Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Модель политической системы Алмонда



 

Политология.
Для тех у кого нет только одной темы
1.Признаки политической системы (не меньше пяти,вывод)
Для тех у кого нет двух(и более,одна работа-одна оценка)оценок:
2.Выделить плюсы и минусы в подходе К.Дойча к анализу полит систем (эссе)
3.Сравнить политическую систему Алмонда и Истина
4.Марксиская концепция государства
Для ВСЕХ
Сравнить политическую систему:
А)США-Германия
Б)Великобритания-Франция

 

1.Политическая система - это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и институтов, организующих политическую власть, а также взаимосвязь граждан и государства.

Основными разработчиками концепции полит.системы общества считаются Парсонс, Д.Истон, который выделил пять разновидностей действий, которые являются необходимыми элементами любой полит.системы. Это законодательство, управление, правосудие, требование, поддержка (солидарность).

В отечественной литературе выделяют следующие элементы политической системы:

1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные объединения.

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны полит власти и полит.системы.

3) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу полит. власти

4) политическая практика, состоящая из полит. деятельности и совокупности полит. опыта.

Функции политической системы общества:

1) Контроль за сферой распределения ценностей.

2) интеграция общества, разрешение или смягчение общественных противоречий.

3) упорядочение политических процессов с целью полит.обновления либо стабилизации. 4) вовлечение граждан в политическую жизнь (полит. рекрутирование)

5) извлечение из гражданского общества его ресурсов для достижения целей и задач.

6) обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества.

Субъектами политической системы общества являются: государство, партии, политические движения, общественные объединения и т.п.

2. Марксизм возник в 40-х годах XIX столетия. В теории марксизма содержится ряд принципиальных положений, относящихся к политической сфере общества. В социально-политической доктрине марксизма, получившей название «исторический материализм», доказывалось, что на смену капитализму придет новое, справедливое общество. Оно выступает как альтернатива обществу, основанному на частной собственности и разделенному на антагонистические классы.

Суть историко-материалистического подхода к государству и политике состоит в понимании этих явлений в качестве надстроечных по отношению к экономической структуре общества. Марксизмом утверждается, что «реальный базис» (экономика) всегда остается первичным и определяющим моментом для политической надстройки. Идея детерминации надстроечных учреждений экономическим базисом неразрывно связана с идеей относительной самостоятельности и постоянной активности надстройки (государства и политики в целом).

Классовая общественно-экономическая формация, согласно марксизму, непременно определяет и качество классовости политической надстройки. К последнему марксизм относит такие моменты: обусловленность факта существования политической надстройки наличием социальных классов, определяемость формы государства процессами взаимодействия классов, зависимость направлений и методов деятельности аппарата государства от соотношения классовых сил и т.д.

Маркс и Энгельс показали, что публичная власть есть функция управления обществом. В «Манифесте Коммунистической партии» указывается: «Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и все производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер». Описываются также условия, при которых закономерно произойдет окончательное сбрасывание с публичной власти ее политических покровов.

Согласно марксизму у государственности есть и конечный рубеж. Поскольку государство «появляется только на определенной ступени развития общества, оно опять исчезнет, как только общество достигнет до сих пор еще не достигнутой ступени», — отмечает Маркс в 1881 г. Такой высокоорганизованной, гармоничной и планомерно развивающейся ступенью они считали будущее коммунистическое общество.

Наряду с выдающимися научными открытиями и выводами, создатели «научного социализма» не предусмотрели конституирования в постбуржуазном обществе правового государства, отвергли принцип разделения властей, они ничего не говорили о необходимости сохранения политического и идеологического плюрализма, обещали в будущем преодоление «узкого горизонта буржуазного права», но не обозначили горизонты какого-либо другого права.

Сегодня происходит существенная переоценка ценности и актуальности данного учения. Но как бы ни видоизменялись подходы к тем или иным взглядам Маркса и Энгельса на политику, государство, как бы ни варьировались их оценки, одно остается несомненным: эти взгляды навсегда вошли в историю мировой политической мысли, составляют ее солидный пласт. Без глубокого осмысления марксизма невозможно представить истинной картины политической и духовной жизни мира XIX и XX вв.

