Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Оцен­ка воз­мож­ных при­чин не­ус­пе­вае­мо­сти школь­ни­ка.



2. Оцен­ка воз­мож­ных при­чин не­ус­пе­вае­мо­сти школь­ни­ка.

Од­но­знач­ное ре­ше­ние этой за­да­чи на ос­но­ве толь­ко ре­зуль­та­тов тес­ти­ро­ва­ния по WISC так­же не мо­жет быть най­де­но. Как спра­вед­ли­во ука­зы­ва­ет­ся [17, с. 191], су­ще­ст­ву­ет це­лая «сеть» при­чин, бла­го­при­ят­ст­вую­щих не­ус­пе­вае­мо­сти.

Та­ким об­ра­зом, в рам­ках весь­ма обоб­щен­ной схе­мы (рис. 1) тест WISC час­тич­но изу­ча­ет один из пя­ти воз­мож­ных бло­ков при­чин. И, кро­ме то­го, как по­ка­зал опыт ра­бо­ты пе­да­го­гов-но­ва­то­ров В. Н. Ша­га­ло­ва, С. Н. Лы­сен­ко­вой и др., су­ще­ст­вен­ный вклад в не­ус­пе­вае­мость уче­ни­ка прив­но­сит­ся не­со­вер­шен­ст­вом ме­то­ди­ки пре­по­да­ва­ния.

3. Об­на­ру­же­ние ум­ст­вен­ной от­ста­ло­сти ре­бен­ка.В той или иной сте­пе­ни об­на­ру­же­ние от­ста­ло­сти, су­ще­ст­вен­но из­ме­няю­щее ха­рак­тер обу­че­ния и жиз­ни ре­бен­ка, мо­жет иметь ме­сто и при ре­ше­нии пер­вых двух ди­аг­но­сти­че­ских за­дач.

К со­жа­ле­нию, са­мо по­ня­тие «ум­ст­вен­ная от­ста­лость» од­но­знач­но не оп­ре­де­ле­но. Так, Н. Grossman (цит. по 2, с. 213) вклю­ча­ет в не­го «...функ­цио­ни­ро­ва­ние ин­тел­лек­та на уров­не зна­чи­тель­но ни­же сред­не­го, со­про­во­ж­даю­щее­ся не­дос­та­точ­но­стью адап­тив­но­го по­ве­де­ния и про­яв­ляю­щее­ся в те­че­ние все­го пе­рио­да раз­ви­тия». По на­ше­му мне­нию, ум­ст­вен­но от­ста­лым мож­но при­знать толь­ко та­ко­го ре­бен­ка, у ко­то­ро­го «...стой­ко на­ру­ше­на по­зна­ва­тель­ная дея­тель­ность вслед­ст­вие ор­га­ни­че­ско­го по­ра­же­ния го­лов­но­го моз­га» [18, с. 12]. При­чем, для это­го не­об­хо­дим весь на­бор при­зна­ков, пе­ре­чис­лен­ных в ка­выч­ках. Соз­да­вать внеш­нее впе­чат­ле­ние от­ста­лых мо­гут де­ти с де­фек­том слу­ха, де­ти, ог­ра­ни­чен­ные по бо­лез­ни в об­ще­нии и дея­тель­ной ак­тив­но­сти, жи­ву­щие в ино­языч­ной сре­де, пе­да­го­ги­че­ски за­пу­щен­ные де­ти. Та­ким об­ра­зом, внеш­не на­блю­дае­мое (и в том чис­ле — ре­ги­ст­ри­руе­мое ин­тел­лек­ту­аль­ны­ми тес­та­ми) от­ста­ва­ние в ум­ст­вен­ном раз­ви­тии мо­жет иметь ка­че­ст­вен­но раз­лич­ные при­чи­ны. Соб­ст­вен­но ум­ст­вен­ная от­ста­лость, обу­слов­лен­ная ор­га­ни­че­ски­ми по­ра­же­ния­ми моз­га, тре­бу­ет кли­ни­ко-пси­хо­ло­ги­че­ских и ме­ди­цин­ских средств ди­аг­но­сти­ки. Вре­мен­ное от­ста­ва­ние, свя­зан­ное с не­бла­го­при­ят­ны­ми внеш­ни­ми и внут­рен­ни­ми ус­ло­вия­ми раз­ви­тия в ос­нов­ном здо­ро­во­го ре­бен­ка, — объ­ект ди­аг­но­сти­ки и кор­рек­ци­он­ной ра­бо­ты школь­но­го пси­хо­ло­га [17, с. 43].

