Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МАЕВТИКА (Майевтика)



МАЕВТИКА (Майевтика)

Майевтика (др.-греч. μαιευτική) — буквально «повивальное искусство, родовспоможение». Встречающийся в диалоге Платона «Теэтет» термин, обозначающий метод философствования Сократа.

Суть данного метода Сократа состоит в противопоставлении внешнего софистического знания и внутреннего философского, которому нельзя научить, но можно открыть в себе самом. Сократ видел свою задачу в том, чтобы, беседуя и ставя всё новые и новые вопросы, побуждать других самим находить истину.

       Как утверждает Сократ в платоновском «Теэтете», он промышляет тем же, чем занималась его мать Фенарета, бывшая повитухой, с той только разницей, что Сократ помогает разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождают они не физическое дитя, а знание. Себе он отводит в этом процессе более чем скромную роль, уверяя всех, что сам он пуст, и потому от него никто ничему научиться не может, а каждый производит с его помощью лишь то, чем сам был чреват[1].

 

МАЙЕВТИКА - (греч. maieutike, букв, повивальное искусство), предложенное Сократом искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных наводящих вопросов[2].

 

Позднейшие неоплатоники трактовали майевтику как переход от незнания к истинному знанию, заключенному в душе (“восхождение к мудрости”), и методологически отличали ее от “эротики” (“восхождения к красоте”) и “диалектики” (“восхождение к благу”) (Prod. in Ale., 28.16—29.4).

 

 

       В психологии маевтика – неожиданный поворот разговора, придание ему нового звучания, нового ракурса, порождающего свежее понимание, новый смысл предмета разговора (спора), полезные для обоих собеседников, позволяющие их объединить.

       Маевтика – это творческая беседа, умение задавать творческие, неожиданные вопросы.

 

Психотехника майевтики в консультировании реализуется как постановка вопросов, относящихся к содержанию рассказа, направляющих клиента в новое неожиданное русло в поиске способов решения трудной ситуации.  

 

 

 


[1] См. диалоги Платона «Теэтет» 150 а — 151 d, «Пир» 206 b — 208 е

[2] Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983; Философский энциклопедический словарь. 2010.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.