Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сидоров П. И., Парняков А. В 32 страница



При изучении различных экспрессий нижней половины лица внимание психолога и врача прежде всего привлекает состояние тонуса мышц рта. Считается, что люди с плотно сомкнутыми губами, с подтянутой кверху нижней губой обязательно обладают волевым характером, такими его чертами, как настойчивость, решительность, смелость. Жевательные мышцы, от которых зависит плотное смыкание челюстей, являются также убедительным элементом мимики. Это проявляется и в жесткой фиксации рта, и в движениях жевательной мышцы, когда под кожей ниже скулового выступа образуются выступы (желваки). Ослабление тонуса жевательных мышц сопровождается отвисанием нижней челюсти, непроизвольным открытием рта. Такой признак характерен для пациентов с нарушенной психикой. Азартная увлеченность каким-то зрелищем у некоторых людей ведет к торможению волевых импульсов, происходит расслабление мышц, полуоткрытие рта. У страдающих алкоголизмом такой признак закрепляется в большинстве случаев. По выражению рта можно судить как о мимике удовольствия, так и о мимике страдания, но любой оттенок мимики нижней половины лица не существует отдельно от мимики верхней половины лица. При некоторых психических заболеваниях мимические реакции верхней и нижней половин лица запечатлевают разные эмоции.

ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРА

Попытки построения типологии характеров предпринимались на протяжении всей истории психологии. О ряде таких типологий, где, по существу, имело место отождествление темперамента с характером, уже ранее упоминалось (Кречмер Э., Шелдон У и др.).

Наиболее полное и яркое описание феноменологии и типологии собственно характера принадлежит отечественному психиатру П.Б. Ганнушкину в его учении о конституционных психопатических личностях (1933). Психопатиями (отгреч.psyche — душа npathos — страдание) он называл такие аномалии характера, которые "определяют весь психический облик индивидуума", в течение жизни "не подвергаются сколь-нибудь резким изменениям" и "мешают... приспособляться к окружающей среде". Эти три критерия были обозначены О.В. Кербиковым (1962) как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию. Отклонения характера от определенного среднего или нормального типа у таких личностей таковы, что от них страдают или они сами, или общество.

Вопрос о причинах ядерных (конституциональных) психопатий очень сложен. При психопатии нет признаков органического поражения мозга, о чем, в частности говорит факт достаточно высокого развития интеллектуальных функций. Издавна в их происхождении главную роль приписывали до сих пор недостаточно выясненному биологическому процессу, который ранее назывался наследственным вырождением или дегенерацией (Morel, 1857). Действительно, наследственная отягощенность психическими отклонениями у родственников при ядерных психопатиях наиболее высока и достигает 83% (Гурьева В.А., Гиндикин В.Я., 1980). В этой связи интересно и упоминание П.Б. Ганушкиным о сопряженности между психопатией и гениальностью (или высокой одаренностью). По его мнению, спор о том, представляет ли гениальная личность явление дегенерации или прогенерации, бесплоден, т.к. здесь незакономерно смещаются биологические и социологические точки зрения на эту проблему.

В учение о психопатиях много нового внес отечественный психиатр О.В. Кербиков. Его заслуга состоит в том, что он убедительно показал недостаточность сведения генеза психопатий только к конституционально-генетическому фактору. Психопатии могут быть не только "врожденными" (ядерными), но и "краевыми", сформировавшимися в результате патохарактерологического ("анормального") развития личности. Последнее возникает под влиянием хронической психогенной травматизации, неправильного воспитания и других неблагоприятных социально-психологических факторов. При этом возникший патологический характерологический сдвиг нередко "отрывается" от первопричины и начинается патологическое "саморазвитие" характера (психогенный повод исчезает, а патологические изменения личности продолжают нарастать).

В МКБ-10 психопатии описываются в рубрике "Специфические расстройства личности". При оценке личностных расстройств необходимо в первую очередь отличать черту личности — долговременную тенденцию или предрасположенность к определенному реагированию — от состояния пациента в данный момент. Поведение больного может отражать не постоянный характер личностного реагирования, а временный, например, тревожно-аффективное расстройство. Состояние может влиять на ретроспективную оценку своего прошлого поведения, затрудняя диагностику стабильных черт личности (в этом слабость личностных опросников по сравнению с методом клинической беседы). Черту личности следует также отличать от социальной роли, вынуждающей к определенному поведению (например, повышенная агрессивность у военного, полицейского). Личностные расстройства следует отличать и от вторичных изменений личности вследствие психических заболеваний или травм головного мозга.

