Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Концовка – оценка события, краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя.



3. Концовка – оценка события, краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя.

Основная особенность — наличие оценки события или краткого вывода.

Достигается путем использования:

  • вопросительных предложений различного характера,
  • цепи риторических вопросов,
  • восклицательных предложений,
  • обращений,
  • вводных конструкций.

 

ПРИМЕРЫ КОНЦОВОК

1)...Воспитанность в наши дни - это прежде всего не безупречность манер, а внимание к окружающим. Чем их больше, чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и осторожным, терпеливым и предупредительным должен ты быть.

2)...Где бы ни находился камень - в небесных ли телах, в горах или на заводах, - везде он живет и изменяется, растет и гибнет. И совсем не скучна та наука, минералогия, которая должна отыскать и исследовать законы его истории.

 

Важнейшие особенности репортажа — динамичность и наглядность в описании происходящего, отражение события через призму личностного восприятия автора, создающего эффект присутствия. С помощью репортажа читатель как бы сам имеет возможность быть на месте события. Он «видит», что происходит, «слышит» участников события, ощущает атмосферу происходящего. Один из приемов, с помощью которых достигается эффект присутствия, — использование изобразительно-выразительных средств для создания визуальной картинки. Главная особенность последней — работа через деталь, которая должна быть зрима, слышима, экспрессивна. Точно подмеченные и переданные наглядные приметы факта — краски, звуки, ритмы— и создают эффект присутствия.

Присутствие автора в репортажном тексте проявляется по-разному. Нередко используются личные местоимения «я», «мы». Иногда журналист не упоминает о себе, хотя повествованием дает понять, что был свидетелем события.

Специфика репортажа проявляется и в его стиле, в использовании средств и приемов образного раскрытия темы, в эмоциональности изложения. Язык репортажа совмещает документальность и художественность. Нарушение баланса приводит к тому, что репортаж становится скучным. Если преобладает художественность, то утрачивается ощущение реальности.

 

Виды репортажа

В зависимости от предметно-тематического содержания репортажи подразделяются на тематически-познавательные, событийные, постановочные.

Событийный — это яркое событие, переданное в хронологической последовательности. В тематическом репортаже событие может передаваться, начиная с любого фрагмента действительности, в нем позволительны расширенные и подробные комментарии.

Постановочный репортаж передает незапланированное событие.

Проблемные репортажи составляют значительную часть современных газетных текстов, в которых образное, эмоциональное повествование о конкретном событии перерастает в социально значимую проблему, требующую решения. Актуальность, злободневность этой проблемы — залог интереса читательской аудитории к журналистскому произведению.

Подобного рода репортажи характеризуются тем, что основаны на факте, требующем привлечения к нему внимания официальных лиц, общества в целом. Автор не ограничивается созданием картины происходящего, он анализирует, сопоставляет, комментирует. Яркие эпизоды чередуются с рассуждениями, основанными на конкретных фактах.

Тематически-познавательный репортаж представляет собой форму динамичного, оперативного сообщения о новом, занимательном. Этот вид характеризуется большим разнообразием тем и сюжетов, будучи наиболее популярным, легким для восприятия массовой аудитории. В отличие от проблемного репортажа в нем нет разверну­того вопроса, требующего аналитического подхода. Задача автора в этом случае — сообщить читателю что-то новое, занимательное, раз­влечь, расширить кругозор.

Журналисты, раскрывая значение тех или иных фактов, обращаются к различного рода источникам: историческим документам, справкам, воспоминаниям, наблюдениям. В публикациях могут использоваться и статистические данные. Следует помнить, что цифры в журналистском тексте обычно имеют относительную ценность; их смысл и значение выявляются лишь в сопоставлении с другими данными. Цифровой материал должен сопровождаться образными характеристиками. Цифры часто «обыгрывают», чтобы информация была понятнее и воспринималась легче.

Тематически-познавательный репортаж по сравнению с другими видами репортажа менее оперативен и актуален. Обычно он не пред­полагает событийности, однако выигрывает за счет занимательности и развлекательности, обращения к вечным ценностям.

Актуальный— наиболее традиционный вид репортажа. Его поводом служит актуальное, общественно значимое событие. Такой репортаж отличается особой оперативностью.