3.
Модель политической системы Истона

Системный подход в политологии впервые был применен крупным исследователем политики Д.Истоном. Трилогия Истона: «Политическая система» (1953), «Концептуальная структура для политического анализа» (1965), «Системный анализ политической жизни» (1965) — это эмпирически ориентированная политическая теория; огромный вклад в практику использования системного анализа в политологии.

В первой книге Истон приводит убедительные дово-ды возможности и необходимости существования всеобщей теории в политической науке. Во второй разрабатывается концептуальная структура теории, излагаются ос-новные категории и понятия, которыми могла бы оперировать данная теория, а также предлагаются некоторые теоретические утверждения. Это — сугубо теоретиче-ская работа. В третьей книге Истон ставит перед собой задачу заставить работать данную структуру концепции. Кроме того, он продолжает тщательно разрабатывать понятия с целью применения их к эмпирической ситуации.

Истон определяет политическую систему как взаимодействия, посредством которых в обществе авторитетно распределяются ценности (материальные и духовные) и на этой почве предотвращаются конфликты между членами общества. Он выделяет две основные функции политической системы: 1) политическая система должна быть в состоянии распределить ценности в обществе; 2) политическая система должна убедить своих граждан принять это распределение как обязательное. Эти два качества, подчеркивал Истон, позволяют сразу отличить политическую систему от других видов социальных систем.

Отталкиваясь от схемы фундаментального процесса работы любой системы («ввод», «конверсия», «вывод»), Истон к «входящим» факторам относил требования и поддержку, а к «исходящим» — решения и действия.

«Требования» Истон определяет как форму выражения мнения о правомерности обязывающего распределения со стороны субъектов власти. Он делит требования на внешние, идущие от среды, и внутренние, идущие от самой системы. Требование может быть специфическим, простым по сути, прямо выражать обиду или недовольство конкретными действиями или явлениями. Например, рост преступности или коррупции в стране может стимулировать требование усиления борьбы с этими негативными явлениями. Истон следующим образом классифицирует требования: 1) требования, касающиеся распределения благ и услуг; 2) требования, связанные с регулированием поведения; 3) требования в сфере коммуникации и информации.

Чтобы сохранять политическую систему в рабочем состоянии, кроме требований, необходима поддержка.

Поддержку Истон считает главной суммой переменных, связывающих систему с окружающей средой. Формы поддержки могут быть разными: материальная поддержка, такая как выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, соблюдение законов и директив, участие в политической жизни, внимание и почтительное отношение к официальной информации и власти. Истон называет три объекта поддержки: 1) «политическое общество» — группа людей, связанных друг с другом в одной структуре, благодаря разделению деятельности в политике; 2) «режим», основными компонентами которого считает ценности (цели и принципы), нормы и структуру власти; и 3) «правление», к которому он относит людей, участвующих в ежедневных делах политической системы и признанных большинством граждан общества ответственными за свою деятельность.

Система, по мнению Истона, — это средства, с помощью которых «ввод» (требования и поддержка) превращается в «вывод» (решения и действия). Превращая входящие факторы в исходящие, политическая система обеспечивает средства мобилизации общественных ресурсов на достижение целей и координацию усилий членов общества в выполнении поставленных задач. Может ли что-то встать на пути процесса конверсии? Истон отвечает, что даже существование чрезвычайных отклонений в структурах политических систем от демократических до тоталитарных не в состоянии помешать осуществлению этого процесса. Конверсия «ввода» в «вывод» — это не особенность отдельного типа системы, а процесс, присущий всем системам.

В модели Истона исходящие факторы служат для концептуализации способов реагирования системы на окружающую среду и косвенно на саму себя, видоизменяя, часто успешно, входящие факторы требований и поддержки. Поэтому нельзя считать «исходящие» конечной точкой. «Исходящие» — это фрагмент непрерывного цикла действий, который Истон называет «петлей обратной связи». Данное понятие предложено им для обозначения возвращающейся информации и способов использования ее преимуществ. Здесь имеются в виду два процесса, образующие замкнутый цикл: во-первых, исходящие системы и их следствие, т.е. адаптация власти в определенных ситуациях); во-вторых, сама информация (т.е. поток обратных сведений о состоянии системы и о последствиях реагирующей деятельности властей).