В отечественной психиатрии психопатии рассматривают как патологические характеры, сформировавшиеся под влиянием различных неблагоприятных, врожденных или приобретенных факторов на основе аномалий высшей нервной деятельности. При психопатиях наблюдается склонность к необычному поведению (в значительной степени отклоняющемуся от ожиданий окружающих), к резким изменениям настроения без соответствующих к тому причин, что ведет к нарушению профессиональной или социальной адаптации.

Среди здоровых нередко также можно встретить людей, которые совершают те или иные необычные поступки, иногда идущие вразрез с общепринятыми моральными и этическими установками. Однако у здоровых подобное поведение — эпизод в жизни, который чаще связан с определенными обстоятельствами — алкогольное опьянение, сильная усталость, большие жизненные неприятности и т.п. При психопатиях необычность поведения является неотъемлемым свойством личности, постоянным ее качеством и это накладывает известный отпечаток на всю жизнь психопата.

Разновидностей психопатий много, но наиболее часто встречаются психопаты круга возбудимых, а также астенические, паранойяльные, психастенические и истерические психопаты.

Возбудимые психопаты характеризуются явным дефицитом активного торможения, что внешне выражается в виде несоответствия силы раздражителя и реакции на него. Бурную аффективную реакцию может вызвать даже незначительное замечание, высказанное в их адрес. Они во время аффекта громко кричат, склонны к агрессии по отношению к окружающим и нанесению самоповреждений. В повседневной жизни они не в состоянии длительное время выполнять какую-либо работу, требующую сосредоточения внимания, т.к. чувствуют при этом волнение, своеобразное "внутреннее возбуждение".

Астенические психопаты характеризуются выраженной слабостью и истощаемостью нервных процессов возбуждения и торможения. Они отличаются застенчивостью и робостью, тяжело переносят любые жизненные невзгоды, даже сравнительно безобидные шутки сослуживцев "сильно переживают", склонны к уединению. В домашней обстановке, напротив, они могут быть тиранами и диктовать свою волю родным и близким. Даже незначительные соматические заболевания настолько ухудшают их состояние, что они становятся беспомощными, сенситивными и бездеятельными.

Разновидностью астенического типа являются зависимые личности, где центральное место в структуре характера занимает явление уклонения от любой ответственности, растворение и подчинение собственных потребностей в потребностях других. Они боятся иметь собственное мнение, ориентируются постоянно на мнение окружающих.

Паранойяльные психопаты (параноидное расстройство личности) характеризуются патологической инертностью основных нервных процессов с образованием застойных очагов возбуждения. Они крайне недоверчивы и подозрительны к окружающим, не прощают пренебрежения, обиды, оскорбления. Раз возникшая мысль, имеющая в основе реальный факт, не покидает их длительное время, зачастую превраща-

ясь в сверхценную идею. В случае неудовлетворения их требований они способны развивать бурную деятельность в защиту своих якобы законных прав: пишут в различные инстанции жалобы и заявления, требуют создания особых комиссий "по расследованию своего дела". В суждениях паранойяльных психопатов нелепостей, как правило, не отмечается. В связи с этим нередко они находят сторонников как в лице отдельных людей, так и учреждений. Наиболее часто привлекают к себе симпатии психопаты с гиперсоциальными тенденциями. Это "вечные искатели правды", всем постоянно недовольные и почти никогда не отступающие от своих убеждений и идей, для реализации которых они прибегают ко всевозможным средствам.

Психастенические психопаты характеризуются значительным функциональным перевесом второй сигнальной системы над первой при общей слабости нервной системы и тенденции основных нервных процессов к застойности. Чаще психастеническая психопатия проявляется тревожно-мнительными чертами характера. Обладая повышенной рассудочностью, склонностью во всем сомневаться, они никогда не уверены в своих поступках и действиях. Тяготение к постоянному анализированию иногда достигает степени "умственной жвачки". Весьма выражена склонность к образованию навязчивостей, ритуалов.

