Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Русский орнамент.



Русский орнамент.

На протяжении тысячелетий человек искал и находил способы общения с окружающим его пространством, с природными стихиями, высшими силами. Мудрые Предки знали, что вокруг нас существует невидимый Духовный мир, не воспринимаемый обычным зрением. Подтверждение существования этого мира, установление с ним связи происходило посредством символов.

Символика могла быть простой или сложной, но с ее помощью человек научился общаться с этим невидимым миром. Знание закреплялось последующими поколениями и выливалось в числа, нотные и письменные знаки, образы, узоры.

Сегодня проводятся многочисленные исследования, посвященные восприятию человеком различных символов и знаков, воздействию их на физическое состояние, на психику. Ведь символ – это не украшение, он несет серьезную смысловую, магическую нагрузку.

Народный орнамент – одна из древнейших форм письменности. В отличие от большинства современных декоров, он состоит из вязи, знаков и символов, отражающих гармонию человека с окружающим миром.   Народный орнамент – это язык внутреннего мира. На этом языке человек говорит с Небесами. Это могут быть тексты-обереги, тексты-обращения, тексты-летописи.

Многообразие узоров сложно описать словами. Хотя, глядя на причудливую узорную вязь на старинной одежде, мы ощущаем и ее многозначность, и внутренний ритм, и энергетику. Чего тут только нет – причудливые растения, диковинные птицы, фантастические существа, в которых угадываются грифоны, драконы, единороги. И все это соседствует со строгими геометрическими формами – крестами, ромбами, восьмигранниками, перемежается волнистыми линиями, спиралями. Поражает и богатство цвета. Цвета яркие, чистые, в их использовании, чередовании есть некая внутренняя гармония, мы подсознательно чувствуем, что в смене цветов тоже есть своя закономерность. Известный исследователь В. Стасов утверждал, что в узорной вязи никогда не было «ни единой праздной линии: каждая черта тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений».

Большинству из нас сложно воспринимать орнамент, как письменность, по одной причине – мы не знаем, как его читать. А раньше по одному только свадебному убранству невесты можно было понять, откуда она, какого рода, каким ремеслом славен ее род и многое другое. Однако образы, зашифрованные в этой вязи, можно прочесть и сегодня. Так, ромбы и квадраты символизируют землю, плодородие, волнистые линии – водную стихию, знаки, напоминающие елочку, обозначают силу леса. Особенно легко читаются широко распространенные солярные изображения, они были самыми разными – круги, похожие на колесо со спицами, всевозможные крестообразные фигуры; как их только не называли в народе – конь, ковыль, огнивец, вьюн, конегонь, сверчок, гусень.

Универсален и образ спирали, он и сегодня, как в древние времена, символизирует бесконечность Вселенной.

 

Русский орнамент, по крайней мере, в самой архаической своей части, вобрал в себя богатство смыслов древнего славянского космоса. Принципы самой вязи символов не похожи на традиционную грамматику. У этих символов нет звуковых эквивалентов (в отличие от букв). У них эквиваленты понятийные, образные. И для того чтобы прочесть их, нужно размышлять над сочетанием знаков, погружаться в свой внутренний мир и стремиться почувствовать и увидеть образы, связанные с символическими изображениями геометрических фигур, растительных и животных фигурок.

Академик Б. А. Рыбаков считал, что в народном орнаменте, как в древних письменах отразились «тысячелетняя мудрость народа.., его мировоззрение и первые попытки человека воздействовать на таинственные для него силы природы».


Ведическая Индия, к примеру, известна своим сакральным языком мандал и янтр, состоящих из множества объединенных в единое целое геометрических фигур; каждый такой знак имеет вполне конкретное значение, обладает строго определенным действием.

Русский орнамент (в своей символической части) тоже родом из ведического прошлого. Напомним, что и Веды в Индию принесли наши древние Предки.

Жители Индии, переняв древнейшую культуру славян-ариев, подстроили ее под свой лад, это нашло отражение и в знаках.

На нашей территории изначальная ведическая символика в дальнейшем обогатилась изобразительным творчеством Древней Руси, а затем и многообразием традиций и культуры народа, населяющего одну из самых огромных территорий в мире.

 

За ритмично повторяющимися изображениями цветов, птиц и животных стоят образы духов природы, древних тотемов, мифологических персонажей, обладающих космической силой. За ритмом геометрических фигур скрывается точно выверенная символика формы, цвета, знака. Сам принцип орнаментальной вязи указывает на взаимосвязь всех процессов в мире. А ее красота созвучна с нашей Душой, с нашей родовою памятью. Мы и сегодня можем, как и наши древние Предки, разговаривать с невидимым Духовным миром на универсальном языке знаков и символов.

 

Традиционный русский орнамент хранит в себе душу народа.

Современное искусство кардинально отличается от вековых традиций древнего славянского народа. Сегодня в рисунках на стенах, одежде или предметах обихода изображения редко несут какую-либо смысловую нагрузку: круги — это просто круги, звезды — это просто звезды, а цветочные узоры — это обыкновенный декор. В древние времена узоры имели глубокое сакральное значение. Для тех, кто почитает традиции предков и многовековую культуру славянских народов, орнамент представляет собой богатое наследие неисчерпаемой народной мудрости.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.