Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Здравствуйте уважаемые студенты!



Урок 5-6, 7-8

Здравствуйте уважаемые студенты!

Тема урока: Расчет зубчатых колес редуктора

Цель урока. Выполнить расчет зубчатого зацепления вашего редуктора.

Даю  пример расчетазубчатых колес.

Могу только пожелать, делайте внимательнее расчеты по арифметике. В основном ошибки как раз там, где арифметические расчеты. Внимательнее считайте межосевое расстояние. Если не будет сходиться проверка, вопросы можно будет задать при встрече. На следующей неделе вас вызовут в колледж. Я буду на вашем собрании. И еще, если проблема, как взять коэффициенты, то берите такие же,  как у меня.

     2 Расчет зубчатых колес редуктора

 

      2.1.Выбор материала зубчатой пары:

Т.к. в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, то мы проектируем редуктор общего назначения. Выбираем материал для зубчатой передачи со средними механическими характеристиками:

Для шестерни:

Сталь 40х, термообработка – улучшение. В примере книги взята марка стали Ст5, берите или как в книге , или как у меня. Смелее и внимательнее!

НВ2 = 200 табл. 3.3 [2]

Для колеса: 

Сталь 40х, термообработка – улучшение

НВ2 = 200 табл. 3.3 [2] т.е. на 50-80 единиц меньше, чем для шестерни.

2.2.Определяем допускаемое контактное напряжение.

     σн * λimв. * Кнl

н] = ────────                                                                            (4)

          [Sн]

σн  * λimв. – предел контактной выносливости при базовом числе циклов.

σн  * λimв. = 2НВ + 70; табл. 3.2 [2]

Кнl – коэффициент долговечности, принимаем Кнl = 1 при длительной работе.

[Sн] – коэффициент безопасности, принимаем [Sн] = 1,1

допускаемое напряжение определяем отдельно для материала шестерни и колеса.

1. Для материала шестерни:

         (2НВ1 + 70) * Кнl      (2 * 270 + 70) * 1

н]1 = ─────────── = ─────────── = 554 МПа

                   [Sн]                          1,1

 

2. Для материала колеса:

   

         (2НВ2 + 70) * Кнl      (2 * 200 + 70) * 1

н]2 = ─────────── = ─────────── = 427 МПа

                    [Sн]                          1,1

 

Т.к. у нас передача прямозубая за допускаемое расчетное напряжение, принимаем напряжение на колесе оно меньше, чем на шестерне: [σн] = [σн]2 = 427 МПа

2.3.Определяем межосевое расстояние зубчатой передачи αu (главный параметр)                                     

                                    _____________

                                  √  Тк * Кнβ

αw ≥ Кα (u + 1)3 ──────────                                                         (5)

                                 [σн]2 * Up2 * ψва 

 

Принимаем:

Кα = 49,5 указания стр. 32 [2]

Кнβ = 1,25 табл. 3,1 [2]

 Ψва = 0,25 (коэффициент ширены венца по межосевому расстоянию Ψва ≤ 0,25 стр. 36 [2] )

Определим межосевое расстояние αw и полученное значение округляем до ближайшего значения по ГОСТу.

                                  ________________       ________________

                    √ 199 * 103 * 1,25        √ 248,75 *103                                         

αw = 49,5 (5+1)3 ────────── = 2973 ─────────── = 178,2мм

                       4272 * 52 *0,25            182329 * 25 *0,25

 По ГОСТ 2185 – 66 стр. 36 [2] принимаем ближайшее большее значение αw=180 мм

2.4.Определяем модуль зацепления:

m = (00,1 ÷ 0,02) * αw  стр. 36 [2]

m = (00,1 ÷ 0,02) * 180 = 1,8 ÷ 3,6

По ГОСТ 9563 – 60* стр. 36 [2] принимаем стандартный модуль зацепления:

 m = 3мм.

2.5. Определяем число зубьев шестерни и колеса: Сначала определим

суммарное число зубьев.

    2 αw    2 * 180

ZΣ = ─── = ───── 120, что меньше 200 рекомендуемых.

     M       3

Тогда число зубьев шестерни:

        ZΣ                 120

Z1 = ────── = ──── = 20

    Uзуб. + 1   5 + 1

Число зубьев колеса: Z2 = ZΣ – Z1 = 120 – 20 = 100

Итак, имеем Z1 =  20; Z1 min = 17 (из условия подрезания зубьев) Z2 = 100.

2.6.Определяем делительные диаметры шестерни и колеса:

d1 = m * Z1 = 3 * 20 = 60 мм

d2 = m * Z2 = 3 * 100 = 300 мм

2.7. Проверяем межосевое расстояние:

    d1 + d2 60 + 300

αw  = ──── = ───── = 180 мм, что соответствует ранее принятому.         