Лаконичность, точность, наглядность актуального репортажа помогают читателю сконцентрировать свое внимание на определенной теме. Она не ограничивается главной новостью — каким-то итогом события, но расширяется до «атмосферы события», его эмоционального образа. Профессионально наблюдать за событием — значит проникаться его особой атмосферой, чтобы затем наглядно воссоздать поступки и речь. Важно отмечать, как событие воздействует на людей (участников, героев, очевидцев и т. д.). Ценны для репортажа реплики-оценки. Воссозданные реакции и реплики усиливают достоверность, впечатление, эмоционально обогащают повествование, располагают читателя к сопереживанию.

Репортаж-расследование — это динамическое описание «полосы препятствий», преодолеваемой журналистом в поиске информации, которую пытаются скрыть. Такой вид репортажа предполагает необычную технику фиксации информации. Авторское размышление — основа сюжета. Это своеобразное документальное свидетельство и наглядное воссоздание этапов поиска разоблачительных фактов и доку­ментов. Расследование в «картинках» выглядит как «детективная история». Ощущается непосредственное присутствие автора в сюжете. Журналист надевает маску расследующего. Воссоздавая событие, он может изложить его предысторию, сопоставить факты, продемонстрировать цифровые данные, предложить блиц-интервью, высказать до­гадки и версии. Главное требование — динамичность передачи сведений, образность и документальность.

Итак, репортаж — это такой жанр, к которому прибегает журналист, когда хочет рассказать о происходящем событии в момент его совершения изобразительными средствами (звуковая и визуальная выразительность, если это радио- или телерепортаж), дать живую картинку. Репортаж отличается динамикой изложения, наглядностью, «эффектом авторского присутствия»: журналист — обязательно участник или очевидец происходящего.

Динамичность репортажа предполагает энергичный зачин, быстроту действия. Концовка — это сжатое, лаконичное выражение мыс­ли, вывод. Жанр предполагает также монолог автора и комментарии очевидцев. Используются различные стилистические средства Для показа движущегося фона события. Но при этом личность автора " основное связующее звено. Задача репортажа — не только воссоздать картину события, но и вызвать у читателя (слушателя, зрителя) определенные чувства и отношение к событию.

Образная картинка — обязательный элемент репортажа: описание местности, где происходит действие, присутствующих людей, погоды. Репортаж может включать интервью с очевидцами.

Фоторепортаж– особый вид репортажа, использующий фотографию в качестве основного средства выражения. Фоторепортаж состоит из заголовка, вреза, фотографий (с подписью или без нее; главное, чтобы подпись не дублировала информацию), комментария.

Требования к фотографии: динамичность, эстетичность, наличие/отсутствие подписи.

Сюжетный репортаж -фотография и текст несут равноценную нагрузку (интервью, путевые заметки и т. д.).

Текстовый репортаж -текст может быть как с фотографией, так и без нее, необходим контрастный заголовок.

Структура текстового репортажа:

1. Деление текста на тематические блоки,

2. Использование хронологических рамок;

3. Описание окружающей обстановки.

 

Советы начинающим репортерам:

1. Помни: журналистика – удел любопытных.

2. Любое событие – материал для журналиста.

3. Репортаж – это ваше видение, анализ и оценка мероприятия, вы должны ощущать себя участником рассматриваемых событий.

4. Репортер должен заставить читающего представить события наяву: пиши так, чтобы каждый думал, что и он «там» был.

5 . Репортер должен обладать талантом рассказчика и наблюдателя одновременно.

6. Твоя «работа» должна побуждать остальных думать.

 

 

Д/з:

1. Напишите репортаж с игровой площадки.

2. Напишите репортаж на тему «Подсмотренная сценка (в магазине, на улице, в автобусе …).

3. Напишите репортаж о работе ДК.

 

Практическое занятие

Задания

1. Подумайте над вопросами:

  • С чего начинать визуальную картинку в репортаже?
  • Какие приемы помогают уточнить масштаб события?
  • Как создать эффект присутствия?

2. Подготовьте фрагмент репортажа, добавив подробности и краски.
3. Напишите репортаж па тему «Остановись, мгновенье!».

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.