Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Художественная словесность и другие виды искусства



Тема 1.

Художественная словесность и другие виды искусства

 

Вопросы:

1. С произведениями каких других видов искусств и по каким именно свойствам или признакам можно сравнивать литературные произведения?

2. Как соотносятся материал литературного произведения и предмет изображения? Сравните ответы на этот вопрос в трактате Лессинга и в статье Гердера.

3. С какими искусствами и по каким причинам предпочитают сопоставлять поэзию Лессинг и Гердер?

4. Какие частные (связанные с примерами) суждения Лессинга оказались наиболее продуктивными и получили продолжение в истории науки? Приведите примеры.

5. В чем заключались главные недостатки подхода Лессинга к проблеме? В каких пунктах критика его концепции Гердером оказалась наиболее убедительной?

6. Что такое «недостоверная наглядность»? Какие явления обозначаются выражениями «метафорическая (или метонимическая) словесная конкретность»? Как эту проблему решает Ю. Тынянов? Приведите собственные примеры.

7. Что такое «словесная музыка»? Можно ли говорить о существенном ее родстве со «словесной изобразительностью»? Приведите собственные примеры.

8. Как влияет на интерпретацию литературного текста его графика и фоника?

 

Доклады:

1. Поэтическая графика (с примерами из лит. произведений)

2. Фоника (примеры разных вариантов инструментовки из лит. произведений)

3. Сетевая литература и проблема дифференцирования видов искусства (проекты О. Лялиной, «оконная поэзия» Г. Жердева и др.)

 

Литература

1. Теория литературы: В 2 т. Под ред. Н.Д. Тамарченко. Т. 1. М., 2004. С. 107-123.

2. Теоретическая поэтика. Хрестоматия-практикум. М., 2004. С. 61-68.

3. Гердер И.Г. Критические леса, или Размышления, касающиеся науки о прекрасном и искусства, по данным новейших исследований // Гердер И.Г. Избр. соч. М.; Л., 1959. С. 157-178.

4. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957.

5. Тынянов Ю.Н. Иллюстрации // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 310-318.

6. Махов А.Е. Музыкальность // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. Стлб. 595-600.

7. Поэтическая графика // Введение в литературоведение. учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Филология". М.: Высш. шк., 2004.

8. Фоника // Введение в литературоведение. учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Филология". М.: Высш. шк., 2004.

9. Шмидт Э. Об универсальных библиотеках и садах расходящихся тропок // http://www.netslova.ru/schmidt/hypertexts.html

Дополнительные источники

1. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М., 1962. С. 11-46.

2. Ингарден Р. «Лаокоон» Лессинга // Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962.

3. Хализев В.Е. О пластичности словесных образов // Вестник МГУ. Сер. Филология. 1980. №2. С. 14-22.

4. Альшванг И. Русская симфония и некоторые аналогии с русским романом // Альшванг И. Избр. соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1964. С. 76-95.

5. Махов А.Е. Идея словесной музыки в европейской поэтике. М., 2005.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.