Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Литература. учебник Экологические основы природопользования О.М.Манько, А.М. Мешалкин, С.И.Кривов



 

Преподаватель Курко Н.Н. (kurko1971@mail.ru) вацап +7 960 139 56 14

Конспект урока Экологические основы природопользования

Дата 20.11.20

Группа №3 «Механизация сельского хозяйства»

Тема №23Мониторинг поверхностных вод суши. Мониторинг почв.

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

 Урок усвоения новых знаний.

Цель: изучить цели и задачи мониторинга поверхностных вод суши и мониторинга почв.

Используемая литература: учебник Экологические основы природопользования О.М.Манько, А.М. Мешалкин, С.И.Кривов

Интернет-ресурсы https://www.youtube.com/watch?v=lEXRCBYf7Cs

Ход урока.

1. Организационный этап.

Познакомимся с особенностями и становлением мониторинга вод и мониторинга почвы.

2. Основная часть. ( лекционный материал)

Загрязнение вод и почвы. Промышленные и бытовые отходы загрязняют поверхностные и подземные воды, а также почву. Ситуацию ухудшает то, что в стране слишком малое количество водоочистительных сооружений, а большинство эксплуатируемого оборудования устарело. Также сельскохозяйственная техника и удобрения истощают грунты. Существует еще одна проблема – это загрязнения морей разлившимися нефтепродуктами. Ежегодно реки и озера загрязняют отходы химической промышленности. Все эти проблемы ведут к дефициту питьевой воды, поскольку многие источники непригодны даже для применения воды в технических целях. Также это способствует разрушению экосистем, вымирают некоторые виды животных, рыб и птиц.

В 1981 году странами Европы был создан нормативный документ «Единые критерии качества вод», в котором предложена система критериев, учитывающая основные аспекты проблемы охраны вод: экологический, экономический и социальнополитический.

 Краткая историческая справка.

 В 1931 г. Госплан СССР принял решение о составлении Водного кадастра СССР, объединяющего систематизированные сведения о режиме морей, рек, озёр, болот, ледников и подземных вод. В 1933 г. составление общего Водного 15 кадастра СССР было поручено Гидрометеорологическому комитету СССР и РСФСР. Первый Водный кадастр СССР был подготовлен Государственным гидрологическим институтом под руководством Гидрометеорологического комитета Союза ССР и РСФСР в 1933-1940 гг. Он состоял из трёх серий, включающих районные справочники по водным ресурсам СССР, материалы по режиму рек, сведения об уровне воды, гидрологические ежегодные каталоги и справочники по морям СССР, гидрометеорологический кадастр и другую информацию на основе материалов наблюдений с 1875 по 1935 гг.

С 1936 г. начали выходить «Гидрологические ежегодники», содержащие сведения о гидрологическом режиме рек, водохранилищ и озёр, полученные гидрологическими постами и станциями (уровень и расходы воды, расходы взвешенных наносов, крупность взвешенных наносов и донных отложений, температура воды и толщина льда, химический анализ воды), а также справочные сведения о постах и станциях. В 1960-1974 гг. проводилась разработка и выпуск нового Водного кадастра в виде справочников «Ресурсы поверхностных вод СССР», состоявших из трёх серий:

 • «Гидрологическая изученность» – кадастровые данные по поверхностным водным объектам;

 • «Основные гидрологические характеристики» – многолетние данные по поверхностным водным объектам;

 • «Водные ресурсы» – обобщающая серия с фундаментальной характеристикой гидрологического и гидрохимического режима водных объектов, в т. ч. вопросы использования и качества вод.

В 1978 г. началось ведение по единой для СССР системе Государственного водного кадастра СССР, включающего данные учёта вод по количественным и качественным показателям, регистрации водопользований, а также данные учёта использования вод. Ведение кадастра было поручено Государственному комитету СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, Министерству геологии СССР и Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР. Материалы Государственного водного кадастра СССР были единственными официальными данными о водных ресурсах, обязательными для использования при решении всех задач гидрологического обеспечения хозяйственной деятельности.

В 1994 г. в целях обеспечения преемственности и непрерывности наблюдений за режимом водных объектов и оценки водных ресурсов России было принято решение о продолжении ведения по единой системе Государственного водного кадастра Российской Федерации. Ведение Кадастра было поручено Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Комитету Российской Федерации по водному хозяйству и Комитету Российской Федерации по геологии и использованию недр. В 1996 г. ведение Кадастра было поручено Министерству природных ресурсов Российской Федерации и Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а с 2006 г. – Федеральному агентству водных ресурсов с участием Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федерального агентства по недропользованию. С 2007 г. началось ведение Государственного водного реестра (Реестр создан согласно постановлению Правительства РФ № 253 от 28 апреля 2007 года, в последующей редакции Постановлений Правительства РФ от 22.04.2009 N 351, от 15.02.2011 N 78 и др.), в который были включены данные Государственного водного кадастра Российской Федерации. 17 Государственный водный реестр — систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об использовании водных объектов, о речных бассейнах и бассейновых округах. Сведения, содержащиеся в реестре, относятся к государственным информационным ресурсам и носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.