Пе­ре­чис­ляя труд­но­сти в ре­ше­нии трех на­зван­ных вы­ше пси­хо­ди­аг­но­сти­че­ских за­дач, ав­то­ры Ру­ко­во­дства от­нюдь не со­би­ра­ют­ся при­ни­жать воз­мож­но­сти тес­та WISC. Бо­лее то­го, мы счи­та­ем, что све­де­ние к ми­ни­му­му эле­мен­тов субъ­ек­ти­виз­ма со сто­ро­ны экс­пе­ри­мен­та­то­ра, по­вы­ше­ние на­деж­но­сти и дос­то­вер­но­сти ре­зуль­та­тов тес­ти­ро­ва­ния осо­бен­но важ­ны при ра­бо­те с деть­ми [14, с. 1538]. Тест WISC в дос­та­точ­ной ме­ре от­ве­ча­ет этим тре­бо­ва­ни­ям. Од­на­ко, вме­сте с тем, спе­циа­лист-ди­аг­ност дол­жен пре­дель­но от­чет­ли­во соз­на­вать пси­хо­ло­ги­че­ски слож­ный ха­рак­тер тех фе­но­ме­нов, ко­то­рые он бе­рет­ся ис­сле­до­вать, знать гра­ни­цы при­ме­ни­мо­сти кон­крет­ных тес­тов и вы­но­сить су­ж­де­ния о ре­зуль­та­тах тес­ти­ро­ва­ния и ум­ст­вен­ном раз­ви­тии ре­бен­ка и с по­до­баю­щей кор­рект­но­стью, и стро­го в гра­ни­цах сво­ей про­фес­сио­наль­но ком­пе­тен­ции.

 

1.1. Ха­рак­те­ри­сти­ка тес­та,

 

Факт по­яв­ле­ния на свет тес­та WISC пред­став­ля­ет­ся на­уч­ным па­ра­док­сом. До ра­бот Д„ Векс­ле­ра су­ще­ст­во­ва­ла прак­ти­ка, при ко­то­рой ин­тел­лек­ту­аль­ные тес­ты для взрос­лых соз­да­ва­лись пу­тем не­ко­то­ро­го ус­лож­не­ния за­да­ний в су­ще­ст­во­вав­ших дет­ских тес­тах. Д. Векс­лер при­знал эту прак­ти­ку не­оп­рав­дан­ной, в ре­зуль­та­те че­го им бы­ла соз­да­на но­вая ме­то­ди­ка ис­сле­до­ва­ния ин­тел­лек­та для взрос­лых (WAIS), Па­ра­док­саль­ным здесь яв­ля­ет­ся то, что тест WISC яв­ля­ет­ся ни­чем иным как уп­ро­щен­ной ко­пи­ей WAIS.

Не­ра­цио­наль­ное ис­поль­зо­ва­ние ре­бен­ком сво­их ка­честв

 

Не­дос­тат­ки по­зна­ва­тель­ной дея­тель­но­сти

                                             

 

Пси­хо­ло­ги­че­ские

при­чи­ны

не­ус­пе­вае­мо­сти

 

 


Не­сфор­ми­ро­ван­ность прие­мов учеб­ной дея­тель­но­сти

 

Не­дос­тат­ки мо­ти­ви­за­ции к обу­че­нию

 

                                                                                                                             

Не­дос­тат­ки в раз­ви­тии мыс­ли­тель­ных про­цес­сов

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.