Конспект урока окружающего мира (4 класс)
Конспект урока окружающего мира (4 класс)
«Начало истории человечества».
Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с основными этапами происхождения «человека разумного» и его отличительными признаками.
Планируемые результаты:
Предметные: получат представление об особенностях существования первобытного человека; основных этапах происхождения «человека разумного» с естественнонаучной точки зрения; научатся выделять его характерные признаки (отличия); ознакомятся с понятием «племя»;
Метапредметные: усовершенствуют навыки работы с учебно-научным текстом, умение анализировать и делать выводы исходя из прочитанного текста, рассказа учителя; продолжат совершенствовать устную монологическую речь, внимание, память.
Личностные: осознают значимость чувства товарищества, дисциплинированности, самостоятельности.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: иллюстрации А4, ромашка, лист А4 с текстом.
Методы и приемы: беседа, рассказ, работа с иллюстративным материалом
Литература: интернет источники, учебное пособие «Мир вокруг нас» А.А. Плешаков 4 класс (3 часть), толковый словарь.
Обобщенный план урока.
I.Оргмомент
1.Приветствие.1
2.Проверка рабочего места.2
II. Объяснение нового материала.
1. Формулирование целевая установка.3
2. Проведение беседы о первобытном человеке.5
3. Работа с карточками.4
4. Создание проблемной ситуации.3
5. Появление орудий труда и огня в жизни первобытного человека.3
6. Внешность первобытного человека и ее отличие от внешности современного человека.3
7. Формирование речи; 2
Физкультминутка.3
8. Расселение, одомашнивание.3
9. Семья, мораль, культура.5
III. Закрепление и систематизация знаний 4
IV. Подведение итогов и оценивание работы учащихся.4
Ход урока
Этапы и время
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
|
I.Оргмомент (2 мин)
1.Приветствие.
2.Проверка рабочего места.
II. Объяснение нового материала.
1. Формулирование целевой установки.
2. Проведение беседы о первобытном человеке.
3. Работа с карточками.
4. Создание проблемной ситуации.
5. Появление орудий труда, огня.
6.Отличие внешности первобытного человека от современного.
7. Появление речи
Физкультминутка.
8.Расселение, одомашнивание.
9. Семья, мораль, культура.
III. Систематизация знаний и закрепление.
IV. Подведение итогов и оценивание деятельности учащихся.
|
Настраивание на урок
-Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
-Проверьте, все ли у вас готово к уроку? На столе должны лежать: учебник, тетрадь, пенал.
-А вот теперь я вижу, что вы все готовы и мы можем начать урок.
- Ребята, сегодня мы продолжим изучать окружающий мир. Откройте учебник, и посмотрите на параграф и подумайте, что же мы будем изучать в этом учебнике.
-А что такое история?
-История - это наука, которая изучает, как жили разные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, как сейчас. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». Почти 2,5 тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Геродот назвал свой труд «История», он стал первым учёным-историком, мы называем его «отцом истории». История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир. История - это дорога во времени. Она уходит вглубь веков, в «седую древность».
-И сегодня мы начнем путешествие по этой дороге.
-Тема нашего урока – «Начало истории человечества»
-Откроем наши тетради и запишем число, классная работа. Запишите тему урока – Начало времен человечества.
И определение истории.
-Как вы думайте, ребята, о ком пойдет речь на уроке?
Наши предки, ваши предки
На одной качались ветке,
А теперь нас держат в клетке..
-Значит, от кого произошел человек?
-Это естественнонаучная точка зрения происхождения человека, но существуют и другие.
-А как современные люди узнали о первобытных людях?
-А кто знает, как называют ученых, которые производят раскопки?
-Археология – это наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей.
-Запишем определение археологии себе в тетрадь.
Ученые считают, что древнейшие люди, «следы» которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад.
-Ребята, на столах вы видите карточки с вопросами. Попробуйте ответить на них, работая в парах. И коротко запишите ответ с обратной стороны – всего несколько предложений. На это вам дается 5 минут.