3. Обобщение и закрепление материала. (записать в тетрадь)

Государственный мониторинг водных объектов (ГМВО) Согласно последней редакции «Водного кодекса РФ» от 03.06.2006 N 74- ФЗ, государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц. Государственный мониторинг водных объектов представляет собой часть государственного мониторинга окружающей среды. Основными целями мониторинга являются:

 • своевременное выявление и прогнозирование развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработка и реализация мер по предотвращению негативных последствий этих процессов;

 • оценка эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов;

 • информационное обеспечение управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе в целях государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов. Мониторинг водных ресурсов состоит из:

 • мониторинга поверхностных водных объектов с учетом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

• мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон;

 • мониторинга подземных вод с учетом данных государственного мониторинга состояния недр;

• наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, а также за объемом вод при водопотреблении и водоотведении.

Ведение государственного мониторинга водных объектов осуществляется на локальном, территориальном, региональном (бассейновом) и федеральном уровнях. На локальном уровне мониторинг водных объектов осуществляют водопользователи, которые ведут систематические наблюдения за водными объектами в порядке, определяемом территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, и представляют данные наблюдений в указанные органы в соответствии с водным законодательством Российской Федерации.

Государственный мониторинг водных объектов (ГМВО) Согласно последней редакции «Водного кодекса РФ» от 03.06.2006 N 74- ФЗ, государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц. Государственный мониторинг водных объектов представляет собой часть государственного мониторинга окружающей среды.

 Основными целями мониторинга являются:

• своевременное выявление и прогнозирование развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработка и реализация мер по предотвращению негативных последствий этих процессов;

• оценка эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов; • информационное обеспечение управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе в целях государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

 Мониторинг водных ресурсов состоит из:

 • мониторинга поверхностных водных объектов с учетом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

• мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон;

 • мониторинга подземных вод с учетом данных государственного мониторинга состояния недр;

 • наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, а также за объемом вод при водопотреблении и водоотведении.

 

Почва(ГОСТ 27593—88) — самостоятельное естественно-историческое органоминералыюе природное тело, возникшее на поверхности земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящее из твердых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющее специфические генетико-морфологические признаки, свойства, соответствующие условия для роста и развития растений. Она является компонентом биогеоценозов. Обладает плодородием, что позволяет ей участвовать в воспроизводстве биомассы, в том числе сельскохозяйственных культур.

Почва состоит из твердой, жидкой, газообразной и живой частей. Соотношение их неодинаково в разных почвах и в различных почвенных горизонтах одной и той же почвы. Содержание органических веществ и живых организмов уменьшается от верхних горизонтов к нижним, интенсивность преобразования материнской породы возрастает от нижних горизонтов к верхним.

В твердой части преобладают первичные (кварц, полевые шпаты, роговые обманки, слюды и др.) и вторичные (гидрослюды, монтмориллонит, каолинит и др.) минералы. Рыхлость сложения почвы обусловлена полидисперсностью состава ее твердой части и особенностями структуры. Самые мелкие частицы — почвенные коллоиды (диаметр менее 0,1 мкм). Основную массу почвы обычно составляет мелкозем (менее 1 мм).

Жидкая часть (почвенный раствор) — активный компонент почвы, осуществляющий перенос веществ внутри нее, вынос их из почвы и снабжение растений водой и растворенными элементами питания.

Газообразная часть, или почвенный воздух, заполняет поры, не занятые водой.

Живая часть состоит из почвенных микроорганизмов (бактерии, грибы, актиномицеты, водоросли и др.) и представителей многочисленных беспозвоночных — простейших, червей, моллюсков, взрослых насекомых и их личинок, роющих позвоночных и др.

Качество почвы — характеристика свойств и состава почвы, определяющая ее плодородие.

Мониторинг загрязнения почвы — система регулирующих наблюдений, включающая в себя наблюдения за фактическими уровнями, определение прогностических уровней загрязненности, выявление источников загрязнения почвы.

Номенклатура показателей санитарного состояния почв, характеризующая свойства и обязательность их определения при контроле состояния почв различных видов землепользования, приведена в ГОСТ 17.4.2.01—81. Основными критериями, используемыми для оценки степени загрязнения почв, являются ПДК и ориентировочные допустимые количества (ОДК) химических веществ в почве (ГОСТ 27596—88).

По степени опасности химические вещества, загрязняющие почву, подразделяют на три класса (ГОСТ 17.4.1.02—83):

  • 1) высокоопасные — мышьяк, ДДТ, кадмий, ртуть, селей, ПХК, свинец, цинк, фтор, бенз(а)пирен, атразин, гептахлор, ПХП и др.;
  • 2) умеренно опасные — бор, карбофос, кобальт, никель, нитрафен, молибден, медь, сурьма, хром, хлорофос и др.;
  • 3) малоопасные — барий, ванадий, дактал, вольфрам, марганец, поли- дим, стронций, ацетофенон, цинеб и др.

Нормирование загрязняющих веществ в почве осуществляется по трем направлениям:

  • 1) содержание ядохимикатов в пахотном слое почвы сельскохозяйственных угодий;
  • 2) накопление токсичных веществ на территории предприятий;
  • 3) загрязненность почвы в жилых районах, преимущественно в местах временного хранения бытовых отходов.

 

4. Домашнее задание§2.4 стр115

5. Литература. учебник Экологические основы природопользования О.М.Манько, А.М. Мешалкин, С.И.Кривов

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.