Истерические психопаты характеризуются явным преобладанием первой сигнальной системы над второй. Они чрезвычайно театральны и утрированно демонстративны в поведении, всегда хотят быть в центре внимания окружающих. Содержание суждений и умозаключений больше зависят от эмоций ("аффективная логика"). Трезвая, рациональная оценка событий у них часто заменяется выдумкой, фантазиями и надуманными рассуждениями ("псевдология"). Для достижения своих эгоцентрических целей они идут на все, не считаясь ни с моралью, ни с принципами человеческого общежития. При замечаниях они часто раздражаются, кричат, выражена вегетативная реакция (дрожание, сердцебиение, сухость во рту и т.п.). Приступ раздражения легко переходит в истерический припадок со стенаниями, демонстрацией "плохого состояния", стремлением вызвать сочувствие и жалость у окружающих. У ряда больных главной особенностью является склонность к самолюбованию, что сопровождается завышенной ригидной самооценкой и завышенным уровнем притязания по отношению к окружающим (нарциссический тип).

Из учения о психопатических личностях ШБ. Ганнушкина вырастают современные представления об акцентуированных личностях К. Леонгарда (1968) и о типах акцентуации характера в подростковом возрасте А.Е. Личко (1977). Типология личностей К. Леонгарда основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми. А.Е. Личко крайние варианты нормального характера у подростков изучал с позиций общепсихологической теории отношений В.Н. Мясищева, и его исследования представляются наиболее психологичными. Кроме того, он, в отличие от К. Леонгарда, предпочитает говорить не об акцентуациях личности, а об акцентуациях характера, справедливо полагая, что личность — понятие более широкое и включает интеллект, способности, мировоззрение и т.п.

Акцентуации характера — это крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт характера. При этом у индивидуума проявляется повышенная чувствительность, уязвимость (locus minoris resistentiae) к одним стрессогенным факторам при устойчивости к другим. Акцентуация характера не может быть психиатрическим диагнозом. Констатация акцентуации и ее типа — это определение преморбидного фона, на котором более облегченно могут возникать различные расстройства — аффективные реакции, неврозы, различные непсихотические и психотические нарушения поведения. Только они могут служить основанием для психиатрической диагностики, хотя в подавляющем большинстве акцентуаций характера дело до развития подобных расстройств не доходит. По мнению К. Леонгарда, в развитых странах более половины населения относится к акцентуированным личностям.

Тип акцентуированной личности (взрослые)

пo K.Leonhard(1976)

1. Гипертимический тип — доминирует повышенное настроение, контактен, словоохотлив, с жаждой деятельности, выразительной мимикой, пантомимикой, но легко отвлекаем, недостаточно серьезен к своим служебным и семейным обязанностям. Привлекает к себе своим оптимизмом, инициативностью, но вместе с тем отталкивает легкомыслием, прожектерством, склонностью к аморальным поступкам, раздражительностью. Плохо переносит жесткую дисциплину, одиночество и монотонную работу.

2. Дистимический тип — доминирует пессимистическое настроение, сосредоточенность на мрачных сторонах жизни. Малоконтактен, немногословен. Обществу предпочитает дом, редко конфликтует, серьезен, добросовестен, с обостренным чувством справедливости, ценит дружбу. Однако отличается и пассивностью, замедленностью мышления, индивидуализмом.

3. Циклотимный (аффективно-лабильный) тип — свойственны частые периодические смены настроения. В периоды повышенного настроения общителен и в манере поведения напоминает гипертим-ный тип. В периоды подавленного настроения замкнут и в манере поведения напоминает дистимный тип.

4. Возбудимый тип — недостаточная управляемость, импульсивность реакций, алкоголизация. Отличается замедленностью всех психических процессов, занудлив и угрюм, неуживчив в коллективе, властен в семье. В эмоционально спокойном состоянии добросовестен, аккуратен. При эмоциональном возбуждении плохо контролирует поведение, раздражителен и вспыльчив.

5. Застревающий тип — патологическая стойкость аффекта, злопамятность, честолюбие, подозрительность, ревность, настойчивость. Умеренно общителен, склонен к нравоучениям, в конфликтах является активной стороной. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, предъявляет к себе повышенные требования. Особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, долго помнит обиды.

6. Педантичный тип — ригидность нервных процессов, добросовестность, обязательность. Малоконфликтен, но предъявляет окружающим много формальных требований, чрезмерно аккуратен. Его привлекательные черты: серьезность, аккуратность и надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов — формализм, брюзжание, занудливость.

7. Тревожный (боязливый) тип — робкий, униженный. В себе не уверен, малоконфликтен, нередко служит мишенью для шуток. Располагает к себе дружелюбием, самокритичностью и исполнительностью.

8. Эмотивный тип — чувствительность, тонкость эмоций. Предпочитает общаться с ограниченным числом избранных лиц, с которыми у него хорошие отношения. Сам редко вступает в конфликты, однако обидчив, но обиды "носит в себе" и старается не показывать их окружающим. Привлекательными чертами являются доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность, но чрезмерно чувствителен и слезлив.

