Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ход урока. Актуализация знаний. III. Объяснение нового материала.



 

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

Цели урока:

Обучающие

· знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;

· научиться правильно ставить его.

Развивающие

· развить у обучающихся умение применять полученные знания;

· обогатить словарный запас обучающихся.

Воспитывающие

· формировать интерес к предмету;

· способствовать приобретению навыков общения.

Ход урока

 

Актуализация знаний

  1. фронтальный опрос
  • Назовите главные члены предложения.
  • Что такое подлежащее?
  • Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
  • Какой член предложения называется сказуемым?
  • На какие виды делятся сказуемые?

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

  1. Жизнь прекрасна и удивительна!
  2. Сияют переливаются купола собора.
  3. Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.
  4. Краткость достоинство прозы.

III. Объяснение нового материала.

– Вспомните правило, которое необходимо применить при характеристике последнего предложения.

– Это не единственное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым, и сегодня мы продолжим разговор на эту тему.

  1. запись в тетрадь, объявление темы и целей урока;
  2. запись опорных схем в тетрадь!

Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях:

Сущ. И.п.сущ. И.п. Слово полководец человечьей силы (Маяковский).
Числ. И.п.числ. И.п. Девятью сорок триста шестьдесят.
Сущ. И.п.числ. И.п. Числ. И.п.сущ. И.п. Глубина там с лодки шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два стеариновая свечка (Тургенев).
Сущ. И.п.н. ф. глаг. Н. ф. глаг. сущ. И.п. Дело художника рождать радость (Паустовский). В этом городе знатьтри языка ненужная роскошь (Чехов).
Н. ф. глаг. н. ф. глаг. Учить ум точить (пословица). В камни стрелять стрелы терять (Горький).
_____ — это Задумчивость это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться это дело юношей (Тургенев).
_____ — вот Точность и краткость вот первые достоинства прозы (Пушкин).
_____ — значит Быть поэтом значит петь раздолье (Есенин).

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится в следующих случаях:

Личное мест.сущ. Вы умный человек, поймёте... (Чехов).
Сущ. И.п. не сущ. И.п. Но: Н. ф. глаг.не н. ф. глаг. Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожить не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький).
Сущ. вводн. слово, союзы тоже, также, лишь и др. сущ. Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин). Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны.
Сущ.прилаг. Море чудесное, синее и нежное... (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко).
Сущ. есть сущ. Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой). Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.