-Знак плюс поставьте там, где ответ вы знаете, а минут, где в ответе сомневаетесь или не знаете.
Примерные вопросы:
1.Какие преимущества у постоянной семьи?
2.Какие особенности человека позволяют ему учиться?
3.Какие особенности тела свойственны только человеку?
4.Почему современного человека называют разумным?
5.Что помогло людям расселиться по стране?
-Есть ли вопросы, на которые вы не ответили? Прочитайте их.
-К концу урока мы должны ответить на эти вопросы.
-А давайте с вами немного подумаем, если человек произошел от обезьяны, то это значит, что все обезьяны со временем станут людьми?
-Почему?
-Что происходило с древним человеком в течение некоторого времени?
-Так значит, с чем мы сегодня будем знакомиться на уроке?
- Итак, давайте представим, что мы на машине времени отправляемся в прошлое. Мы в Африке. Какой здесь климат?
- Кто нас окружает?
- По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели. Древнейший человек сильно отличался от нас с вами - современных людей - и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырёх лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперёд. Руки человека, свешивались до колен и были свободны. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек ещё не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.
-Давайте с вами откроем учебник и прочитаем текст на странице 4 и прочитаем текст, которые нам дается. Начинает читать.
-Как вы думайте, чему должны были научиться древние люди, чтобы добывать себе пищу?
-Для чего использовались эти орудия?
-А в каком виде использовалась эта пища?
-А всегда ли в сыром?
-А как вы думайте, как у людей появился огонь?
- Мы можем об этом только догадываться. Первобытный человек, возможно, сначала научился использовать огонь, а уже затем узнал, как его добывать. Например, молния могла зажечь сухое дерево, и древесина могла начать тлеть. От него человек мог разжечь костер и поддерживать его в течение нескольких лет.
- Возможно блуждая среди камней в темноте и натыкаясь на них, первобытный человек, должно быть, заметил искры, которые появлялись при ударе одного камня о другой. Но, должно быть, сменилось несколько поколений первобытных людей, пока у одного из них не возникла идея ударить два камня для того, чтобы получить огонь!
-Но все это только лишь наши догадки. Точно мы узнать это не можем.
-Посмотрите на страницу 5 учебника. Найдите отличительные черты первобытного человека от современного.
Обратите внимание на строение черепа древних людей и современных и скажите, что у древних людей было развито лучше? Почему?
- Когда древний человек охотился, без чего он не мог обойтись?
- Значит, что у них появилась….?
- Следовательно, что происходит с древними людьми?
- А теперь, ребята, пора размяться. Поиграем в игру на внимание: если я назову качество обезьяны, то вы хлопаете над головой, а если вы услышите качества человека, то присядете. (Доброта, весёлость, ярость, выносливость, нежность, хитрость, забота о природе, ловкость, осторожность, любовь)
- С помощью физкультминутки мы выполнили одно из заданий урока.
-Мы выяснили, какие качества присущи животным, а какие человеку.
-Так что же позволило расселяться древним людям на другие территории?
-А вы представьте, так же бывает и у животных. На одной территории живет несколько стай, они начинаю, друг с другом воевать, и тогда слабая группа уходит. Или, например стая может уходить в поисках пропитания.
-А какой климат был в Африке?
-В чем люди ходили?
-А если мы, например, возьмем Россию. Какой здесь климат?
-Значит, что появилось у людей?
-Как древние люди получали одежду?
-Что происходило с животными?
-Так, что же помогало древним людям расселяться по планете? (одомашнивание животных, изготовление одежды)
-Теперь мы можем ответить на один из вопросов?
- Может быть, кто-нибудь знает, как назывался древний человек?
- На кого охотились древние люди?
- В одиночку ли проходила охота?
- А если охота была неудачной, чем могли прокормиться древние люди?
- Кто этим занимался?
-А чем занимались женщины?
- Так что возникло?