9. Демонстративный тип — общителен, но с жаждой лидерства и стремления к похвале. Раздражает окружающих самоуверенностью, высокими притязаниями, хвастовством, эгоизмом, склонностью к интригам и провокации конфликтов, однако весьма артистичен, может быть обходительным, способен увлечь других, поступки и мышление неординарные.

10. Аффективно-экзальтированный тип — свойственны общительность, многословие, влюбчивость. Их чувства искренни, они внимательны к друзьям и близким. Легко вступают в спор, но не доводят его до прямых конфликтов. Подвержены сиюминутным настроениям и панике.

11. Экстравертированный тип — открыт и общителен, масса знакомых, редко конфликтует и не стремится к лидерству. Располагает к себе готовностью слушать собеседника, исполнительностью. Однако подвержен постороннему влиянию, поступки иногда необдуманны, любит развлечения и сплетни.

12. Интровертированный тип — замкнут, малоконтактен, оторван от реальности, погружен в свои размышления, не любит вмешательства в личную жизнь. Часто эмоционально дистанцирован от окружающих, слабо привязан к людям. Отличается принципиальностью, твердостью убеждений, однако часто чрезмерно упрям в отстаивании своей точки зрения.

Характерологический опросник X. Шмышека (Schieschek H., 1970)

Предназначен для определения акцентуаций характера. В его основу положена концепция "акцентуированных личностей" К. Леонгарда. Испытуемый должен отметить знаком "+" (да) те вопросы, с которыми он согласен, знаком " — " (нет) те, с которыми не согласен.

1. У Вас чаще веселое и беззаботное настроение?

2. Вы чувствительны к оскорблениям?

3. Бывает ли так, что у Вас на глаза навертываются слезы?

4. Сделав что-то, Вы сомневаетесь, все ли сдельно правильно, и не успокаиваетесь пока не убедитесь в том, что все сделано правильно?

5. В детстве Вы были таким же смелым и отчаянным, как Ваши сверстники?

6. Часто ли у Вас меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе?

7. Являетесь ли Вы обычно центром внимания в обществе, компании?

8. Бывает ли, что Вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать?

9. Вы серьезный человек?

10. Способны ли Вы восхищаться, восторгаться чем-нибудь?

11. Предприимчивы ли Вы?

12. Вы быстро забываете, если Вас кто-либо обидит?

13. Мягкосердечны ли Вы?

14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него?

15. Стремитесь ли Вы всегда считаться одним из лучших работников (учащихся)?

16. Бывало ли Вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь)?

17. Стремитесь ли Вы всюду и во всем соблюдать порядок?

18. Зависит ли Ваше настроение от внешних обстоятельств?

19. Любят ли Вас Ваши знакомые?

20. Часто ли у Вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?

21. У Вас часто несколько подавленное настроение?

22. Бывали ли у Вас хотя бы раз истерика или нервный срыв?

23. Трудно ли Вам долго усидеть на одном месте?

24. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, энергично ли Вы отстаиваете свои интересы?

25. Можете ли Вы зарезать курицу или овцу?

26. Раздражает ли Вас, если дома занавес или скатерть висят неровно, и Вы сразу же стараетесь поправить их?

27. Вы в детстве боялись оставаться дома один?

28. Часто ли у Вас бывают колебания настроения без причины?

29. Всегда ли Вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии (студентом в своей группе)?

30. Быстро ли Вы начинаете злиться и впадать в гнев?

31. Можете ли Вы быть абсолютно веселым?

32. Бывает ли так, что ощущение счастья буквально пронизывает Вас?

33. Как Вы думаете, получился бы из Вас ведущий (конферансье) в юмористическом спектакле?

34. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно?

35. Вам трудно переносить вид крови?

36. Любите ли Вы работу с высокой ответственностью?

37. Склонны ли Вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым поступают несправедливо?

38. В темный подвал Вам трудно, страшно спускаться?

39. Вы предпочитаете работу, где надо действовать быстро, но требования к качеству невысоки?

40. Общительный ли Вы человек?

41. В школе Вы охотно декламировали стихи?

42. Убегали ли Вы в детстве из дома?

43. Кажется ли Вам жизнь трудной?

44. Бывает ли так, что после конфликта Вы были до того расстроены, что идти на работу (учебу) казалось просто невыносимым?

45. Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувство юмора?

