Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Для семинаров завести отдельную тетрадь (не менее 48л, лучше формата А4), можно 1 тетрадь для лекций и семинарских, но до 96л.



  Для семинаров завести отдельную тетрадь (не менее 48л, лучше формата А4), можно 1 тетрадь для лекций и семинарских, но до 96л.

Законспектировать ответы на вопросы для обсуждения, контрольные вопросы и дополнительные теоретические материалы (при наличии) в тетрадь для семинарских занятий. Переписывать сами вопросы не нужно! Достаточно написать номера вопросов: вопросы для обсуждения: 1…,2..; контрольные вопросы: 1…,2… и т.д.

Требования к оформлению: в правом верхнем углу (можно на полях) каждой страницы тетради написать фамилию и инициалы, сделать фото/скан каждой страницы, вставить по порядку фото/сканы в файл WORD, подписать файл Фамилия инициалы_курс_дисциплина и отправить на почту. Писать конспект разборчиво! В конспекте соблюдать структуру семинарского занятия (написать № семинара, его тему, номера вопросов, ответы). Приветствуется пояснение, комментарий того или иного вопроса своими словами или с примерами!

Психология

На 27.10.2020

Тема: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Семинар 5. Психология памяти и воображения

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое память как познавательный психический процесс? Дайте определение. Приведите примеры, иллюстрирующие проявление памяти человека.

2. Опишите физиологическую основу функционирования памяти.

3. Охарактеризуйте процессы памяти, приведите примеры на каждый вид.

4. Каковы факторы, влияющие на забывание?

5. Какие виды памяти выделяют? Приведи примеры на каждый вид.

6. Какие законы памяти есть? Приведите примеры.

7. Что такое воображение как познавательный психический процесс? Дайте определение. Приведите примеры, иллюстрирующие проявление воображения человека.

8. Охарактеризуйте виды воображения, приведите примеры на каждый вид.

9. Охарактеризуйте приемы создания образов, приведи примеры на каждый из приемов.

Контрольные вопросы:

1. Почему память занимает центральное место в познавательной деятельности человека? Какова роль памяти и воображения в психической жизни человека?

2. Как работает такой механизм памяти, как ассоциации? Какие виды ассоциаций существуют?

3. Назовите условия успешного запоминания.

4. В чем суть «эффекта Зейгарник»? Приведите примеры.

5. Многие люди для лучшего запоминания прибегают к коротким записям. Почему такой прием способствует лучшему запоминанию материала?

6. Согласны ли вы с утверждением, что без воображения невозможна практическая деятельность? Обоснуйте свой ответ.

7. Может       ли   воображение ребенка     быть богаче, чем воображение взрослого человека? Обоснуйте свой ответ.

8. Решите следующие практические задачи:

8.1. Ниже описаны действия человека, характеризующие различные процессы памяти. Определите, какой процесс памяти (запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, припоминание) проявляется в описанных действиях.

А. Ученику был задан вопрос: «В каком году был напечатан роман И.С. Тургенева «Накануне»?» Ученик, подумав, стал отвечать: «По поводу романа «Накануне» в своё время разгорелись горячие споры в редакции журнала «Современник». Более того, статья Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?» как раз послужила поводом к расколу в редакции «Современника». Когда же это было? Это был год большого политического накала, когда очень остро проходила и литературная борьба, год накануне реформы 1861 года. Стало быть, роман «Накануне» был напечатан в 1860 году.

Б. Известный мнемонист Ш. отличался выдающейся памятью. Однажды ему была предложена искусственная и ничего не означающая математическая формула. Ш. внимательно смотрит на таблицу с формулой, несколько раз поднимает её к глазам, опускает её и идёт с закрытыми глазами, затем возвращает таблицу, делает паузу, внутренне «просматривая» запоминаемое.

 В. Иногда на оживлённой улице можно наблюдать такую сцену: один прохожий внимательно взглянув на другого, радостно бросается ему на встречу:

-     Вы?! Это вы?!

-     Простите, мне кажется, что я вас не знаю. А где мы с вами встречались?

-     А помните, в таком-то году, в таком-то городе?

-   А..! Так вы…

Г. Ученик излагает материал по истории, заданный неделю назад, и воспроизводит 70% содержания учебника. Спрошенный через месяц по тому же вопросу, он воспроизводит лишь 45%.

Д. На экзамене по математике ученик К. долгое время не мог воспроизвести необходимую формулу. Стоило учителю показать юноше только часть формулы, как К. безошибочно определил: «Это формула бинома Ньютона».

8.2. Определите, какие виды памяти проявляются в следующих ситуациях:

а) При встрече девушка называет номер своего телефона знакомому и тот через некоторое время безошибочно его набирает.

б) Учитель предлагает классу посмотреть в окно и рассказать, что ученики только что увидели.

в) Школьник получил задание выучить к торжественному вечеру большое стихотворение.

г) Проходя мимо кондитерской, девочка почувствовала знакомый запах и вспомнила, что покупала здесь ванильное пирожное.

д) Мама посылает сына в магазин, перечисляя ему названия продуктов и просит повторить то, что он услышал.

е) Ребенок рассказывает на уроке параграф, который он выучил накануне. ж) Услышав по телефону голос, девушка сразу же узнала своего приятеля.

з) Девочки разучивают на уроке хореографии новый танец и повторяют каждое движение по нескольку раз.

и) Дети надолго запомнили интересный рассказ, с которым их познакомили на творческом вечере известного писателя.

к) Молодой человек по памяти подобрал услышанную ранее мелодию.

л) По возвращении из путешествия юноша еще долго мысленно бродил полюбившимися маршрутами.

8.3. Определите, какие виды воображения проявляются в следующих ситуациях:

а) Учитель представляет, как отреагируют ученики на его рассказ.

б) Глядя на облака в небе, человек видит в них очертания знакомых объектов.

в) Мальчик мечтает стать известным политиком.

г) Инженер, рассматривая чертеж, представляет, как может выглядеть данная машины в реальности.

д) Детям дали задание подготовиться к конкурсу на самый оригинальный сюжет для новогоднего вечера.

е) Ученик, читая в книге описания природы, живо представил себе картину морского побережья.

ж) Мать, разговаривая с дочерью по телефону, представляет себе, как та выглядит в данный момент.

з) Писатель в своем фантастическом рассказе придумал человека с паучьими лапами.

и) Учитель географии дает задание ученикам – по какой-либо точке, показанной на карте описать флору, фауну, рельеф, вид городов и жилищ данной местности.

Рекомендуемая литература

1. Боднар А.М. Психология памяти. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2014. – 100 с.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию / Юлия Борисовна Гиппенрейтер. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2001. – 337 с [Электронный ресурс]: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Gipp/index_Ob.php

3. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.

4. Маклаков А. Г. Общая психология : Учебник для вузов / Анатолий Геннадьевич Маклаков. – СПб. : Питер, 2016. – 583с.

5. Немов Р. С. Психология : учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. / Роберт Семенович Немов – Москва : Юрайт, 2003. – 688 с.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.