Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Нидерланды



Нидерланды

В XV веке Нидерланды стали самым ярким после Италии очагом европейского искусства, которое здесь приобрело более демократический характер. В этот период ученые-гуманисты обращаются к античности, переводятся произведения греческих и римских авторов, возникает ученая поэзия на латинском языке и латинская школьная драма.

 

Крупнейшим ученым-гуманистом начала XVI века был Эразм Роттердамский (1466-1536), прославившийся переводами греческой трагедии, работами на латинском языке как научного, так и художественного плана, например, сатирой "Похвала глупости". Осмеянию и критике подвергаются пороки современного общества, представленные как различные виды человеческой глупости.

 

Для нидерландского искусства XV-XVI веков характерно новое, реалистическое видение мира, утверждение художественной ценности действительности, выражение органической связи человека и окружающей среды. Это проявилось в живописи и графике, в бытовом жанре, в портрете, интерьере, пейзаже.

 

Архитектура и скульптура вплоть до XVI века развивались в рамках готического стиля. Перелом произошел в живописи в связи с возникновением станковой картины.

 

Губерт и Ян ван Эйки - основоположники реализма в Нидерландах. О Губерте мало сведений, Ян ван Эйк (около 1390-1441) - смелый новатор, художник философского понимания жизни, обратившийся к изучению натуры. Новое, жизнерадостное восприятие жизни проявилось в Гентском алтаре, исполненном для капеллы Вейда (1426-1432, Гент, церковь св. Бавона). В работах "Мадонна канцлера Ролена" (около 1434 г.), "Мадонна каноника ван дер Пале" (1436 г.) идет формирование портретного жанра, особенности которого воплощаются в портретах кардинала Альбергати (около 1431 г.), четы Арнольфини (1434 г.) и других.

 

Новая концепция мира и человека нашла отражение в творчестве Рогира ван дер Вейдена (около 1400-1464), Гуго ван дер Гуса (1440-1482). Стремление к социальной сатире, облеченной в аллегорическую, религиозную или мрачную фантастическую форму, воплотилось в творчестве Иеронимуса Босха (около 1450-1516), который бичевал пороки безвольного, погрязшего в грехах человечества ("Корабль глупцов" и другие).

 

В XVI веке - новый подъем живописи Нидерландов. Художники обратились к изучению открытий итальянского Возрождения (течение "романизм"). Среди "романистов" выделяется Лука Лейденский (Ван Лейден, 1489/94-1533). К середине XVI века развивается монументальный бытовой жанр, натюрморт (П. Артсен, И. Бейкелар), индивидуальный и групповой портрет.

 

Последний этап эволюции нидерландского искусства, его трагический гуманизм определил Питер Брейгель Старший (около 1525/30-1569), прозванный Мужицким ("Падение Икара"). Народные праздники изображены в картинах "Битва масленицы и по- ста"(1559), "Игры детей" (1560), жизнь крестьян и природа - в живописном цикле "Месяцы" ("Охотники на снегу" и других), в работе "Крестьянский танец". Глубокий социально-философский смысл имеет картина "Слепые" (1568 г.) - евангельская притча использована для олицетворения слепоты недальновидного человечества, не знающего своей судьбы.

 

Германия

В художественной культуре Германии отразились особенности ее исторического развития (реформация, крестьянская война и другое). Распространяются идеи гуманизма, учения Лютера. Мюнцер проповедует активную деятельность среди народа. В искусстве утверждаются принципы реализма. Великим художником-мыслителем явился Альбрехт Дюрер (1471-1528). Деятельность его многогранна: писал портреты, пейзажи, воплощал традиционные библейские и евангельские сюжеты, изучал математику, анатомию, перспективу. Особенно Дюрера привлекала гравюра, сначала ксилография, а затем гравюра на меди. Высшим достижением является серия гравюр на дереве на тему Апокалипсиса (1498 г.). Художник изобразил страшные сцены гибели и кары, соотнеся их с событиями современности ("Четыре всадника", "Битва архангела Михаила с драконом" и другие). Замечательны были достижения Дюрера и в гравюрах на меди ("Рыцарь, смерть и дьявол", "Св. Иероним", "Меланхолия").

 

Одновременно с Дюрером и вслед за ним выступила плеяда крупных художников: Лукас Крапах Старший, Маттиас Грюневальд, Ганс Гольбейн младший.