46. Предприняли бы Вы шаги к примирению, если бы Вас кто-либо обидел?

47. Вы очень любите животных?

48. Возвращаетесь ли Вы, чтобы убедиться, что оставили рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случится?

49. Преследует ли Вас иногда неясная мысль, что с Вами и Вашими близкими может случиться что-то страшное?

50. Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво?

51. Трудно ли Вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей?

52. Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит?

53. У Вас велика потребность в общении с другими людьми?

54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в отчаяние?

55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?

56. Настойчиво ли Вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?

57. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глаза выступают слезы?

58. Часто ли Вам бывает трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в Ваших мыслях?

59. В школе Вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?

60. Потребуется ли Вам большое напряжение воли, чтобы ночью пройти одному через кладбище?

61. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы каждая вещь в Вашем доме была только на одном и том же месте?

62. Бывает ли так, что, будучи перед сном в хорошем настроении, Вы на следующий день встаете в подавленном, недовольном состоянии, длящемся несколько часов?

63. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?

64. Бывают ли у Вас головные боли?

65. Вы часто смеетесь?

66. Можете ли Вы быть приветливыми даже с тем, кого явно не любите?

67. Вы подвижный человек?

68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?

69. Вы настолько любите природу, что можете назвать себя ее другом?

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, закрыта ли дверь?

71. Вы очень боязливы?

72. Изменяется ли Ваше настроение при приеме алкоголя?

73. В школе (институте) Вы охотно участвовали в кружках художественной самодеятельности?

74. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости?

75. Часто ли Вас тянет путешествовать?

76. Может ли Ваше настроение измениться так резко, что Ваше состояние радости сменяется угрюмостью и подавленностью?

77. Легко ли Вам удается поднять настроение друзей в компании?

78. Долго ли Вы переживаете обиду?

79. Переживаете ли Вы долгое время горести других?

80. Часто ли, будучи школьником, Вы переписывали страницу, если ставили кляксу?

81. Относитесь ли Вы к людям скорее с осторожностью и недоверием, чем с доверчивостью?

82. Часто ли Вы видите страшные сны?

83. Бывает ли так, что Вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда, или выпадете из окна, у которого стоите?

84. В веселой компании Вы обычно веселы?

85. Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения?

86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя свободнее, если примете алкоголь?

87. В беседе Вы скудны на слова?

88. Если бы было необходимо играть на сцене, Вы смогли бы так войти в роль, чтобы позабыть о том, что это только игра?

Обработка: подсчитываются плюсы (положительные ответы на вопросы) и их сумма умножается на коэффициент, который при каждом виде акцентуации разный (указан в скобках). Оцениваются следующие типы акцентуации характера:

1. Гипертимическая личность (х 3, умножить значение на 3) + (да): 1,11,23,33,45,55,67,77.

2. Дистимная личность (х 3) + (да): 9,21,43,75,87. — (нет): 31,53,65.

3. Аффективно-лабильная (циклотимная) личность (х 3) + (да): 6,18,28,40,50,62,72,84.

4. Возбудимая (неуправляемая, импульсивная) личность (х 3) + (да): 8,20,30,42,52,64,74,86.

5. Застревающая личность (х 2)

+ (да): 2,15,24,34,37,56,68,78,81. — (нет): 12,46,59.

6. Педантичная личность (х 2)

+ (да):4,14,17,26,39,48,58,61,70,80,83. — (нет): 36.

7. Тревожная личность (х 3) + (да): 16,27,38,49,60,71,82. — (нет): 5.

8. Эмотивная личность (х 3) +(да): 3,13,35,47,57,69,79. — (нет): 25.

9. Демонстративная личность (х 2)

+ (да): 7,19,22,29,41,44,63,66,73,85,88. — (нет): 51.

10. Экзальтированная личность (х 6) + (да): 10,32,54,76.

Интерпретация: акцентуация характера по каждому типу диагностируется в случае превышения 12-балльного уровня.

Типы акцентуации характера у подростков по А.Е. Личко (1983)

1. Гипертимный тип — характеризуется повышенной потребностью в деятельности, новом и разнообразном, с повышенным фоном настроения ("брызжущая энергия").

С детства отличается общительностью, рано развиваются навыки самообслуживания, но плохо переносит строгую регламентацию режима, легко аффектируется при запретах. У него всегда хороший аппетит, сон и общее самочувствие. В школе обучается урывками, т.к. повышенно отвлекаем и требуют приучения к систематической работе.

