалье улучшенную камеру-обскуру, оснащенную мениском Волластона и призмой для поворота изображения. С её помощью Ньепс получил первое в истории фотографии, расплывчатое, но устойчивое изображение размером 8×6 дюймов. Это были крыши домов и трубы, видимые из окна его кабинета. Снимок был сделан в солнечный день, и экспонирование продолжалось 8 часов. Ньепс применил пластинку на оловянной основе со светочувствительном асфальтовым покрытием, а роль закрепителя исполняли масла.

Первый в мире гелиографический снимок Ньепса, сделанный с натуры в 1826 году, - вид из окна его мастерской.

Снимок обнаружили в 1952 году в Лондоне и хранится от в коллекции Техасского университета в Аустине как первый фотоснимок природной сцены.

Из-за малой чувствительности и плохой передачи полутонов гелиография Ньепса с камерой-обскура не смогла найти широкого практического применения, но она привлекла внимание другого, не менее важного человека в истории возникновения фотографии, по имени Дагер.

Луи Жак Мандэ Дагер родился в 1787 году, он был на 22 года моложе Ньепса. Отец Дагера рано заметил у сына художественный талант и отдал его учиться рисованию. Свою карьеру будущий фотограф начал, как художник декоратор. Он создавал световые эффекты для театральных постановок, оформлял сцену и достиг на этом поприще немалых успехов. Но через некоторое время Дагер уходит из театра и начинает собственное дело.

 Вместе с коллегой по цеху Бутоном они создают диораму – усовершенствованную панораму, которая размещалась в специальных залах и даже в ярмарочных балаганах. Диорама представляла собой комнату, в которой на стенах были изображены виды городов, пейзажи. Диорама пользовалась большим успехом в Париже, она привлекала к себе жителей города и туристов. Но Дагер не привык сидеть на месте, у него постоянно возникали новые идеи. Уже от самого начала работы над диорамой он начал думать о том, как зафиксировать картины, которые рисует свет через камеру-обскуру. На первом этапе он постарался усовершенствовать саму камеру, чтобы изображение получалось более четким. Здесь незаменимым помощником для него стал оптик Шарль Шевалье.

В 1927 году Дагер встречает Нисефора Ньепса. Ко времени знакомства с Ньепсом у него уже были кое-какие собственные наработки, но пока он не получил еще фиксированного изображения. Сначала изобретатели отнеслись друг к другу с недоверием и только через 2 году, после подписания договора начали совместное сотрудничество. К сожалению, оно не принесло больших результатов. Через 4 года Ньепс умирает, так и не внеся ничего нового в свой метод получения фотографии. Дагер начинает работать немного в другом направлении. Он концентрирует свое внимание на свойствах йодида серебра изменять цвет под воздействием лучей солнца. Вначале ему никак не удается проявить изображение, которое на серебряных пластинах получалось слишком тусклым.

Существует версия, что решение к Дагеру пришло абсолютно случайно. Он остановил пластинку из серебра в шкафу с химикатами и на утро увидел, что картинка на ней стала более четкой. Путем исключения он пришел к выводу, что проявить изображение помогли пары ртути. В качестве фиксирующего раствора Дагер использовал обычную поваренную соль.

Так, после 11 лет кропотливых исследований, ему удалось получить первые фотографии. Вместе с сыном Ньепса Исидором они начинают искать предпринимателя, который бы вложил деньги в развитие фотодела. Но здесь их ждала неудача, никто не хотел рисковать своими капиталами ради сомнительных картинок на серебряных пластинках. Тогда Дагер обратился к астроному Доменику-Франсуа Араго, который и представил новое изобретение в Академии наук 7 ноября 1939 года. Дагерротип, как назвал свои работы автор, произвел сенсацию в научных кругах.

Теперь работами Дагера заинтересовались дельцы, которые недавно игнорировали предложение о сотрудничестве. Дагер стал богат, он честно поделилися частью доходов и Исидором Ньепсом, который согласно договору, был наследником своего отца.

