Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Социальные факторы. Личностные факторы



Социальные факторы

1. Стремление принадлежать к какой-либо молодёжной группе или компании, как средство усиления собственного «Я». Низкая самодостаточность, подмена «Я»-концепции, «мы — концепцией». Невозможность понять, где кончаются границы «Я» и начинаются границы «мы».

2. Неприятие личности подростка со стороны значимых групп сверстников. Он должен изменять своему «Я» и жить по законам данной группы.

3. Недостаточное признание собственных заслуг в значимой подростковой среде. Низкая внешняя оценка в случае незрелости «Я» автоматически порождает низкую самооценку.

4. Высокая зависимость от реакции друзей и ситуации, преобладание имитационного поведения («быть как все»)

5. Отсутствие близкого друга или близких друзей. Непопулярность у лиц противоположного пола.

 

Личностные факторы

1. Низкая жизнестойкость и стрессоустойчивость, неспособность справиться с навалившимся грузом проблем.

2. Ранимость, обидчивость, эмоциональная неустойчивость. Неспособность к адекватному выражению своих чувств и контролю над ними, подгонка собственных чувств и эмоций под эмоциональный ряд внешнего окружения.

3. Повышенная внушаемость и конформность.

4. Стремление к удовольствию и изменению эмоционального состояния оказываются сильнее навыков самоконтроля («слабоволие»)

5. Комплекс неполноценности, при котором низкая самооценка сочетается с завышенными требованиями к себе. Именно наркотик часто становится главным способом её повышения.

6. Незрелость мотивационно-потребностной сферы подростка. Доминирование физиологических потребностей и потребности в безопасности.

7. Неготовность принять на себя ответственность за собственную жизнь и собственные поступки. Стремление пользоваться взрослыми возможностями, делегируя ответственность либо семье, либо школе, либо «вожакам стаи».

8. Зашкаливающие барьеры критичности по отношению к миру взрослых, полный негативизм по отношению к значимым взрослым, невозможность вычленить факторы общности с ними.

9. Повышенная конфликтность, противостояние авторитетам, склонность к асоциальному поведению.

10. Безрассудное стремление к риску и поиску острых ощущений. Незрелость механизмов логического мышления, не позволяющих анализировать ситуацию во всей её полноте.

11. Низкий уровень познавательных интересов. Слабые академические успехи, порождающие эффект школьной тревожности

12. Отсутствие постоянных и устойчивых личных интересов и хобби. Ощущение скуки, как проявление инфантильности личности, неспособной найти себе дело по душе.

13. Неуверенность в собственных силах, правильности выбора профессии, страх за своё будущее.

14. Наличие других форм зависимого поведения (склонность к азартным играм, компьютерная и интернет-зависимость).

15. Перенесённые в детстве травмы головного мозга, в том числе родовые травмы.

16. Неудовлетворённость собственным физическим обликом и его несоответствие идеалам мужественности/женственности, принятым в подростковой среде. Низкие темпы полового созревания.

 

  Таким образом, факторы риска весьма многообразны, и те или иные факторы встречаются в жизни практически любого подростка. Естественно, многие родители испытывают сильное беспокойство относительно того, что их ребенок может начать употреблять наркотики  и ПАВ. И, даже если у родителей есть подозрения о том, что он начал это делать, они не знают, как проверить эти опасения. Прежде всего, необходимо помнить, что все ваши подозрения по отношению к сыну или дочери должны высказываться Вами тактично и разумно.

Вы обязаны все взвесить, обсудить всей семьей и только в том случае, если не какой-то один, а практически все признаки измененного поведения появились в характере вашего ребенка, вы можете высказать в слух свои подозрения подростку.

 

Какие же это признаки?

1. Он (она) начал часто исчезать из дома. Причем, эти исчезновения либо просто никак не мотивируются, либо мотивируются с помощью бессмысленных отговорок. Ваша попытка объяснить, что вы волнуетесь и расспросить о том, где же все-таки находился Ваш ребенок, вызывает злость и вспышку раздражения.

2. Он (она) начал очень часто врать. Причем, эта ложь стала своеобразной. Молодой человек врет по любому поводу, не только по поводу своего отсутствия дома, но и по поводу дел на работе, в школе, в институте и т. д. Причем, врет он как-то лениво. Версии обманов либо абсолютно примитивны и однообразны, либо наоборот, слишком витиеваты и непонятны. Ваш ребенок перестал тратить усилия на то, чтобы ложь была похожа на правду.