К срыву может привести блокада потребности в деятельности: попытки воспитать через запреты приводят к экстрапунитивным реакциям и способствуют формированию патохарактерологического развития.

2. Циклоидный тип — характерны полярные смены настроения, но не с детства, а с подросткового возраста (созревание эмоциогенных мозговых структур). У девочек первая субдепрессивная фаза часто возникает с появлением месячных. Субдепрессия обычно наступает быстро (в один день): происходит "упадок сил", все крайне трудно становится делать, ничего не интересует, нет аппетита. Однако в отличие от депрессии при маниакально-депрессивном психозе, сон не нарушен, аффекта тоски и идей самоуничижения нет. Настроение с оттенком раздражительности — "оставьте в покое". В противоположной фазе (гипомании) все наоборот, т.е. рисунок поведения напоминает таковой при гипертимной акцентуации. Фазы чередуются и длятся 1 -2 недели (максимально до 3-4 недель). Ситуации ломки жизненного стереотипа (поступление на учебу, смена места жительства и др.) способствуют "запуску" депрессивной фазы. Любые заболевания (неврозы, соматические болезни), "попадающие" в фазу субдепрессии, трудны для лечения, т.к. исчезновение объективных признаков болезни не сопровождается полноценным субъективным улучшением (требуется назначение малых доз антидепрессантов). В динамике акцентуации возможны два варианта: постепенное сглаживание фаз и их исчезновение к 25-28 годам или трансформация акцентуации по эндогенным механизмам в легкую форму маниакально-депрессивного психоза — циклотимию.

3. Лабильный тип — характеризуется крайней изменчивостью настроения от различных мелких причин — грубое слово, неприветливый взгляд и т.д. Поведение их во многом обуславливается сиюминутным настроением. Настоящее и будущее соответственно настроению могут расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. В отличие от циклоидов настроение портится на минуты, часы и

редко на целый день. Внешне они выглядят хрупкими, инфантильными. В детстве имелась наклонность к невротическим страхам, частым простудам, бронхитам. Аффекты весьма подвижны, и часто кажется, что они ведут себя утрированно, истерично. Но в отличие от истероидов они не "играют", а все переживают искренне и отличаются хорошей самооценкой, тонко резонируют на эмоциональное окружение, очень нуждаются в эмпатии, дружбе и покровительстве. К срыву чаще приводят ситуации эмоционального отвержения со стороны значимых лиц.

4. Астено-невротический тип — с детства они отличаются повышенной утомляемостью, раздражительностью, мнительностью и капризностью. Плохо переносят нагрузки, особенно психоэмоциональные. В спорте, например, показывают хорошие результаты на тренировках, но не на соревнованиях. Им присущ высокий уровень притязаний, объективно трудно достижимый, что благоприятствует возникновению неврозов типа неврастении.

Считается, что главной чертой у носителей этого типа акцентуации является слабость внимания, поэтому требуется прилагать больше усилий для его концентрации, а утомляемость и раздражительность развиваются вторично. Другие полагают, что они изначально повышенно утомляемы, что естественно приводит к рассеянности, раздражительности и склонности к ипохондризации. Вероятнее, в этом типе сконцентрирована сборная группа с разными механизмами возникновения внешне одинаковых проявлений, что следует учитывать при подборе терапии.

5. Сенситивный (чувствительный) тип — основными чертами являются сенситивность (повышенная чувствительность к самым разным раздражителям), субъективное переживание повышенной ответственности и отсутствие стабильного мнения о себе (самооценка колеблется в зависимости от отношения окружающих).

С детства они отличаются пугливостью, робостью, предпочитают дружить с более младшими детьми. Повышенная впечатлительность часто сочетается с комплексом неполноценности. Акцентуация наиболее четко определяется с 16-18 лет, т.е. когда обычно происходит ломка жизненного стереотипа (поступление на учебу, смена места жительства и т.п.). Декомпенсирующими факторами являются: недоброжелательное отношение окружающих, расширение диапазона деятельности, психологическая ситуация типа "экзамен".

6. Психастенический (тревожно-мнительный) тип — характеризуется почти постоянной тревожной мнительностью, крайней нерешительностью, склонностью к рассуждательству. Легко вырабатыва-

ются приметы и ритуалы. Нерешительность становится заметной уже с 6-8-летнего возраста, когда начинают апеллировать к чувству ответственности ребенка. Декомпенсирующими обычно являются ситуации типа "экзамен", когда имеется "давление" на чувство ответственности за свое поведение.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.