Обратная связь является главным механизмом устранения напряженности в обществе, но выполняет эту функцию лишь благодаря способности власти реагировать на поступающие в систему импульсы. Если власть индифферентна к требованиям членов общества и уделяет внимание только своим собственным требованиям и идеям, то ее решения и действия никогда не найдут поддержки.

Это особенно важно учитывать, если власть стремится не только сохранить минимальный уровень поддержки системы, но и ищет новую базу поддержки или пытается создать иной режим. Изменение, адаптация, самосохранение, переориентировка усилий, изменение целей — все это Истон считает основными средствами, с помощью которых можно справиться с напряженностью или стрессами в политической системе.

Таким образом, политическая система, с точки зрения Истона, — это не просто система взаимодействия ее структур, а постоянно изменяющаяся, функционирующая, динамичная система.

Модель политической системы Алмонда

Наиболее последовательным представителем структурно-функционального подхода к политологии по праву считается американский ученый Г.Алмонд. Политическую систему Алмонд определяет как существующую во всех самостоятельных обществах систему взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации (внутри общества, вне его и между обществами) посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного физического принуждения.

Политическая система, по его мнению, является легитимной, поддерживающей порядок и преобразующей системой в обществе. Это узаконенная сила, пронизывающая все «входящие» и «исходящие» факторы общества и придающая ему особые свойства и смысл, обеспечивающая его сплоченность как системы.

Алмонда, в отличие от Истона, интересует не столько анализ происходящих процессов, сколько определяющее значение устойчивых структур политической системы. Термин «структура» наряду с термином «культура» занимает главное место в анализе Алмонда. Под «структурой» он подразумевает доступную наблюдению деятельность, которая формирует политическую систему. Та конкретная часть деятельности людей, которая участвует в политическом процессе, называется ролью. Роли — это единицы, из которых комплектуются все социальные системы, включая политическую. В связи с этим одним из основных компонентов политической системы является политическая роль. Конкретные совокупности взаимосвязанных ролей составляют структуры. Например, судья — это роль, суд — структура ролей.

Фундаментальным для всего подхода является постулирование функциональных требований к системе. Существует некое количество целей, выбранных из ограниченного числа альтернатив и необходимых для жизни общества. Чтобы эти цели были переведены в конкретные действия, система должна выполнять определенные функции. В общественных науках функции — целесообразная деятельность. Целесообразность определяется рамками системы. Направленные, или целевые функции, называются «явными». Прочие же, не являющиеся таковыми, именуются «скрытыми», которые также должны учитываться, чтобы глубже понять все производные действий и структур. Достоинством структурно-функционального метода является то, что он способствовал осознанию важности функций, особенно скрытых, выполняемых политическими актерами и группами.

Согласно Алмонду, входящие и исходящие факторы политической системы следует анализировать с точки зрения функций, заложенных в недрах системы. Он ставит вопрос: кто? (т.е. какие структуры), какие функции выполняет? и каким образом?

Истон и Алмонд внесли основной вклад в процесс создания теории политической системы, который все еще продолжается. Научная польза моделей Истона и Алмонда состоит в том, что их можно использовать как источник концепций и рабочих моделей, которые могут применяться во многих специфических и самостоятельных сферах с целью создания эмпирически объединяемых гипотез. Кроме того, стало возможным стандартизировать терминологию, кодифицировать данные, сохранять информацию, весьма актуальную для решения некоторых важных проблем эмпирического анализа.

Данные модели целесообразны для исследования способов сохранения и регулирования системы. Но их (особенно модели Алмонда) максимальный эффект проявляется в сравнительном исследовании политических систем. Истон и Алмонд, создав свои модели политической «системы», сделали понятие системы макроединицей для сравнительного анализа. Их концепция позволяет сравнивать не только колонии, федерации, города-государства, но и включать в анализ любую единицу (метрополии, государства-члены федераций, группы давления, партии, церковь, промышленные предприятия и т.д.) как дифференцированное целое взаимосвязанных компонентов, выполняющих функции политической системы

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.