История зарождения фотографии будет неполной без имени Вильяма Генри Фокса Тальбота. Он родился в 1800 году в аббатстве Лакок на юго-востоке Англии. Благодаря хорошему материальному положению своего отца молодой англичанин смог получить отличное техническое образование и посвящать время путешествиям. Во время поездок по Италии Тальбот, как и многие путешественники того времени, пользовался камерой обскурой для того, чтобы запечатлеть виды городов, памятники архитектуры.

Особого художественного таланта у него не было, и он стал задумываться, как создать изображение без помощи карандаша. Вернувшись в Англию, Тальбот посвятил себя опытам. Он пошел немного по другому пути, чем Ньепс и Дагер. За основу была взята не металлическая пластина, а бумага, которую Тальбот снчала пропитывал азотистым серебром. Потом он понял, что соединения серебра и йода обладают большей светочувствительностью, а излишек калия способен её прекратить. Поэтому для фиксации изображений англичанин стал использовать не поваренную соль, а калиевую. Со временем его друг, химик Уильям Гершель, порекомендовал ему использовать для этой цели гипосульфит натрия.

Главным вкладом Тальбота в историю развития фотография является изобретение негатива. Во время своих опытов он заметил, что даже слабое или невидимое изображение можно проявить с помощью галловой кислоты. При этом получается картинка, на которой светлые места фотографируемого объекта получаются темными, а темные – светлыми. С помощью воска Тальбот сделал бумажный негатив прозрачным. Теперь развитие фотографии получило новый толчок. Ведь дагерротипы изготавливались только в одном экземпляре, а с негативов Тальбота можно было получить неограниченное число копий. Поначалу качество бумажных фотографий уступало качеству изображений, полученных на серебряных пластинах и достижения Тальбота не получило достаточного признания.

Но будущее все-таки было за ними. Со временем создания первой фотографии прошло много лет. Серебряные пластины сначала сменила бумага, затем плёнка.

История развития фотографии продолжается и в 1850 г. Луи Бранкар Эрвар находит новый тип фотобумаги — альбумидная, которая в дальнейшем использовалась в качестве основной до конца века.

В 1851 г. француз Гюстав Ле Гре изобрел восковые негативы, что в свою очередь пришло на смену тальботипии. Это нововведение значительно упростило процесс создания изображений на природе.

История фотографии продолжается в 1847 г., когда начинается своего рода новый этап в ее развитии. В этом году начинается эпоха стеклянных негативов, Клод Феликс Абель Ньепс достиг первых впечатляющих результатов в этом процессе. А уже в 1851 г. англичанин Фредерик Скотт Арчер разработал мокрый каллодионовый процесс. В силу юридической незащищенности данного процесса, он достаточно быстро получил распространение и помог увеличить интерес к фотографии. В 1854 г. появляется название амбротипия запатентованная в Америке, которая являлась своего рода более упрощенным вариантом дагеротипии.

В 1861 г. английскому физику Джеймсу Максвеллу удалось впервые в мире получить цветное изображение, которое явилось результатом трех снимков одно и того же предмета, с разными фильтрами (красным, синим и зеленым). Более широкое применение цветной фотографии стало возможно благодаря Адольфу Мите. Он изобрел сенсибилизаторы, делающие фотопластину более чувствительной к другим областям спектра. Еще больший вклад в развитие данного вида фотографии внес Сергей Прокудин-Горский, который разработал технологии, позволяющие уменьшить выдержку.

Развитие не стояло на месте, из года в год ученые стремились усовершенствовать процесс создания изображения. Так новый этап в истории фотографии начался в 1872 г, когда англичанин Ричард Лич Мэддокс сообщил о создании сухой коллодионновой пластины.