                     2          2

2.8.Определяем диаметры вершин зубьев:

dQ1 = d1 + 2m = 60 + 2 * 3 = 66 мм

dQ2 = d2 + 2m = 300 + 2 * 3 = 306 мм

2.9. Определяем диаметры впадин зубьев:

dF1 = d1 – 2,4m = 60 + 2,4 * 3 = 52,8 мм

      dF2 = d2 – 2,4 * m = 300 – 2,4 * 3 = 292,8 мм

      2.10. Ширина колеса шестерни:

      в2 = Ψва * du = 0,25 * 180 = 45 мм

     в1 = в2 + 5 = 45 + 5 = 50 мм

      Полученные размеры зубчатой пары заносим в таблицу.                                                                                          

Таблица 2. Параметры зубчатой передачи                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                                          

                           Параметры Шестерни Колеса
Число зубьев               Zi               Z1=20 Z2=100
Модуль m1 мм                       

m=3 

Передаточное число U                

U=5

Межосевое расстояние Qw  

Qw=180

Делительные диаметры di мм di = 60 d2 = 300
Диаметр вершин зубьев dαi мм dαi = 66 dα2 = 306
Диаметр впадин зубьев dfi мм dfi = 52,8 df2 = 292,8
Ширина колеса в2 мм в2 = 45
Ширина шестерни в1 мм в1 = 50

 

 

2.11.Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:

                                                                в1      50

Ψвd = ── = ── = 0,83

                                                                d 60

2.12. Окружная скорость колес:

 

                                                  W1 * d1        62,8 * 60

V = ────── = ─────── = 1,9 м/сек

                                                       2           2 * 103

  

2.13.Проверим контактные напряжения:

                                                      _________________

                                       310 √Тк * Кн * (u + 1)3

                  σн = ─── * ─────────── ≤ [σн]                                 (6)

                                      Аw               в2 * u2

 

Коэффициент Кн = Кн2 * Кнβ * Кнv    ф-ла стр.32  [2]

Определяем значение коэффициентов:

Кн2 = 1,0 – для прямозубых колес (стр.32  [2]) к-т неравномерности нагрузки между зубьями.

Кнβ = 1,1 табл. 3.1 [2] для симметрично расположенных колес.

Кнβ = коэффициент, учитывающий неравномерность распределения  нагрузки по ширине венца.

Кнv = 1,05 табл. 3.6 стр. 40 [2] к-т динамичности.

Тогда Кн = 1,0 * 1,1 * 1,05 = 1,155

Определяем расчетное контактное напряжение:

                 ________________________      __________

                          310    √199 * 103 * 1,155(5 + 1)3                √1379 * 103                                                        

σн = ─── * ─────────────── = 1,7 * ─────── = 59,5 МПа

    180                 45 * 52                                               1125

59,5 < [σн] = 427 МПа – условия прочности по контактным напряжениям выполнено.

 

2.14. Определим силы, действующие в зацеплении:

                                  2Тш   

окруженная сила: Ft = ─── ;

                                                      d1

           

                                2 * 39,8 * 103

                         Ft = ──────── = 1327 Н.

                                        60

радиальная сила: Fr = Ft * tgd = 1327 * tg20° = 1327 * 0,364 = 483 Н.

2.15. Проверим зубья на выносливость по напряжениям изгиба:

                                              Ft * Кf * γf

                                    σf = ─────── ≤ [σf]                                  (7)

                                                    вm

γf – коэффициент формы зуба. При одинаковых материалов и их механических характеристиках γf  больше для шестерни, по – этому расчет ведем для зубьев шестерни.

γг = 4,09 стр. 42 [2]    

Кf = К* Кfv

К= 1,083 табл. 3.7 [2]

К – к-т неравномерности нагрузки по длине зуба.

Кfv = 1,25 табл. 3.8 [2] – коэффициент динамичности.

Тогда Кf = К* Кfv;

      1,083 * 1,25 = 1,353

Определяем расчетное напряжение изгиба для шестерни:

 

                                                        

                                                                Ft * Кf * γf         

σf1 = ─────── =

   в1m

 

 

1327 * 1,353 * 4,09

     = ────────────── = 49 МПа

50 * 3

2.16. Определяем допускаемое напряжение изгиба:

                                             

                                             σ° * λimв

                                 [σf1] = ──────                                          (8)

                                               [Sf]

σ° λimв = 1,8 НВ для стали 40х улучшенной и твердости НВ ≤ 350 табл. 3.9 стр. 44 [2]

σ° λimв = 1,8 * 270 = 486 МПа

Коэффициент безопасности [Sf] = [Sf]' * [Sf]"

[Sf] = 1,75 табл. 3.9 стр. 44 [2] для улучшенной стали 40х

[Sf]" = 1 стр. 44 [2] для наковок и штамповок

 

[Sf] = 1,75 * 1 = 1,75

 

Тогда допускаемое напряжение изгиба для шестерни:

     σ° * λimв

f1] = ────── =

     [Sf]

 

                                                486

                                          = ──── = 278 МПа

                                                1,75

Итак, σf1 < [σf1], т.е. 49 < 278 МПа.

 

Значительные недонапряжения по контактным напряжениям и на выносливость говорит о том, что можно изменить марку стали для изготовления колес, т.е. вместо Стали 40х взять

Ст 5 с более низкими механическими характеристиками.    

До свидания!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.