 

Франция

На формирование французского Возрождения значительное влияние оказали процессы итальянского Ренессанса. Во Франции творят Леонардо да Винчи, Андреа дель Сарто, Бенвенуто Челлини, переводятся произведения Данте, Петрарки, Боккаччо, изучается античность. Центром гуманистических знаний становится светский университет - Коллеж де Франс. Но с середины 1530-х годов происходит резкий поворот в политике Франциска I. Начинаются казни протестантов и свободомыслящих гуманистов. Все это находит отражение в искусстве. Самым ярким представителем французского Возрождения был Франсуа Рабле (1494-1553) - врач, натуралист, археолог, юрист, поэт, филолог и гениальный писатель-сатирик. Его роман "Гаргантюа и Пантагрюэль" - замечательный пример гуманистической ренессансной культуры. Основываясь на народной книге, Рабле создает несколько произведений о добром Великане Гаргантюа и его сыне Пантагрюэле. Используя схему рыцарских романов, автор сатирически пародирует, высмеивает схоластическую систему воспитания, речи средневековых ученых мужей, феодальные войны, жизнь и обычаи королевского двора и самих королей. В образе монаха Жана Рабле утверждает народное начало, здравый смысл, неукротимую отвагу и жизнелюбие.

 

Замечательный вклад в литературу Возрождения внесли поэт Пьер де Ронсар, один из величайших певцов любви, и Мишель де Монтень, автор книги "Опыты", утверждавший способность человека к неограниченному развитию и в то же время не отрицавший возможности заблуждения и низкого падения. Базой познания и критерием истины для Монтеня был опыт, высшая моральная норма - умеренность и близость к природе.

 

Испания

В испанском Возрождении социальная проблематика была перенесена, в основном, в отвлеченно-моральный план. Гуманистические тенденции находили воплощение не в философских теориях, а почти исключительно в поэтических образах. Широкое отражение в литературе получила религиозная идеология. Великие драматурги: Лопе де Вега, Кальдерой - наряду со светскими пьесами создавали религиозные, обрабатывали для сцены легенды и жития святых.

 

Особое распространение получил жанр романа, возрождавшего такие понятия, как рыцарская честь, военная доблесть. В конце XVI века, когда завоевательная политика Испании стала терпеть крах, наступило разочарование в наивном оптимизме рыцарских романов. Падению их авторитета способствовала гениальная сатира Сервантеса, в которой нашли выражение гуманистические идеи эпохи.

 

Мигель де Сервантес Сааведра (1547-1616) задумал свое произведение "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" прежде всего как пародию на рыцарские романы. Автор своим героем Рыцарем Печального Образа и его "подвигами" снимает покровы с самой идеи рыцарства и выказывает свое отрицательное отношение к духу экспансии и авантюризма современной ему Испании. Но образ Дон Кихота неоднозначен. Автор видит в нем высокие нравственные качества: бескорыстие, великодушие, честность, искреннее желание принести пользу людям. В характере героя заложено очень важное противоречие: он безумец и в то же время мудрец. Он выразитель духа эпохи Возрождения, идеи гуманизма, веры в человека.

 

Создавая свой роман в период кризиса гуманизма, Сервантес отразил в нем столкновение высоких устремлений человеческого ума с миром корысти, идеала с "низменной действительностью".

 

Англия

XIV век в Англии - это период формирования единой национальной культуры, общенационального языка. Английские писатели испытывают непосредственное влияние итальянского Ренессанса.

 

Современником Петрарки и Боккаччо был Джефри Чосер (1340-1400), выразивший жизнеутверждающее мировоззрение, гуманный взгляд на человеческую жизнь. Его основное произведение - "Кентерберийские рассказы",

 

Великим выразителем идей своего времени и в то же время общечеловеческого гуманистического содержания искусства стал Вильям Шекспир (1564-1616).

 

Вся жизнь великого драматурга была отдана театру. Но дарование его проявилось в различных областях. Шекспир был значительным поэтом. Ему принадлежат поэмы "Венера и Адонис", "Лукреция". Наиболее глубокими и значительными поэтическими произведениями явились сонеты (всего 154).

 

В творчестве Шекспира значительное место занимает драматургия. Это комедии "Сои в летнюю ночь", "Венецианский купец", "Укрощение строптивой", "Много шума из ничего", "Двенадцатая ночь", исторические хроники "Ричард II", "Ричард III", "Генрих IV" и другие. Но главное его достижение - трагедии: "Ромео и Джульетта", "Отелло", "Король Лир", "Макбет", "Антоний и Клеопатра" и другие.

Наиболее глубоко гуманистическое содержание творчества Шекспира нашло воплощение в трагедии "Гамлет". В течение всей пьесы Гамлет - страстный, негодующий обличитель. Сила героя не в том, что он разрешил, но поставил вопрос о несправедливости окружающего его мира, который он называет тюрьмой.

 

Описывая события, происшедшие в Дании XI века, великий драматург думал о своем времени, о его противоречиях. Уже во времена Шекспира трагедия "Гамлет" вышла далеко за стены профессиональных театров. В 1604 г. Энтони Сколокер писал о том, что трагедии Шекспира "трогают сердца простонародной стихии".

 

Таким образом, позднее Возрождение в Испании, Франции, Англии породило наиболее богатые и зрелые плоды в литературе - в них достиг расцвета преисполненный внутреннего трагизма реализм.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.