Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эндшпиль — заключительная часть шахматной партии, характеризующаяся тем, что король больше не нуждается в защите со стороны своих фигур, а напротив, становиться активным и главным участником борьбы.. Правило квадрата.



 

Мы с вами познакомились с некоторыми открытыми и полуоткрытыми дебютами. Помните, я вам говорил, что правильно разыгранный дебют это 40% успеха? Так вот, работайте над дебютами, изучайте их. В интернете много информации. Но, чтобы не распылять свои силы, выберете себе два дебюта. Рекомендую и даже настаиваю на Итальянской партии и Сицилианской защите. Эти два дебюта хорошо теоретически проработаны, оба отличаются довольно интересной и боевой игрой. Изучите их за белых и за чёрных. Если нужны ссылки на сайты, где эти дебюты хорошо разобраны, скажите мне, ссылки дам. Хотя и сами можете легко найти.

 

А сейчас, новая тема, точнее новый большой блок «Основы эндшпиля».

Эндшпиль — заключительная часть шахматной партии, характеризующаяся тем, что король больше не нуждается в защите со стороны своих фигур, а напротив, становиться активным и главным участником борьбы.

Памятка шахматисту по игре в эндшпиле:

1. Помни, что король в эндшпиле сильная фигура. Он выходит из своего укрытия и занимает активную позицию чтобы: нападать на фигуры противника, не пропускать вперёд чужого короля или оттеснять его на худшую позицию к краю доски, помогать своим пешкам пройти в ферзи.

2. Стремись к инициативе (нападай и создавай угрозы), ограничивая, таким образом, свободу действия партнёра.

3. Старайся сохранить пешки.

Существуют различные шахматные окончания: коневые(когда на доске остаются кони, короли и пешки), слоновые (слоны, короли и пешки), ладейные, ферзевые, пешечные.

Пешечные эндшпили (окончания). В пешечных окончаниях на доске остаются короли и пешки. Основным способом выигрыша в таком окончании является проведение своей пешки в ферзи. К этому стремятся обе стороны.

Пешка, на пути которой к полю превращения нет пешек партнёра, называется проходной пешкой. Фактически вокруг неё и строится вся игра.

Основная цель в пешечном эндшпиле — с помощью разменов или взятия образовать проходную пешку и продвинуть её как можно дальше к полю превращения, а в идеале провести её в ферзи.

Позиция 1. Белые: Крd5 пп. a4 d4 g3 g5

                Чёрные: Крd7 пп. a5 b6 f7 g6 h7

 В этой позиции белая пешка d4 является проходной, белые пешки g3 g5 – сдвоенные, черные пешки b6 f7 h7 – отсталые.

Отсталая пешка – пешка, которая на пути к полю превращения не может быть поддержана другими пешками при их наличии на соседних вертикалях. Например, в нашей позиции пешка h7 не может быть поддержана пешкой g6.

Сдвоенные пешки – пешки одного цвета расположенные друг за другом на одной вертикали.

Сдвоенные и отсталые пешки слабые (хотя есть позиции в миттельшпиле, когда сдвоенные пешки весьма неплохо работают), особенно в эндшпиле. Им трудно дойти до поля превращения и помочь сделать это другим пешкам они зачастую не могут. Избегайте появления у себя сдвоенных пешек в эндшпиле.

Правило квадрата.

В эндшпиле основную угрозу зачастую создаёт проходная пешка соперника. Иногда за неё даже фигуру свою отдают, лишь бы не прошла. А что делать, когда эндшпиль пешечный? В этом случае, как мы уже говорили, основной игровой фигурой на доске становится король.

Вопрос в том, сумеет ли король нагнать и побить неприятельскую пешку. Для того, чтобы не терять зря силы а сразу определить, стоит ли вообще сопротивляться существует правило квадрата. Оно гласит: король, входящий в квадрат пешки партнёра или уже находящийся в нём, догонит проходную пешку.

Чтобы определить находится ли король в квадрате, подсчитайте, сколько ходов осталось проходной пешке до поля превращения, а затем отсчитайте в сторону такое же количество полей. Получится квадрат, посмотрите, находится ли в нём король.

 

На диаграмме выше король не в квадрате и не сможет догнать белую пешку. К тому же белые наверняка сделают ход а2 – а4, у чёрных шансов нет.

 

А на этой диаграмме белый король в квадрате и успеет перехватить чёрную пешку.

 

Но есть позиции, в которых успех той или иной стороны, зависит от очерёдности хода. (Смотри ниже)

 

Допустим, что сейчас ход чёрных. Король идёт на f4 и легко догоняет пешку.

А если ход белых?

Поставьте эту позицию на игровую доску и попробуйте сыграть сначала чёрными (сделав первый ход), потом белыми (также сделав первый ход).

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.