Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Дыхание и его роль в театральном искусстве



Урок № 11

03.11.2020г.

Тема: Дыхание и его роль в театральном искусстве

 

Сценическая речь

1.Разминка. Артикуляционная гимнастика:

  1. Свои губы, как лягушка, растяну я прямо к ушкам. Растянуть губы.
    А теперь слонёнок – я, хоботок есть у меня – Вытянуть губы вперёд
    А теперь я – дудочка, дудочка-погудочка Губами “о”.

2“Белочка”. Покусывание нижней губы.

3.“Мышка”. Покусывание верхней губы.

4.“Хомячок”. Надуть щёчки и трясём ими.

5.“Обиделись”. Вытянуть вперёд нижнюю губу.

6.“Обрадовались”. Показать зубы.

7.“Большая лошадка”. Цокать языком, широко открыв рот.

8.“Мама шинкует капусту”. Верхними зубами покусывание язычка, высовывая и пряча его.

9.“Колечко”. Дети заводят язык под верхние зубы.

10.“Игла”. Быстрый и частый показ острого язычка.

  11.“Лопаточка”. Язычок выкладывают на нижнюю губу, покусывая его кончик, дразнятся: “бя-бя-бя”.

   12.“Футбол”. Язычок “делаем уколы” вправо-влево.

13.“Зубная щётка”. Язычком тщательно проводим по зубам вкруговую и обратно – “чистим”.

2.                                 ДЫХАНИЕ

Дыхание есть основа основ речевого звучания. Без правильного дыхания невозможно искусство речи, так же, как невозможна жизнь без воздуха. От того, как мы дышим, зависит не только красота, легкость, плавность нашего голоса, но и мелодичность речи, и гармоничность мыслей, и, наконец, как результат, способность грамотно их излагать.

                                                         ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

«Свечка».Участники ставят палец перед ртом. Набирается и устанавливается правильное дыхание, после чего воздух выпускается тоненькой струйкой, так чтобы «пламя свечи» не колыхнулось.

«Погреем руки» (из упражнений Е. Ласкавой). Участники ставят перед ртом ладонь и широко раскрытым ртом медленно выпускают воздух на ладошку.

«Разброс» (из упражнений М. Гансовской). На входе прыжком широко расставляются ноги и в разные стороны раскидываются руки. На 4, 8 или 12 счетов выдыхается воздух и собирается всё тело вместе.

«Снайпер». То же, что и «свечка», но воздух выдыхается одномоментно и за максимально короткое время.

«Упрямая свечка». То же, что и «снайпер», но воздух выдыхается в несколько приёмов без дополнительного добора дыхания.

«Комарик».* Участники становятся в шахматном порядке. Руки в стороны. Перед носом у каждого вьётся со звуком «з – з – з – з» «комарик». Звук произносится на выдохе, на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается.

«Насосик». Участники разбиваются на пары, один из пары – мячик, второй – насосик. Вначале «мячик» сдут, то есть ребёнок в максимально расслабленной позе сидит на корточках на полу. «Насосик» со звуком «пс» и сгибается в пояснице до прямого угла «накачивает» «мячик». Каждое выпрямление – вдох, каждый наклон – выдох. «Мячик» постепенно «надувается». При этом воздух набирается дискретно, порциями. Когда «мячик» надут, «насосик», выдёргивает «затычку», и «мячик» со звуком «ш - ш – ш» сдувается. Выдох происходит длительно. Потом участники меняются ролями. Это упражнение хорошо тем, что каждый ребёнок проходит тренинг на тактированные и на длительные вдох и выдох.

«Счёт». Распределить выход на заранее заданное количество счетов: четыре, восемь, двенадцать, шестнадцать. Количество счетов обычно даётся кратным четырем, но Е. Ласкавая делает счет кратным трём. Большое значение в кратности трём или четырём я не вижу. Это упражнение, я обычно сопровождаю движением руки. Пока рука двигается в одну сторону, произносится одна цифра (один раз непрерывным звуком), пошла рука в другую сторону – следующая ( и тоже один раз непрерывным звуком).

«Егорка».: «Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…» и т.д. Перед началом счёта Егорок подбирается дыхание. Это упражнение хорошо тем, что наглядно показывает, насколько ученики смогли продвинутся по сравнению с прошлым разом.

Очень важно помнить, что время выполнение каждым учеником каждого дыхательного упражнения индивидуально и определяется тем, насколько хватит дыхания у конкретного ребёнка. Нельзя поощрять у детей стремление быть в этих упражнениях первыми, так как это плохо отражается на связках.

«Скакалка»

(произносить стихотворение на одном выдохе, имитируя прыжки на скакалке)     

На скакалке я скачу

Научиться я хочу

Так держать дыханье, чтобы

Звук держать оно могло бы,

Глубоко, ритмично было

И меня не подводило.

 

3. Диалогические скороговорки

Выучить скороговорки и озвучивать в форме диалога от разных лиц.

- Расскажите про покупки.

- Про какие про покупки?

- Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

 

Мышонку шепчет мышь:

«Ты всё шуршишь, не спишь!»

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

Краб крабу сделал грабли,

Подал грабли крабу краб:

- Грабь граблями гравий, краб!»

4.  Работа над текстом пьесы «Кто сказал мяу». Четко выразительно читать все роли.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.