- Могла ли семья прожить в одиночку? Почему?
- Вместе люди заботились о детях. Здесь не обижали слабых - так складываются правила поведения, появляются нормы морали, а это основа человеческого общества. Только эти нормы распространялись на своё племя, не признавая других.
- Так что такое племя?
-Можем мы сейчас ответить на 1 вопрос, поставленный в начале урока?
- Как вы думаете, откуда мы узнаём всё, что происходило, раньше, о мамонтах, о древних людях, их занятиях?
-Что могли изображать древние люди?
-А теперь прочитаем текст на странице 5.
- Как вы думаете, что же создали древние люди благодаря рисункам?
- Значит первые рисунки - это и есть зачатки культуры.
-Ну, вот ребята, мы и ответили на поставленные вопросы нашего урока. Посмотрите теперь на нашу ромашку, в ней мы перечислили основные моменты развития первобытного человека.
-Перерисуйте ее быстро к себе в тетрадь.
- Посмотрите на стр. 4 в учебнике. Внизу дана иллюстрация. Давайте попробуем составить рассказ по этой иллюстрации. Вспомните все самое важное, что вы узнали на этом уроке.
-А какой же стала жизнь людей к концу первобытной истории?
-Посмотрите на нашу ромашку и скажите, так в чем же проявляется разумность древнего человека?
-Какая самая длинная эпоха истории человечества?
-Почему самая древняя эпоха человека названа первобытная?
-Молодцы ребята, все сегодня хорошо работали, но лучше всех работали: ….Эти ребята получат сегодня оценки. Миша 5, Галя 5, Катя 4.
|
Проверяют наличие материалов к уроку
Отвечают на вопросы
-Историю.
-История – наука о прошлом, история изучает, как жили разные народы, какие события происходили.
-О наших предках, о первобытных людях.
-От обезьяны.
Работа со словарем
-Ученые производят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости.
-Археологи.
- Какие преимущества есть у постоянной семьи, что помогло людям расселяться по стране?
-Нет.
-За все это время они же не стали людьми.
-Он развивался.
С процессом развития первобытного человека
-Жаркий.
-Древние люди.
-Делать простейшие орудия труда и охоты из палок, костей животных, камней.
-Для добывания пищи.
-В сыром.
- взяли уже горящие дрова; сами придумали.
Работают с иллюстрациями:
-У первобытного человека большая челюсть (кусательная функция), длинные руки. Покатый лоб. Мозг больше чем у обезьяны, но значительно меньше чем у человека.
-Общения.
-Речь.
-Они развиваются.
-Жаркий.
-Без одежды или в набедренных повязках.
-Холодный.
-Одежда.
-От животных.
-Одомашнивание животных.
- Неандерталец - жил 300 тысяч лет назад. Эти существа были крупного роста, умели поддерживать огонь, добывать пищу.
-На животных.
-Нет.
-Кореньями, ягодами.
-Женщины и дети.
-Готовили, собирательством.
- Семья.
-Нет, им необходимо было объединяться, чтобы выжить.
-Группа людей, объединённых общими интересами, живущие на одной территории.
- Из раскопок, рисунков на скалах.
-Себя, зверей.
-Живопись, письмо.
|
ТЕСТ.
Вопрос № 1 Самой долгой эпохой была:
первобытная история история Средних веков история Древнего мира история Нового времени
Вопрос № 2 По мнению учёных, древнейшие люди появились:
более 2 млн. лет назад 40 тыс.лет назад 100тыс.лет назад 1 млн. лет назад
Вопрос № 3 Как добывал себе пищу первобытный человек?
занимался скотоводством выращивал культурные растения занимался рыболовством собирал плоды и коренья
Вопрос № 4 Где на территории России найдены рисунки, сделанные первобытным человеком?
на Урале на Камчатке на Кавказе на Алтае
Вопрос № 5 Как первобытные люди выживали в дикой природе?
строили хижины разводили огонь жили группами использовали оружие
|