3. За достаточно короткий промежуток времени у вашего сына (дочери), практически, полностью поменялся круг друзей. Если вы с удивлением спрашиваете: «Куда исчез твой друг Петя, с которым Вас раньше было не разлить водой?», Ваш ребенок пренебрежительно отмахивается и ссылается на свою и Петину занятость. Появившихся у сына новых друзей Вы либо не видите вообще, либо они не приходят в гости, а «забегают на секундочку» о чем-то тихо пошептаться у двери. Появилось очень большое количество «таинственных» звонков и переговоров по телефону. Причем, Ваш ребенок, практически, не пытается объяснить, кто это звонил, а в тексте телефонных переговоров могут попадаться слэнговые словечки.

4. Вашего сына (дочь) полностью перестали интересовать семейные проблемы. Когда Вы рассказываете, например, о болезни или неприятности кого-то из близких, он только делает вид, что слушает, а на самом деле думает о чем-то совершенно постороннем. Он изменился, стал по отношению к Вам более холодным, недоверчивым, «чужим».

5. Он вообще изменился. В основном в сторону ничем не мотивируемой раздражительности, вспышек крика и истерик. Вы стали замечать, что у него внезапно и резко меняться настроение. Две минуты назад был веселый и жизнерадостный, очень коротко поговорил с кем-то по телефону — до вечера впал в мрачное расположение духа, разговаривает только междометиями и крайне раздраженно.

6. Он (она) потерял свои прежние интересы. Он (она) не читает книжек, почти не смотрит кино. Вы все чаще стали замечать, что он просто сидит с учебником, на самом деле даже не пытаясь делать уроки и готовиться к экзаменам.

7. У него изменился режим сна. Он может спать, не просыпаясь, целыми днями, а иногда Вы слышите, как он почти всю ночь ходит по своей комнате и спотыкается о предметы.

8. У Вас в доме стали пропадать деньги или вещи. Эти неприятные события на первых порах могут происходить крайне редко. Однако, хотя бы редкие попытки «незаметно» что-то украсть встречаются, практически, во всех семьях наших пациентов.

9. Вам все чаще кажется, что он (она) возвращается домой с прогулки в состоянии опьянения. Координация движений слегка нарушена, взгляд отсутствующий, молодой человек вообще пытается спрятать глаза и быстро сбежать в свою комнату.

Еще раз хочу обратить Ваше внимание на то, что отдельные описанные выше признаки могут быть симптомами различных психологических трудностей подросткового и юношеского возраста. В некоторых случаях так могут начинаться заболевания психики. Вы можете начинать всерьез думать о наркотиках, только если Вы твердо уверены, что у Вашего ребенка есть признаки, по крайней мере, восьми из девяти, описанных выше изменений поведения.

В заключение несколько рекомендаций:

1. Разговаривайте с ребенком о проблеме употребления наркотиков и ПАВ. Не стоит читать лекции, но, если вы наблюдаете ситуацию, где происходит употребление этих веществ, выскажите ребенку свое мнение по этому поводу, дайте ему понять, что он может обсуждать с вами эту тему.

2. Чем более доверительные отношения складываются между ребенком и родителями, тем лучше, поэтому доверяйте своему ребенку, и он будет доверять вам.

3. Когда ребенок переходит в подростковый возраст, он очень сильно меняется. Если раньше родители и учителя были для него авторитетами, то теперь для подростка становится значимым мнение сверстников. Он стремиться войти в мир взрослых и строить отношения с людьми на равных. Естественно, что в этих условиях отношения между родителями и ребенком тоже должны меняться в сторону равенства.

 

    По данным министерства образования России, численность детей и подростков в возрасте 11-24 лет, потребляющих наркотические средства, достигает четырех миллионов, а наркозависимых среди них - от 900 тысяч до 1 млн 100 тысяч человек. Среди всего населения России эти показатели, соответственно, составляют примерно 6,5 млн и 2 млн человек.
Наряду с потреблением наркотических средств интенсивно растут масштабы приобщения детей и молодежи к потреблению табачных изделий и алкогольных напитков. В возрастной группе 11-24 года курят не менее 50 процентов, в группу курящих все активнее вовлекаются девушки.
  В молодежной среде, по данным Минобразования, стало массовым потребление спиртных напитков, включая пиво. Его с той или иной частотой потребляют 80 процентов молодежи, причем, как юноши, так и девушки. Совокупные расходы детей и молодежи на психоактивные вещества (табачные изделия, алкогольные напитки, наркотические средства) ежегодно составляют почти 7 млрд долларов.

 

 Берегите себя и своих близких!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.