В 1876 г. в Англии начался комплексный подход к изучению фотографического процесса В.Дриффильдом и Ф.Хартером, они сосредоточили свое внимание на исследовании соотношения между временем экспонирования и образующимся в пленке количеством серебра. В 1879 г. Дж. Сван открыл первое производство специальной галогеносеребряной фотобумаги на основе желатина, который стал главным элементом в производстве бумаги для фото и по наши дни применяется в промышленном производстве. К этому времени работники, занимающиеся производством фотоотпечатков уже могли слегка корректировать тональность и контрастность снимка во время производства.

Американский банкир Джордж Истмен в 1880 г. после поездки в Англию открывает в Америке свою компанию под названием «Компания сухих пластинок Истмена», которая в дальнейшем в 1888 г. была переименована и зарегистрирована как компания KODAK. И в этом же году летом был выпущен первый фотоаппарат данной марки.

 

В 1869 г. Эдвард Джемс Майбридж создал один из первых затворов к фотокамере, который был им использован для фотографирования лошадей. Кроме того, он создал свою систему фотосъемки. В 1881 г. фотографии лошадей принесли Майбриджу всемирную известность.

История фотографии продолжается дальше: в 1884 г. Д.Истмен получает патент на роликовую фотопленку на бумажной подложке и кассете, что явилось большим нововведением в процесс фотосъемки. А уже в 1888 г. Д.Истмен получает патент на портативную фотокамеру, в которой размещалась запатентованная им ранее роликовая фотопленка. И уже в 1889 г. начинается массовый выпуск кинопленок.

В 1911 г. в немецкую компанию «Лейтц» («Leitz») пришел работать Оскар Барнак, который внес огромный вклад в дальнейшее развитие фотографии. Благодаря его усилиям и исследованиям в 1925 г. в продажу поступает малоформатная камера нового типа под названием Leica I (название произошло от слияние двух слов Leitz и Camera), работавшая на стандартной кинопленке. Также в этом году П.Виркоттер закрепил за собой права на изобретенную им первую лампу-вспышку, а в 1931 г. Г.Эджертоном была изобретена первая в мире электронная фотовспышка, которая естественным образом вытеснила лампу-вспышку.

В 1932 г. становится общедоступной первый в мире малоформатный дальномерный фотоаппарат Leica II.

Примерно с 1930-х гг. большое распространение получает цветная фотография, все это благодаря компании Кодак, первой выпустившей цветную обратимую пленку Kodachrome. А в 1942 г. компания начала выпуск пленки Kodacolor, ставшей очень популярной среди профессионалов и любителей фотосъемки.

В 1948 г. компания Polaroid совершает прорыв в фотографии, выпустив фотоаппарат «Polaroid Land 95», который открывает эпоху моментальной фотографии.

В 1975 г. инженер компании Кодак Стивен Сассун разработал и представил обществу первую цифровую камеру. Матрица в этом фотоаппарате имела разрешение 0,1 мега пикселя.

Возрастающий интерес общества к фотографии требовал более удобной модели и большего объема производства и в 1988 г. компания FUJI представила действительно портативную модель цифровой фотокамеры «FUJI DS – 1P».

В наши дни, когда даже мобильные телефоны обладают встроенными фотокамерами, способными сделать достаточно хорошие фотографии, бывает сложно представить, что когда-то люди затрачивали огромное количество времени на создание всего лишь одной фотографии.

Логичным результатом развития фотографии явилось превращение ее в подлинное искусство. И лично я безгранично этому рада, что сейчас есть больше возможности создавать поистине художественные, артистичные фотографии.

Еще несколько интересных фактов из истории фотографии:

— Луи Даггер в 1838 г. сделал фотографию, которая считается первой, где изображен человек.

— В 1839 г. Роберт Корнелиус сделал первый автопортрет.

— В 1858 г. Гаспар Турнаш сделал первый аэрофотоснимок, где был изображен Париж.

— В 1856 г. Уильям Томпсон сделал первый подводный фотоснимок. Его фотокамера была прикреплена на шесте.

— В 1840 г. профессор Джон Уильям Дрейпер сделал первую удачную фотографию Луны.

— В 1972 г. была сделана первая цветная фотография нашей красивой планеты Земля.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.