Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Баннер 4. Баннеры 5-7



Баннер 4

«…Человек, предъявляя букве такие функциональные требования, как различаемость, читаемость, простота восприятия, долговечность, придает важное значение и художественному аспекту графики буквы слова, предложения, текста» (Семченко П. А. Основы шрифтовой графики. Минск, 1979, с. 3).

Ассоциативность – одно из качеств, сближающих искусство шрифта со свободным искусством, даже если учесть, что наборный шрифт имеет более монотонный вид, более «техничен», чем рукописный. Буквы – это в какой-то степени рисунок, только бессюжетный, а символический. Изобразительная природа, ассоциативный аспект позволяют и создавать, и воспринимать шрифт как объект эстетический, обладающий «духовной сущностью» (И. А. Бодуэн де Куртэнэ). «Шрифт – чувствительное и красивое средство выражения. В нем могут найти свое отражение духовные устремления, главные черты характера целой эпохи и отдельного человека. Шрифт нельзя считать всего лишь средством для передачи текста, нужно вглядываться в его формы, чтобы показать дух, стремления и чувства, которые он выражает. В известном смысле шрифт можно сравнить с музыкой. Не нужно быть специалистом, чтобы увидеть различие между религиозным характером готической текстуры и веселым свободомыслием гуманистического минускула, между холодно-деловым гротеском футура и стремительным курсивом гарамон. Любой читатель подсознательно ощущает, что форма шрифта может оказать воздействие на восприятие текста» (Капр А. Указ соч., с. 23).

Шрифты различаются по рисунку, начертанию, размеру (кегль и толщина – величины переменные). При помощи полиграфического алфавита, или комплекта знаков, текст материализуется на каком-либо языке.

Для каждого времени характерны определенные шрифты: в средние века в западноевропейских странах доминировали шрифты готического типа, в России – церковнославянские. Затем, с XV века в Европе, с XVIII века – в России, стали применяться соответственно шрифты типа антиква и гражданский. На российскую шрифтовую школу оказывали влияние шрифты, разрабатываемые во французских, немецких словолитнях, что привело к некоторому сближению графики русского шрифта с латинским.

К началу 90-х годов нашего века отечественная библиотека типографских шрифтов насчитывала более 300 гарнитуро-начертаний и содержала полный спектр шрифтов, предназначенных для набора всех типов печатных изданий (например, для газет рекомендовались такие гарнитуры, как «Новая газетная», «Газетная рубленая», «Газетная Трудовская», «Звездочка», «Норма» и др.). С переходом редакций на компьютерную технологию выпуска газет повысился спрос на компьютерные шрифты. К сожалению, появилось очень много русифицированных шрифтовых поделок. «Делается это просто: из каталога любой зарубежной фирмы выбирается приглянувшийся шрифт на основе латинского алфавита и к нему по собственному разумению добавляются рисунки знаков кириллицы. Полученный комплект знаков упаковывается в соответствующий формат (HP PCL или PostScript, True Type) и предлагается для продажи как новый шрифт. Для пущей значимости меняется название шрифта, хотя по своему графическому характеру и прочим признакам он мало отличается от первоисточника» (Шрифты. Разработка и использование, М. 1997, с. 14.). Естественно, при оформлении газет следует использовать профессионально разработанные шрифты, в которых заложен базовый интерлиньяж с учетом удобочитаемости, которые обеспечивают оптимальную плотность набора полосы и нормальное восприятие текста. Эти шрифты не только технологичны и экономичны, но просто красивы (их создатели, создавая оригинальные рисунки, научно рассчитывая пропорции букв и знаков, опирались на весь опыт шрифтового искусства).

Баннеры 5-7

 

В прежние времена работники секретариатов и типографий при обозначении кегля шрифта (прежде всего текстового) пользовались историческими наименованиями размеров шрифтов: бриллиант – 3 п., диамант – 4 п., перл – 5 п., нонпарель – 6 п., миньон – 7 п., петит – 8 п., боргес – 9 п., корпус – 10 п., цицеро – 12 п., миттель – 14 п., терция – 16 п. (попутно заметим, что называя кегль определенного шрифта, мы всегда имеем в виду не высоту буквы на бумаге, а высоту ее отпечатка плюс небольшое расстояние над верхним и нижним выносными элементами – то, что в металлической литере обеспечивали заплечики – естественный пробел между строками). Этимология некоторых названий дошла до наших дней: нонпарель – от фр. «несравненный»; петит – от фр. «маленький»; боргес – от фр. «городской», «гражданский»; корпус – от лат. «corpus juris civilis» – свод гражданских законов византийского императора Юстиниана (название книги, напечатанной шрифтом такого размера); цицеро – от имени древнеримского политического деятеля, сборник писем которого была напечатан в 1467 г. шрифтом такого размера (создан учеником Гуттенберга Шеффером); миттель – от нем. «середина» – средний по размеру шрифт, существовавший в свое время; терция – от лат. «третий» – в свое время третий по размеру шрифт.

Все шрифты мелких кеглей (по 14 включительно) называются текстовыми, начиная с 16 кегля – титульными. Традиционно использовались шрифты, размеры которых измерялись четным количеством пунктов (исключением был боргес). Компьютерные издательские программы расширили возможности дизайнеров: при наборе текста, элементов заголовочного комплекса можно применять шрифты в 11, 13, 19, 25 пунктов

Классификации шрифтов. Все шрифты можно просто разделить на две группы – с засечками и без оных, можно добавить и группу шрифтов свободного стиля. Различение разновидностей, классификация шрифтов необходимы – чтобы знать, как применять те или иные шрифты сообразно со смыслом, с их образной природой.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.